О ПРОБЛЕМАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ
УРОВНЯХ
Пашинцева Н.И.
Рассмотрены основные недостатки действующей в России системы информа-ционно-статистического обеспечения федеральных органов власти. Предложены основные принципы построения и функционирования единого государственного интегрированного информационно-статистического ресурса. Даны предложения для ведения мониторингов ситуации на уровне муниципальных образований.
В настоящее время в России существенно возросли требования к получению более расширенного перечня показателей социально-экономического развития регионов, отражающих состояние и качество проводимых в России социально-экономических преобразований и эффективность достижения целей, направленных на улучшение жизни населения страны.
Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления нуждаются в более разнообразной и детальной экономико-статистической информации. Действующая в России система информационно-статистического обеспечения федеральных органов исполнительной власти имеет ряд недостатков, основным из них является ведомственная разрозненность информационно-статистических ресурсов, в связи с чем существенно снижается эффективность работы федеральных органов исполнительной власти и качество предоставляемых государственных информационных услуг.
Основной целью создаваемой системы информационно-статистического обеспечения органов государственной власти является совершенствование экономического управления за счет создания единого государственного интегрированного информационно-статистического ресурса и обеспечения возможности оперативного доступа к этому ресурсу всех потребителей статистической информации.
Под единым государственным интегрированным информационно-статистическим ресурсом понимается информация, собранная по линии Федеральной службы государственной статистики, федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, других органов власти и управления, финансовых и других организаций, формирующих статистическую отчетность, необходимую для информационно-статистического обеспечения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других пользователей.
В процессе создания единого государственного интегрированного информационно-статистического ресурса определяющее значение имеет организация межведомственного обмена данными оперативных статистических наблюдений на основе типовой технологии и стандартов хранения информации.
В работах по созданию и эксплуатации единого государственного интегрированного информационно-статистического ресурса и единой системы информационно-статистического обеспечения федеральных органов исполнительной власти Федеральной службе государственной статистики может принадлежать определяющая роль. Это обусловлено тем, что существующая система информационного обеспечения органов государственной власти строится на основе федеральных статистических информационных ресурсов, аккумулирующих официальную статистическую информацию, кото-
рая носит межведомственный характер и разрабатывается, помимо Росстата, более 60 министерствами и ведомствами. При этом доля информации, получаемой и обрабатываемой Росстатом, в общем объеме интегрированного информационного ресурса, по предварительной оценке, составляет более 50%.
С целью информационного обеспечения задач, стоящих перед органами государственной власти страны и субъектов Российской Федерации в 2007 г., в Федеральном плане (перечне) статистических работ предусмотрено ведение мониторингов по следующим направлениям.
1. Статистическая информация для ведения мониторингов по субъектам Российской Федерации:
а) показатели эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Система показателей указанного мониторинга включает около 190 показателей. Данная система охватывает показатели, характеризующие развитие здравоохранения, народного образования, жилищно-коммунального хозяйства, доступность и качество жилья, безопасность условий жизни населения, экономический рост, эффективность управления бюджетами субъектов Российской Федерации.
Разработка большинства указанных показателей включена в Федеральный план (перечень) статистических работ на 2007 год. Эта работа будет выполняться как Росстатом, так и другими федеральными органами исполнительной власти. Вместе с тем, ряд показателей требует методологической проработки, которая будет осуществлена в рамках Федеральной целевой программы развития государственной статистики в 2007 -2011 годах;
б) унифицированная система показателей, характеризующая место субъекта Российской Федерации в социально-экономическом развитии Российской Федерации.
Унифицированная система показателей включает в себя 170 показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения, вклад субъекта Федерации в решение задач по повышению уровня национальной безопасности, темпы экономического роста, потенциал для будущего развития.
В органах государственной статистики в соответствии с этой системой показателей сформирована база данных по имеющимся в настоящее время показателям. В дальнейшем указанная база данных в основном будет расширена за счет показателей, формирование которых осуществляется другими федеральными органами исполнительной власти;
в) показатели, характеризующие ход реализации приоритетных национальных проектов в субъектах Российской Федерации.
Росстат приступил к формированию базы данных по показателям, характеризующим здравоохранение, образование, строительство жилья, развитие агропромышленного комплекса.
По ряду показателей, в частности по здравоохранению и образованию, осуществлен пересмотр форм государственного статистического наблюдения, позволяющих сформировать комплекс показателей, необходимых для ведения указанного мониторинга. По другим направлениям аналогичная работа предусмотрена в Федеральной целевой программе "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 гг."
В 2007 г. в рамках Федеральной целевой программы статистических работ будет начата деятельность по интеграции вышеперечисленных систем показателей с целью создания единой межведомственной базы данных на основе современных информационных технологий.
2. Статистическая информация для ведения мониторинга по показателям деятельности субъектов бюджетного планирования (федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации) и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В 2006 г. была разработана "Концепция организации мониторинга показателей деятельности субъектов бюджетного планирования (федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации)", в рамках которой создана система показателей, определены основные методологические принципы создания, функционирования и развития системы мониторинга, ее информационная структура и организационная схема.
Система показателей данного мониторинга охватывает как важнейшие макроэкономические показатели, так и показатели, характеризующие деятельность субъектов бюджетного планирования, и формируется из информационных ресурсов Росстата и других федеральных органов исполнительной власти.
Росстат ежеквартально представляет статистические данные по системе показателей, позволяющей анализировать достижение целей социально-экономического развития страны и деятельность федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации. Вместе с тем, ряд показателей из-за неясности методологии их формирования в настоящее время отсутствует, но их разработка предусмотрена в Федеральной целевой программе "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011гг."
В 2007 г. начата разработка системы показателей, характеризующих деятельность органов государственной власти субъектов бюджетного планирования для регионального уровня. В планах научно-исследовательских работ Росстата эта работа предусмотрена.
3. Информация, необходимая для мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований.
В целях реализации положений Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", введенного в действие с 1 января 2006 года, была проведена работа по организации представления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования.
В ноябре 2006 года принято постановление Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования".
Порядок предусматривает, что органы местного самоуправления предоставляют территориальным органам Росстата статистические показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, по формам федерального государственного статистического наблюдения, утверждаемым Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
До 1 января 2007 года Росстатом по согласованию с Минрегионом России, Минэкономразвития России, Минфином России и другими заинтересованными органами исполнительной власти для органов местного самоуправления были утверждены необходимые формы федерального государственного статистического наблюдения, в кото-
рых содержится достаточно широкий спектр показателей, относящихся к сферам ведения органов местного самоуправления.
На основании утвержденных форм федерального государственного статистического наблюдения Росстатом сформирован перечень показателей, на основе которого до конца 2007 года будет создана база данных статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и обеспечен свободный доступ к ней органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В 2007 г. в разрезе муниципальных образований будут получены итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи, что позволит обеспечить органы местного самоуправления детальной информацией по сельскому хозяйству.
Вместе с тем в настоящее время информационные потребности органов власти, обусловленные необходимостью формирования межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации и прогнозирования доходов и расходов местных бюджетов, существенно превышают имеющиеся информационные ресурсы государственной статистики. Это связано с тем, что ряд макроэкономических показателей, предусмотренных Минфином России в "Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений", невозможно в регулярном режиме получать по муниципальным образованиям. В частности, в разрезе муниципальных образований отсутствуют следующие показатели: объем добавленной стоимости, объем промышленного производства, фонд оплаты труда, среднедушевые доходы населения, стоимость основных фондов, объем розничного товарооборота (в том числе по категориям продукции), объем выручки, объем выпуска сельскохозяйственной продукции.
В целях обеспечения расчета показателя личных денежных доходов по муниципальным образованиям Росстатом ведется разработка порядка расчета указанного показателя, представляющего упрощенный аналог макроэкономического показателя денежных доходов населения для муниципального уровня на основе имеющихся данных государственных органов, ведущих учет доходов и выплат населению.
Для разработки данного документа Росстатом осуществлен анализ имеющейся (ведомственной) информационной базы и проводятся экспериментальные расчеты на основе информации, предоставленной по запросу Росстата федеральными органами исполнительной власти и органами власти нескольких субъектов Российской Федерации (Брянская, Ростовская, Томская области, Республика Коми). По завершении экспериментальной разработки проект порядка расчета показателя денежных доходов населения для муниципального уровня будет вынесен на согласование в Минфин России и Минэкономразвития России.
В настоящее время в целях отработки методологических подходов по формированию системы показателей по муниципальным образованиям достигнута договоренность по подготовке Соглашения об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики, направленного на создание информационных основ межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях. В перспективе это позволит осуществлять передачу ФНС России Росстату данных о фактически действующих (уплативших налоги) предприятиях и индивидуальных предпринимателях, и из Росстата в ФНС России - сведений о фактических видах деятельности предприятий и индивидуальных предпринимателей, определенных на основании федеральных государственных наблюдений.
Учитывая потребности в более детальной статистической информации на региональном и субрегиональном (муниципальном) уровнях, только переход на выборочные методы наблюдения в сочетании со сплошными обследованиями (переписями) позволит получить органам государственной власти всех уровней необходимые статистические данные.
Для получения экономических показателей по муниципальным образованиям необходимо проведение Всероссийского экономического обследования, в ходе которого могут быть получены сведения об объемах и структуре экономики в разрезе детализированных группировок видов экономической деятельности по муниципальным образованиям, о производстве конкретных видов товаров и услуг по всем категориям хозяйствующих субъектов, включая малые предприятия и индивидуальных предпринимателей. Вопрос о проведении Всероссийского экономического обследования в настоящее время прорабатывается.