Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ'

О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивная образовательная среда / обучающиеся с нарушением зрения / цифровое образование / тифлоинформационные технологии / адаптированные электронные образовательные ресурсы / inclusive educational environment / students with visual impairment / digital education / tifloinformation technologies / adapted electronic educational resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелихов Юрий Васильевич, Тугулева Галина Витальевна, Кувшинова Ирина Александровна

Цифровая модернизация российского образования обозначила необходимость создания технологичной инклюзивной образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования, в том числе профессионального, для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматривается проблема обеспечения максимальной реализации образовательного потенциала обучающихся с нарушениями зрения. Это возможно посредством включения адаптированных цифровых технологий в инклюзивную практику образовательных организаций. На этапе цифровой трансформации общества тифлоинформационные технологии способствуют эффективному освоению образовательных программ профессионального и высшего образования. На основе описанного опыта обучения инвалидов по зрению приведены примеры создания электронной инклюзивной образовательной среды с применением информационных технологий. Представлены современные цифровые средства безбарьерной библиотечной среды и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с нарушением зрения на примере МГТУ им. Г.И. Носова. Обозначены перспективные направления цифрового образования людей с нарушениями зрения. Формирование информационной компетентности у лиц с ОВЗ и инвалидов по зрению. Разработка адаптированных электронных образовательных ресурсов. Создание тифлолаборатории на базе учебного заведения, обеспечит безбарьерный доступ к информационным ресурсам и позволит проводить исследования в области совершенствования цифрового образования обучающихся с нарушением зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелихов Юрий Васильевич, Тугулева Галина Витальевна, Кувшинова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The digital modernization of Russian education outlined the need to create a technological inclusive educational environment that ensures the availability of high-quality education, including vocational education, for people with disabilities and people with disabilities. The article discusses the problem of ensuring the maximum realization of the educational potential of students with visual impairments. This is possible through the inclusion of adapted digital technologies in the inclusive practices of educational organizations. At the current stage of the digital transformation of society, tifloinformation technologies contribute to the effective development of educational programs of professional and higher education. Based on the described experience of teaching visually impaired people, examples of creating an electronic inclusive educational environment using information technologies are given. Modern digital means of a barrier-free library environment and material and technical support of the educational process of students with visual impairment are presented on the example of the Nosov Magnitogorsk State Technical University. Promising areas of digital education for people with visual impairments are outlined. Formation of information competence in persons with visual disabilities. Development of adapted electronic educational resources. The creation of a tiflolaboratory on the basis of an educational institution will provide barrier-free access to information resources and allow research in the field of improving the digital education of students with visual impairment.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

Педагогика

УДК 376.3

председатель Мелихов Юрий Васильевич

Магнитогорская местная организация ВОС (г. Магнитогорск);

кандидат педагогических наук, доцент Тугулева Галина Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Магнитогорский государственный университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск);

кандидат педагогических наук, доцент Кувшинова Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Магнитогорский государственный университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Аннотация. Цифровая модернизация российского образования обозначила необходимость создания технологичной инклюзивной образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования, в том числе профессионального, для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматривается проблема обеспечения максимальной реализации образовательного потенциала обучающихся с нарушениями зрения. Это возможно посредством включения адаптированных цифровых технологий в инклюзивную практику образовательных организаций. На этапе цифровой трансформации общества тифлоинформационные технологии способствуют эффективному освоению образовательных программ профессионального и высшего образования. На основе описанного опыта обучения инвалидов по зрению приведены примеры создания электронной инклюзивной образовательной среды с применением информационных технологий. Представлены современные цифровые средства безбарьерной библиотечной среды и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с нарушением зрения на примере МГТУ им. Г.И. Носова. Обозначены перспективные направления цифрового образования людей с нарушениями зрения. Формирование информационной компетентности у лиц с ОВЗ и инвалидов по зрению. Разработка адаптированных электронных образовательных ресурсов. Создание тифлолаборатории на базе учебного заведения, обеспечит безбарьерный доступ к информационным ресурсам и позволит проводить исследования в области совершенствования цифрового образования обучающихся с нарушением зрения.

Ключевые слова: инклюзивная образовательная среда, обучающиеся с нарушением зрения, цифровое образование, тифлоинформационные технологии, адаптированные электронные образовательные ресурсы.

Annotation. The digital modernization of Russian education outlined the need to create a technological inclusive educational environment that ensures the availability of high-quality education, including vocational education, for people with disabilities and people with disabilities. The article discusses the problem of ensuring the maximum realization of the educational potential of students with visual impairments. This is possible through the inclusion of adapted digital technologies in the inclusive practices of educational organizations. At the current stage of the digital transformation of society, tifloinformation technologies contribute to the effective development of educational programs of professional and higher education. Based on the described experience of teaching visually impaired people, examples of creating an electronic inclusive educational environment using information technologies are given. Modern digital means of a barrier-free library environment and material and technical support of the educational process of students with visual impairment are presented on the example of the Nosov Magnitogorsk State Technical University. Promising areas of digital education for people with visual impairments are outlined. Formation of information competence in persons with visual disabilities. Development of adapted electronic educational resources. The creation of a tiflolaboratory on the basis of an educational institution will provide barrier-free access to information resources and allow research in the field of improving the digital education of students with visual impairment.

Key words: inclusive educational environment, students with visual impairment, digital education, tifloinformation technologies, adapted electronic educational resources.

Введение. Продуктивное удовлетворение образовательного запроса людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов является одним из приоритетов инклюзивного образования. Принятие Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" сделало проблему непрерывного образования людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов особенно актуальной для вузов России. Вжегодный мониторинг среды высших учебных заведений начиная с 2017 года, включает разделы, содержащие информацию о возможностях учебного заведения для создания безбарьерной образовательной среды для обучения студентов с ОВЗ и инвалидов. Чтобы соответствовать требованиям законодательства и обеспечить доступность получения образования лиц данной категории, учебные заведения открывают центры инклюзивного образования, создают специальные условия для обеспечения безбарьерной образовательной среды, приобретают комплексы программных продуктов и учебно-методических материалов, которые помогают сформировать адаптированные образовательные программы и индивидуальные программы сопровождения обучающихся с ОВЗ. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № АК-44/05вн содержит требования о наличии доступа к электронным образовательным ресурсам в формах, адаптированных к ограничениям здоровья таких обучающихся. Эти требования также закрепляются в новых ФГОС 3++, которые вступили в силу с 30.12.2017 года. Согласно им, «обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья». Учреждения СПО и ВО должны создать специальные условия для обеспечения доступа к адаптированным электронным учебникам, видеолекциям, интерактивным заданиям, аудиоматериалам и другим средствам обучения. Однако, удовлетворение образовательных запросов инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничивается доступом к адаптированным электронно-образовательным ресурсам учебного заведения. Необходимо создать и постоянно совершенствовать инклюзивную образовательную среду. Поэтому, внедрение методов инклюзивного образования в практику образовательных организаций является одним из самых актуальных направлений на всех уровнях образования, начиная с дошкольного и поднимаясь до профессионального высшего образования. Разработаны стандарты и ГОСТ Р 57723-2017 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения".

Реализация инклюзивного образования и внедрение цифровых технологий инклюзивного образования в практику организаций высшего и специального профессионального образования способствует непрерывности и доступности получения образования людьми с ОВЗ и инвалидностью, а также максимальной реализации образовательного потенциала обучающихся с нарушениями зрения, включая незрячих и слабовидящих [6].

Тифлоинформационная грамотность является ключевым фактором улучшения качества жизни людей с ОВЗ. Исследования показывают, что количество инвалидов по зрению, обучающихся в вузах, значительно ниже, чем могло бы

быть. Среди всех абитуриентов с инвалидностью, принятых в вузы, только 40% имеют проблемы со зрением. Создание инклюзивной образовательной среды для этой категории студентов включает в себя два аспекта: технический и социально-психологический. Социально-психологический аспект указывает на отсутствие готовности общества воспринимать инвалидов как равноправных членов общества и недостаточностью инклюзивных компетенций у преподавательского состава, технического персонала вузов, студентов и даже самих инвалидов по зрению, которые необходимы для обеспечения медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями зрения в учебном заведении. Технический аспект включает в себя разработку и использование цифровых технологий, а также специализированных устройств и программного обеспечения, которые могут существенно улучшить возможности обучения и повысить тифлоинформационную грамотность незрячих обучающихся [1].

Изложение основного материала статьи. Чтобы убедиться в актуальности проблемы недостаточного использования современных компьютерных тифлосредствдля обучения студентов с нарушениями зрения, было проведено анкетирование среди студентов на предмет умения пользоваться тифлосредствами. В анкетировании приняло участие 54 обучающихся средних и высших учебных заведений г. Магнитогорска. На основе результатов можно констатировать, что студенты не осведомлены о современных тифлотехнических средствах:

1) половина (50%) опрошенных не имеют представлений о том, что такое современные компьютерные тифлосредства;

2) 75% респондентов не используют ни одного тифлотехнического средства создания и обработки информации;

3) 67% никогда не видели и не знают о возможностях современного программного обеспечения для компьютерных тифлосредств;

4) 70% участников тестирования указали на желание освоить специальные тифлотехнические компетенции.

Для решения этой проблемы необходимо проводить подготовку обучающихся к использованию тифлотехнических средств и создавать безбарьерный доступ к ним. Эффективное внедрение методов инклюзивного образования возможно при учете особенностей психофизического и соматического здоровья, а также при адаптации электронной образовательной среды [3]. Адаптированная электронная образовательная среда предполагает создание на базе образовательного учреждения электронной библиотечной системы, которая способствует созданию безбарьерной библиотечной среды, в которой обучающийся чувствует себя комфортно. На базе такой библиотеки доступны для овладения навыками работы и дальнейшего использования такие информационно-технические тифлосредства: портативный ручной видеоувеличитель (электронная лупа), который позволяет слабовидящим людям читать литературу и просматривать изображения с большей четкостью и удобством; Брайлевский принтер, Дисплей Брайля (например, Портативный тактильный дисплей Брайля Focus 40 Blue), устройство для печати тактильной графики, портативный ручной видеоувеличитель, портативное устройство для чтения PEARL, различные тифлофлешплееры [4]. Дисплей Брайля, обеспечивает полноценную работу на компьютере и позволяет оперативно перемещаться по текстовым файлам, прочитывать документы и электронную почту, работать с электронными таблицами, а также просматривать веб-страницы без необходимости убирать руки с брайлевского дисплея. Студенты, используя такой дисплей, могут не только использовать базовые функции компьютера, но также свободно изучать различные технические навыки, такие как основы программирования.

Возможность распечатать документы небольшого объема рельефно-точечным шрифтом азбуки Брайля предоставляет Брайлевский принтер. Функция «обратной речевой связи» позволяет незрячим обучающимся работать с оборудованием самостоятельно. Устройство, которое может печатать тактильную графику на специальной бумаге, может помочь ощутить рисунки и получить доступ к текстам, диаграммам, схемам и другим данным. Помочь обучающимся может читающая машина (например, PEARL), предназначенная для озвучивания плоскопечатных книг, инструкций, газет и журналов. Это устройство особенно полезно для людей, которые не могут читать обычные книги из-за проблем со зрением.

Тифлофлешплееры также являются полезными устройствамидля чтения текстов с высоким качеством звучания и удобной навигацией. Тифлофлешплеер ElecGeste DTBP-301 Медиум принят Всероссийским Обществом Слепых и Российской Государственной Библиотекой для Слепых в качестве общероссийского стандарта для обеспечения фондов специальных библиотек и школ для слепых.

Программы экранного доступа позволяющие озвучить интерфейс ОС и необходимых прикладных программ, широко используются людьми с различными нарушениями зрения. Для этих целей незрячие люди используют две основные программы: JAWS и NVDA, которые переводят текст на дисплее в речь и позволяют управлять всеми основными функциями Windows благодаря сочетанию клавиш.

В настоящее время в учебном процессе слабовидящих широко используются аддитивные технологии [5]. Разработан механизм автоматизированной обработки текста, значительно сокращающий сроки подготовки адаптированного издания для слепых. Одним из примеров такой технологии является организация волонтерской программы «Сделаем книгу доступной для незрячих» [8]. В этом социально значимом проекте уже участвуют студенты разных вузов России: РГПУ им. А.И. Герцена, Университет ИТМО, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Тульский педагогический университет, Технологический университет (г. Королев).

Благодаря внедрению и доступности цифровых технологий в образовательных процесс обучающихся с нарушениями зрения, происходит преодоление ими социально-психологических барьеров в обучении. Появился доступ к различным дидактическим материалам в удобном формате, а также возможность демонстрировать свои образовательные достижения, развивать свои способности и таланты, и приобретать профессию [6, С. 18].

Современные цифровые технологии позволяют совершенствовать технологии визуализации и графического представления данных в процессе получения образования. Однако, до сих пор не было достаточного внимания к централизованному внедрению подобных технологий в учебный процесс для незрячих и слабовидящих студентов.

Аддитивная технология ЗБ-печати позволяет создавать объекты путем последовательного нанесения слоев материала [5]. Благодаря использованию устройств быстрого прототипирования, возможно промоделировать цикл создания изделия и продемонстрировать его этапы от проектирования до изготовления [2]. ЗБ-печать применяется для создания объемных иллюстраций к книгам, тактильных произведений искусства, тактильных нотных грамот, Брайль судоку, тактильного кубика Рубика Брайля, а также для создания тактильных карт, применению которых уделяется особое внимание в обучении незрячих студентов [9].

Использование ЗБ-печати для создания тактильных карт позволяет ускорить и удешевить процесс изготовления, а также дает возможность создавать более точные и детализированные модели. Карты облегчают процесс изучения географии, истории, биологии, архитектуры. Кроме того, карты применимы при изучении специальных областей знаний, например геодезии, строительства и многих профессий, которые требуют знаний пространственного моделирования и визуализации.

Адаптивные технологии такие как адаптивный ридер в векторном формате, обеспечивают доступ к аудио изданиям и мобильному приложению IPRbooks WVReader. Описанные варианты могут помочь обучающимся с глубоким нарушением зреения в развитии оптико-пространственных представлений.

Примеры успешного использования адаптивных технологий в российских университетах, такие как проект «Погружение» Дальневосточного федерального университета, современный комплекс 1Т «LAWRAIN» Национального Томского государственного университета, опыт межведомственного взаимодействия и практика тьюторского сопровождения обучающихся с нарушениями Томского педагогического государственного университета, показывают, что доступность образования для незрячих и слабовидящих студентов является реальной задачей, которую можно решить с помощью современных технологий и организационных подходов. Это важно для создания более инклюзивного общества, в котором каждый человек имеет равные возможности непрерывного образования.

В МГППУ на факультете информационных технологий основой обучения лиц с глубокими нарушениями зрения являются тифлоинформационные технологии, которые позволяют незрячим обучающимся самостоятельно работать на компьютере с помощью программного обеспечения ЗсгеепКеаёег (экранный чтец).

Описанные технологии позволяют развивать свою самостоятельность, активизировать компенсаторные функции и формировать важные профессиональные навыки. Современные тифлотехнологии с помощью сочетания традиционных методов обучения и цифровых технологий позволяют значительно расширять возможности обучения для людей с нарушениями зрения, а главное - расширять их социально-личностные возможности. Нужно отметить, что использование специализированного программного обеспечения и ассистивных технологий создает дополнительные социальные и материальные препятствия для обучающихся из-за затруднений в использовании ИКТ [7].

В МГТУ им. Г.И. Носова реализуется обучение инвалидов по зрению и студентов с нарушениями зрения (24 студента) по направлениям подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и 44.03.05 Педагогическое образование, разработаны индивидуальные программы тьюторского сопровождения обучающихся, создано материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с нарушением зрения, которое предусматривает наличие специальных технических средств и программного обеспечения (табл. 1).

Таблица 1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с нарушением зрения

Специальные технические средства Программное обеспечение

- портативный компьютер с вводом/выводом шрифтом Брайля с синтезатором речи «ElBraile-W14J G2»; - ручной видеоувеличитель (Videomouse); - портативный видеоувеличитель MARS; - переносной видеоувеличитель ClearNoteHD; - увеличительные устройства (лупа, электронная лупа); - клавиатуры с увеличенными разноцветными клавишами Clevi k-83; - принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля VP EmBraille; - принтер для печати тактильной графики PIAF. - невизуального доступа к информации на экране компьютера (NVDA); - для чтения вслух текстовых файлов (Balabolka); - ПО экранного увеличения - электронная лупа Bigger B2-43TV; - программы речевого синтеза для компьютеров и ноутбуков; - мобильное приложение IPR books WV Reader, экранная клавиатура, экранная лупа, экранный диктор, программа для распознавания речи.

Отметить следует, что доступность образовательной среды зависит от нескольких компонентов, среди которых важное место занимают индивидуальные занятия и самостоятельная работа. Важно, чтобы студент получил необходимую персональную помощь и смог работать над материалом в своем темпе.

Выводы. В настоящее время информационные технологии для инвалидов по зрению являются одним из важных элементов цифровой трансформации общества. Они позволяют человеку с ограниченными возможностями поддерживать информационную связь с внешним миром и более эффективно осваивать профессиональные и высшие образовательные программы. Однако для успешного обучения лиц с нарушением зрения и использования современных компьютерных тифлосредств в специальных и высших учебных заведениях необходимо обеспечение ряда специальных условий: формирование информационной компетентности у лиц с ОВЗ и инвалидов по зрению; подготовка специальных учебно-методических материалов в аудио-формате и в рельефно-точечном шрифте; создание тифлолаборатории на базе учебного заведения, обеспечивающей безбарьерный доступ к информационным ресурсам и проводящей исследования в области совершенствования цифрового образования обучающихся с нарушением зрения.

Таким образом, непрерывное образование людей с нарушениями зрения и инвалидов по зрению посредством информационных технологий является перспективным направлением, поскольку на современном этапе цифровой трансформации общества оно способны обеспечить информационную связь человека с внешним миром и способствовать эффективному освоению образовательных программ профессионального и высшего образования.

Литература:

1. Артюкевич, Е.В. Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в образовательном учреждении / Е.В. Артюкевич, Г.В. Никулина // Научно-практические проблемы образования инвалидов как социальной группы: материалы науч.-практ. конф. Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2000. - С. 100-103

2. Денискина, В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушением зрения / В.З. Денискина // Образование в Кировской области. - 2018. - № 1 (37). - С. 20-27

3. Иванова, Н.Ю. Адаптация электронной информационно-образовательной среды для инклюзивного образования на примере поддержки слабовидящих учащихся / Н.Ю. Иванова // ИТ-Стандарт. - 2018. - № 2(15). - С. 35-38

4. Кувшинова, И.А. Развитие зрительного восприятия и оптико-пространственных представлений у детей с нарушением зрения: монография / И.А. Кувшинова, Е.А. Попкова. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск, гос. техн. ун-та им. Г.И.Носова, 2018.-86 с.

5. Манышев, A.A. Особенности абилитации слепых и слабовидящих / A.A. Манышев, Л.В. Козачук // Сборник научных статей факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Под редакцией Л.В. Кашицыной. - Саратов, 2017.-С. 76-81

6. Мелихов, Ю.В. Новые цифровые решения в обучении людей с нарушением зрения в современной инклюзивной образовательной среде / Ю.В. Мелихов, Г.В. Тугулева // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2022. - Т. 6. -№. 1. -С. 12-18. - DOI: 10.18503/2658-3186-2022-6-1-12-18

7. Мещерякова, H.H. Цифровизация: новые риски для людей с инвалидностью. Постановка проблемы / H.H. Мещерякова, E.H. Роготнева // Цифровая социология. - 2021. - №3. - URL:

https://cyberleninka.rU/article/n/tsifrovizatsiya-novye-riski-dlya-lyudey-s-invalidnostyu-postanovka-problemy (дата обращения: 11.09.2023)

8. Никулина, Г.В. Школа для всех: образование слепых и слабовидящих: сб. ст. / под общ. ред. Г.В. Никулиной; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2015. - 96 с.

9. Пошивайло, Я.Г. Современное состояние и перспективы развития тактильной картографии / Я.Г. Пошивайло, Д.В. Дмитриев, Ю.Ю. Лесневский // Материалы Международной конференции «ИнтерКарто - ИнтерГИС». - 2016. - Т. 1. -№20. - С. 467-470

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического управления Мельникова Алевтина Яковлевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Уфа); кандидат филологических наук, доцент Зубкова Яна Владимировна Московский городской педагогический университет (г. Москва); магистр Мельников Даниил Дмитриевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский университет науки и технологий» (г. Уфа)

РЕАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Реализация сетевых образовательных программ дает возможность внедрить в содержательную часть обучения инновационные программы совместно с успешно развивающимися организациями. Распространение сетевой формы взаимодействия вузов связано с развитием кооперации между образовательными организациями, распространением дистанционных форм обучения, расширением академической мобильности.Сетевое взаимодействие обеспечивает проведение научных исследований, привлечение сотрудников научных организаций для участия в совместных проектах, создание кафедр в организациях - сетевых партнерах. В статье проанализированы некоторые модели организации сетевого взаимодействия в системе высшего образования. Выделены основные характеристики реализации сетевых образовательных программ в системе высшего образования. Сетевое взаимодействие способствует не только подготовке грамотных и конкурентоспособных кадров, но и повышению качества образования в вузах.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, инновационные программы, академическая мобильность, кооперация, компетенции.

Annotation. The implementation of network educational programs makes it possible to introduce innovative programs into the content of training together with successfully developing organizations. The spread of the network form of interaction between universities is associated with the development of cooperation between educational organizations, the spread of distance learning, the expansion of academic mobility. Networking ensures the conduct of scientific research, the involvement of employees of scientific organizations to participate in joint projects, the creation of departments in network partner organizations. The article analyzes some models of the organization of network interaction in the system of higher education. The main characteristics of the implementation of network educational programs in the higher education system are highlighted. Networking contributes not only to the training of competent and competitive personnel, but also to improving the quality of education in universities.

Key words: networking, innovative programs, academic mobility, cooperation, competencies.

Введение. Распространение сетевой формы взаимодействия вузов связано с развитием кооперации между образовательными организациями, распространением дистанционных форм обучения, расширением академической мобильности [4].

Иногда сетевые образовательные программы рассматриваются как охранительный или защитный механизм высшего учебного заведения. Такое положение связано с существующими в системе образования тенденциями объединения вузов

[6]. В этом случае сетевое взаимодействие помогает справиться базовым организациям с возможными ограничениями по реализации обучения. Это своего рода защита перед контролирующими инстанциями, деятельность которых направлена на выявление ограниченности материально-технического оснащения или кадрового потенциала [1].

Начальным этапом перед реализацией сетевого взаимодействия в системе высшего образования является расширение функционала учебно-методических объединений, центров повышения квалификации, инновационных центров. Классификация сетевых образовательных программ по своей направленности включает в себя: компетентностно-ориентированные, назначение которых состоит в формировании профессиональных компетенций высококвалифицированных специалистов для приоритетных сфер российской экономики; отраслевые, ориентированные на подготовку квалифицированных кадров для важнейших секторов отраслевого, межотраслевого и регионального развития

[7]; научно-инновационные, предназначенные для подготовки выпускников в сфере прикладных исследований.

Сетевое взаимодействие обеспечивает проведение научных исследований, привлечение сотрудников научных организаций для участия в совместных проектах, создание кафедр в организациях - сетевых партнерах [8]. Реализация сетевых образовательных программ позволяет повысить качество своих управленческих практик, организовать мобильность субъектов образовательной деятельности.

Изложение основного материала статьи. В качестве основных особенностей сетевого взаимодействия в рамках организации педагогического процесса следует выделить:

- осуществление большинства образовательных программ по перспективным направлениям, как правило, межотраслевого характера с целью подготовки квалифицированных работников для крупных секторов экономики[2];

- формирование у выпускников вузов уникальных компетенций, востребованных в динамично развивающихся сферах жизнедеятельности [9];

- возможность реализации образовательных программ совместно с ресурсами иных организаций научного, производственного, культурного характера.

Организация сетевого взаимодействия в системе высшего образования предполагает заключение договора между соответствующими организациями. Сетевые образовательные программы в настоящее время приобретают большое распространение, поэтому рассматриваются в трудах современных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.