Научная статья на тему 'О принципах организации цикла сюжетных миниатюр Четвероевангелия из Национальной библиотеки Австрии (theol. Gr. 154)'

О принципах организации цикла сюжетных миниатюр Четвероевангелия из Национальной библиотеки Австрии (theol. Gr. 154) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
325
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ / МИНИАТЮРЫ / ЦИКЛЫ МИНИАТЮР / ВИЗАНТИЯ / ЭПОХА КОМНИНОВ / ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ РУКОПИСИ / ВИЗАНТИЙСКАЯ КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ РУКОПИСИ XI В / FOUR GOSPELS / AUSTRIAN NATIONAL LIBRARY / CODEX THEOL. GR. 154 / CYCLE OF MINIATURES / BOOK DESIGN / BYZANTINE ILLUMINATED MANUSCRIPTS / PAINTING IN COMNENIAN PERIOD

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Калинина Евгения Александровна

В данной работе сделана попытка интерпретировать богословские и художественные идеи, лежащие в основе иконографической программы сюжетного цикла миниатюр одного из наиболее значимых памятников византийского книжного искусства XI-XII вв. Четвероевангелия из Национальной библиотеки Австрии (Theol. gr. 154). Анализ принципов отбора и аранжировки сюжетов позволил сделать вывод, что иконография цикла иллюстраций сформирована в связи с богослужебными нуждами, а сам цикл миниатюр представляет одно из наиболее оригинальных изобразительных решений в византийской книжной иллюстрации. Сюжетные миниатюры венского Четвероевангелия очень важны для понимания способов иллюстрирования евангельского текста и формирования иконографических программ в византийских рукописях в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF ARRANGING THE CYCLE OF STORYLINE MINIATURES OF THE FOUR GOSPELS FROM THE AUSTRIAN NATIONAL LIBRARY (THEOL. GR. 154)

The Four Gospels from the Austrian National Library (Theol. gr. 154) belong to the golden age of Byzantine book illumination. The manuscript dating from the 1070s 1080s was written on parchment and contains, in addition to the Four Gospels, the catena (commentary) strung together on the margins like links of a chain. The manuscript is decorated with Canon plates, portraits of the Evangelists and 39 pictures illustrating various events described in the Gospels, with tiny fi gures presented in a masterly calligraphic style. The miniatures are placed on the margins, often facing each other on either sides of the text. They depict certain individual events and persons. The pictures are inserted in respective lines, integrating narration into figurative reality. The article intends to define the main principle underlying the selection and the organisation of the illustrations in the manuscript. The pictorial series in this Vienna codex differs, both in design and in meaning, from any other illuminated series found on the margins of manuscripts of the 6th, 10th or 11th centuries. Some of the patterns suggest that the artists refrained from the narrative typical of many illuminated manuscripts of the late 11th century. The Vienna codex also includes the synaxarion and menologion dating from between the 13th and 14th centuries. This was the time when St John’s narration was taken from the end to the beginning of the manuscript in order to use the Four Gospels as a lectionary. Comparative analysis of the images and the text suggests that subject selection for miniature painting depended on liturgical cycle, i.e. the craftsmen chose to illuminate the most important church-service texts. The use of miniature icons for the “embedding” of the synaxarion and menologion in the Four Gospels allows us to suggest that the manuscript was intended for use in church service. The cycle of miniatures of the Vienna codex represents one of the most interesting and ingenious solutions in the Byzantine book design of the Comnenian period. This cycle is important for the study of illustration of the Gospels and creation of iconographic programmes in the Byzantine manuscripts on the whole.

Текст научной работы на тему «О принципах организации цикла сюжетных миниатюр Четвероевангелия из Национальной библиотеки Австрии (theol. Gr. 154)»

Вестник ПСТГУ.

Серия V: Вопросы истории и теории

Калинина Евгения Александровна, сотр. Отдела рукописей РНБ Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, 191069, Садовая ул., д. 18 еу в5408@уапс1ех .ги

христианского искусства.

2018. Вып. 32. С. 59-80 DOI: 10.15382/sturV201832.59-80

ORCID: 0000-0001-9875-2048

О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЦИКЛА СЮЖЕТНЫХ МИНИАТЮР ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЯ

из Национальной библиотеки Австрии (THEOL. GR. 154)

Е. А. Калинина

Аннотация: В данной работе сделана попытка интерпретировать богословские и художественные идеи, лежащие в основе иконографической программы сюжетного цикла миниатюр одного из наиболее значимых памятников византийского книжного искусства XI—XII вв. — Четвероевангелия из Национальной библиотеки Австрии (Theol. gr. 154). Анализ принципов отбора и аранжировки сюжетов позволил сделать вывод, что иконография цикла иллюстраций сформирована в связи с богослужебными нуждами, а сам цикл миниатюр представляет одно из наиболее оригинальных изобразительных решений в византийской книжной иллюстрации. Сюжетные миниатюры венского Четвероевангелия очень важны для понимания способов иллюстрирования евангельского текста и формирования иконографических программ в византийских рукописях в целом.

В данной статье делается попытка интерпретировать богословские и художественные идеи, лежащие в основе иконографической программы сюжетного цикла миниатюр одного из наиболее значимых памятников византийского книжного искусства XI—XII вв. — Четвероевангелия из Национальной библиотеки Австрии (Theol. gr. 154)1. Для этого необходимо проследить принципы отбора и аранжировки сюжетов иллюстраций. Цикл изображений в этой рукописи очень важен для понимания способов иллюстрирования евангельского текста и

1 Описание рукописи в электронной базе Национальной библиотеки Австрии: URL: http://data.onb.ac.at/rec/AC13909319 (дата обращения 03.07.2018); Кондаков Н. П. История византийского искусства по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1877. С. 241—242; Millet G. Recherches sur l'iconographie de l'Évangile aux XIVe, XVe et XVIe siècles d'après les monuments de Mistra, de la Macédoine et du mont Athos. P., 1916. Index: Vienne, 753; GerstingerH. Die griechische Buchmalerei. Wien, 1926. S. 33—34, 47, Taf. XII—XIV; Tikkanen J. J. Studien über die Farbengebung in der mittelalterlichen Buchmalerei. Helsingfors, 1933. S. 168—169; Buberl P., Gerstinger H. Die byzantinischen Handschriften, II. Die Handschriften des X—XVIII. Jahrhunderts. Leipzig, 1938. S. 2131, Taf. VI—X—1, XI; Саминский А. Л. Восточные истоки и константинопольские источники украшения рукописи Австрийской Национальной библиотеки Theol. gr. 154 // Палеография и Кодикология: 300 лет после Монфокона: Материалы международной конференции. Москва, 14—16 мая 2008 г. М., 2008. С. 158—164; Попова О. С., Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийская миниатюра второй половины Х — начала XII века. М., 2012. С. 70 (примеч. 103).

формирования иконографических программ в византийской книжной миниатюре в целом.

В силу исторических причин число византийских лицевых Четвероевангелий с сюжетными циклами относительно невелико, а от некоторых веков они не сохранились вообще. Тем более замечательно, что именно от эпохи расцвета книжной миниатюры во 2-й пол. XI — нач. XII в. мы имеем целый ряд подобных рукописей, которые по способу организации циклов иллюстраций можно объединить в три группы:

• Четвероевангелия из Национальной библиотеки Франции (grec. 74)2 и библиотеки Лауренциана во Флоренции (Plut. VI. 23)3, с обширными повествовательными циклами, содержащими несколько сотен иллюстраций;

• Евангелия из Бодлейанской библиотеки (E. D. Clarke 10)4 и Палатинской библиотеки в Парме (cod. 5)5 — рукописи с избранными сюжетами, где иллюстрации предваряют текст;

• рукописи с избранными сюжетами непосредственно в тексте: Четвероевангелие из Парижа (Национальная библиотека Франции, grec. 646) и венский кодекс, которому посвящена наша статья.

Все Четвероевангелия, написанные и иллюстрированные в этот сравнительно короткий промежуток времени, являются памятниками самого высокого уровня.

Венская рукопись датируется 70-ми или 80-ми годами XI в.7, чему не противоречит предложенная О. С. Поповой датировка миниатюр с изображения-

2 Рукопись в электронной базе Национальной библиотеки Франции, BnF, Mandragore, base des manuscrits enluminés de la BnF: URL: http://mandragore.bnf.fr/html/accueil.html (Запрос «grec 74», дата обращения 03.07.2018); Omont H. Evangiles avec peintures byzantines du XI siècle. Reproduction des 361 miniatures du manuscrit Grec 74 de la Bibliothèque Nationale. P., 1909; Tsuji Sh. The study of the Byzantine Gospel illustrations in Florence, Laur. Plut. VI 23 and Paris, Bibl. Nat. Cod. Gr. 74. Princeton University, Ph. D., 1968; Tsuji Sh. The Headpiece Miniatures and Genealogy Pictures in Paris. Gr. 74 // Dumbarton Oaks Papers. 1975. Vol. 29. P. 165-203; Hutter I. Theodoras BlßkoYpaфoç und die Buchmalerei in Studiu // Оямра. Studi in onore di mgr Paul Canart per il LXX compleanno / Bolletino della Badia Creca di Grottaferrata. N. s. 1997. T. LI. P. 177-208.

3 Tsuji Sh. The study of the Byzantine Gospel illustrations in Florence, Laur. Plut. VI 23 and Paris, Bibl. Nat. Cod. Gr. 74. Princeton University, Ph. D., 1968, Fine Arts; Velmans T. Le Tetraevangile de la Laurentienne. Florence VI. 23. P., 1971.

4 Hutter I. Corpus der byzantinischen Miniaturhandschriften: Oxford Bodleian Library, Stuttgart, 1977. Vol. 1. P. 56, il. 207-218.

5 I manoscritti greci della Biblioteca Palatina di Parma / a cura di P. Eleuteri. Milano, 1993. P. 3-13.

6 Рукопись в электронной базе Национальной библиотеки Франции: BnF, Mandragore, base des manuscrits enluminés de la BnF. URL: http://mandragore.bnf.fr/html/accueil.html (Запрос «grec 64», дата обращения 03.07.2018); Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986. С. 71, 215 (63), ил. 117-119; Саминский А. Л. Возникновение и назначение рукописи Национальной библиотеки в Париже gr. 64 // Московия: к 60-летию Б. Л. Фонкича / МГУ им. М. В. Ломоносова. Филологический фак-т. Кафедра византийской и новогреческой филологии. М., 2001. С. 405; Попова, Захарова, Орецкая. Указ. соч. С. 389-393, ил. 353-355.

7 Gamillscheg E. Beobachtungen zum Oeuvre des Kopisten Michael Panerges // Хризограф. Вып. 3: Средневековые книжные центры: местные традиции и межрегиональные связи: Труды международ. науч. конф. Москва, 5-7 сентября 2005 г. М., 2009. С. 76-93.

ми евангелистов чуть более ранним временем (3-й четв. XI в.)8. Кодекс состоит из 302 пергаменных листов размером 240x185 мм. Помимо текста всех четырех Евангелий, написанного в один столбец, рукопись содержит катены или толкования, расположенные в виде непрерывной полосы на верхнем, наружном и нижнем полях листов с 15-го по 295-й. Катены написаны в то же время и рукой того же писца, что и основной текст. Пергамен не окрашен, чернила простые (несколько начальных страниц написано золотом). В рукописи есть таблицы канонов, четыре миниатюры с евангелистами, заставки и инициалы в лепестковом стиле перед оглавлениями и ùrco9éo£iç — вступлениями к Евангелиям. Указатели евангельских чтений, а также перестановка листов с Евангелием от Иоанна в начало кодекса относятся к XIII—XIV вв.9

Для декора данной рукописи характерна продуманность во всем, вплоть до малейших деталей: даже расположение столбцов текста, которое благодаря фантазии писца превращается в изысканный узор (см., например, ил. 3, 4), и само сочетание более крупного шрифта в центре листа и более мелкого, которым написаны катены, становятся выразительными средствами и помогают выполнению задач художника.

В нашей статье будет рассмотрен только сюжетный цикл венской рукописи10 (ил. 1—5). Он состоит из 39 евангельских сцен, помещенных в тексте на полях некоторых листов, начиная с листа 16г.

Манеру исполнения миниатюр можно называть каллиграфичной почти в прямом смысле слова: крошечные фигурки и их группы чем-то напоминают перлшрифт — мелкое, очень изящное минускульное письмо. Ассист использован не для всех фигур и предметов, в отличие, например, от парижского Евангелия grec. 7411, а лишь для некоторых. Но и без золота эти композиции, благодаря виртуозному рисунку и легкой акварельной гамме, кажутся драгоценным бисером, разбросанным в тексте.

8 Попова, Захарова, Орецкая. Указ. соч. С. 70, 360; Попова О. С. Миниатюры греческого Евангелия cod. Theol. gr. 154 из Национальной библиотеки Австрии и некоторые особенности византийского искусства около середины XI века // В созвездии Льва: Сб. статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица / М. А. Орлова, отв. ред. М., 2014. C. 370-383.

9 Buber, Gerstinger. Op. rit. S. 21.

10 О декоративном убранстве и миниатюрах с евангелистами см. примеч. 1, особенно: Са-минский. Восточные истоки и константинопольские источники...

11 См. примеч. 2.

Ил. 1. Сон Иосифа. Миниатюра Четвероевангелия. Вена, Национальная библиотека Австрии. Theol. gr. 154, fol. 16v. 3-я четв. XI в.

у L*AJ yyirr* p. ,

К у \ЖТ О -Ï !7И у Iл ГШ ц ц^ я к к CL4 а* уьПГГ • Ш1 N4W

ftNjVf ^ ^ р '

Г'-ГГГП» V I^'it^jénu -j-в f/v^ Of/fiA-HV^K o/iau^iûe I

^ЗвьгН ff • TtWt f/V

^ t y 0 H | ев y i-umn

<brt rr yy arr'é^ ' 'f Лжг{ M в в-ТВ ufl var-r-V «-U -Гв f H -re ^ " P T" 'Д-Н rr—

TH«--П-p« ^ H т^ал-.У-тгт

£ 1ТТЭ О , çj-Î ;

"TnLJÇ"• v* к * Ko' » « f » i> cr • rr- тдАу -, îf * '

<w yuiq u.

T" X.H -rtrf о м yfj! ¿.jttj' ».сг ,'й-ов /kj-и'б-

-ттч^ me»«Vt> -nraj <t 1 n fi^ j SNO' £ ^

к ГЧ ¿-Л-6-n(ЛТ<Г т»|(0||<| ■ (- I àSj^-ro-ïrl

i , rLiT -JX ГТ/Г^ (Г •

frOf/'i <¿1 -nrpo crrfri. u^» ошти ' luu^,,',

^ ^ -T-r#r TOUr -^-¿UJTWJ p о 1Л-CLITT*-^ . -т,-^ о

J^nM/i-UT" ffr» p ou- ' , T (k^ou^i

; . * Oi^ al^f yf^t тз^ о i p ^ ;H J.

vo <t t> u -x+ff y**> f H rrr^f/'e^fr -гкружх, p OLf, rLj-j-^n ы\ 4 « ^ —f " 'raS V ^ fj • I V'a^/rAО ГТ tô

"7ZTll т*«-5ly кarH.//t-Ci~rr*^.л'-v*^'

, . . î yfyo д^ pm -»v -WT-t», ' 7 . ',л> Л/*"- * "«^fV^ // , ' ~

¿иврорг/К- «TBiJ-^---1 1 ' • ■ Л " ' '

¿^IVTnw l^ff, «V^WK Я4 / I . • . f , | ч

-reViv^'.»-^',,,»-^ t»IÎ5T "yAf • tiraJ o/tu^-

f^K-.-.V^Îy.^o ■Zlufy -ГЧ ^ fi-f r^/mo. к Ъ <frrn4 yi^TTTT! M■

Ka4 I 11 ■ értiв <r fif/1 mj ta rro t '

a- 3 * *TÇ I f/ T« -Tri-nu

U ttrnn» . ' OJ U-p/É-A OUiXX ТО ou ^ ^ о ^ U-CM дл^ OU aurj-Ti и y и 1С "ХОСТ, хгц ou>

Р^лв p н çr+ry г^сг'схл у^ гттга \j •

-rl T'*' -П-Л N в ^T-ae, р/ Д f f ** f f V,» -f-urr^-o/e '■jU-T^V^éryir'

ТЫ pov,^ • тша^вц^« ГТ-^f/ -ТП p M TTi'v ц-Л-у о »/в* ■к p ОР Î4» в-,

Wflr -Trou,

'-An^tr * t^K u -m ur

Л'

к i rl 7 -rir f^^i, vW''" -W.-- к- WlT-r^rif J

JÎ I M- ¿-piyij,! ttAvв toi ГЯ we^e^iayr^e-^yii/Tr^ -rrf"* 11 о I * é^^тгъ

** e «J.r-ri^i^-r- fe »'""Ml rV^ix^f -тиПр-'А-иг^Яло'.^^к-гГ

• r ™ f ™ f '"'."T" ^ *.'" т-'х" -f" ' " - f 7

Uii ÏIJ , frrlW - <4 'f SPH Л-fJ ■ J ' f' - I. " Ч Ц^Мй II 1 r ^ . . V "i . ^ _ . .*

M/K N"fT-f №l< M

^^'►»'«»•• чу'г MiC/u-fttcj . ¿/tv,ù

Ил. 2. Поклонение волхвов. Миниатюра Четвероевангелия. Вена, Национальная библиотека Австрии. Theol. gr. 154, fol. 17v. 3-я четв. XI в.

• • ' I « »W • 1 I* ч <"г

, к „г ,, тк ^ . - ,, . uf,..„ . -Ь» ;. к... -г Л .. ,

.... -rr, лгтту4~р i<rfVr ' , г ~ '/Г4 V ^ ~ Vw^ >L , ' 4 С. ч

o-W' -х^п^е "тЪр-Ь? •^««г^'Г^ги,/ у-/-* * -v nrnrrfo и .

Г Щу о'гуу*->у

те/1 К

• V _ ' у Ч ЧЧ

-9. i*rajr.

о u-oy^ï (ту о ЭС^С IpTH

т{-

те к* Tf

f6 х

тор?

КвдТ* •яо^р w i -nsyfp. тгк

¿rbVyUa-ffiH J- v

-ц «uuu• Оt

—' \\ , "»Г" >\ <Wr- *тггр о т^уиал xJç-r> .

f ! о fj

■ÛjyLoUП ■ о» ,, с.

^•^o urt- ¿^p^r .-«ri «¿tri «i.

'^W^-ÎA aJJTOur^Lt^Jxé^/ H.'t^it&lXLpf aoq-bvzry^-i.

p txxr dw I ЧНл его »-cri • tint ti nJ no ç о кг! У ' О

- , ^ v Г ' > «

б-р О сои К О" fA^f^yj тилпуЦл. cran ajj-j-o IС. CLfJ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-fk Е I О" ТТ> ° ^ • ryéfjWiC

) énctiyoi¿Ц-'^^иЗ^рттй-.

при jfjxf -ocro-f» т-о-р^о и •

f-t> их»-ТО О" • L4-JEM «тт> у L-Ô W) у LL-6-Ч rt.t о ujj -j-о а-; СЧ ^ * . / /

¿»J ojt00 Р в lu uJj-OyLo и -д~о tAU-тап р rrU-fJL-t^ '

ou

/

H -t

—— - —-----------»

I 4 ' 54« « /

T Tl7K7TVJXtnA|y •ntiUTaJJJ'f^tuceu'C' ■«/'►' / ► 4 / ., \ « V I I \ *

{7твм.о-пт|»»А|>нтМ11Г TflïitiTlNttA-' '«»-t^N* КАП*-im4bTju.ipi-ct^T»^,

K-<U TIJTPITON- К^ЛвМмо'нттакг^Ауг' 1 « \ \ \ » A3TTD Tl» V в I» о Y t KAJ t '

Г n \ ' ». , . ' Ç 4

A jl <«» ici -il ME c-rui NIU^Î' {^ и A-y «« -».

T>f" iu, 4 -^i f X^Vf" • ^^rir^f-ri lli^p <rt ; T^Jy^aA^if é-^rcrt'rt H "Tf

•pou)

/ * , ' *e-i■ '4 0 il». кпгтаТ'ттта^ор^гш ш'и^к/иг a'/j^ к ». ilrvi-o

- . Ji"* ' T^-farlT oi tcn4hi-p e/-r • 1л-нт(г irni^r -т^Чаю-т Nu nrif-гу ^t • ^ 7 ^

'' "' ¿""iVl/'-r- ^-L, . -ri pj,4 ¡/T», rS.a^aW» » . в ^ '1 ai-r

^ **" ^"e -ri T-M. T ; ¿" К • ; Sï'-r ^ (л-4^' ^^»^Uifî^

д ^ . yк-r-fKr.nl т/ву

. ;

^»{•ÎK

Ил. 3. Вознесение. Миниатюра Четвероевангелия. Вена, Национальная библиотека Австрии. Theol. gr. 154, fol. 131v. 3-я четв. XI в.

» -г „.W оигмгг K^TOl^Wir-kjLl^ V' I Я

l'^^.VSf'ТУ"

I г " «-ч I , , V ч" " Х- ь ' - - . «Ir' M-N "9 oS д(Ги 0Ш1Н<Г

- ^¿yi- —ч-«7ТЧ-^ Кт»? i-.vi^sfc^Zi».

о ! — ,|{ j llliilij» I ,,,, |

>. "О -rt щ, J,. Д .

TT«^- S y* kVT(V

Toioirroo

ç I H T-W ^ Lâ^rl >S e i C^,

-го'« -K7. ^ «L ^ ^ ~

К t «*J.y N -ГСП OL/3 11

О UT-

ТО

-À, Uf {

... V ч

К Ô \ l ynj rartLfJ -T^Xmj (Г OU JVi cr 6 IJJ I c^rxj^-ru

роим T-OL<r -ГО tTxr-v <JT- •

^ •j-о^гПЧ'' w О 1^4 л ¿LfJ <£o~

Г тгт о / б-р о у TXTJ> о SUO-ô-CLt • О <jfcrtp О-р 1 отцосг

i v » у! ^ / • * а. " 1

[Сели о °сг т^-Лм^ нет о ¿1>аил « сг-см о cj-ol.'

о— -еггр о сг é-ouu-(-o (J • ии ^ о сгн

•тт> ' о -$тг dcj\s<x-p » ira <то i • о *f1 о v ciij il ^ оо о—

_, ► . " « ~ s

тхгггро! До I -7ЯТО 1 TVD (J CLlJ ОО и • ^-Р 'VU U/CCT ' OU 1 , , " ' / *

о 1 К° I • ^»-О l^o I ' « К-**^ 00 О"° iTTXro "Т^-Доо^и " ч еуто» сг »то v crouu-ulcutd о1

tr» TTTTJLfJ егтх* Li-rj-ao ^xcu •

J\fr n> v<ro Q •fy-a-fft-oixr'^a- Tofiô иy.oy ¿ramj

С CM'fi «то qr-н cr auj~rrîvyCA^ot p ' ° / ^ a-erij-H Ti риз ( -y-oe rtfin^i •y~rx>?\an'

p • Uojt^^U M T°cr K°4

i v 4 « .-.Чч,.

^ »/JJ^oo-lo-ftifjo 1 f<0fj clltt-D v . ч VOLf ( -1 ^ » ' « » - IT ^0<r / О TU ТХХГ о K^rfbO y y ^JXXSTJJti

7 Z^j'' °^^ к ?^fi

' l P <*-> rxj_n-at, fj алгг~1л. тем ' ¿^Ъ p T^S

ОО КМД //CjJLOl-tT-

^oyLD ¡ouerfa;-TOirrO t*r KOL/TOW T-O tnro TTÇJ3 СГМ к « i • ^ -TXT>\0 LJJ LLCM.OLTOTT)f/ Kfofj

ОО ^•ХХЛХГ LLJ 6 fi • T6~ >\ 11 О txr 7 РД^

o-f *tu ро<г*го «xi-o/U «œ

Vi*0^/^!/-00^^ I wr • i^J^-au CTTXXJ (^-^-co С OLTO^TX «J^O f Ê i p *

I il. I _« . . _ . . ___ . ____ оЛ . Yv . .. __

ic • x-A-nj'i f ^.¿rl (/ .'^TTrt -ri jui. -J^ TT11V¡ia^s/U-ir • S^SwrK » iirr°_urЦ^Т 1

" "" "rSimu, K П" xi// • IVLi >x ¿j TOÎ^ Tmif euryytffi,T«i/f "-f ^ " К "

Ил. 4. Притча о мытаре и фарисее. Миниатюра Четвероевангелия.

Вена, Национальная библиотека Австрии. Theol. gr. 154, fol. 193. 3-я четв. XIв.

Принцип размещения изображений на полях венского Евангелия не является новым для XI в. Маргинальные миниатюры впервые встречаются в рукописях, относящихся еще к доиконоборческому периоду, — Евангелие Раббулы12 и Си-нопский кодекс из Парижа (BnF, Paris. grec. 1286)13, однако там они находились на полях таблиц Канонов и не были связаны композиционно с евангельским текстом. Ни композиционно, ни по смыслу не похоже оформление венского

12 Il Tetravangelo di Rabbula: Firenze, Biblioteca medicea laurenziana, Plut. 1.56 / a cura di M. Bernabo. Roma, 2008 (с библиографией).

13 Рукопись в электронной базе Национальной библиотеки Франции: BnF, Mandragore, base des manuscrits enluminés de la BnF. URL: http://mandragore.bnf.fr/html/accueil.html (Запрос «Supplément grec 1286», дата обращения 03.07.2018); Лазарев. Указ. соч. С. 51, 52.

Ил. 5. Миниатюры Четвероевангелия. Вена, Национальная библиотека Австрии. Theol. gr. 154. 3-я четв. XI в.

кодекса и на циклы маргинальных миниатюр из Псалтирей сер. IX в.14 (Хлу-довская, ГИМ Хлуд. 129д; фрагменты из Национальной библиотеки Франции, grec. 20; Псалтирь из монастыря Пантократора на Афоне cod. 61) или Четверо-

14 Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской Псалтыри. М.: Искусство, 1977; Corrigan K. Visual Polemics in the Ninth-Century Byzantine Psalters. Cambridge, 1992; Salterio griego Jludov. Madrid: AyN Ediciones, 2007; Dobrynina E. N. New Findings on the Khludov Psalter Revealed during Restoration // Studi in onore di Irmgard Hutter. II. Rivista di ricerche bizantinistiche. Roma, 2011. Vol. 7. P. 1—16. Fig. 1—23; Omont H. Les miniatures des plus anciens manuscrits grecs de la Bibliothèque Nationale du VI au XIV siècle. P., 1929. P. 40-43; Pelekanidis S. M., Christou P. C, Tsioumis Ch., Kadas S. N. The Treasures of the Mount Athos. Illuminated Manuscripts. Athens. Vol. 3. 1979. P. 265, ill. 180-234.

евангелия X в. из Национальной библиотеки Франции grec. 11515. В указанных рукописях, особенно в Paris. grec. 115, данные композиции, как правило, более протяженные, поскольку включают несколько этапов одной истории, и в целом они напоминают довольно громоздкие орнаментальные рамы. Крошечные миниатюрки венского манускрипта обычно двухчастные и располагаются на полях, на свободном пространстве между текстом Евангелия и катенами. Чаще всего изображается одномоментное событие или персонажи, связанные одним действием и показанные «переговаривающимися» через колонку с текстом. И более всего, в плане организации и построения эти композиции походят на миниатюры еще одной рукописи из Парижа, датируемой также 3-й четв. XI в. — Paris. grec. 6416 (ил. 6).

При явном намерении писцов и художников сделать декор книги богатым и даже роскошным, композиции очень лаконичны: практически отсутствуют второстепенные элементы — горки, архитектурные конструкции и даже позем. Если же детали появляются — колодец в беседе с самаритянкой, табурет, на котором сидит Петр в «Омовении ног», камни в сцене пророчества о воскресении мертвых или постель у расслабленного — то скорее как необходимые атрибуты события, а не изображение или хотя бы условное обозначение места действия, в отличие, например, от композиций рукописи из Лауренцианы Plut. VI. 23 (ил. 7) или парижского Четвероевангелия grec. 7417 (ил. 8).

В роли своеобразного пола, позема или стен иногда выступают фигурно расположенные строки катен, как, например, в сцене «Уверения Фомы» (fol. 292r) (ил. 5. 17), где вертикальные и горизонтальные ветви креста образуют подобие стены и пола. В иллюстрации притчи о мытаре и фарисее (fol. 193) (ил. 4) крестообразное расположение текста катены не только образует сложную архитектурную конструкцию для места действия, но и буквально материализует глубокую разницу между духовным настроем персонажей, ветхозаветным и христианским пониманием праведности. О том, что подобные приемы были намеренными, глубоко продуманными и согласованными между писцом и художником, лучше всего свидетельствует миниатюра с изображением Овчей купели (fol. 233r)

15 Byzance et la France médiévale: manuscrits à peintures du Ile au XVIe siècle. P., 1958. № 15; Paschou C. Les peintures dans un Tétraévangile de la Bibliothèque Nationale de Paris: le Grec 115 (Xe siècle) // Cahiers archéologiques. 1972. Vol. 22. P. 61-86.

16 См. примеч. 6.

17 См. примеч. 2 и 3.

Ил. 6. Лист с миниатюрами из Четвероевангелия. Париж, BnF, grec. 64, fol. 64v. 3-я четв. XI в.

Ил. 7. Лист с миниатюрами из Четвероевангелия.

Флоренция, библиотека Лауренциана. Plut. VI. 23, fol. 25v. 3-я четв. XIв.

(ил. 5. 10), расположенная в промежутке между основным текстом и катеной, в правом нижнем углу. Мастерство художника позволяло сделать миниатюру чуть уже и поместить ее в стандартное по размерам пространство. Однако в соответствующем месте, на уровне расширения купели, строки катены написаны с небольшим отступом, поэтому левый край текста аккуратно «обходит» округлые очертания источника, куда из более узкого вертикального пространства влетает ангел.

Что касается принципов отбора сюжетов для миниатюр, прежде всего необходимо отметить предельную конкретность изображений, которые запечатлевают один ключевой момент рассказа, иногда совпадающий с его началом, как

Ил. 8. Отослание на проповедь апостолов. Миниатюра Четвероевангелия.

Париж, BnF, ms. grec. 74, fol. 20v. 1058/1059 г.

на листе 84г, иногда с серединой или концом, как на листе 131г. Если это сцена поклонения волхвов (fol. 17r) (ил. 2), то мы видим группу из трех волхвов, с одной стороны, и Богоматерь с Младенцем на троне — с другой, в «Молении в Гефсиманском саду» — коленопреклоненного Христа и ангела над Ним, в «Исцелении слепорожденного» (fol. 255r) — Христа и слепца. Персонажи второго плана вводятся только там, где они абсолютно необходимы: в сцене Омовения ног помимо Христа и Петра есть группа учеников, но сцена Отречения Петра проиллюстрирована только изображением сидящего в одиночестве и плачущего апостола (fol. 268r).

Продолжение повествования может быть проиллюстрировано позже, также рядом с соответствующими словами. Примером является рассказ об исцелении расслабленного, 38 лет пролежавшего около Силоамской купели и исцеленного словом Иисуса. Первая миниатюра (fol. 233r) относится к 3-му и части 4-го стиха 5-й главы Евангелия от Иоанна: «В них лежало великое множество больных, сле-

пых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды; ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды...». Художник очень точно следует тексту, в котором еще не упоминается больной, поэтому он изображает купель с двумя лежащими и одним сидящим человеком, из которых никто не может быть выделен и идентифицирован как главный герой события. Вторая миниатюра, представляющая уже сам момент исцеления и выздоровевшего с постелью на плечах (Ин 5. 8—9), помещена на обороте листа, рядом с восьмым стихом — там, где чудо и описывается.

Чаще всего изображения очень точно совмещаются не только со стихом, но и с конкретной строкой. Благодаря такому расположению миниатюры оказываются встроенными в нужные строки текста, а описанные в нем события буквальным образом заключены в изобразительную реальность. В силу своей лаконичности и простоты миниатюры предназначаются не столько для рассматривания, сколько для подтверждения написанного. Единственным исключением является помещенная на верхнем поле страницы развернутая композиция «Чудо умножения хлебов» (fol. 238г), в одном месте представляющая ряд последовательно случившихся событий, благодаря чему ее можно охарактеризовать как нарративную и провести параллель с аналогичными композициями парижского Евангелия grec. 74 и флорентийского Laur. Plut. 2318.

Чтобы определить главный принцип, который лежал в основе формирования цикла данной рукописи, приведем здесь некоторые наблюдения.

• Количество миниатюр в каждом из Евангелий неодинаково, и можно отметить, что они проиллюстрированы довольно неравномерно: 6 в Евангелии от Матфея, 3 — от Марка, 8 — от Луки, 21 — от Иоанна.

• Сюжеты миниатюр не повторяются на протяжении всей рукописи, вне зависимости от того, сколько раз описывается то или иное событие (только в одном Евангелии или в нескольких). То есть у создателей миниатюр не стояла задача проиллюстрировать каждое Евангелие более или менее развернутым, но «собственным» циклом.

• Наибольшее количество миниатюр — в Евангелии от Иоанна, но и этот факт, как и в случае синоптических текстов, не свидетельствует о нарратив-ности как о принципе, положенном в основу иллюстрирования.

• В рукописи есть миниатюры, обычно соотносящиеся с началом каждого Евангелия и теми праздниками, когда эти Евангелия начинают читаться за богослужением: «Поклонение волхвов» перед Евангелием от Матфея (события Рождества), «Проповедь Предтечи» перед Евангелием от Марка (приготовление к Богоявлению), «Благовестие Захарии» перед Евангелием от Луки (Рождество Иоанна Предтечи). Первые миниатюры Евангелия от Иоанна — иллюстрация стихов из чтения на Пасху.

• Благодаря изображениям оказались «отмеченными» миниатюрами чтения на следующие праздники и дни:

18 О нарративном принципе организации циклов иллюстраций см. работы К. Вайцмана, например: Weitzmann K. Narrative and Liturgical Gospel Illustrations // Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination / H. L. Kessler, ed. The University of Chicago Press, Chicago; L., 1971. P. 247-270.

Подвижный цикл19:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неделя о мытаре и фарисее на литургии

Вторник Сырной седмицы на литургии20

Торжество Православия

Лазарева суббота

На литургии в Неделю ваий

Великий Четверг на утрени (12 Евангелий)

Великий Четверг на утрени

Великий Четверг на литургии

Великая Суббота на литургии

Пасха

Понедельник Светлой седмицы Среда Светлой седмицы Неделя 2-я по Пасхе («О Фоме») Неделя 4-я по Пасхе («Орасслабленном») Вторник 5-й седмицы по Пасхе Среда 5-й седмицы по Пасхе Четверг 5-й седмицы по Пасхе Неделя 5-я по Пасхе («О самаряныне») Неделя 6-я по Пасхе («О слепорожденном») Суббота 7-й седмицы по Пасхе (заупокойное) Неделя 7-я по Пасхе (Святых отец) Вознесение (на утрени)

Неподвижный цикл21: Рождество Богородицы Воздвижение

Преставление апостола Иоанна Богослова Введение (на утрени)

13 ноября память святителя Иоанна Златоуста на утрени (продолжение того же — на литургии)

Неделя перед Рождеством Христовым, святых отец

Навечерие Рождества Христова

Рождество на утрени

Рождество на литургии

Неделя перед Богоявлением на литургии

Навечерие Богоявления на утрени

Навечерие Богоявления на литургии

Заутреня на Богоявлении

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Сретение (на утрени) Сретение (на литургии)

19 Праздники перечислены в порядке Триоди, а не в порядке следования в Евангелии.

20 Тот же фрагмент Евангелия входит в чтение на литургии в Великий Четверг.

21 Праздники перечислены в порядке богослужебного года.

Благовещение, Служба Пресвятой Богородице (иконам) на литургии 24 июня Рождество Иоанна Предтечи

29 августа Усекновение главы Иоанна Предтечи (на литургии) 24 сентября на Зачатие Предтечи Происхождение древ Честнаго Креста Успение

В конце рукописи приводятся также следующие чтения: 1-е воскресное Евангелие, 9-е воскресное Евангелие На водосвятии Происхождения древ Честнаго Креста 1 авг. Заупокойные субботы Таинство Крещения

Приведенные данные позволяют сделать вывод, что отбор сюжетов для миниатюр был определен влиянием богослужебного цикла. На данный момент в кодексе присутствуют указатели чтений, датируемые, как и надписи богослужебного назначения, XIII—XIV вв. В это же время листы с Евангелием от Иоанна были перенесены с конца рукописи в начало. Таким образом Четвероевангелие попытались превратить в лекционарий. Однако, как мы видим, уже при создании рукописи в формат Четвероевангелия при помощи значков-миниатюр изящным образом были «встроены» синаксарь и менологий, поскольку миниатюрами были отмечены именно те тексты, которые были особенно важны в богослужебной практике и читались в указанные праздничные дни. Иными словами, для данного Евангелия богослужебное использование предполагалось изначально. Предложенная концепция объясняет, в частности, почему при относительно небольшом цикле миниатюр две из них иллюстрируют рассказ о расслабленном у Овчей купели. Первая (fol. 233г) отмечает начало чтения на малое освящение воды, в праздник Происхождения древ Честнаго Креста и в другие дни, когда бывало водосвятие, а вторая, с изображением непосредственно исцеления (fol. 233v), — чтение 4-й недели по Пасхе («О расслабленном»). То же самое можно сказать о двух миниатюрах, посвященных истории об исцелении слепорожденного: одна из них помещена в чтении на 6-е воскресенье по Пасхе («О слепорожденном»), другая — на четверг 5-й седмицы по Пасхе. То же чтение («О пастыре и овцах») звучит на утрени в день празднования памяти святителя Иоанна Златоуста, одного из главных христианских авторов-богословов, чья литургия служится ббльшую часть церковного года.

Обращает на себя внимание то, что цикл венской рукописи не содержит никаких символических изображений, прежде всего «Сошествия во ад». Начало Евангелия от Иоанна в это время уже давно и стойко связано с Пасхой, так как первая глава этого Евангелия читается во время литургии в пасхальную ночь. Поскольку к данному моменту уже сложился и развился такой формат богослужебного Евангелия, как Лекционарий, в котором расположение чтений подчинено не хронологии и историческому принципу, а литургическим нуждам, то иллюстрация пасхального чтения именно композицией «Сошествие во ад» в этих рукописях не вызывает вопросов. Появление же данного изображения в на-

чале Евангелия от Иоанна в Четвероевангелиях сначала только в заставке (при ее наличии, как это сделано в двух рукописях — E. D. Clarke 10 из Оксфорда22 (ил. 9) и Palat. cod. 5 из Пармы)23, а затем, в более позднее время, внутри самого евангельского текста24, можно объяснить только влиянием на циклы их миниатюр литургического принципа, положенного в основу при иллюстрировании богослужебных Евангелий (Лекционариев).

В венской рукописи, тем не менее, пасхальное чтение сопровождается иллюстрацией с изображением Христа и Предтечи, свидетельствующего о Нем, а не «Сошествием во ад», как и в рукописи Paris. grec. 64. С одной стороны, это можно объяснить тем, что в XI — нач. XII в. данная композиция помещается в начале Евангелия от Иоанна только при наличии заставки как факультативное изображение, не иллюстрирующее сам текст. Однако «Сошествие во ад» не используется для иллюстрации Воскресения Христа в Четвероевангелии из Вены и в других главах, где об этом говорится прямо, в то время как в более ранней, парижской рукописи grec. 74 эта композиция использована трижды — в Евангелиях от Матфея, Марка и Иоанна, наряду с изображениями непосредственно по тексту. Другая символическая композиция — «Христос Ветхий деньми». Это изображение, свидетельствующее о том, что Иисус — это воплотившийся вечный Логос, присутствует на заставках Четвероевангелий grec. 74 из Национальной библиотеки Франции25 и Palat. cod. 5 из Пармы26, а также есть среди миниатюр cod. Paris grec. 64 (fol. 158v)27. Поэтому теоретически такая композиция могла быть использована художниками венского манускрипта. Но, скорее всего,

22 HutterI. Corpus der byzantinischen Miniaturhandschriften: Oxford Bodleian Library, Stuttgart, 1977. Bd. I. Nr. 38. S. 59. Abb. 207-224.

23 I manoscritti greci della Biblioteca Palatina... P. 3-13.

24 Свидетельством этому являются такие рукописи столичной школы второй четверти XII в., как часть Нового Завета с Апокалипсисом (Codex Ebnerianus) из Бодлеянской библиотеки в Оксфорде и Евангелие Син. гр. 519 (Влад. 14) из Государственного исторического музея в Москве, обе рукописи украшены миниатюрами с евангелистами перед каждым из Евангелий, и к изображению каждого евангелиста прилагается праздник, а также памятники раннепалеологовской эпохи — Четвероевангелия cod. 5 из Иверского монастыря, написанное и проиллюстрированное, с большой долей вероятности, в Константинополе, и cod. Paris. grec. 54 из Национальной библиотеки Франции, созданное, скорее всего, в провинциальной мастерской в последней четв. XIII в. В каждом из Евангелий все сцены следуют в хронологическом порядке, однако композиция «Сошествие во ад» предшествует Евангелию от Иоанна, а не заключает его. Таким образом, во всех названных рукописях присутствует один и тот же принцип соединения определенного события с определенным евангелистом, с тем отличием, что в данном случае праздничные сцены (Рождество, Крещение, Благовещение и Сошествие во ад) начинают ряд иллюстраций внутри соответствующего Евангелия (см.: Hutter I. Corpus der byzantinischen Miniaturhandschriften: Oxford Bodleian Library, Stuttgart, 1977. Bd. I. S. 59, Abb. 236, 240, 241; Лазарев. Указ. соч. С. 223 (49), ил. 261; Pelekanidis S. M., Christou P. C., Tsioumis Ch., Kadas S. N. The Treasures of the Mount Athos. Illuminated Manuscripts. Athens. Vol. 2. 1975. P. 297; MaxwellK. Between Constantinople and Rome: An Illuminated Byzantine Gospel Book and the Union of Churches (Paris gr. 54). Ashgate, 2014. P. 232; Рукопись в электронной базе Национальной библиотеки Франции, BnF, Mandragore, base des manuscrits enluminés de la BnF: URL: http:// mandragore.bnf.fr/html/accueil.html (Запрос «grec 54», дата обращения: 03.07.2018)).

25 См.: Попова., Захарова, Орецкая. Указ. соч. Ил. 296 на с. 347.

26 См.: Там же. Ил. 369 на с. 404.

27 Лазарев. Указ. соч. Ил. 118; также см. примеч. 6.

Ил. 9. Сошествие во ад. Миниатюра Четвероевангелия. Оксфорд, Бодлеянская библиотека. E. D. Clarke 10, fol. 124r. Посл. четв. XIв.

из-за стремления к предельной ясности, простоте и прозрачности отношений между текстом и изображением, мастера Евангелия 1Ьео1. 154 вообще не стали нагружать цикл композициями, имеющими такую сложную символическую и литургическую окраску.

Тем не менее в данной рукописи существует одна миниатюра, сюжет которой до сих пор не поддавался прочтению. Это иллюстрация стихов 12—13 из 17-й главы Евангелия от Иоанна, посвященной последней беседе Христа с учениками (л. 279у) (ил. 5.5). Миниатюра, находящаяся в нижнем левом углу пространства между катеной и евангельским текстом, представляет собой композицию из двух человек, один из которых — юноша, почти мальчик, в короткой тунике, стоит,

слегка нагнувшись, и благословляет коленопреклоненного бородатого человека с воздетыми руками. П. Буберль правильно идентифицировал стоящего юношу как Христа-Эммануила (безбородый, с крестчатым нимбом), предположив, что бородатый человек в позе оранта — это Иосиф, приемный отец Иисуса28. Тот же автор предложил и вторую интерпретацию этой фигуры как изображения к стиху 12: «... кроме сына погибели, чтобы Писание исполнилось...», то есть в евангельском контексте — Иуды Искариота. Учитывая те особенности, которые имеет данный цикл изображений — точное следование тексту и буквальное воспроизведение конкретных стихов, сложно предположить, что Иосиф Обруч-ник, речи о котором нет не только в этом эпизоде, но и вообще в Евангелии от Иоанна, вдруг появляется на страницах, где записана последняя беседа Христа с учениками и Его молитва к Отцу. Точно так же не проясняет ситуацию предположение о «сыне погибели». Кто же изображен перед Христом-Эммануилом? Если это Иуда, предавший Христа, то почему он находится в почтительной молитвенной позе? Или наоборот, это собирательный образ тех, из которых «никто из них не погиб, кроме сына погибели...» (Ин 17. 12)? Как кажется, ни одна из трактовок не является верной.

Приблизиться к пониманию данного образа помогают детали одежды коленопреклоненного человека: на нем надеты не просто хитон и гиматий, а, как кажется, священническая риза. Миниатюра находится рядом со стихами 12—13, которые являются заключительными в чтении 7-й недели по Пасхе, посвященной Святым отцам I Вселенского Собора (Ин 17. 1—13). Созванный против ереси Ария, этот Собор утвердил исповедание Божества Сына и почитание Его наравне с Отцом. С осуждением арианства связан важный эпизод из жизни одного из отцов Церкви — священномученика Петра Александрийского, в течение нескольких лет возглавлявшего Александрийскую богословскую школу. Согласно житию, в темнице накануне казни Петру явился Христос в образе Эммануила в разодранных ризах и на вопрос святителя, кто так с Ним поступил, ответил: «Арий безумный». Этот сюжет был широко распространен во фресковой живописи начиная с XIII в., причем, по мнению исследователей, данное изображение сразу же получило литургическое осмысление, поскольку Христос, явившийся Петру Александрийскому, символизирует жертву Христа в Евхаристии29. Сложение данной иконографии относится к более раннему периоду — Х—Х! вв., о чем говорят изображения в трех манускриптах: Ватиканском Менологии (X в.), Ме-нологии из Национальной библиотеки Франции £г. 580 (сер. XI в.) и Литургическом свитке из Иерусалима, хранящемся в библиотеке Греческого патриархата ^аугои. 109, 3-я четв. XI в.)30. Сравнительный анализ иконографии видения Петра Александрийского на имеющемся в нашем распоряжении изобразительном материале позволяет трактовать миниатюру на листе 279у венского манускрип-

28 ВыЬвН, Gerstinger. Ор. сИ. 8. 31.

29 Лидов А. М. «Приносяй и приносимый»: О символике образа Петра Александрийского в церкви Спаса на Нередице // Новгородский исторический сборник. СПб., 2000. Вып. 8 (18). С. 193, примеч. 34.

30 Там же. С. 185-198. С. 191, примеч. 26 и 27.

та как редуцированный вариант той же самой сцены (ил. 10) и, таким образом, выявить еще одно, достаточно раннее изображение этого сюжета.

И, наконец, еще одной особенностью, которая не поддается объяснению ввиду недостаточности информации о происхождении рукописи, является то, что миниатюры, посвященные проповеди и событиям из жизни Иоанна Предтечи, имеются в трех Евангелиях (от Марка, Луки и Иоанна). С учетом достаточно небольшого общего количества иллюстраций, можно только предположить, что богослужения, связанные с Предтечей, были особенно важны в том храме или монастыре, для которого изготовлялось данное Евангелие. Важнейшим монастырем Константинополя был как раз Студийский монастырь Иоанна Крестителя, в котором во 2-й пол. XI в. было изготовлено несколько рукописей с миниатюрами в мелком масштабе на полях и в тексте31. Однако вопрос о возможной связи со Студийским монастырем нуждается в дальнейших исследованиях, как и биография писца Михаила Панерги-са, который, по мнению Э. Гамильшега, был переписчиком венской рукописи32.

Если рассматривать историю византийской миниатюры в контексте того, как эта живопись отражала и выражала богослужебные, литургические аспекты христианского богословия, то, безусловно, комниновская эпоха представляет самый богатый и интересный в иконографическом плане спектр художественных идей и их воплощений. Именно для данного времени важно иметь в виду взаимное влияние иллюстративных циклов Четвероевангелий и Лекционариев и видеть его как динамический процесс, поскольку в дальнейшем происходит закрепление сложившихся схем и теряется разнообразие подходов к иллюстрированию. Венская рукопись как раз представляет одну из

наиболее оригинальных изобразитель- „ _ л ,, , , .

Ил. 10. Видение Петра Александрийского.

ных программ, лежащих в основе цикла

^ ^ ' Фреска южной стены часовни

миниатюр. В данном стучае литуршче- Пресвятой Богородицы в Грачанице.

ский «оттенок» иконографии всего цик- Сербия. 1318 г.

31 См. по данному вопросу работы И. Хуттер: Hutter I. Le copiste du Métaphraste. On a center for Manuscript Production in Eleventh Century Constantinople // I manoscritti greci tra riflessione e dibattito. Atti del V Colloquio Internazionale di Paleografía Greca (Cremona, 4-10 ottobre 1998) / A cura di G. Prato. Firenze, 2000. P. 535-586; Hutter. Theodoros Вфкоурафод...

32 Gamillscheg. Op. cit.

ла иллюстраций придает не использование неких специальных символических композиций, а сама идея — с помощью изображений отметить наиболее важные для богослужения тексты33.

Ключевые слова: Четвероевангелие, миниатюры, циклы миниатюр, Византия, эпоха Комнинов, иконографическая программа, иллюстрированные рукописи, византийская книжная иллюстрация, иллюминированные рукописи XI в.

Список литературы

Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986. Лидов А. М. «Приносяй и приносимый». О символике образа Петра Александрийского в церкви Спаса на Нередице // Новгородский исторический сборник. СПб., 2000. Вып. 8 (18). С. 185-198. Попова О. С. Миниатюры греческого Евангелия cod. Theol. gr. 154 из Национальной библиотеки Австрии и некоторые особенности византийского искусства около середины XI века // В созвездии Льва: Сб. статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица / М. А. Орлова, отв. ред. М., 2014. C. 370-383. Попова О. С., Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийская миниатюра второй половины Х — начала XII века. М., 2012. Саминский А. Л. Восточные истоки и константинопольские источники украшения рукописи Австрийской Национальной библиотеки Theol. gr. 154 // Палеография и Кодико-логия: 300 лет после Монфокона: Материалы международной конференции. Москва, 14-16 мая 2008 г. М., 2008. С. 158-164. Саминский А. Л. Возникновение и назначение рукописи Национальной библиотеки в Париже gr. 64 // Московия: к 60-летию Б. Л. Фонкича / МГУ им. М. В. Ломоносова. Филологический факультет. Кафедра византийской и новогреческой филологии. М., 2001.

Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской Псалтыри. М.: Искусство, 1977.

Buberl P., Gerstinger H. Die byzantinischen Handschriften, II. Die Handschriften des X-XYIII.

Jahrhunderts. Leipzig, 1938. Byzance et la France médiévale: manuscrits à peintures du IIe au XYIe siècle. P., 1958. Corrigan K. Visual Polemics in the Ninth-Century Byzantine Psalters. Cambridge, 1992. Dobrynina E. N. New Findings on the Khludov Psalter Revealed during Restoration // Studi in onore di Irmgard Hutter. II. Rivista di ricerche bizantinistiche. Roma, 2011. Vol. 7. P. 1-16.

Gamillscheg E. Beobachtungen zum Oeuvre des Kopisten Michael Panerges // Хризограф. Вып. 3: Средневековые книжные центры: местные традиции и межрегиональные связи: Труды международ. научн. конф. Москва, 5-7 сентября 2005 г. М., 2009. С. 76-93.

33 Иллюстрации 1, 2, 9 приводятся по изданию: Попова О. С., Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийская миниатюра 2-й пол. Х — нач. XII в. М., 2012.

Ил. 5 по изданию: Buberl P., Gerstinger H. Die byzantinischen Handschriften, II. Die Handschriften des X-XVIII. Jahrhunderts. Leipzig, 1938. Taf. XI.

Ил. 7, 8 находятся в общем доступе на сайте библиотеки Лауренциана. Ил. 6, 11 — в общем доступе на сайте BnF. Ил. 3, 4 — фото автора.

Ил. 10 — в свободном доступе на сайте: http://www.ruicon.ru/arts-new/fresco/1x1-dtl/ grachanitca/videnie_petra_aleksandrijskogo_chasovnya_presvyatoj/ (дата обращения 03.07.2018)

Е. А. Калинина. О принципах организации цикла сюжетных миниатюр Четвероевангелия... Gerstinger H. Die griechische Buchmalerei. Wien, 1926.

Hutter I. Corpus der byzantinischen Miniaturhandschriften: Oxford Bodleian Library, Stuttgart, 1977. Bd. 1.

Hutter I. Theodoras ВфХюурафод und die Buchmalerei in Studiu // Onépa. Studi in onore di mgr Paul Canart per il LXX compleanno / Bolletino della Badia Creca di Grottaferrata. N. s. 1997. T. LI. P. 177-208.

Hutter I. Le copiste du Métaphraste. On a center for Manuscript Production in Eleventh Century Constantinople // I manoscritti greci tra riflessione e dibattito. Atti del V Colloquio Internazionale di Paleografia Greca (Cremona, 4-10 ottobre 1998) / A cura di G. Prato. Firenze, 2000. P. 535-586.

I manoscritti greci della Biblioteca Palatina di Parma / a cura di P. Eleuteri. Milano, 1993.

II Tetravangelo di Rabbula: Firenze, Biblioteca medicea laurenziana, Plut. 1.56 / a cura di M. Bernabo. Roma, 2008.

Manuscript Illumination / H. L. Kessler, ed. The University of Chicago Press. Chicago; L., 1971.

MaxwellK. Between Constantinople and Rome: An Illuminated Byzantine Gospel Book and the

Union of Churches (Paris gr. 54). Ashgate, 2014. Millet G. Recherches sur l'iconographie de l'Évangile aux XIVe, XVe et XVIe siècles d'après les

monuments de Mistra, de la Macédoine et du mont Athos. P., 1916. Omont H. Evangiles avec peintures byzantines du XI siècle. Reproduction des 361 miniatures du

manuscrit Grec 74 de la Bibliothèque Nationale. P., 1909. Omont H. Les miniatures des plus anciens manuscrits grecs de la Bibliothèque Nationale du VI au XIV siècle. P., 1929.

Paschou C. Les peintures dans un Tétraévangile de la Bibliothèque Nationale de Paris: le Grec 115

(Xe siècle) // Cahiers archéologiques. 1972. Vol. 22. P. 61-86. Pelekanidis S. M., Christou P. C., Tsioumis Ch., Kadas S. N.The Treasures of the Mount Athos.

Illuminated Manuscripts. Athens. Vol. 2. 1975. Pelekanidis S. M., Christou P. C., Tsioumis Ch., Kadas S. N. The Treasures of the Mount Athos.

Illuminated Manuscripts. Athens. Vol. 3. 1979. Salterio griego Jludov. Madrid: AyN Ediciones, 2007.

Tikkanen J. J. Studien über die Farbengebung in der mittelalterlichen Buchmalerei. Helsingfors, 1933.

Tsuji Sh. The study of the Byzantine Gospel illustrations in Florence, Laur. Plut. VI 23 and Paris,

Bibl. Nat. Cod. Gr. 74. Princeton University, Ph. D., 1968. Tsuji Sh. The Headpiece Miniatures and Genealogy Pictures in Paris. Gr. 74 // Dumbarton Oaks Papers. 1975.

Velmans T. Le Tetraevangile de la Laurentienne. Florence VI.23. P., 1971. Weitzmann K. Narrative and Liturgical Gospel Illustrations // Studies in Classical and Byzantine. Chicago; L., 1971. P. 247-270.

Электронные ресурсы

Vindob. Ms. Grec. 154. ÖNB-Kataloge. URL: http://data.onb.ac.at/rec/AC13909319 (дата обращения 03.07.2018).

Cod. Paris. gr. 54, gr. 64, gr. 74. BnF, Mandragore, base des manuscrits enluminés de la BnF. URL: http://mandragore.bnf.fr/html/accueil.html (дата обращения 03.07.2018).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

2018. Vol. 32. P. 59-80

DOI: 10.15382/sturV201832.59-80

Evgeniya Kalinina, Fellow Department of Manuscripts, Russian National Library, 18 Sadovaya Str., St. Petersburg, 191069, Russian Federation ev g5408@yandex .ru

ORCID: 0000-0001-9875-2048

Principles of Arranging the Cycle of Storyline Miniatures of the Four Gospels from the Austrian National Library (Theol. Gr. 154)

E. Kalinina

Abstract: The Four Gospels from the Austrian National Library (Theol. gr. 154) belong to the golden age of Byzantine book illumination. The manuscript dating from the 1070s — 1080s was written on parchment and contains, in addition to the Four Gospels, the catena (commentary) strung together on the margins like links of a chain. The manuscript is decorated with Canon plates, portraits of the Evangelists and 39 pictures illustrating various events described in the Gospels, with tiny figures presented in a masterly calligraphic style. The miniatures are placed on the margins, often facing each other on either sides of the text. They depict certain individual events and persons. The pictures are inserted in respective lines, integrating narration into figurative reality. The article intends to define the main principle underlying the selection and the organisation of the illustrations in the manuscript. The pictorial series in this Vienna codex differs, both in design and in meaning, from any other illuminated series found on the margins of manuscripts of the 6th, 10th or 11th centuries. Some of the patterns suggest that the artists refrained from the narrative typical of many illuminated manuscripts of the late 11th century. The Vienna codex also includes the synaxarion and menologion dating from between the 13th and 14th centuries. This was the time when St John's narration was taken from the end to the beginning of the manuscript in order to use the Four Gospels as a lectionary. Comparative analysis of the images and the text suggests that subject selection for miniature painting depended on liturgical cycle, i.e. the craftsmen chose to illuminate the most important church-service texts. The use of miniature icons for the "embedding" of the synaxarion and menologion in the Four Gospels allows us to suggest that the manuscript was intended for use in church service. The cycle of miniatures of the Vienna codex represents one of the most interesting and ingenious solutions in the Byzantine book design of the Comnenian period. This cycle is important for the study of illustration of the Gospels and creation of iconographic programmes in the Byzantine manuscripts on the whole.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Four Gospels, Austrian National Library, codex Theol. gr. 154, cycle ofminiatures, book design, Byzantine illuminated manuscripts, painting in Comnenian period.

References

Bernabo M. (ed.) (2008) Il Tetravangelo di Rabbula: Firenze, Biblioteca medicea laurenziana, Plut. 1.56. Roma.

Buberl P., Gerstinger H. (1938) Die byzantinischen Handschriften, II. Die Handschriften des X—XVIII. Jahrhunderts. Leipzig.

Corrigan K. (1992) Visual Polemics in the Ninth-Century Byzantine Psalters. Cambridge.

Dobrynina E. N. (2011) "New Findings on the Khludov Psalter Revealed during Restoration", in Studi in onore di Irmgard Hutter. II. Rivista di ricerche bizantinistiche. Roma, 2011, vol. 7, pp. 1-16.

Eleuteri P. (ed.) (1993) Imanoscrittigreci della Biblioteca Palatina di Parma. Milano.

Gamillscheg E. "Beobachtungen zum Oeuvre des Kopisten Michael Panerges", in Khrizograf. 3: Srednevekovye knizhnye tsentry: mestnye traditsiiimezhregionalnyesviazi: Trudymezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Moskva, 5—7sentiabria 2005g. [Khrizograf. Vol. 3: Mediaeval Book Centres: Local Traditions and Interregional Links. Proceedings ofthe International Conference, Moscow, 5-7 September 2005]. Moscow, pp. 76-93.

Gerstinger H. (1926) Die griechische Buchmalerei. Wien.

Hutter I. (1977) Corpus der byzantinischen Miniaturhandschriften. Bd. 1. Stuttgart.

Hutter I. (1997) "Theodoros BiPXiOYpa^oç und die Buchmalerei in Studiu", in Onépa. Studi in onore di mgr Paul Canartper il LXX compleanno / Bolletino della Badia Creca di Grottaferrata, vol. LI, pp. 177-208.

Hutter I. (2000) "Le copiste du Métaphraste. On a center for Manuscript Production in Eleventh Century Constantinople", in I manoscritti greci tra riflessione e dibattito.Atti del V Colloquio Internazionale di Paleografia Greca (Cremona, 4—10 ottobre 1998). Firenze, pp. 535-586.

Kessler H. L. (ed.) (1971) Manuscript Illumination. Chicago; London.

Lazarev V. N. (1986) Istoriia vizantiiskoi zhivopisi [History of Byzantine Painting]. Moscow (in Russian).

Lidov A. M. (2000) "«Prinosiai i prinosimyi». O simvolike obraza Petra Aleksandriiskogo v tserkvi Spasa na Nereditse" ["«Prinosiai i prinosimyi» (Church Slavonic 'the One Bringing and the One Being Brought'). On the Symbolism of the Image of Peter of Alexandria in the Church of the Saviour on the Nereditsa"]. Novgorodskii istoricheskii sbornik, 2000, vol. 8 (18), pp. 185-198. St Petersburg (in Russian).

Maxwell K. (2014) Between Constantinople and Rome: An Illuminated Byzantine Gospel Book and the Union of Churches (Parisgr. 54). Ashgate.

Omont H. (1929) Les miniatures des plus anciens manuscrits grecs de la Bibliothèque Nationale du VIau XIVsiècle. Paris.

Pankova M. et al. (eds.) (2007) Salterio griego Jlüdov. Madrid.

Paschou C. (1972) "Les peintures dans un Tétraévangile de la Bibliothèque Nationale de Paris: le Grec 115 (Xe siècle)". Cahiers archéologiques, 1972, vol. 2, pp. 61-86.

Pelekanidis S. M., Christou P. C., Tsioumis Ch., Kadas S. N. (1975) The Treasures of the Mount Athos. Illuminated Manuscripts, vol. 2. Athens.

Pelekanidis S. M., Christou P. C., Tsioumis Ch., Kadas S. N. (1979) The Treasures of the Mount Athos. Illuminated Manuscripts, vol. 3. Athens.

Popova O. S., Zakharova A. V., Oretskaia I. A. (2012) Vizantiiskaia miniatiura vtoroipoloviny X— nachalaXIIveka [Byzantine Miniature of the Second Half of the 10th — Early 12th Centuries]. Moscow (in Russian).

Popova O. S. (2014) "Miniatiury grecheskogo Evangeliia cod. Theol. gr. 154 iz Natsional'noi biblioteki Avstrii i nekotorye osobennosti vizantiiskogo iskusstva okolo serediny XI veka" ["Miniatures of the Greek Gospels cod. Theol. gr. 154 from the Austrian National Library

and Some Features of the Byzantine Art of around Mid-1101 Century"], in Orlova M. A. (ed.) Vsozvezdii Lva. Sbornik statei po drevnerusskomu iskusstvu v chest' Lva Isaakovicha Lifshitsa [In the Constellation of Leo. Collection of Papers on Old Russian Art Commemorating Lev Isaakovich Lifshits]. Moscow, pp. 370-383 (in Russian). Porcher J., Concasty M.-L., Astruc Ch. (eds.) (1958) Byzance et la France médiévale: manuscrits

à peintures du IIe au XVIe siècle. Paris, 1958. Saminskii A. L. (2001) "Vozniknovenie i naznachenie rukopisi Natsional'noi biblioteki v Parizhe gr. 64" ["Origin and Purpose of the Manuscript from the National Library in Paris gr. 64"], in Moskoviia: k 60-letiiu B. L. Fonkicha [Muscovy: for the 60th Anniversary of B.L. Fonkich]. Moscow (in Russian).

Saminskii A. L. (2008) "Vostochnye istoki i konstantinopol'skie istochniki ukrasheniia rukopisi Avstriiskoi Natsional'noi biblioteki Theol. gr. 154" ["Eastern Origins and Constantinople Sources of Illustration of the Manuscript from the Austrian National Library Theol. gr. 154"], in Paleografiia i Kodikologiia: 300 letposle Monfokona. Materialy mezhdunarodnoi konferentsii. Moskva, 14—16 maia 2008 g. [Paleography and Codicology. 300 Years after Montfaucon. Proceedings of the International Conference. Moscow, 14-15 May, 2008]. Moscow, pp. 158— 164 (in Russian).

Shchepkina M. V. (1977) Miniatiury Khludovskoi Psaltyri [Miniatures of Khludov Psalter]. Moscow. (in Russian).

Tikkanen J. J. (1933) Studien über die Farbengebung in der mittelalterlichen Buchmalerei. Helsingfors.

Tsuji Sh. (1975) The Headpiece Miniatures and Genealogy Pictures in Paris. Gr. 74. Dumbarton Oaks Papers.

Velmans T. (1971) Le Tetraevangile de la Laurentienne. Florence Laur. VI. 23. Paris. Weitzmann K. (1971) "Narrative and Liturgical Gospel Illustrations", in Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. Chicago; London, pp. 247-270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.