Научная статья на тему 'Инновационная инфраструктура как основа формирования региональных инновационных кластеров в Нижегородской области'

Инновационная инфраструктура как основа формирования региональных инновационных кластеров в Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
636
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриневич Ю. А.

Развитие региональных инновационных кластеров относится к числу приоритетных задач государственного регулирования во многих странах мира. Проведен анализ инновационной инфраструктуры Нижегородской области по ее основным составляющим и выявлены проблемы, сдерживающие развитие существующих и формирование новых региональных инновационных кластеров в нижегородском регионе. Предложены мероприятия по совершенствованию инновационной инфраструктуры в целом и кадровой составляющей в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION INFRASTRUCTURE AS THE BASIS FOR DEVELOPING INNOVATION CLUSTERS IN THE NIZHNI NOVGOROD REGION

The development of regional innovation clusters is one of the priorities of government regulation in many countries. An analysis of the innovation infrastructure of the Nizhni Novgorod region is carried out focusing on its main components and identifying the problems constraining the development of existing regional innovation clusters in the Nizhni Novgorod region and formation of new ones. Some measures are proposed to improve the innovation infrastructure in general and the personnel component in particular.

Текст научной работы на тему «Инновационная инфраструктура как основа формирования региональных инновационных кластеров в Нижегородской области»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 67-71

УДК 338.49

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2013 г. Ю.А. Гриневич

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского ) uHa-grmevich@mail. т

Поступила в редакцию 28.06.2013

Развитие региональных инновационных кластеров относится к числу приоритетных задач государственного регулирования во многих странах мира. Проведен анализ инновационной инфраструктуры Нижегородской области по ее основным составляющим и выявлены проблемы, сдерживающие развитие существующих и формирование новых региональных инновационных кластеров в нижегородском регионе. Предложены мероприятия по совершенствованию инновационной инфраструктуры в целом и кадровой составляющей в частности.

Ключевые слова: региональный инновационный кластер, инновационная инфраструктура, инновационная политика.

В настоящее время научно-технический прогресс является решающим фактором экономического развития. Поэтому страны стремятся стимулировать инновационную деятельность, обновлять основные производственные фонды, выпускать конкурентоспособную продукцию и одновременно с этим применять современные методы управления экономическими процессами. В настоящее время российская экономика вступила на путь модернизации, российским правительством в рамках «Концепции 2020» поставлена задача выхода на инновационной путь развития; однако значимой проблемой для России является существующая минеральносырьевая модель развития [1, с. 215].

В качестве одного из способов развития обрабатывающих производств Правительством РФ выбран кластерный подход в масштабе региона. Формирование и интенсификация деятельности региональных инновационных кластеров (РИК) играет особую роль, так как является одним из наиболее перспективных направлений инновационной политики России и ее регионов. Лидерами по объему инновационной продукции в РФ являются ЦФО и ПФО, причем доля первого сократилась в 2011 году на 0.1% от общероссийского уровня, а доля последнего выросла на то же значение. Среди регионов ПФО особенно интересен опыт частно-государственного партнерства по развитию РИК Нижегородской области, на территории которой к настоящему моменту функционирует три таких образования: Саровский инновационный кластер (входит в

первую группу пилотных РИК в РФ), Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии (входит во вторую группу) и недавно сформированный авиационный кластер.

РИК - это совокупность предприятий и организаций, объединенных по территориальному принципу в целостную систему инновационных продуктов и технологий с целью повышения эффективности ее функционирования. Многие из таких кластеров в РФ относятся к числу латентных и потенциальных [2]. Существующая коммуникационная система нестабильна, что значительно повышает инвестиционные риски. Эффективно функционирующая инфраструктура способна нивелировать этот фактор. Реализация эффективной инновационной политики объективно необходима современной российской экономике.

Стимулирование инновационной деятельности может быть осуществлено как на микро-, так и на макроуровне. Достаточно большое количество исследований посвящено особенностям управления инновациями, представляющим собой систему управленческих функций [3, с. 227]. Однако, на наш взгляд, микроэкономический подход к регулированию инновационной деятельности при всей его детальной проработанности может оказаться менее эффективным в масштабах страны, в связи с более высокой сложностью объекта управления. Реализация государственной инновационной политики невозможна без формирования и нормали-

зации функционирования рыночной инфраструктуры. В настоящее время актуальным остается вопрос о государственном воздействии на создание инновационной инфраструктуры [4, с. 243], а также значительной роли регионов в ее развитии.

В первую очередь следует дать определение инновационной инфраструктуре, основанное на анализе ряда литературных источников [5, с. 2728]. Под инновационной инфраструктурой будем понимать систему организаций и организационных структур, обеспечивающих взаимосвязи между элементами инновационной деятельности, создающих условия для протекания инновационных процессов и способствующих реализации инновационных проектов. Региональная инновационная инфраструктура включает шесть основных элементов: производственнотехнологический (39% от всех организаций инновационной инфраструктуры Нижегородской области), консалтингово-правовой (22%), кадровый (21%), информационный (11%), финансовый (7%) и сбытовой (0%).

Производственно-технологическая составляющая создает условия для доступа малых предприятий к производственным ресурсам. Сюда относятся инновационные бизнес-инкубаторы (в Нижегородской области их уже 6, и на 2012 год было запланировано открытие еще 2), технопарки (5 в Нижегородской области), инновационно-технологические центры и другие структуры, обеспечивающие инновационную деятельность. В Нижегородской области около ста организаций выполняют исследования и разработки, среди которых Российский Федеральный ядерный центр, 31 отраслевой НИИ, 7 вузов, а также 8 НИИ, подведомственных вузам, 28 конструкторских, проектно-конструк-торских, технологических и изыскательских организаций, 17 промышленных предприятий. Следует, однако, отметить, что в по-

следние годы численность данных организаций неуклонно снижалась (Табл. 1).

Технопарк при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского охватывает организации, функционирующие в наиболее перспективных научных сферах: химия, физика, информационные технологии и биотехнологии. В рамках технопарка функционирует Инновационно-технологический центр (ИТЦ ННГУ), целью деятельности которого является помощь в разработке бизнес-планов и проведении маркетинговых исследований, в поиске инвестиций и получении кредитов, создании базы данных заказов и проектов, оказании маркетинговых и юридических услуг, организации конференций и выставок, способствующих поиску заказчиков и покупателей.

В Нижегородской области важную роль играет технопарк при НГТУ, который оказывает помощь малым и средним предприятиям на всех стадиях - от идеи и фундаментальных исследований до реализации товарной продукции. Структуры в рамках технопарка осуществляют информационную, правовую, маркетинговую и коммерческую поддержку, а самое главное, способствуют диффузии инноваций в таких отраслях, как вычислительная техника, информационные технологии, радиоэлектроника, экологически чистые и ресурсосберегающие технологии. Деятельность технопарка по созданию эффективной структуры управления инвестиционным процессом и по привлечению инвестиций стимулирует создание новых инновационных предприятий. При технопарке НГТУ функционирует инкубатор, оказывающий консультативную помощь вновь создаваемым малым фирмам по экономико-правовым и технологическим вопросам, помогающий привлечь инвесторов и провести маркетинговые исследования, а также разработать бизнес-план и осуществить трансфер новых технологий в производство.

Таблица 1

Основные показатели инновационной деятельности в Нижегородской области за 2002-2010 гг. [6]

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки 107 103 109 101 111 107 97 90 92

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел. 47791 50206 50399 49797 46989 44400 42832 40909 40636

Внутренние затраты на исследования и разработки, млн руб. 9162.8 11017.2 12980.4 15039.7 16742.8 20227.6 23094.5 24697.4 31361.4

К настоящему моменту в Нижегородской области функционирует высокотехнологичный технопарк «Сатис» в Дивеевском районе, основными направлениями деятельности которого являются информационные технологии, медицинская техника, энергосбережение и экология, системы безопасности и противодействия терроризму.

В Нижегородской области в рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», которой было предусмотрено создание !Т-парков в девяти регионах России, реализуется проект технопарка «Анкудиновка», который должен быть реализован к 2016 году.

Также в области с 1993 года функционирует Нижегородский центр инкубации наукоемких технологий (НЦИНТ), который занимается стимулированием наукоемкого бизнеса и развитием малых инновационных фирм, подготовкой кадров и поддержкой новых наукоемких технологий [7].

Консалтингово-правовая составляющая включает в первую очередь центры трансфера технологий в г. Саров, при ННГУ и ВГАВТ, инновационные и коучинг-центры, занимающиеся профессиональным консультированием по маркетинговым, финансовым, экономическим вопросам в сфере инновационной деятельности. Здесь также следует указать федеральные и региональные законы, оказывающие воздействие на НИОКР (в частности, сформулированы приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечень критических технологий Российской Федерации). Правительством РФ сформулированы положения связанные с охраной объектов интеллектуальной собственности, оказывается поддержка инновационно-активных малых и средних предприятий, а также стимулируются процессы передачи результатов исследований в сферы их использования.

На региональном уровне существуют закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» от 14 февраля 2006 г. № 4-3, в рамках которого представлены следующие меры государственной поддержки: финансирование инновационной

деятельности за счет средств областного бюджета и предоставление инвестиционного налогового кредита; предоставление организациям, осуществляющим инновационную деятельность, государственных гарантий и налоговых льгот; а также компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков и др.

Кадровая составляющая включает вузы, центры дополнительного образования и прочие

организации, обеспечивающие сбалансированную подготовку кадров по различным направлениям. В Нижегородской области функционирует 8 научно-исследовательских институтов РАН, 18 государственных высших учебных заведений, из них 5 университетов, 5 академий, а также филиалы государственных вузов, негосударственные вузы и их филиалы. Однако в регионе наблюдается динамика снижения численности персонала (на 20% с 2003 года), занятого исследованиями и разработками (Табл. 1). В 2010 году доля Нижегородской области в общем объеме численности персонала, занятого НИР, составила 26% по ПФО и 5% по России, при этом доля исследователей составляет 46%. Таким образом, Нижегородская область обладает развитой сетью учебных заведений и высоким кадровым потенциалом, что может способствовать развитию инновационного бизнеса.

Информационная инфраструктура представлена справочными, техническими, аналитическими материалами, патентной и рекламной информацией; к ней также относятся информационные базы данных, материалы конкурсов инновационных проектов, выставки, ярмарки и т.д. В области существует инвестиционный совет при губернаторе, рассматривающий значимые инновационные проекты. На Нижегородской ярмарке регулярно проходят форумы, посвященные информационным технологиям, энергоэффективности, ресурсосбережению и пр. В 2013 году планируется проведение выставки «Российским инновациям - Российский капитал». В Нижегородской области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая структуры, поддерживающие малый бизнес, центры научно -технической информации (в частности, Нижегородский центр научно-технической информации), региональные информационные сети, позволяющие довести информацию о нововведениях до потенциальных потребителей. В области с 1999 года функционирует ГОУ «Нижегородский научно-информационный центр», осуществляющий помощь в патентировании и разработке товарных знаков; центр проводит ежегодную ярмарку для бизнес-ангелов, что способствует более активному привлечению инвесторов в конкурентоспособные, но малоизвестные проекты.

Финансовая составляющая включает государственные внебюджетные фонды, банки, инвестиционные фонды, венчурный капитал и т.д., обеспечивающие доступ инновационных предприятий к необходимым им финансовым ресурсам.

В отличие от развитых стран, где частные инвестиции являются основным источником развития в инновационной сфере, в Нижегородской области научные исследования и разработки в значительной степени финансируются федеральным бюджетом (более 65% от внутренних затрат на исследования и разработки), за счет наличия на территории региона значимых для экономики страны структур. Правительство области активно участвует в развитии кластеров. Так, по программе поддержки пилотных кластеров первой группы Саровский инновационный кластер будет получать по 5 млрд руб. ежегодно с 2013 по 2018 год от регионального и федерального бюджетов. Однако остро стоит вопрос об эффективности использования выделяемых бюджетных средств на инфраструктуру. Банковские кредиты выдаются на короткие сроки и под высокие проценты, что отрицательно влияет на развитие инновационной деятельности. Одновременно с этим следует отметить, что инфраструктура российского инновационного рынка недоразвита по сравнению с инфраструктурой в зарубежных странах. Это объясняется тем, что в течение длительного времени в хозяйственной системе доминировал отраслевой принцип финансирования, что не позволяло выделять значительные средства на инфраструктуру и инновации [8, с. 266-267].

Развитие финансовой составляющей за рубежом осуществляется за счет активного участия венчурных компаний. В Нижегородской области венчурное финансирование только начинает развиваться, за счет него осуществляются вложения в наиболее перспективные сферы, такие как телекоммуникации, транспорт, индустриальные и экологические технологии, ресурсосбережение. Следует отметить, что в 2007 году начал функционировать закрытый паевый инвестиционный фонд (ЗПИФ) венчурных инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Нижегородской области», срок действия которого охватывает период до 2014 года, а объем средств составляет 280 млн руб. В 2006 году была создана некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Нижегородской области», аккумулировавшая средства областного и федерального бюджетов в объеме 140 млн руб. Вышеуказанные организации занимаются поиском, отбором и разработкой перспективных инновационных бизнес-проектов, оказывают административную, консультационную и финансовую помощь на всех этапах реализации проекта.

Сбытовая составляющая должна включать в себя систему продвижения наукоемкой продукции российских предприятий на внутренний и мировые рынки, в ее состав обычно входят специализированные посреднические фирмы, профессиональные объединения предприятий, выставки и прочие структуры, в значительной степени влияющие на конкурентоспособность современной фирмы. В Нижегородской области организации сбытовой составляющей инновационной структуры до настоящего времени не созданы. На большинстве предприятий в Нижегородской области отсутствуют квалифицированные кадры, ощущается дефицит специалистов, способных обеспечить продвижение наукоемкой продукции предприятий на рынок, что не позволяет успешно выходить на зарубежные рынки.

Нижегородская область обладает высоким инновационным потенциалом, при этом уровень инновационной активности продолжает оставаться на низком уровне. Это определяется рядом проблем, связанных, в том числе, с развитием инновационной инфраструктуры. В частности, следует отметить сокращение материально-технических средств в фундаментальной науке, недостаточное финансирование при создании технопарков, низкую степень коммерциализации результатов научно-технической деятельности, недостаточный уровень информационной и маркетинговой поддержки функционирующих технопарков, дефицит квалифицированных кадров, неразвитость венчурного финансирования и системы сбыта наукоемкой продукции. Глубина существующих проблем различна на фоне тесной связи между ними в рамках сложившейся инновационной инфраструктуры.

Научно-исследовательские разработки, проводимые в рамках технопарков, научно-исследовательских центров и научных лабораторий университетов, характеризуются недостаточным уровнем коммерциализации исследований, что в первую очередь, является следствием проблем в кадровой составляющей инфраструктуры. Научные сотрудники недостаточно квалифицированны в финансово-экономических вопросах, связанных с реализацией инновационных проектов в промышленных масштабах. Повышение квалификации в данной сфере следует относить к числу первоочередных задач, в том числе и для Правительства нижегородского региона. Создание регионального коучинг-центра, который смог бы информировать исследователей об особенностях процесса коммерциализации научных разработок, как в документальных вопросах, так и в информационной среде, представляется одним из

возможных путей решения проблемы. Кроме того, такая организация могла бы ориентировать ученых на работу с венчурными фондами, что снизит нагрузку на государство по финансированию исследований. Кадровая составляющая также могла бы быть улучшена за счет работы с будущими исследователями - студентами и аспирантами вузов (введение в учебные планы специальных дисциплин, в рамках которых информация о современных методах коммерциализации исследований будет донесена до слушателей - будущих ученых). Причем такая работа должна вестись не только со студентами факультетов, занимающихся фундаментальными исследованиями, так как научные исследования, как правило, проводятся в группах, членами которых могут стать представители любой сферы знаний. Подобная работа может быть организована в рамках специализированных вузовских организаций. Опыт такой работы имеется в ННГУ им. Н.И. Лобачевского. В вузе успешно реализуется проект «Молодежное инновационное предпринимательство», и он может быть расширен до регионального масштаба при содействии органов государственного управления. Решение проблем в кадровой составляющей инфраструктуры, с нашей точки зрения, способно стать не только базой дальнейшего развития существующих кластеров, но и основой для формирования новых РИК, что следует отнести к числу первоочередных задач инновационной политики региона.

Список литературы

1. Трифонова Е.Ю., Приказчикова Ю.В. Оценка уровня инновационного развития экономики России

// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5 (2). С. 215-221.

2. Шулешко А.В. Актуальные проблемы развития региональных инновационных кластеров // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 14-1-1. -иКЬ: http://cyberleninka.ru/ агЬс1е/п/ак!иа1пуе-ргоЫету-razvitiya-regiomlnyh-innovatsionnyh-klasterov (дата обращения: 27.02.2013).

3. Трифонова Е.Ю., Тумаков Н.С. Управление инновационным проектом как система управленческих функций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5 (2). С. 227231.

4. Шеншин А.С., Гриневич Ю.А., Кемаева М.В. Инфраструктура рынка как объект государственного регулирования экономики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 4 (1). С. 243-247.

5. Гриневич Ю.А., Шеншин А.С. Модернизация экономики и проблемы терминологии. Институты, инновации и инфраструктура как цели отечественной модернизации // Российское предпринимательство. 2010. № 8-2. С. 24-30.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. - ЦКЪ: www.gks.ru (дата обращения

11.05.2012).

7. О состоянии правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации в 2008 г. Аналитический доклад / Под ред.

B.Н. Лопатина. М.: Издание Совета Федераций, 2009. 361 с.

8. Шеншин А.С., Гриневич Ю.А., Кемаева М.В. Реальные инвестиции как фактор совершенствования инфраструктуры рынка // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5 (2).

C. 266-270.

INNOVATION INFRASTRUCTURE AS THE BASIS FOR DEVELOPING INNOVATION CLUSTERS IN THE NIZHNI NOVGOROD REGION

Yu.A. Grinevich

The development of regional innovation clusters is one of the priorities of government regulation in many countries. An analysis of the innovation infrastructure of the Nizhni Novgorod region is carried out focusing on its main components and identifying the problems constraining the development of existing regional innovation clusters in the Nizhni Novgorod region and formation of new ones. Some measures are proposed to improve the innovation infrastructure in general and the personnel component in particular.

Keywords: regional innovation cluster, innovation infrastructure, innovation policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.