Научная статья на тему 'О признании Российской Федерации потерпевшим по делам об административных правонарушениях в области лесопользования'

О признании Российской Федерации потерпевшим по делам об административных правонарушениях в области лесопользования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
541
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / ПОТЕРПЕВШИЙ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлева Татьяна Афанасьевна

Особенность производства по делам об административных правонарушениях в области лесопользования заключается в том, что потерпевшим по данной категории дел является собственник лесного участка Российская Федерация. Предлагается на законодательном уровне (в КоАП РФ) признать Российскую Федерацию потерпевшим в производстве по делам об административных правонарушениях в области не только лесопользования, но и охраны окружающей среды и природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яковлева Татьяна Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О признании Российской Федерации потерпевшим по делам об административных правонарушениях в области лесопользования»

т. А. Яковлева*

о признании российской федерации потерпевшим

по делам об административных правонарушениях в области лесопользования

Особенность производства по делам об административных правонарушениях в области лесопользования заключается в том, что потерпевшим по данной категории дел является собственник лесного участка - Российская Федерация. Предлагается на законодательном уровне (в КоАП РФ) признать Российскую Федерацию потерпевшим в производстве по делам об административных правонарушениях в области не только лесопользования, но и охраны окружающей среды и природопользования.

Ключевые слова: административные правонарушения, лесопользование, потерпевший, производство по делам об административных правонарушениях

A feature of the cases of administrative violations in forest management is a special position of the victim - the owner of the forest area - the Russian Federation. It is necessary to recognize the Russian Federation as the victim in proceedings on administrative violations not only in forestry but also in the field of environmental protection and natural resources at the legislative level (in the Administrative Code of the RF)

Key words: administrative violations, forest management, victim, poceedings on the cases on administrative violation

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 25.2 закрепил право физических и юридических лиц на реализацию конституционного принципа охраны прав и законных интересов граждан и организаций от любых неправомерных действий. В производство по делу об административном правонарушении вовлекаются лица различных категорий, которые именуются участниками, а именно:

1) лица, непосредственно заинтересованные в исходе дела об административных правонарушениях (лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, защитник, представитель);

2) лица, оказывающие содействие в производстве дела об административных правонарушениях (свидетели, эксперт, специалист, переводчик, понятые);

3) лицо, имеющее особый статус (прокурор)1.

Потерпевшим в производстве по делам об административных правонарушениях признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Участие потерпевшего в рассмотрении дела способствует защите его прав и свобод всеми не запрещенными законом способами (ст. 45 Конституции РФ), обеспечению состязательности и равноправия сторон2.

Специфика производства по делам об административных правонарушениях в области лесопользования состоит в том, что потерпевшим по данной категории дел является собственник лесного участка — Российская Федерация (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с природоресурсным законодательством России фактически все природные объекты (лесной фонд, особо охраняемые природные территории федерального значения, водные объекты, недра, животный мир) находятся в государственной

* Яковлева Татьяна Афанасьевна — адъюнкт кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России (Санкт-Петербург). E-mail: tanyakovleva@mail.ru.

юридические аспекты экологии

юридические аспекты экологии

собственности3. По словам С. С. Алексеева, «государственная собственность является главным образом формой фиксации „достояния“, „богатств“, в той или иной мере имеет черты публичного, государственно-властного явления, преимущественно служит основой для распределения и властного перераспределения материальных средств среди аппаратных структур и населения (бюджет), а в области производства может участвовать в решении экономических задач главным образом путем административного принуждения и принудительного труда»4. Природа и ее ресурсы, расположенные на территории России, — достояние российского многонационального народа. Признание, соблюдение и защита прав, в том числе права на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ), и оно должно принимать меры по ее защите и охране и представлять интересы народа по делам об административных правонарушениях, предусмотренных в гл. 8 КоАП РФ.

О. В. Толстопятова, рассматривая правовой статус потерпевшего, отмечает, что по некоторым делам об административных правонарушениях в области охраны общественного порядка потерпевшим может быть признано общество в целом5. Однако общество в российском праве не считается субъектом права и не может быть участником производства по делам об административных правонарушениях.

На наш взгляд, в производстве по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе лесопользования, потерпевшим является Российская Федерация. Гражданский кодекс в ч. 2 ст. 124 признает Российскую Федерацию и его субъектов как субъектов гражданского права, и к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. В КоАП РФ не урегулирован вопрос о признании Российского государства в роли потерпевшего и о том, кто должен представлять его интересы в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере лесопользования.

В соответствии с ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, являющегося потерпевшим, реализуют его законные представители — руководитель, иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ст. 25.4 КоАП РФ). Можно предположить, что в нашем случае представителями должны быть руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий управление соответствующими природными ресурсами, его заместители; руководители структурных подразделений, их заместители; руководители территориальных органов, их заместителями; руководители их структурных подразделений, их заместители.

Как справедливо отмечает М. Я. Масленников, недостаточно одного указания о потерпевшем в протоколе об административном правонарушении, необходимо признание заинтересованного лица потерпевшим решением должностного лица в виде определения или постановления6.

Для признания Российского государства потерпевшим в производстве по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования предлагаем:

во-первых, дополнить ст. 25.2 КоАП РФ частью 5 в следующей редакции:

«5. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных в главе 8 настоящего Кодекса, потерпевшим является Российская Федерация»;

во-вторых, дополнить гл. 25 КоАП РФ статьей 25.4.1 «Законные представители Российской Федерации» в следующей редакции:

24

О признании РФ потерпевшим по делам об административных правонарушениях..

«1. Защиту прав и законных интересов Российской Федерации, являющейся потерпевшим, осуществляют его законные представители.

2. Законными представителями Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом являются руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или положением государственного органа исполнительной власти Российской Федерации, его территориальных органов, уполномоченным на осуществление государственной функции управления охраной и пользованием соответствующими природными объектами. Полномочия законного представителя Российской Федерации подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение».

В результате законного признания Российской Федерации потерпевшим в производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 8 КоАП РФ, постановления и решения, вынесенные должностными лицами и судьями, станут легитимными.

1 Дугенец А. С. Административно-юрисдикционный процесс: моногр. М., 2003. С. 19; Телегин А. С., Тиунова Н. В. Правовое положение участников административно-юрисдикционной деятельности: учеб. пособие. Пермь, 2005. С. 98 и др.

2 Россинский Б. В. Проблемы соблюдения конституционных прав граждан при производстве по делам

об административных правонарушениях // Административное и информационное право. М., 2003. С. 167.

3 Статья 4 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462; ст. 1—2 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» // Там же. № 10. Ст. 823; ст. 6, 12, 22, 25, 28, 31 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Там же. № 12. Ст. 1024; ст. 8 Водного кодекса РФ.

4 Алексеев С. С. Право собственности. Проблемы теории. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 50.

5 Толстопятова О. В. Субъектный состав административно-деликтных отношений: вопросы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. С. 49.

6 Масленников М. Я. Административный процесс: теория и практика / отв. ред. А. С. Дугенец. М., 2008. С. 84—90.

юридические аспекты экологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.