Научная статья на тему 'О проблемах духовного воспитания и образования в современной России: анализ противоречий и опыт интеграции исторического и религиозного знания'

О проблемах духовного воспитания и образования в современной России: анализ противоречий и опыт интеграции исторического и религиозного знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
492
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОСТЬ / КРИЗИС / ДУХОВНОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОЛОДЕЖЬ / GLOBAL SCOPE / CRISIS / SPIRITUALITY / WORLD VIEW / HUMANITARIAN SCIENCE / COMMUNICATION / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION / ORTHODOXY / LEARNING ENVIRONMENT / YOUTH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белкин Алексей Иванович

Рассматривается одна из актуальных проблем современной системы образования духовно-нравственное воспитание молодежи в условиях формирующейся информационной цивилизации. Показано, что пренебрежительное отношение к проблемам духовного воспитания и гуманитарному образованию приводит к уничтожению основополагающих нравственных принципов, расцвету «неоязычества» (культа тела). Проанализировано влияние разнонаправленных факторов на формирование мировоззрения современной российской молодежи (противоречивая роль электронных СМИ, либеральной идеологии, массовой культуры, рост националистических движений, усиление влияния религиозного мировоззрения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Белкин Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Issues of Spiritual Upbringing and Education in Modern Russia: Analysis of Contradictions and Experience of Integrating Historical with Religious Knowledge

The paper inquires into one of the most topical problems of modern educational system spiritual and moral upbringing of youth under forming of information civilization. The author proves that disparaging attitude to the problems of spiritual upbringing and humanitarian education causes destruction of basic moral principles and flourish of the so-called "neo-paganism" (cult of the body). The paper analyzes the influence of multidirectional factors shaping the word view of modern Russian youth (contradictory role of electronic mass media, liberal ideology, mass culture, the growth of nationalistic movements, the growing influence of religious word view). It is shown how these contradictories reflect in word view of youth, its impact on attitude to religion.

Текст научной работы на тему «О проблемах духовного воспитания и образования в современной России: анализ противоречий и опыт интеграции исторического и религиозного знания»

INTEGRATION OF EDUCATION. 2014, No. 2 УДК 37.013 DOI: 10.15507/Inted.075.018.201402.093

О ПРОБЛЕМАХ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

АНАЛИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ И ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ЗНАНИЯ

А. И. Белкин (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Россия)

Рассматривается одна из актуальных проблем современной системы образования - духовно-нравственное воспитание молодежи в условиях формирующейся информационной цивилизации. Показано, что пренебрежительное отношение к проблемам духовного воспитания и гуманитарному образованию приводит к уничтожению основополагающих нравственных принципов, расцвету «неоязычества» (культа тела). Проанализировано влияние разнонаправленных факторов на формирование мировоззрения современной российской молодежи (противоречивая роль электронных СМИ, либеральной идеологии, массовой культуры, рост националистических движений, усиление влияния религиозного мировоззрения).

Ключевые слова: глобальность; кризис; духовность; мировоззрение; гуманитарное знание; коммуникация; информационное общество; информация; православие; образовательная среда; молодежь.

ON ISSUES OF SPIRITUAL UPBRINGING AND EDUCATION IN MODERN RUSSIA: ANALYSIS OF CONTRADICTIONS AND EXPERIENCE OF INTEGRATING HISTORICAL WITH RELIGIOUS KNOWLEDGE A. I. Belkin (Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia)

The paper inquires into one of the most topical problems of modem educational system - spiritual and moral upbringing of youth under forming of information civilization. The author proves that disparaging attitude to the problems of spiritual upbringing and humanitarian education causes destruction of basic moral principles and flourish of the so-called “neo-paganism” (cult of the body).

The paper analyzes the influence of multidirectional factors shaping the word view of modern Russian youth (contradictory role of electronic mass media, liberal ideology, mass culture, the growth of nationalistic movements, the growing influence of religious word view). It is shown how these contradictories reflect in word view of youth, its impact on attitude to religion.

Keywords: global scope; crisis; spirituality; world view; humanitarian science; communication; information society; information; orthodoxy; learning environment; youth.

В значительной степени проблема, обозначенная в названии статьи, навеяна теми торжественными мероприятиями, в которых пришлось принимать участие в связи с 1025-летием Крещения Руси. Основной тон этих конференций и заседаний - подчеркивание положительной роли православия в истории России, нравственном, духовном воспитании народа. Это очевидно. И мы ни в коем случае не собираемся оспаривать огромную роль православия в истории нашего Отечества. Наоборот, автор во многих своих работах отмечал вклад Русской Православной Церкви (РПЦ) и в становление русской государственности, и в спасение нашего

Отечества в годы тяжелых испытаний, и роль старчества, монастырей в духовном развитии России [1-8; 10; 11].

Однако любой юбилей - это не только торжество, но и повод для осмысления своей истории и современного состояния общества. А этому, на наш взгляд, внимания уделялось значительно меньше. Между тем, вопросов, связанных с религиозным воспитанием, взаимоотношением молодежи и православия в современной России, возникает много. Попытаемся обозначить лишь некоторые противоречия, ни в коем случае не претендуя на всесторонность и всеохватность видения данной проблемы, но лишь приглашая

© Белкин А. И., 2014 93

к продолжению дискуссии. А дискуссия, на наш взгляд, нужна, так как проблемы духовного воспитания в современной России (и в мире в целом) актуальны, сложны, противоречивы.

Начнем с глобального, поскольку Россия - часть современного мира. Мир охвачен системным кризисом, затронувшим все стороны человеческой жизни. Сегодня приверженцы разных типов мировоззрения говорят о безопорности человеческого существования. Это ведет к так называемому «неоязычеству», ярко проявляющемуся в расцвете культа тела, сексуальности, разнузданности.

Говоря о проблемах формирования православного сознания у современной молодежи, мы должны учитывать еще один важный фактор влияния. В современном постиндустриальном обществе с развитыми информационными технологиями на человека, в силу широкой распространенности электронных средств массовой информации, обрушивается (именно это слово можно здесь применить) огромный поток информации, способный переделать, исковеркать любое мировоззрение. Информация эта самая разная, отвечающая разным потребностям и вкусам. Однако в реальности получается так, что наиболее доступной оказывается информация, ведущая не к духовному возвышению и совершенствованию своего внутреннего мира, а к нравственной деградации. Этому можно найти объяснение и с точки зрения христианского вероучения, и с позиции современного гуманитарного знания. Так, из ветхозаветного сказания об Адаме и Еве следует, что человек уже от рождения - падшее существо, которого больше всего влечет к греховному, чем к доброму и чистому. Пусть в мистифицированной форме, но здесь четко подмечено нечто очень важное и парадоксальное в нравственной природе человека. Еще апостол Павел сокрушался податливости человека к дурному и связывал это с плотским началом. «Бедный я человек! - говорится в его послании к римлянам, - Кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот

же самый я умом служу Закону Божию, а плотию закону греха» [9].

Действительно, порочные соблазны нередко привлекательней добродетельных устремлений. Психологи констатируют, что в структуре чувств негативные эмоции числом и силой превосходят положительные. Главное в этом парадоксе связано с природой общественных отношений, породивших данную закономерность психологии и отношений, которые подпитываются конкуренцией, стремлением к наживе, необходимостью лукавить, ловчить, хитрить. Вследствие этого формируется мир бездушных, «вещных» отношений, навязывая порядок, в котором люди используют друг друга как вещи, равнодушны к человеческому, духовному началу в себе. Данное обстоятельство порождает насилие, жестокость. Прямота, открытость, отзывчивость, доброта и сострадание воспринимаются как исключение, проявление наивности. За норму принимаются бойцовские качества, именуемые словами «креативность», «успешность».

И вот еще парадокс информационной цивилизации: несмотря на наличие мощнейших средств коммуникации, мы плохо понимаем друг друга, не умеем договариваться и даже теряем навыки общения в реальном мире, вне рамок виртуального пространства.

И в мире в целом, и в нашей стране сталкиваются две противоречивых тенденции. С одной стороны, существуют свобода слова, совести, убеждений. Формально для духовного воспитания, распространения православных ценностей никаких препятствий нет. С другой стороны, определяющей экономической моделью современного мира оказалась рыночная модель. Духовность и дух рынка (и это мы хорошо видим в последние годы в нашей стране) совмещаются очень сложно. «Современное поколение, - писал А. И. Герцен, - имеет единого бога, имя которому капитал; у буржуазной европейской цивилизации нет соперников, но есть эпоха мещанства, эта гнилая червоточина в организме Европы .. .тяжело видеть, что это - та Европа, в которую мы верили. Здесь само христианство обмелело в мирной гавани реформации, обмелела и ре-

волюция в мирной гавани либерализма . печать мещанства стерла с чела Европы печать Духа Святого.» [10, с. 90].

Другой важный фактор - влияние низкопробной, суррогатной массовой культуры, рассчитанной на вкус неразборчивого, усредненного потребителя. Телевидение, радио, кино, аудиодиски, рекламные клипы, дешевые низкопробные печатные издания направлены на манипулирование общественным сознанием и ориентированы на примитивные вкусы и грубые инстинкты человека (наиболее крайнее выражение - проповедь насилия жестокости, половой распущенности, патологических извращений). Фактически массовая культура утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, выступающих как продукты массового потребления. На этой основе складывается культ моды во всем - в стиле жизни, одежды, поведения, имиджа и, может быть, даже в отношении к религии.

Православие с беспокойством воспринимает широкое проникновение массовой культуры в сознание и быт населения России и занимает здесь открыто негативную позицию. В массовой культуре духовенство видит отступление от дарованного Богом нравственного стержня в поведении человека, попустительство греховным соблазнам, подмену религиозного чувства ложными увлечениями и привязанностями. На Архиерейских соборах РПЦ (1994 и 1997 гг.) было решительно заявлено о пагубности нездоровых проявлений массовой культуры, которая была названа антикультурой. Отдельно РПЦ подчеркивает разрушительную для личности, семьи и общества эксплуатацию псевдокультурой полового инстинкта.

Исходя из данных факторов влияния мы и должны рассматривать отношение современной молодежи к религии. Очевидно, что мировоззрение современной российской молодежи складывается под воздействием двух противоборствующих процессов: усиления роли и влияния религии в обществе и секуляризации, связанных с утверждением в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей, идеалов и целей. Этим определя-

ется сложный и противоречивый характер отношения к православию. Конечно, заметен рост ориентации на религию. Причем на нее больше не смотрят как на сказки и мифы, что было характерно для советского общества. Современная молодежь признает положительное влияние религии на сохранение нравственности в обществе, развитие искусства. Православие осознается не только как феномен духовной культуры, сыгравший большую роль в становлении культуры вообще и русской в частности, но признается основой внутренней духовной жизни личности. Молодежь подчеркивает в религии нравственный аспект, а порой и отождествляет ее с нравственностью.

По результатам социологических исследований, проводившихся в последние годы, подавляющее большинство всех опрошенных молодых людей называют себя верующими в Бога. Вроде бы создается благостная картина. Однако охарактеризованные нами выше факторы влияния на сознание молодежи работают и, к сожалению, довольно успешно. Анализируя уже не анкеты для социологических исследований, а реальное поведение молодежи, приходится констатировать, что религиозность значительной части молодых людей является номинальной. Мы видим, что религиозная молодежь, ориентирована на ценности секулярной жизни. Если, опираясь на данные социологических исследований, рассмотреть ценности в динамике, то наиболее перспективными являются совсем не религиозные ценности, а семейные и национальные, социально-профессиональные и материальные [12, с. 238]. Получается, что называют себя верующими, а выступают при этом как практические атеисты. По данным социологических опросов, сам атеизм воспринимается молодежью как «уродливое явление», а его приверженцы -люди, лишенные веры и идеалов. Вот еще один парадокс современного православного сознания, характеризующий молодежь.

Также необходимо отметить отождествление конфессиональной принадлежности с этнической: русский значит православный. Это выражается в стрем-

лении различных националистических движений использовать православие для привлечения новых сторонников и прежде всего ставка делается на молодежь. Этот фактор мы тоже должны учитывать.

Обращает на себя внимание и эклектичный характер содержания религиозных верований значительной части молодежи, которая называет себя верующей. Традиционные атрибуты православия - незыблемость догматов, на которых оно покоится, ритуалы, таинства, священные предметы - не имеют существенного значения в представлениях молодежи. Главный атрибут - вера в существование Бога - также оказывается размытым. Нередко Бог отождествляется с нравственным законом, совестью.

Объективно анализируя происходящие в молодежной среде процессы, необходимо отметить, что сегодня в самосознании молодых людей происходят глубокие перемены: обострилась потребность в вере, возникло осознание самоценности веры. Если сравнивать с прежними, атеистическими годами, то тогда молодежь весьма пренебрежительно отзывалась о вере, противопоставляя ее знанию, науке, с которой связывалась достоинство и сила современного человека [12, с. 239].

Говоря о проблемах православного воспитания, мы не можем не замечать влияния «нетрадиционных» культов и учений - протестантизма, распространения сектантства, восточных культов, язычества, шаманизма. В нынешнее переломное время трудно прогнозировать в каком направлении будет развиваться религиозность современной молодежи, какой мировоззренческий выбор сделает подрастающее поколение. Данный выбор, как мы отмечали выше, будет определяться множеством разнонаправленных факторов: влиянием светской культуры, которая до сих пор является основным источником информации о религии в молодежной среде; развитием системы религиозного образования и воспитания; действенностью проповеди западных и восточных миссионеров, активно осваивающих просторы России, а главное -развитием самосознания самой молоде-

жи. И в этом большую роль будет играть деятельность РПЦ.

Православная церковь и другие религиозные организации с конца 80-х гг. ХХ в. получили такую свободу, какой у них не было ни в царское, ни в советское время. Однако и ее ограничили рыночные отношения, заполнивший и давящий все культ денег. Результат налицо - нравственная деградация, влекущая за собой кризис всех сфер общественной жизни, а в итоге и самое страшное - распад личности и общества.

Вот в такой тяжелой обстановке и происходит процесс духовного воспитания. Вопрос о его нужности и важности - риторический. Необходимость поставить предел духовной деградации личности ощущается всеми мыслящими, небезразличными к судьбе своей страны людьми. Речь должна идти лишь о формах и методах духовного воспитания.

Конечно, есть религиозные проповеди, воскресные школы (не говоря о духовных учебных заведениях, готовящих профессиональных служителей культа). Однако этого недостаточно. Важным средством воспитания духовности является гуманитарное знание. В последнее время мы видим легковесное отношение к нему в рамках светской системы образования (особенно высшего). Сокращение часов, отводимых на изучение литературы, истории, постоянный пересмотр учебных планов и стандартов по гуманитарным дисциплинам (как правило в сторону их сокращения), бездумное копирование западного опыта также не способствуют духовному воспитанию молодого поколения. Результаты такого отношения очевидны. Тот, кто причастен к системе образования, видит их ежедневно.

Но не можем мы и только критиковать, уповать на трудности объективного характера, хотя их немало. Надо действовать. Действуя, мы должны иметь в виду сложный национальный и конфессиональный состав российского общества и то, что прямая, агрессивная пропаганда православия, как и любых религиозных взглядов, может вызвать противодействие.

Одной из мер, направленных на приобщение к духовности является введение

в общеобразовательных школах направления «Основы духовной культуры». И в этом отношении Мордовия имеет свой успешный опыт. В школах внедряется курс «Основы православной культуры», в 2006 г. появился одноименный учебник для 7 класса. К настоящему времени издательским центром Историко-социологического института выпущены книги: «Традиции православной культуры в мордовском крае. Очерки по истории православия» (2011), «История церкви: от древности до современности» (2013), «Христианство, православие и мордовский край» (2013), «Христианство, Русь православная, благословенная земля мордовская: страницы истории» (2013) и ряд других [1; 2; 5-7]. В указанных книгах затрагивается широкий круг вопросов, начиная от возникновения христианства и заканчивая его ролью и положением в современном мире.

Через исторический материал мы пытаемся вывести учащихся школ и студентов вузов на размышления о нравственной проблематике. История церкви не может сводится просто к регистрации фактов, имен, дат. Христианство оказало влияние на развитие различных сторон жизни. Оно изменило мировосприятие людей, само отношение к человеку, послужило мощным фактором развития философии, существенно повлияло на развитие искусства. Поэтому на страницах книг излагается суть наиболее заметных философских и богословских течений, показывается влияние христианства на развитие материальной и духовной культуры. Причем эти процессы соотносятся с основными этапами как российской, так и европейской истории. Больше внимания уделяется истории Русской Православной Церкви. На наш взгляд, такой подход вполне оправдан: история русской церкви - неотъемлемая часть истории России. Православная церковь сыграла важную роль в становлении российской государственности, в духовном, нравственном развитии народов России, повлияла на формирование национальных традиций.

В рамках духовного воспитания нельзя забывать и об истории малой родины, края, где мы родились. Именно поэтому в учебных курсах, разрабатываемых

Историко-социологическим институтом, содержатся сюжеты, связанные с христианизацией мордовского народа, историей церкви в мордовском крае.

На данном этапе развития нашего общества речь идет не об отсутствии религиозного воспитания, как это было в советское время, поскольку в современной российской системе образования оно присутствует. Важнейшая задача сегодняшнего дня - формирование широкой общественной и образовательной среды, в которой религиозное и духовное воспитание было бы востребовано. Одним из путей создания такой социальной среды является диалог религиозных и светских организаций. При всех наших мировоззренческих различиях, которые будут всегда (ведь нельзя заставить всех думать одинаково), нас объединяет одна общая цель - спасти общество от нравственной деградации, разъедания культом денег и наживы. И только в ходе совместной деятельности мы сможем добиться успеха.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белкин, А. И. Государственно-церковные отношения в России : учебное пособие / А. И. Белкин. - Саранск : Мордовский гуманитарный ин-т, 2004. - 207 с.

2. Белкин, А. И. История церкви : от древности до современности : учебное пособие / А. И. Белкин, М. Ю. Грыжанкова. - Саранск : Издательский центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2013. - 296 с.

3. Белкин, А. И. К вопросу о положении Русской Православной Церкви в современном российском обществе / А. И. Белкин // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы : материалы I Сафаргалиевских научных чтений. Сб. статей. - Саранск : Красный Октябрь, 1997. - С. 234-240.

4. Белкин, А. И. О принципах изучения истории церкви и преподавании курса «История религий» / А. И. Белкин // Вестник Мордовского университета. - 1996. - № 1. - С. 23-26.

5. Белкин, А. И. Основы православной культуры : учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / А. И. Белкин, М. Ю. Грыжанко-ва. - Саранск : Издательский центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2006. - 200 с.

6. Белкин, А. И. Традиции православной культуры в мордовском крае. Очерки по истории

православия : учебное пособие / А. И. Белкин, М. Ю. Грыжанкова. - Саранск : Издательский центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2011. - 200 с.

7. Белкин, А. И. Христианство, Русь православная, благословенная земля мордовская : страницы истории / А. И. Белкин, М. Ю. Грыжан-кова. - Саранск : Издательский центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2013. - 312 с.

8. Белкин, А. И. Церковь в смутное время / А. И. Белкин // Гуманитарий. - N° 12. - 2010. - С. 34-41.

9. Библия. Н. З. Евангелие от Марка. Евангелие от Иоанна. Послание к римлянам. Апокалипсис : перевод / Славян. библейский фонд. - Санкт-Петербург, 1997. - 159 с.

10. Левицкий, С. А. Очерки по истории русской философии / С. А. Левицкий. - Москва : Канон, 1996. -496 с.

11. Мордовия в период Великой Отечественной войны. В 2 т. Т. 2. - Саранск : НИИ Гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2005. - С. 126-134.

12. Религии народов современной России. -Москва : Республика, 1999. - 624 с.

Поступила 22.11.13.

Об авторе:

Белкин Алексей Иванович, доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат исторических наук, alex.i.bel@mail.ru

Для цитирования: Белкин, А. И. О проблемах духовного воспитания и образования в современной России: анализ противоречий и опыт интеграции исторического и религиозного знания / А. И. Белкин // Интеграция образования. - 2014. - № 2 (75). - С. 93-98. DOI: 10.15507ZInted.075.018.201402.093

REFERENCES

1. Belkin A. I. Gosudarstvenno-cerkovnye otnoshenija v Rossii [State and Church relations in Russia]. Saransk, Mordovian Humanitarian University, 2004, p. 207.

2. Belkin A. I., Gryzhankova M. Yu. Istorija cerkvi: ot drevnosti do sovremennosti [History of the Church: from antiquity to contemporaneity]. Saransk, History and Sociology Inst. Publishing Centre, 2013, p. 296.

3. Belkin A. I. K voprosu o polozhenii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v sovremennom rossijskom obshhestve [Towards the position of Russian Orthodox Church in Russian society]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie: problemy iperspektivy: materialy ISafargalievskih nauchnyh chtenij [Humanities and education: problems and prospects: proceed. of the first Safargaliev’s scientific readings]. Saransk, Krasny Oktaybr Publ., 1997. p. 234-240.

4. BelkinA. I. O principah izuchenija istorii cerkvi i prepodavanii kursa “Istorija religij” [On principles of studying the history of the church and teaching “History ofReligions”]. Vestn.Mordov. un-ta [Bulletin ofMordovia State University]. 1996, no 1, p. 23-26.

5. Belkin A. I., Gryzhankova M. Yu. Osnovy pravoslavnoj kul’tury [Principles of Orthodox Culture: textbook]. Saransk, Ogarev Mordovia State Univ. Publ., 2006, p. 200.

6. Belkin A. I., Gryzhankova M. Yu. Tradicii pravoslavnoj kul’tury v mordovskom krae. Ocherki po istorii pravoslavija [Traditions of Orthodox Culture in Mordovia. Essays on the history of Orthodoxy: study guide]. Saransk, History and Sociology Inst. Publishing Centre, 2011. p. 200.

7. Belkin A. I., Gryzhankova M. Yu. Hristianstvo, Rus’ pravoslavnaja, blagoslovennaja zemlja mordovskaja: stranicy istorii [Christianity, Orthodox Russ, the blessed land of Mordovia: pages of history]. Saransk, History and Sociology Inst. Publishing Centre, 2013. p. 312.

8. Belkin A. I. Cerkov’ v smutnoe viemja [Church in the Time ofTroubles]. Gumanitarij [Humanitarian]. 2010, no 12, p. 34-41.

9. Biblija. N. Z. Evangelie ot Marka. Evangelie ot Ioanna. Poslanie k rimljanam. Apokalipsis : perevod [The Bible. The Epistle to the Romans (7: 24-25)].

10. Levitzki S. A. Ocherki po istorii russkoj filosofii [Essays on the history ofRussian philosophy]. Moscow, Canon Publ., 1996. p. 496.

11. Mordovija v period Velikoj Otechestvennoj vojny [Mordovia in the Great Patriotic War]. Saransk, Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia Publ., 2005. p. 126-134.

12. Religii narodov sovremennoj Rossii [Religions of peoples in modern Russia]. Moscow, Republic Publ., 1999, p. 624.

About the author:

Belkin Aleksey Ivanovich, research assistant professor, Chair of Philosophy, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Kandidat nauk (PhD) degree holder in historical sciences, alex.i.bel@mail.ru

For citation: Belkin A. I. O problemah duhovnogo vospitanija i obrazovanija v sovremennoj Rossii: analiz protivorechij i opyt integracii istoricheskogo i religioznogo znanija [On issues of spiritual upbringing and education in modern Russia: analysis of contradictions and experience of integrating historical with religious knowledge]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 2 (75), pp. 93-98. DOI: 10.15507/Inted.075.018.201402.093

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.