Научная статья на тему 'О проблемах реализации административной реформы в России'

О проблемах реализации административной реформы в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
820
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА / ADMINISTRATIVE REFORM / THE REORGANIZATION OF THE SYSTEM OF STATE ADMINISTRATION / GUARANTEE AND THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS AND FUNDAMENTAL FREEDOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронина Ирина Аркадьевна

Статья посвящена «административной реформе» в современной России, направленной на обеспечение и защиту прав и свобод человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEMS OF THE ADMINISTRATIVE REFORM REALIZATION IN RUSSIA

The article is dedicated to administrative reform in modern Russia, directed toward the guarantee and the protection of human rights and fundamental freedoms.

Текст научной работы на тему «О проблемах реализации административной реформы в России»

Воронина И.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

Статья посвящена «административной реформе» в современной России, направленной на обеспечение и защиту прав и свобод человека.

Ключевые слова: административная реформа, реорганизация системы государственного управления, обеспечение и защита прав и свобод человека.

Главный вопрос современной России -ее становление как динамично развивающегося государства. Достижение этой цели невозможно без эффективного функционирования системы управления страной, поэтому проведение административной реформы, ее реализация является необходимым условием развития российской государственности. Административная реформа в целом направлена на формирование успешно действующей системы государственного управления, оптимального соотношения гражданского общества и власти, нового облика государственных служащих, первоочередной задачей которых являются обеспечение и защита прав и свобод человека.

Термин «административная реформа» имеет несколько значений. В широком смысле слова под административной реформой понимается реорганизация системы государственного управления. В узком смысле слова административная реформа - это реорганизация деятельности чиновничества, государственных органов для повышения эффективности их работы.

В конце XX в. многие государства проводили крупномасштабные реформы государственного управления - США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Китай, Австралия, Бразилия, Венгрия, Нидерланды, Польша, Финляндия и др. Поэтому вполне целесообразно то, что Россия в ходе своей реформы активно использует опыт других государств. Органы исполнительной власти Российской Федерации тесно сотрудничают с представителями международных организаций в рамках осуществления технической помощи в сфере реформ государственного управления. На базе Всемирного банка создан Секретариат партнеров по развитию в области реформ государственного управления в России, задача которого заключается в координации программ

технического содействия и международного сотрудничества в сфере административной, бюджетной реформ и реформы государственной службы. Известно, что при подготовке реформы отечественные эксперты и специалисты во многом ориентировались на опыт США и Великобритании. Конечно, при этом, думается, следует учитывать и специфику нашей страны, а также позитивный опыт, накопленный в рамках предыдущей системы государственного управления.

Практически административная реформа в России начала реализовываться с 2003 г., но подготовительные работы велись еще с 90-х годов. Так, в 1996-1998 гг. были подготовлены 12 вариантов Концепции административной реформы. В качестве основных разрабатываемых элементов обозначались следующие: гражданин и власть; исполнительная власть: новые функции; проблемы государственной службы; коррупция в системе государственного управления. Проблемы развития исполнительной власти и в самых общих чертах меры по ее реформированию намечались в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию начиная с 1996 г.

Само же понятие «административная реформа» впервые прозвучало в Послании 2001 г., в котором было четко обозначено: «Мы должны начать подготовку к административной реформе». При этом в качестве основной была поставлена следующая задача: «...пересмотреть не только и не столько структуру и штаты, но главным образом - функции органов власти» [1].

В Послании Президента РФ 2002 г. сказано «... о необходимости административной реформы», результатом которой «должно стать государство, адекватное нашему времени и целям, перед которыми стоит наша страна». Для этого следует «во-первых, модернизировать систему исполнительной власти в целом...

Во-вторых, нам нужна эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решения. Ныне действующий порядок ориентирован не столько на содержание, сколько на форму. В-третьих, надо, наконец, провести анализ ныне реализуемых государственных функций и сохранить только необходимые» [2]. Таким образом, в Послании определены основные направления модернизации исполнительной власти и отмечено, что «нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач».

После этого к 2003 году идеология и концептуальные положения административной реформы были в целом сформулированы и административная реформа в России начала реализовываться.

Начало практических действий положил Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» [3]. В этом указе были определены следующие пять главных задач административной реформы:

1. Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.

2. Исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти.

3. Развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики.

4. Организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам.

5. Завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Решение этих задач было возложено на Правительственную комиссию по проведению административной реформы, образованную постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. №451 [4]. При Комиссии в 2004 г. созданы рабочие группы по сферам государственного регулирования [5].

В целях совершенствования государственного управления, оптимизации структуры и упорядочения функций федеральных органов исполнительной власти в 2004 г. образована Комиссия при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления, которая является постоянно действующим консультативным органом [7].

Административная реформа фактически началась с проведения инвентаризации функций министерств и ведомств. Всего в рамках работы Правительственной комиссии по проведению административной реформы было проанализировано 5634 функции, из них признано избыточными - 1468, дублирующими - 263, требующими изменения - 868. Таким образом, число функций федеральной исполнительной власти было сокращено на 25%, а в оставшейся части примерно такую же долю функций следовало пересмотреть или уточнить [6].

Затем прошла организационная реформа с изменением структуры Правительства, обновлена структура федеральных органов исполнительной власти, исключено дублирование и созданы структуры, ответственные за конкретную сферу деятельности, в итоге появилась реальная возможность контролировать качество государственных услуг. Был завершен процесс разграничения полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти, что привело к четкому определению, кто за какой объем работ отвечает. Почти наполовину сокращено количество госучреждений [7].

Можно сказать, что основным результатом первого этапа проведения административной реформы явилось разделение функций государственного управления между различными типами федеральных органов исполнительной власти по схеме «министерство - служба - агентство», позволившее четко определить сферы ответственности органов исполнительной власти, оптимизировать их состав и механизмы функционирования и исключить коллизии между функциями выработки политики, реализации политики и контролем политики в государстве.

Начало реализации следующего этапа административной реформы было положено распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. №1789-р, одобрившим Концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах и план мероприятий

по ее проведению, а также рекомендовавшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить программы и планы мероприятий по проведению административной реформы с учетом положений Концепции и плана мероприятий [8]. Следует отметить, что проект этой концепции под названием «Поддержка реализации административной реформы и реформы государственной службы в Российской Федерации» разрабатывался при методической и финансовой поддержке Секретариата доноров при Всемирном банке и Департамента международного развития Великобритании.

Основными задачами реформы в 2006 -2008 гг. были определены следующие: повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства; оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

На основании плана мероприятий, утвержденного Концепцией, работа велась по трем основным направлениям: регламентация деятельности государственных органов исполнительной власти; создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; перевод государственных услуг в электронную форму.

В итоге по этим направлениям сделано не так уж и мало. Сформулирована новая система и структура федеральных органов исполнительной власти [9], и работа по ее совершенствованию продолжается. Так, например, 9 марта 2010 г. Президентом подписан указ, согласно которому упразднились Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию [10]. Функции обоих агентств переданы Министерству образования и науки РФ. В результате, по мнению экспертов, министерство получило реальные рычаги управления, что повысило оперативность принятия решений и их эффективность.

Приняты типовой регламент федерального органа исполнительной власти [11] и регламенты исполняемых функций (административные регламенты). Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти

определен Регламентом Правительства РФ и Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти [12]. К концу 2010 года должен быть создан полный реестр государственных услуг. На сегодняшний день уже разработано и принято свыше 500 административных регламентов. Польза от них очевидна: если раньше практически любая услуга регулировалась десятками законов, указов, инструкций, то теперь все сведено в один документ. Регламент содержит исчерпывающий перечень справок, которые гражданин должен предоставить для получения услуги, в нем есть все необходимые шаблоны заявлений. Все действия чиновников изложены в простых и ясных графических схемах. И самое главное, регламенты обеспечивают защиту прав гражданина.

Появилась система «одного окна», в 35 регионах России создано 37 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). В этих центрах гражданину и организациям предоставляется весь комплекс массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг. В Оренбурге такой центр открылся 3 апреля 2009 г., на сегодня в нем предоставляются 52 муниципальные услуги. В целях систематизации и упорядочения предоставления жителям муниципальных услуг сформирован каталог муниципальных услуг г. Оренбурга.

Принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», которая должна обеспечить в том числе «повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, .повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти» [14]. В результате расширяется возможность дистанционного оформления нужных документов через Интернет. Запланировано, что в 2010 г. и далее государственные услуги будут доступны и через электронные каналы связи [15]. Это, в частности, должно коснуться приема квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и полу-

чения библиографической информации из государственных фондов. Через два года в электронной форме должно предоставляться не менее 60 ключевых государственных услуг. Причем внедрение электронных технологий не только будет удобным для людей, но и должно стать действенным инструментом противодействия коррупции.

Приняты нормативные правовые акты, призванные обеспечить доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [16]. Создаются открытые и доступные информационные ресурсы органов исполнительной власти, обеспечивается их постоянный мониторинг по методике, утвержденной Правительством РФ.

Началась активная работа по противодействию коррупции. Ведется работа по созданию специальных антикоррупционных механизмов в сферах деятельности государственных органов; внедряется антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов [17]; разрабатываются и принимаются антикоррупционные нормативные правовые акты и антикоррупционные программы [18].

Следует отметить, что на региональном уровне административная реформа началась значительно позже. В Оренбургской области -с 2005 г. Было принято Постановление Правительства Оренбургской области от 7 июля 2006 г. №238-П «О мерах по реализации административной реформы в Оренбургской области» [19]. Кроме того, для обеспечения проведения административной реформы в Оренбургской области приняты Указ Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2009 г. №258-ук «О первоочередных мерах по переходу к предоставлению государственных (муниципальных) услуг (функций) в электронном виде в Оренбургской области» и Постановление Правительства Оренбургской области от 19 апреля 2010 г. №263-п «Об утверждении правил размещения сведений о государственных (муниципальных) услугах (функциях) в специализированных информационных системах «Реестр государственных (муниципальных) услуг (функций) Оренбургской области» и «Портал государственных услуг Оренбургской области». С 1 сентября 2010 г. запущены в эксплуатацию информационные системы «Портал государственных услуг Оренбургской области», «Реестр го-

сударственных и муниципальных услуг (функций) Оренбургской области» и реестры муниципальных услуг Оренбургской области городских округов и муниципальных районов. По состоянию на 25 октября 2010 г. в реестр внесены сведения о 83 органах исполнительной власти и их структурных подразделениях, оказывающих государственные (муниципальные) услуги; о 103 государственных услугах. Координационным органом по управлению и контролю за ходом реализации мероприятий по проведению административной реформы в Оренбургской области является Комиссия по проведению административной реформы в Оренбургской области. Руководитель Комиссии - губернатор - председатель Правительства Оренбургской области Ю.А. Берг. Текущее управление и методическую поддержку мероприятий по проведению административной реформы осуществляет министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.

Реформа проводится и на уровне муниципальных образований. Так, было принято постановление Главы г. Оренбурга от 09 июля 2008 г. «О мерах по реализации административной реформы в городе Оренбурге» [20], 30 июля 2009 г. создана Комиссия по административной реформе и профилактике коррупции в городе Оренбурге [21], а 27 февраля 2009 г. в целях оптимизации функционирования отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации, введения механизмов противодействия коррупции утверждена Муниципальная целевая программа «О противодействии коррупции в г. Оренбурге на 2009-2010 годы» [22].

Но в целом, несмотря на значительные результаты как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, административная реформа не завершилась в 2008 г., как планировалось, и была продлена в рамках Концепции административной реформы на 20082010 гг. [23]. В итоге к окончанию 2010 г. она также еще далека от завершения.

В настоящее время создана новая рабочая группа при правительственной комиссии по проведению административной реформы. Основная цель ее работы — выработать предложения по радикальной реформе ведомственных функций в рамках борьбы с коррупцией. Работа должна завершиться до начала 2012 г.

Во многих субъектах Федерации и муниципальных образованиях разработаны и приняты программы административной реформы на 2010-2012 годы. Аналогичные программы приняты в Москве [24], Санкт-Петербурге [25] и др. В г. Оренбурге также разработана и 30 декабря 2009 г. утверждена «Долгосрочная целевая программа административной реформы в г. Оренбурге на 2010-2012 годы» [26], стратегическими целями которой определены: улучшение качества, результативности и эффективности предоставления муниципальных услуг и осуществления функций администрации, совершенствование деятельности администрации. Распоряжением Губернатора Оренбургской области от 16 сентября 2010 г. №430-р создана рабочая группа по разработке областной целевой программы «Проведение административной реформы в Оренбургской области в 2011-2013 годах».

Фактически по ряду приоритетных направлений административной реформы работы только начинаются. Прежде всего это касается механизмов реализации полномочий органов исполнительной власти для их работы в новых условиях. В частности, не до конца еще разработаны и реализованы механизмы контроля и надзора, взаимодействия между государством и структурами гражданского общества, досудебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц. Также по состоянию на конец 2010 года эффективность исполнения программы «Электронная Россия (20022010 годы)» оценивается как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционируют. Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась.

Как представляется, одной из причин медленной реализации административной реформы является недостаточная ответственность чиновников за четкое исполнение возлагаемых на них обязанностей, поэтому необходимо регламентированное распределение ответственности между чиновниками и определение мер наказания за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих должностных обязанностей. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2010 год сказано, что «необ-

ходимо законодательно ввести ответственность должностных лиц за нарушение сроков оказания государственных услуг, а также за несоблюдение процедур, предусмотренных соответствующими административными регламентами» и дано поручение Правительству представить такие предложения в месячный срок [27].

Кроме того, необходимо повышение эффективности взаимодействия власти и гражданского общества, создание действенных механизмов влияния гражданского общества на подготовку и принятие затрагивающих его права и законные интересы решений. В центре внимания власти должен быть именно гражданин с его проблемами, а деятельность органов исполнительной власти должна определяться потребностями, целями живущих в стране людей, а не чьими-либо властными интересами. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2010 год подчеркнуто, что «надо добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина. Понимание того, что чиновники служат народу, а не «вершат его судьбы», - основа демократического устройства. Деятельность всех должностных лиц не должна дискредитировать государство. Их главная задача - улучшать условия жизни людей».

К сожалению, до сих пор одной из самых острых проблем нашей страны остается повышение уровня доверия населения к власти, к государственным служащим. Поэтому необходима разработка программы по повышению престижа государственных органов, по формированию нового слоя чиновников - некоррумпированных, демократичных, для которых закон и обеспечение прав граждан превыше всего [28]. Хочется верить, что реализация федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» обеспечит выполнение и этих задач. На выполнение этой задачи, думается, направлен и указ Президента РФ от 31 декабря 2010 г. №1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов», которым предусматривается поэтапное сокращение предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников центральных аппаратов и территориальных орга-

нов федеральных органов исполнительной вла- ния государственных функций, обеспечиваю-

сти, руководство деятельностью которых осу- щей высокие темпы экономического роста и об-

ществляет Правительство РФ, в течение 2011- щественного развития, совершенствование спо-

2013 годов не менее чем на 20 процентов [29]. собности государства реализовывать полити-

Хотя, конечно, одним лишь сокращением феде- ку, предписанную законом.

ральных чиновников проблему повышения эф- Как итог, реализация целей и задач про-

фективности деятельности чиновников и пре- граммы реформирования системы исполни-

одоления коррупции решить достаточно труд- тельной власти должна привести к превращено. По расчетам Минфина, расстаться со своей нию исполнительной власти в функционирую-

работой придется 120 тыс. человек, а экономия щий на основе закона правовой институт, дос-

для бюджета в результате составит 43,4 млрд. тижению верховенства закона в практической

рублей в год. деятельности государственных органов, разви-

Целью административной реформы явля- тию гражданского общества, более полному

ется создание системы эффективного исполне- обеспечению прав и свобод человека.

_______________________ 14.01.2011

Список литературы:

1. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации: выступление Президента РФ Владимира Путина перед депутатами Федерального Собрания в Кремле 3 апреля 2001 г. // Российская газета. - 2001. - 3 апреля.

2. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации: выступление Президента РФ Владимира Путина перед депутатами Федерального Собрания в Кремле 18 апреля 2002 г. // Российская газета. - 2002. - 19 апреля (№1753).

3. О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах: указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. №824 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №30. - Ст. 3046.

4. О Правительственной комиссии по проведению административной реформы: постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. №451 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №31. - Ст. 3150.

5. О создании рабочих групп по сферам государственного регулирования при Правительственной комиссии по проведению административной реформы: распоряжение Правительства РФ от 21 мая 2004 г. №682-р (ред. от 29 ноября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №22. - Ст. 2192.

6. О мерах по совершенствованию государственного управления: указ Президента РФ от 16 июля 2004 г. №910 (с изм. от 21 сентября 2004 г. №1195, от 26 апреля 2005 г. №473, от 30 марта 2006 г. №285, от 10 марта 2007 г. №316) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №29. - Ст. 3019.

7. Административная реформа в России: научно-практическое пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Харбиевой. - М., «ИНФРА-М», 2006.

8. Для граждан и бизнеса. [Электронный ресурс] http://ar.economy.gov.ru/ru/about/general_info/

9. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах: распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. №1789-р // Собрание законодательства РФ. - 2005. - №47. - Ст. 4720.

10. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724 // Собрание законодательства РФ. - 2008 - №20. - Ст. 2290.

11. Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации: указ Президента РФ от 4 марта 2010 г. №271 // Собрание законодательства РФ. - 2010 - №10. - Ст. 1057.

12. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти: постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. №452 // Собрание законодательства РФ. - 2005. - №31. - Ст. 3233.

13. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти: постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. №30 // Собрание законодательства РФ. - 2005. - №4. - Ст. 305.

14. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)»: постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. №65 (ред. от 9 июня 2010) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №5. - Ст. 531.

15. О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти: распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2009 г. №1555 р // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №43. - Ст. 5155.

16. О доступе граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федер. закон от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №7. - Ст. 776.

17. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федер. закон от 17 июля 2009 г. №172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №29. - Ст. 3609.

18. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 20102011 годы: указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. №460 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №16. - Ст. 1875.

19. О мерах по реализации административной реформы в Оренбургской области: постановление Правительства Оренбургской области от 7 июля 2006 г. №238-П // Южный Урал. - 2006. - 12 июля.

20. О мерах по реализации административной реформы в городе Оренбурге: постановление Главы города Оренбурга от 9.07.2008 №3787-п // Вечерний Оренбург. - 2008. - 12 июля.

21. О комиссии по административной реформе и профилактике коррупции в городе Оренбурге: постановление Главы города Оренбурга от 30.07.2009 г. №5440-п // Вечерний Оренбург. - 2009. - 1 августа.

22. Муниципальная целевая программа «О противодействии коррупции в г. Оренбурге на 2009-2010 годы»: постановление Главы города Оренбурга от 27 февраля 2009 г. №1285-п // Вечерний Оренбург. - 2009. - 28 февраля.

23. О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. №1789-р: распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2008 г. №157-р // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №7. - Ст.633.

24. О городской целевой программе по административной реформе в городе Москве на 2011-201З гг.: Постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2010 г. №945-ПП (ред. от 14 декабря 2010 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2010. - №61 (2 ноября).

25. О Плане мероприятий по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге в 2010-2012 годах: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15 апреля 2010 г. №З54 (ред. от 27.10.2010) // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - 2010. - №5 (28 мая).

26. Об утверждении долгосрочной целевой программы административной реформы в г. Оренбурге на 2010-2012 годы: постановление Главы города Оренбурга от З0 октября 2009 г. №7782-п // Вечерний Оренбург. - 2009. - З ноября.

27. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации: выступление Президента РФ Дмитрия Медведева перед депутатами Федерального Собрания в Кремле З0 ноября 2010 г. // Российская газета. - 2010. - 1 декабря (№271).

28. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-201З годы)»: указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. №261 (ред. от 12 января 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №11. - Ст. 1277.

29. Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов: указ Президента РФ от З1 декабря 2010 г. №1657 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №1.

Сведения об авторе: Воронина И.А., заведующий кафедрой теории государства и права и конституционного права Оренбургского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент 460000, г. Оренбург, пр-т Победы, 141, каб. 7206; тел. (З5З2) 75-47-2З, e-mail: [email protected]

UDC 342 Voronina I.A.

ON THE PROBLEMS OF THE ADMINISTRATIVE REFORM REALIZATION IN RUSSIA

The article is dedicated to “administrative reform” in modern Russia, directed toward the guarantee and the protection of human rights and fundamental freedoms.

The key words: administrative reform, the reorganization of the system of state administration, guarantee and the protection of human rights and fundamental freedoms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.