Научная статья на тему 'Повышение экспорта образовательных услуг: опыт ННГУ им. Н. И. Лобачевского'

Повышение экспорта образовательных услуг: опыт ННГУ им. Н. И. Лобачевского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кемаев К. В.

Роль экспорта образовательных услуг в современных экономических процессах непрерывно возрастает по мере усиления международной кооперации в инновационной деятельности. В статье приведен анализ новейших подходов к привлечению иностранных граждан в ННГУ им. Н.И. Лобачевского для повышения интернационализации образования и укрепления позиций ННГУ в сфере международного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кемаев К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE EXPORTS OF EDUCATIONAL SERVICES: THE EXPERIENCE OF LOBACHEVSKY STATE UNIVERSITY OF NIZHNI NOVGOROD

The role of exports of educational services in the modern economic processes is growing with the increasing international cooperation in the field of innovation. The article presents an analysis of the latest approaches to attracting foreign students to UNN with the aim of enhancing the internationalization of education and strengthening UNN's position in the field of international education.

Текст научной работы на тему «Повышение экспорта образовательных услуг: опыт ННГУ им. Н. И. Лобачевского»

УДК 339.564

ПОВЫШЕНИЕ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ОПЫТ ННГУ им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

© 2013 г. К.В. Кемаев

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского kvk@fis.unn.ru

Поступила в редакцию 02.07.2013

Роль экспорта образовательных услуг в современных экономических процессах непрерывно возрастает по мере усиления международной кооперации в инновационной деятельности. В статье приведен анализ новейших подходов к привлечению иностранных граждан в ННГУ им. Н.И. Лобачевского для повышения интернационализации образования и укрепления позиций ННГУ в сфере международного образования.

Ключевые слова: инновации в образовании, интернационализация образования, экспорт образовательных услуг, государственная образовательная политика, преимущественный прием.

Наша страна, некогда бывшая одним из флагманов мирового рынка образовательных услуг и в значительной степени формировавшая мировосприятие и интеллектуальную карту мира, в настоящее время стремительно утрачивает свои позиции. Экспорт российского образования сокращается и составляет около 2% от общемирового, тогда как лидер мирового рынка образовательных услуг - США стабильно удерживает 20% и наращивает объемы в абсолютных и относительных показателях [1]. Этот показатель, например, в 15 раз выше доли РФ в мировом экспорте высокотехнологичной продукции [2; 3], однако в настоящий момент не совсем состоятелен с точки зрения наращивания такого производства. Если составить рейтинг экспорта товаров и услуг в РФ, то образование не попадет даже в двадцатку, тогда как в США оно занимает почетное третье место, обеспечивая значительные налоговые поступления в бюджет и формируя качественные трудовые ресурсы из наиболее одаренных иностранных выпускников.

Многим российским университетам требуется международное признание, отечественным ученым - взаимодействие с зарубежными коллегами, большая цитируемость в мировых научных изданиях. Развитие международных связей вузов, важным элементом которых является обучение иностранных граждан, следует рассматривать как значимый фактор интенсификации интеграции российской науки в мировую.

Ни для кого не секрет, что культурная экспансия и политико-экономическая экспансия тесно связаны, причем их влияние однонаправленно. Количество людей, владеющих русским

языком за пределами РФ, сокращается, а следовательно, сокращается проникновение российской культуры в широкие слои населения (Табл. 1). Правила игры на мировом образовательном рынке диктуют англоговорящие страны, формирующие собственные мировые рейтинги и активно занимающиеся международным маркетингом своих образовательных услуг. В настоящее время даже российские граждане при выборе места обучения для своих детей отдают предпочтение англоязычным странам Европы и Северной Америки, несмотря на более высокую стоимость обучения и изучение дисциплин практической направленности, далеких от российских реалий, которые тем не менее в будущем должны стать фундаментом профессиональной деятельности, осуществляемой на родине.

Единственной возможностью для России избежать роли периферии мирового образования является четкая стратегическая направленность образовательной политики, ориентированная на повышение стандартов качества и интернационализацию образования. Подготовка в России зарубежных элит будущего должна способствовать укреплению экономических позиций и авторитета нашей страны, усилению ее культурного и лингвополитического влияния, приобретению дополнительных экономических и политических возможностей.

В связи с этим ключевой задачей государственной образовательной политики России становится создание конкурентоспособной системы университетского образования, отличающейся высокими стандартами качества, гибкостью (мобильностью) и международным признанием. При выстраивании новой образова-

Таблица 1

Динамика численности владеющих русским языком в различных странах/регионах мира в 2004-2025 годах (млн чел.) [4]

Страны / регионы мира 2004 год 2015 год (прогноз) 2025 год (прогноз)

Россия 140 130 110

Остальной мир 138 82 42

Итого 278 212 152

Таблица 2

Доля иностранных студентов от общего количества обучающихся в вузе (%) [5, с. 313]

Страна / вуз 2011 2012 2013

РФ 2.3 2.4 3

ННГУ им. Н.И. Лобачевского 1 1.48 1.6

тельной парадигмы необходимо сочетать игру по европейским правилам Болонской системы с разработкой уникального российского образовательного бренда, чтобы успешно противостоять англосаксонским образовательным трендам.

Существует достаточно обширный перечень показателей, которые могут быть использованы для оценки существующей системы высшего образования. В соответствии с государственной стратегией развития образования, среди многочисленных критериев интернационализации образования важнейшую роль играет относительный показатель, отражающий численность иностранных студентов, обучающихся в вузе [5, с. 72].

ННГУ им. Н.И. Лобачевского является одним из ведущих вузов РФ и входит в QS University Rankings. Согласно «Стратегии развития Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского до 2020 года», ННГУ должен стать глобальным университетом [6] и войти в top-300 мирового рейтинга университетов. Доля иностранных студентов в нашем вузе пока меньше среднероссийской, однако темп ее роста в 1.6 раза превышает значение для РФ в 2011-2013 гг. С целью организации обучения иностранных граждан создано специализированное подразделение - факультет иностранных студентов.

Рынок экспорта российского образования неэластичен, и задача по увеличению численности иностранных студентов, поставленная перед всеми российскими вузами как залог их дальнейшего развития, не всегда выполнима [7]. В сложившихся условиях Нижегородскому гос-университету необходимо продолжать реализовать комплекс мер по привлечению зарубежных граждан, на основе инновационных подходов, за счет чего численность иностранных студентов к 2020 г. должна быть доведена до целевых

по России 10% от общей численности обучаю-

1

щихся .

Одной из наиболее простых и экономически эффективных как для студента, так и для университета мер является привлечение иностранных студентов на места, финансируемые за счет государственного бюджета РФ. В РФ процесс организуется в рамках межгосударственных квот, использование которых позволяет не только привлечь талантливую молодежь на учебу в Россию, но и создать предпосылки для академической мобильности с зарубежными вузами. Если в период с 1999 г. по 2012 г. в российские вузы ежегодно принималось не более 10 000 человек, то с 2013 г. эти квоты будут увеличены в 1.5 раза.

Однако набор «квотников» сопряжен с весьма значительными рисками, которые выражаются в отсутствии прямой связи между вузом и абитуриентом, который будет поступать по государственной программе. Из-за отсутствия единой системы профориентации поступающие часто не располагают информацией об университете и его образовательных возможностях, что может привести к некорректному выбору направления подготовки. В связи с национальной спецификой при отборе кандидатов по подобным программ, наряду с победителями национальных олимпиад и участниками конкурсного отбора в зарубежных странах, которые могут составить достойную конкуренцию российским студентам, в российские вузы по квоте иногда поступают абитуриенты, плохо владеющие русским языком и демонстрирующие посредственную базовую подготовку. Это вызвано рядом системных причин: политическими мотивами отбора того или иного кандидата (фактор принадлежности к элитам), отсутствием должного спроса и низким конкурсом на обучение в России (особенно в неизвестных за грани-

цей вузах), не всегда эффективным менеджментом в отправляющей стране.

В связи с этим Минобрнауки РФ в 2011 г. приняло стратегическое решение о предоставлении ведущим российским университетам права самостоятельного приема и отбора иностранных абитуриентов на бюджетные места -как из стран ближнего, так и из стран дальнего зарубежья (т.н. «право преимущественного приема»). В числе 50 российских вузов ННГУ им. Н.И. Лобачевского стал победителем конкурса на получение этого права в 2011-2013 гг. и ежегодно увеличивает свою квоту: от 2 мест (в 2011 г.) до 10 (в 2013 г.).2 Всего по России для иностранцев по программе преимущественного приема выделяется 1000 бюджетных мест в год, из которых каждый университет может рассчитывать максимум на 50 мест.

С учетом того, что Нижегородский госуни-верситет планирует увеличивать количество студентов, принимаемых по квоте, возникает необходимость выделить три ключевые составляющие процесса отбора:

- осознание потребности университета в привлечении абитуриентов из четко определенных стран мира;

- анализ механизмов и мероприятий по обеспечению количественных показателей набора (квот);

- процедуру контроля уровня знаний отбираемых на бюджетные места иностранных граждан.

С учетом первых двух компонентов достаточно четко представляются будущие приоритеты ННГУ. В число стратегически важных стран входят Китай и Турция, как наиболее емкий рынок для экспорта образовательных услуг. Университет участвует в серии международных образовательных выставок в этих странах (Beijing International Education Expo, Turkey Edufairs), сотрудничает с крупными китайскими и турецкими рекрутинговыми центрами (JJL Overseas Education, Lines Education). В ННГУ обучается относительно большое число китайских и турецких студентов, уже есть иностранные выпускники и аспиранты из этих стран.

На европейском направлении ННГУ ведет тесное сотрудничество с университетами Франции и Италии. Привлечение на бюджетные места студентов-стажеров из европейских вузов повысит привлекательность совместно реализуемых образовательных программ (проект «Российско-итальянский университет», программы «двух дипломов» и студенческих обменов с французскими университетами - Парижа, Руана и Гренобля), что позитивно скажется на конку-

рентоспособности ННГУ. Обучение в университете европейских стажеров в свою очередь послужит дополнительным стимулом для разработки и внедрения образовательных программ на иностранных языках - еще одного элемента инновационной политики вуза.

Вместе с тем участие в программе преимущественного приема дает возможность расширить географию обучаемого контингента за счет тех стран, где ННГУ ранее не был представлен (Японии, Индии, Ирана, Индокитая и стран Латинской Америки). В этих странах практически единственным эффективным механизмом привлечения талантливых студентов выступает продвижение образовательных услуг университета через Интернет и социальные сети (за исключением стран Латинской Америки, где осуществляется сотрудничество с Латиноамерика-но-российской ассоциацией высшего образования (ALAR/ЛРАВО).

В то же время в странах Африки, благодаря активной деятельности стратегического партнера ННГУ - организации RACUS - ННГУ пользуется достаточно широкой известностью. Абитуриенты из Малави, Ботсваны, Кении, Нигерии и Свазиленда составляют подавляющую часть студентов, обучающихся в ННГУ на английском языке. Планируемое открытие новых программ обучения3 предполагает привлечение студентов именно из этих стран. Предоставление бюджетных мест на конкурсной основе (особенно для последующего обучения в магистратуре) существенно поднимет престиж англоязычных программ, создаст дополнительную мотивацию для отличной учебы и обеспечит высокие требования к начальному уровню подготовки у поступающих студентов.

Насколько важен последний элемент - процедура контроля уровня знаний отбираемых на бюджетные места иностранных граждан - свидетельствует опыт прошлых лет. Ранее, в 20112012 гг., не существовало жестких критериев отбора иностранных граждан. Фактически единственным формальным ограничением для участников конкурса были требование высокого балла успеваемости (не менее 80% от максимальных показателей, т.е. даже выше, чем минимальный уровень, необходимый в России для получения диплома с отличием) в предыдущем документе об образовании. Кроме того, были не продуманы временные рамки подачи заявок (в большинстве стран мира документы об образовании оформляются и выдаются намного дольше, чем в России, поэтому прием заявок заканчивался раньше, чем выпускники успевали получить свои школьные аттестаты или универси-

тетские дипломы). В итоге большинство кандидатов, отобранных в 2011-2012 гг. (6 из 9), не смогло интегрироваться в учебный процесс либо продемонстрировало более низкий уровень знаний, чем тот, о котором свидетельствовал предыдущий документ об образовании. В настоящий момент данный показатель снижен, срок подачи заявок увеличен до 2 месяцев.

Таким образом, в рамках программы преимущественного отбора в 2013 году ННГУ апробирует более сложный и новый для себя механизм предварительного контроля знаний абитуриентов, включающий предоставление не только аттестата/диплома с хорошими оценками, но и дополнительных рекомендаций от преподавателей ННГУ и зарубежных университетов, а также устные собеседования и экспресс-тесты во время международных выставок. Важным критерием при отборе иностранных абитуриентов будет также служить наличие у них научных публикаций, спортивных, творческих или общественных достижений.

Другим не менее важным механизмом привлечения иностранных студентов является учреждение именной стипендии ННГУ для особо талантливых иностранных студентов, покрывающей стоимость обучения. При относительно незначительных финансовых затратах (для престижности стипендии лучше всего выделять на конкурсной основе не более одной-двух стипендий в год) наличие собственной стипендиальной программы существенно поднимет престиж университета, так как соответствующий показатель входит во многие международные системы оценки вузов. Программа также позволит расширить географию приема и стимулировать высокую успеваемость иностранных студентов старших курсов (например, дополнительными критериями получения стипендии выступают успешное окончание программы предвузовской подготовки в ННГУ и/или наличие диплома с отличием по предыдущему уровню образования).

Важной составляющей для привлечения иностранных студентов становится активное создание и продвижение образовательных программ бакалавриата и магистратуры на английском языке. Во-первых, наличие программ на других языках само по себе является признаком интернационального характера университета. Во-вторых, обучение на английском языке более привлекательно для англоязычных студентов с психологической точки зрения; кроме того, оно проходит быстрее, поскольку не требует изучения русского языка на курсах предвузов-ской подготовки, при этом не снижается роль

языковой среды как основы изучения русского языка. В-третьих, реализация подобных программ на круглогодичной основе по модульной системе открывает широкие возможности - как в реализации крупных программ международной академической мобильности (например, ERANET MUNDUS или создаваемой российской программы академической мобильности), так и в установлении партнерских отношений с ведущими мировыми университетами и интенсификации обменов студентами и преподавателями с основными вузами-партнерами, в том числе с перспективой выхода на новые программы «двух дипломов». Кроме того, преподаватели ННГУ в ходе учебного процесса со студентами получают опыт работы на иностранном языке.

В ННГУ имеется многолетний опыт реализации бакалавриата по направлению «Информационные технологии», в этом году вводятся сразу три программы на английском языке (полностью закрывающие естественно-научный спектр специальностей магистратурой по информационным технологиям и по математике, а также гуманитарный - на уровне бакалавриата по международным отношениям). Тем не менее для формирования дополнительных конкурентных преимуществ Нижегородского госунивер-ситета необходимо продолжать активную работу по программам бакалавриата и магистратуры по блоку гуманитарных наук на английском языке, например по экономике.

Еще одним механизмом развития программ академической мобильности и вместе с тем «рекламной» образовательной программой является программа летней школы для иностранных граждан. В Нижегородской области ННГУ является единственный вузом, который реализует подобную программу. Возможность напрямую рекламировать вуз и его образовательные программы во время летней школы уникальна. По опыту российского лидера проведения летних школ для иностранцев, Российского университета дружбы народов, до 20% ее участников могут впоследствии обучаться по основным образовательным программам или программам обмена, а также привлечь внимание своих друзей и знакомых к университету. Важным механизмом рекрутинга в летнюю школу ННГУ может стать привлечение студентов из зарубежных вузов-партнеров (в том числе - для прохождения в ННГУ летней языковой практики), а также находящихся на каникулах иностранных студентов из других нижегородских вузов. В то же время региональная эксклюзивность летней программы дает возможность позиционировать

ННГУ как центр летних краткосрочных программ обучения иностранных граждан русскому языку в Нижнем Новгороде.

Немаловажным инструментом по увеличению числа иностранных студентов может стать гибкая ценовая политика, опирающаяся на систему скидок при оплате первого года обучения для поступающих иностранцев. При поступлении возможно предоставление следующих скидок:

- 5%-ная скидка предоставляется абитуриентам, подавшим заявление на программу предву-зовской подготовки или основные образовательные программы (бакалавриат / специалитет, магистратура, аспирантура) и оплатившим обучение до 01 июня4;

- 5%-ная скидка предоставляется абитуриентам, являющимся близкими родственниками учащихся или выпускников ННГУ5, либо студентам официальных вузов-партнеров ННГУ, поступающим на программы включенного обучения (стажировки) на платной основе;

- 5%-ная скидка предоставляется абитуриентам, завершившим обучение по программе предвузовской подготовки в ННГУ только на «хорошо» и «отлично»;

- 5-15%-ная скидка предоставляется студентам, способствовавшим поступлению в университет от 2 до 10 абитуриентов (в зависимости от количества абитуриентов, оплативших обучение в полном объеме);

- 10%-ная скидка предоставляется абитуриентам, завершившим обучение по программе предвузовской подготовки в ННГУ только на «отлично»;

- 10%-ная скидка (на следующий учебный год) предоставляется студентам основных образовательных программ, имеющим по итогам учебного года в ННГУ только оценки «отлично» и «превосходно»;

- 10%-ная скидка предоставляется абитуриентам, ранее не обучавшимся в ННГУ, подавшим заявление на программу предвузовской подготовки или основные образовательные программы (бакалавриат / специалитет, магистратура, аспирантура) и имеющим документ о предыдущем образовании с отличием;

- 10%-ная скидка предоставляется абитуриентам, подавшим групповую заявку (не менее 3 человек) на программу предвузовской подготовки или основные образовательные программы (бакалавриат / специалитет, магистратура, аспирантура) и оплатившим обучение авансовым платежом.

Наконец, последним важным способом привлечения иностранцев, используемым в ННГУ, является активная информационная политика вуза, основанная на следующих элементах:

- размещение полной информации по приему (в том числе электронных версий буклетов и брошюр, описания образовательных программ, рекламных баннеров) на сайте факультета иностранных студентов и продвижение этого сайта в поисковой системе Интернет;

- размещение баннеров и прямых ссылок на сайт факультета иностранных студентов ННГУ на главном сайте университета, интернет-портале russia.edu.ru, сайтах региональных органов власти (полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе, правительства Нижегородской области, администрации Нижнего Новгорода, Приволжского таможенного управления, УФМС по Нижегородской области, Торгово-промышленной палаты Нижегородской области), сайтах вузов-партнеров, сайтах зарубежных посольств / консульств в России, а также российских дипломатических и культурных представительств за рубежом;

- применение международных социальных сетей для продвижения образовательных программ ННГУ и установления контактов с абитуриентами;

- разработка стратегии по участию в наиболее эффективных международных образовательных выставках, проводимых ведущими рейтинговыми агентствами, совместно с партнерскими рекрутинговыми фирмами либо по государственной линии;

- работа со специализированными сайтами по консультированию и набору иностранных абитуриентов (Studying Abroad Online - для Китая; www.minglebox.com - для Индии).

Принимая во внимание успешный опыт защит кандидатских диссертаций на английском языке в ННГУ в рамках совместного проекта между нашим университетом и университетом г. Палермо (Италия), для увеличения числа иностранных аспирантов необходимо проводить такие защиты на регулярной основе.

Сложившиеся в Нижегородском госунивер-ситете механизмы привлечения иностранных граждан включают достаточный перечень как инновационных, так и традиционных элементов, сочетание которых позволило достичь успехов в отборе и обучении иностранных студентов. Однако сложившуюся систему можно улучшить, применив предложенные методы повышения экспорта образовательных услуг из

перечня неиспользуемых в нашем вузе. Современные подходы к работе с иностранными студентами и абитуриентами, несомненно, позволят ННГУ выполнить заявленные в стратегии развития задачи, обеспечат укрепление международных позиций и роли университета на российском и международном рынке образовательных услуг.

Примечания

1. Под инновацией в этом случае будем понимать нововведение, внедрение которого позволяет повысить престиж университета и востребованность (конкурентоспособность) его отдельных образовательных программ.

2. Объявление о проведении конкурса и базовые критерии отбора размещены на сайте http://www.russia.edu.ru/news/events/6394/.

3. В 2013 г. в ННГУ будут открыты сразу 3 новые программы на английском языке: бакалавриат по направлению «Международные отношения» и магистратура по направлениям «Фундаментальная информатика и информационные технологии», «Математика и компьютерные науки».

4. Позволяет стимулировать ранний прием на подфак и программы на английском языке, а также способствует привлечению на программы ВПО иностранцев, обучающихся в других вузах.

5. В данном случае для набора студентов используется Ассоциация иностранных выпускников ННГУ.

Список литературы

1. Гриневич Ю.А., Кемаев К.В., Кемаева М.В. Г осударственная политика России в сфере международного образования как механизм развития реального сектора экономики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5. Часть 2. С. 55-60.

2. Трифонова Е.Ю., Приказчикова Ю.В. Оценка уровня инновационного развития экономики России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5. Часть 2. С. 215-221.

3. Трифонова Е.Ю., Кемаева М.В., Приказчико-ва Ю.В. Оценка современного состояния и перспектив развития внешней торговли Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 1. C. 2-10.

4. Арефьев А. Будет ли русский язык в числе

мировых в будущем? [Электронный ресурс] / Электронная версия бюллетеня Население и общество. 2006. № 251-252. - Режим доступа: http://

demoscope.ru/weekly/2006/0251/tema05.php (дата обращения 10.03.2013).

5. Государственная программа «Развитие образования. 2013-2020 гг.» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: минобрнауки.рф (дата обращения 10.03.2013).

6. http://www.unn.ru/general/2020.html (дата обращения 10.03.2013).

7. Трифонова Е.Ю., Тумаков Н.С. Управление инновационным проектом как система управленческих функций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5. Часть 2. С. 227-231.

INCREASING THE EXPORTS OF EDUCATIONAL SERVICES:

THE EXPERIENCE OF LOBACHEVSKY STATE UNIVERSITY OF NIZHNI NOVGOROD

K. V. Kemaev

The role of exports of educational services in the modem economic processes is growing with the increasing international cooperation in the field of innovation. The article presents an analysis of the latest approaches to attracting foreign students to UNN with the aim of enhancing the internationalization of education and strengthening UNN's position in the field of international education.

Keywords: innovations in education, export of educational services, state educational policy, preferential admission.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.