которых не имели непосредственного отношения к развитию муниципального хозяйства, отнимали свыше половины средств городских бюджетов, уменьшение их объемов происходило слабыми темпами.
Таким образом, в результате проведения муниципальной реформы 1870 г. в Енисейской губернии городскому самоуправлению была предоставлены относительно широкие полномочия в управлении городским хозяйством, но вместе с тем была ограничена его финансовая самостоятельность.
Законодательно установленный максимальный предел взимания городских налогов, слабые темпы промышленного роста, преимущественно аграрный характер экономики городов, бедность его населения — все это лишало муниципальные бюджеты возможности увеличения доходных статей. Свыше половины всех бюджетных средств отнимало финансирование местных органов государственного управления — полиции, пожарной службы, тюрем, армии и др., носившее обязательный характер. В итоге органы городского самоуправления имели крайне скудные финансовые возможности в развитии системы муниципального хозяйства, что отражалось на неразвитости инфраструктуры, антисанитарном состоянии городов, росте преступности и социальной напряженности.
Список литературы:
m 1. Енисейские губернские ведомости. — 1876. — 21 февр.; 15 мая; 12 июня; 1877. — 8 янв.
^ 2. Нардова, В.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX — начале
к XX века / В.А. Нардова. — СПб. : Наука, 1994. — 157 с.
3. Городовое положение со всеми относящимися к нему узаконениями, судебными и правительственными разъяснениями / сост. М.И. Мыш. — СПб., 1890.
4. Кускашев, Д.В. Исторический опыт взаимодействия городского самоуправления Енисейской губернии и общественности в организации медицинской помощи населению (1870—1917) // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. — 2015.
I — № 19. URL: vsoa.esrae.ru/185-933 (дата обращения: 25.03.2016). ь 5. Енисейские губернские ведомости. — 1876. — 27 февр.; 8 мая; 12 июня; 1877. — 8 янв.
g 6. Енисейские губернские ведомости. — 1892. — 7 марта, 14 марта; 28 марта; 4 апр.; 1893. —
с 9 янв.; 16 янв.
ш
gc С.Н. Гринберг, S.N. Greenberg,
доцент кафедры земельного права и associate Professor
iz
экологических экспертиз юридического Department of land rights and 118 института Красноярского environmental impact assessments Law
--государственного аграрного Institute Krasnoyarsk State Agricultural
университета University
<o
о О проблемах, возникающих при подготовке
межевых планов застроенных земельных участков на землях населенных пунктов
Аннотация: актуальность статьи обусловлена тем обстоятельством, что после введения в действие Градостроительного кодекса РФ в стране проводится объемная работа по его развитию и совершенствованию правоприменительной практики, с целью законодательного обеспечения вопросов формирования рынка доступного жилья. Целью работы является выявление, обоснование и поиск возможного решения насущных проблем, возникающих при образовании земельных участков под суще-
0J
ствующими зданиями и сооружениями на землях населенных пунктов, что связано с существенными изменениями в земельном и градостроительном законодательстве, введенными после 1 марта 2015 г. Достижению поставленной цели способствовало решение нескольких задач. И в том числе анализ жилищного, налогового, гражданского, земельного законодательства. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализа, синтеза) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Автор делает вывод о том, что для того чтобы земли населенных пунктов для жилищного строительства использовались эффективно, в их упорядочении и рациональном распределении должны быть одинаково заинтересованы и администрация, и собственники жилых помещений в многоквартирных домах, и организации-застройщики. Важнейшим вопросом остается вопрос межевания, т. к. проведение межевания застроенных территорий точно определяет земельные участки как объекты застройки, их правообладателей и обеспечивает защиту как муниципальной, так и частной собственности на землю.
Ключевые слова: земельные участки, межевание, межевые планы.
About a problems arising in the preparation of survey plans of land built on the lands of
■a
о
settlements H
H "O
XI
Abstract: relevance of articles due to the fact that after the entry into force of the Town Planning Code u e
of the country carried out the bulk of its work on the development and improvement of law enforcement in ® X
order to ensure that the legislative issues of formation of market affordable housing. The aim is to identify, | -
study and search for possible solutions to pressing problems in the formation of land under existing buildings H o
and structures on the lands of settlements and the emergence of which is dictated by the significant changes X H in the land and town planning legislation, introduced after 01.03.2015 year. The achievement of this goal
contribute to the solution of several problems. And including housing analysis, tax, civil and land legislation. S 5
в
The implementation of the tasks has been achieved with the help of general scientific (dialectical analysis, ^ u synthesis) and private-scientific methods (formal and legal, comparative legal). The author concludes that § = in order to land the settlements are used effectively for housing, their ordering and rational distribution a u should be equally concerned and the administration, and owners of premises in apartment buildings, and u ^ organizations-developers. The most important issue is the question of surveying as well as carrying out surveying built-up areas precisely defines land as objects of development, their respective owners, and protects both public and private ownership of land.
з d
я т х о ш
Keywords: land surveying, boundary plans. с ф
Л м
еж
Сне
момента введения в действие Градостроительного кодекса РФ было z £ принято более 35 федеральных законов с целью законодательного обеспечения у П формирования рынков доступного жилья. Это Жилищный кодекс Российской Т Н Федерации, а также дополнения и изменения в Налоговый, Гражданский, В В Земельный кодексы Российской Федерации и иные нормативные акты, установившие несколько упрощенный порядок согласования и реализации инвести- цд
ционных проектов, обеспечение условий для образования и комплексной подго- -
товки земельных участков под жилую застройку. При этом определены условия предоставления земельных участков в долгосрочную и краткосрочную аренду, в ^ том числе с использованием конкурсных процедур, а также безвозмездное поль- -зование в соответствии с установленными условиями в Земельном кодексе РФ [1]. |
Граждане, а также юридические лица, желающие получить права на земельные участки для жилищного строительства, могут обратиться в уполномоченный орган с заявлениями об утверждении схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 11.10 Земельного кодекса РФ). Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным
и
органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 39 Кодекса.
Согласно статье 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок в существующей застройке, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав дома объекты, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме [2]. Земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимости, сформированный до введения в действие Жилищного кодекса РФ, поставленный на государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников квартир.
Образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или местного самоуправления, уполномоченными на эти действия. После введения в действие ЖК РФ многоквартирные дома принимаются в эксплуатацию после установления площади и границ земельных участков, на которых расположен такой дом.
Эта общая правовая посылка требует более детального рассмотрения в контексте установленного земельно-кадастрового процесса.
Установленный порядок выполняется не совсем просто. В прежние годы ^ законодательство просто не содержало детально установленных кадастровых ^ процедур. Несоответствие ранее действовавшего порядка по предоставле-к нию земельных участков для жилищного строительства новым положениям требует постепенного их внедрения в практику регулирования земельных ш отношений в строительстве, что порождает некоторые проблемы.
Во-первых, необходимо отметить, что действующее законодательство содержит множество технических терминов, таких как «инвентаризация», <5 «межевание», «проектирование» и др. Однако особое внимание Земельный, Градостроительный кодексы Российской Федерации уделяют техническим терми-^ нам, использующимся при решении вопросов межевания. В федеральном законо-^ дательстве, в том числе в ЗК РФ, отсутствует определение понятия «межевание». к В ранее действовавшей ст. 17 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ т «О землеустройстве» было установлено, что межевание представляет собой ш работы по установлению на местности границ муниципальных образований с и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их ко-120 ординат. В настоящее время это положение Закона отменено. Однако межевание
- объектов землеустройства должно осуществляться и осуществляется на основе
сведений государственного кадастра недвижимости, землеустроительной и гра-?? достроительной документации. Установлено, что проект межевания территории ° включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: N 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
3) границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков;
4) границы территорий объектов культурного наследия;
5) границы зон с особыми условиями использования территорий;
6) границы зон действия публичных сервитутов.
Из этого следует, что закон обозначает этап, предшествующий межеванию («межевание... осуществляется на основе документации...»), что означает необходимость сбора и анализа документации, выполненной в прежнее время, а также что межевание фактически является совокупностью технических работ на местности.
Действующее законодательство установило требование по выполнению взаимообусловленных действий специалистов в сфере межевания земельных участков для целей строительства с подготовкой градостроительный планов на земельный участок, предназначенный под застройку. Это обязательные и многоэлементные действия по подготовке документов в установленных формах, где указываются границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ земельного участка ы для определения мест допустимого размещения зданий, границы зоны пла- Т нируемого размещения объектов капитального строительства. о 0
Таким образом, градостроительный план земельного участка должен § включать следующие элементы: границы земельного участка; границы зон * О действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного | | участка для определения мест допустимого размещения зданий; границы Л " зоны планируемого размещения объектов капитального строительства и т. п. ы§
По совокупности норм существующего градостроительного законода- у к
тельства понятие «межевание» определяется как комплексное действие, со- ид
Т щ
стоящее из двух этапов: 0 |
1) планировка межевания — осуществляется на бумаге посредством подготовки и утверждения документации (проектов);
2) проведение землеустроительных работ по выносу на местность границ зе- | § мельных участков на основе и в соответствии с градостроительными планами. | |
Форма градостроительного плана установлена Приказом Министерства и £
регионального развития РФ от 10 мая 2011 г. [3]. О 1
Следовательно, в ЗК РФ и в Федеральный закон «О землеустройстве» необ- § ^
ходимо внести соответствующие дополнения и изменения с целью определения | ы
понятия «межевание» и его места в современном градорегулирующем процессе. у 0
Во-вторых, проблема возникает при оценке исходной ситуации в случае т §
предоставления земельных участков под многоквартирным домом в суще- ° ° ствующей застройке.
В частях 3, 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие 121
Жилищного кодекса Российской Федерации» определяется, что в случае -
отсутствия документов по образованию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, на основании решения общего собрания собственников жилых помещений лицо, уполномоченное собранием, вправе
1 и
и *
О
а
обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления | с заявлением о формировании земельного участка. ^
Совершенно очевидно, что вопрос важен с точки зрения определения ^ площади земельного участка, передаваемой бесплатно в собственность жителям этих домов, а также дальнейшего его налогообложения. Анализ этой нормы приводит к следующим выводам:
1. «Образование земельного участка» означает осуществление землеустроительных действий по выносу на местность его границ и постановке этого участка на государственный кадастровый учет на основе землеустроительной документации, однако землеустроительные действия по выносу границ участков могут осуществляться только на основании проекта плана земельного участка, т. е. подготовка проекта плана не входит в определение понятия «образование земельного участка».
2. Закон обязывает органы местного самоуправления проводить землеустроительные действия и постановку участков на кадастровый учет за счет бюджета. Однако подготовка проекта плана земельного участка не означает проведение работ по подготовке проекта межевания, но подготовка проекта межевания является обязательным действием, которое не подпадает под определение ст. 16 указанного Федерального закона. Это соображение, на наш взгляд, является самым главным.
Сегодня указанные положения выполнить невозможно, поэтому можно констатировать наличие пробела в законодательстве.
В-третьих, ЗК РФ содержит понятие «земли общего пользования», т. е. земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ). Это территории общего пользования, границы которых зафиксированы красными линиями по проектам планировки, а также территории в границах зон действия публичных сервитутов (проезды, проходы, объекты инженерно-технического обеспечения и т. д.). Анализ жилищного ш и земельного законодательства выявляет разночтения в трактовке понятий таких земельных участков, поэтому для исключения множественности неоправданных ^ сервитутов и судебных процессов необходимо ввести новый термин, который <5 точно определял бы невозможность включения в границы земельных участков
для многоквартирных домов части земельных участков «публичных» земель. ^ В-четвертых, на практике широко распространено определение земель-^ ных участков под существующими объектами по внешнему контуру зданий к «по отмостке». При этом: а) не разрабатываются проекты межевания, и не т ставится задача их разрабатывать; б) создается ситуация, когда прилегаю-
ш щие к зданию территории продолжают использоваться по назначению (для £
X
со
к
прохода, проезда и т. д.), но юридически эти земельные участки остаются «ничьей» территорией, т. е. не облагаются налогом и номинально являются 122 объектом для использования неограниченным кругом лиц.
- Возникают вопросы о правомерности выделения земельных участков по
контуру существующих зданий и соответствии этой практики существующему законодательству. Пункт 2 ст. 35 ЗК РФ прямо указывает: «площадь части земельного участка, занятая зданием или сооружением и необходимая N для их использования».
Таким образом, сложившаяся практика по определению границ земельных участков под зданиями и сооружениями «по отмостке» противоречит нормам федерального законодательства.
В практических действиях по образованию земельных участков по контуру существующих зданий участвуют два заинтересованных субъекта — местная администрация и собственники зданий. Кто же заинтересован в определении
(О
о
сч
границ земельных участков под зданиями по отмостке? Вероятно, тот, кто будет уверен, что ему на долгое время будет гарантировано право бесплатно использовать чужую землю. Такая ситуация может сложиться при нежелании или неумении подготавливать, согласовывать и утверждать проекты межевания застроенных территорий для их упорядочения путем выделения подлинных земельных участков с одновременной привязкой их к субъектам права. Второй причиной может быть неправильная целевая установка субъектов на то, что неопределенная ситуация сохранится надолго ввиду отсутствия административных решений о значимости прилегающих к зданиям территорий.
Для того чтобы земли населенных пунктов для жилищного строительства использовались эффективно, в их упорядочении и рациональном распределении должны быть одинаково заинтересованы и администрация, и собственники жилых помещений в многоквартирных домах, и организации-застройщики.
Проведение межевания застроенных территорий точно определяет земельные участки как объекты застройки их правообладателей и обеспечивает защиту как муниципальной, так и частной собственности на землю. Межевание — один из важнейших элементов формирования и комплексной подготовки земельных участков под жилую и иные виды застройки.
Список литературы:
1. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015—2020 годы : постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 (в ред. от 25 августа 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. — № 5, ст. 739.
2. О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации : федеральный закон РФ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (в ред. от 28 февраля 2015 г., с изм. от 24 марта 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. — № 1, ч. 1, ст. 15.
3. Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка : приказ Минрегиона России от 10 мая 2011 г. № 207 (зарегистрировано в Минюсте России 24 мая 2011 г. № 20838) // Российская газета. — 2011. — 8 июня.
М.В. Григорьева,
кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз юридического института Красноярского государственного аграрного университета
M.V. Grigoryeva,
Candidate of Law, Associate Professor, Krasnoyarsk State Agrarian University tgpnsv@mail.ru
Правовая политика в области использования и охраны земель
123
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы правового регулирования государственной политики в области использования и охраны земель (земельной политики) на федеральном и региональном уровне на примере Красноярского края. Критически анализируется государственная земельная политика в части перспективы отмены деления земель на категории и определения правового режима через территориальное планирование и разрешенное использование земель. Цель работы состоит в