Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУВЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА'

О ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУВЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольные учреждения / история дошкольного образования / Тувинская АССР / ясли-сад / Министерство просвещения Тувинской АССР. / preschool institutions / history of preschool education / Tuvan ASSR / nursery school / Ministry of education of the Tuvan ASSR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Комбу

Статья посвящена организации дошкольного образования в Тувинской АССР в первой половине 60-х годов ХХ века. Актуальность темы научного исследования заключается в недостаточной изученности истории становления системы дошкольного образования Тувы. Это обстоятельство требует ее научного осмысления. Открытие первых детских дошкольных учреждений в Туве прежде всего было связано с идеей охраны здоровья детей. Также детские сады и ясли давали возможность активно привлекать тувинских женщин в общественную жизнь и производство. В статье на основании изучения архивных материалов дается описание общего состояния дошкольных учреждений в этот исторический период. Детские учреждения в республике относились к разным ведомствам. Существовали ясли Министерства здравоохранения, детские сады Министерства просвещения, колхозные и совхозные, а также сезонные дошкольные учреждения. Дошкольное образование, как и всякое другое педагогическое явление, на стадии своего становления сталкивалось с определенными проблемами. В данной статье предпринята попытка выделения основных из них. Это проблема низкого охвата детей дошкольными учреждениями из-за срывов строительства и ввода в эксплуатацию новых дошкольных учреждений. Нехватка образованных педагогических кадров являлась одной из основных преград в развитии дошкольного воспитания. Также в статье введены в научный оборот архивные материалы Министерства просвещения Тувинской АССР указанного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PROBLEMS OF ORGANIZATION OF PRESCHOOL EDUCATION IN TUVA IN THE FIRST HALF OF THE 60S OF THE XX CENTURY

The article studies organization of preschool education in the Tuvan ASSR in the first half of the 60s of the XX century. The relevance of the research topic lies in the insufficient study of the history of the formation of the preschool education system in Tuva. This circumstance requires its scientific understanding. The opening of the first preschool institutions in Tuva was primarily connected with the idea of protecting children’s health. Kindergartens and nurseries also provided an opportunity to actively involve Tuvan women in public life and production. Based on the study of archival materials, the article describes the general state of preschool institutions in this historical period. Children’s institutions in the Republic belonged to different departments. There were nurseries of the Ministry of health, kindergartens of the Ministry of education, collective and state farms, as well as seasonal preschool institutions. Preschool education, like any other pedagogical phenomenon at the stage of its formation, faced certain problems. This article attempts to highlight the main ones. This is a problem of low coverage of children in preschool institutions due to disruptions in the construction and commissioning of new preschool institutions. The lack of educated teaching staff was one of the main obstacles in the development of preschool education. The article also introduces archival materials of the Ministry of education of the Tuvan ASSR of the specified period.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУВЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА»

11. Semenovich A.V. Nejropsihologicheskaya korrekciya v detskom vozraste. Metod zameschayuschego ontogeneza: uchebnoe posobie. Moskva. 2007.

12. Krivcova S.V. Uchitel' iproblemy discipliny. Seriya: Psiholog v shkole «Genezis». 2004.

13. Faber A., Mazlish 'E. Kakgovorit's det'mi, chtoby oniuchilis'. Moskva. 'Eksmo, 2010.

14. Hadzhiev S.M. Vliyanie osoznannoj roditel'skoj otvetstvennosti na obrazovatel'nye rezul'taty starsheklassnikov. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2019; № 3: 45 - 57.

Статья поступила в редакцию 17.11.20

УДК 373.2

Kombu A.S., senior teacher, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: ailan-kombu@yandex.ru

ABOUT PROBLEMS OF ORGANIZATION OF PRESCHOOL EDUCATION IN TUVA IN THE FIRST HALF OF THE 60S OF THE XX CENTURY. The article studies organization of preschool education in the Tuvan ASSR in the first half of the 60s of the XX century. The relevance of the research topic lies in the insufficient study of the history of the formation of the preschool education system in Tuva. This circumstance requires its scientific understanding. The opening of the first preschool institutions in Tuva was primarily connected with the idea of protecting children's health. Kindergartens and nurseries also provided an opportunity to actively involve Tuvan women in public life and production. Based on the study of archival materials, the article describes the general state of preschool institutions in this historical period. Children's institutions in the Republic belonged to different departments. There were nurseries of the Ministry of health, kindergartens of the Ministry of education, collective and state farms, as well as seasonal preschool institutions. Preschool education, like any other pedagogical phenomenon at the stage of its formation, faced certain problems. This article attempts to highlight the main ones. This is a problem of low coverage of children in preschool institutions due to disruptions in the construction and commissioning of new preschool institutions. The lack of educated teaching staff was one of the main obstacles in the development of preschool education. The article also introduces archival materials of the Ministry of education of the Tuvan ASSR of the specified period.

Key words: preschool institutions, history of preschool education, Tuvan ASSR, nursery school, Ministry of education of the Tuvan ASSR.

А.С. Комбу, ст. преп., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Е-mail: ailan-kombu@yandex.ru

О ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУВЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА

Статья посвящена организации дошкольного образования в Тувинской АССР в первой половине 60-х годов ХХ века. Актуальность темы научного исследования заключается в недостаточной изученности истории становления системы дошкольного образования Тувы. Это обстоятельство требует ее научного осмысления. Открытие первых детских дошкольных учреждений в Туве прежде всего было связано с идеей охраны здоровья детей. Также детские сады и ясли давали возможность активно привлекать тувинских женщин в общественную жизнь и производство. В статье на основании изучения архивных материалов дается описание общего состояния дошкольных учреждений в этот исторический период. Детские учреждения в республике относились к разным ведомствам. Существовали ясли Министерства здравоохранения, детские сады Министерства просвещения, колхозные и совхозные, а также сезонные дошкольные учреждения. Дошкольное образование, как и всякое другое педагогическое явление, на стадии своего становления сталкивалось с определенными проблемами. В данной статье предпринята попытка выделения основных из них. Это проблема низкого охвата детей дошкольными учреждениями из-за срывов строительства и ввода в эксплуатацию новых дошкольных учреждений. Нехватка образованных педагогических кадров являлась одной из основных преград в развитии дошкольного воспитания. Также в статье введены в научный оборот архивные материалы Министерства просвещения Тувинской АССР указанного периода.

Ключевые слова: дошкольные учреждения, история дошкольного образования, Тувинская АССР, ясли-сад, Министерство просвещения Тувинской АССР.

11 октября 1961 года Тувинская автономная область была преобразована в Тувинскую АССР В начале 1962 года состоялась I сессия Верховного Совета Тувинской АССР, где областной отдел народного образования был реорганизован в Министерство просвещения Тувинской АССР В нем осуществлял свою деятельность отдел по дошкольному образованию. Данный отдел организовывал, курировал и нес ответственность за деятельность дошкольных учреждений в республике, которые относились к Министерству просвещения. Дошкольные учреждения в Туве относились к разным ведомствам: Министерствам просвещения и здравоохранения, а также открывались при колхозах и совхозах. Интересным является анализ общего состояния дошкольных учреждений, а также выявление трудностей в развитии системы дошкольных учреждений в Туве в первой половине 60-х годов прошлого столетия. Особенную актуальность приобретает тема исследования в силу того, что научных работ по истории дошкольного образования в Туве, в том числе указанного периода, выполнено крайне мало.

Материалы и методы исследования. Для описания развития системы дошкольного образования в Тувинской АССР в 60-х годах ХХ века был проведен исторический анализ архивных материалов по деятельности Министерства просвещения Тувинской АССР.

Результаты исследования. Открытие и развитие детских дошкольных учреждений в Туве прежде всего было связано с идеей охраны здоровья детей и матерей, а также с приездом в 1928 г медико-санитарной экспедиции Нар-

комздрава РСФСР [1, с. 250]. В связи этим в Туве была организована новая служба здоровья - охрана материнства и младенчества (детства). Одной из функций охраны материнства и младенчества стало открытие дошкольных учреждений. Первые детский сад и ясли в Туве были открыты в 1932 году в г Кызыле [1, с. 252]. В том же году было открыто 18 летних яслей, через год - 25. Кроме летних, в 1932 г были открыты сезонные ясли в Барун-Хемчикском, Дзун-Хем-чикском, Пий-Хемском и Тес-Хемском районах, которые работали с весны до октября [2]. Детские сады и ясли давали возможность женщинам активно участвовать в общественной жизни и производстве.

В годы Великой Отечественной войны организация яслей считалось делом «оборонного значения» [2]. Предлагалось создавать ясли рядом с предприятиями, в которых могли бы трудиться женщины с малолетними детьми. Это должно было увеличить количество трудящихся женщин на производстве.

В Тувинской АССР в 1962 году, согласно архивным документам, всего насчитывалось более 43 000 детей дошкольного возраста. Из них были охвачены детскими дошкольными учреждениями 4 710 детей, что составило 11% от их общего количества. Анализ распределения детей в детских дошкольных учреждениях республики показал, что основная масса детей воспитывалась в учреждениях Министерства просвещения. Детские дошкольные учреждения Министерства здравоохранения посещали дети только ясельного возраста. Из данных табл. 1 очевидно, что сеть дошкольных учреждений в Туве интенсивно расширялась и

Таблица 1

Анализ контингента детей в дошкольных детских учреждениях в Тувинской АССР на 1962 год

Министерства и ведомства На начало года на конец года

Всего детей в т.ч. ясельного возраста Всего детей в т.ч. ясельного возраста

Министерство просвещения 3 385 985 4 350 985

Совнархозы 209 - 210 -

Министерство здравоохранения 730 730 1200 1200

Другие ведомства (совхозы) 386 - 400 -

Всего: 4 710 1 725 6 160 2180

стремилась охватить как можно больше детей [3]. В течение только 1962 года количество детей, посещающих детские сады, увеличилось почти на полторы тысячи человек: с 4 710 человек в начале года до 6 160 в конце.

Нужно отметить, что из общего приведенного контингента детей, размещенных в детских садах, на государственном обеспечении пребывало 550 детей чабанов, живших на отгонных пастбищах [3]. А в 1964 году количество детей чабанов, находящихся на государственном обеспечении, выросло до 700 [4]. Отметим, что в архивных документах встречаются заметки о том, что некоторые чабаны с боязнью отдавали своих детей в дошкольные учреждения, другие - увозили с собой, и поэтому с ними проводилась разъяснительная работа. В основном на государственном обеспечении находились дети аратов-скотоводов Тес-Хемского, Эрзинского, Бай-Тайгинского, Овюрского и Тоджинского районов [5].

Если проанализировать количество дошкольных учреждений, действовавших на территории республики, то на 1 мая 1964 года всего их было 121 [6]. Из них к Министерству просвещения Тувинской АССР относились 62 (51,2%) детских сада, которые посещали 4 557 детей. 35 (30%) детских садов с общим охватом 1 383 воспитанников относились к Министерству здравоохранения. В 24 (20%) постоянных колхозно-совхозных детских садах воспитывались 825 детей. Помимо упомянутых постоянных дошкольных учреждений также функционировали сезонные колхозно-совхозные детские сады, которых к тому времени было 29, и в них воспитывался 971 ребенок.

Детские дошкольные учреждения в Туве строились и открывались достаточно неплохими темпами. Если в 1932 году было открыто первое дошкольное учреждение, то в 1964 году их стало 121 [6]. Однако, несмотря на это, в республике ощущался крайний недостаток в детских садах и яслях. Например, в городе Кызыле из 6 394 детей дошкольного возраста в садах-яслях были устроены 2 158 человек, что составляло 34% вместо государственной нормы 50 - 60% на 1 000 человек населения [7]. Процент охвата детей дошкольными детскими учреждениями в районах республики был намного ниже. Так, например, в городе Чадан процент охвата детей дошкольными учреждениями составлял 16,9%, Улуг-Хем-ском районе - 3,1%, в Дзун-Хемчикском районе - 2,9%, в Пий-Хемском районе -7,1%, в Тандинском районе - 4,5% [8]. По этой причине некоторые детские сады республики вынуждены были принимать больше детей. Сохранилась архивная запись о том, что детский сад в селе Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района был рассчитан на 50 человек, а посещали его 75 детей [9]. С еще большим перегрузом работал детский сад г Турана Бий-Хемского района. В нем вместо 120 детей воспитывались 192 [10].

Проблему низкого охвата детей дошкольными учреждениями пытались решить через строительство и открытие новых садов, а также посредством организации сезонных временных садов при колхозах и совхозах. Однако архивных свидетельств о срывах и недовыполнении планов по строительству и вводу зданий для дошкольных учреждений сохранилось немало. Так, «в 1961 году не сдано ни одного места, а в 1962 году строительство яслей садов на 126 мест сорвалось» [7]. За 1963 год было освоено меньше половины (46,4%) заложенных средств по строительству детских учреждений и только 33,8% запланированных дошкольных учреждений были введены в эксплуатацию [5]. Некоторые дошкольные учреждения осуществляли свою деятельность в зданиях, которые были мало приспособлены для нормальной работы. В них отсутствовал необходимый набор комнат для столовой, спальни, туалетной, игровой и др. К примеру, «в Шагонарском яслях-саду нет комнаты для игр, спальни» [10].

Отдельные детские дошкольные учреждения размещались в непригодных, ветхих, неприспособленных помещениях. К примеру, ясли-сад г. Турана размещался в помещении, построенном в 1916 году, где существовала «угроза обвала потолка» [10].

По постановлению Совета министров РСФСР от 28 июля 1959 г N 1287 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» в Тувинской АССР также предпринимались меры по объединению двух типов детских учреждений - яслей и детского сада в единое дошкольное детское учреждение. В архивных документах министр просвещения Тувинской АССР Б. Болдур-о-ол отмечал педагогическое преимущество объединенных учреждений перед раздельно существовавшими яслями и детскими садами, которые «не обеспечивали в надлежащей степени воспитание детей» [11]. Также министр отмечал, что по причине неудовлетворительного строительства объединение яслей и садов в новый тип дошкольного детского учреждения - ясли-сад - в большинстве районов производился формально. Ясли-сад располагались в нескольких корпусах, которые находились друг от друга на значительном расстоянии. Такое положение наблюдалось в Эрзине, Чадане, Туране и Шагонаре [12]. Например, Шагонарский ясли-сад помещался в четырех помещениях, которые находились далеко друг от друга [9]. Во многих объединенных детских учреждениях возникали затруднения по осуществлению воспитательного процесса по новой программе, в частности

Библиографический список

с соблюдением принципа последовательности и преемственности в вопросах воспитания [13].

Инспекторские проверки отдела дошкольного образования Министерства просвещения Тувы также выявляли недостатки, связанные со слабой обеспеченностью мягким и твердым инвентарем, а также с питанием в садах [12]. По нормативам того времени в дошкольных учреждениях дети ясельного возраста получали четырехразовое питание, а дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет -трехразовое питание. В питании детей в дошкольных учреждениях испытывал-ся большой недостаток в овощах, сухофруктах, молоке, твороге, свежем мясе и масле.

Обращали внимание на благоустройство территорий детских садов, которые в отдельных садах были не озеленены и не огорожены. Отсутствовали качели, песочницы, скамейки и другие сооружения для укрепления здоровья и правильного развития детей [12].

В деятельности дошкольных учреждений важным является вопрос медицинского обслуживания детей. В некоторых детских садах не было постоянных медицинских работников из-за отсутствия штатных единиц. Поэтому в них медицинский контроль осуществлялся от случая к случаю, также нерегулярно ставились профилактические прививки детям. Сами работники садов тоже нерегулярно проходили медицинский осмотр [14].

Наиболее слабым звеном в работе детских дошкольных учреждений того времени является вопрос их укомплектования кадрами. В 1963 году в дошкольных учреждениях республики работали 520 человек - воспитателей и руководителей всех ведомств. Среди них не было ни одного человека с высшим дошкольным педагогическим образованием, со средним дошкольным - 20 человек (3,8%), со средним педагогическим образованием - 92 человека (17,7%), остальные воспитатели имели незаконченное среднее или даже начальное образование (78,5%). Наблюдалась текучесть в кадрах. Вопрос о кадрах пытались решить через направление воспитателей на заочное обучение, в частности в Кемеровский педагогический институт. Также организовывались семинары по повышению квалификации Министерством просвещения Тувы и институтом подготовки учителей, но этих усилий было недостаточно для решения вопроса кадров. Поэтому Министерство просвещения ходатайствовало перед Советом министров Тувинской АССР об открытии заочного отделения по дошкольному воспитанию при Кызылском государственном педагогическом институте [15].

Из данной ситуации вытекала проблема качества дошкольного образования. В отчетах инспекторских проверок специалистов отдела по дошкольному образованию отмечалась слабая методическая подготовка воспитателей. Это также связано и с отсутствием методистов и инспекторов по дошкольному образованию.

Однако, несмотря на кажущееся трудное положение, существовали такие сады, в которых было «неплохо поставлено воспитание детей» [16]. К ним относились ясли-сады № 4, 5, 6, 11 г. Кызыла, а также сёл Ак-Эрик, Берт-Даг, Чыргаланды Тес-Хемского района; Торгалыг Солчур Овюрского района и Ий Тоджинского района и др. Выпускники этих дошкольных учреждений «отличались от других детей любознательностью, физической и умственной развитостью» [17]. Как отметила инспектор Министерства просвещения по дошкольному воспитанию Тувинской АССР К. Принцева, «коллективы воспитателей яслей-садов № 4, 5, 6, 7 г. Кызыла, а также Шагонара и Турана достигли хороших результатов в вопросах воспитания детей». В указанных учреждениях были продуманы планомерность и своевременность перехода от одной ступени воспитания к другой. В группах дети были распределены в соответствии с возрастом. В самих дошкольных учреждениях соблюдался режим дня и нормы питания. Воспитательный процесс проводился по утвержденному плану. Хорошо было организовано эстетическое, музыкальное и физическое воспитание [16].

Таким образом, можно сказать, что в первой половине 60-х годов ХХ века в Тувинской АССР при организации дошкольного воспитания детей требовали решения проблемы, связанные с укомплектованием кадрами, со строительством и вводом новых детских учреждений, а также с детским питанием и обеспечением твердым и мягким инвентарем. Особенно остро ощущалась нехватка образованных и методически грамотных педагогических работников, которая, в свою очередь, приводила к слабому дошкольному воспитанию. Проблема кадров касалась не только педагогических, но и медицинских работников. Не до конца были решены вопросы выделения штатных единиц, особенно это касалось медицинских работников в дошкольных учреждениях.

Другая важная проблема организации дошкольного воспитания была связана с низким темпом строительства и ввода зданий в эксплуатацию, который приводил к малому охвату детей дошкольного возраста детскими учреждениями. Интересным представляется дальнейшее исследование организации дошкольного воспитания детей в республике и путей разрешения выделенных проблем в последующие исторические периоды.

1. История Тувы: в 3 т. Под общей редакцией В.А. Ламина. Новосибирск: Наука, 2007; Т. II.

2. Дыртык-Оол М.О. К вопросу о деятельности дошкольных учреждений Тувы в годы Великой Отечественной войны. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; Т. 39: 861 - 865. Available at: http://e-koncept.ru/2017/970499.htm

3. НА РТ: Ф. 289. Оп. 1. Д. 13. Л. 155.

4. НА РТ: Ф. 289. Оп. 1. Д. 13. Л. 11.

5. НА РТ: Ф. 289. Оп. 1. Д. 13. Л. 122.

6. НА РТ: Ф. 289. Оп. 1. Д. 13. Л. 10.

7. НА РТ: Ф. 289. Оп. 1. Д. 13. Л. 40.

8. НА РТ: Ф. 289. Оп. 1. Д. 13. Л. 41.

9. НА РТ: Ф. 289.Оп. 1. Д. 13. Л. 52.

10. НА РТ: Ф. 289. Оп. 1. Д. 13. Л. 123.

11. НА РТ: Ф. 289.Оп. 1. Д. 13. Л. 42.

12. НА РТ: Ф. 289. Оп. 1. Д. 13. Л. 124.

13. НА РТ: Ф. 289. Оп. 1. Д. 13. Л. 43.

14. НА РТ: Ф. 289. Оп. 1. Д. 13. Л. 127.

15. НА РТ: Ф. 289. Оп. 1. Д. 13. Л. 131.

16. НА РТ: Ф. 289. Оп. 1. Д. 13. Л. 129.

17. НА РТ: Ф. 289. Оп. 1. Д. 13. Л. 76.

References

1. Istoriya Tuvy: v 3 t. Pod obschej redakciej V.A. Lamina. Novosibirsk: Nauka, 2007; T. II.

2. Dyrtyk-Ool M.O. K voprosu o deyatel'nosti doshkol'nyh uchrezhdenij Tuvy v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. Nauchno-metodicheskij 'elektonnyj zhurnal «Koncept». 2017; T. 39: 861 - 865. Available at: http://e-koncept.ru/2017/970499.htm

3. NA RT: F. 289. Op. 1. D. 13. L. 155.

4. NA RT: F. 289. Op. 1. D. 13. L. 11.

5. NA RT: F. 289. Op. 1. D. 13. L. 122.

6. NA RT: F. 289. Op. 1. D. 13. L. 10.

7. NA RT: F. 289. Op. 1. D. 13. L. 40.

8. NA RT: F. 289. Op. 1. D. 13. L. 41.

9. NA RT: F. 289.Op. 1. D. 13. L. 52.

10. NA RT: F. 289. Op. 1. D. 13. L. 123.

11. NA RT: F. 289.Op. 1. D. 13. L. 42.

12. NA RT: F. 289. Op. 1. D. 13. L. 124.

13. NA RT: F. 289. Op. 1. D. 13. L. 43.

14. NA RT: F. 289. Op. 1. D. 13. L. 127.

15. NA RT: F. 289. Op. 1. D. 13. L. 131.

16. NA RT: F. 289. Op. 1. D. 13. L. 129.

17. NA RT: F. 289. Op. 1. D. 13. L. 76.

Статья поступила в редакцию 17.11.20

УДК 378.1

Kuptsova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia),

E-mail: kupsv@yandex.ru

HEALTH SAVING TECHNOLOGIES AS AN EDUCATIONAL RESOURCE FOR STUDENTS TO IMPROVE THEIR CONFLICT COMPETENCE. Professional activities envisage socio-psychological ties and relations, which are inextricably linked with the occurrence of conflict situations. Therefore, it is extremely important to pay attention to development of conflict competence, knowledge and skills in the sphere of communication. Modern scientific research is dedicated to improving conflict competence, but this is not enough today. It is important to combine the efforts of science and practice in order to clarify the essence and conceptual side of conflict competence among future professionals, as well as in order to design and implement educational disciplines in order to form and further improve conflict competence among students. The existing theoretical and experimental research, training programmes / modules on conflict competence formation among professional students are insufficient. To date, there is a lack of educational and methodical recommendations for teachers, psychologists and teachers who disclose the content, forms and means of psychological and pedagogical impact on future specialists, the possibility of using various activities to improve conflict competence. The aim is to characterise the educational resource of health saving technologies for the development of conflict competence of students during their studies at the university.

Key words: health saving technologies, conflict, conflict competence, education.

С.А. Купцова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: kupsv@yandex.ru

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Профессиональная деятельность предусматривает социально-психологические связи и отношения, что неразрывно связано с возникновением конфликтных ситуаций. Поэтому чрезвычайно важно уделять внимание развитию конфликтологической компетентности, знаний и умений в сфере общения. Современные научные исследования посвящаются вопросам совершенствования конфликтологической компетентности, но этого сегодня недостаточно. Важно объединить усилия науки и практики в направлении уточнения сущностной, понятийной стороны конфликтологической компетентности у будущих профессионалов, а также в направлении проектирования и внедрения образовательных дисциплин с целью формирования и дальнейшего совершенствования конфликтологической компетентности у обучающихся. Существующих в настоящее время теоретико-экспериментальных исследований, учебных программ / модулей, посвященных формированию конфликтологической компетентности у студентов, недостаточно. На сегодняшний день имеется недостаток учебно-методических рекомендаций для педагогов, психологов и преподавателей, которые раскрывали бы содержание, формы и средства психолого-педагогического воздействия на будущих специалистов, возможности использования различных видов деятельности в целях совершенствования конфликтологической компетентности. Цель представленной статьи - охарактеризовать образовательный ресурс здоровьесберегающих технологий для развития конфликтологической компетентности у студентов в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, конфликт, конфликтологическая компетентность, образование.

Конфликты и их разрешение являются повседневной частью общения. Именно поэтому будущий профессионал в любой отрасли должен обладать необходимыми навыками в сфере конфликтологической компетентности. В современном динамично развивающемся мире студенты нуждаются в расширении

рамок традиционного обучения. Они должны получить глубокие знания по использованию здоровьесберегающих технологий для профилактики и решения конфликтов, поддержания и развития своего здоровья и здоровья окружающих, что является частью задач современной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.