Научная статья на тему 'О проблемах эколого-экономической оценки и принципиально новых подходах в разработке инструментария чрезвычайных событий в угольной промышленности'

О проблемах эколого-экономической оценки и принципиально новых подходах в разработке инструментария чрезвычайных событий в угольной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах эколого-экономической оценки и принципиально новых подходах в разработке инструментария чрезвычайных событий в угольной промышленности»

СЕМИНАР 19

ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ «НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА - 99» МОСКВА, МГГУ, 25.01.99 - 29.01.99_______

В.А. Понько, С.В. Хизаметдинов, Ю.В. Каплунов, к.э.н.,

Минтопэнерго Минтопэнерго Минтопэнерго

А.А. Упатов, В.П. Федосов,

МГГУ МГГУ

О проблемах эколого-экономической оценки и принципиально новых подходах в разработке инструментария чрезвычайных событий в угольной промышленности

1. О проблеме.

Характер изменений, происходящих в стране, влияет на основы функционирования отраслей хозяйствования.

Институциональные изменения обусловили активное формирование структур рыночной ориентации в экономике государства. Такие структуры развиваются в угольной промышленности в условиях, когда ослаблены функции государственного управления по двум социально значимым направлениям - обеспечению безопасности труда и экологоэкономической безопасности.

Показатели аварийности и травматизма (при сокращении количества шахт с 232 в 1993 году до 112 на 1 декабря 1998 года не улучшились.

До реформирования отрасли и в период ее реструктуризации практически не выполнялись научно-исследовательские работы по оценке эколого-экономических последствий в случае событий чрезвычайного характера (чрезвычайные ситуации). То есть, существуют риски экологической опасности, а значит и эколого-эконо-мических издержек вследствие природно-техногенных явлений.

В условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования важно обеспечить мониторинг финансовых издержек в функциях контролинга как на предприятиях, так и для организации эффективного управления финансовоэкономическими потоками на отраслевом уровне. Такого рода оценки важны, но являются частной задачей.

По меркам обеспечения эколо-го-экономической и социальной безопасности объектов отрасли, наиболее общей проблемой является разработки научного направления, в результате позволяющего решать задачи предотвращения социальных потерь и экологоэкономических издержек.

Значение этой задачи имеет как общечеловеческую ценность по меркам аварий в мире, так и экономическую для предотвращения экономических (финансовых) издержек государства (предприятия).

В основной части статьи будут рассмотрены вопросы, касающиеся только второй, более общей задачи.

2. Основная часть

2.1. Предварительные мысли.

Исходя из недооценки диалектического метода разрешения проблем в научно-практических изысканиях, и на основе историкологического анализа событий, происходящих, в частности, в связи с использованием природноресурсного потенциала Земли, была принята в качестве объекта исследования система } “Космос = Природа = Общество = Космос”{. В рамках такой системы разрабатывался инструментарий, как система способов оценки и прогнозирования возможных аномальных явлений природного характера.

Учитывая взаимосвязи явлений и последствия их проявления важно было установить принципиальные, объективно действующие законы, предопределяющие сущность явлений и процессов в природной и техногенной среде.

2.2. Суть явления.

В результате систематических исследований было открыто явление космогеографических резонансов. Также резонансы возникают в процессах взаимодействия пространства Земли (с присущими ему свойствами) с многоритмичным космическим округлением.

2.3. Метод и способы прогнозирования.

В рамках авторского метода геокосмических аналогий были разработаны три группы способов прогнозирования аномалий:

♦ прогнозов чередования на пространстве Земли районов (ареалов) возможных крупных аномалий - наводнения (маловодья), аварий;

♦ расчетов по отдельным регионам (бассейнам) количественно выраженных характеристик возможных аномалий;

♦ расчетов резонансов (возможным разрешением 0,1 градуса широты и долготы и 4 млн. по местному времени), позволяющих детализировать место и время проявления событий чрезвычайного природного характера, а также взрывов и других аварий.

2.4. Информационно-вычислительный комплекс.

Система прогнозирования реализуется на базе информационновычислительного комплекса, состоящего из трех блоков (далее представлено укрупнено):

♦ информационного обеспечения (включая архивы с комплексом данных; программы расчетов параметров, резонансов и обеспечения информационной среды);

♦ прогнозирование аномалий и событий;

♦ использование прогностической информации.

3. Результаты

3.1. Применительно к угольной промышленности.

Задача решалась по условиям установленной достаточной сходимости данных рядов динамики чрезвычайных ситуаций (по А. Эпову) и прогнозных параметров КГФ резонансов.

Предварительный анализ 20 случаев взрывов газа и пыли на шахтах России за последние годы позволили идентифицировать события с местными геокосмиче-скими резонансами. Для определенного круга случаев взрывов на шахтах установлено присутствие вертикальной компоненты лунносолнечного прилива (на фоне достаточно специфических резонансов).

3.2. Другие возможности.

а) На основе разработок возможно расширение комплекса эколого-экономических проблем отраслей в ТЭК (В.А. Понько, Ю.В. Каплунов, С.В. Хизаметди-нов. - Пермь, 1997 г.).

б) Прогнозы на основе экстраполяции геокосмических связей позволяют решать ряд практических задач в аграрной, водохозяйственной отраслях. Существуют практические факты сверхдолго-срочных прогнозов водности малых рек и озер Западной Сибири, на основании которых проведены мелиоративные работы, прогнозы уровня Каспийского поля и агрометеорологических аномалий на земледельческой территории России. Например, достаточно точные прогнозы водности сибирских рек позволили выработать на АнгароЕнисейском каскаде ГЭС дополнительную энергию на многие миллионы долл. США.

в) Разработка в рамках концепции космогеофизических резо-

нансов позволили выйти на объективные показатели системного ряда экономических циклов, начиная с 3-5 летних (Китчина), 7-11летних (Джаглера), 20-летних (Кузнецова), завершая циклами Кондратьева и длинными волнами экономики, политики (Томпсона и Моделски).

г) Потребителями прогностической информации могут быть самые различные отрасли, фирмы. Особые перспективы видятся в сфере страхования.

4. Выражение признательности

Авторы считают своим долгом выразить признательность проф., д.э.н. Азроянцу Э.А., к.т.н. Климову С.Л., проф., д.т.н. Харченко В.А., проф. Усманову Р.Ф., специалистам Минтопэнерго России, 11111 ВГСЧ, МЧС России за участие в обсуждении вопросов, различного рода поддержку работы по обозначенной теме статьи.

© В.А. Понько, С.В. Хизаметдинов, Ю.В. Каплунов, А.А. Упатов, В.П. Федосов

Ю.А. Плакиткин, д.э.н., Росуглесбыт

СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (Основные этапы)

Угольная промышленность России является одной из базовых отраслей народного хозяйства, которая поставляет свою продукцию для нужд электроэнергетики (более 47% общего объема поставок), коксохимического производства (15,3%), коммунальнобытовые нужды и обслуживание населения (9%) и др.

Отрасль представляет собой сложный производственно-технологический комплекс, состоящий из нескольких подотраслей, включающий предприятия по добыче угля, сланца и их обогащению, угольное машиностроение, шахтное строительство, геологоразведку, железнодорожный и автомобильный транспорт, научные и

182

проектные организации, торговлю, сельское хозяйство, объекты социальной сферы и другие.

В начальный период ломки командно-административной системы под воздействием политических и экономических процессов в структуре управления отраслью произошли практически стихийные изменения. Был совершен переход от двухзвенной системы управления: Минуглепром СССР -производственные объединения к четырехзвенной: Минтопэнерго

России - Комитет угольной промышленности - корпорация «Уголь России» производственные объединения, концерны, ассоциации - предприятия.

Одновременно произошли организационно-структурные изменения на нижнем уровне. Ряд предприятий вышли из состава производственных объединений, ассоциаций и стали подчиняться непосредственно Минтопэнерго России. Некоторые производственные объединения были расформированы, созданы новые объединения предприятий.

Распад СССР привел к разрушению сложившегося за многие годы единого производственнотехнологического отраслевого комплекса, российская угольная промышленность практически оказалась без собственной базы угольного машиностроения.

ГИАБ

Все это вместе взятое предопределило происшедший разрыв сложившихся хозяйственных связей, потерю, в значительной мере, управляемости отраслью, что, в конечном счете, привело к падению объемов производства и уровня техники безопасности, росту травматизма и снижению других технико-экономических показателей, повышению социальной напряженности в трудовых коллективах предприятий.

Корпорация «Уголь России», созданная предприятиями угольной промышленности, в первую очередь, для лоббирования корпоративных интересов в федеральных органах исполнительной власти, не смогла , да и в принципе была не в состоянии даже в какой-либо мере нейтрализовать эти негативные процессы.

Необходимость преодоления указанных негативных последствий обусловила начало планомерной работы (с середины 1992 г.) в отрасли по созданию новой системы управления, адекватной происходящим в экономике страны изменениям.

Новая система управления угольной промышленностью

должна была, с одной стороны обеспечить удовлетворение государственных нужд в угольной продукции, реализуя государственную политику в функционировании топливно-энергетического комплекса России, с другой стороны, создать условия для коммерциализации работы предприятий на базе развития акционерных и других форм собственности.

Важнейшим шагом, свидетельствующим о стремлении государства создать новую систему, явилось учреждение в начале 1993 года Российской угольной компании и определение основных принципов и порядка акционирования и приватизации предприятий угольной промышленности. На компанию «Росуголь» были возложены функции коммерческого управления федеральными пакетами акций акционерных обществ угольной промышленности,

распределения средств государственной поддержки, реструктуризация предприятий угольной промышленности.

Основными целями акционирования и приватизации в угольной промышленности явились : приведение организационно- правовых форм предприятий в соответствие с требованиями рыночной экономики; создание конкурентной среды и содействие демонополизации отрасли; повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации; создание условий для привлечения дополнительных инвестиций на развитие угольной промышленности.

В результате проделанной работы на базе производственных и добровольных объединений была создана 31 акционерная компания, а всего в угольной промышленности было образовано более 500 акционерных обществ.

Для обеспечения нормального функционирования акционерных обществ в условиях рыночной экономики были сформированы институты рыночной инфраструктуры, в том числе и на региональном уровне. Учреждены коммерческие банки, страховые инвестиционные компании, консалтинговые и инженеринговые фирмы, траспортные, сервисные компании и другие.

Компанией «Росуголь» были предприняты также первые шаги по реформированию отрасли, разработаны основные концептуальные подходы к проведению масштабной реструктуризации отрасли.

В результате практических действий по реструктуризации уже к середине 1997 года удалось:

♦ в 2,8 раза снизить объем средств, выделяемых на государственную поддержку отрасли;

♦ на 30% сократить среднесписочную численность персонала;

♦ на 17% повысить производительность труда рабочих по добыче;

♦ на 31,8% добиться роста нагрузки на очистной забой;

♦ прекратить без социальных потрясений добычу угля на 58

особо убыточных угледобывающих предприятиях;

♦ переселить из ветхого жилья 2256 семей горняков;

♦ переселить из районов Крайнего Севера в центральную часть России свыше 6000 семей шахте-ров-ветеранов, для которых было построено или приобретено благоустроенное жилье.

На основе конверсионных производств удалось организовать производство практически всего горно-шахтного оборудования на российских машиностроительных заводах на новом техническом уровне.

Таким образом, можно отметить, что к концу 1996 году практически закончился первый этап структурной перестройки угольной промышленности, решивший, в основном, три задачи:

♦ формирование из государственных предприятий акционерные общества и компании;

♦ создание рыночной инфраструктуры угольной промышленности;

♦ создание условий для приватизации предприятий отрасли.

Дальнейшая реструктуризация угольной отрасли осуществлялась в соответствии с решениями, принятыми Указом Президента Российской Федерации от 09.02.96 № 168 «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры угольной промышленности Российской Федерации».

Во исполнение указанных решений была проведена работа по созданию рентабельных угольных компаний. На основе доконсоли-дации федеральных пакетов акций зависимых предприятий, ранее находящихся в коммерческом управлении компании «Росуголь», были сформированы угольные компании в Кемеровской области, в Красноярском крае, Республике Хакасия.

Начиная с 1995 года в угольной промышленности осуществляется процесс приватизации предприятий угольной промышленности. На аукционы и конкурсы были выставлены федеральные паке-

ты акций предприятий угольной промышленности, в т.ч. таких крупных угольных компаний как «Кузбассразрезуголь» и «Южный Кузбасс».

В конце 1997 года в целях дальнейшего повышения эффективности государственного управления угольной промышленностью было решено сосредоточить функции государственного управления угольной промышленностью в Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации

и, в этой связи, ликвидировать компанию «Росуголь» (Указ Президента Российской Федерации от 20.11.97 № 1243 «О совершенствовании управления угольной промышленностью»).

В начале 1998 года в Минтопэнерго России были созданы два департамента по угольной промышленности: реструктуризации

угольной промышленности и государственного регулирования производственно-хозяйственной деятельности и техники безопасности в угольной промышленности.

Одновременно при Минтопэнерго России были созданы два государственных учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) и по координа-

ции программ местного развития и решения социальных проблем, вызванных реструктуризацией предприятий угольной промышленности («Соцуголь»).

Однако эти последние преобразования не дали желаемых результатов.

В середине 1998 года в угольной отрасли сложилась напряженная обстановка, обусловленная рядом причин, в том числе организационноуправленческого характера.

Функции государственного управления отраслью оказались в значительной мере рассредоточены и осуществлялись четырьмя структурами : двумя отраслевыми департаментами центрального аппарата Минтопэнерго России и двумя государственными учреждениями. При этом каждая из выше указанных структур осуществляла свое функционирование, исходя из собственных локальных интересов.

Это на практике привело к снижению уровня государственного воздействия на процессы, происходящие в угольной отрасли, что, в частности, было отмечено в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 марта 1998г. № 2321-11 ГД.

В целях усиления государственного управления угольной промышленностью и улучшения социально-экономической ситуации в отрасли постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.98 № 1482 на базе двух угольных департаментов центрального аппарата Минтопэнерго России был создан Комитет по угольной промышленности при Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации (Уг-лекомитет).

Углекомитет является государственным органом при Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации, предназначенным осуществлять полномочия указанного Министерства в области государственного управления угольной промышленностью. На Комитет возлагается координация деятельности государственных учреждений ГУРШ и «Соцуголь», а также государственного внешнеэкономического объединения «За-рубежуголь».

По сути дела, Правительство Российской Федерации, приняв решение о создании Комитета, завершило второй этап структурных преобразований в угольной промышленности и перешло к реализации третьего этапа.

© Ю.А. Плакиткин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.