Научная статья на тему 'О проблемах формирования и функционирования университетских комплексов'

О проблемах формирования и функционирования университетских комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах формирования и функционирования университетских комплексов»

№ 4, 2000

О ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ

И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКИХ

КОМПЛЕКСОВ

Н.П.Макаркин, ректор МГУ им. Н.П.Огарева, профессор,

Н.Е.Фомин, первый проректор МГУ им. Н.П.Огарева, доцент,

В.И.Ивлев, директор РУО при МГУ им. H.F1.Огарева, профессор

Учебный округ при Мордовском госу- большей степени совокупность таких ка-дарственном университете им. Н.П. Ога- честв обеспечивает классическое универ-рева. образованный в 1993 г., к настояще- ситетское образование.

м\ времени стал важным структурообра-

Содержание образования, в том числе

зующим элементом системы образования начального и общего среднего, должно по-

Республики Мордовия. Формы деятельно- стоянно обновляться в соответствии с об-

сти учебного округа достаточно многооб- новлением научных знаний. Наиболее раз-

разны. О некоторых из них мы рассказы- витыми научными центрами в регионах, как

вали на страницах печати, на заседаниях правило, являются университеты.

Совета ректоров, на коллегии Министер-

Из предыдущего следует, что базой

ства образования РФ. Поэтому есть смысл для формирования единой региональной остановиться лишь на некоторых более или системы подготовки и повышения квали-

менее новых для округа формах работы.

фикации педагогических кадров, системы

Неоднократно подчеркивалось, что обеспечения условий их эффективной дея-главным богатством современной России тельности должен быть университет, является ее интеллектуальный потенциал.

Ключевая фигура в этой проблеме - Учи-

В МГУ им. Н.П.Огарева структурные подразделения, в функции которых входят

тель. Есть необходимость в формировании разные аспекты подготовки учителей, дей-

учителя нового типа - учителя-новатора, ствуют в настоящее время недостаточно

учителя-творца, способного осуществлять согласованно, система их взаимодействия

свою деятельность в образовательных уч- не отлажена, хотя формально такая систе-

реждениях

колледжах, эффективно

тать с одаренными детьми.

Учитель, педагог формирует интеллектуальный потенциал общества, которому предстоит жить и действовать в будущем, следовательно, деятельность педагога, учителя приоритетна по отношению к обеспечению жизнеспособности государства. Создание условий для эффективной

ма существует. Следовательно, необходимо неформальное объединение всех этих подразделений для решения поставленной выше задачи. Изо всех структурных подразделений университета наиболее подготовленным к организации и реальному осуществлению такого объединения является Региональный учебный округ.

Для решения указанной задачи сформировано педагогическое отделение РУО,

работы педагогов - одна из важнейших включающее представителей факультетов задач государства. и кафедр, занимающихся подготовкой учи-

Учитель, способный решать определен- телей.

ные выше задачи, должен быть творчес-

Большие надежды в плане патриоти-

кой личностью, иметь глубокие знания не ческого и национального воспитания мы

возлагаем на формирующееся в рамках

предмету,

фундаментал

округа краеведческое отделение.

навыки исследовательской работы, обла- Объединив усилия специалистов, занима-дать аналитическим мышлением. В наи- ющихся изучением национальной культу-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ры, истории родного края и его природы, отделение должно стать центром форми-

В качестве первичной ячейки выбирается организация, имеющая статус юриди-

рования единой республиканской систе- ческоголица: вуз, колледж, школа, предпри-

ятие и др.

Основой классификации служат степень интеграции организаций с университетом и характер (направленность) интеграции.

Соотношение между университетом и

представить как пересечение нескольких множеств:

мы краеведческой работы школьников, учащихся и студентов.

Нами подготовлена и в настоящее время реализуется научно-практическая программа «Интеллектуальное будущее Мордовии». В рамках этой программы учеными и педагогами университета разработа- комплексами, в которые он входит, можно

на тематика исследований, которые можно проводить в школах республики с учетом местных условий. В настоящее время отрабатывается технология взаимодействия школ и РУО по организации научного руководства исследовательской работой учащихся.

На реализацию указанной программы из бюджета Республики Мордовия на 2000 г. Региональному учебному округу впервые отдельной строкой были выделены средства в объеме 200 тыс. руб.

Силами РУО (впервые!) проведен республиканский конкурс исследовательских работ учащихся. С его же помощью проведены конкурсы экологических и технических разработок учащихся. Начато формирование компьютерной базы данных, включающей школьников, принявших результативное участие в республиканских конкурсах и олимпиадах. Положено начало организации республиканского общества молодых исследователей и изобретателей.

Современный университет, будучи учебным заведением, фактически решает три взаимосвязанные задачи: собственно учебную - осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров как носителей определенного комплекса знаний и умений; воспитательную - занимается формированием специалиста как члена общества; научную -является центром развития науки.

Осуществляя данные функции, университет взаимодействует (связан) с множеством различных учреждений и организаций. Эти связи чрезвычайно многообразны, так что есть необходимость в их анализе, классификации (систематизации) и упорядочении. Большую роль при этом играет терминология, в настоящее время еще не установившаяся. Мы предлагаем следующую схему терминов для рассмотрения вопросов комплексообразования.

Схема интеграции университета с другими организациями

На предлагаемой схеме: У - университет (как юридическое лицо) - объединяющее звено всех образований (комплексов).

УК - университетский комплекс: университет + юридические лица, максимально интегрированные с университетом (функционирующие «при университете», учрежденные университетом...): НИИ, издательство, учхоз, гимназия, лицей и др.

Основа объединения в комплекс - максимальная организационная (административная) интеграция для решения единого комплекса взаимосвязанных задач в любом из указанных выше трех направлений.

Образовательные учреждения среднего общего или профессионального образования могут входить в состав УК только в том случае, если они работают по согласованным с подразделениями университе-

№ 4, 2000

та учебным планам и программам, обеспечивающим преемственность обучения при переходе от среднего к высшему образованию.

Университетский комплекс представляет собой совокупность организаций, хотя и имеющих юридическую самостоятельность, но фактически образующих целостную систему.

Вряд ли целесообразно создавать университетские комплексы путем повсеместного включения в их состав техникумов и колледжей с потерей ими статуса юридического лица. Тем самым будут принижены назначение, роль и качество работы университетов.

РУО - региональный учебный округ: университет + образовательные учреждения, другие организации и предприятия, принимающие участие в образовательном процессе или способствующие его развитию — вузы, техникумы, колледжи, школы, клубы интеллектуального творчества, организации детского творчества и т.д.

Согласно нашему новому уставу РУО -объединение организаций различных типов, уровней и форм собственности, заключивших договор о совместной деятельности в области образования. Основа объединения - академическая интеграция, т.е. решение собственно образовательных задач.

У НПК - учебно-научно-производственный комплекс: университет + организации и предприятия, интегрированные с ним для

решения научных и производственных задач. К УНПК нельзя применять прилагательное «университетский», так как в их состав университет входит как равноправный субъект. Таких комплексов, в которых принимает участие Мордовский университет, существует несколько. К их числу можно отнести светотехнический, медицинский, аграрный, строительный и др.

Области пересечения перечисленных множеств не совпадают друг с другом, что отражает сложность взаимодействия между ними. Одна и та же организация может быть частью нескольких множеств. Например, объединение «Лисма» является частью светотехнического УНПК. На базе этого предприятия апробируются и внедряются научные и технологические разработки ученых светотехнического факультета университета. В то же время «Лисма» входит и в состав РУО, будучи базой учебной практики для студентов того же светотехнического факультета.

Можно придумать обобщающий термин и для всей совокупности отображенных на нашей схеме объединений, но едва ли в этом

I ,

есть необходимость.

Естественно, предложенная схема является лишь одним из возможных вариантов схемы интеграции университета с другими организациями (образовательными и прочими). Необходимо предлагать, обсуждать и апробировать и иные варианты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.