№ 4, 2000
О ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКИХ
КОМПЛЕКСОВ
Н.П.Макаркин, ректор МГУ им. Н.П.Огарева, профессор,
Н.Е.Фомин, первый проректор МГУ им. Н.П.Огарева, доцент,
В.И.Ивлев, директор РУО при МГУ им. H.F1.Огарева, профессор
Учебный округ при Мордовском госу- большей степени совокупность таких ка-дарственном университете им. Н.П. Ога- честв обеспечивает классическое универ-рева. образованный в 1993 г., к настояще- ситетское образование.
м\ времени стал важным структурообра-
Содержание образования, в том числе
зующим элементом системы образования начального и общего среднего, должно по-
Республики Мордовия. Формы деятельно- стоянно обновляться в соответствии с об-
сти учебного округа достаточно многооб- новлением научных знаний. Наиболее раз-
разны. О некоторых из них мы рассказы- витыми научными центрами в регионах, как
вали на страницах печати, на заседаниях правило, являются университеты.
Совета ректоров, на коллегии Министер-
Из предыдущего следует, что базой
ства образования РФ. Поэтому есть смысл для формирования единой региональной остановиться лишь на некоторых более или системы подготовки и повышения квали-
менее новых для округа формах работы.
фикации педагогических кадров, системы
Неоднократно подчеркивалось, что обеспечения условий их эффективной дея-главным богатством современной России тельности должен быть университет, является ее интеллектуальный потенциал.
Ключевая фигура в этой проблеме - Учи-
В МГУ им. Н.П.Огарева структурные подразделения, в функции которых входят
тель. Есть необходимость в формировании разные аспекты подготовки учителей, дей-
учителя нового типа - учителя-новатора, ствуют в настоящее время недостаточно
учителя-творца, способного осуществлять согласованно, система их взаимодействия
свою деятельность в образовательных уч- не отлажена, хотя формально такая систе-
реждениях
колледжах, эффективно
тать с одаренными детьми.
Учитель, педагог формирует интеллектуальный потенциал общества, которому предстоит жить и действовать в будущем, следовательно, деятельность педагога, учителя приоритетна по отношению к обеспечению жизнеспособности государства. Создание условий для эффективной
ма существует. Следовательно, необходимо неформальное объединение всех этих подразделений для решения поставленной выше задачи. Изо всех структурных подразделений университета наиболее подготовленным к организации и реальному осуществлению такого объединения является Региональный учебный округ.
Для решения указанной задачи сформировано педагогическое отделение РУО,
работы педагогов - одна из важнейших включающее представителей факультетов задач государства. и кафедр, занимающихся подготовкой учи-
Учитель, способный решать определен- телей.
ные выше задачи, должен быть творчес-
Большие надежды в плане патриоти-
кой личностью, иметь глубокие знания не ческого и национального воспитания мы
возлагаем на формирующееся в рамках
предмету,
фундаментал
округа краеведческое отделение.
навыки исследовательской работы, обла- Объединив усилия специалистов, занима-дать аналитическим мышлением. В наи- ющихся изучением национальной культу-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ры, истории родного края и его природы, отделение должно стать центром форми-
В качестве первичной ячейки выбирается организация, имеющая статус юриди-
рования единой республиканской систе- ческоголица: вуз, колледж, школа, предпри-
ятие и др.
Основой классификации служат степень интеграции организаций с университетом и характер (направленность) интеграции.
Соотношение между университетом и
представить как пересечение нескольких множеств:
мы краеведческой работы школьников, учащихся и студентов.
Нами подготовлена и в настоящее время реализуется научно-практическая программа «Интеллектуальное будущее Мордовии». В рамках этой программы учеными и педагогами университета разработа- комплексами, в которые он входит, можно
на тематика исследований, которые можно проводить в школах республики с учетом местных условий. В настоящее время отрабатывается технология взаимодействия школ и РУО по организации научного руководства исследовательской работой учащихся.
На реализацию указанной программы из бюджета Республики Мордовия на 2000 г. Региональному учебному округу впервые отдельной строкой были выделены средства в объеме 200 тыс. руб.
Силами РУО (впервые!) проведен республиканский конкурс исследовательских работ учащихся. С его же помощью проведены конкурсы экологических и технических разработок учащихся. Начато формирование компьютерной базы данных, включающей школьников, принявших результативное участие в республиканских конкурсах и олимпиадах. Положено начало организации республиканского общества молодых исследователей и изобретателей.
Современный университет, будучи учебным заведением, фактически решает три взаимосвязанные задачи: собственно учебную - осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров как носителей определенного комплекса знаний и умений; воспитательную - занимается формированием специалиста как члена общества; научную -является центром развития науки.
Осуществляя данные функции, университет взаимодействует (связан) с множеством различных учреждений и организаций. Эти связи чрезвычайно многообразны, так что есть необходимость в их анализе, классификации (систематизации) и упорядочении. Большую роль при этом играет терминология, в настоящее время еще не установившаяся. Мы предлагаем следующую схему терминов для рассмотрения вопросов комплексообразования.
Схема интеграции университета с другими организациями
На предлагаемой схеме: У - университет (как юридическое лицо) - объединяющее звено всех образований (комплексов).
УК - университетский комплекс: университет + юридические лица, максимально интегрированные с университетом (функционирующие «при университете», учрежденные университетом...): НИИ, издательство, учхоз, гимназия, лицей и др.
Основа объединения в комплекс - максимальная организационная (административная) интеграция для решения единого комплекса взаимосвязанных задач в любом из указанных выше трех направлений.
Образовательные учреждения среднего общего или профессионального образования могут входить в состав УК только в том случае, если они работают по согласованным с подразделениями университе-
№ 4, 2000
та учебным планам и программам, обеспечивающим преемственность обучения при переходе от среднего к высшему образованию.
Университетский комплекс представляет собой совокупность организаций, хотя и имеющих юридическую самостоятельность, но фактически образующих целостную систему.
Вряд ли целесообразно создавать университетские комплексы путем повсеместного включения в их состав техникумов и колледжей с потерей ими статуса юридического лица. Тем самым будут принижены назначение, роль и качество работы университетов.
РУО - региональный учебный округ: университет + образовательные учреждения, другие организации и предприятия, принимающие участие в образовательном процессе или способствующие его развитию — вузы, техникумы, колледжи, школы, клубы интеллектуального творчества, организации детского творчества и т.д.
Согласно нашему новому уставу РУО -объединение организаций различных типов, уровней и форм собственности, заключивших договор о совместной деятельности в области образования. Основа объединения - академическая интеграция, т.е. решение собственно образовательных задач.
У НПК - учебно-научно-производственный комплекс: университет + организации и предприятия, интегрированные с ним для
решения научных и производственных задач. К УНПК нельзя применять прилагательное «университетский», так как в их состав университет входит как равноправный субъект. Таких комплексов, в которых принимает участие Мордовский университет, существует несколько. К их числу можно отнести светотехнический, медицинский, аграрный, строительный и др.
Области пересечения перечисленных множеств не совпадают друг с другом, что отражает сложность взаимодействия между ними. Одна и та же организация может быть частью нескольких множеств. Например, объединение «Лисма» является частью светотехнического УНПК. На базе этого предприятия апробируются и внедряются научные и технологические разработки ученых светотехнического факультета университета. В то же время «Лисма» входит и в состав РУО, будучи базой учебной практики для студентов того же светотехнического факультета.
Можно придумать обобщающий термин и для всей совокупности отображенных на нашей схеме объединений, но едва ли в этом
I ,
есть необходимость.
Естественно, предложенная схема является лишь одним из возможных вариантов схемы интеграции университета с другими организациями (образовательными и прочими). Необходимо предлагать, обсуждать и апробировать и иные варианты.