ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1874: 165-168
О приспособлениях некоторых видов дуплогнездных птиц к защите потомства от эктопаразитов
Н.Ф.Коваль
Второе издание. Первая публикация в 1971*
Известно, что дуплогнездным птицам в гнездовой период большой вред приносят эктопаразиты: блохи Aphaniptera, пухоеды Mallophaga, клещи Acarinae (Воинственский 1949; Вилкс, Вилкс 1959; и др.). Особенно заражены эктопаразитами старые дупла и искусственные гнездовья, в которых раньше гнездились полевой Passer montanus и домовый P. domesticus воробьи и большая синица Parus major. При осмотре ранней весной 1971 года зимовавшего в скворечниках гнездового материала в некоторых гнёздах мы насчитывали до 20-32 блох Cerato-phyllus gallinae gallinae. Эктопаразиты остаются в гнездовьях с осени, зимуют там, а весной нападают на поселившихся птиц, насасываются крови и размножаются.
Дуплогнездные птицы ежегодно размножаются в гнездовьях, ранее использовавшихся другими птицами, и у них, безусловно, должны быть определённые, свойственные каждому виду способы защиты потомства от экзопаразитов. В противном случае неоднократное использование одних и тех же гнездовий различными птицами было бы невозможно.
О защитных свойствах гнёзд большой синицы и мухоловки-пеструшки Ficedula hypoleuca от эктопаразитов писали К.А. и Е.К. Вилкс (1959). Рассмотрим гнездостроительные и некоторые другие адаптации изучаемых нами дуплогнездных птиц с точки зрения защиты потомства от эктопаразитов.
Скворец Sturnus vulgaris. В средней полосе Украины время строительства гнёзд у этого вида птиц совпадает со временем посадки помидор и появлением всходов картофеля. Многие садоводы-любители довольно часто замечали, что скворцы срывают молодые побеги картофеля или, чаще всего, выдёргивают только что посаженные помидоры и уносят их в гнёзда. Из-за этого скворцов иногда считают вредителями огородничества, порой разоряют их гнёзда, выбрасывают ранее вывешенные скворечники. Мы провели специальные наблюдения и установили, что скворцы укладывают стебли помидор и картофеля вместе с другим строительным материалом в гнёзда.
* Коваль Н.Ф. 1971. О приспособлениях некоторых видов дуплогнездных птиц к защите потомства от эктопаразитов IIВестн. зоол. 6: 79-80.
Как известно, стебли помидор и картофеля обладают сильными фитонцидными свойствами. В последнее время водными вытяжками из них рекомендуют опрыскивать сады для борьбы с вредными насекомыми (Эберг 1966). Поэтому можно полагать, что находящиеся в дупле растения, содержащие фитонциды, в значительной мере губительно девствуют и на эктопаразитов скворцов.
Большая синица Parus major. В её гнезде условия особенно благоприятны для развития блох и других эктопаразитов, так как оно состоит в основном из мягкой шерсти. Массовое развитие имагинальных форм блох в нём происходит после вылета первого выводка, и эктопаразиты поражают первый выводок меньше. Второму выводку блохи могут причинить большой вред, если вторичное размножение происходит в том же гнездовье. Поэтому часто птицы покидают гнездовье до вы-лупления птенцов второго выводка, а обычно синица откладывает вторую кладку в новом гнездовье (Лихачёв 1955; Вилкс, Вилкс 1959). У нас есть наблюдения, что иногда некоторые синицы благополучно выращивают второй выводок в старых гнездовьях. Однако такие случаи, очевидно, следует рассматривать как исключения. Второй выводок птенцов в том же гнезде почти всегда обречён на гибель.
Полевой воробей Passer montanus. В гнезде полевого воробья много перьев, растительного пуха, шерсти животных и других материалов, представляющих отличную среду обитания различных эктопаразитов. Как показали наши наблюдения, эти птицы редко меняют свои гнездовья на протяжении всего периода размножения. За лето у них бывает по два-три выводка. Каких-либо существенных различий между птенцами первого и последнего выводков нет; птенцы развиваются нормально. В литературе (Судиловская 1954) есть сведения о том, что в районах, где растёт полынь, воробьи охотно вплетают в стенки гнезда несколько её стебельков. Мы установили, что в 61 случае из 210 полевые воробьи не только вплетали веточки полыни в стенки гнёзд, но приносили в гнезда её свежие листья и клали их под насиживаемые яйца. Полынь, безусловно, следует рассматривать как фитонцидное растение, которым полевые воробьи обеззараживают гнёзда.
Мухоловка-пеструшка Ficedula hypoleuca строит своё гнездо из сухих листьев, травинок, небольшого количества волос. Всё это как бы перемешано с кусочками сосновой или берёзовой коры. Гнездо всегда рыхлое, поэтому эктопаразиты в нём почти не размножаются.
Большой пёстрый дятел Dendrocopos major, как правило, ежегодно выдалбливает себе новое дупло. Эктопаразиты, вероятно, проникают в него, но в очень небольшом количестве. Новое дупло можно считать «стерильным». Кроме того, дятел откладывает яйца и высиживает птенцов на подстилке из древесной трухи, являющейся неподходящим субстратом для развития эктопаразитов.
Вертишейка Jynx torquilla начинает гнездиться позже всех дупло-гнездников, в выборе гнездовий невзыскательна и часто занимает те, в которых уже поселились птицы и отложили яйца. В таких гнездовьях может быть большое количество яиц эктопаразитов. Выбрасывая гнездо предыдущего хозяина, вертишейка одновременно освобождает дупло от яиц и куколок блох или клещей. Однако часть из них остаётся и развивается.
Наши наблюдения показали, что птенцы вертишеек, как правило, не страдают от эктопаразитов, потому что, во-первых, в гнезде нет мягкой подстилки, а во-вторых, в гнездовье вертишеек есть муравьи. Как известно, муравьи и их куколки являются основной пищей птенцов вертишеек в гнездовой период. Птицы обычно приносят к гнезду раздавленных клювом муравьёв мёртвыми или чуть живыми. Однако некоторая часть принесённых муравьёв остаётся неповреждёнными. Расползаясь по гнездовью, они в определённой мере истребляют эктопаразитов.
О большой санитарной работе муравьёв в гнёздах других птиц (например, большой синицы) писали К.А. и Е.К. Вилкс (1959). По их наблюдениям, муравьи, поселившиеся в нижнем этаже гнезда, иногда спасают вторые выводки синиц от блох.
Удод Upupa epops часто выводит птенцов в старых дуплах, заражённых эктопаразитами. После появления в них удодов там создаются условия, весьма неблагоприятные для развития эктопаразитов. Подстилка в гнезде удода бедная, всегда влажная и грязная как во время насиживания яиц, так и во время выкармливания птенцов. Во влажной подстилке, естественно, блохи и другие эктопаразиты жить не могут. Известно также, что птенцы удода, защищаясь от врагов, шипят и выбрасывают струю жидкости с резким очень неприятным запахом. По-видимому, следует считать, что выбрызгиваемая птенцами жидкость имеет какие-то токсичные свойства. В противном случае хищники в процессе длительного периода эволюции приспособились бы и не реагировали на один лишь запах. «Отпугивающая» жидкость, безусловно, попадает и на стенки гнезда и даже на самых птиц и препятствует развитию эктопаразитов в дуплах, занятых удодами. Таким образом, удоды являются своего рода стерилизаторами гнездовий. Мы наблюдали, что в дуплах, где раньше жили удоды, охотно поселяются большие синицы. Вполне естественно, что жидкость, выбрасываемая птенцами удода (а, возможно, и взрослыми птицами), впитывается в древесину и сохраняет свои токсические свойства и на следующий год.
Таким образом, дуплогнездные птицы имеют ряд свойственных каждому виду адаптаций, направленных на защиту потомства от эктопаразитов. Однако в зимующем гнездовом материале некоторых видов этой группы птиц весной можно обнаружить большое количество экто-
паразитов, в частности блох. Для обеззараживания бывших в пользовании гнездовий от эктопаразитов необходимо осенью тщательно их чистить и одновременно сжигать гнездовой материал.
Литератур а
Вилкс К.А., Вилкс Е.К. 1959. Материалы по экологии большой синицы // Тр. 3-й Прибалт. орнитол. конф. Вильнюс: 63-69. Воинственский М.А. 1949. Пищухи, поползни, синицы УССР. Биология, систематика,
хозяйственное значение. Киев: 1-122. Лихачёв Г.Н. 1955. Большая синица и её связь с гнездовой территорией // Бюл. МОИП.
Нов. сер. Отд. биол. 60, 4: 125. Судиловская А.М. 1954. Семейство ткачиковые Ploceidae // Птицы Советского Союза. М., 5: 306-374.
Эберг А.Н. 1966. Фитонциды в защиту сада // Садоводство 4.
ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1874: 168-171
Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla и другие дневные хищные птицы в бассейне озера Болонь (Хабаровский край)
А.Н.Светлаков
Алексей Николаевич Светлаков. ФГУ государственный природный заповедник «Болоньский», г. Амурск, Хабаровский край, 682640, Россия. E-mail: i_am2005@mail.ru
Второе издание. Первая публикация в 2011*
В бассейне озера Болонь отмечено 18 видов птиц отряда соколооб-разных, что составляет 36.7% от всех соколообразных фауны России и 9% от общего списка птиц Болоньского заповедника. Из этих 18 видов 10 внесены в Красные книги различного ранга. Всё это, а также то, что в заповеднике обитает одна из крупнейших гнездовых группировок орлана-белохвоста в Хабаровском крае, указывает на важное значение бассейна озера Болонь для существования многих, в том числе редких дневных хищных птиц.
Скопа Pandion haliaetus. КК РФ-3. КК ХК 3. Немногочисленный пролётный и гнездящийся перелётный вид. Регулярно отмечается в районе приустьевых разливов реки Симми, а также на озере Болонь возле сёл Ачан и Джуен.
* Светланов А.Н. 2011. К вопросу о пребывании орлана-белохвоста и других дневных хищных птиц в бассейне озера Болонь II Состояние дальневосточного аиста и других редких птиц водно-болотных комплексов бассейна Амура. Владивосток: 85-87.