ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
УДК 339.543.3 ББК 65.428
А. Ф. КОЛПАКОВ, Н. А. МОЖЕНКО
О применении таможенных процедур переработки на таможенной территории и для внутреннего потребления
Дается сравнительный анализ содержания и применения таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления и таможенной процедуры переработки на таможенной территории, когда она завершается помещением продуктов переработки под процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Ключевые слова: таможенная процедура переработки для внутреннего потребления, таможенная процедура переработки на таможенной территории.
A. F. Kolpakov, N. A. Mozhenko
Implementing Customs Processing Operations within the Customs Territory
and for Internal Consumption
The authors give the comparative analysis to the content and application of the customs processing operation for internal consumption, as well as to the customs processing operation within the customs territory that is completed by replacing the secondary products to the release procedure for the internal consumption.
Keywords: customs processing operation for internal consumption, customs processing operation within the customs territory.
К числу основных направлений внешнеэкономической деятельности, представляющей собой совокупность различных отношений между государствами и их хозяйствующими субъектами, относится, в том числе, внешнеторговая деятельность и международное разделение труда.
Внешнеторговые операции включают в себя торговлю не только готовой продукцией, но и продукцией в разобранном виде, торговлю сырьем,
КОЛПАКОВ Александр Федорович — кандидат химических наук, доцент кафедры таможенных операций, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
МОЖЕНКО Никита Александрович — студент 3 курса факультета таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
66
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(71)/2015
полуфабрикатами, т. е. товарами, которые требуют дальнейшей переработки или обработки для получения конечного продукта.
Международное разделение труда основано на экономической целесообразности производства определенных видов товаров, для изготовления которых в конкретной стране имеются более дешевые ресурсы и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. Внешнеторговая деятельность и международное разделение труда предусматривают перемещение товаров через таможенные границы государств. Товары при этом подлежат помещению под определенную таможенную процедуру. Если целью такого перемещения является переработка товара, то эти товары помещаются под одну из следующих таможенных процедур, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС):
- переработка на таможенной территории;
- переработка вне таможенной территории;
- переработка для внутреннего потребления.
Две из указанных процедур переработки в соответствии с ТК ТС применяются на таможенной территории Таможенного союза. В этой связи представляет определенный интерес исследование принципиальных отличий этих процедур, особенностей их применения и завершения.
В первую очередь для изучения этих особенностей необходимо рассмотреть определения данным таможенным процедурам, приведенные в ТК ТС.
Переработка на таможенной территории - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза (п. 1 ст. 239 ТК ТС).
Переработка для внутреннего потребления представляет собой таможенную процедуру, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки (ст. 264 ТК ТС).
Таможенные процедуры переработки товаров имеют ограниченный период их применения, который должен быть завершен помещением продуктов переработки под иные таможенные процедуры.
Процедура переработки для внутреннего потребления должна завершиться помещением образовавшегося нового товара под процедуру выпуска для внутреннего потребления, а для таможенной процедуры переработки
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
67
на таможенной территории продукты переработки необходимо вывести за пределы таможенной территории Таможенного союза. В то же время ст. 249 ТК ТС допускает возможность завершения таможенной процедуры переработки на таможенной территории помещением продуктов переработки под иные таможенные процедуры, в том числе и под процедуру выпуска для внутреннего потребления. В этом случае рассматриваемые таможенные процедуры по сути своего применения будут идентичны. Но все-таки таможенные процедуры переработки на таможенной территории и для внутреннего потребления имеют разное содержание и разные условия помещения товаров под эти процедуры.
При сравнении содержаний этих таможенных процедур можно выделить как признаки, указывающие на их сходство, так и отличительные признаки.
В этой связи сравнительный анализ основных характеристик таможенных процедур переработки будет проводиться раздельно: на этапе помещения товаров под процедуры переработки и на этапе завершения переработки и помещения образовавшихся товаров под другую таможенную процедуру.
Сходство при помещении товаров под таможенные процедуры переработки проявляется в том, что:
- под данные процедуры могут помещаться только иностранные товары (сырье, материалы, комплектующие и т. п.), в отношении которых в установленные сроки совершаются операции по переработке на таможенной территории Таможенного союза, а товары, образовавшиеся в результате совершения операций по переработке, т. е. продукты переработки, приобретают статус иностранных товаров;
- под процедуры переработки допускается помещать иностранные товары, как ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, так и находящиеся на таможенной территории под иными таможенными процедурами;
- иностранные товары помещаются под указанные таможенные процедуры без уплаты ввозных таможенных пошлин.
Общим для данных таможенных процедур также является перечень условий, при соблюдении которых иностранный товар может быть помещен под эти процедуры переработки:
а) предоставление документа об условиях переработки товаров, выданного уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза и содержащего сведения, определенные, соответственно, статьями 244 и 269 ТК ТС. При этом следует отметить некоторое отличие в перечне сведений, которые должны содержаться в документе об условиях переработки товаров. Для таможенной процедуры переработки на таможенной территории в этом документе необходимо указать на возможность замены иностранных товаров эквивалентными товарами, если такая замена допускается. Для таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления такая замена не предусмотрена;
68
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(71)/2015
б) возможность идентификации таможенными органами иностранных товаров в продуктах их переработки.
Отличия между таможенными процедурами проявляются в следующем:
1. Под процедуру переработки на таможенной территории могут помещаться любые товары, за исключением тех, которые запрещены к ввозу на территорию Таможенного союза; переработка для внутреннего потребления допускается только в отношении товаров, перечень которых определяется законодательством государств - членов Таможенного союза. Для Российской Федерации этот перечень определен постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 № 565 [1].
2. Срок переработки товаров на таможенной территории не может превышать трех лет, для внутреннего потребления - один год.
3. К перечню операций по переработке товаров в таможенной процедуре переработки для внутреннего потребления не относится ремонт, который допустимо проводить в отношении товаров, помещенных под процедуру переработки на таможенной территории.
4. Помещение иностранных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории освобождается от уплаты налогов и не требует соблюдения мер нетарифного регулирования. При помещении иностранных товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления акциз и налог на добавленную стоимость взимаются в общеустановленном порядке, к тому же требуется соблюдение запретов и ограничений, в том числе ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
5. Для таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления, наряду с вышеобозначенными общими условиями помещения товаров под переработку, дополнительно необходимо выполнение следующих требований:
1) суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате в отношении продуктов переработки должны быть меньше тех, которые подлежали бы уплате на день помещения иностранных товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, если бы они были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Товары, образовавшиеся в результате применения операций по переработке на таможенной территории и для внутреннего потребления, должны быть помещены под завершающую таможенную процедуру согласно содержанию соответствующей процедуры переработки. Как уже отмечалось выше, ТК ТС допускает, что обе таможенные процедуры переработки могут завершиться помещением продуктов переработки под процедуру выпуска для внутреннего потребления. Особенности такого завершения для рассматриваемых таможенных процедур переработки заключаются, прежде всего, в различии
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
69
порядка уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении продуктов переработки.
1. Для таможенной процедуры переработки на таможенной территории уплачиваются суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, исчисленные в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, курс валют определяются на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. При этом с сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченных при помещении продуктов переработки, уплачиваются проценты, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка их уплаты со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.
2. Для таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления уплата ввозных таможенных пошлин производится по ставкам, применяемым к продуктам переработки по стране происхождения иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления. Исчисление сумм ввозных таможенных пошлин производится исходя из таможенной стоимости продуктов переработки и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем), определенных на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления.
Таким образом, порядок расчета и уплаты ввозных таможенных пошлин для продуктов переработки на таможенной территории и для внутреннего потребления в случае их помещения под процедуру выпуска [4] для внутреннего потребления существенно различается, прежде всего, в отношении объекта обложения таможенными пошлинами. Для таможенной процедуры переработки на таможенной территории объектом является ввозимый на таможенную территорию иностранный товар, а для таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления - продукты переработки ввезенного иностранного товара.
При сравнении характеристик рассматриваемых таможенных процедур и выявлении их основных отличительных признаков следует детально проанализировать одно из условий применения таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления, которое отсутствует для процедуры переработки на таможенной территории, если она завершается процедурой выпуска для внутреннего потребления, - это условие, при соблюдении которого допускается помещение товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления. Оно заключается в том, чтобы суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате в отношении продуктов переработки, должны быть меньше тех, которые подлежали бы уплате на день помещения
70
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(71)/2015
иностранных товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, если бы они были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Данное условие можно выразить следующим образом:
СТП . < СТП , , (1)
п/п и/т
где СТПп/п - сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате в отношении продуктов переработки;
СТПи/т - сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате в отношении иностранных товаров.
Если исходить из того, что сумма таможенных пошлин (СТП) в случае применения адвалорных ставок рассчитывается по формуле как произведение таможенной стоимости товара (ТС) на ставку таможенной пошлины (СП):
СТП = ТС х СП, (2)
то выражение ( 1 ) можно представить в виде:
ТС . х СП . < ТС . х СП . . (3)
п/п п/п и/т и/т
Таможенная стоимость иностранных товаров (сырья, материалов, комплектующих), ввозимых на таможенную территорию для помещения под процедуру переработки, всегда меньше таможенной стоимости товаров, образовавшихся в результате переработки этих иностранных товаров, потому что к стоимости иностранных товаров добавляется стоимость работ по переработке товаров:
ТС , < ТС , . (4)
и/т п/п
При этом условии выражение (3) будет выполняться только в том случае, когда ставка ввозной таможенной пошлины в отношении продуктов переработки (ТС ) значительно ниже ставки ввозной таможенной пошлины в отношении иностранных товаров (ТСи/т), помещаемых под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления. Идеальным случаем будет применение нулевой ставки ввозной таможенной пошлины в отношении продуктов переработки, что в свою очередь дает возможность как беспошлинно ввозить иностранный товар на таможенную территорию Таможенного союза, перерабатывать его, так и беспошлинно помещать образовавшиеся продукты переработки под процедуру выпуска для внутреннего потребления. Это условие является трудно выполнимым, потому что в действующем Едином таможенном тарифе ЕАЭС ставки ввозных таможенных пощлин на готовые товары, как правило, выше, чем на сырьевые или комплектующие товары [2].
Таким образом, проведенный сравнительный анализ содержания таможенных процедур переработки на таможенной территории и для внутреннего
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
71
потребления показывает, что основное назначение этих процедур - развитие производства и промышленности на таможенной территории, но основная функция таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления «состоит в повышении конкурентоспособности национальной промышленности, поскольку возможность беспошлинного ввоза и использование иностранного сырья и комплектующих влечет за собой расширение сфер деятельности имеющихся производств, а также перемещение производственной деятельности на таможенную территорию» [3]. Реализация этой функции возможна только в условиях, когда ставки ввозной таможенной пошлины на готовую продукцию являются более низкими по сравнению со ставками на сырье или комплектующие, используемые при их производстве. С этой точки зрения, данная таможенная процедура направлена на стимулирование импортозамещения путем создания и развития производств различной продукции на территории Евразийского экономического союза. Применение данного положения предоставляет льготы предприятиям, использующим таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления при изготовлении конкурентоспособной продукции.
Следует отметить, что таможенная процедура переработки для внутреннего потребления применяется в отношении ограниченного круга товаров, перечень которых утвержден правительством России. В настоящее время в этот перечень включено около 140 наименований товаров, в том числе некоторые виды красящих веществ, пластмасс, текстильных материалов, изделий из черных металлов и алюминиевых сплавов, интегральных микросхем, товаров и материалов для производства автомобилей и электропоездов, и т. д. Этот перечень не является закрытым, постоянно пополняется, и любой производитель может обоснованно обратиться в правительство Российской Федерации с просьбой включить в него другие товары.
Список литературы
1. Об утверждении перечня товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 12.07.2011 № 565 (ред. от 31.03.2015). Режим доступа: http://www.alta.ru/show_orders.php?action=view&filename=15ps0301
2. Ерополова Е. С. Таможенные процедуры (переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории) / Е. С. Ерополова, О. В. Шишкина. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 150 с.
3. Таможенные процедуры в Таможенном союзе ЕврАзЭс: учеб. пособие / К. В. Басарева [и др.]. СПб. : ИЦ Интермедия, 2014. 240 с.
4. Шарощенко И. В. Совершенствование методики оценки эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров / И. В. Шарощенко, М. В. Дудова // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2013. № 4. С. 52-60.