Научная статья на тему 'О ПРИОРИТЕТНОМ НАПРАВЛЕНИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

О ПРИОРИТЕТНОМ НАПРАВЛЕНИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
функциональная грамотность / процесс формирования функциональной грамотности / коммуникативная функциональная грамотность / коммуникативные универсальные действия / коммуникативная компетенция / functional literacy / the process of forming functional literacy / communicative functional literacy / communicative universal actions / communicative competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковцун Анастасия Андреевна

В статье представлен анализ результатов Всероссийских проверочных работ по учебным предметам «Русский язык» и «Окружающий мир» в 4-х и 5-х классах общеобразовательных организаций Мурманской области в период с 2020 по 2022 г. в аспекте сформированности коммуникативной функциональной грамотности у младших школьников как совокупности интегративного и предметного компонентов на основе выработанных предметных, метапредметных и универсальных способов учебной деятельности, а также умений создавать речевые высказывания в письменной форме на основе предъявляемой информации и собственного жизненного опыта, включая знания о родном крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковцун Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PRIORITY DIRECTION IN THE COMMUNICATIVE FUNCTIONAL LITERACY FORMATION AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN OF THE MURMANSK REGION

The article presents an analysis of the results of the All-Russian testing works on the subjects of “The Russian language” and “The world around us” in the 4th and 5th grades of educational organizations of the Murmansk region in the period from 2020 to 2022 in the aspect of communicative functional literacy formation in younger schoolchildren as a set of integrative and subject components based on the developed subject, meta-subject and universal methods of educational activity, as well as the ability of students to create speech utterances in writing based on the presented information and their own life experience, including knowledge about their native land.

Текст научной работы на тему «О ПРИОРИТЕТНОМ НАПРАВЛЕНИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 37.022 ББК 74

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-4-84-91

О ПРИОРИТЕТНОМ НАПРАВЛЕНИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

А. А. Ковцун

Аннотация. В статье представлен анализ результатов Всероссийских проверочных работ по учебным предметам «Русский язык» и «Окружающий мир» в 4-х и 5-х классах общеобразовательных организаций Мурманской области в период с 2020 по 2022 г. в аспекте сформированности коммуникативной функциональной грамотности у младших школьников как совокупности интегративного и предметного компонентов на основе выработанных предметных, метапредметных и универсальных способов учебной деятельности, а также умений создавать речевые высказывания в письменной форме на основе предъявляемой информации и собственного жизненного опыта, включая знания о родном крае.

Ключевые слова: функциональная грамотность, процесс формирования функциональной грамотности, коммуникативная функциональная грамотность, коммуникативные универсальные действия, коммуникативная компетенция.

Для цитирования: Ковцун А. А. О приоритетном направлении в формировании коммуникативной функциональной грамотности у младших школьников Мурманской области // Наука и школа.

2023. № 4. С. 84-91. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-4-84-91.

© Ковцун А. А., 2023

EJS

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ON THE PRIORITY DIRECTION IN THE COMMUNICATIVE FUNCTIONAL LITERACY FORMATION AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN OF THE MURMANSK REGION

A. A. Kovtsun

Abstract. The article presents an analysis of the results of the All-Russian testing works on the subjects of "The Russian language" and "The world around us" in the 4th and 5th grades of educational organizations of the Murmansk region in the period from 2020 to 2022 in the aspect of communicative functional literacy formation in younger schoolchildren as a set of integrative and subject components based on the developed subject, meta-subject and universal methods of educational activity, as well as the ability of students to create speech utterances in writing based on the presented information and their own life experience, including knowledge about their native land.

Keywords: functional literacy, the process of forming functional literacy, communicative functional literacy, communicative universal actions, communicative competence.

Cite as: Kovtsun A. A. On the priority direction in the communicative functional literacy formation among younger schoolchildren of the Murmansk region. Nauka i shkola. 2023, No. 4, pp. 84-91. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-4-84-91.

Направленность современного образовательного процесса в Российской Федерации ориентирована на формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся, что нашло свое отражение в обновленных федеральных государственных образовательных стандартах (далее -ФГОС) начального и основного общего образования, как в целевых ориентирах и планируемых результатах освоения ФГОС, так и в условиях реализации основных программ общего образования. «Функциональная грамотность», согласно документам государственного образца, - «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающая овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром

и дальнейшему успешному образованию» [1, с. 20] «и ориентации в мире профессий» [2, с. 29]. Тем не менее процесс формирования функциональной грамотности на каждом из обозначенных уровней образования имеет свою специфику, обусловленную подходами к определению понятия «функциональная грамотность», ее структуре и особенностям, ее составляющих.

Так, на уровне основного общего образования основой процесса формирования функциональной грамотности обучающихся является «методология и результаты исследования PISA (Programme for International Student Assessment - международное сопоставительное исследование качества образования)» [3, с. 17-20], где «в качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены шесть составляющих: математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная г рамотность,

финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление» [4, с. 15].

На уровне начального общего образования функциональная грамотность младшего школьника (по модели Н. Ф. Виноградовой) рассматривается как совокупность интегративных и предметных групп компонентов. Предметные компоненты соответствуют предметам учебного плана начальной школы: языковая грамотность, литературная грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность. К интегративным компонентам относятся: коммуникативная грамотность, читательская грамотность, информационная грамотность, социальная грамотность. Их интегративная сущность проявляется в том, что они сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности [5, с. 21-22].

В рамках нашего исследования формирование коммуникативной функциональной грамотности у младших школьников посредством материалов краеведческого характера рассматривается как единый интегративный и предметный процесс на уроках русского языка, поскольку именно предмет «Русский язык» вносит значительный вклад в формирование коммуникативной грамотности как интегративного компонента функциональной грамотности младшего школьника. Прежде чем стать универсальными, ряд универсальных учебных коммуникативных действий отрабатывается в курсе русского языка в качестве предметных. Например, «готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествовании и рассуждений» [5, с. 22]. Как одна из составляющих коммуникативной грамотности младших школьников, формируется и развивается именно в курсе русского языка на основе

работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий: аргументированно высказывать свое мнение, строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование). Использование данного потенциала в других предметных линиях (с учетом их специфики) впоследствии обеспечивает их применение обучающимися и в повседневной жизни.

В то же время для нашего исследования формирования коммуникативной функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка посредством материалов краеведческого характера весьма важным стал анализ результатов Всероссийских проверочных работ по учебным предметам «Русский язык» и «Окружающий мир» в 4-х и 5-х классах общеобразовательных организаций Мурманской области в период с 2020 по 2022 г. В исследуемой проблематике центральными оказались вопросы сформированности у выпускников начальной школы способности на основе предъявляемой информации и собственного жизненного опыта строить речевое выказывание в письменной форме в соответствии с поставленной задачей. Так, задание № 15 Всероссийской проверочной работы по учебному предмету «Русский язык» для 4-х классов предполагало адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (коммуникативные универсальные учебные действия); умение на основе данной информации (содержание пословицы) и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы (предметное коммуникативное

умение, логические универсальные учебные действия), способность строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения); задание также нацелено на выявление уровня владения обучающимися на-

ционально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), осознания эстетической функции русского языка (личностные результаты) [6, с. 10, 13] (рис. 1).

Рис. 1. Образец задания № 15 Всероссийской проверочной работы по предмету «Русский язык» в 4-м классе

Анализ результатов выполнения задания № 15 Всероссийских проверочных работ по предмету «Русский язык» в 4-х и 5-х классах общеобразовательных организаций Мурманской области в период с 2020 по 2022 г. [7] показал стабильно низкий уровень (менее 49,9%) сформи-

рованности умений обучающихся определять на основе данной информации и собственного жизненного опыта конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы (табл. 1).

Таблица 1

Динамика сформированности умения интерпретировать пословицу, способность строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения), %

№ задания 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Задание 15.1 Умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации 36,28 44,24 38,08

Задание 15.2 Умение соблюдать при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы 29,71 36,81 36,07

В задании № 10 Всероссийской проверочной работы по учебному предмету «Окружающий мир» для 4-х классов проверялись знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенно-

стях природы, жизни и хозяйственной деятельности людей, умение презентовать информацию о родном крае в форме краткого рассказа. Необходимо отметить, что проверяемые в указанных заданиях умения востребованы

в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения, выступают основой социализации обучающихся, освоения ими свойственных возрасту базовых социальных ро-

лей, формирования основ гражданской идентичности на основе знаний о родном крае, понимания социальных объектов, явлений и процессов [6, с. 12, 15] (рис. 2).

(^0) 10.1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или города, или автономного округа, в котором ты живешь.

Ответ:__

Как называется главный город твоего региона / район, в котором ты живешь?

Ответ:__

10.2. Производством каких товаров известен твой регион?

Ответ:_

Какие памятники природы или памятники истории и культуры находятся в твоем регионе? Расскажи об одном из этих памятников.

Ответ:_

□ -

Рис. 2. Образец задания № 10 Всероссийской проверочной работы по предмету «Окружающий мир» в 4-м классе

Анализ результатов выполнения задания № 10 Всероссийских проверочных работ по учебному предмету «Окружающий мир» в 4-х и 5-х классах общеобразовательных организаций Мурманской области в период с 2020 по 2022 г. позволил констатировать:

• преобладание среднего уровня (65,079,9%) сформированности умения указать название региона и его главного города. В то же время среднее значение за 3 анализируемых года составляет 80,3%, что в целом свидетельствует о сформированности данного умения, большинство обучающихся знают название своего региона и его главного города;

• преобладание уровня ниже среднего (50,0-64,9%) в сформированно-сти умений указать, чем наиболее известен регион. Среднее значение за 3 анализируемых года составляет 57,7%, что подтверждает уровень

ниже среднего в сформированности знаний о сферах промышленности и деятельности людей родного края;

• отсутствие стабильности в сформиро-ванности знаний о достопримечательностях , особенностях природы , жизни и хозяйственной деятельности людей родного края, в 2020 г. низкий уровень (менее 49,9%), в 2021 г. средний уровень (65,0-79,9%), в 2022 г. уровень ниже среднего (50,0-64,9%). Среднее значение за 3 анализируемых года составляет 55,83%, что свидетельствует о сформированности знаний на уровне ниже среднего;

• стабильность в низком уровне (менее 49,9%) сформированности умений презентовать информацию о родном крае в форме краткого рассказа, строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Среднее значение за 3 анализируемых года составляет 39,07%, данный

показатель констатирует низкий уровень сформированности анализируемых умений; • в период с 2021 по 2022 г. выявлена отрицательная динамика с резким снижением в сформированности зна-

ний о родном крае: достопримечательностях, особенностях природы, жизни и деятельности людей; умений презентовать информацию о родном крае в форме краткого рассказа [7] (табл. 2).

Таблица 2

Динамика уровня сформированности знаний о родном крае, умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, %

№ задания 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Задание 10.1 Указать название региона и его главного города 74,00 89,49 77,43

Задание 10.2К1 Указать, чем наиболее известен регион 52,12 67,48 53,51

Задание 10.2К2 Назвать достопримечательности, особенности природы, жизни и хозяйственной деятельности людей 42,00 70,36 55,13

Задание 10.2К3 Умение презентовать информацию о родном крае в форме краткого рассказа 41,89 46,97 28,35

Сказанное выше позволяет заключить, что выпускники начальной школы Мурманской области испытывают трудности в самостоятельном формулировании, правильном орфографическом и пунктуационном оформлении речевого высказывания в письменной форме на основе предъявляемой информации и собственного жизненного опыта, включая знания о родном крае. Взаимообусловленность обозначенных трудностей дала возможность выделить приоритетное направление в формировании коммуникативной функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка средствами дидактического материала краеведческого содержания - формирование и развитие умений у обучающихся строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения ком-

муникативной задачи; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на основе систематической работы с текстами краеведческого содержания.

Таким образом, именно начальный курс русского языка предоставляет значительный потенциал для работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в части создания младшими школьниками письменных и устных высказываний, текстов, а следовательно, и формированию коммуникативной функциональной грамотности. Реализация данной работы в контексте краеведческого материала будет способствовать формированию у младших школьников предметных и метапредметных способов деятельности, включая овладение коммуникативной компетенцией и формирование функциональной грамотности в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». М.: Мин-просвещения России. 57 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». М.: Минпрос-вещения России. 124 с.

3. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 13-33.

4. Ковалева Г. С., Колачев Н. И. Функциональность проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 1 (90). С. 9-32.

5. Функциональная грамотность младшего школьника: кн. для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.

6. Всероссийские проверочные работы в ОО / Федеральный институт оценки качества образования. URL: кИрБУЯюсо.га/впр-в-оо (дата обращения: 21.03.2023).

7. Региональная система оценки качества образования Мурманской области / ГАУДПО МО «ИРО». URL: https://rm.iro51.ru/vpr/vserossijskie-proverochnye-raboty/vserossijskie-proverochnye-raboty/analiticheskie-materialy (дата обращения: 21.03.2023).

REFERENCES

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart nachalnogo obshchego obrazovaniya. In: Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31.05.2021 No. 286 "Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta nachalnogo obshchego obrazovaniya". Moscow: Minprosveshcheniya Rossii. 57 p.

2. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. In: Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31.05.2021 No. 287 "Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya". Moscow: Minprosveshcheniya Rossii. 124 p.

3. Basyuk V. S., Kovaleva G. S. Innovatsionnyy proekt Ministerstva prosveshcheniya "Monitoring formirovaniya funktsionalnoy gramotnosti": osnovnye napravleniya i pervye rezultaty. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019, Vol. 1, No. 4 (61), pp. 13-33.

4. Kovaleva G. S., Kolachev N. I. Funktsionalnost proekta "Monitoring formirovaniya funktsionalnoy gramotnosti obuchayushchikhsya". Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2023, Vol. 2, No. 1 (90), pp. 9-32.

5. Vinogradova N. F., Kochurova E. E., Kuznetsova M. I. et al. Funktsionalnaya gramotnost mladshego shkolnika: kn. dlya uchitelya. Ed. by N. F. Vinogradova. Moscow: Rossiyskiy uchebnik: Ventana-Graf, 2018. 288 p.

6. Vserossiyskie proverochnye raboty v OO. Available at: https://fioco.ru/впр-в-оо (accessed: 21.03.2023).

7. Regionalnaya sistema otsenki kachestva obrazovaniya Murmanskoy oblasti. Available at: https:// rm.iro51.ru/vpr/vserossijskie-proverochnye-raboty/vserossijskie-proverochnye-raboty/ analiticheskie-materialy (accessed: 21.03.2023).

Ковцун Анастасия Андреевна, аспирант кафедры педагогики, Мурманский арктический университет

e-mail: a.kovcun2008@rambler.ru

Kovtsun Anastasia A., PhD Post-graduate student, Pedagogics Department, Murmansk Arctic University

e-mail: a.kovcun2008@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 04.04.2023 The article was received on 04.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.