Скажем, изучая в школьном курсе функциональные зависимости и элементы векторной алгебры, можно подойти к современным вопросам из теории операторов, ибо функция - частный случай оператора, её носителем является одномерное пространство. В случае функций многих переменных имеем операторы в декартовом произведении одномерных пространств. Тем самым происходит формирование у обучающихся системных обобщенных знаний, понятий и т.д. Такой дидактический подход к изучению естественнонаучных дисциплин позволяет: подходить ко многим явлениям с общих позиций; в общем, видеть особенное, единичное, случайное; на основе единичных фактов искать пути и подходы для обобщенных выводов. В этом и заключается творческое развитие личности в ходе познавательной деятельности по математике.
Автор [61 в течение многих лет успешно использовал в процессе обучения студентов математическим дисциплинам изложенный дидактический подход. Как выясняется при встрече с выпускниками, они до сих пор эмоционально вспоминают именно те моменты в учебном процессе, которые связаны с приобщением учащихся и студентов к современным достижениям и проблемам математики. Данный фактор подтверждает тезис о том, что в случае необходимости они могут вполне осознанно использовать современные прикладные математические знания в профессиональной деятельности.
Здесь есть одна очень важная проблема. Прежде всего, вузовский педагог должен проводить активно исследования в области современной математики, именно собственными результатами он может зажечь своих учеников и сформировать позитивную познавательно-мотивационную сферу более высокого уровня. Только в этом случае он способен адекватно представлять обучаемым современные достижения и проблемы математики. Это же касается и других естественнонаучных дисциплин.
Выводы. Реализация концептуальной идеи математического образования обучающихся требует подготовки иных педагогов, ориентированных на поисково-исследовательскую направленность образовательного процесса, сближение учебного и исследовательского процессов. При этом важно отметить, что математика обладает огромным учебно-воспитательным потенциалом. Этим ресурсом непременно педагоги должны воспользоваться в опережающем личностном развитии и самосовершенствовании студентов в процессе математического образования. Выявленные структурные составляющие прикладной математической компетентности призваны обеспечивать эффективное её формирование у студентов в процессе инженерной подготовки. Результаты исследования способствуют выявлению эффективных педагогических условий формирования исследуемой компетентности у студентов технического вуза.
Литература:
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов ВПО / В.И. Байденко. - М., 2005.
2. Жидова Л.А. Подстригич А.Г. Особенности реализации непрерывного математического образования в процессе подготовки обучающихся к единому государственному экзамену // Вестник ТГПУ. - 2013. - 13 (141). - С. 215-217.
3. Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - М.: Высшее образование в России, 2005. - №4. - С. 23-29.
4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - М.: Логос. - 2006. -№8. - С. 20-26.
5. Ильмушкин Г.М., Миншин М.М. Специфика математического образования будущих инженеров атомной промышленности // Вестник Самарского технического университета. - №3 (27). - 2015. - С. 95-103.
6. Ильмушкин Г.М. Математическая подготовка будущих специалистов атомной отрасли как важнейший фактор профессионального становления / Г.М. Ильмушкин // "Фундаментальные исследования". - 2012. - №11 (5). - С. 1103-1106.
7. Ильмушкин, Г.М. Системное моделирование в процессе реализации непрерывной многоуровневой подготовки специалиста: монография / Г.М. Ильмушкин. - Москва-Димитровград: Изд-во ДИТУД УлГТУ, 2005. - 354 с.
8. Картежникова А.Н. Контекстный подход к обучению математике как средство развития профессионально значимых качеств будущих экономистов-менеджеров: дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Картежникова. - Омск, 2005. -174 с.
9. Миншин М.М. Особенности формирования профессионально-математической компетентности инженеров по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем / М.М. Миншин // Образовательные технологии и общество. - Т. №4, 2010. - С. 319-325.
10. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: «Высшая школа», 2004. - 512 с.
Педагогика
УДК 372.881.881.1
кандидат педагогических наук, доцент Калашникова Светлана Георгиевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); доктор филологических наук, доцент Щербакова Наталья Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)
О ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ИСЛЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. В данной статье анализируются проблемы, возникающие в процессе организации исследовательской деятельности младшего школьника. На основе анализа сообщений, представленных на научной конференции «Я исследователь», а также материалов родительских форумов обобщены ошибки, совершаемые в процессе подготовки и написания подобных работ. Авторы статьи дают конкретные рекомендации по организации исследовательской работы младшего школьника с учетом его возрастных особенностей и речевого опыта, а также учета научных парадигм, обусловивших развитие языкознания.
Ключевые слова: начальная школа, исследовательская деятельность младшего школьника, обучение русскому языку. Anmtation. This article analyzes the problems that arise in the process of organizing the research activities of a junior high school student. Based on the analysis of the messages presented at the scientific conference "I am a researcher", as well as the materials of parent forums, the mistakes made in the process of preparing and writing such works are summarized. The authors of the article give specific recommendations on the organization of the research work of a younger student, taking into account his age
characteristics and speech experience, as well as taking into account the scientific paradigms that led to the development of linguistics.
Keywords: primary school, research activities of a junior student, teaching the Russian language.
Введение. Условия жизни современного общества, динамично изменяющаяся социально-экономическая ситуация требуют от выпускника школы самостоятельности, умения адаптироваться к изменяющимся условиям, т.е. умения учиться и самостоятельно добывать новые знания, систематизировать их, делать выводы. Обучение подобной деятельности требует длительного времени, причем начинать его нужно уже на этапе начальной школы. Одним из действенных средств, способных сформировать и развить названные выше качества личности, является исследовательская деятельность.
Поставленные Федеральным государственным образовательным стандарте начального общего образования задачи формирования и развития универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных) предполагают саморазвитие личности и совершенствование её мыслительной деятельности [5]. Исследовательская работа соответствует данным задачам в полной мере и формирует все указанные выше универсальные учебные действия. Справедливо утверждение о том, что «Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности» [4, С. 3].
Актуальность обращения к исследовательской деятельности обусловливается, таким образом, объективно существующим в обществе социальным заказом на формирование творческой личности, способной к саморазвитию, принятию нестандартных решений.
Психолого-педагогические основы данной деятельности были заложены ещё в трудах классиков педагогической науки, доказавших эффективность проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н Скаткин) и описавших психологические основы организации исследовательской деятельности детей (А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков). Исследовательская деятельность обучающихся начальной школы по русскому языку становилась предметом фундаментальных педагогических исследований [1, 4]. Нет недостатка и в методических рекомендациях учителю для организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе [2]. Однако в силу целого ряда объективных и субъективных обстоятельств данный вид деятельности по-прежнему вызывает сложности в организации, которые видны во время проведения конкурсов по результатам исследовательской деятельности от этапа отбора конкурсных работ до результатов выступлений с сообщениями.
Цель данной статьи заключается в формировании рекомендаций по организации исследовательской работы младшего школьника по русскому языку на основе анализа конкурсных исследовательских проектов.
Изложение основного материала статьи. Конкурс проектов учащихся начальных классов «Я - исследователь», проводимый на базе Центра дополнительного образования «Эврика» г. Омска (директор - Малкова С.А.) проводится ежегодно. ЦДОД «Эврика» развивает интеллектуально-творческую активность младших школьников, которая и проявляется в исследовательской деятельности. Работы, присылаемые на конкурс, обычно отличаются актуальностью выбранных тем, соответствием содержания материалов теме исследования, практической значимостью, культурой оформления материалов. Однако нам хорошо известно, что проблемы в организации исследовательской деятельности возникают уже на этапе формулировки темы.
Хорошо известно, что интерес к исследовательской деятельности часто формируется у младшего школьника во время выполнения учебного проекта. Школьников, например, всегда интересуют вопросы происхождения имен, фамилий, географических названий. В рамках проектной деятельности они знакомятся с этимологическими словарями, научно-популярными книгами по историческим проблемам языкознания и выбирают необходимый материал. Однако для исследовательского проекта недостаточно только компилятивной работы, реферирования и пересказа. Нужна исследовательская деятельность, по результатам которой школьник самостоятельно делает первые научные обобщения. Поэтому грамотная формулировка темы и четкое представление об основных направлениях работы по ней очень важны. Предлагаем на этапе формулировки темы вспомнить об основных парадигмах лингвистики: сравнительно-исторической, системно-структурной и антропоцентрической. Каждая из них, обладая спецификой методов, может быть использована в организации исследовательской работы в начальной школе. Сравнительно-исторический подход позволяет школьнику увидеть прежние значения привычных имен и названий, но такая работа носит репродуктивный характер, поскольку младший школьник не может овладеть приемами сравнительно-исторического метода, следовательно, его знакомство с достижениями старейшей лингвистической парадигмы может быть ограничено содержанием книг, написанных специалистами специально для детей. Для того чтобы работа обрела исследовательский характер, нужно повернуть тему в плоскость реального (пусть и небольшого) исследования. Например, можно провести анкетирование по проблемам склонения фамилий с целью выявления проблем, возникающих в этой области. Известно, что носители иноязычных фамилий зачастую уверены в том, что они не склоняются, хотя это не всегда так. Опрос по поводу причин отказа склонять фамилии дает ценный материал, например, для исследования типовых черт речевого жанра объяснения. Кроме того, следствием подобной работы может стать разработка алгоритма или схемы склонения фамилий. Такая работа младшему школьнику по силам.
Здесь возникает проблема степени самостоятельности ученика при подготовке и организации исследования. Роль консультанта исполняет учитель либо один из родителей (чаще - мама, как нередко бывает указано на титульном листе). И если консультантом является мама, то, как правило, в списке литературы мы видим источники, с которыми мама и работала, когда, например, была. К сожалению, каждый год на конкурс присылаются работы, которые содержат в списке литературы источники, не соответствующие возрасту учащихся начальной школы. Это и авторефераты на соискание ученой степени доктора наук, и вузовские учебники, и учебные пособия. Действительно ли, участник конкурса знакомился с данными источниками (и знакомился ли вообще?) - это большой вопрос. В то время как в требованиях Примерной программы по русскому языку (ФГОС) одним из требований к выпускнику, оканчивающему начальную школу, является умение «пользоваться словаря и справочниками, предназначенными для детей этого возраста» [3, С. 18]. Задача консультанта - не писать за ребенка, а помочь синтезировать собранный материал, в том числе и из сети Интернет.
Вызывает вопрос и целесообразности формулирования в исследовательской работе младшего школьника гипотезы, объекта и предмета исследования. Вышеназванные компоненты являются неотъемлемой частью всех научных работ, но для учеников начальной школы это и сложно, и непонятно.
В связи с самостоятельностью участника связана еще одна наболевшая проблема - плагиат. На этапе отбора работ даже не требовалось проверки специальной программой («Антиплагиат»), достаточно было набрать в любой поисковой системе какую-либо фразу из работы, и она сразу же указывала на полную несамостоятельность текста. Иногда в ответ на подобное замечание руководитель работы говорил: «Зато ученик умеет работать с компьютером, искать информацию». Но информационная грамотность ученика начальной школы предполагает «осуществлять поиск информации в словарях,
справочниках, энциклопедиях, библиотеке, Интернете, ... анализировать полученные сведения ...» [3, С. 287], она не равна операции «копировать - вставить». Следовательно, задача консультанта - помочь подобрать источники, в том числе и Интернет-сайты, и обучать работе с информацией. Неплохо зарекомендовал себя на этом этапе такой известный приём, как пересказ. Если работать с источниками таким же образом, как, например, с изложением, то бездумного скачивания информации можно избежать.
В процессе подготовки исследовательского проекта неоценима родительская помощь. Мы уже говорили, что иногда родители сами проявляют инициативу, выбирая роль научного консультанта своего ребенка. Но им явно недостаёт педагогических умений, а потому вместо радости открытий научная работа вызывает только неприятные впечатления, о чем свидетельствуют такие, например, высказывания на родительских форумах (орфография и пунктуация авторов сохранены):
«Не знаю плакать или смеяться. Сама вся на нервах и муж психует. Детей, от греха по дальше, спать отправила, чтобы рикошетом не задело.В начале уч. года говорили, что надо будет презентацию провести ребенку на любую выбранную им тему. Ну ладно, выбрали «Обоняние у тигров», перелопатили интернет, что-то нашли/распечатали, поучили, дома рассказали. В четверг надо в школе провести эту презентацию. ВЧЕРА я узнаю, что все это должно быть на электронном носителе и ребенок должен типа слайдов это все на экране показывать и сопровождать рассказом. У меня, мягко говоря, шок! Муж пытается установить какую- то программу, нахапал кучу вирусов, предлагают купить программу за кучу бабла, весь на матах, я ржу истерично, дети смотрят то на меня, то на папу и не понимают как реагировать...Иэто только 2 класс! Что же дальше будет?
Дело в том, что я в этом ничего не понимаю, а муж чуть меньше меня не понимает))) Хорошо делать, когда в курсе как. А тут: пойди туда, не знаю куда, возьми то, не знаю что... За отклик спасибо!».
Изучая родительские форумы, мы предположили, что у некоторых учителей складывается неправильное понимание ученического проекта, мотивированное сложившимся в языковом сознании конкретной языковой личности представлением о том, что такое проект вообще.
Для подтверждения этой гипотезы был проведен пилотный эксперимент среди студентов-заочников, обучающихся по направлению «Начальное образование» в Омском педагогическом университете. Всего в нем приняло участие 46 студентов, в подавляющем большинстве это практикующие учителя. Они стали участниками цепочечного ассоциативного эксперимента, в задачи которого входило получение реакций на стимул проект. Результаты эксперимента подтвердили наши опасения: практически все опрошенные дали реакции размерно-оценочного характера, которые, вне всякого сомнения, попадают в ядро концепта проект для данной группы испытуемых, это, например, следующие повторяющиеся реакции: большой (30%), национальный (23%), много (15%). Следствием такого представления закономерно становились дефиниции, связанные с эмоциональным состоянием: тяжело (13%), трудно (9%), непонятно (9%), не справлюсь, не получится (5%). В одном из ответов обнаружилось объёмная лексико-семантическая группа слов, называющих физическое и эмоциональное состояние по поводу проекта: бессонные ночи, пустая трата времени, злость, ерунда, усталость. Необоснованное увеличение объема заданий, усложнение задач, конечно, не учит школьника основам исследовательской деятельности и способно отвратить от нее даже самых активных помощников из числа родителей, о чем убедительно свидетельствуют следующие высказывания на форуме:
«Девочки насчет всех этих заданий в школе, я в ШОКЕ!!!!! Коллега на работе рассказывала, что им задали сделать проект на тему "ХЛЕБ". Дочь второклашка. Так естественно мама сделала слайдшоу, надобавляла фото. проращивали они пшеницу и тд. Принесли в школу - а учитель говорит. МАЛО! Надо фото с поля, на тракторе с хлебокомбината! представляете?! они договорились все сделали. видимо связи есть. я вот не пойму. зачем все это надо?! Я сразу сказала, что если нам такое через 7-8 лет будут задавать, то учителю придется самому эту работу выполнять. вот делать нефиг нам больше».
«...я в шоке. Пришла моя со школы и принесла задание. В общем нужно сделать исследовательскую работу на какую-нибудь тему, оформить типа, как курсовую в институте, сделать презентацию, подготовить макеты и плакаты Ну вот зачем в первом классе такое задавать? Ведь понятно, что все это придется делать родителям, а не детям, так в чем тогда заключается обучение? Мне вот до полного счастья сейчас только не хватает заняться курсовой работой, прям зла не хватает».
Чтобы таких «криков души» и терзаний не было, следует хорошо продумать все этапы будущего исследования, составить задания, помочь школьнику с выбором источников и проинструктировать родителе о том, что помощь с их стороны должна быть минимальной, выполнять посильное научное исследование школьник должен самостоятельно.
Что касается оформления текста научного исследования, то на этом этапе родительская помощь уместна, но не следует утяжелять текст, написанный ребенком, наукообразными фразами. Важно сохранить индивидуальный стиль, поправляя только опечатки, описки, грубые ошибки, допущенные ребенком по незнанию каких-то правил орфографии, пунктуации и стилистики. Кстати, среди присылаемых на конкурс работ бывают лексикографические описания - словари названий населенного пункта, словарики устаревших слов, созданные для какого-то художественного произведения и т.д. Такие результаты научно-исследовательской работы тоже часто помогают оформлять родители, но они нуждаются в рекомендациях, поскольку нарушают все правила оформления лексикографического источника: не выдерживается алфавитный порядок, слова даются не в начальной форме, иногда даны пометы, но делается это бессистемно.
Выводы. Исследовательская деятельность младшего школьника призвана воспитать у него культуру умственного труда, навыки исследования. Организация исследовательской работы требует большой предварительной подготовки, разработки системы заданий, различных памяток, вопросников, списков литературы, плана и направлений работы. Без этого наладить эффективную исследовательскую деятельность обучающихся невозможно.
Исследовательская работа должны быть сопряжена с решением пусть небольшой, но всё же научной задачи, поэтому учитель, предлагая тему, должен понимать, в чем именно состоит подлинно исследовательская часть: в проведении эксперимента, в создании словаря или атласа, в сборе нового языкового материала и т.д. Иногда учителю начальных классов определить содержание данного компонента работы не просто сложно, но даже и невозможно. В таких случаях следует обращаться в центры поддержки детской одаренности, к специалистам, которые всегда окажут поддержку и методическую помощь.
Литература:
1. Запольская Е.Л. Развитие познавательного интереса младших школьников к русскому языку в процессе обучения в классах с многонациональным составом: Автореф. дис. ... канд. пед наук. Автореф. дис. ... канд. пед наук. - Сургут, 2006. - 24 с.
2. Инфоурок: Образовательный портал. URL: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-issledovatelskoy-raboti-v-nachalnih-klassah-2543955.html (дата обращения 20.10.21).
3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2012. - 317 с.
4. Семенова М.А. Формирование исследовательских умений младших школьников: Автореф. дис. ... канд. пед наук. -Томск, 2007. - 23 с.
5. ФГОС НОО. URL: https://classinform.ru/fgos71.2-nachalnoe-obshchee-obrazovanie-1-4-class.html (дата обращения 21.10.21)
Педагогика
УДК 377.169.3
кандидат педагогических наук, доцент Киргинцева Наталья Сергеевна
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж); кандидат педагогических наук, доцент Киргинцев Михаил Викторович
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж); кандидат педагогических наук Нечаев Сергей Александрович
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ИОС НА ОСНОВЕ ASTRA LINUX
Аннотация. В статье освещены проблемы, которые могут возникнуть в процессе перехода образовательных организаций на отечественные операционные системы и системы искусственного интеллекта, что обусловлено необходимостью импортозамещения. Проведён анализ наличия программного обеспечения, пригодного для разработки систем искусственного интеллекта и разработанных свободных систем искусственного интеллекта. Описаны способы использования программного обеспечения в образовательном процессе.
Ключевые слова: Astra Linux, искусственный интеллект, экспертные системы, импортозамещение, языки программирования, машинное обучение.
Annotation. The article presents the problems that may arise during the transition of educational institutions to domestic operating systems and artificial intelligence systems due to the need for import substitution. Analysis of the software availability suitable for the development of artificial intelligence systems and developed free artificial intelligence systems, as well as ways of using software in the educational process is presented.
bywords: Astra Linux, artificial intelligence, expert systems import substitution, programming languages, computer-aided instruction.
Введение. Искусственный интеллект (ИИ) как область знаний охватывает все области человеческой деятельности [1]. Об актуальности проблематики использования ИИ в различных сферах говорит то, что в середине 2019 года был создан технический комитет по стандартизации № 164 «Искусственный интеллект», одну из рабочих групп которого -«Искусственный интеллект в образовании».
Особый интерес представляет использование систем искусственного интеллекта в системе профессионального образования. В статье [2] отмечается, что «...без применения «интеллектуальных» технологий невозможно добиться качественного скачка в профессиональной подготовке ... специалистов...».
Учитывая, что в процессе импортозамещения в образовательных организациях РФ осуществляется переход на отечественные операционные системы (ОС), в частности, на Astra Linux, представляется целесообразным оценить возможности данной ОС с точки зрения внедрения систем искусственного интеллекта.
Изложение основного материала статьи. Рассматривая потенциал ОС как среды функционирования систем ИИ, необходимо в первую очередь рассмотреть наличие платформ или языков программирования, позволяющих создавать программные продукты с функционалом искусственного интеллекта. Во вторую очередь следует выявить готовые программные продукты ИИ, которые могут работать в операционных системах на основе ядра Linux (в частности, ОС Astra Linux).
Анализ состава дистрибутивов Linux и Unix на сайте Packages Search for Linux and Unix (https://pkgs.org/) показал, что из специализированных языков представления знаний, используемых для разработки систем ИИ (CycL, IKL, KIF, Loom, OWL, KM) в дистрибутивах можно обнаружить только OWL.
Для того чтобы выявить, какие языки и платформы используются для создания систем ИИ, был поведен анализ программных продуктов на одном из самых больших сайтов разработчиков открытого программного обеспечения SourceForge.net.
Поиск проводился по разделам «Artificial Intelligence», «ОС Linux», «Production/Stable» и «соответствующий язык программирования». В результате данного поиска были получены количественные данные по использованию языков программирования при создании систем ИИ. Результаты условно можно разделить на две группы. Первая группа включает языки, которые использовались в разработке более чем 20 программ: Java - 269, C++ - 154, C - 78, Python - 51, PHP - 20, Perl - 17, Prolog - 14, JavaScript - 13, Lisp - 13. Вторая группа включает языки программирования, применявшиеся при разработке менее 20 программ: Tcl - 8, Unix Shell - 7, JSP - 6, Assembly - 5, Objective C - 5, S/R - 5, Haskell - 3, Scheme - 3, Common Lisp - 2, Lua - 2, OCaml - 2, Ruby - 2, ActionScript - 1, Erlang - 1, Flex - 1, Logo - 1, REBOL - 1, Standard ML - 1, Visual Basic - 1, XSL - 1, Yacc - 1.
Представляет определенный интерес функциональная возможность этих языков реализовать программы ИИ.
Для этого был проведен поиск на том же сайте SourceForge.net конкретных программ, реализованных на данных языках программирования. Результаты представлены в таблице.
Языки Unix Shell, JSP, Assembly по данным, полученным в ходе исследования содержания сайта SourceForge, используются при разработке систем ИИ только в связке с другими языками программирования.
Кроме того было выявлено, что применение одного языка при создании программ ИИ является скорее исключением, чем правилом.
Включение соответствующих фильтров поисковой системы сайта sourceforge.net позволило выявить, что в связке с языком Java при создании систем ИИ чаще всего используются языки C++ - 24 программы, Python - 17 программ, C - 14 программ, JavaScript - 9 программ, JSP - 6 программ, Lisp - 6 программ, Prolog - 6 программ, Perl - 5 программ, PHP - 5 программ. Например, программа MegaHAL («симулятор разговора») написана с использованием языков C, Python и Tcl.