Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ ОЦЕНКИ АДЕКВАТНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА НАПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

О ПРОБЛЕМАХ ОЦЕНКИ АДЕКВАТНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА НАПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник кибернетики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / АДЕКВАТНОСТЬ / КРИТЕРИИ / ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / WORKING CURRICULUM / ADEQUACY / CRITERIA / LEARNING GOALS / LEARNING OUTCOMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривицкая М.А., Бушмелева К.И.

Рассматриваются аспекты проектирования рабочего учебного плана направления высшего образования. Рассмотрены подходы к оценке адекватности рабочего учебного плана на основе накопления статистического материала и «критериального» расчета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PROBLEMS OF ADEQUACY ASSESSMENT IN DEVELOPMENT OF A WORKING CURRICULUM FOR HIGHER EDUCATION

The aspects of working curriculum development for a subject of higher education are considered. Approaches for assessing the adequacy of the working curriculum on the basis of statistical material gathering and “criterial” calculation are analyzed.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ ОЦЕНКИ АДЕКВАТНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА НАПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

М. А Кривицкая, К. И. Бушмелева О проблемах оценки адекватности при проектировании рабочего учебного плана направления высшего образования

УДК 378.1

О ПРОБЛЕМАХ ОЦЕНКИ АДЕКВАТНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА НАПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. А Кривицкая, К. И. Бушмелева

Сургутский государственный университет, kr_marina@mail.ru, bkiya@yandex.ru

Рассматриваются аспекты проектирования рабочего учебного плана направления высшего образования. Рассмотрены подходы к оценке адекватности рабочего учебного плана на основе накопления статистического материала и «критериального» расчета.

Ключевые слова: рабочий учебный план, адекватность, критерии, цели обучения, результаты обучения.

ABOUT PROBLEMS OF ADEQUACY ASSESSMENT IN DEVELOPMENT OF A WORKING CURRICULUM FOR HIGHER EDUCATION

M. A. Krivitskaya, K. I. Bushmeleva

Surgut State University, krmarina @ mail.ru, bkiya@yandex.ru

The aspects of working curriculum development for a subject of higher education are considered. Approaches for assessing the adequacy of the working curriculum on the basis of statistical material gathering and "criterial" calculation are analyzed.

Keywords: working curriculum, adequacy, criteria, learning goals, learning outcomes

Рабочий учебный план (РУП) - основной документ, регламентирующий процесс обучения в высшем учебном учреждении, который содержит календарные планы-графики, перечень компетенций, дисциплин, практик, контрольных мероприятий, их трудоемкость и распределение в учебном процессе. Современные требования к организации образовательного процесса предписывают проектировать и модернизировать РУП под каждый набор обучаемых.

При решении задач проектирования/модернизации РУП возникает задача оценки адекватности используемой модели и процедуры проектирования [3]. Общеизвестно, что при оценке адекватности модели необходимо сравнить выходные данные модели объекта с выходными данными самого объекта. В случае с РУП при оценке адекватности в качестве выходных данных можно рассматривать непосредственно знания выпускников, прошедших курс обучения по конкретному варианту РУП, т. е. полученные и освоенные компетенции по изученным дисциплинам. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [1]. В то же время динамика изменения ФГОС ВО, следовательно и РУП, такова, что отследить эти изменения практически невозможно. Так, например, периоды смены поколений ФГОС ВО составляют для стандартов 1-го поколения 5 лет; стандартов 2-го поколения - 4 года; стандартов 3-го поколения - 5 лет (таблица).

Вестник кибернетики. 2017. № 4 (28)

Хронология смены образовательных стандартов высшего образования

Наименование стандарта Год принятия

Единый государственный стандарт высшего профессионального образования 1994

Стандарты 1 -го поколения 2000

Стандарты 2-го поколения 2005

Стандарты 3-го поколения 2009

Стандарты 3+ поколения 2014

Стандарты 3++ поколения 2017

Оценка адекватности РУП может быть произведена после того, как выпускники трудоустроились и успели «показать себя» на предприятиях. Собрав отзывы о качестве их подготовки и обработав полученные экспертные оценки, можно судить об адекватности РУП требованиям работодателей. При использовании этого подхода возникает проблема учета трудоустройства вообще и учета трудоустройства выпускников по специальности. Таким образом, происходит уменьшение объема выборки. С другой стороны, на качество оценки адекватности РУП также может влиять «качество» профессорско-преподавательского состава и материально-технического обеспечения. Входные характеристики выпускников (средний бал, уровень образования, владение специальностью, мотивированность, личные качества) также будут влиять на оценку работодателей.

Адекватность РУП целям и задачам обучения можно оценить и в процессе обучения по таким признакам, как средний бал, количество задолженностей, численность группы на разных периодах и т. п. Этот способ также очень зависит от контингента обучаемых и может быть использован лишь для косвенной оценки.

Рассмотренные подходы к оценке адекватности связаны с накоплением статистического материала и его последующей обработкой известными методами (например, критерий Фишера). Сложности, связанные с накоплением достаточного объема выборки, сильно ограничивают использование данного подхода. Также необходимо отметить, что заключение об адекватности РУП может быть принято только после использования этого РУП в реальном эксперименте. Указанные ограничения препятствуют использованию подобных методов оценки адекватности РУП.

Сложившийся подход к проектированию РУП [2] предполагает оценку адекватности РУП как соответствие ряду критериев. Сами критерии перечислены в нормативно-правовых актах и меняются достаточно часто в соответствии со сменой образовательных стандартов. К числу этих критериев можно отнести: доля лекционных занятий, минимальная трудоемкость дисциплины, аудиторная недельная нагрузка, экзаменационная/зачетная нагрузка и др. При этом оценка носит бинарный характер (соответствует/не соответствует) и не позволяет сравнивать между собой различные варианты РУП, имеющие одну оценку. В то же время очевидно, что результаты использования различных вариантов РУП будут также различны как с точки зрения затраченных ресурсов (временных, трудовых и пр.), так и качества «выходного продукта». При использовании этого подхода, также возникает необходимость применения специальных методов решения многокритериальных задач.

Вне зависимости от используемого подхода к оценке адекватности, необходимо отметить незаменимую роль экспертов при проектировании РУП. Фактически невозможно исключить «человеческий» фактор из этого процесса, следовательно, необходимо принимать меры для оптимизации численности группы экспертов и разработки инструментария, сопровождающего экспертов на всем процессе проектирования.

М. А Кривицкая, К. И. Бушмелева О проблемах оценки адекватности при проектировании рабочего учебного плана направления высшего образования

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.

2. Увайсов С. У., Кривицкая М. А., Бушмелева К. И. Алгоритм обработки экспертной информации при построении рабочего учебного плана // Качество. Инновации. Образование. 2014. № 4. С. 33-36.

3. Кривицкая М. А., Бушмелева К. И., Увайсов С. У. Выбор критериев оптимальности при разработке рабочего учебного плана // Качество. Инновации. Образование. 2013. № 1. С. 68-71.

4. Кривицкая М. А., Бушмелева К. И., Увайсов С. У. Формализация задачи построения рабочего учебного плана направления методами теории графов // Качество. Инновации. Образование. 2013. № 2. С. 14-17.

5. Дроздов Н. А. Оптимизация учебных планов // Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье - 2008) : материалы II Междунар. науч.-практич. конф. Ч. 2. Изд-во КГУ. Курск, 2008.

6. Бронникова Л. М., Овчаров А. В., Скулов П. В., Хорохордина Е. А. Некоторые аспекты реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования // Фундамент. исслед. 2012. № 11 (5). С. 1089-1094.

7. Лосев С. В., Фомичева О. А. Основные отличительные черты новых федеральных государственных образовательных стандартов // Методы обучения и организация учебного процесса в вузе : материалы II Всерос. науч.-метод. конф. Рязань, 2011.

8. Котов С. С. Модель управления учебными планами компетентностно-ориентиро-ванных образовательных программ с учетом предпочтений различных социальных групп : автореф. дис. М. : Нац. исслед. технолог. ун-т МИСиС. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.