Научная статья на тему 'О проблемах подготовки спортивных судей для КХЛ и МХЛ'

О проблемах подготовки спортивных судей для КХЛ и МХЛ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
166
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
JUDGING IN HOCKEY / JUDICIAL CATEGORIES / RESPONSIBILITY OF JUDGES / PREPARATION OF A JUDGE IN HOCKEY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Закиров А., Клестова О.

В статье рассматриваются основные категории судей, принятые в континентальной хоккейной (КХЛ) и молодежной хоккейной (МХЛ) лигах. Описываются их основные функции и степень ответственности за принятые решения. Предлагается решение проблемы подготовки судей для указанных лиг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PROBLEMS OF TRAINING OF SPORTS JUDGES FOR KHL AND MHL

The article covers the main categories of judges adopted in the continental hockey (KHL) and youth hockey (MHL) leagues. Their main functions and the degree of responsibility for the decisions made are described. A solution is proposed for the training of judges for these leagues.

Текст научной работы на тему «О проблемах подготовки спортивных судей для КХЛ и МХЛ»

den arabischen Ländern machen uns unserem Gegenüber sympathischer.

Glitzernder und farbenfroher Modeschmuck, wallende Haarpracht oder Nail-Art sind für die ebenbürtige Managerin beim Geschäftstermin sicherlich ein Tabu. Ebenso wie beim Herrn die Tennissocken zum Anzug, Bärchen bzw. Disneyfiguren auf Krawatten oder bei den Damen durchscheinende Blusen bzw. auch Miniröcke, Tiger-Design, nackte Beine oder offene Schuhe.

Nahezu weltweit ist ein klassischer Businessanzug für den Herrn ein ein- oder zweireihiger Anzug in dunkelblau oder anthrazit. Dazu sollte ein weißes oder leicht getöntes Hemd getragen werden und eine Krawatte mit einem dezenten Muster jedoch ohne Logo. Socken oder Kniestrümpfe immer etwas dunkler als der Anzug und ebenfalls ohne Muster. Dazu passt dann ein Paar klassischer schwarzer Schnürschuh aus Glattleder. Ein Zweireiher wird beim Aufstehen immer geschlossen, beim Einreiher werden je nach Anzahl der Knöpfe, der mittlere oder der obere Knopf geschlossen.

Nicht nur, weil Frauen in Geschäftsleben in Bezug zu Männern als gleichrangig angesehen werden und daran hat man sich heute selbst in fast allen arabischen Ländern gewöhnt, trägt auch die Dame ein Businesskostüm oder einen Business-Anzug, ebenfalls in einem gedeckten Farbton. Dazu ein Shirt, eine Bluse oder einen leichten Rolli. Wenige, aber wesentliche Schmuckstücke sind hier angebracht. Ebenso sollte die Dame ein dezentes, typentsprechendes Makeup und gegebenenfalls ein unauffälliges Parfüm benutzen.

Ein Begriff versucht sich nach den USA auch in West-Europa durchzusetzen „Casual Friday " oder "Business Casual". Hier ist es freitags in den Unternehmen gestattet, vor dem Start ins Wochenende in Freizeitkleidung im Büro zu erscheinen.

Trotz vieler Lockerungen der Regeln, die den zwischenmenschlichen Umgang bestimmen, sagt die formelle Kleidung doch heute immer noch im täglichen Business-Geschehen: „Ich nehme die Situation ernst und wichtig". Daher lautet die Regel, man informiere sich lieber vor Antritt einer Geschäftsreise über die Eigenheiten eines fremden Kulturkreises oder wenn es möglich ist, auch direkt über den Geschäftspartner. Denn generell gilt es: „Für den ersten Eindruck, den man hinterlässt, gibt es keine zweite Chance".

QUELLENNACHWEIS:

1. Deutschland - Wege zum Erfolg. Messen, Kongresse, Tagungen und mehr, DZT. Frankfürt/Main, 2002.

2. Kistanowa L., Tschekulaewa N. Zur Frage der Auswahl von Bildungstechnologien im Fremdsprachenunterricht an den touristischen Hochschulen. Danish Scientific Journal № 6, 2017, S.51-53.

3. Hyde, M. Intercultural competence in English language education / M. Hyde // Modern English Teacher. Vol. 7. 1998. №2. P. 7- 11.

ON PROBLEMS OF TRAINING OF SPORTS JUDGES FOR KHL AND MHL

Zakirov A.

Teacher, Department of Theory and Methods of Hockey and Football Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia

Klestova O.

Ph.D., Associate Professor, Head of the Teaching and Methodological Department, Ural State University

of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia

О ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ СУДЕЙ ДЛЯ КХЛ И МХЛ

Закиров А.

Преподаватель кафедры теории и методики хоккея и футбола Уральский государственный университет физической культуры

г. Челябинск, Россия Клестова О.

К.п.н., доцент, начальник учебно-методического управления Уральский государственный университет физической культуры

г. Челябинск, Россия

Abstract

The article covers the main categories of judges adopted in the continental hockey (KHL) and youth hockey (MHL) leagues. Their main functions and the degree of responsibility for the decisions made are described. A solution is proposed for the training of judges for these leagues. Аннотация

В статье рассматриваются основные категории судей, принятые в континентальной хоккейной (КХЛ) и молодежной хоккейной (МХЛ) лигах. Описываются их основные функции и степень ответственности за принятые решения. Предлагается решение проблемы подготовки судей для указанных лиг.

Keywords: judging in hockey, judicial categories, the responsibility of judges, preparation of a judge in hockey.

Ключевые слова: судейство в хоккее, судейские категории, ответственность судей, подготовка судьи в хоккее.

Любая сфера общественных отношений не может обойтись без института ответственности, так как если существует обязательное для соблюдения правило, то должна существовать мера ответственности за его нарушение, в противном случае правило не будет работать. Сфера спорта не является исключением, поскольку здесь существует своя система ответственности, которая призвана обеспечить соблюдение правил, установленных для всех субъектов спортивных отношений (организаторов соревнований, спортсменов, тренеров и судей). В то же время необходимо учитывать, что ответственность в спорте не является юридической ответственностью, а представляет собой разновидность корпоративной ответственности, так как она устанавливается нормами, применяемыми в спортивных сообществах, и регулируется документами таких сообществ [1].

На сегодняшний день проблема судейства в спорте является достаточно актуальной, так как существует несколько направлений развития данной области, от успешного решения которых в целом зависит эффективность судейства. К ним относятся: совершенствование правил соревнований, объективность определения победителей, порядок отбора и формирования судейских бригад, внедрение технических средств в практику судейства, квалификация судей, а также их работоспособность и моральные качества, система контроля за действиями судей и система защиты прав профессиональных спортивных судей.

Спортивный судья - физическое лицо, имеющее специальную квалификацию, уполномоченное международной спортивной федерацией или национальной федерацией по виду спорта, обязанный обеспечить соблюдение соответствующих правил и условий проведения спортивных соревнований. Согласно «Положению о спортивных судьях» [2] профессиональный спортивный судья может быть лишен квалификационной категории, что является его мерой ответственности за нарушение правил в сфере спорта. И хоккей, как вид спорта, не является исключением.

В период зарождения хоккея на льду присутствовал только один арбитр, в компетенцию которого входила фиксация заброшенных шайб и предотвращение драк. В настоящее время в континентальной хоккейной лиге (далее - КХЛ) и молодежной хоккейной лиге (далее - МХЛ) судейская бригада выполняет больше функций и состоит [3]:

а) судьи в поле:

- один или два главных судьи, в обязанности которых входит осуществление общего руководства игрой, контроль за действиями игроков и других судей, а также принятие окончательного решения в случае возникновения разногласий. В КХЛ установлена система «четыре арбитра на льду», то есть в матчах на площадке присутствуют два главных арбитра;

- два линейных судьи, в их обязанности входит определение нарушений правил и остановка игры в случаях, которые связаны с пасом рукой, положением «вне игры», выходом шайбы за пределы ледовой площадки, пробросом, нарушением численного

состава, игрой высоко поднятой клюшкой, а также в других установленных правилами случаях. Данные судьи, при необходимости, вправе излагать главным арбитрам свое мнение по любым эпизодам, которые происходят во время игры;

б) судьи в бригаде:

- секретарь матча, который отвечает за ведение протокола игры, контролирует работу судьи времени матча и вносит корректировки согласно указаниям главного арбитра;

- судья времени матча обеспечивает отсчет игрового времени, времени разминки, перерыва и штрафного времени, а также вызывает команды на лед в назначенное время для начала матча и в каждом периоде; подает звуковой сигнал, который возвещает об окончании игрового времени;

- судья-информатор рекламной паузы объявляет фамилии игроков, которые забросили шайбы и сделали голевые передачи, информирует о полученных игроками штрафах, оповещает об окончании штрафов, последней минуте первого и второго периодов и о последних двух минутах игры;

- судьи за воротами (присутствуют только в МХЛ) определяют взятие ворот и подают соответствующий сигнал;

- судьи при оштрафованных игроках следят за нахождением получившего штраф игрока на скамейке для оштрафованных и соблюдением им времени назначенного штрафа;

в) судья видеоповторов (присутствует только в КХЛ) просматривает спорные игровые эпизоды, используя предоставляемые с камер видеоматериалы, и принимает окончательное решение о правильности проведенного взятия ворот.

Несмотря на то, что у каждой категории судей из судейской бригады есть своя зона ответственности, главный судья призван контролировать действия и игроков и судей бригады, а также принимать окончательное решение, которое связано с любым эпизодом игры. При этом на главного арбитра возлагается ответственность не только за свои действия, но и за каждое действие, которое принимается всей судейской бригадой.

На основании выше изложенного можно выделить следующие профессионально значимые особенности личности хоккейного судьи: пластичность поведения, уровень субъективного контроля, высокая скорость мышления, бдительность и оперативность, умеренная личностная тревожность, уверенность в себе. Следует отметить также, что следование высоким стандартам морали и нравственности, быть человеком чести является для судьи необходимыми качествами личности.

Помимо выполняемых функций судьи в КХЛ и МХЛ обладают некоторыми правами [2]:

- пропаганда вида спорта и судейства по виду спорта;

- осуществление судейства соревнований согласно своей квалификационной категории;

- проведение теоретических занятий, семинаров по виду спорта (за исключением квалификационных категорий «юный спортивный судья» и «судья третей категории»).

Наряду с этим спортивный судья вправе подтверждать свою квалификационную категорию и ходатайствовать о повышении квалификационной категории. Он может подавать предложения по внесению изменений в правила вида спорта, а также в квалификационные требования для их совершенствования, подавать предложения в главную судейскую коллегию для улучшения судейства при проведении соревнований. Прежде всего, спортивный судья обязан исполнять свои непосредственные обязанности, связанные с выполнением им своих функций, а также владеть навыками судейства на различных должностях, другими словами - судья должен выполнять квалификационные требования.

За невыполнение своих функций, либо за принятие неверного решения, повлиявшего на ход матча, согласно Спортивному регламенту КХЛ и по решению экспертной комиссии к судьям могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия [4]:

- замечание;

- предупреждение;

- дисквалификация с установлением срока ее действия;

- отстранение от судейства соревнований.

В ряде случаев судья может лишиться своей категории, либо быть понижен в категории. Для предотвращения таких ситуаций, а также для подготовки судей и повышения их квалификации в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (далее - УралГУФК) в Высшей школе тренеров по хоккею разрабатывается программа по повышению квалификации и подготовке хоккейных судей. Программа рассчитана на «юных спортивных судей», а также на судей более высокой категории, стремящихся повысить свой квалификационный уровень или подтвердить свою квалификацию.

В зависимости от запросов потребителей программа будет варьироваться по количеству часов, содержанию и уровню подготовки (повышение квалификации или профессиональная переподготовка) и включать вопросы правил вида спорта, регламента соревнований, требований к судьям различных категорий и амплуа, а также практических занятий. Участие в данной программе поможет спортивным судьям КХЛ и МХЛ повысить свой уровень квалификации, получить знания по новым нормативным требованиям, а также подготовиться к переходу на новый квалификационный уровень.

Таким образом, выполнение спортивными судьями своих профессиональных функций требует не только выполнения и соблюдения ими регламента соревнований и кодекса судейской этики, но и постоянного повышения квалификации, что может быть обеспечено прохождением программы в Высшей школе тренеров УралГУФК.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Амиров, И. М. Особенности юридической ответственности в сфере спорта: к постановке проблемы / И. М. Амиров // Общество и право. - 2010. - № 4. - С. 120-126.

2. Приказ Минспорта России от 28 февраля 2017 г. №134. «Об утверждении Положения о спортивных судьях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.2017 №46917) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://minjust.consultant.ru/documents/35534

3. Руководство по судейству 2017/2018 (утверждено 11 августа 2017 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.vhlru.ru/ uploadZ2017-2018.pdf

4. Спортивный регламент КХЛ (с изменениями и дополнениями, утвержденными Советом директоров ООО «КХЛ» от 15.09.2017 г., протокол №77) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.khl.ru/documents/KHL_sports_regulation s_2017.pdf

INTERACTION OF PEDAGOGICAL CULTURES AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF

DOMESTIC EDUCATION IN 2010.

Philipenko I.

master of Education, competitor NovSU, history teacher

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2010-Х ГГ.

Филипенко И.Е.

магистр образования, соискатель НовГУ, учитель истории

Abstract

The democratization of national educational systems inevitably leads to a change of paradigm of education, where a person becomes a more active subject of transformation in education. In this process, globalization and integration into the world educational space is the cornerstone of all reforms in the national education. This leads to the introduction of national education systems in continuous reform, whose main objective is to improve the quality of education in the dialogue of different pedagogical cultures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.