Научная статья на тему 'О проблемах дегуманизации олимпийского спорта'

О проблемах дегуманизации олимпийского спорта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
638
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скороходов Николай Михайлович

The Olympic Games are the epitome of athletic and sports competitions held in modern times. The professionalism and commercialization of Olympic sports has brought about losing some of their inherent humanistic values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME PROBLEMS OF DEHUMANIZING OLYMPIC SPORTS

The Olympic Games are the epitome of athletic and sports competitions held in modern times. The professionalism and commercialization of Olympic sports has brought about losing some of their inherent humanistic values.

Текст научной работы на тему «О проблемах дегуманизации олимпийского спорта»

3. Slow Persons. The Americanization of the Immigration - in Foreign Influences in American Life: Esseys and Critical Bibliographies / Ed. by D.F. Bowers. N. Y., 1952. P. 55.

4. Rose P.A. Blacks and Jews: The Strained Alliance // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1981. March. P. 56.

5. Albert A.D. Building Character in the Army // Scribner's magazine. 1919. Jan. - Jule. P. 121.

6. Encyclopedia of the American Military / Ed. by J. Jossup. N. Y., 1994. V. 2. P. 2037.

7. Penn B. Civilian Indoctrination of the Military: World War I and Future Implication for the Militaiy-Industrial Complex. N. Y., 1989. P. 6.

8. Военное дело. 1918. № 6. С. 14.

9. Papers Relating to the Foreign Relations of the US. 1918. Supplement 1. The World War. Wash., 1933. V. 1. P. 827-828.

10. Immigration as a Factor in American Histoiy / Ed. by O. Handlin. Englewood Cliffs. N. Y., 1959. P. 163-164.

11. Российский государственный архив военноморского флота (РГА ВМФ). Ф. 418. On. 1. Д. 4157. Л. 36.

12. American Intervention in the Russian Civil War / Ed. by B.M. Unterberger. Lexington, 1969. P. 57.

13. The Passing of the Great Race - in Immigration as... P. 184-185.

14. Training Negroes for Officers // Literary Digest. 1917. July 21. P. 50.

15. Army Mental Tests. Methods, Typical Results and Practical Applications. Wash., 1918. P. 20.

16. Bullard R.L. Personalities and Reminiscences of the War. N. Y.; Garden City, 1925. P. 297.

17. Bennet L. Before the Mayflower. A Histoiy of Black America. Chicago, 1969. P. 292.

18. The Papers of Woodrow Wilson / Ed. by A.S. Link. Princeton, 1985. V. 48. P. 157-158.

19. Scott H.L. Some Memories of a Soldier. N. Y., Lnd., 1928. P. 434-436.

20. The Evening Post. 1917. Sept. 12. P. 11.

О ПРОБЛЕМАХ ДЕГУМАНИЗАЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО СПОРТА

Н.М. Скороходов

Skorokhodov N.M. On some problems of dehumanising Olympic sports. The Olympic Games are the epitome of athletic and sports competitions held in modern times. The professionalism and commercialisation of Olympic sports has brought about losing some of their inherent humanistic values.

В последние годы спортивная деятельность оказывает всс большее влияние на различные стороны общественной жизни. Спорт изучается специалистами не только естественных, но и социальных дисциплин [1 - 3]. Одна из причин актуализации проблем спорта - 100-летний юбилей Международного олимпийского движения.

Главным принципом развития современного олимпийского движения было ограничение его рамками любительского спорта. На Международном конгрессе в Париже в июне 1894 года была принята Хартия Международного олимпийского комитета, определившая основные правила проведения Олимпийских игр, цель и задачи Международного олимпийского комитета.

В этом документе отмечено, что в Олимпийских играх могут выступать только любители. Тс, для кого спорт является профессией, не должны принимать участия в состязаниях. Основатель современного олимпийского движения Пьер де

Кубсртен утверждал, что "развитию дружеских контактов между народами могут способствовать только спортсмены-любители" [4].

На IV сессии Международного олимпийского комитета в Париже (1901) было окончательно решено: в Олимпийских

играх могут участвовать только спортсмены-любители. После этого пункт олимпийской Хартии о любительстве использовался достаточно жестко. Например, двукратный олимпийский чемпион Стокгольма (1912) американский спортсмен Джим Торп через год был пожизненно дисквалифицирован как профессионал: за два года до Олимпийских игр в летние каникулы он играл в бейсбол за американскую полупрофессиональную команду и получал за это 60 долларов в месяц. Только через 60 лет он был восстановлен в правах любителя [5].

Для поддержания чистоты любительского спорта на олимпийской арене спортсмены не должны участвовать в рекламной

деятельности - это также одно из требований олимпийской Хартии. Однако в конце 60-х годов это табу было нарушено. На X Зимних Олимпийских играх в 1968 году был дисквалифицирован австрийский горнолыжник Карл Шранц за использование "фирменных знаков, нарушающих олимпийский принцип любительства". На созванном в срочном порядке заседании Международного олимпийского комитета было разрешено пользоваться лыжами с надписями.

В начале 70-х годов в международном спорте стало формироваться новое понимание термина "спортсмен-любитель". В связи с переходом спорта на более высокую качественную ступень развития спортсмен высокого класса стал рассматриваться как человек, деятельность которого приобретает особую общественную значимость. Отмечалась необходимость профессионализации этой деятельности. Спортсмен-профессионал имеет больше времени и возможности для своего спортивного совершенствования, достижения высоких спортивных результатов.

В этот период многие государственные и общественные деятели, руководители национального и международного спорта выступали за изменение статуса спортсме-на-любителя. В 1974 году на сессии Международного олимпийского комитета было внесено дополнение в олимпийскую Хартию: спортсменам разрешено получать

компенсацию зарплаты на период подготовки и участия в соревнованиях. Можно сказать, что это был еще один шаг после 1968 года к отступлению от принципа любительства в олимпийском спорте. Налицо первые предпосылки легализации профессионального спорта.

Новый президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч (избран в 1980 году) пришел к выводу, что развитие олимпийского движения должно управляться не только политическими, но и экономическими механизмами. В Международном олимпийском движении широкие масштабы приобретает коммерциализация спорта. С одной стороны, она обусловлена возрастанием роли рекламы, с другой стороны — необходимостью улучшения материальной основы Международного олимпийского комитета. В течение длительного времени финансовое положение МОКа не улучшалось. А Олимпийские игры 1976 года принесли Монреалю убытки в миллиард долларов

[6]. Тем не менее результаты финансовой политики нового руководства олимпий-

ским движением привели к тому, что Олимпийские игры 90-х годов стали прибыльными.

Из олимпийской Хартии исключается понятие "спортсмен-любитель" и принцип любительства как критерий допуска спортсменов на Олимпийские игры. Решением МОКа на Олимпийские игры 1988 года допущены спортсмены-профессионалы в пяти видах спорта.

Важно отметить, что сам факт профессионализации является необходимым условием прогресса мирового спорта. Профессиональный спорт - органичная часть спорта высших достижений. Однако вместе с профессионалами в любительский спорт "органически вписались" их нравы и обычаи. Многие профессиональные федерации по видам спорта не запрещали применение допинга. Поэтому профессионализация спорта высших достижений стала существенным отступлением от гуманистических принципов олимпизма.

На протяжении многих десятилетий такие понятия, как "спорт" и "гуманизм" рассматривались в неразрывной связи. Обладая огромным гуманистическим потенциалом, спорт оказывает положительное воздействие на физический облик человека, на его морально-этические нормы. Фраза "Спорт облагораживает человека" для многих стала привычной. Так ли это на самом деле?

К сожалению, в последние годы спорт стал утрачивать присущие ему гуманистические ценности. Недооценка воспитательного аспекта в современном спорте способствует формированию в человеке таких черт характера, как эгоизм, агрессивность, стремление победить любой ценой. Современный спорт иногда рассматривают как проявление "упадка в культуре"

[7].

Резкой критике подвергаются и Олимпийские игры как высшая форма современных спортивных соревнований. Олимпийский спорт не занимает должного места в формировании личности, не оказывает положительного воздействия на взаимоотношения людей, на гуманизацию международных отношений. Известный американский философ и психолог Э. Фромм считает, что "...безумный национализм объединяет людей, следящих за ходом современных Олимпийских игр, которые якобы служат делу мира" [8].

Роль спорта в укреплении дружбы и взаимопонимания между народами чаще всего имеет декларативный оттенок. Нередко гуманистические по своей природе

спортивные соревнования пробуждают в людях не глубокие человеческие чувства, а ненависть по отношению к сопернику, не столько объединяют, сколько разъединяют людей, противопоставляя их друг другу. Достаточно вспомнить многочисленные конфликты болельщиков на чемпионате мира по футболу в июне-июле 1998 года.

Экономические стимулы победы в спорте также приводят к разрушению его нравственно-этических норм и принципов. Олимпийский лозунг "Главное не победа, а участие" в настоящее время получает иную интерпретацию: "Главное не участие, а победа". Некоторые спортсмены стремятся победить в соревнованиях любой ценой. Наибольший ущерб приносит современному спорту употребление спортсменами фармакологических препаратов, стимулирующих работоспособность. Только в 1990 году в мире было зарегистрировано свыше тысячи положительных проб на допинг [9]. За употребление допинга дисквалифицированы шесть команд, участвующих в многодневной велосипедной гонке профессионалов "Тур де Франс" в июле 1998 года. Из 189 стартовавших в этой гонке финишировали 96 спортсменов. Подобного случая массовой дисквалификации спортсменов за применение допинга в практике мирового спорта не было. Дисквалифицированы все команды Испании. У одной из них обнаружили целый склад допинговых препаратов.

Международный олимпийский комитет ведет борьбу с допингом. Президент МОКа Х.А. Самаранч 16 сентября 1998 года заявил о том, что с января 1999 года начинает свою работу Олимпийская антидопинговая ассоциация, которая поставит заслон допингу. Многое могли бы сделать в этом направлении Международные федерации по видам спорта, национальные олимпийские комитеты. Однако их отношение к этой проблеме неоднозначно.

Например, национальные федерации плавания США и Австралии предложили дисквалифицировать за применение допинга не спортсменов, а национальную федерацию по виду спорта. На сессии МОК в Атланте в 1996 году это предложение не было принято.

А некоторые международные федерации (легкой атлетики, велоспорта) не хотят ужесточать антидопинговые правила. Более того, международная федерация легкой атлетики разрешила некоторым странам заменить четырехлетнюю дисквалификацию за применение допинга на двухлетнюю [10].

Велосипедисты первыми стали применять опасный для здоровья допинг -эритропоэтин, сгуститель крови. После его применения увеличивается содержание гемоглобина в крови, повышается работоспособность. Этот допинг стал причиной смерти пятерых велосипедистов в Голландии [11]. Однако это не пугает других спортсменов. Доказательство тому - допинговый скандал на велогонке "Тур де Франс" в июле 1998 года.

Некоторые тренеры осваивают непривычную для себя профессию - фармакологов. Причем делают это не всегда умело с медицинской точки зрения. В настоящее время в мире большой спрос не только на хороших тренеров, но и на "специалистов", способных превратить мышцы спортсменов в подобие стальных тросов. По их глубокому убеждению, стимуляторы - неотъемлемая часть современного спорта.

Имели место попытки найти альтернативу допингу. Пять лет назад американские биохимики совместно с бизнесменами от спорта разработали достаточно эффективные препараты для восстановления работоспособности после тренировочных нагрузок и соревнований. Например, предложенный ими препарат гликолон способствует снижению концентрации молочной кислоты в мышцах. Однако этот препарат применяют в спорте не более как восстановительное средство. Он не может заменить допинг.

По мнению отечественных и зарубежных специалистов, сегодняшний спорт высших достижений существует на пределе человеческих возможностей. Все более очевидной становится антигуманная сущность олимпийского девиза "Быстрее, выше, сильнее!". Впервые эта мысль была озвучена с трибуны Всемирного научного Олимпийского форума в октябре 1988 года в Сеуле [12]. Масштабы современного спорта начинают выходить за рамки биологических возможностей человека. Реальность сегодняшних дней такова, что спортсмены практически всех стран, к какой бы системе они не принадлежали, все больше отходят от принципов гуманизма.

Вместе с тем следует заметить, что гуманистический потенциал спорта достаточно велик и далеко не в полной мере реализован. Неоспоримы огромные возможности спорта для положительного воздействия на физические и духовные способности людей, их взаимоотношения. Все определяется так называемыми целевыми установками в спорте.

За столетнюю историю международного олимпийского движения многое изменилось в мире. Эволюция принципа любительства породила новую идеологию в олимпийском спорте. Мы являемся свидетелями утраты некоторых идеалов Олимпизма. В условиях рыночных отношений, видимо, временно был ослаблен контроль за деятельностью международных федераций по видам спорта.

В настоящее время Международный олимпийский комитет, национальные олимпийские комитеты достаточно активно проводят работу по реализации гуманистического потенциала спорта. Есть основания надеяться на то, что к 0лимпиаде-2000 в Сиднее некоторые проблемы в Олимпийском спорте будут устранены.

1. Агеевец В.У., Ходоров А.М. Пять колец: идеи и мораль. Л., 1985.

2. Гуськов С.И. О современной концепции любительского и профессионального спорта // Теория и практика физической культуры. 1987. № 8. С. 53-55.

3. Фомин Ю.А. Профессионализация современного большого спорта // Теория и практика физической культуры. 1989. № 4. С. 2-4.

4. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М., 1982. С. 219-237.

5. Гуськов С.И. Гуманизм и современный спорт // Теория и практика физической культуры. 1989. № 1. С. 2-5.

6. Козловский A.A. Олимпиада: задание на завтра // Физическая культура и спорт. 1989. № 6. С. 2-65.

7. Столяров В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект // Теория и практика физической культуры. 1997. №7. С. 2-5.

8. Бугров H.H. Олимпийское движение: состояние и перспективы // Теория и практика физической культуры. 1981. № 7. С. 52-54.

9. Семенов В. Допинг в спорте: до победы еще далеко //Тренер. 1993. № 1. С. 18-19.

10. Брунер Р. Дать альтернативу допингу // Легкая атлетика. 1991. № 3. С. 41-42.

11. Иванов Н. Убийственный допинг // Легкая атлетика. 1997. № 5-6. С. 47-48.

12. Столбов В.В. Эволюция олимпийских идей от Пьера де Кубсртена до Хуана Антонио Самаранча // Теория и практика физической культуры. 1994. № 8. С. 8-10.

ВЕЛИКОЕ ПОПРИЩЕ

"КАК БЫ НИ БЫЛО ПЛОХО, НЕ ПИШИТЕ НИЧЕГО ПОДЛОГО" [1]: ОБ ОДНОЙ КНИГЕ О ПУШКИНЕ

С.Б. Прокудин

Prokudin S.B. "No matter how bad it is, do not write anything mean": On one of the books about Pushkin. In his review of A. Madorsky's "Pushkin’s Satanic zigzags" (Moscow, 1998), the reviewer concludes that this book cannot be regarded as a result of misunderstanding, error or ignorance but was deliberately written as a harmful book which purpose is vile and destructive.

В сборнике "Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения", изданном под грифом Российской академии наук, Научного совета по русской литературе, Института мировой литературы в 1997 году, сочувственно цитируются высказывания В.В. Розанова, В.Т. Шаламова, И.Л. Солоневича, смысл которых верно определил один из

авторов сборника Д.П. Николаев: они

"стремятся предать анафеме не только русскую литературу советского периода... нам настойчиво пытаются внушить, будто и русская литература XIX века вовсе не была великой, будто именно она подготовила те беды, которые обрушились на русское общество и русский народ в XX столетии" [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.