Научная статья на тему 'О применении заключения под стражу в Республике Беларусь и в законодательстве иных государств - участников Содружества Независимых государств'

О применении заключения под стражу в Республике Беларусь и в законодательстве иных государств - участников Содружества Независимых государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
289
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ / МЕРА ПРЕСЕЧЕНИЯ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ОБВИНЯЕМЫЙ / САНКЦИОНИРОВАНИЕ / СУД / СРОКИ / DETENTION / PREVENTIVE MEASURE / SUSPECT / ACCUSED / AUTHORIZATION / COURT / TIME LIMITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алекперов Руслан Ракбер Оглы

Проведен сравнительно-правовой анализ применения меры пресечения в виде заключения под стражу по уголовно-процессуальному законодательству Республики Беларусь и иных государств - участников Содружества Независимых Государств. Сделан вывод о необходимости реформирования законодательства Республики Беларусь в части порядка применения вышеуказанной меры пресечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алекперов Руслан Ракбер Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE APPLICATION OF DETENTION IN THE REPUBLIC OF BELARUS AND IN THE LEGISLATION OF OTHER CIS MEMBER STATES

This article provides a comparative legal analysis of the application of preventive measures in the form of detention on remand criminal procedure legislation of the Republic of Belarus and other member states of the Commonwealth of Independent States. Based on the study, it was concluded that it is necessary to reform the legislation of the Republic of Belarus regarding the application of the above preventive measure.

Текст научной работы на тему «О применении заключения под стражу в Республике Беларусь и в законодательстве иных государств - участников Содружества Независимых государств»

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ: АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

УДК 343.1

О применении заключения под стражу в Республике Беларусь и в законодательстве иных государств - участников Содружества Независимых Государств

Алекперов Руслан Ракбер оглы, Академия МВД Республики Беларусь

e-mail: ruselalekperov@gmail.com

Проведен сравнительно-правовой анализ применения меры пресечения в виде заключения под стражу по уголовно-процессуальному законодательству Республики Беларусь и иных государств - участников Содружества Независимых Государств. Сделан вывод о необходимости реформирования законодательства Республики Беларусь в части порядка применения вышеуказанной меры пресечения.

Ключевые слова: заключение под стражу; мера пресечения; подозреваемый; обвиняемый; санкционирование; суд; сроки.

About the application of detention in the Republic of Belarus and in the legislation of other CIS member states

Alekperov Ruslan Rakber ogly,

Academy of the Ministry

of the Interior of the Republic of Belarus

This article provides a comparative legal analysis of the application of preventive measures in the form of detention on remand criminal procedure legislation of the Republic of Belarus and other member states of the Commonwealth of Independent States. Based on the study, it was concluded that it is necessary to reform the legislation of the Republic of Belarus regarding the application of the above preventive measure.

Key words: detention; preventive measure; suspect; accused; authorization; court; time limits.

Существование СССР обусловило формирование отдельной семьи социалистического права, которая как романо-германская правовая семья и семья общего права имела свои характерные, идентифицирующие черты. Распад вышеуказанного государственного образования в 1991 г. поставил бывшие советские республики, до этого имевшие единое правовое поле, перед вопросом разработки собственного национального законодательства и интеграции в ту или иную правовую семью. 8 декабря 1991 г. Республикой

Беларусь (далее - Беларусь) Российской Федерацией (далее - Россия) и Украиной подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (далее по тексту - Соглашение)1. В настоящее время в состав данной организации помимо указанных входят 8 государств-участников: Азербайджанская Республи-

1 См.: Соглашение о создании Содружества Независимых Государств // Исполнительный комитет СНГ. 1Ж1.: http://www. аБ.ттБк.Ьу/раде.рЬ|р?^=176 (дата обращения: 1 апреля 2020 г.).

ка (далее - Азербайджан), Республика Армения (далее - Армения), Республика Казахстан (далее - Казахстан), Кыргызская Республика (далее - Кыргызстан), Республика Молдова (далее - Молдова), Республика Таджикистан (далее - Таджикистан), Туркменистан, Республика Узбекистан (далее - Узбекистан)1. В Соглашении предусмотрена норма, согласно которой государство - участник Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) обязуется соблюдать общепризнанные международные нормы о правах человека и народов. Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Устава СНГ данная обязанность провозглашена целью этой межгосударственной организации2. Статья 20 указанного правового акта презюмирует сотрудничество стран СНГ в правовой сфере, которое способствует сближению их национального законодательства. Это, на наш взгляд, говорит о необходимости интеграции в рамках национальных законодательств норм права, в том числе и тех, которые регламентируют применение заключения под стражу.

В связи с вышеизложенным актуальным является вопрос исследования опыта применения указанной меры пресечения в досудебном производстве в странах СНГ с целью повышения эффективности этого процессуального действия в Беларуси и выработки соответствующих норм. Для этого следует провести сравнительно-правовой анализ уголовно-процессуального законодательства каждого из государств -участников СНГ по следующим детерминантам: субъект, уполномоченный применять, продлевать и обжаловать заключение под стражу; основания и условия применения данной меры пресечения; обстоятельства, учитываемые при ее избрании; процессуальный статус лица, которого возможно взять под стражу; сроки применения - т. е. элементам, входящим в состав процессуальной формы мер принуждения3.

Правовой основной применения заключения под стражу в государствах - участниках СНГ являются соответствующие уголовно-процессуальные кодексы4.

1 См.: Государства - участники Содружества Независимых Государств // Исполнительный комитет СНГ. URL: http:// www.cis.minsk.by/page/182 (дата обращения: 2 апреля 2020 г.).

2 См.: Устав Содружества Независимых Государств // Исполнительный комитет СНГ. URL: http://www.cis.minsk.by/page. php?id=180 (дата обращения: 2 апреля 2020 г.).

3 См.: Кудин Ф. М. Теоретические основы принуждения в советском уголовном судопроизводстве. Свердловск, 1987. С. 268-269.

4 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь // ИС «ЭталонОпПпе». URL: https://etalonline.by/ document/?regnum=HK9900295 (дата обращения: 1 апреля 2020 г.); Уголовно-процессуальный кодекс Азербайджанской Республики // ИС «Континент. Законодательство стран СНГ». URL: http://continent-online.com/ Document/?doc_id=30420280 (дата обращения: 1 апреля 2020 г.); Уголовно-процессуальный кодекс Республики Армения // БД «Законодательство стран СНГ». URL: http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7460 (дата обращения: 1 апреля 2020 г.); Уголовно-процессуальный кодекс

Анализ данных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что в Беларуси органы уголовного преследования обладают самыми широкими полномочиями в части применения меры пресечения в виде заключения под стражу в досудебном производстве. В частности, согласно ч. 2 ст. 119 УПК Беларуси решение о применении этой меры пресечения на стадии предварительного расследования принимают прокурор, его заместитель, Председатели Следственного комитета и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь (лицами, исполняющими их обязанности), органы дознания либо следователи с санкции прокурора или его заместителя. Согласно ч. 1 ст. 154 и ч. 1 ст. 159 УПК Туркменистана рассматриваемая мера пресечения применяется по постановлению дознавателя или следователя, которое санкционируется прокурором. В остальных государствах - участниках СНГ заключение под стражу применяется только по решению органа судебной власти. Существуют определенные различия в порядке принятия решения о применении данной меры пресечения на стадии предварительного расследования. В частности, в Казахстане (ст. 148 УПК), Кыргызстане (ч. 3 ст. 108 УПК) и Украине (ч. 4 ст. 176 УПК) вопрос взятия лица под стражу разрешается следственным судьей. В остальных государствах - участниках СНГ заключение под стражу применяется судом. При этом для принятия вышеуказанного решения следственным судьей или судом необходима подача в их адрес соответствующего ходатайства органа уголовного преследования.

Типичными для всех государств - участников СНГ являются основания применения исследуемой меры пресечения, когда лицо может совершить следующие

Республики Казахстан // ИС «Юрист». URL: https://online. zakon.kz/document/?doc_id=31575852#pos=3;-88 (дата обращения: 1 апреля 2020 г.); Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики // ИС «Континент. Законодательство стран СНГ». URL: http://continent-online.com/ Document/?doc_id=36313326#pos=6;-142 (дата обращения: 2 апреля 2020 г.); Уголовно-процессуальный кодекс Республики Молдова // ИС «Континент. Законодательство стран СНГ». URL: http://continent-online.com/Document/?doc_ id=30397729#pos=6;-142 (дата обращения: 2 апреля 2020 г.); Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34481 (дата обращения: 2 апреля 2020 г.); Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан // ИС «Континент. Законодательство стран СНГ». URL: http://continent-online.com/Document/?doc_ id=30594304 (дата обращения: 2 апреля 2020 г.); Уголовно-процессуальный кодекс Туркменистана // ИС «Континент. Законодательство стран СНГ». URL: http://continent-online. com/Document/?doc_id=31344376#pos=128;-64 (дата обращения: 2 апреля 2020 г.); Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан // ИС «Континент. Законодательство стран СНГ». URL: http://continent-online.com/ Document/?doc_id=30421101#pos=6;-142 (дата обращения: 2 апреля 2020 г.); Уголовно-процессуальный кодекс Украины // ИС «Континент. Законодательство стран СНГ». URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=31197178 (дата обращения: 2 апреля 2020 г.).

действия: скрыться от органов, ведущих уголовный процесс; воспрепятствовать производству по уголовному делу и рассмотрению его судом; продолжить заниматься преступной деятельностью. Также в ряде государств - участников СНГ, как и в Беларуси, основанием взятия лица под стражу является тяжесть ряда инкриминируемых преступлений, в совершении которых оно подозревается или обвиняется (ч. 2 ст. 136 УПК Казахстана, ч. 1 ст. 111 УПК Таджикистана, ч. 2 ст. 154 УПК Туркменистана, ч. 5 ст. 176 УПК Украины). В Узбекистане эта мера уголовно-процессуального принуждения применяется при наличии обоснованного предположения о том, что лицо может скрыться от органов дознания, предварительного следствия и суда по одной лишь опасности некоторых инкриминируемых ему преступлений (ч. 2 ст. 236 УПК). В остальных УПК государств - участников СНГ не предусмотрено такого основания, что с точки зрения соблюдения принципа презумпции невиновности является более правильным.

Анализ уголовно-процессуального законодательства исследуемых государств позволяет дифференцировать их на две группы по процессуальному статусу лиц, к которым возможно применение исследуемой меры пресечения в досудебном производстве:

1. Государства, в которых заключение под стражу может применяться к подозреваемым и обвиняемым (ч. 1 ст. 126 УПК Беларуси, ч. 1 ст. 147 УПК Казахстана, ч. 1 ст. 116 УПК Кыргызстана, ч. 1 ст. 108 УПК России, ч. 1 ст. 111 УПК Таджикистана, ст. 146 УПК Туркменистана, ст. 239 УПК Узбекистана, ст. 183 УПК Украины). Заметим, что в некоторых из указанных государств заключение под стражу также применяется к подсудимым. В некоторых из них предусмотрены специальные условия для применения заключения под стражу к подозреваемым. Первым таким условием является установление срока для обязательного предъявления обвинения при применении меры пресечения. В Беларуси он составляет 10 суток с момента применения меры пресечения либо фактического задержания подозреваемого, а при подозрении в совершении ряда преступлений - в течение 20 суток с момента фактического задержания (ст. 118 УПК). В России предусмотрено аналогичное требование о десяти-суточном сроке для предъявления обвинения. Одновременно допускается 45-суточный срок для предъявления обвинения при подозрении в совершении некоторых преступлений (ст. 100 УПК России). Статья 149 УПК Туркменистана также предписывает необходимость предъявления обвинения в течение 10 суток с момента применения меры пресечения или фактического задержания лица. Похожее условие содержит и ч. 1 ст. 139 УПК Казахстана, согласно которой при применении мер пресечения без предъявления лицу постановления о квалификации деяния оно должно быть объявлено лицу в течение 10 суток либо 30 суток при совершении некоторых преступлений. Вторым условием является нормативная закрепленность исключительности применения мер пресечения, в том

числе и заключения под стражу, в отношении подозреваемого. Это положение содержится в ст. 100 УПК России и ст. 149 УПК Туркменистана, а также ч. 2 ст. 239 УПК Узбекистана (кроме того, в этом государстве допускается применение заключения под стражу только к задержанному подозреваемому).

2. Государства, в которых заключение под стражу применяется только к обвиняемым (ч. 3 ст. 154 УПК Азербайджа на, ч. 2 ст. 135 УПК Армении, ч. 2 ст. 176 УПК Молдовы). Однако ч. 3 ст. 155 УПК Азербайджана содержит положение о том, что заключение под стражу может быть применено к лицу, которое нарушило условия ранее примененной меры пресечения, что не исключает ее избрания в отношении подозреваемого.

Считаем, что применение мер пресечения, в том числе и заключения под стражу, только к обвиняемому в значительной степени усложняет процесс расследования уголовного дела. В этой ситуации при наличии оснований для их применения в отношении подозреваемого органы уголовного преследования оказываются в безвыходном положении, т. к. вынуждены в ускоренном порядке предъявлять лицу обвинение, что может причинить вред объективности и полноте расследования уголовного дела. В подтверждение нашего мнения можно привести результаты проведенного анкетирования представителей органов уголовного преследования, а также суда. По поводу необходимости закрепления в нормах УПК Беларуси положения о том, что мера пресечения в виде заключения под стражу может применяться только в отношении обвиняемых, большинство из них высказалось против этого (71,4 % прокуроров, 88,3 % следователей, 52,9 % судей). Однако большая часть адвокатов (79,2 %), а также лиц, содержащихся под стражей (76,6 %), высказались за указанное изменение. Полярность мнений представителей органов уголовного преследования и адвокатов, лиц, содержащихся под стражей, можно объяснить тем, что они преследуют разные интересы в уголовном процессе. Более того, вышеизложенные эмпирические сведения могут указывать на то, что применение исследуемой меры пресечения, по мнению адвокатов и лиц, содержащихся под стражей, в отношении подозреваемых не всегда целесообразно и обоснованно, в связи с чем исключение применения заключения в отношении этих участников уголовного процесса является возможностью разрешения этой проблемы. Несмотря на это, считаем, что в данном случае частный интерес подозреваемых, обвиняемых не должен ставиться превыше публичного интереса, заключающегося в необходимости соблюдения принципа всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела, закрепленного в ст. 18 УПК Беларуси. С другой стороны, положение об исключительности применения мер пресечения в отношении подозреваемого заслуживает определенного внимания. Во-первых, производство этой юридической процедуры в отношении этих лиц возможно.

Во-вторых, практика применения мер пресечения к подозреваемым и обвиняемым, лицам, имеющим разный процессуальный статус, должна различаться, чему и соответствует критерий исключительности.

Условия применения заключения под стражу разнообразны по своему содержанию и имеют как общие, так и отличительные черты. Одно из условий применения этой меры пресечения к лицам - возможное максимальное уголовное наказание за инкриминируемое преступление. В государствах - участниках СНГ, как правило, в качестве такового является лишение свободы на определенные сроки: свыше 1 года (ч. 2 ст. 135 УПК Армении); свыше 2 лет (п. 1 ч. 3 ст. 155 УПК Азербайджана, ч. 1 ст. 126 УПК Беларуси, ч. 1 ст. 111 УПК Таджикистана, ч.1 ст. 154 УПК Туркменистана); свыше трех лет (ст. 108 УПК России, ч. 2 ст. 176 УПК Молдовы), свыше 5 лет (ч. 1 ст. 147 УПК Казахстана, ч. 1 ст. 116 УПК Кыргызстана). Особо следует выделить дифференцированный подход законодателей Украины и Узбекистана в части осуществления вышеуказанного условия применения заключения под стражу. В соответствии с ч. 2 ст. 183 УПК Украины условиями для применения заключения под стражу, находящимися в тесной связи друг с другом, выступают наличие судимости у лица, к которому применяется исследуемая мера пресечения, возможное уголовное наказание за вменяемое преступное деяние, а также иные обстоятельства. Таковыми являются: наказание в виде штрафа свыше 3 000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, если доказано, что подозреваемый, обвиняемый нарушили условия ранее примененной меры пресечения либо не внесли сумму залога; наказание в виде лишения свободы до трех лет, если лицо ранее было судимо и доказано, что оно скрылось от органов уголовного преследования и суда, препятствовало производству по уголовному делу либо поставлено в известность о подозрении в совершении другого преступления (аналогичное условие распространяется на ранее не судимых лиц по преступлениям, за которые предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы до пяти лет); наказание в виде лишения свободы свыше пяти лет, если лицо ранее не судимо; наказание в виде лишения свободы свыше трех лет, если лицо ранее судимо. В УПК Узбекистана уголовное наказание как условие для применения заключения под стражу различается в зависимости от наличия вины по инкриминируемому преступлению - по виновному срок лишения свободы должен быть свыше трех лет, по неосторожному - пяти лет (ч. 1 ст. 242). Отметим, что уголовно-процессуальные законодательство государств - участников СНГ допускает исключения из вышеуказанного условия. В частности, УПК Азербайджана допускает применение заключения под стражу к лицам, обвиняемым в преступлениях, за которые предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы до двух лет с целью пресечения уклонения от органа, осуществляющего уголовный процесс (п. 2 ч. 3 ст. 155 УПК). По УПК Беларуси заключение под стражу избирается в отношении лиц,

подозреваемых или обвиняемых в менее тяжких преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности и преступлениях, за которые предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы до двух лет, если они не имеют постоянного места жительства на территории нашего государства или не установлена их личность (ч. 1 ст. 126 УПК Беларуси). Кроме того, данная мера пресечения применяется независимо от вменяемого преступления и предусмотренного за него наказания, если лицо скрылось от органов уголовного преследования или суда (ч. 1 ст. 126 УПК Беларуси). Аналогичные исключения предусмотрены в законодательстве Казахстана (ч. 1 ст. 147 УПК), Кыргызстана (ч. 2 ст. 116 УПК), Таджикистана (ч. 1 ст. 111 УПК), Туркменистана (ч. 1 ст. 154 УПК), Узбекистана (ч. 2 ст. 242 УПК). Следует отметить, что отсутствие постоянного места жительства в Казахстане не может быть единственным условием для взятия лица под стражу (ч. 1-1 ст. 147 УПК). Нарушение ранее примененной меры пресечения (в Казахстане также учитывается нарушение меры процессуального принуждения) в этих странах является исключением из рассматриваемого условия. Более того, в Казахстане перечень исключений расширен следующими: подозрение в совершении преступления в составе организованной группы или преступного сообщества; наличие судимости за ранее совершенное тяжкое или особо тяжкое преступление; у органов уголовного преследования имеются данные о продолжении лицом преступной деятельности. В Узбекистане заключение под стражу также применяется без учета этого условия, если преступление совершено в период отбывания наказания в виде лишения свободы.

Следующим условием для избрания заключения под стражу является невозможность применения более мягкой меры пресечения. Оно предусмотрено в УПК Кыргызстана, Молдовы, России, Украины (ст. 116, 185, 108, 183 соответственно). Полагаем, что указанное условие позиционирует заключение под стражу как исключительную в системе мер пресечения. Учитывая, что эта мера уголовно-процессуального принуждения является самой строгой, считаем, что такой подход зарубежного законодателя представляется положительным. Заметим, что существование данного положения, на наш взгляд, устраняет необходимость закрепления условия о том, что заключение под стражу применяется к подозреваемым только в крайних случаях. Это можно аргументировать тем, что анализируемое условие в целом придает применению заключения под стражу исключительный характер, дублировать который в отношении подозреваемых, полагаем, не является целесообразным.

При применении заключения под стражу в государствах - участниках СНГ, как и в Беларуси, учитываются определенные обстоятельства. Их перечень многообразен и различается в зависимости от национального законодательства по степени конкретизации. В Беларуси одним из обстоятельств является характер подозрения и обвинения (ч.2 ст. 117 УПК

Беларуси). Под ним понимается категория преступления, в котором лицо подозревается или обвиняется, уголовное наказание за его совершение, признание подозреваемым или обвиняемым в одном либо нескольких преступлениях, способ совершения преступления и т. п.1 В других странах СНГ похожим обстоятельством является тяжесть вменяемого преступления (п. 1 ч. 2 ст. 155 УПК Азербайджана, п. 1 ч. 1 ст. 138 УПК Казахстана, ч. 3 ст. 176 УПК Молдовы, ст. 99 УПК России, ст. 148 УПК Туркменистана, п. 2 ч. 1 ст. 178 УПК Украины, ст. 238 УПК Узбекистана). Личность лица, к которому применяется заключение под стражу, как обстоятельство предусмотрено во всех рассматриваемых УПК. Следует подчеркнуть, что УПК Украины данное обстоятельство изложено более содержательно, т. к. в ст. 178 предусмотрены репутация подозреваемого, обвиняемого, наличие у них судимостей, соблюдение ими ранее примененных мер пресечения. УПК Азербайджана также учитывает совершение лицом преступления, избрание мер пресечения и другие существенные обстоятельства в прошлом (п. 3 ч. 2 ст. 155). Семейное положение учитывается во всех исследуемых УПК, при этом в некоторых их них конкретизируется наличие иждивенцев (Азербайджан, Армения, Казахстан, Молдова), что, на наш взгляд, имеет немаловажное значение при решении вопроса о применении заключения под стражу, т. к. оно связано с последующим возложением на государство расходов по обеспечению членов семьи, оставшихся без попечения лица, взятого под стражу. Большинство государств - участников СНГ учитывают имущественное положение лица при применении к нему меры пресечения (за исключением Кыргызстана, России, Туркменистана, Узбекистана), при этом УПК Молдовы конкретизирует его доходами, владением недвижимым имуществом и иной собственностью.

Возраст и состояние здоровья как обстоятельство, учитываемое при применении мер пресечения, закреплены во всех исследуемых УПК. В законодательстве Беларуси отсутствует нормативное закрепление перечня заболеваний, при которых содержание лица под стражей недопустимо. Российский законодатель закрепил его в постановлении Правительства РФ от 14 января 2011 г. № 32. Полагаем, что данный подход является рациональным, т. к. способствует защите прав и законных интересов лица, взятого под стражу, реализации конституционного права на охрану не только его здоровья, но и лиц, содержащихся совместно с ним в одном помещении, и должностных лиц, обеспечивающих режим в местах содержания под стражей.

Помимо перечисленных в ч. 2 ст. 117 УПК Беларуси обстоятельств, уголовно-процессуальное законодательство стран СНГ учитывает и иные факторы. Так,

1 См.: Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь. Минск, 2014. С. 311-312.

2 См.: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_109436 (дата обращения: 1 апреля 2020 г.).

к ним можно отнести значимость имеющихся доказательств совершения подозреваемым, обвиняемым общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом; наличие сообщения лицу о подозрении в совершении другого уголовного правонарушения; размер имущественного ущерба, в причинении которого подозревается, обвиняется лицо; размер дохода, в получении которого в результате совершения уголовного правонарушения подозревается, обвиняется лицо, а также весомость имеющихся доказательств, которыми обосновываются соответствующие обстоятельства; наличие риска продолжения или повторения противоправного поведения, в том числе и риска летальности, создаваемым подозреваемым или обвиняемым, в связи с его доступом к оружию (ст. 178 УПК Украины); наличие или отсутствие примирения с потерпевшим, близким родственником или его правопреемником; возмещение ущерба, причиненного в результате преступления (п. 4 ч. 2 ст. 155 УПК Азербайджана); пол лица, в отношении которого избирается мера пресечения (ч. 3 ст. 135 УПК Армении).

Касательно сроков заключения под стражу, следует отметить, что ввиду того, что в большинстве государств - участников СНГ вопрос взятия лица под стражу во время досудебного производства входит в компетенцию судебных органов, продление сроков применения этой меры пресечения также входит в их компетенцию. Как правило, судебный орган осуществляет это по ходатайству органа, осуществляющего предварительное расследование уголовного дела, либо прокурора. Заметим, что в Беларуси срок заключения под стражу на досудебных стадиях продлевается органом судебной власти по истечении 18 месяцев содержания лица под стражей, а также в связи с необходимостью ознакомления с материалами уголовного дела и для экстрадиции лица в Беларусь. Это осуществляется судьей Верховного суда Беларуси по ходатайству Генерального прокурора Беларуси, поданному на имя Председателя Верховного суда Беларуси (ч. 9-11 ст. 127 УПК Беларуси).

Начальный срок содержания лиц под стражей в большинстве государств - участников СНГ составляет два месяца (в Молдове - 30 дней, в Узбекистане - 3 месяца, в Украине - 60 дней). При этом предельные сроки действия меры пресечения отличаются друг от друга. Заметим, что в Азербайджане предусмотрен дифференцированный подход к начальным срокам содержания лиц под стражей: по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, он составляет два месяца, небольшой тяжести - три месяца, тяжким и особо тяжким - четыре месяца (ч. 1 ст. 158 УПК). «Привязка» сроков применения заключения под стражу к категории инкриминируемого преступления, на наш взгляд, в некоторой степени придает этой юридической процедуре «карательные» свойства. Считаем, вне зависимости от категории инкриминируемого общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, начальный

срок для применения этой меры пресечения должен быть единым (как правило, 2 месяца), по истечении которого его можно продлить, что в большей степени способствует обеспечению прав и свобод подозреваемых и обвиняемых. Заметим, что по результатам проведенного анкетирования по поводу установления в УПК Беларуси дифференциации сроков применения заключения под стражу в зависимости от категории инкриминируемого преступления против высказалось 62,2 % прокуроров, 65,8 % следователей.

Предельный срок содержания лиц под стражей во время досудебного производства (за исключением случаев необходимости их продления в связи с ознакомлением обвиняемого с материалами уголовного дела при завершении предварительного расследования и по причине экстрадиции лица) в Беларуси по менее тяжким преступлениям составляет 6 месяцев, по тяжким и особо тяжким - 18 месяцев (ст. 127 УПК Беларуси). В соответствии со ст. 158 УПК Туркменистана предельный срок содержания лиц под стражей составляет 1 год, однако допускается его продление до 1,5 лет по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. В Азербайджане предельный срок содержания лица под стражей в досудебном производстве зависит от категории вменяемого преступления. Как правило, в любом случае по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, он составляет 3 месяца, небольшой тяжести - 7 месяцев, тяжким преступлениям - 10 месяцев, особо тяжким - 13 месяцев (ч. 7 ст. 159 УПК). В Армении действие этой меры пресечения при досудебном производстве не должно превышать 1 года либо максимального срока лишения свободы, предусмотренного уголовным законом за преступление, в случае, когда он меньше 1 года (ст. 138 УПК). В Кыргызстане предельный срок содержания лиц под стражей до передачи уголовного дела в суд составляет 12 месяцев (ст. 117 УПК). В Казахстане этот срок составляет 9 месяцев, если лицу вменяется совершение преступления средней тяжести и тяжкого преступления, 18 месяцев - при вменении особо тяжкого преступления, преступления в составе преступной группы, иных террористических и (или) экстремистских преступлений (ст. 151 УПК). Интересным моментом является положение УПК Молдовы, согласно которому совокупный предельный срок заключения лица под стражу на досудебных и судебных стадиях уголовного процесса не должен превышать 12 месяцев (ст. 186 УПК). В России и в Таджикистане подобно Беларуси предельный срок взятия лица под стражу по преступлениям средней тяжести составляет 6 месяцев, однако по тяжким преступлениям он составляет не 18, а 12 месяцев, а по особо тяжким - 18 месяцев (ст. 109, ст. 112 соответствующих УПК). Статья 245 УПК Узбекистана устанавливает самый низкий предельный срок содержания лица под стражей в досудебном производстве в СНГ - 7 месяцев независимо от категории вменяемого преступления. В Украине предельный срок нахождения лица под стражей до передачи уго-

ловного дела в суд составляет 6 месяцев по преступлениям небольшой и средней тяжести, 12 месяцев - тяжким и особо тяжким (ст. 197 УПК).

Уголовно-процессуальное законодательство Беларуси допускает подачу жалобы на применение исследуемой меры пресечения вышестоящему прокурору или в суд, решение которого возможно опротестовать в вышестоящую судебную инстанцию (ст. 139, 143-145, 147-1 УПК Беларуси). Согласно ст. 113 УПК Туркменистана обжалование решений прокурора, в том числе и санкционирование заключения под стражей, осуществляется через вышестоящего прокурора, последующий судебный контроль за применением данного средства принуждения отсутствует. В остальных государствах - участниках СНГ обжалование вышеуказанного процессуального действия осуществляется судебной инстанцией в апелляционном или кассационном (Молдова и Таджикистан) порядке либо вышестоящей судебной инстанцией (Казахстан).

В нормах УПК Беларуси отсутствует возможность применения меры пресечения, альтернативной заключению под стражу. В большинстве государств -участников СНГ она предусмотрена. В зависимости от того, какие меры пресечения предусмотрены в их УПК, представляется возможным разделить их на следующие группы: Армения, Казахстан, Украина (предусмотрен только залог); Азербайджан, Молдова, Россия и Узбекистан (предусмотрен залог и домашний арест). В России и Молдове также предусмотрены соответственно запрет определенных действий и временное освобождение под судебный контроль. Считаем, что наличие мер пресечения, альтернативных заключению под стражу, является целесообразным и рациональным, т. к. содействует реализации неприкосновенности лица, его прав и основных свобод от правовых ограничений, даже если они являются законными, а также способствует позиционированию этой меры уголовно-процессуального принуждения как исключительной, применяемой только в случае действительной необходимости.

Что касается применения заключения под стражу в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в ст. 432 УПК Беларуси содержится императивное требование, согласно которому при решении вопроса об избрании в отношении них мер пресечения следует в каждом случае обсуждать вопрос о применении меры пресечения в виде отдачи таких лиц под присмотр. Аналогичное требование содержится в уголовно-процессуальном законодательстве Кыргызстана (ч. 3 ст. 451), Молдовы (ч. 1 ст. 477), России (ч. 2 ст. 423), Таджикистана (ч. 1 ст. 427), Туркменистана (ч. 2 ст. 516). Ряд государств - участников СНГ, в отличие от Беларуси, предусматривает дополнительные гарантии относительно взятия таких лиц под стражу. К ним можно отнести следующие требования: исключительность применения (ч. 2 ст. 434 УПК Азербайджана, ч. 3 ст. 541 УПК Казахстана, ч. 1 ст. 451 УПК Кыргызстана, ч. 2 ст. 477 УПК Молдовы, ч. 2 ст. 427 УПК Таджикистана, ч. 2 ст. 516 УПК Туркменистана, ч.2

ст. 492 УПК Украины); предельный срок содержания несовершеннолетних под стражей ниже, чем предельный срок действия этой меры пресечения, применяемой в обычном порядке (Азербайджан, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан); применение заключения под стражу в отношении несовершеннолетних возможно только при вменении им совершения тяжких и особо тяжких преступлений (Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Украина). В Азербайджане также предусмотрено избрание заключения под стражу в отношении несовершеннолетних при расследовании насильственных преступлений небольшой тяжести, в Молдове - по тяжким насильственным преступлениям, а также особо тяжким и чрезвычайно тяжким преступлениям.

Таким образом, проведенный сравнительно-правовой анализ применения заключения под стражу в Беларуси и остальных государствах - участниках СНГ позволяет сделать следующие выводы. Вхождение вышеперечисленных государств в состав СССР предопределило формирование их единого правового поля в рамках социалистической правовой семьи. После 1991 г. каждое из этих государств, обретя независимость, вошло в состав СНГ, сотрудничество в рамках которого предполагает правовую интеграцию. Несмотря на это, уголовно-процессуальное законодательство Беларуси существенно отличается от иных государств - участников СНГ в части применения заключения под стражу и в меньшей степени предусматривает правовые средства «сдерживания» государства от ограничения прав и свобод уголовно преследуемого лица. Проведенный сравнительно-правовой анализ позволяет выделить следующие отличительные черты применения заключения под стражу в Беларуси и иных государствах -участниках СНГ:

1. Применение заключения под стражу только по решению суда. В Беларуси суд применяет эту меру пресечения только на судебных стадиях уголовного процесса.

2. В Беларуси и ряде других государств - участников СНГ в качестве основания применения этой меры пресечения выступает тяжесть ряда инкриминируемых подозреваемому, обвиняемому преступлений. Кроме того, в некоторых законодательствах обоснованное подозрение и обвинение в совершении преступления - основание для применения мер пресечения.

3. В ряде государств - участников СНГ закреплена исключительность применения заключения под стражу в отношении лиц, подозреваемых в совершении общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом. Кроме того, в определенных государствах срок возможного лишения свободы как условие для применения заключения под стражу отличается в зависимости от того, что вменяется лицу - совершение умышленного преступления либо преступления по неосторожности.

4. Применение заключения под стражу только ввиду невозможности применения более мягких мер пресечения, а также наличие перечня заболеваний, при которых содержание лица под стражей невозможно. В Беларуси такие положения отсутствуют.

5. Дифференциация начальных сроков действия применения заключения под стражу в зависимости от категории инкриминируемого преступления. В Беларуси вне зависимости от категории общественно опасного деяния, в совершении которого подозревается или обвиняется лицо, начальный срок действия этой меры пресечения единообразен - 2 месяца.

6. Закрепление залога и домашнего ареста в качестве мер пресечения, альтернативных заключению под стражу. В Беларуси эти меры пресечения не являются таковыми по отношению к заключению под стражу.

7. По сравнению с Беларусью применение заключения под стражу в отношении несовершеннолетних лиц более гуманно, т. к. предельные сроки содержания таких лиц под стражей короче, а также избрание этой меры пресечения возможно только по тяжким и особо тяжким преступлениям.

На наш взгляд, некоторые вышеуказанные положения необходимо использовать при совершенствовании уголовно-процессуального законодательства Беларуси в части применения заключения под стражу: а) закрепить судебное санкционирование заключения под стражу; б) исключить из ч. 1 ст. 126 УПК тяжесть ряда инкриминируемых преступлений как основания для применения этой меры пресечения; в) включить в УПК положение о том, что заключение под стражу применяется в случае невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения; г) разработать перечень заболеваний, при которых содержание лиц под стражей исключено; д) предусмотреть залог и домашний арест в качестве мер пресечения, альтернативных заключению под стражу; 9) смягчить порядок применения исследуемой меры пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.

Библиографический список

1. Государства - участники Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс] // Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. - URL: http://www.cis.minsk.by/page/182 (дата обращения: 2 апреля 2020 г.).

2. Кудин Ф. М. Теоретические основы принуждения в советском уголовном судопроизводстве: дис. ... д-ра юрид. наук / Ф. М. Кудин. - Свердловск, 1987. -С. 408-442.

3. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь / Н. И. Андрейчик и др.; под науч. ред. М. А. Шоста-ка. - Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2014. - 1230 c.

Bibliograficheskij spisok

1. Gosudarstva - uchastniki Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv [Elektronnyj resurs] // Ispolnitel'nyj komitet Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. - URL: http:// www.cis.minsk.by/page/182 (data obrashcheniya: 2 aprelya 2020 g.).

2. Kudin F. M. Teoreticheskie osnovy prinuzhdeniya v sovetskom ugolovnom sudoproizvodstve: dis. ... d-ra yurid. nauk / F. M. Kudin. - Sverdlovsk, 1987. - S. 408-442.

3. Nauchno-prakticheskij kommentarij k Ugolovno-processual'nomu kodeksu Respubliki Belarus' / N. I. Andrejchik i dr.; pod nauch. red. M. A. SHostaka. - Minsk: Akademiya MVD Respubliki Belarus; 2014. - 1230 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.