Научная статья на тему 'Методические подходы к информационно-статистическому обеспечению системы местного самоуправления'

Методические подходы к информационно-статистическому обеспечению системы местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянова Т. В.

В статье рассматриваются методические подходы информационно-статистического обеспечения системы местного самоуправления Российской Федерации, которые должны формироваться на единых методологических принципах организации статистического наблюдения. Это обеспечивает статистические исследования и мониторинг решения проблем муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к информационно-статистическому обеспечению системы местного самоуправления»

Коды классификатора JEL: M 15, R 51

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ЕМЕЛЬЯНОВА Т.В.

Емельянова Т.в. РГЭУ «РИНХ», аспирантка кафедры социально-экономической и региональной статистики,

344006, г. Ростов-на-Дону ул. Б.Садовая ул. 69

В статье рассматриваются методические подходы информационно-статистического обеспечения системы местного самоуправления Российской Федерации , которые должны формироваться на единых методологических принципах организации статистического наблюдения. Это обеспечивает статистические исследования и мониторинг решения проблем муниципальных образований.

Ключевые слова: муниципальное образование; системный подход; муниципальная статистика; статистический анализ; местное самоуправление; информационно-статистическое обеспечение; правовые принципы; экономическая деятельность; факторы; институциональная структура

Современный период развития России отражает наличие новых социально-экономических реалий, которые повлекли за собой качественные изменения основ жизнедеятельности общественного устройства. Происходящие преобразования, в частности, реформирование системы государственного устройства с целью повышения её эффективности, требуют дальнейшего развития информационных ресурсов на уровне регионов и субрегионов Российской Федерации, базирующихся на единых методологических принципах организации статистического наблюдения, поскольку это обеспечивает сопоставимость показателей и оптимизацию управленческой деятельности.

Реформирование системы государственного устройства и управления требует особого внимания к повышению уровня принятия квалифицированных управленческих решений, эффективности и качества деятельности органов управления, непосредственно работающих с физическими и юридическими лицами, то есть на уровне местного самоуправления, наиболее приближенном к проблемам населения.

Особо подчеркнем, что для муниципального уровня большое значение имеет информационная поддержка решений различных задач управления территорией; интеграция прогнозной и текущей информации; формирование полной информационной учетной базы объектов и субъектов территорий. Актуальность реализации задач управления территориальными образованиями является основной мотивацией осуществления трудоемких процессов по созданию системы муниципальных информационных ресурсов, предполагающих организацию взаимодействия органов местного самоуправления со структурами государственной власти, работающими на данной территории.

Рассматривая формирование информационных ресурсов на различных уровнях пространственной агрегации, необходимо отметить, что именно муниципальный уровень на сегодняшний день является наиболее сложным и наименее разработанным.

Процесс формирования информационно-статистических ресурсов на муниципальном уровне актуален в связи с принятием Федерального закона №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2006 года, согласно которому органы местного самоуправления должны обеспечить представление органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального обра-зования.До настоящего времени на субрегиональном уровне органы государственной статистики практически никогда не разрабатывали многие статистические показатели. Поэтому реализация упомянутого выше Закона ставит ряд новых задач, связанных с необходимостью разработки методологических основ формирования и расчета ряда показателей на уровне муниципалитетов. Это необходимо органам исполнительной власти прежде всего для формирования прогнозов и бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, а также для решения технических и технологических вопросов создания информационностатистической системы на региональном и субрегиональном уровнях, включая формирование интегрированной базы статистических и ведомственных данных для ведения «Паспорта территории» по каждому муниципальному образованию.

Общие правовые, территориальные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления установлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Исходя из этого, местное самоуправление в пределах своих полномочий является самостоятельным одноуровневым, а органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.

В связи с этим определилось принципиальное отличие муниципального информационного ресурса от регионального и федерального, которое заключается в том, что он не является частью государственного информационного ресурса, поскольку решает задачи органов местного самоуправления, не входящих в структуру органов государственной власти. Упомянутым выше Федеральным законом №131-ФЗ определен

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

ряд вопросов местного значения, решение которых осуществляется населением и (или) органом местного самоуправления для следующих уровней территориальной агрегации: поселения, муниципального района и городского округа.

Анализ перечня вопросов ведения муниципальных образований, представленного в ст.14-16 ФЗ №131, показывает, что большинство из них являются общими для всех уровней муниципальных образований. В целях усиления внимания к повышению качества жизни населения, развития человеческого потенциала в дополнение к вопросам общего характера для всех форм муниципальных образований, в ведение поселений и городских округов переданы вопросы, относящиеся к жизнеобеспечению населения.

Федеральным законодательством определен также ряд общих для муниципальных районов и городских округов направлений, связанных с наличием в составе муниципальных районов как сельских, так и городских поселений, а также соответствующими возможностями налоговой базы.

Наряду с вопросами, носящими общий характер, в систему вопросов местного значения включены и вопросы, отражающие специфику муниципальных образований, связанную с видами экономической деятельности, наиболее распространенными на территории муниципального образования, а также с территориальной привязкой предметов ведения органов местного самоуправления.

Для управления деятельностью в границах территориальных образований система местного самоуправления имеет полномочия в рамках Федерального Законодательства, что выражается в определенном круге обязанностей и соответствующих прав в целях решения вопросов местного значения и выполнения отдельных государственных полномочий. Практически и теоретически обосновано существование двух видов полномочий органов местного самоуправления:

- полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения или “собственные полномочия";

- отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления или “делегированные полномочия".

Представляется очевидным, что данные группы полномочий имеют различные механизмы реализации с позиции организации деятельности органов местного самоуправления и наделения их соответствующими финансово-материальными ресурсами. Однако, конечная цель реализации указанных механизмов одна -достижение наибольшей эффективности муниципальной власти, своевременное и качественное удовлетворение запросов населения в области жизнеобеспечения на уровне муниципального образования.

Особо следует подчеркнуть, что на сегодняшний день, как показывает практический опыт, в различных субъектах Российской Федерации процесс передачи полномочий органам местного самоуправления проходит не равнозначно. В большей степени это связано с тем, что установленные предметы ведения местного самоуправления сформулированы в Законе №131-Ф3 так, что они оказываются, по сути, совместными и для государственных органов (федеральных и региональных), и для органов местного самоуправления (как, например, “участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования", “организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). Одновременно требуется обеспечение объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовыми ресурсами.

В целом очерченный круг полномочий органов местного самоуправления вместе с их вопросами ведения составляет сложную политико-правовую категорию, характеризующую поле деятельности конкретного органа местного самоуправления.

Вышеизложенное убеждает в том, что для успешного анализа процесса жизнедеятельности муниципальных образований необходима информационная база, сформированная на единых методологических принципах организации статистического наблюдения, что позволит обеспечить не только мониторинг решения вопросов местного значения, но и любое аналитическое исследование в зависимости от поставленных задач и актуальности темы на текущий момент, а именно:

- укрупненный анализ проблемы территориального образования по нескольким основным показателям или группе показателей;

- анализ непосредственного влияния одного или нескольких факторов на состояние анализируемого объекта или явления;

- комплексный детальный анализ выбранной проблемы и т.п.

При этом система показателей должна гармонично объединять региональный информационный ресурс в целом и муниципальный информационный ресурс каждой конкретной территории.

От того, каким образом будет обеспечена информационная база для функционирования муниципальных образований, в конечном итоге зависит результат проводимых реформ в области местного самоуправления. Таким образом, содержание статистической информации этого уровня территориальной агрегации должно отражать рыночные информационные потребности и включать следующие блоки информации: демографический, экономический, медицинский, культурный, экологический, образовательный, социальный. Как отмечено выше, уровни муниципалитетов включают разные типы поселений, поэтому предлагается формировать, во-первых, постоянную информационную составляющую для анализа динамики и сравнительных оценок, во-вторых, переменную составляющую для решения конкретных задач деятельности муниципалитета. Одним из основных требований, предъявляемых к статистической информации этого уровня, является ее достаточность для поведения мониторинга социально-экономического развития территории.

Подчеркнем, что как объект управления муниципальное образование представляет собой сложную систему, объединяющую разнородные объекты (элементы) и процессы (производственные, социальные, экономические, экологические и т.д.), базовой составляющей для управления которыми является соответствующая информация об их текущем состоянии.

Основными источниками информации местных администраций являются: сами органы местного самоуправления; органы государственной статистики в рамках Федерального плана статработ; различные ведомства. Следует отметить, что федеральные и региональные информационные ресурсы пока не могут в полном объеме удовлетворить информационные потребности муниципальных образований. В этой связи на сегодняшний день полномочия органов местного самоуправления по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а соответственно и оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий, не в полной мере обеспечены информацией.

С нашей точки зрения из всего перечня полномочий органов местного самоуправления, установленных Федеральным законом №131-Ф3 для осуществления формализованной оценки деятельности, основанной на официальной информации, включая данные ведомственной статистики, наиболее приемлемы полномочия по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. На сегодняшний день именно эти полномочия в наибольшей степени обеспечены информационными ресурсами.

Например, расчеты прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований осуществляются на основе следующей информации:

- институциональная структура муниципальных образований;

- бюджет муниципальных образований (местный бюджет);

- эффективность использования муниципальной собственности;

- производственная деятельность;

- инвестиционная деятельность;

- денежные доходы и расходы населения;

- потребительский рынок;

- рынок труда;

- жилищный фонд;

- закупки продукции для муниципальных нужд.

Под эти направления органами государственной статистики в рамках выполнения Производственного плана работ Федеральной службы государственной статистики (раздел 24 в 2007 году и раздел 29 в 2008 году) формируется информация по городским округам и муниципальным районам, включающая ряд направлений: статистика основных фондов, демографические показатели, статистика миграции населения по муниципальным образованиям, статистика муниципально-территориальных изменений, платные услуги населению, жилищные условия населения и ход реформы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранение и социальные услуги, статистика образования. статистика охраны окружающей среды, статистика сельского хозяйства, статистика торговли, статистика предприятий, статистика финансов, статистика оплаты труда, деятельность органов местного самоуправления.

Анализируя территориальную разрезность формирования выше перечисленных направлений, можно констатировать, что на сегодняшний день практически весь объем информации формируется по городским округам и муниципальным районам.

В целях реализации основных положений Федерального закона №131-Ф3 принято постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 года №670 «О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования».

Порядок предусматривает, что органы местного самоуправления предоставляют статистические показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, по формам федерального государственного статистического наблюдения, утверждаемым Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

На основе действующей статистической отчетности и утвержденных новых форм в 2007 году Росстатом сформирован Перечень показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, для дальнейшей загрузки в Базу данных показателей муниципальных образований (БД ПМО).

К сформированной БД ПМО обеспечен доступ органам государственной власти и органам местного самоуправления. При этом следует учитывать, что практически все основные показатели, характеризующие социально-экономическое положение муниципальных образований, по полному кругу организаций могут быть сформировании только на основе сплошного статистического обследования всех хозяйствующих субъектов, включая малые предприятия и индивидуальных предпринимателей. В связи с тем, что наблюдение по малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям осуществляется по выборочной совокупности, органы государственной статистики на сегодняшний день осуществляют формирование итогов по муниципальным образованиям только по крупным и средним предприятиям.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

В целом работа по формированию статистических показателей по муниципальным образованиям является новой не только для Росстата, но и для других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Следует отметить, что для получения по муниципальным образованиям более широкого спектра показателей необходим переход статистики на принципиально новый подход в организации получения необходимых данных, включая сочетание «сплошных» и «выборочных» методов статистического наблюдения.

В сложившейся ситуации важнейшее значение для формирования полноценных муниципальных ресурсов, обеспечивающих деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, имеет изучение информационных потребностей муниципальных образований, действующих в рамках реализации Федерального закона №131-Ф3, и выработка решений, как по использованию государственных информационных ресурсов, так и по организации собственных муниципальных наблюдений.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Информационно статистическое обеспечение региональных систем управления». Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2006.

2. Кисельников А.А. «Субъекты федерации: управление в период реформ». Новосибирск. 2002.

3. Решетникова Ю.Д. «О некоторых методологических проблемах региональной и муниципальной статис-тики»://Вопросы статистики №8, 2005.

4. Соколин В.Л. «О перспективах развития российской государственной статистики»:// Вопросы статистики №12, 2005, с. 5.

5. Шуминкова Н.В. «Муниципальное управление». М., 2004.

Коды классификатора JEL: I 23, I 21, D 02

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, КАК ЭЛЕМЕНТ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СПО

КАЛАЧЕВ В.Ю.

Калачев в.Ю. Колледж экономики, управления и права ДГТУ, начальник отдела развития, e-mail: vkrostov@gmail.com

Специфические особенности сферы образовательных услуг затрудняют применение традиционных моделей анализа ИД для нее. Практическая потребность в этом существует как в рамках реализации Национального проекта, так и в рамках оценки эффективности деятельности ОУ. В связи с этим основной задачей данной работы является создание модели оценки ИД ОУ.

Ключевые слова: инновационная деятельность; образовательное учреждение; модели оценки ИД ОУ; инновационный процесс

Реализация задач, сформулированных в Приоритетном национальном проекте «Качественное образование» показала особую важность такого элемента деятельности образовательного учреждения (ОУ), как инновационная деятельность (ИД). Традиционно последняя рассматривалась в рамках педагогических и психологических наук. Однако выбранный путь реформирования профессионального образования потребовал исследования экономического аспекта ИД ОУ.

Специфические особенности сферы образовательных услуг затрудняют применение традиционных моделей анализа ИД для нее. Практическая потребность в этом существует как в рамках реализации Национального проекта, так и в рамках оценки эффективности деятельности ОУ. В связи с этим основной задачей данной работы является создание модели оценки ИД ОУ.

Выбор система среднего профессионального образования (СПО) в качестве объекта исследования обусловлен несколькими факторами. Во-первых, выпускники СПО являются наиболее востребованными сегодня. Во-вторых, модернизация системы начального и среднего профессионального образования является одним из приоритетов Национального проекта. В-третьих, в рамках в рамках рассматриваемой системы образования данная проблема является одной из наименее исследованных.

Для решения поставленной задачи используется системный подход к управлению организацией с учетом специфических черт отрасли и рынка, на котором представлены услуги ОУ СПО, методы научной абстракции, моделирования, анализа и другие общенаучные методы.

Категория «инновационной деятельности» в современной экономической науке не имеет устойчивого определения. Такие авторы как В.Н. Гончарова, Е.В. Иванова в своей работе «Концепция стратегичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.