Научная статья на тему 'О приоритетах инновационной политики в реальном секторе Российской экономики'

О приоритетах инновационной политики в реальном секторе Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МАКРОТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кемаева М. В.

Назрела объективная необходимость модернизации инновационной политики на основе многокритериального подхода. Предложены критерии формирования приоритетов инновационной политики РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PRIORITIES OF INNOVATION POLICY IN THE REAL SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY

There is an urgent need to modernize innovation policy on the basis of multi-criteria approach. We propose some criteria for the formation of the priorities of innovation policy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О приоритетах инновационной политики в реальном секторе Российской экономики»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 117-120

УДК 330.352.3

О ПРИОРИТЕТАХ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

© 2013 г. М.В. Кемаева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

mvkemaeva@yandex.ru

Поступила в редакцию 02.07.2013

Назрела объективная необходимость модернизации инновационной политики на основе многокритериального подхода. Предложены критерии формирования приоритетов инновационной политики РФ.

Ключевые слова: инновации, инновационная политика, макротехнологии, инновационный проект.

В современную эпоху представить экономический рост без инноваций невозможно, поскольку именно они признаны основой экономики знаний, формирование которой в период финансово-экономического кризиса и посткри-зисного восстановления идет особенно сложно.

Сложная ситуация с долговыми обязательствами некоторых стран ЕС привела к общему сокращению ее экономики на 0.6% в 2012 году. Сокращение государственных расходов в США в 2013 году, несмотря на оптимистичные прогнозы многих аналитиков, по нашему мнению, приведет к сокращению ВВП, что также отмечено в прогнозе Мирового Валютного фонда (-0.2%) [1]. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, до минувшего года показывавшие положительную экономическую динамику, перешли к реализации антикризисных мер. Так, например, японская денежная масса будет увеличена вдвое за период 2012-2014 годов [2], а экономика Китая продемонстрировала снижение темпов роста до 7.8% за 2012 год1.

Российская экономика также подвержена воздействию негативных мировых тенденций. Падение темпов роста ВВП на 3.7% в первом квартале 2013 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года и на 2.4% за год2 является негативным индикатором, особенно в условиях стабильно высоких доходов от экспорта энергоносителей. Российская экономика в своем технологическом развитий зависима от мировых научно-производственных центров. В 2012 году импорт технологий в 2.96 раза превысил экспорт в зарубежные страны (рис. 1) [3; 4]. Стоимость предмета договора по импорту технологий превышает соответствующий показатель по экспорту с 2010 года по настоящее время (рис. 2). Немаловажным явля-

ется изменение подхода к формированию системы государственного регулирования национальной экономики, официальное признание необходимости перехода к стратегическому планированию как основе оперативного регулирования. К сожалению, до 2013 года оно представляло собой экстренное реагирование на «насущные» проблемы в экономике.

В сложившейся ситуации необходимо реализовать комплекс мероприятий по стимулированию инновационного роста реального сектора, который сможет стать локомотивом развития экономики и непосредственно обеспечит достижение поставленных целей. Такая ситуация возможна лишь в том случае, если его продукция будет конкурентоспособна на мировом и национальном рынках, что невозможно без эффективной инновационной политики (если под инновациями понимать нововведения, внедрение которых дает конкурентные преимущества) [5].

Президентом В.В. Путиным в Указе от 07 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной политике экономического развития страны» сформулированы три общие стратегические цели экономического развития России:

- повышение темпов и обеспечение устойчивости экономического роста;

- увеличение реальных доходов граждан РФ;

- достижение технологического лидерства российской экономики.

Роль современной инновационной политики в достаточной мере осознается федеральными и местными органами власти РФ. Фундаментальные достижения в области знаний официально признаны в качестве основы экономического роста во всем мире, поскольку, например, согласно имеющимся в США оценкам, на 1 дол-

80000 60000 40000 20000 о

2007 2008 2009 2010 2011 2012

Поступления по экспорту технологий Выплаты по импорту технологий

Рис. 1. Выплаты по импорту и экспорту технологий РФ с зарубежными странами за 2007-2012 гг. (млн руб.) [9]

6 000 000, -|----------------------------------------------------------------------------

4 ООО ООО

2 000 000,-------------------------------------------------------------------------------

О, -I------------1------------1------------1------------1-----------1------------1

2007 2008 2009 2010 2011 2012

-----по импорту ■ по экспорту

Рис. 2. Стоимость предмета соглашений по экспорту и импорту технологий РФ с зарубежными странами в 2007-2012 гг. (тыс. долл. США) [9]

лар, вложенный в НИОКР, приходится 9 долларов роста ВВП [6]. Проанализировав зарубежный опыт, следует отметить, что выделяются следующие традиционные элементы успешной инновационной политики:

- государственное финансирование/софи-нансирование инновационной деятельности, особенно НИОКР в соответствии с приоритетами национальной экономики;

- стимулирование инноваций с помощью инструментов налоговой, таможенной, образовательной и т.п. политики;

- всестороннее содействие развитию малого инновационного бизнеса;

- целенаправленное повышение инновационно-инвестиционной привлекательности страны на основе системы нормативно-правовых актов по защите интеллектуальной собственности и др.

Большинство из перечисленных элементов используется в инновационной политике России, однако с разной степенью эффективности. В настоящий момент в соответствии Указом Президента РФ от 07 июля 2011 года № 899 «Об утверждении приоритетных направлений

развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» сформирован список наиболее значимых направлений развития инноваций в разрезе наук, критерии отбора которых представляются недостаточно четкими, а состав неполным. На наш взгляд, одним из альтернативных подходов к расширению и совершенствованию перечня может стать ранжирование видов экономической деятельности по уровню производимых инновационных товаров, работ и услуг в абсолютном выражении, основанное на отборе наиболее успешных и опытных в создании инноваций производств. В 2012 году в этот перечень, помимо официально установленных производств, можно включить пищевую промышленность и добычу сырой нефти и природного газа (рис. 3). Роль первой немаловажна в обеспечении национальной безопасности. Также представляется целесообразным установить приоритеты инновационной политики и по территориальному принципу - возможно, на основе рейтинга территорий по индексу инновационного развития регионов [7].

\^23%

■ Ж/Д подвижной состав ■ Кокс и нефтепродукты

■ Электронное и оптическое оборудование ■ Пищевые продукты

■ Суда,косм.аппараты, пр. транспортные средства ■ Автомобили

■ Сырая нефть и природный газ ■ Прочие

Рис. 3. Структура производства инновационных товаров, работ, услуг в РФ в 2012 году (%)

США Германия Япония Англия Франция РФ

Рис. 4. Количество освоенных макротехнологий по странам мира, шт.

Формирование конкурентоспособных макротехнологий на национальной территории способствует росту наукоемкости производимой продукции. СССР обладал примерно шестью такими технологиями, РФ только двумя (космические исследования и атомная энергетика) против 20-22 у США, 8 - у Германии (рис. 4). Общее количество существующих в настоящее время макротехнологий - порядка 56. По мнению многих экспертов, наиболее перспективные из них - фармацевтические и биотехнологии. Их включение в список приоритетных не лишено оснований. Такие науки, как химия и биофизика, имеют достаточный научный задел. Макротехнология формирует ядро конкурентоспособного инновационного производства высокой эффективности, которое активизирует фундаментальную и прикладную науку в соответствующих областях знаний, частную инвестиционную активность. Снижение расходов государства по финансированию фундаментальных исследований позволяет снизить налоговую нагрузку и нивелировать свойственные ей риски.

Государственное регулирование инновационной деятельности организуется как функции непрофильных министерств. Оно также может

обеспечиваться специализированными службами, агентствами и советами (Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Совет по модернизации экономики инновационному развитию и др.), создание которых можно классифицировать как новый управленческий проект. Полная реализация и тесная взаимосвязь функций управления инновационным проектом - основа успеха (рис. 5). Однако планирование и организация новых структур реализуются органами государственной власти более или менее успешно, в то время как мотивация и контроль их деятельности, на наш взгляд, недостаточны. С этой целью следует выявить показатель, оценивающий деятельность таких организаций, вплоть до целесообразности их существования. Элементарным индикатором может стать объем инноваций, реализованных с участием конкретных органов государственной власти. Это определяется, во-первых, элементарностью расчета; во-вторых, объективностью; в-третьих, однозначностью интерпретации. Не имея обширного опыта инновационной деятельности, сложно сформировать пороговое значение данного показателя, но со временем данная проблема будет решена. Так, начиная со

Рис. 5. Взаимосвязь управленческих функций при управлении инновационным проектом [8]

второго года, оно может быть рассчитано как среднее значение за предыдущий год существования организации. До выхода на «проектную мощность» значение показателя за каждый последующий год должно возрастать.

Предложенные приоритеты не являются полным перечнем необходимых точек роста инновационной политики. Однако их реализация, формализация, использование и развитие, несомненно, будут способствовать интенсификации инновационной деятельности предприятий реального сектора.

Примечания

1. Темп роста экономики Китая в 2011 году составил 9.2%, 2010 году - 10.4% [1].

2. По прогнозу Минэкономразвития, темп прироста ВВП РФ в 2013 году составит 2.4% [1].

Список литературы

1. Путин В.В. Совещание по экономическим вопросам 22 апреля 2013 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Ы1р://президент.рф /новости/17947 (дата обращения 25.04.2013).

2. Япония твердой рукой смягчает курс иены. -

Режим доступа: http://ru.euronews.com/2013/05/10/

japanese-yen-s-bumpy-ride-holds-promise-and-danger/ (дата обращения 11.05.2013).

3. Трифонова Е.Ю., Приказчикова Ю.В. Оценка уровня инновационного развития экономики России //

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5. Часть 2. С. 215-221.

4. Трифонова Е.Ю., Кемаева М.В., Приказчико-ва Ю.В. Оценка современного состояния и перспектив развития внешней торговли Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 1. С. 2-10.

5. Гриневич Ю.А., Кемаев К.В., Кемаева М.В. Г осударственная политика России в сфере международного образования как механизм развития реального сектора экономики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5. Часть 2. С. 55-60.

6. Емельянов С.В. США: государственная политика стабилизирования инновационной конкурентоспособности американских производителей. Инновационная стратегия правительства США в XXI веке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. cfin.ru/press/management/2002-3/08.shtml (дата обращения 10.05.2013).

7. Мамаева З.М. Оценка инновационного развития: эконометрический подход // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2. Часть 2. С. 202-206.

8. Трифонова Е.Ю., Тумаков Н.С. Управление инновационным проектом как система управленческих функций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5. Часть 2. С. 227-231.

9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. - Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения 10.05.2013).

ON THE PRIORITIES OF INNOVATION POLICY IN THE REAL SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY

M. V. Kemaeva

There is an urgent need to modernize innovation policy on the basis of multi-criteria approach. We propose some criteria for the formation of the priorities of innovation policy of the Russian Federation.

Keywords: innovation, innovation policy, macro-technologies, innovative project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.