Научная статья на тему 'О приоритетности проектного подхода при разработке программ развития высоких технологий в промышленности'

О приоритетности проектного подхода при разработке программ развития высоких технологий в промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КЛАСТЕР / ПРОЕКТНЫЙ ОФИС / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНСТИТУТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горчакова Евгения Александровна

Рассматриваются специфика развития высоких технологий в промышленности России на основе создании проектных офисов при вертикальноинтегрированной или территориальной организации и в региональных кластерах для решения ключевой задачи дизайна рынка продукции или услуги новой технологии независимо от инициатора и инвестора проекта, при условии обеспечения взаимодействия между всеми участниками. Проанализированы особенности реализации проектов технологического обновления в вертикальноинтегрированных компаниях, роль региональных площадок в виде кластеров высоких технологий, что позволило определить функции проектных офисов в кластерах высоких технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О приоритетности проектного подхода при разработке программ развития высоких технологий в промышленности»

О приоритетности проектного подхода при разработке программ развития высоких технологий в промышленности

Горчакова Евгения Александровна,

аспирант кафедры «Экономики в энергетике и промышленности», Национальный исследовательский Университет «МЭИ», Eva.Gorchakova@yandex.ru

Рассматриваются специфика развития высоких технологий в промышленности России на основе создании проектных офисов при вертикально-интегрированной или территориальной организации и в региональных кластерах для решения ключевой задачи дизайна рынка продукции или услуги новой технологии независимо от инициатора и инвестора проекта, при условии обеспечения взаимодействия между всеми участниками. Проанализированы особенности реализации проектов технологического обновления в вертикально-интегрированных компаниях, роль региональных площадок в виде кластеров высоких технологий, что позволило определить функции проектных офисов в кластерах высоких технологий. Ключевые слова: высокие технологии, промышленность, кластер, проектный офис, инновации, инвестиции, институты, инновационная экономика

Введение

Основой для экономического развития России является поиск баланса между наличием целого ряда угроз, связанных, прежде всего, с нестабильной макроэкономической конъюнктурой, и формированием спектра возможностей. С одной стороны, санкции, примененные в отношении России, несут экономический ущерб всем участникам мировой экономики, а с другой - создают условия для развития отечественной промышленности, в том числе условия для развития высокотехнологичных производств и превращения их в значимый фактор экономического роста и функционирования отраслей экономики знаний.

Государственная политика, направленная на повышение инновационной активности бизнеса и создание благоприятной конкурентной среды, реализуется в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации [10, 14] и государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №316), согласно которой на период до 2020 года должна быть решена задача формирования системных основ для долгосрочной конкурентоспособности страны, основанных на частной инициативе и капитализации сформированных научно-технологических заделов [13]. Следует отметить, что именно инновационная экономика становится средой для развития науки и высоких технологий, технологического обновления производств, формирования ключевых компетенций и конкурентных преимуществ, а конечном счете, приоритетным источником финансирования развития экономического роста.

Основная проблема настоящего времени - прекращение поставок продукции, оборудования, технологий по импорту из государств, которые ввели санкции против России, - способна нанести ущерб деятельности отраслей и предприятий промышленности, выпускающих продукцию гражданского назначения, а также экономике и экономическому развитию России в целом. Поэтому целью данной статьи является поиск и критический обзор возможных форм поддержки развития высокотехнологичной продукции, включая функционирование вертикально-интегрированных структур, региональных кластеров, институтов развития и др.

Цель исследования

Понимание актуальности и обоснованности масштабной организации внедрения высокотехнологичного производства приводит к дискуссии среди экономистов (и не только), о том кто должен стать инициатором конкретных программ модернизации. По нашему мнению, результаты развития современных подходов к концепции проектного офиса как дизайна рынков показывают, что данная дискуссия скорее носит более философско-теоретизиро-ванный характер и, что применение концепций проектного офиса практически устраняет причины, вызвавшие дискуссию.

На самом деле, при решении вопроса, кто должен выступить инициатором и инвестором обновления, и каким образом должны быть изменены организационные процедуры в условиях рыночной экономики, существует ограниченное количество возможностей:

О £

Я

3

Г

7

сч £

Б

а

2 о

- государство как прямой участник преобразований в промышленности, при этом создающее собственность государства, которую в дальнейшем можно приватизировать;

- владельцы (пул владельцев) как инициаторы частного капитала как альтернатива государственному капиталу;

- крупные транснациональные компании, которые входят на российский рынок;

- региональные экономики (как квази-государство).

Государство также активно использует институциональные рычаги для взаимодействия между всеми участниками исследуемого процесса:

- институциональная поддержка предпринимателей с целью развития предпринимательской инициативы или увеличение налогового бремени;

- поощрение (например, в виде гарантий субъектов федераций) или ограничение (в виде санкций или таможенных барьеров) проникновений транснациональных компаний;

- усиление (в виде увеличения доли доходной части бюджетов остающейся в регионе) или ослабление (в виде централизации финансов) региональных экономик и т.д.

Дискуссия среди экономистов по данному вопросу отличается существенной поляризацией мнений (от сохранения только роли государства до полной свободы частной), при этом в настоящее время делается попытка переложить ответственность за модернизацию полностью на плечи государства.

Кроме того, существенную роль в решении исследуемого вопроса играет тот фактор, что за исключением радикальных всеобъемлющих инноваций, высокие технологий имеют отраслевые признаки, а носителем отраслевых инициатив стали вертикально-интегрированные компании, имеющие специализацию в той или иной отрасли. Это ставит еще одну проблему - где должны реализовы-ваться проекты высоких техно-

логий - в вертикально-интегрированных компаниях, в том числе работающих и на территории региона, или в территориально промышленных комплексах? Экономисты также развивают дискуссию и по этому вопросу, зачастую спекулируя на модных понятиях, но не привнося нового решения.

По нашему мнению существует подход, который позволяет так или иначе абстрагироваться от данных дискуссий и перенести решений вышеуказанных вопросов на стадию подготовки проектов именно в рамках грамотного функционирования проектных офисов. При создании проектного офиса (при вертикально-интегрированной или территориальной организации), то его ключевой задачей становится дизайн рынка продукции или услуги новой технологии независимо от инициатора и инвестора проекта, при условии обеспечения взаимодействия между всеми участниками.

Таким образом, по нашему мнению, внедрение такой организационной формы как проектный офис в части дизайна рынков (параллельно с программой стартапов - как источников инноваций) дает возможность формировать локальное взаимодействие внутри проекта независимо от степени частного или государственногоучастия.

Аналогично, подтверждается и второй тезис, что для эффективного развития высоких технологий, не следует противопоставлять вертикально-интегрированные компании и кластеры, а именно в рамках развиваемых технологий проектного офиса предлагается возможность взаимодействия вертикально-интегрированных компаний и кластеров высоких технологий.

В связи с вышесказанным в статье для целей реализации высокотехнологичного производства выполнено исследование по сравнению деятельности вертикально-интегрированных компаний и кластеров и соответствующая корректировка

задач функционирования проектных офисов.

Промышленность высоких технологий: текущее состояние

Современные экономисты отмечают, что финансовый кризис 2008 г. существенно изменил приоритеты развития всех стран, до этого сводившиеся или к деиндустриализации (т.е. перенос промышленного производства в страны с дешевой рабочей силой) или к реиндус-триализации (т.е. восстановление ключевых компетенций в промышленном секторе на основе новых базовых технологий). Современные экономические реалии таковы, что в наиболее выигрышном положении оказываются те страны, кто сохранил на своей территории производства, реальные технологии и рабочие места [6]. Таким образом, реиндустриали-зация (или новая индустриализация) реализуется на базе новой промышленной политики и новых прорывных технологий. Как известно, предыдущий технологический уклад вступил в фазу старения, а новый еще не набрал достаточной силы [16]. Поэтому для России реиндуст-риализация как переход к новой экономике постиндустриального развития чрезвычайно актуальна, однако существует реальная проблема: Россия, остановившись на достижениях 4-ого технологического уклада (машиностроение, химия, энергетика, космос, ядерные технологии), не войдя в число лидеров 5-го технологического уклада (компьютерные и информационные технологии) [6], обязана начать переход к 6-ому технологическому укладу, научно-технологическим ядром которого являются нано-, био-, информационные и когнитивные ^БЮ) технологии [5].

Кроме того, направленность развития экономики на импор-тозамещение приводит к определенному выбору отраслей промышленности, которые способны решить текущие задачи и сформировать основу для экономического роста. Так,

OS 10* 204 30% Ш 50% 90% Л)* 80* 90* W

Рис. 1. Доля импорта на рынке: лидеры импортозамещения 2014/2012 гг. [11].

в машиностроении к числу наиболее приоритетных секторов по импортозамещению относятся: производство железнодорожного подвижного состава, машин и оборудования для добычи полезных ископаемых, строительства, сельского хозяйства и пищевой промышленности. При этом, как показывают экспертные опросы, в большинстве отраслей желательно присутствие иностранных инвесторов (особенно в производстве машин и оборудования для металлургии, производстве станков, производстве изделий медицинской техники и оптических приборов) [11].

К эффективным инструментам поддержки развития исследований и разработоки высокотехнологичных отраслей экономики относится программа субсидирования производственных предприятий на срок до трёх лет в объёме до 100 млн. рублей в год (софинанси-

рование организации - не менее 100% суммы субсидии) для компенсации их затрат, связанных с заказом НИОКР, проводимых российскими вузами, государственными научными организациями [10]. Таким образом, обеспечивается сотрудничество между вузами и предприятиями, развитие научной и образовательной деятельности в российских вузах, стимулирование использования производственными предприятиями потенциала российских вузов для развития наукоемкого производства.

Следует также отметить, что утверждены «дорожные карты» по приоритетным направлениям технологического развития (информационные технологии, фотоника, производство композитных материалов, биотехнологии, инжиниринг и промышленный дизайн, внедрение инновационных технологий в отраслях ТЭК); а долгосрочные приоритеты государственной

политики реализуются в создании Национальной технологической инициативы (проектов по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году [9], а именно:

- АегоЫ^ (беспилотные летательные аппараты);

- А^о^ (беспилотные автомобили, интеллектуальные транспортные системы);

- EnergyNet(возобновляе-мая энергетика);

- FinNet (распределённые финансовые системы, крипто-валюты);

- FoodNet (устранение посредников между производителем и потребителем, системы персонального производства и доставки еды);

- HealthNet (продление жизни, персонализированная медицина, использование биомаркеров и математическое моделирование заболеваний);

- MariNet (интеллектуальные транспортные системы для морского транспорта);

- NeuroNet (картографирование головного мозга, создание нового поколения Всемирной паутины на основе нейро-компьютерных интерфейсов);

- SafeNet (новые персональные системы безопасности, биометрические системы аутентификации).

Традиционно приборостроение как отрасль промышленности имеет высокий потенциал для импортозамещения и потенциал роста экспорта за счет развития элементной базы, а также возможностями за счет высокотехнологичного производства создания новых образцов биомедицинской техники, автоэлектроники, микро- и на-ноэлектроники, в сфере авиации и космоса, энергосбережения, информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций. Потому далее рассмотрим на примере приборостроения и электронной промышленности возможности их развития как высокотехнологичных отраслей промышленности с учетом современных

О

3

в

S

г

7

сч £

Б

а

2 ©

экономических условии и институциональной среды.

Интегрированные структуры как решение по реализации востребованных проектов по им-портозамещению в сфере промышленности высокихтехнологий

Следует отметить, что в настоящее время существует два четких разделения структур, ориентированных на реализацию задач развития инновационной экономики и создания высокотехнологичных производств: государственные корпорации (вертикально-интегрированные структуры) и кластеры.

Основной целью создания вертикально-интегрированных структур в промышленности являлось обеспечение реализации государственного оборонного заказа, поддержка и развитие научно-технического, конструкторско-технологичес-кого и производственного потенциалов, изготовителей вооружения и военной техники, сохранение кадров. Так, в рамках реализации Стратегии инновационного развития утверждены программы инновационного развития 60 крупнейших компаний с государственным участием [10], что позволит существенно увеличить прирост годовых затрат на исследования и разработки, повысить долю затрат на исследования и разработки в выручке предприятий, повысить производительность труда.

Целью создания кластерных структур является развитие и повышение конкурентоспособности территориально-промышленных комплексов, создание инновационной высокотехнологичной продукции, создание высокотехнологичных мест. В России бюджетное финансирование на реализацию комплексных инвестиционных проектов получили 26 инновационных территориальных кластеров в 21 субъекте РФ: Калужская область (кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины); Красноярский край (кластер инновационных техно-

Таблица 1. Сравнительный анализ интегрированных структур и кластеров [разработано автором]

Параметры для сравнения Интегрированные структуры Кластеры

Наличие государственного регулирования Есть Есть, но в меньшей степени

Интеграционное объединение Жесткое Гибкое

Форма объединения Производственная Территориальная

Формы поддержки Государственная,частная Муниципальные и федеральные органы, венчурное финансирование

Характер производства Жесткая специализация, Стандартизированная продукция, массовость Инновационный подход, гибкая специализация

Структура производства Корпоративное взаимодействие, централизация в рамках производственной цепочки Централизованная координация И согласование независимых фирм

Характер конкуренции Согласована внутри структуры, и единая конкурентная политика на рынках (внутренних, внешних) Ограниченно присутствует внутри структуры, НС ограничена на рынках

Оценка эффективности По показателям отраслей По показателям эффективности развития территории присутствия

Территориальное размещение На территории государства На ограниченной территории (региональное)

Оборудование Проблемой является износ оборудования, как моральный, так и физический. Доходы не в полной мере трансформируются в инвестиции. Доходы позволяют аккумулировать знач ительные финансовые ресурсы на покупку нового оборудования и модернизацию существующего

логий ЗАТО г. Железногорск); Москва (кластер «Зеленоград»); Московская область (биотехнологический инновационный территориальный кластер Пущино); Московская область (инновационный территориальный кластер ядерно-физических и нанотехнологий в г. Дубне); Московская область (кластер «ФИЗТЕХ- XXI»); Нижегородская область (Саровский инновационный кластер); Новосибирская область(инноваци-онный кластер информационных и биофармацевтических технологий); Республика Мордовия (энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением); Республика Татарстан (Камский инновационный террито-

риально-производственный кластер); Самарская область (аэрокосмический кластер); Санкт-Петербург, Ленинградская область (кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий); Томская область (фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии); Ульяновская область (ядерно-инновационный кластер г. Димитровграда); Алтайский край (биофармацевтический кластер); Архангельская область (судостроительный инновационный территориальный кластер); Кемеровская область (комплексная переработка угля и техногенных отходов); Москва (новые материалы, лазерные и радиационные технологии (г.

Троицк)); Нижегородская область (Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии); Пермский край (инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения «Технополис «Новый звездный»); Республика Башкортостан (нефтехимический территориальный кластер); Санкт-Петербург (развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций); Свердловская область (титановый кластер); Ульяновская область (консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа»); Хабаровский край (инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения).

Следует отметить, что при наличии схожести по целевым установкам, данные интегрированные структуры разнятся по следующим параметрам, представленными в табл.1. Из проведенного сравнительного анализа мы можем увидеть, что отличительной чертой кластера от интегрированных структур является инновационный характер и гибкая специализация. В состав кластерных структур связанных с наукоемким производством по мимо промышленных предприятий и финансовых учреждений, входят научно-исследовательские центры, бизнес - инкубаторы, технопарки и иные научно-исследовательские структуры. Именно благодаря такому составу участников, в кластерных структурах наукоемкого производства более быстро и эффективно коммерциализируются научные знания и новаторские технические решения.

Благодаря совместной кооперации взаимодействие вертикально-интегрированных и кластерных структур с наукоемким производством даст положительный эффект не только для предприятий, входящие в структуры, но и в целом для экономики России,благодаря совместному выпуску инновационной продукции [2].

Плюсами от такой кооперации будут являться для вертикально-интегрированной структуры:

- совместное проведение НИР и ОКР с использованием возможностей кластерных структур с наукоемким производством;

- обеспечение государственных оборонных заказов импор-тозамещаемой продукцией на базе совместных НИР и ОКР;

- использование территорий и мощностей кластерных структур по выпуску дифференцированной продукции (кластерные структуры более адаптированы, чем интегрированные структуры);

- использование особой экономической зоны;

- налоговые льготы;

- наличие специализированных людских ресурсов в кластерной структуре;

- наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг;

- специализированные учебные заведения и образовательные программы;

- необходимая инфраструктура;

- возможность обмена опытом между участниками кооперации.

Плюсами для кластерных структур с наукоемким производством будет выпуск новой востребованной продукции на рынке госзаказов, выпуск продукции по импортозамещению, сбыт произведенного товара, стимулирование развития производства, реализация новых технологий для продукции интегрированных структур.

Однако взаимодействие вертикально интегрированных и кластерных структур не возникает автоматически. Более того, при таком взаимодействии необходимо учитывать конкуренцию за ресурсы территории размещения [7, 8]. Поэтому следует сделать вывод, что воспользоваться преимуществом совместной деятельности можно только при условии формировании специальных проектных структур, например, таких как проектные офисы кластера,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и активном поддержке местных органов власти.

Возможности организации проектного офиса в кластере

В кластере, как правило, одновременно реализуется не один проект, а несколько (или много), и управлять множеством проектов становится сложно. Кроме того, проекты могут быть разно направленными (например, производство инновационной продукции, внедрение новой технологии или lT-обеспечения,строительство нового объекта и т.д.), при реализации проектов возникают трудности с распределением персонала и распределением операций во времени. Поэтому объективно возникает задача управления портфелем проектов кластера для обеспечения эффективного внутрикла-стерного взаимодействия, которая может быть решена посредством формирования проектного офиса.

Как правило, проектный офис (от англ. Project office) рассматривается как «структурное подразделение компании или орган, осуществляющий поддержку реализации процессов управления проектом» [12]. Проектный офис может быть организован как временная структура для управления отдельным проектом и на постоянно действующей основе как офис управления корпоративными проектами. Проектный офис структурирует, декомпозирует и выделяет повторяемые бизнес-процессы, имея целью в будущем повысить эффективность планирования и качество выполнения проектов.

Проектный офис ориентирован на реализацию следующих задач:

- мониторинг и подготовка отчетности по выполняемым проектам;

- утверждение и распространение руководящих документов по управлению проектами в организации;

- стандартизация подходов к выполнению проектов;

- стандартизация отчетности по проектам;

© 3

В

3

Г

7

сч £

Б

а

2 ©

- ведение базы данных по показателям эффективности проектов для их оценки и планирования;

- планирование проектов;

- функциональное портфельное управление [15];

- экспертиза управления проблемными проектами;

- предоставление организации квалифицированных менеджеров проектов;

- отслеживание и согласование межфункциональных, межпроектных связей;

- осуществление корпоративного портфельного управления;

- обеспечение согласования целей и задач проектов с корпоративной стратегией;

- оценка реализации стратегии;

- создание и сопровождение проектных контрактов.

Следует отметить, что наряду с понятием «проектный офис», существуют и другие схожие понятия:

- «офис проекта» - представляет собой центр управления одним проектом, обеспеченный необходимыми ресурсами и возглавляемый менеджером проекта. В связи с этим офис проекта это временная структура, существующая до момента окончания проекта в отличие от проектного офиса, который является постоянно действующей структурой;

- «офис управления проектами» (от англ. Project management office) - является структурой, которая отвечает за управление проектами, а не отдельным проектом [1];

- «офис управления портфелем проектов» (Project Management Office - PMO) - представляет собой подразделение, которое занимается координацией, обобщением информации и централизацией прикрепленных к нему проектов, ведет сводный мониторинг бюджетов и графиков портфеля проектов, обеспечивает коммуникации между различными портфелями группы,обеспечиваетскоординированную работу менеджеров проектов портфеля по вопро-

сам стандартизации качества проектов [3, 17];

- проектный комитет (или -комитет по проектам) - это совещательный орган, существующий в компании для принятия решений по проектам [4]. В состав проектного комитета могут входить представители высшего руководства, функциональные руководители, менеджеры проектов. Комитет собирается с определенной периодичностью и проводится в формате управленческого совещания, решения которого являются обязательными к исполнению. Именно проектный комитет решает, какие проекты будут реализованы в компании, определяет их приоритеты, утверждает планы и графики проектов, распределяет бюджет по проектам, принимает отчеты и осуществляет контроль по достижению целей проектов и соответствию их стратегическим планам компании. Следовательно, в отличие от комитета по проектам, проектный офис является подразделением компании и служит для тактического и оперативного управления проектами.

Таким образом, реально в условиях функционирования кластеров для обеспечения внутрикластерного взаимодействия и разработки и реализации внутрикластерных проектов использовать методологию проектного управления и, в частности, механизм создания проектного офиса как интегратора внутрикластерных проектов.

Выбор модели проектного офиса для промышленного кластера высоких технологий

Основными задачами проектного офиса, функционирующего в рамках содействия развития высоких технологий в кластере, являются:

- форсайт высоких технологий;

- поиск результатов старта-пов в отрасли;

- оценку прямого государственного влияния;

- оценку институциональной поддержки государства;

- оценку инвестиционной заинтересованности частного капитала;

- оценку заинтересованности транснациональных компаний;

- проектирование взаимодействия частного инвестора с проектом;

- проектирование взаимодействия с прямой государственной поддержкой;

- проектирование взаимодействия с институциональной поддержкой.

В условиях функционирования кластера для его участников задачи обеспечения взаимодействия являются первоочередными, поэтому для реализации целевого управления необходимо сформировать особую структуру управления внут-рикластерными проектами, что наиболее целесообразно может быть представлено в виде проектного офиса, обеспечивающего не только управление внутрикластерными проектами, но и управление коммуникациями между участниками кластера.

Внутрикластерный проект как объект управления в проектном офисе будем рассматривать как состоящий из двух взаимосвязанных процессов: управления проектом и его реализации. Как и для любого проекта, мониторинговыми показателями внутрикастерного проекта являются:

- сроки реализации проекта;

- привлекаемые ресурсы (материально-технические, трудовые, финансовые и т.д.);

- плановые результаты реализации проекта (с учетом допущений, требований к качеству и уровню риска).

Специфичной задачей, реализуемой проектным офисом в кластере, является объединение и оптимизация взаимодействия участников кластера в целях эффективной совместной реализации внутри-кластерного проекта. Структура и требования к организации проектного офиса определяются потребностями и масштабом сопровождаемых внутри-

Таблица 2

Задачи, реализуемые по уровням управления внутрикластерными проектами, при организации проектного офиса [разработано автором].

Задачи стратегического _уровня_

* утверждение и контроль функциональных, организационно-географических, технико-технологических и др. параметров проектов;

* утверждение календарного плана работ по проекту и контроль сроков выполнения работ;

* регулярный отчет о ходе реализации проекта;

* утверждение изменений, влияющих на бюджет и сроки выполнения проекта;

* обеспечение предоставления кадровых и информационных ресурсов;

* принятие общекластерных решений;

* координация работ с другими проектами;

* инициация внешнего контроля качества;

* согласование выходных документов по проекту.

Задачи оперативного _уровня_

* организация, координация и контроль сроков выполнения работ по проекту;

* согласование календарного плана проекта, изменений и дополнений, вносимых в него, утверждение детальных планов работ;

* обсуждение и согласование проектных решений, запросов на изменения и других проектных документов;

* принятие решений по управлению рисками проекта в пределах предоставленных полномочий;

* рассмотрение и согласование отчета о статусе работ по проекту;

* подготовка вопросов и необходимых материалов к ним для обсуждения на совете кластера;

* принятие Оперативных решений но текущим вопросам проекта (технического, интеграционного и организационного характера).

Задачи уровня исполнителей

* согласование вопросов для рассмотрения на совете кластера;

* организация межпроектного взаимодействия, в том числе в части вопросов обеспечения безопасности;

* контроль соответствия принимаемых проектных решений руководящим документам инвестора, заказчика, участников кластера проекта, а также действующим отраслевым и прочим стандартам;

* контроль соответствия объекта техническому заданию, частным техническим заданиям и разрабатываемым проектным решениям, нормативным документам уполномоченных федеральных органов исполнительной власти;

* контроль выполнения обязательств по договору;

* обеспечение планирования бюджета проекта;

* организация реп сен и я технических и организационных задач реализации проекта;

* организация процессов своевременного согласования и утверждения

документации по проекту в согласующих инстанциях;

* координация деятельности проектного офиса С другими участниками проекта;

* контроль статуса проектных документов.

кластерных проектов, а также наличием определенной формализованной стратегии управления проектом и принятия управленческих рений советом кластера.

Проектный офис как интегратор внутрикластерного взаи-

модействия реализует функции специализированной структуры централизации и координации процессауправления внут-рикластерными проектами, работающая с представителями участников кластера, заказчиками, исполнителями, другими

участниками проектов, что способствует организации сбалансированного и эффективного процесса внутрикластерного взаимодействия и достижения задач кластера.

Реализация интегрирующей функции проектного офиса может быть обеспечена за счет организации трех уровней интеграции управления внутри-кластерными проектами (табл. 2):

1. Стратегический уровень (совет кластера) - реализует стратегическое управление внутрикластерными проектами в целях повышения эффективности организации и выполнения работ, контроля соответствия основных результатов поставленным целям и обеспечения проекта материально-техническими, трудовыми, информационными, финансовыми и др. ресурсами;

2. Оперативный уровень (участники кластера, координаторы со стороны исполнителей проектов) - реализует обеспечение проекта, а также разрешение проблем соответствующего характера, которые могут препятствовать достижению целей;

3. Уровень исполнителей (проектные группы) - формируется из представителей участников кластера, заказчиков, других участников внутриклас-терного проекта (проектные группы формируются в зависимости от предметной области проекта. Проектные группы являются ответственными участниками процесса выработки, согласования и реализации проектных решений, мониторинга рисков, обеспечения учета интересов и требований в проектных решениях.

По нашему мнению, централизация проектного офиса во внутрикластерном взаимодействии и управлении внутрикластерными проектами определяет основные принципы такого взаимодействия, гарантирует оптимальную структуру проектных процессов и придает комплексность, целостность и эффективность управлению

О £

Я

3

Г

7

сч £

Б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

2 ©

проектом. В связи с этим, основными достижимыми целями проектного офиса при разработке и реализации внутрикла-стерных инновационных проектов будут:

- установление единого управленческого контроля;

- объединение проектной команды с целью создания единых коммуникационных правил управления;

- обеспечение горизонтальной и вертикальной интеграции внутрикластерных коммуникаций;

- управление ресурсами проекта;

- управление знаниями и компетенциями;

- построение единой системы сбора достоверных первичных функциональных, технологических и финансовых документов, систем формирования консолидированной отчетности и корпоративного управления для повышения качества управленческих решений в кластере;

- создание условий для оптимизации сроков согласования и решения вопросов, а также выработка совместных решений, учитывающих интересы всехучастников кластера;

- осуществление эффективного мониторинга и контроля планирования и исполнения задач в целях оптимизации работ по внутрикластерным проектам.

Контролируемые параметры внутрикластерного проекта, которые находятся на мониторинге проектного офиса;

- соответствие результатов проекта поставленным целям и задачам;

- управление ресурсами;

- формирование календарных планов работ;

- оперативное решение возникающих проблем или своевременную передачу их на рассмотрение в совет кластера;

- оценка рисков и подготовку предложений по избеганию и минимизации их влияния на внутрикластерный проект;

- обеспечение качества и сроков разработки выходных документов и их согласования в проектных группах;

- подготовка еженедельного отчета о статусе проекта;

- организация передачи знаний;

- организацию эффективного взаимодействия проектной команды со всеми соисполнителями со стороны участников кластера и контроль сроков и качества работ, выполняемых последними.

Выводы

Решение задач инновационного развития экономики связано с поиском эффективных форм организации деятельности как промышленных предприятий, так и их взаимодействия с другими экономическими субъектами в рамках вертикально-интегрированных структур и региональных кластеров с высокотехнологичным производством. Использование преимуществ такой совместной деятельности возможно при условии формировании специальных проектных структур, например, таких как проектные офисы кластера, деятельность которых связана не только с разработкой, сопровождением и реализацией внутрикластер-ных проектов, но и с обеспечением интегрирующей задачи формирования обратной связи между участниками кластера и поддержки управления кластером как долгосрочным взаимовыгодным для его участников объединением. В целом, создание проектного офиса в кластере решает задачи не только це-леориентированного подхода, но и более целесообразного в современных экономических условиях процессно-ориенти-рованного подхода к управлению и достижению стратегических задач инновационного развития высокотехнологичного производства.

Рассмотренные в статье специфика развития высоких технологий в промышленности России, особенности реализации проектов технологического обновления в вертикально-интегрированных компаниях, роли региональных площадок в виде кластеров высоких технологий позволили уточнить фун-

кции проектных офисов в кластерах высоких технологий в целом.

Литература

1. Богданов В. В.Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 248 с.

2. Демочкин С.В., Степнов И.М. Интеграционные процессы в промышленности региона. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 163 с.

3. Кендалл Д. И., Роллинз, С. К. Современные методы: управления портфелями проектов и офис управления проектами. ПМСОФТ, 2004.

4. Клименко О.А. Проектный офис - центр управления проектами в компании [Электронный ресурс] / http://juco.ru/ ИЬгагу/аг^Ыеэ/кИтепко-pmoffice. Дата обращения 01.05.2016 г.

5. КовальчукМ. Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее // Российские нано-технологии. - 2011. - № 1-2, том 6. - с. 13-24.

6. Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. Управление модернизаци-онными процессами в высокотехнологичных отраслях в условиях реиндустриализации экономики // Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета. - 2013. -№2(44). - с. 114-122.

7. Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. Кластерная концепция эффективной специализации регионов в условиях единства научно-технической, инновационной и промышленной политик России (часть 1) // Региональные проблемы преобразованияэкономики. - 2014 - №8. -54-61 с.

8. Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. Кластерная концепция эффективной специализации регионов в условиях единства научно-технической, инновационной и промышленной политик России (часть 2)//Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014 - №9 -с. 8290.

9. Национальная технологическая инициатива. Агентство

стратегических инициатив [Электронный ресурс] /http:// asi.ru/nti/ . Дата обращения 21.07.2016 г.

10. Об инновационном развитии России. Официальный сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] / http://government.ru/ info/19839/. Дата обращения 21.07.2016 г.

11. Оценка структуры спроса российской экономики на технологические инновации (промежуточный отчет по второму этапу НИР «Сценарный анализ влияния научно-технологического развития России на макроэкономическую ситуацию в долгосрочной перспективе. - М.: ЦМАКП, 2015.

12. Персод Н.Л. Проектный офис как центр управления коммуникациями // Менеджмент сегодня. 2014. №04(82). С. 240-255.

13. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

14. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

15. Сериков С. Проектный офис [Электронный ресурс] / http://hr-portal.ru/article/ proektnyy-ofis. Дата обращения 01.05.2016 г.

16. Суслов В.И. Реиндустри-ализация сквозь призму инноваций // Интерэкспо Гео-Си-бирь. - 2015. - №2, том 3. - с. 26-28.

17. Project Management Institute. Standard for Portfolio Management, PMI, 2006. С. 79.

About the priority of project approach in working out of developing programs of high technology in industry

Gorchakova E.A.

National Research University «MPEI»

Here is considered specificity of high technology development in Russian industry on the basis of project offices creation in vertically-integrated or territorial organization and in the regional clusters for core function decision of commodity market design or new technology service regardless of investor and initiator of project under condition of cooperation guarantee between parties. There had been analysed the realization specialities of projects of technological updating in vertically-integrated companies, regional platforms role in the form of high technology clusters, that enabled to identify functions of project offices in high technology clusters.

Keywords: high technology, industry, cluster, project office, innovations, investments, institutions, innovation economics.

References

1. Bogdanov V.V. Project Management.

Corporate system - step by step. -M .: Mann, Ivanov and Ferber, 2012. 248 p.

2. Demochkin S.V., Stepnov I.M. Integration processes in the industry in the region. M .: Binom. Knowledge Laboratory, 2010. - 163 p.

3. Kendall D.I., Rollins S.K. Modern methods: project portfolio management and project management office. PMSOFT 2004.

4. Klimenko O.A Project Office - Project

Management Center in the company [Electronic resource] / http:// juco.ru/library/articles/klimenko-pmoffice. Date of treatment 05.01.2016

5. Kovalchuk M. Convergence of Science

and Technology - a breakthrough in the future // Russian Nanotechnologies. - 2011. - № 1-2, including 6 - p. 13-24.

6. Kovalchuk Y.A, Stepnov I.M. Modernization processes in the management of high-tech industries in the conditions of re-industrialization of the economy // Journal of Ryazan State University of Radio Engineering. - 2013. - №2 (44). - from. 114-122.

7. Kovalchuk Y.A., Stepnov I.M. The cluster concept is an effective specialization of regions in the conditions of the unity of science, technology, innovation and industrial policy of Russia (Part 1) // Regional problems of economic transformation. - 2014 - №8. -5461 With.

8. Kovalchuk Y.A., Stepnov I.M. The cluster concept is an effective specialization of regions in the conditions of the unity of science, technology, innovation and industrial policy of Russia (Part 2) // Regional problems of economic transformation. - 2014 - №9 c. 8290.

9. National Technology Initiative. Agency

for Strategic Initiatives [electronic resource] /http://asi.ru/nti/. 21.07.2016 Date of treatment

10. On the innovative development of Russia. The official website of the Russian Federation [Electronic resource] / http://government.ru/ info/19839/. 21.07.2016 Date of treatment

11. Assessment of the Russian economy the structure of demand for technological innovations (the interim report on the second phase of the research project «Scenario analysis of the impact of scientific and technological development of Russia on the macroeconomic situation in the long term -. M .: CMASF 2015.

12. Persaud N.L. Project Office as a communications control center // Management today. 2014. №04 (82). Pp 240-255.

13. Resolution of the Russian Government dated April 15, 2014 №316 «On approval of the state program of the Russian Federation» Economic development and innovative economy. «

14. Decree of the RF Government dated December 8, 2011 №2227-p «On Approval of Innovative Development Strategy of the Russian Federation for the period till 2020».

15. Serikov S. Project Office [electronic resource] / http://hr-portal.ru/ article/proektnyy-ofis. 05.01.2016 Date of treatment

16. Suslov V.I. Reindustrialization through the prism of innovation // Interexpo Geo-Siberia - 2015. - №2, including 3 - p. 26-28.

17. Project Management Institute. Standard for Portfolio Management, PMI, 2006. C. 79.

О

3

В

s

r

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.