Научная статья на тему 'Проблемы современной начальной школы'

Проблемы современной начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2496
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / EDUCATION / PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Елена Николаевна

В статье анализируются негативные тенденции, связанные с разработкой содержания образования и процессом. Наблюдается происхождение значительных изменений в отечественном образовании. Модернизация начальной школы предполагает реализацию инновационных направлений, наряду с бережным сохранением лучших педагогических традиций в деятельности общеобразовательных учреждений. Целью современного образования становится развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, навыков самообразования и самосовершенствования. Начальная школа должна формировать у обучающихся новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также набор ключевых компетентностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мищенко Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERN ELEMENTARY SCHOOL

The article analyzes the negative trends associated with the development of the content of education and the process. The origin of significant changes in domestic education is observed. Modernization of primary school involves the implementation of innovative directions, along with careful preservation of the best pedagogical traditions in the activities of educational institutions. The purpose of modern education is the development of personality, its cognitive and creative abilities, skills of self-education and self-improvement. Primary school should form a new system of universal knowledge, skills, and a set of key competencies.

Текст научной работы на тему «Проблемы современной начальной школы»

Список литературы / References

1. Воля Е. С. О методе. Нормативный анализ образовательной биографии [Текст]: монография / Елена Воля. Москва: МАКС Пресс, 2012. с.; 22 см. (Образовательная биография; Вып. 1).

2. Ионова Е.В. Сетевая организация тьюторского сопровождения школьников в игре. Монография.-Волгоград: ООО «Сфера», 2017.

3. Ковалева Т.М. Проблема субъективности в современной дидактике / Т.М. Ковалева // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1730.htm/ (дата обращения: 23.05.2019).

4. Марш П. Новая промышленная революция. Потребители, глобализация и конец массового производства / Питер Марш. М., 2015.

5. Полежаев Д.В. Субъектный подход в измерении качества образования: философско-методологические основы / Д.В. Полежаев // Primo Aspektu, 2018. № 3 (35). С. 35-42.

6. РозинВ.М. Философия субъективности. М.: АПК и ППРО, 2011.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW/ (дата обращения: 23.05.2019).

8. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_142304/054d099ba783eaf7575fa99315e7145410884299/#dst100003/ (дата обращения: 23.05.2019).

9. Цветкова Г.В., Резникова Т.И. Субъективность как индивидуальный опыт построения себя в процессе индивидуализации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т., 2017. С. 20.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Мищенко Е.Н. Email: Mischenko664@scientifictext.ru

Мищенко Елена Николаевна—учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15, г. Сургут

Аннотация: в статье анализируются негативные тенденции, связанные с разработкой содержания образования и процессом. Наблюдается происхождение значительных изменений в отечественном образовании. Модернизация начальной школы предполагает реализацию инновационных направлений, наряду с бережным сохранением лучших педагогических традиций в деятельности общеобразовательных учреждений. Целью современного образования становится развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, навыков самообразования и самосовершенствования. Начальная школа должна формировать у обучающихся новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также набор ключевых компетентностей. Ключевые слова: образование, начальная школа.

PROBLEMS OF MODERN ELEMENTARY SCHOOL Mischenko E.N.

Mischenko Elena Nikolaevna — Teacher of initial classes, MUNICIPAL BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 15, SURGUT

Abstract: the article analyzes the negative trends associated with the development of the content of education and the process. The origin of significant changes in domestic education is observed. Modernization of primary school involves the implementation of innovative directions, along with careful preservation of the best pedagogical traditions in the activities of educational institutions. The purpose of modern education is the development of personality, its cognitive and creative abilities, skills of self-education and self-improvement. Primary school should form a new system of universal knowledge, skills, and a set of key competencies. Keywords: education, primary school.

УДК 37.372.1174

Начальная школа в настоящее время переживает глубокие изменения. С одной стороны, это позитивные преобразования. За счет реализации национальных проектов осуществляется процесс инвестирования в образование, внедряются новые образовательные стандарты, анализируются результаты участия российских младших школьников в международных сравнительных исследованиях (с целью выстраивания процесса обучения с учетом мировых тенденций развития образования. С другой стороны, на первую ступень обучения оказывают влияние негативные обстоятельства, которые выступают своеобразным тормозом повышения качества обучения, усугубляют противоречия прошлого и проблематизируют нынешнее состояние начальной школы. Ряд таких проблем носит экономический характер: низкая заработная плата учителей, высокая стоимость учебных комплектов для учащихся, ветшание школьных зданий и т.д. Другие проблемы связаны с неспособностью педагогов адаптироваться в меняющейся образовательной ситуации, обладающей сегодня высокой степенью вариативности, а зачастую и неопределенности. Особую обеспокоенность медицинского и педагогического сообщества вызывает проблема уменьшения количества здоровых детей, как начавших учиться в школе, так и закончивших первую ступень обучения.

Проблемы современной начальной школы можно условно разделить на внешние и внутренние.

Внешние проблемы - это проблемы конкретного времени, обусловленные социальноэкономическими факторами, которые оказывают усиленное давление на существование и развитие начальной школы. Среди них можно назвать следующие:

* социально-политические изменения;

* экономический и экологический кризисы и, как следствие, ухудшение здоровья детей и уменьшение расходов на образование;

* демографические изменения (падение рождаемости, миграция, демографический бум), приведшие к трансформации ранее сложившейся мультиэтнической и мультикультурной среды и структуры общества;

кризис и изменение семьи как социального института, породившие дефицит диалога между детьми и взрослыми; развитие средств массовой информации и коммуникации, выступающих значимыми факторами социализации личности ребенка. Основной проблемой, непосредственно влияющей на эффективность образования школьников, является проблема кризиса института семьи. Сегодня, по данным Росстата, на 7 браков приходится 5 разводов. Численность детского населения, несмотря на улучшающиеся условия жизни, постоянно сокращается, сохраняется устойчивая динамика роста социального сиротства. Увеличивается число детей, рождающихся вне брака, сейчас это каждый третий ребенок. Положение усугубляет социальная и духовная деформация в детской и подростковой среде. Кризис современной семьи естественным образом влечет за собой проблемы в семейном воспитании. Во многих семьях доля воспитания детей родителями ничтожно мала по сравнению с влиянием на формирование личности ребенка средств массовой информации, компьютерных игр, сообщества сверстников. По данным официальной статистики, родитель в среднем тратит на общение с ребенком 15 мин в день. Значительной части родителей не о чем поговорить со своим ребенком, кроме как о выполнении домашних заданий. Противоречие между возрастающей потребностью общества в практико-ориентированной модели обучения и существованием не сдающей позиции академически-ориентированной модели сохраняется. Использование традиционного предметоцентристского подхода к конструированию содержания образования подвергается критике со стороны педагогов-исследователей, в работах которых обозначены проблемные позиции существующей модели содержания образования. Это: целевая ориентация на накопление "багажа" ЗУНов. "Коэффициент полезного действия" такого обучения оказывается низким, поскольку оно основано преимущественно на механическом запоминании огромных массивов информации и алгоритмов решения множества частных стандартных задач;

* приоритетная роль знаний информационного характера в ущерб освоению опыта решения жизненных проблем ("... сам факт наличия знаний не задает пространства жизненного пути, не задает перспективы";

* непрерывное экстенсивное изменение как содержания любого предмета, так и числа самих предметов;

* предметная разбросанность материала, препятствующая формированию целостной картины мира учащегося;

* сохранение объекта оценки школьников в виде знаний, умений и навыков;

* отсутствие преемственности между ступенями образования. Говоря о недостатках существующей модели содержания образования, нельзя обойти вниманием попытки разработчиков учебно-методических комплектов (УМК), направленные на улучшение создавшейся ситуации в начальном образовании. Это, прежде всего, стремление к обеспечению непрерывности и преемственности образования на границах этапов "детский сад"-"начальная школа". В рамках ряда образовательных моделей ("Школа 2100", "Перспективная начальная школа", "Начальная школа XXI века") с целью сохранения единой организации названных этапов в рамках целостной системы создаются комплексные программы для детей старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению на первой ступени общего образования. Сегодня обучение по программам предшкольного образования активно используется на базе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования для детей, не посещающих детский сад. Осуществление непрерывности и преемственности образования также находит свою реализацию на этапах "начальная школа"-"средняя школа". Некоторые образовательные модели начального образования ("Школа 2100", "Гармония") продолжают разработку учебно-методических комплектов для средней школы. При этом следует отметить, что в общей своей массе авторы ограничиваются разработкой УМК только для первой ступени обучения.

Таким образом, ситуация с введением стандарта является достаточно проблематичной как на уровне его разработки, так и на уровне внедрения в массовую практику начальной школы. До сих пор пересматриваются многие положения стандарта, вносятся поправки в текст документа. На местах решаются проблемы разного характера: от формирования и оценивания нового образовательного результата учащихся (УУД) до поиска средств для улучшения материально-технического оснащения школ.

Список литературы / References

1. Радченко А.Ф. Семья и родительство как основа государственной стабильности // Педагогика, 2012.

2. Имамичи Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы // Вопросы философии, 1995.

3. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психологопедагогические проблемы новой школы // Образовательная политика, 2010.

4. Дармодехин С.В. О разработке современной стратегии воспитания и социализации детей // Педагогика, 2012.

5. Иванова Н.С. Конкурентная стратегия компании // Проблемы современной науки и образования, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.