Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ И КРИЗИСАХ СОВРЕМЕННОГО НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

О ПРОБЛЕМАХ И КРИЗИСАХ СОВРЕМЕННОГО НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальное общее образование / младший школьник / кризис образования / внешние и внутренние проблемы начальной школы / подготовка педагогических кадров / primary general education / junior schoolchild / education crisis / external and internal problems of elementary school / teacher training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Диана Александровна, Колосова Наталья Викторовна

В настоящей статье показаны причины кризиса современной начальной школы. Авторы, опираясь на данные статистики и собственного исследования, обращают внимание на стоящие перед начальным общим образованием проблемы. Очерчивают круг наиболее значимых и сложных вопросов для решения их в срочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article shows the causes of the crisis of the modern elementary school. The authors, relying on statistics and their own research, draw attention to the problems facing primary general education. They outline the circle of the most significant and complex issues for their solution in the urgent perspective.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ И КРИЗИСАХ СОВРЕМЕННОГО НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

4. Маркова, С.М. Информационные технологии в профессиональном образовании / С.М. Маркова, O.A. Зиновьев, М.Н. Уракова // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 123-125. -EDN QWVEFY

5. Маркова, С.М. Технология повышения квалификации педагогов профессионального обучения / С.М. Маркова, М.Н. Уракова // Евразийский образовательный диалог : материалы международного форума. - Ярославль. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования", 2021. - С. 418-422. - EDN PRJCFB

6. Уракова, Е.А. Сущность и характеристика технологии проектной деятельности / Е.А. Уракова, М.И. Колдина, В.М. Корнусова // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 78-2. - С. 282-284. - EDN VEPLLK

Педагогика

УДК 373.3

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и начального образования Хохлова Диана Александровна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и начального образования Колосова Наталья Викторовна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

О ПРОБЛЕМАХ И КРИЗИСАХ СОВРЕМЕННОГО НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В настоящей статье показаны причины кризиса современной начальной школы. Авторы, опираясь на данные статистики и собственного исследования, обращают внимание на стоящие перед начальным общим образованием проблемы. Очерчивают круг наиболее значимых и сложных вопросов для решения их в срочной перспективе.

Ключевые слова: начальное общее образование, младший школьник, кризис образования, внешние и внутренние проблемы начальной школы, подготовка педагогических кадров.

Annotation. This article shows the causes of the crisis of the modern elementary school. The authors, relying on statistics and their own research, draw attention to the problems facing primary general education. They outline the circle of the most significant and complex issues for their solution in the urgent perspective.

Key words: primary general education, junior schoolchild, education crisis, external and internal problems of elementary school, teacher training.

Введение. Начальная школа, наряду с другими ступенями системы общего и высшего образования в нашем государстве, претерпевает самые серьёзные преобразования. Среди последних можно наблюдать как позитивные тенденции (в основном, конечно, благодаря реализации федеральных проектов и программ развития образования), так и по-прежнему оказываемое негативное влияние тех или иных факторов окружающей действительности. Вполне очевидно, что для тех, кто непосредственно причастен к живому образовательному процессу и является его неотъемлемым участником (учитель, родитель, младший школьник, директор) в отдельно взятой организации, будет готов назвать свой перечень актуальных и насущных для него практических проблем. Научные педагогические кадры, преподаватели вузов, занимаясь подготовкой нового поколения педагогических кадров в соответствии с нормативными требованиями современных образовательных и профессиональных стандартов, осмысливают противоречия и проблемы педагогической реальности на теоретико-методологическом и исследовательском уровнях.

Многие проблемы являются «вечными» для учителей и школы и не теряют своей актуальности на разных этапах исторического развития российского общества. Однако никогда педагогическая деятельность не была настолько сложной и ответственной, как сегодня, поскольку мир изменился, став глобальным и цифровым, следовательно, появились новые риски социализации школьников и подростков. И от того, какие основы обучения и воспитания детей будут закладываться в разных социальных институтах (семья, детский сад, школа), будут зависеть отдельная жизнь каждого ребёнка и благополучие общества в целом.

Изложение основного материала статьи. Классифицировать проблемы первой ступени общего образования можно по уровню, масштабу, длительности, характеру и т.д. Это могут быть проблемы системные, локальные и частные, а также внешние и внутренние [4], обусловленные усиленным воздействием политических, социально-экономических, экологических, демографических, информационных и иных факторов. Следствием давления внешних факторов на функционирование начальной школы являются:

1) резкая смена вектора развития общества под влиянием общемировых процессов;

2) кризис как серьезное испытание для экономических и политических институтов, и препятствие для развития общественных институтов, в том числе системы образования, обеспечивающих инновационный и культурный потенциал государства [9];

3) увеличение числа детей, страдающих разного рода заболеваниями, в том числе приобретёнными в связи с ухудшением экологической обстановки. Так, например, общая численность детей-инвалидов в России в 2021 году возросла на 8% в сравнении с 2018 г. Наибольшее число инвалидов наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе (21%) в Чеченской Республике и Дагестане. Преобладающая возрастная группа в общей численности детей-инвалидов РФ составляет 8-14 лет [6];

4) падение или всплеск рождаемости, миграционные процессы как факторы изменения поликультурной среды и структуры общества. По данным Росстата от 1 марта 2023 года, в 2022 году в России родилось на 96,6 тысяч детей меньше, чем в 2021 году. Число детей со злокачественными новообразованиями от 0-14 лет в 2010 г. было 13 852, в 2020 г. уже 22 566 (выросло почти на 10 тысяч). Заболеваемость детей первого года жизни по группе болезни нервной системы (в 2015 г. было 39 361, а в 2020 г. - уже 297 740) [8];

5) кризис семьи как социального института является дополнительным источником возникновения проблем в семейном воспитании и становлении детско-родительских отношений, эмоциональных проблем;

6) изменение роли средств массовой информации и коммуникации, выступающих значимыми факторами не всегда успешной социализации личности ребёнка. По мнению академика Д. И. Фельдштейна, современных детей (поколение Z и Альфа). По мнению академика Д. И. Фельдштейна, современных детей отличают личностные особенности, которые могут

препятствовать их нормальному и здоровому взрослению, например: потребительская психология; отрыв от социокультурных традиций и ценностей; повышенные тревожность и агрессивность; зависимость от цифровых устройств (гаджетов); 6) скудость живого общения со сверстниками и др. [10]. Всё перечисленное можно идентифицировать как возможные риски для позитивного развития младших школьников.

Кризис школы, отставание качества образования от запросов жизни и потребностей производства, падение мотивации и интереса к овладению знаниями, отсутствие или слабая преемственность между ступенями образования - эти и другие подобные вопросы всегда были предметом разговоров в обществе, даже в относительно благополучные времена его развития. Речь идёт о так называемых внутренних проблемах начального образования, обусловленные современным состоянием организации обучения и воспитания младших школьников (кризис модели обучения, вызванный столкновением двух образовательных парадигм: практико-ориентированной (развивающей) и академически-ориентированной (традиционной); «кризис воспроизводства исторически выработанной культуры межличностного общения») [4; 9].

Педагогическая наука быстрее других научных отраслей развивается и реагирует на внешние вызовы. Раньше «основная и единственная функция педагогики» заключалась «в передаче культурной традиции от поколения к поколению» [2]. Современная же педагогика полифункциональна и является, по сути, пространством поиска компромисса между традициями и нововведениями в образовании. Следовательно, она должна быть стратегической [5] и рефлексивной.

В информационном российском обществе сохраняют актуальность вопросы воспитания школьников - духовно-нравственного, трудового, коллективного. Из-за смещения в сторону личностно-ориентированного акцента в образовании приоритизировались вопросы обучения детей с разными стартовыми возможностями и образовательными потребностями в условиях гетерогенной и инклюзивной образовательной среды.

На протяжении последних десятилетий с определенной периодичностью возникали на разных уровнях разговоры о том, чтобы реанимировать нашу советскую систему образования, хотя бы частично, вернуть единые программы и учебники и т. д. В сентябре 2022 года Госдума внесла изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который вводит федеральные образовательные программы (ФОП) вместо примерных образовательных программ, которые начнут действовать с 1 сентября 2023 г.

Идея единого образовательного пространства, единых учебников и необходимость заменить «несовершенные», «неопределенные» стандарты, которые «носят рамочный характер», поскольку в них не включено содержание образования, а есть только расплывчатые требования к структуре, условиям реализации образовательных программ и результатам их освоения, витала в воздухе уже давно, еще в пору деятельности министра просвещения Ольги Васильевой (2016-2018 годы). Законопроект о едином образовательном пространстве партия «Единая Россия» вносила еще в2015 году.

Теперь, когда унификация в образовании восторжествовала (т. н. «золотой стандарт» качества знаний школьников), российские школы смогут непосредственно применять ФОП или отдельные её компоненты без составления собственных рабочих программ на своем уровне. Также обязательными для применения станут федеральные рабочие программы по предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах [7]. В связи с последним обстоятельством, в зоне риска и жарких дискуссий оказался вопрос о принципе вариативности содержания образования (один из ведущих во ФГОС НОО), деятельности школ с уникальными образовательными программами и высокими результатами (к примеру, система развивающего образования Эльконина-Давыдова), несмотря на сохранение права за учреждениями на разработку собственных программ, содержание и планируемые результаты которых должны быть не ниже, чем в ФОП [7].

Под особым вниманием оказался новый порядок разработки учебников, а также их финансирование (закупка) - один из самых болезненных вопросов для регионов. В период перехода на новые учебники (не более 5-ти лет) учителя будут работать по действующим учебникам из федерального перечня, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 г. N0 858.

На сегодняшний день существует ряд вопросов и по организации педагогического образования, а именно: как подготовить современного педагога к работе в условиях цифровой трансформации образования, реализации технологий формирования у школьников навыков, которые позволят им жить и работать в постоянно изменяющихся условиях. Это в свою очередь требует пересмотра содержания и технологий подготовки педагогических кадров в вузах. Приоритетными, на наш взгляд, должны выступать технологии деятельностного и рефлексивного обучения студентов [11].

Нами было проведено анонимное анкетирование студентов специальности «Преподавание в начальных классах» факультета среднего профессионального образования с помощью модифицированной нами анкеты, разработанной сотрудниками РГПУ им. А.И Герцена, с целью выяснения их субъективного отношения к школе и образу учителя на основе своего ученического опыта. Всего приняло участие 45 человек, в возрасте 17-18 лет (1и2 курс), поступивших на базе 9-го и 11-го класса в 2021 и 2022 гг.

География школ, в которых учились исследуемые, достаточно обширная - Ставропольский край, г. Краснодар, г. Омск, Республика Крым. Из них 17 чел. окончили сельские школы, 28 чел. - городские, 2 мальчика, остальные - девочки.

Анкета включала такие вопросы, как:

1. «Оценивая значимость школы в моей жизни, считаю, что...»;

2. «Какие же качества больше всего ценят в педагоге учащиеся?»;

3. «Думая о школе, у меня осталось сожаление, что...»;

4. Что препятствовало (препятствует), по вашему мнению, успешной деятельности школы, учителей?» [3].

Студенты могли выбирать один или несколько из предложенных вариантов ответов, или предложить свой. Поскольку в

опросе принимали участие вчерашние школьники, некоторые словесные формулировки ответов, предложенные студентами самостоятельно, потребовали дополнительных пояснений (уточнений) в ходе проведения индивидуальной беседы, чтобы получить более объективную и достоверную картину.

Так, из ответов следует, что большинство респондентов осознают, что школа помогла им приобрести знания (58% - 1-е место в рейтинге), найти друзей (55% - 2-е место в рейтинге) и, что для нас было неожиданно, свою профессию (51% - 3-е место в рейтинге). Студентами были даны и собственные оригинальные ответы, такие как: «научила управлять своими эмоциями», «помогла стать более уверенной в себе», «помогла мне понять, как строится жизнь человека и его каждодневные действия (ежедневные обязанности)» (по 2%). При этом, судя по другим ответам, не всех школа смогла подготовить к взрослой жизни, не помогла лучше узнать себя, научить навыкам самообразования и общения и т.д.

Анализ ответов на следующий вопрос анкеты показал, что 95% респондентов на 1-е место в нашем рейтинге ставят умения педагога интересно и доступно преподавать свой предмет, 87% чел. отмечают важность уважительного отношения педагога к ученикам, способность и желание их понять (2-е место в рейтинге). На 3-е место 82% студентов поставили такое качество педагога как справедливость и равнозначное отношение ко всем учащимся. Неожиданным для нас оказалось то, что наименьшую значимость для опрошенных имеют эрудиция, требовательность, знание предмета и методика его преподавания, знание психологии и внутреннего мира учеников, умение обнаруживать и развивать таланты и

индивидуальные особенности своих учеников, быть чувствительным к проблемам своих учеников в текущем моменте «здесь и сейчас» (4-8 место в рейтинге). Среди редких и оригинальных ответов можно выделить, например: «общение на равных, умение говорить на современные темы», «лояльность», «не системность действий» (трактовка, связанная с педагогическим творчеством), «ненавязчивость».

Ответы респондентов на третий вопрос продемонстрировали, что 51% (1-е место в рейтинге), выпускников школ имеют трудности в применении полученных в школе знаний в реальной жизни. Многие не считают школу комфортным местом (42% - 2 место в рейтинге), считают поверхностным преподавание школьных предметов (40% - 3 место в рейтинге). На 4-9-й позициях рейтинга оказались ответы, заключающие в себе сожаление о нерационально потраченном школьном времени, плохой подготовке к жизни, отсутствии взаимопонимания и доверительных отношений с учителями.

Примечательными явились результаты анализа ответов на четвертый вопрос анкеты, где большинство (69%) среди опрошенных в качестве основного препятствия успешной деятельности школы и учителей определили большую учебную нагрузку детей и педагогов (1-е место в рейтинге). На лидирующих позициях также оказались такие варианты ответов, как недостаточное материальное стимулирование (47% - 2-е место), слабая материально-техническая оснащенность образовательного процесса в школах (35% - 3-е место). Из числа оригинальных ответов можно отметить «некомпетентность учителей или их завышенные требования».

Обобщая результаты проведенного опроса, можно заключить, что выпускники по-своему видят образ учителя и современной школы, а также многообразие проблем, связанных с их деятельностью.

Выводы. Таким образом, проблемы и кризисы современного отечественного образования, в том числе и начальной его ступени, обусловлены, с одной стороны, изменением запросов российского общества к содержанию и качеству образования юных граждан, а с другой - внутренними потребностями к изменениям самой системы образования. Мы солидарны с точкой зрения академика и вице-президента РАО Г.А. Бордовского и считаем, что любые параллели и сравнения современной системы отечественного образования с опытом советской системы образования непродуктивны, поскольку её успешность зависит от того, насколько она «обеспечивает стране в целом и ее гражданам персонально условия для успешного развития» [1] и решение самых важных для страны задач в текущий момент.

Литература:

1. Бордовский, Г.А. Образование: традиции и современные вызовы / Г.А. Бордовский // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2008. - №9. - С. 3-6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-traditsii-i-sovremennye-vyzovy (дата обращения: 14.03.2023)

2. Варфоломеева, C.B. Особенности современной педагогики / C.B. Варфоломеева // Гуманитарные и социальные науки. - 2021. - №1. - С. 117-126. - URT: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-sovremennoy-pedagogiki (дата обращения: 12.03.2023)

3. Даргевичене, Л.И. Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри / Л.И. Даргевичене, Е.В. Леонова. - Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - Москва: Буки-Веди, 2015. - С. 41-44. - URT: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8999/ (дата обращения: 10.03.2023)

4. Дубова, М.В. Начальная школа: анализ современного состояния и проблемы / М.В. Дубова // Начальная школа. -2013. - №8. - С. 4-9

5. Кудряшова, Т.Г. Стратегическая педагогика как следующий этап развития педагогики / Т.Г. Кудряшова, С.А. Смирнов // Вестник Московского университета. - Серия 20. Педагогическое образование. - 2013. - №2. - С. 43-55. -URT: https://cyberleninka.rU/article/n/strategicheskaya-pedagogika-kak-sleduyuschiy-etap-razvitiya-pedagogiki (дата обращения: 12.03.2023)

6. Панчишина, К.А. Анализ показателей детской инвалидности в россии за 2018-2021 гг. / К.А. Панчишина, К.А. Большакова, Г.Н. Мариничева // Здоровье населения и качество жизни: Электронный сборник материалов IX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 30 марта 2022 г., г. Санкт-Петербург / Под ред. з.д.н. РФ, д.м.н., профессора B.C. Лучкевича. - СПб, 2022. -2 часть. - 348 с.

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809)

8. Социально-экономическое положение России. - М.: Федеральная служба государственной статистики (РОССТАТ), 2023.-330 с.

9. Степанов, В.И. Кризис образования в современной России и пути его преодоления / В.И. Степанов // Вестник ТГПУ. - 2014. - №11 - (152). - С. 193-198. - URT: https://cyberleninka.rU/article/n/krizis-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii-i-puti-egO" preodoleniya (дата обращения: 14.06.2023)

10. Фельдштейн, Д.И Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн. - СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2011. -25 с.

11. Хохлова, Д.А. Стратегии рефлексивного обучения студентов в контексте антропологического подхода / Д.А. Хохлова, Н.В. Колосова // Антропологическая миссия российского учительства в современном мире: материалы XXVII Международной научно-практической конференции / под редакцией Л.Л. Редько, М.В. Смагиной, A.B. Шумаковой. -Ставрополь: Изд-во «Тимченко О.Г.», 2022. - С. 96-103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.