Научная статья на тему 'Учет компетенций при проектировании учебного плана'

Учет компетенций при проектировании учебного плана Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПЛАН / АППАРАТ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кривицкая М.А., Бушмелева К.И.

В статье рассматривается методика формирования учебного плана на этапе привязки дисциплин к компетенциям. В основе реализации данной методики заложен аппарат экспертных оценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет компетенций при проектировании учебного плана»

событий (для поддерживающих их приборов). С не- среднего уровня (а все его динамические библио-

давнего времени у SCADA-систем появилась возмож- теки нижнего уровня).

ность считывать архивы, используя отдельное про- В простых случаях (небольшое количество при-

граммное средство - OPC-сервер. Однако, особен- боров и каждый на своей линии связи) он может

ностью любого программного средства сбора данных быть использован независимо (например, запус-

является монополизация под себя последователь- каться по заранее заданным параметрам запуска

ного канала передачи данных (которые применяют через планировщик задач). В более сложных слу-

для связи с прибором), при этом другие программ- чаях (использование одного канала связи для не-

ные средства не смогут использовать этот канал. скольких приборов, удаленное управление группой

SCADA-системы и OPC-серверы ориентированы на приборов) необходима система уровнем выше. При

промышленное использование и не предполагают пе- необходимости, данный модуль может быть задей-

реговоров между собой с целью договоренностей ствован и при работе со SCADA-системой по от-

использования последовательного канала. Логика дельному каналу связи, например, запускаться

работы разрабатываемого модуля заключается в эпизодически по команде от диспетчера,

следующем. В случае работы модуля с прибором и Заключение

поступления необходимости срочно опросить другой Развитие и усложнение измерительного обору-прибор, модуль завершает свою работу и освобож- дования создает потребность в разработке продает канал связи. После этого запускается другая граммных средств для взаимодействия с ним. Пред-копия модуля с директивами и настройками для ставленная в работе разработка является отдель-опроса необходимого прибора. Дело в том, что ным программным модулем среднего уровня, способ-данный модуль в работе является процессом опе- ного функционировать как самостоятельно, так и рационной системы и в случае необходимости его в рамках систем верхнего уровня. При этом, си-можно всегда завершить, и так как каждый процесс стема верхнего уровня должна формировать для работает только с одним прибором, всегда можно данного модуля параметры работы в виде строки определить с каким прибором была прервана ра- команд. Архитектура разработанного модуля явля-бота, чтобы после ее возобновить. Это дает гиб- ется гибкой, что способствует его быстрой моди-кие возможности при использовании модуля. Таким фикации с учетом потребностей к сбору данных и образом, модуль является программным средством появлению новых коммуникационных возможностей

измерительного оборудования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов А.Н., Даниельян С.А., Кузнецов Р.С. АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ТЕПЛОПОТРЕБЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СКУТЕР // Промышленные АСУ и контроллеры. 2010. № 12. С. 1-6.

2. Виноградов А.Н., Кузнецов Р.С. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ //Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2010. Т. 2. С. 74-76.

3. В.П. Чипулис. Сравнительная оценка режимов регулирования теплопотребления // Измерительная техника. 2014. №9. С. 32-39.

4. Виноградов А.Н., Гербек Ф.Э., Раздобудько В.В., Кузнецов Р.С., Чипулис В.П. УЧЕТ И АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ВЫРАБОТКИ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ //Информатизация и системы управления в промышленности. 2006. № 7. С. 4.

5. Виноградов А.Н., Даниельян С.А., Кузнецов Р.С., Раздобудько В.В., Чипулис В.П. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА РЕЖИМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОТЕЛЬНОЙ //Информационные технологии в проектировании и производстве. 2011. № 2. С. 43-49. // В сборнике: Труды международной конференции "Системы проектирования, технологической подготовки производства и управления этапами жизненного цикла промышленного продукта (СAD/CAM/PDM - 2014)" Под редакцией Толока А.В.. Москва, 2014. С. 116120.

6. Виноградов А.Н., Даниельян С.А., Кузнецов Р.С., Раздобудько В.В., Чипулис В.П. МОНИТОРИНГ И АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РЕЖИМОВ ИСТОЧНИКОВ ТЕПЛОТЫ // Измерительная техника. 2008. № 11. С. 51-56.

7. Кузнецов Р.С. К АНАЛИЗУ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ В ЗАДАЧАХ УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ // Датчики и системы. 2008. № 7. С. 45-47.

8. Михайлов А.А. Адекватность косвенных измерений в задачах учета тепловой энергии // Труды международного симпозиума «Надёжность и качество - 2015», г. Пенза, с. 420-425

9. Чипулис В.П. Верификация результатов измерений параметров систем теплопотребления // Надежность и качество 2010: труды международного симпозиума. - Пенза: ПГУ, 2010. - Т. 1. С. 434-437.

10. Глухов А.П., Старовойтов А.А., Канев С.Н. Теплосчетчики: мифы и реальность //Материалы 19-й международной научно-практической конференции, 20-22.04, С-Пб, 2004.

11. Старовойтов А.А., Канев С.Н. Теплосчетчики: мифы и реальность - часть II //Материалы 20-й международной научно-практической конференции «Коммерческий учет энергоносителей», 23-25.11.04, СПб, 2004.

12. Н. А. Баранов, Н. А. Северцев Основы теории безопасности динамических систем. Российская акад. наук, Вычислительный центр им. А. А. Дородницына. Москва, 2008.

13. Артемов И.И. Прогнозирование надёжности и длительности приработки технологического оборудования по функции параметра потока отказов / И.И. Артемов, А.С. Симонов, Н.Е. Денисова // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2010. Т. 2. С. 3-7.

14. Канев С.Н. Комбинированный теплосчетчик - что это такое? // Материалы 24-й международной научно-практической конференции «Коммерческий учет энергоносителей», 21-22.11.06, С-Пб.

УДК 378.1:519.1

Кривицкая М.А., Бушмелева К.И.

БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», Сургут, Россия

УЧЕТ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПЛАНА

В статье рассматривается методика формирования учебного плана на этапе привязки дисциплин к компетенциям. В основе реализации данной методики заложен аппарат экспертных оценок.

Ключевые слова:

учебный план, аппарат экспертных оценок, компетенции

Социуму нужны выпускники, готовые к включению висит как от полученных знаний, умений и навы-в дальнейшую жизнедеятельность, способные прак- ков, так и от неких дополнительных качеств, для тически решать встающие перед ними жизненные и обозначения которых и употребляются понятия профессиональные проблемы. А это во многом за-

«компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования [4].

В соответствии с ГОС ВПО первого и второго поколения при составлении основной образовательной программы подготовки специалиста разработчики ориентировалась на содержательную часть образования, где задавался перечень дисциплин федерального, национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин с соответствующими дидактическими единицами. ФГОС ВО предполагает использование компетентностного подхода к организации образовательного процесса на всех ступенях образования, в частности для бакалавров, магистров и аспирантов. В стандарте определены требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, выраженные на языке компетенций [1]. ФГОС ВО требует, чтобы в учебном плане (УП) были указаны компетенции и этапы их формирования в процессе освоения образовательной программы [5].

Компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [2]. Компе-тентностный подход связан с переносом акцента с преподавателя и содержания образования на студента и ожидаемые результаты образования, что является проявлением существенного усиления направленности образовательного процесса на студента. Центральный аспект компетенции - способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта, отношений и т.д. В современной международной теории и практике понятие компетенции понимается следующим образом: компетенция - способность применять знания, умения, отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях.

Карта компетенции представляет собой результат процесса декомпозиции компетенции выпускника

Взаимосвязи компе

образовательной программы на планируемые результаты обучения (владения, умения, знания), характеризующие этапы формирования требуемой компетенции в процессе освоения обучающимся образовательной программы [5].

Определение состава компетенций, которые должны быть освоены в учебном процессе, лежит в основе процесса управления качеством образования. Формирование каждой конкретной компетенции происходит через последовательное изучение ряда дисциплин. Формирование списка дисциплин и привязка их к компетенциям происходит на этапе проектирования учебного плана. Процесс проектирование УП может происходить разными способами. По ряду причин наиболее предпочтительным является использование методов экспертных оценок [6,7]. В группу экспертов должны быть включены потенциальные работодатели, преподавательский состав, работающий по выбранной образовательной программе, и прочие заинтересованные лица. Вопросы, которые следует решить экспертам следующие: список дисциплин, привязка дисциплины к компетенции, оценка охвата компетенций дисциплинами. Процедура проведения экспертного опроса - двухступенчатая: индивидуальный бланочный опрос, обработка результатов и очная сессия экспертов.

Как правило, численность группы экспертов не превышает 10-12 человек. В связи с этим не исключены ситуации, когда экспертам не удастся прийти к некоторому единому мнению. Значит, необходимы меры разрешения возникающих разногласий [8].

Список компетенций формируется на основе ФГОС ВО и предшествует этапам формирования списка дисциплин, определению их трудоемкости и размещения в образовательной траектории. Экспертам необходимо высказать мнение о привязке той или иной компетенции с дисциплиной образовательной программы направления/профиля. Для этого можно использовать, например, таблицу 1.

тенций и дисциплин

Таблица 1

Дисциплины Компетенции

ОК ПК ОПК

ОК1 ОКт ПК1 ПКк ОПК1 ОП№

Дисциплина 1 ОК1 ОЩ" ПК1 ПК? ОПК1 ОПК1

Дисциплина 2 ОК2 ОК" ПК2 ПК? ОПК2 опк2

Дисциплина N ОК?, ОК™ ПК, ПК* ОПК, ОПК,

При необходимости данную таблицу можно детализировать путем добавления по каждой компетенции компонент ("знать", "уметь", "владеть"). Значения, вносимые в представленную таблицу, носят бинарный характер(0/1, +/- и пр.) и отражают привязку выбранной компетенции к конкретной дисциплине. Отсутствие значения в ячейке таблицы сигнализирует об отсутствии вклада выбранной дисциплины в формирование конкретной компетенции.

Все бланки, полученные от экспертов, после проведения первого этапа экспертного опроса подлежат обработке. В частности можно использовать суммирование каждого значения по всем бланкам и нормирование количеством экспертов. Полученную величину назовем «весовым» коэффициентом компе-

значение

где п - порядковый номер дис-ч

циплины, к - порядковый номер компетенции, q -количество экспертов. Аналогично обрабатываются данные по остальным компетенциям.

Таким образом, будет получена новая таблица, отражающая значимости компетенций при проектировании УП. Содержимое этой таблицы подлежит обсуждению на очной сессии экспертов. В частности,

если полученная таблица будет содержать большое количество ненулевых значений близких к нулю, то можно сделать вывод о несогласованности мнений экспертов. В некоторых ситуациях, возможно, исключить этап очной сессии экспертов за счет введения «порогового» значения веса компетенции б. Все значения из диапазона [0..б] из итоговой таблицы исключаются. Конкретное значение б определяется экспертами коллективно исходя из вида итоговой таблицы. Этот подход позволяет сократить временные и трудовые затраты на проведение процедуры, но характеризуется большей погрешностью.

Количество компетенций, привязанных к каждой дисциплине, как и количество дисциплин, относящихся к каждой компетенции, не регламентируется никакими нормативными документами и определяется интуицией и профессиональным опытом группы экспертов.

Рассмотренный подход предполагает использование метода экспертных оценок для формирования учебного плана направления/профиля высшего образования. Предлагается методика формирования привязки компетенций и дисциплин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. - 52 с. http://window.edu.ru/resource/532/7 8532/files/azarova.pdf

тенции. Например, для компетенции ПК£ получится

2. В.И. Байденко Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

3. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010.

4. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова - Омск : Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. - 210 с. http://window.edu.ru/resource/001/8 0001/files/kompetentnost.pdf

5. Проектирование программ бакалавриата и магистратуры на основе ФГОС ВО с учетом требований профессиональных стандартов. Часть 1. - Москва: АКУР. 2015.

6. Кривицкая М.А., Бушмелева К.И. Подходы к проектированию задачи составления рабочего учебного плана специальности высшего профессионального образования// Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2011. Т.1. - с.126-127.

7. Северцев Н.А. Системный анализ определения параметров состояния и параметры наблюдения объекта для обеспечения безопасности //Надежность и качество сложных систем. 2013. № 1. С. 4-10.

8. Касторнова В.А. Образовательные портал: структура и информационые технологии наполнения и реализации//Труды международного симпозиума Надежность и качество. - 2014. - Т. 1. - С. 282-286.

УДК 004.432.2 Куликова. М.А.

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия

СРАВНЕНИЕ ЯЗЫКОВ С++ И С#

В данной статье будут рассмотрены два C-подобных языка: C++ и Cj#. Описаны их сходства и различия и некоторые особенности применения для разработки программного обеспечения.

С++ и С# - мультипарадигменные языки, относящиеся к семье языков с C-подобным синтаксисом. Язык программирования C++ был разработан Бьёрном Страуструпом на основе языка С (была добавлена возможность работы с классами и инкапсуляция). Язык программирования C# был разработан группой Андерса Хейлсберга для разработки приложений на платформе Microsoft.NET Framework. Эти языки имеют очень похожий синтаксис, хоть и существуют многочисленные различия. Что позволяет разработчику легко "переключаться" с одного языка на другой.

Рассмотрим другие сходства С++ и С#: оба языка являются языками со статической явной типизацией, то есть в этих языках конечные типы переменных и функций устанавливаются на этапе компиляции, в отличии, например, от языков с динамической типизацией таких как Ruby или Python; требуется явное определение типа каждой переменной (неявная типизация позволяет переложить эту задачу на компилятор) . Кроме этого C++ и C# имеют общую модель наследования (с различиями в синтаксисе).

Отдельного внимание заслуживает кроссплатфор-менность языков С++ и С#. С++ достаточно легко переносим на многие существующие платформы, существует огромное множество библиотек, которые могут быть скомпилированы или скомпилированы для применения под почти любыми существующими платформами. Применение C# на не-Windows платформах возможно с некоторыми затруднениями: возникают трудности с поддержкой программного обеспечения и иногда сводятся на нет некоторые преимущества языка. Отсюда можно сделать вывод о предпочтительности С++ для создания кроссплатформенных приложений.

Различий у двух рассматриваемых языков куда больше чем сходств и их вряд ли возможно учесть и рассмотреть все сразу, особенно на фоне выхода новых версий языков, которые добавляют все новые и новые возможности для написания кода.

В качестве первого различия можно рассмотреть особенности работы скомпилированного кода C# и С++. Скомпилированный код С# исполняется под "управлением" виртуальной машины - CLR-системы, а не "напрямую" в CPU (управляемый код) . Это несколько снижает производительность, но при этом облегчает перенос кода и дает преимущества в удобстве отладки. Но при этом неуправляемый (машинный) код дает куда большие возможности оптимизации и выигрывает в производительности. То есть одна и та же задача на С++ может быть выполнена с меньшими затратами ресурсов, чем на

С#. Однако, при выборе неправильного подхода, не исключено, что код С++ будет медленнее кода С#.

Кроме этого С++ имеет еще одно преимущество в скорости. Компилятор C++ позволяет для ускорения компиляции использовать несколько потоков на многопоточных процессорных системах.

Существует небольшое различие в типизации языков. Это различие появилось с выходом версии языка С# 4.0. Начиная с этой версии С# в отличии от С++ стал поддерживать и динамическую типизацию посредством псевдо-типа dynamic, который позволяет пропускать проверку типов во время компиляции в операциях, в которых он используется.

Еще одно различие - управление памятью. C# создан с целью освободить разработчика от проблем, связанных управлением памятью. Это означает, что в C# не требуется явно удалять память, которая была динамически выделена из кучи, как это требуется делать в C++. Вместо этого сборщик мусора периодически очищает память. Для облегчения процесса C# накладывает некоторые ограничения на то, как можно использовать переменные, которые хранятся в куче и более строгие ограничения имеет C++ в отношении безопасности типов данных. (Сравнение С# и С++. Симон Робинсон)

Следующее отличие C# от C++ появилось опять же с выходом версии 4.0 языка C#. С# поддерживает целые числа произвольной длины со знаком с помощью структуры System.Numerics.Biglnteger, которую можно использовать так же, как и любой другой целочисленный тип данных.

Так же обязательно следует отметить различие в наследовании: в отличии от C#, C++ поддерживает множественное наследование. C# поддерживает только простое (или одиночное) наследование и позволяет множественно наследовать только интерфейсы или, другими словами, у любого класса C# может быть только один родитель. Это может несколько ограничивать C# разработчика, но в то же время не дает ему столкнуться с проблемами множественного наследования.

Кроме этого C# не поддерживает использование указателей, но при необходимости для этой цели можно использовать делегаты - тип, который представляет собой ссылки на методы с определенным списком параметров и возвращаемым типом. Делегаты очень похожи на указатели языка C++, но являются типобезопасными.

Также к различиям можно отнести и ассортимент библиотек. У С++ он значительно больше и это можно объяснить более давней историей языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.