Научная статья на тему 'О проблемах развития тамбовского рынка газетной рекламы'

О проблемах развития тамбовского рынка газетной рекламы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
117
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зверев Альберт Владимирович

The article looks at some of the problems Tambov`s advertising companies are faced with.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF TAMBOV`S NEWSPAPER ADVERTISING MARKET

The article looks at some of the problems Tambov`s advertising companies are faced with.

Текст научной работы на тему «О проблемах развития тамбовского рынка газетной рекламы»

ветствовать исторической действительности.

Описания встреч с жителями поверженных городов изобилуют перечислением ритуальных христианских символов больших свечей, ароматов, кадил и кадильниц. При этом отцы городов и их управители многозначительно называются "иереями": "Иереи же римские встретили его, неся большие свечи в руках". Из уст жителей, витязей и девиц, голосами покорённых народов повторяется православная здравица: "Многая лета, царю Александре, всего света царю".

Более того, правильной ориентации веры придерживаются и противники Александра Македонского, что возвышает их как соперников достойных. Самый давний враг, персидский царь Дарий, изрекает

поистине богословскую фразу по поводу великодушия Александра, подарившего жизнь вассалу Дария Авису: "Что можем, то делаем, бог же, что хочет, то будет". Во время приёма посла из Македонии Дарий сидел на высоком месте с изображениями ангелов ("около его лица ангельская сотворена бяху, ему же яко богу со свещами предстояху").

Назидательность рассуждений приобретает цельность и завершается вещими снами, мистическими знамениями побед, толкованиями мудрецов и назидательными рассуждениями пророков.

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. М., 1991. С. 1132.

О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ТАМБОВСКОГО РЫНКА ГАЗЕТНОЙ РЕКЛАМЫ

А.В. Зверев

A.V. Zverev. On some problems of the development of Tambov’s newspaper advertising market. The article looks at some of the problems Tambov’s advertising companies are faced with.

Тамбовский региональный рекламный рынок, в отличие, скажем, от воронежского или рязанского, нельзя назвать полностью сформировавшимся и устоявшимся. В пределах области в настоящее время с переменным успехом действуют несколько организаций, предоставляющих те или иные виды рекламных услуг. Наиболее значимые среди них: рекламно-коммер-

ческое агентство газеты "Тамбовская жизнь", РА "ВДВ", рекламные службы ТГТРК, телекомпаний "Полис", "Олимп", радиокомпаний "Радио-101" и "Русское радио". Относительно большой объем работ выполняют рекламные службы газет "Город на Цне", "Из рук в руки", "Тамбовский вестник", "Экспресс-репортер", а также рекламные агентства "Амадеус", "Зебра", "Е-2", "Фаворит" (бывш. "Независимое РА Кривощапова"), "Банзай". Остальные фирмы и организации, как правило, занимаются единовременными рекламными акциями (предвыборная реклама и прочее) и существенной роли на тамбовском рекламном рынке не играют.

Проблемы современного тамбовского рекламного рынка можно условно разделить на три наиболее важные группы:

- круг общих финансово-экономических проблем;

- проблемы конкуренции;

- проблемы юридического пространства рекламного бизнеса.

Финансово-экономические проблемы тамбовских рекламистов напрямую связаны с общей неблагополучной экономической ситуацией в стране и регионе. Наиболее ярко они проявляются в работе рекламных служб периодических печатных средств массовой информации. На их примере ситуация выглядит следующим образом.

Несколько лет назад можно было довольно безбедно существовать за счет доходов от рекламы кооператорства и частного предпринимательства, затем на рекламе бирж, финансовых пирамид и банков. Не прилагая больших усилий, рекламисты печатных СМИ получали от этих клиентов приличные суммы и выдавали "на гора" большие объемы рекламных площадей,

особенно не утруждая себя их профессиональным оформлением и расчетами эффективности той или иной рекламной кампании. Сегодня ситуация сильно изменилась. Перейдя с экстенсивного на интенсивный путь развития рекламного бизнеса, работая с каждым днем все более профессионально, расширяя перечень и качество предлагаемых услуг, рекламисты печатных СМИ тем не менее вот уже год не могут существенно повысить доходность бизнеса. Собирать деньги сегодня приходится буквально по копейкам. Вынужденная переориентация работы рекламных служб с крупных на средних и мелких рекламодателей влечет значительное увеличение объема работ при падении, или, в лучшем случае, сохранении прежних доходов. Возникает парадоксальная ситуация: рекламисты работают с каждым днем все больше и профессиональнее, а получают за свою работу столько же, или меньше. Кроме того, рост подписных цен, хронические невыплаты заработной платы и пенсий вызывают падение тиражей тамбовских изданий, что, в свою очередь, снижает интерес к ним со стороны московских и других иногородних рекламодателей.

Наметившаяся в конце 1996 года общероссийская тенденция оттока части рекламных денег из центра в регионы в 1997 году постепенно сошла на нет. И если проблема финансирования бюджетников и пенсионеров не будет решена в самое ближайшее время, можно смело прогнозировать дальнейшее уменьшение тиражей, а значит резкий обвал иногородней рекламы. Что же касается рекламы тамбовских предприятий-производителей, то ждать от них больших денег рекламистам не приходится. Многие предприятия попросту стоят, а те, что работают, в местной рекламе практически не нуждаются. Например, "Пигмент" и Кото вс кий лакокрасочный завод, тратя значительные средства на рекламу за пределами области и даже России, размещают рекламу в местных СМИ крайне нерегулярно и в незначительных объемах.

Не менее остро перед тамбовскими рекламистами стоят и проблемы внутренней конкуренции. Рекламный "пирог" региона один, а "едоков" более, чем достаточно. В настоящее время через местный рекламный рынок проходит приблизительно 400 - 800 тысяч рублей в месяц. На первый взгляд, это весьма неплохие деньги. Но только на первый. Реально, разде-

ляясь на множество мелких ручейков, этот поток становится малозаметным.

Региональная реклама представляет собой весьма специфический вид продукции. Если здоровая конкуренция среди производителей, например, шоколада ведет к повышению качества и снижению цены продукта, то у региональной рекламы есть определенный потолок качества, который, увы, никакая конкуренция сегодня поднять не в силах. Причин здесь несколько: это и недостаток передового технического обеспечения (полноцветная печать, к примеру, в Тамбове отсутствует), и откровенно плохое качество средств связи ("непроходимость" факсов, сбои в работе электронной почты и прочее), и слабая профессиональная подготовленность руководителей и рядовых работников рекламных служб. Поэтому было бы хорошо, если бы сегодня в регионе конкурировали не более двух-трех крупных рекламных фирм. А их, как уже было сказано, более десятка, что влечет за собой распыление денег. При этом в проигрыше остаются все - рекламодатели не получают эффективной рекламы, рекламоисполнители остаются без достаточных средств для нормальной работы и развития своего бизнеса.

Следующий по значимости круг проблем - несовершенство той части российского законодательства, которая регламентирует деятельность рекламопроизводителей. Длительный период юридической неразберихи с массой указов, инструкций и постановлений разного уровня, определявших правовое пространство данного вида деятельности, не так давно закончился. Федеральный Закон "О рекламе" принят и начал функционировать. Но, как это часто бывает, с принятием умного закона начались очередные нелепости. Отслеживанием исполнения Закона "О рекламе" в области занимается Тамбовское территориальное управление государственного комитета по антимонопольной политике. Оно же берет на себя право этот документ по собственному разумению трактовать. По мнению некоторых работников этого управления, реклама определенных продуктов и услуг чуть ли не аморальна. Такого строгого преследования рекламы алкоголя и табака, как в Тамбовской области, нет, наверное, даже в странах исламского мира.

Против тамбовских рекламистов выдвигаются самые невероятные обвинения. Работникам РКА "Тамбовской жизни", к примеру, однажды приходилось вполне серьезно доказывать сотруднику управле-

ния, что они никак не ставят своей целью в кратчайшие сроки споить все население города и области, а всего-навсего по роду деятельности вынуждены информировать оптовых покупателей алкогольной продукции, где, когда и по какой цене они могут приобрести тот или иной ее вид. С некоторых пор в кругу работников рекламных служб тамбовских СМИ стала очень популярна шутка Жака Сигеллы (рекламиста, в свое время "сделавшего" предвыборную кампанию Ф.Миттерану): "Друзья, пожалуйста, не говорите моей маме, что я занят в рекламном бизнесе! Она до сих пор думает, что я работаю пианистом в борделе..."

Кроме Тамбовского территориального управления государственного комитета по антимонопольной политике, свои претензии и требования к рекламопроизводителям предъявляют Тамбовский центр стандартизации, метрологии и сертификации, Аттестационная комиссия при финансовом управлении администрации Тамбовской области, Комиссия по лицензированию, аккредитации медицинских учреждений Тамбовской области и экспертизе качества медицинской помощи, а также целый ряд других организаций и учреждений - всех их просто трудно перечислить. Согласно их трактовке Закона "О рекламе", практически вся рекламируемая продукция должна быть сертифицирована, а вся рекламируемая деятельность лицензирована.

Так, если завтра в редакцию какой-нибудь тамбовской газеты придет, скажем, доктор Дебейки и попросит дать объявление о проведении им в Тамбове медицинских консультаций, рекламисты издания вынуждены будут ему в этом отказать. Ибо опубликовать такое объявление можно только по предоставлении редакции медицинского диплома, лицензии на право занятия медицинскими консультациями и подтверждения к этой лицензии, выданного комиссией по лицензированию, акреди-тации медицинских учреждений Тамбовской области и экспертизе качества медицинской помощи. Даже мелкие частные объявления вроде "Ремонтирую холодильники на дому у заказчика" не могут быть напечатаны без указания серии и номера сертификата, а также информации, где, кем и когда этот сертификат был выдан. Возникшие материальные издержки, связанные с перерабатыванием многочисленных лицензий, сертификатов и прочих бумаг, рекламистам компенсировать, разумеется, никто не собирается. Но в то же время судебную ответственность за недостоверную рекламу в настоящее время

несет не только заказчик рекламы, но и ее исполнитель, не имеющий зачастую не только необходимых знаний в рекламируемой области, но и возможности проверить предоставленные документы на предмет их подлинности.

Невероятное служебное рвение в деятельности Тамбовского территориального управления государственного комитета по антимонопольной политике особенно заметно в сравнении с работой их коллег в других областях. Достаточно бегло пролистать печатные СМИ Рязани, Пензы или Саратова, чтобы сразу отметить: они буквально напичканы рекламой без указания лицензий и сертификатов, рекламу алкоголя здесь можно увидеть на первой или последней полосах издания, реклама табачных иделий зачастую идет без сноски о вреде курения и так далее. Примечателен в данном случае тот факт, что, согласно статистике, уровень заболеваний, вызываемых потреблением алкоголя и табака, в этих областях примерно такой же, как и в Тамбовской области.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что тамбовский рекламный бизнес СМИ сегодня находится не на самом благополучном этапе своего развития. Положение сможет нормализоваться только в рамках общей стабилизации российской экономики, при условии поэтапного вытеснения с рынка мелких рекламных фирм и посредников. Необходимо форсировать процесс перехода от экстенсивных к интенсивным формам работы и одновременно производить корректировку государственного законодательного и правоприменительного давления на рекламопроизводителей, то есть на прессу. Иначе ситуация, сложившаяся сегодня на рекламном рынке тамбовских печатных СМИ, грозит для последних перманентными финансовыми трудностями, выбираться из которых в будущем будет еще труднее. Если положение не изменится, в Тамбове выживут и останутся рентабельными только агентства-посредники. Те же рекламные службы, которые являются структурными подразделениями редакций, далее не смогут оказывать эффективную финансовую помощь своим изданиям (для чего, собственно, и созданы). А это естественным образом еще более пошатнет и без того основательно "накренившуюся", и не только в Тамбовской области, свободу слова. Это легко объяснимо, ведь практически только рекламные деньги не накладывают на средство массовой информации никаких дополнительных обязательств в смысле лоб-

бирования на своих страницах чьих-либо интересов (неважно, являются они интересами госструктур, частных лиц, партий или общественных организаций). Все остальные деньги, имеются в виду как бюджет-

ные, так и спонсорские, "пахнут". И в большинстве своем не тем, что способствует становлению России как государства цивилизованной рыночной демократии.

СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО КОРПУСА ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА имени Г.Р. ДЕРЖАВИНА

Н.Б. Николюкина

N.B. Nikolyukina. A sociological description of the Tambov University teaching body. The article is based on statistical evidence and looks at the university teacher’s practice, status and prestige under existing conditions. The teaching body are characterised by age, sex, position, family status and degree.

Профессорско-преподавательский состав представляет одну из социальных групп российской интеллигенции, играющей существенную роль в жизни общества и формирующей его духовный потенциал. Вузовский преподаватель - это особая профессия, имеющая творческий и индивидуальный характер. Его деятельность отличается от деятельности педагога в школе, лицеях, колледжах и других средних учебных заведениях, поскольку в вузе существует особая методика преподавания, основанная на единстве учебной и научной работы и направленная на подготовку специалистов высшей квалификации. Преподаватель вуза выступает перед студенческой аудиторией носителем современных научных знаний, с его помощью молодые специалисты постигают характер, содержание и значимость своей будущей специальности.

Деятельность преподавателя вуза - разновидность сложного труда, требующего качественного и продолжительного образования. Подготовка и становление педагога высшей школы продолжаются длительный временной период, что связано с интенсивной интеллектуальной самостоятельной работой и значительными финансовыми затратами.

Трудности существования вузовского педагога в современных условиях связаны со сложными и зачастую противоречивыми процессами перестройки методологических, организационных и методических основ образования в России. К ним отно-

сятся, в первую очередь, отсутствие выверенной концепции образования, коммерциализация обучения студентов, практическая отмена систематического прохождения преподавателями повышения квалификации, переход на контрактную систему работы, отказ от традиционных методов обучения, снижение требовательности к самостоятельной работе студентов и тому подобное.

Профессиональная деятельность преподавателей осуществляется в условиях снижения материального уровня их существования. Недостаточное и нерегулярное финансирование, увеличение объема учебных поручений не способствуют творческой педагогической работе. Массовый характер приобретает явление совместительства, что отражается на качестве учебного процесса, а так же научном, культурном и профессиональном уровне преподавателя.

Новые проблемы создает стремление части преподавательского корпуса согласовать свою деятельность с требованиями рынка. Педагоги включаются в не свойственные им ранее различные сферы деятельности, сочетая образование и прикладную науку, образование и бизнес, образование и производство. Все это формирует тип преподавателя, выполняющего одновременно многие функции. Специалист становится более гибким, приспособляемым к социальной действительности, но при этом размывается, утрачивается его главный социальный статус. Данные процессы, идущие в вузовской среде, под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.