Научная статья на тему 'О проблемах возбуждения уголовных дел'

О проблемах возбуждения уголовных дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
841
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ПОВОД ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / СУДОПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рылков Дмитрий Владимирович

Стадия возбуждения уголовного дела является первоначальным этапом уголовного судопроизводства. Ни одно уголовное дело не может ее миновать. Значение стадии возбуждения уголовного дела очень велико, так как она играет в уголовном процессе роль «фильтра», ограждающего последующие этапы уголовного судопроизводства от рассмотрения фактов, которых в реальности не было или которые не являются преступными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах возбуждения уголовных дел»

Рылков Дмитрий Владимирович - адъюнкт Хабаровского пограничного института ФСБ России, ст. лейтенант (г. Хабаровск)

О проблемах возбуждения уголовных дел

Д. В. Рылков

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве (в связи с началом производства по уголовному делу) употребляется понятие «возбуждение уголовного дела». Содержание данного термина в УПК РФ не раскрывается. Между тем, теория уголовного процесса определяет его как сложное процессуальное понятие, имеющее несколько смысловых значений, показывающих его сущность с различных сторон. Итак, под «возбуждением уголовного дела» можно понимать:

- уголовно-процессуальный институт, нормы которого определяют условия, порядок и иные обстоятельства возникновения уголовного дела;

- целый этап уголовного процесса, состоящий из действий и отношений, которые имеют место соответственно закону при принятии, рассмотрении и разрешении первичных сведений о преступлении;

- отдельный процессуальный акт (однократное процессуальное действие), выражающийся в вынесении надлежащими должностными лицами решения о том, что по данному конкретному общественно опасному деянию начинается уголовное дело [1].

Наиболее часто в юридической литературе под возбуждением уголовного дела понимается самостоятельная стадия уголовного процесса, в которой уполномоченные на то должностные лица решают вопрос о наличии или отсутствии в поступивших к ним материалах о преступлении поводов и оснований к началу производства по уголовному делу [2].

Стадия возбуждения представляет собой «барьер», препятствующий проникновению в уголовное судопроизводство событий, не влекущих за собой уголовную ответственность. Хотя стоит отметить, что немаловажное значение имеет и «незамедлительное реагирование на каждый действительный преступный факт» [3].

Возбуждение уголовного дела для дознавателей пограничных органов ФСБ России представляет серьезное средство формирования пограничной политики в приграничных районах Российской Федерации, направленной на защиту территориальной целостности государства, ее экономических и экологических основ, защиту жизненно важных интересов личности и общества. Невозбуждение или несвоевременное возбуждение уголовного дела может привести к сокрытию преступлений; к утрате доказательств, без которых станет сложнее или даже невозможно установление истины по делу дознавателями пограничных органов дознания; несвоевременному принятию мер по розыску лиц, совершивших преступление. А, следовательно, такие лица будут иметь возможность продолжать свою преступную деятельность, что существенно ущемит интересы государства и права граждан, пострадавших от преступлений. Тем самым, будет подорван авторитет пограничников органов

ФСБ России, создастся впечатление об их профессиональной некомпетентности. В свою очередь, законное и обоснованное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное соответствующими должностными лицами пограничных органов, нередко снимает с граждан незаслуженное подозрение в совершении преступления, предотвращает судебные ошибки, избавляет дознавателей от ненужной работы. Стадия возбуждения уголовного дела позволяет дознавателям пограничных органов, после принятия в законном порядке решения о возбуждении уголовного дела, осуществлять следственные действия, применять меры процессуального принуждения, предусмотренные УПК РФ. В этом плане возбуждение уголовного дела выступает правовой предпосылкой для предварительного расследования, осуществляемого дознавателями пограничных органов ФСБ России.

Для предварительного расследования в форме дознания, осуществляемого соответствующими должностными лицами пограничных органов, стадия возбуждения уголовного дела состоит в определении возможности начала производства по уголовному делу.

Исходя из смысла ч. 1 ст. 146 УПК РФ, обязательным условием возбуждения уголовного дела является наличие законного повода и основания. Только при наличии повода складываются соответствующие правоотношения, направленные на разрешение поступившего сообщения о преступлении. Повод в любом случае побуждает пограничные органы дознания приступить к его рассмотрению. Но непосредственно решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производстве расследования будет зависеть от наличия основания (достаточных данных, указывающих на признаки преступления). Только при единстве этих двух условий - повода и основания будут законны и обоснованны решения о начале уголовного судопроизводства.

В соответствии с ч.1 ст. 140 УПК РФ, поводами для возбуждения уголовного дела являются: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Как справедливо отмечает Е. Н. Казилов «в определении поводов к возбуждению уголовного дела законодатель сделал шаг назад по сравнению с ранее действовавшим уголовно-процессуальным законом. Не вызывает сомнения, что заявление о преступлении и явка с повинной - это самостоятельные поводы к возбуждению уголовного дела. В нормах УПК РФ они получили определенную детализацию, и поэтому вряд ли возникнут затруднения в правоприменительной деятельности. В то же время, такой повод к возбуждению уголовного дела, как сообщение о совершенном или готовящемся преступлении (поступившее из иных источников), не получивший конкретизации в нормах УПК, вызывает неоднозначное толкование на практике» [4]. В ст. 143 УПК РФ указано, что сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в ст. 141 и ст. 142 УПК РФ, принимается лицом, к которому поступило данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. То есть, по смыслу закона, рапорт

является формой закрепления сообщения о преступлении, предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ.

Изучение уголовных дел и «отказных» материалов дальневосточных подразделений дознания пограничных органов, проведенное автором статьи в 2007 - 2008 году, показало, что в 1% случаев поводами для возбуждения уголовного дела служили заявления граждан; в 0,3% - явка с повинной и в 98,7% - сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, облеченное в форму рапорта об обнаружении признаков преступления. Таким образом, в пограничных органах (в подавляющем большинстве случаев) поводом для возбуждения уголовного дела выступает рапорт об обнаружении признаков преступления.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ, дознаватель обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Исходя из положений, закрепленных в данной статье, можно выделить три этапа в деятельности дознавателей пограничных органов по рассмотрению сообщения о преступлении, направленных на определение возможности начала производства по делу: прием сообщения о преступлении; проверка сообщения о преступлении; принятие правового решения по результатам проверки сообщения о преступлении.

Следует отметить, что в УПК РФ содержатся общие нормы, регламентирующие процедуру приема сообщения о преступлении, что, на наш взгляд, не способствует укреплению законности на стадии возбуждения уголовного дела. Так, например, помимо обязанности компетентных органов и должностных лиц принять сообщение о преступлении, законодатель в УПК РФ закрепляет лишь правило, в соответствии с которым заявителю выдается документ о принятии такого сообщения [5], а также положение о возможности обжалования отказа в возбуждении уголовного дела прокурору или в суд [6]. Не находят своего отражения в нормах УПК РФ ни процедура принятия заявления о преступлении, сообщения о преступлении, ни форма упомянутого документа. Это обстоятельство, позволяет судить о том, что регулирование законодателем положений УПК РФ, касающихся процедуры приема сообщения о преступлении, является недостаточным и может служить причиной многочисленных нарушений при приеме сообщений о преступлении правоприменителем. В некоторой степени недостающие положения УПК РФ, касающиеся порядка принятия сообщения о преступлении, восполняются ведомственными нормативными актами, которые конкретизируют установленные уголовно-процессуальным законом правила приема, регистрации, проверки и рассмотрения сообщений о преступлениях. Так, Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН № 399 от 29.12.2005 г. «О едином учете преступлений» [7] введено в действие «Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях» (далее -Типовое положение), разработка которого была обусловлена имеющимися в

правоохранительных органах различиями в порядке приема, регистрации и проверки информации о преступлении. В соответствии с п. 3 Типового положения, федеральные органы, утвердившие данное положение, с учетом специфики и особенностей своей деятельности вправе издавать ведомственные инструкции по вопросам приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и ведомственного контроля за этой деятельностью, не противоречащие федеральным законам и данному положению. В частности, в системе ФСБ России действует инструкция по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, утвержденная Приказом ФСБ России от 16 мая 2006 г. № 205 (далее - Инструкция). Она регламентирует деятельность органов ФСБ России (в том числе и пограничных органов) по организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности. Так, в Инструкции установлен порядок приема, регистрации, проверки принятых сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, в зависимости от содержания и способа поступления в органы ФСБ России.

Как уже было отмечено, УПК РФ не регламентирует обязанность регистрации сообщений о преступлениях и не определяет ее порядок [8], что на практике приводит к отсутствию единообразной процедуры оформления сообщений о преступлениях. Но на необходимость регистрации и учета поступающей информации о преступных действиях указывают ведомственные нормативно-правовые акты. Однако подобная регламентация, по нашему мнению, не в полной мере компенсирует отсутствие положения, закрепляющего обязанность и порядок регистрации сообщения о преступлении в УПК РФ. Представляется целесообразным в уголовнопроцессуальном законе закрепить обязательность регистрации сообщения о преступлении, что придаст данной деятельности процессуальный характер и будет способствовать укреплению законности при рассмотрении сообщений о преступлениях. Таким образом, ч. 1 ст. 144 УПК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «Дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, зарегистрировать и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения».

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ, на дознавателей пограничных органов возлагается обязанность не только принять, но и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Необходимо отметить, что законодатель при этом не делает какого-либо указания на полноту информации или характер совершенного деяния, обязывая проверить каждое поступившее сообщение. Тем самым, проверка является обязательным элементом уголовно-процессуальной деятельности по рассмотрению сообщения о преступлении в каждом конкретном случае, а не только, когда

полученные сведения недостаточны или вызывают сомнения для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом [9]. Так, по данным проведенного автором статьи анализа уголовных дел и «отказных материалов», проверка сообщения о преступлении дознавателями проводилась в 90% случаев при принятии решения о возбуждении уголовного дела и в 100% случаев при принятии решения в отказе в возбуждении уголовного дела. Проверка сообщений о преступлениях, несмотря на обязательный характер, производится в различном объеме в зависимости от конкретной ситуации. В одних случаях она может заключаться в изучении, анализе и оценке имеющихся первоначальных фактических данных, а в других - в производстве предусмотренных законом процессуальных действий с целью установления дополнительных обстоятельств, необходимых для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в нем.

УПК РФ, устанавливая обязательность проверки, не определяет, с использованием каких способов она должна проводиться. Говорить о полном отсутствии способов проверки первичных материалов нельзя, так как их можно выявить, проанализировав правовые нормы УПК РФ в целом. Справедливо отмечает В.В. Артемова, что если в уголовно-процессуальном законе «указывается на отдельные способы выявления обстоятельств, имеющих значение для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела», то «зачастую умалчивается о том, какова их процессуальная форма, механизм реализации» [10]. Несомненно, законодателем закреплены положения,

позволяющие при рассмотрении сообщения о преступлении осуществлять такие проверочные действия, как: требования, поручения и запросы,

предъявляемые для исполнения учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ); требование производства документальных проверок, ревизий, привлечение специалистов к участию в них (ч. 1 ст. 144 УПК РФ); требование передачи документов и материалов по сообщению, распространенному в средствах массовой информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ); в случаях, не терпящих отлагательства, проведение осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Но неясность форм соответствующих процессуальных актов и порядка их осуществления, отсутствие четкого перечня способов проверки на практике ведет к отсутствию единой процедуры проведения проверочных действий, усложнению процессуальной деятельности дознавателей пограничных органов, а иногда - и к нарушению прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

К сожалению, в УПК РФ отсутствует указание на возможность получения объяснений в ходе проверки сообщения о преступлении. Однако практика показывает, что проверка сообщения о преступлении в большинстве случаев сопровождается именно получением объяснений. Так, по результатам анализа уголовных дел и «отказных» материалов, изученных автором статьи, видно, что объяснения дознавателями пограничных органов получались в 90% уголовных дел и в 100% «отказных» материалов. Данные исследования подтверждают важность и необходимость указанного способа, без применения

которого во многих случаях невозможно обеспечить полноту проверки сообщения о преступлении.

При проведении проверки сообщения о преступлении зачастую невозможно принять обоснованное решение по существу без наличия определенных предметов и документов, которыми могут быть: документы со следами исправлений, орудия преступления, объекты преступного посягательства и т. п. Требуемые объекты должны быть получены в ходе проверки сообщения о преступлении, при установлении признаков преступления, необходимых для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела.

На практике документы и предметы дознаватели пограничных органов истребуют на основании ч. 4 ст. 21 УПК РФ. Действительно, в данной норме закреплена обязанность учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан выполнять требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий. Однако процессуальные полномочия перечисленных субъектов по истребованию предметов и документов при осуществлении проверки сообщения о преступлении в уголовно-процессуальном законе четко не закреплены. В связи с чем, представляется целесообразным отразить в нормах УПК РФ такой самостоятельный способ проверки сообщения о преступлении, как истребование предметов и документов. С учетом вышеизложенного, в целях правильного понимания и единообразного правоприменения, способы проверки сообщения о преступлении необходимо перечислить в ч. 1 ст. 144 УПК РФ, для чего изложить в следующей редакции: «.... При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов, отбирать объяснения, истребовать и получать предметы и документы».

Как уже было отмечено, истребование предметов и документов является важным проверочным способом, осуществляемым на первоначальном этапе уголовного судопроизводства. Вместе с тем, невозможность принудительного истребования материалов, необходимых для разрешения вопроса о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела, и отсутствие процессуальной ответственности за их непредставление во многом осложняют эффективность и оперативность проверки сообщения о преступлении, что влечет нарушение установленных законодателем сроков. Представляется, что возможность применения отдельных элементов принуждения в ходе проверки сообщения о преступлении при отказе представить истребуемые предметы или документы повысила бы ее эффективность, для чего ч. 4 ст. 21 УПК РФ необходимо дополнить следующим положением: «Отказ учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами от исполнения требований, поручений и запросов прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».

Рассматривая вопрос о проверке сообщений о преступлении, следует остановиться на следственных действиях. По общему правилу производство

следственных действий до возбуждения уголовного дела недопустимо. Но ранее УПК РФ предусматривал возможность проведения осмотра места происшествия, освидетельствования и назначения судебной экспертизы. Но с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 12.04.2007 № 47-ФЗ о возможности проведения освидетельствования и назначения судебной экспертизы была упразднена.

В настоящее время дознавателями пограничных органов достаточно часто применяется осмотр места происшествия, производимый с целью установления наличия или отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Возможность его проведения до возбуждения уголовного дела в случаях, не терпящих отлагательства, регламентирована ч. 2 ст. 176 УПК РФ. Необходимо отметить, что в практике дознавателей пограничных органов встречаются случаи, когда местом происшествия является жилище. В ч. 5 ст. 177 УПК РФ содержится положение, разрешающее осуществлять осмотр жилища только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Но при этом не определяется, требуется ли такое согласие, если жилище является местом происшествия [11]. Для устранения дуалистического толкования необходимости получения согласия должностными лицами компетентных органов при производстве осмотра жилища, являющегося местом происшествия, у лиц, проживающих в нем, целесообразно дополнить п. 5 ст. 177 УПК РФ следующим положением: «Если местом происшествия является жилище, то его осмотр возможен и без согласия лиц, проживающих в нем, о чем делается соответствующая запись в протоколе».

Таким образом, исходя из вышеизложенного, представляется, что возбуждение уголовного дела как части досудебного производства лишь тогда сыграет свою положительную роль в уголовно-процессуальной деятельности не только дознавателей пограничных органов, но и других правоохранительных структур, когда оно представит собой упорядоченную и конкретизированную систему действий и решений, осуществляемых на первом этапе уголовного судопроизводства.

Мы считаем, неприемлемым дальнейшее законодательное расширение круга следственных действий, допускаемых на стадии возбуждения уголовного дела, так как это приведет к необоснованным ограничениям прав и свобод личности, размыванию границ между возбуждением уголовного дела и другими стадиями уголовного процесса. Однако сказанное не исключает необходимости дальнейшего совершенствования уже имеющихся способов проверки сообщения о преступлении. В УПК РФ также необходимо детально регламентировать порядок реализации и процессуального оформления указанных выше способов проверки с учетом внесенных автором статьи предложений.

Литература и источники:

1. Гаврилов, А. К. Законность и обоснованность возбуждения уголовного дела в советском уголовном процессе / А. К. Гаврилов, В. А. Стремовский. - Ростов-на-Дону, 1968. - С. 12 - 15; Жогин, Н. В. Возбуждение уголовного дела / Н. В. Жогин, Ф. Н. Фаткуллин. - М. : Госюриздат, 1961. - С. 7; Павлов, Н. Е. Производство по заявлениям, сообщениям о преступлениях : учебное пособие / Н. Е. Павлов. - Волгоград, 1979. - С. 5.

2. Михайленко, А. Р. Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе / А. Р. Михайленко. - Издательство Саратовского университета. - 1975. - С. 5.; Гаврилов, А. К. Законность и обоснованность возбуждения уголовного дела в советском уголовном процессе / А. К. Гаврилов, В. А. Стремовский. - Ростов-на-Дону, 1968. - С. 12 - 15; Кареев, Д. С. Возбуждение и расследование уголовных дел / Д. С. Кареев, Н. М. Савгирова. - М. : Высшая школа. - С. 3; Павлов, Н. Е. Производство по заявлениям, сообщениям о преступлениях : учебное пособие / Н. Е. Павлов. -Волгоград, 1979. - С. 5.

3. Жогин, Н. В. Возбуждение уголовного дела / Н. В. Жогин, Ф. Н. Фаткуллин. - М. : Госюриздат, 1961. - С. 44.

4. Казилов, Е. Н. Поводы к возбуждению уголовного дела: юридическая природа, система, пути совершенствования / Е. Н. Казилов // Уголовное судопроизводство. - 2007. - № 2.

5. УПК РФ. - Ч. 4. - Ст. 144.

6. УПК РФ. - Ч. 5. - Ст. 144.

7. Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС

России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780,

Минэкономразвития России № 353, ФСКН № 399 от 29.12.2005 г. «О едином учете преступлений» //Российская газета. - 2006. - № 13.

8. О регистрации упоминается лишь в п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, где определяются полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам, а именно: проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

9. Аналогичной точки зрения придерживаются: Березина, Л. В. Доказывание в стадии возбуждения уголовного дела по УПК Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук / Л. В. Березина. - Саратов, 2003. - С. 118; Артемова, В. В. Стадия возбуждения уголовного дела: процессуальные особенности и правовая регламентация действий правоохранительных органов: дис. ... канд. юрид. наук /В. В. Артемова. - Владимир, 2004. - С. 137.

10. Артемова, В. В. Стадия возбуждения уголовного дела : Процессуальные особенности и правовая регламентация действий правоохранительных органов: дис. ... канд. юрид. наук / В. В. Артемова. -Владимир. - 2004. - С. 140.

11. УПК РФ строго разделяет осмотр места происшествия, осмотр местности, осмотр жилища, осмотр иного помещения и осмотр предметов и документов. - УПК РФ. - Ч. 1. - Ст. 176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.