Научная статья на тему 'О ПРИМЕНЕНИИ ИСКУССТВЕННО ИОНИЗИРОВАННОГО ВОЗДУХА И ВИТАМИНОВ С И Р ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПОВЫШЕННОЙ ЛОМКОСТИ КАПИЛЛЯРОВ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ'

О ПРИМЕНЕНИИ ИСКУССТВЕННО ИОНИЗИРОВАННОГО ВОЗДУХА И ВИТАМИНОВ С И Р ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПОВЫШЕННОЙ ЛОМКОСТИ КАПИЛЛЯРОВ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРИМЕНЕНИИ ИСКУССТВЕННО ИОНИЗИРОВАННОГО ВОЗДУХА И ВИТАМИНОВ С И Р ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПОВЫШЕННОЙ ЛОМКОСТИ КАПИЛЛЯРОВ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ»

Таблица 2

Влияние кратности упаривания и температуры оборотной воды на выживаемость кишечной палочки

Температура (в градусах) Колв-индекс

добавочная вода оборотная вода

опыты с К оборотной воды

1 .4 2 3 1.4 2 3

30 940 ООО 230 000 850 000 23 000

40 2 300 000 2 300 000 2 300 000 1 900 000 238 000 23 000

50 940 000 940 000 2 300 000 650 000 2 380 230

60 23 800 000 2 300 000 2 300 000 9 400 000 2 300 10

70 2 300 000 940 000 940 000 2 380 10 Менее 9

ЛИТЕРАТУРА. КуликовА. В. Гиг. и сан., 1972, № 1, с. 17. — Ч е р-хинский С. Н. Санитарные условия спуска сточных вод в водоемы. М., 1971.

Поступила 26/1II 1973 г.

УДК 616.16-007.251-053.7-057:796]-085.835.1-059:615.356-039.71

Канд. биол. наук И. М. Борисов, П. П. Слука

О ПРИМЕНЕНИИ ИСКУССТВЕННО ИОНИЗИРОВАННОГО ВОЗДУХА И ВИТАМИНОВ СИР ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПОВЫШЕННОЙ ломкости КАПИЛЛЯРОВ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

^ Латвийский государственный университет им. П. Стучки, Рига

Нами была предпринята попытка выяснить степень резистентности капилляров кожи у студентов-спортсменов в зимний период года и изучить целесообразность профилактического применения различных доз витаминов С и Р с целью укрепления капилляров в этих условиях. Одновременно ставилась задача показать эффективность влияния ежедневных сеансов отрицательной аэроионизации на стойкость капилляров у обследованных лиц.

Поставленные задачи решали в 3 сериях исследований на учебно-тренировочных лыжных сборах при участии 292 студентов Института физической культуры в возрасте 18— 26 лет. Функциональное состояние капилляров у них оценивали путем пробы Нестерова с использованием аппарата типа НПК-5, усовершенствованного Л. Ф. Палеем и И. М. Борисовым, который регистрирует резистентность капилляров при отрицательном давлении. Для генерации аэроионов использовали коронный аэроионизатор системы М. А. Равича (АИР-2), продуцирующий на расстоянии 25—30 см 250 000 легких отрицательных ионов в 1 см3 (25 млрд. за 10-минутный сеанс). Опыты сопровождались контролем в виде сеансов мнимой ионизации у бездействующего аэроионизатора, о чем испытуемые не знали.

Результаты исследований, проведенные на 3 лыжных сборах с интервалом в 11— . 12 месяцев каждый, показали, что нормальная резистентность капилляров на первом

• сборе была у 59%, на втором — у 30% и на третьем — у 64% обследованных Среднее

количество петехий было соответственно следующим: 14,6± 1,09, 23,5± 1,3 и 13,2±1,3. На каждом сборе регистрировалось известное число случаев с понижением у обследованных резистентности капилляров с количеством петехий 16—30 и выше 30, что указывало на необходимость применения мероприятий, улучшающих функциональное состояние капилляров.

Так, в итоге наблюдений в I серии исследований (на 1-м сборе) в результате назначения студентам курса аэроионизации длительностью до 18 дней установлено статистически достоверное по сравнению с иходными данными повышение стойкости капилляров ка 7-й и 14-й дни процедур аэроионнзации. Это явление рассматривалось как следствие стимулирующего действия аэроионов на капилляры, возможно, за счет улучшения и нормализации физиологических функций капиллярной системы, а в равной мере метаболических процессов в тканях, изменяющих состояние сосудистой стенки. В последние 4 дня, когда аэроионизация не применялась и изучалось ее последействие, наступило резкое падение прочности капилляров. Результаты исследования контрольной группы с примене-

1 За норму условно принимали не более 15 петехий.

нием мнимой ионизации показали, что последняя не оказывает независимого действия, подтверждая факт самостоятельного влияния аэроионов на капилляры. Наряду с этим интересно отметить, что назначение студентам 20, а затем 60 мг витамина Р (в виде рутина) на фоне рациона, содержащего в среднем 36,3 мг аскорбиновой кислоты в сутки, оказалось малоэффетивным для предупреждения повышенной ломкости капилляров. Это позволяет думать о более высокой потребности организма студентов в витаминах С и Р. Во II серии исследований (на 2-м сборе) получены в общем аналогичные результаты, не позволившие установить статистически достоверных изменений стойкости капилляров в зависимости от дополнительного раздельного приема студентами более высоких доз указанных витаминов. Вместе с тем следует отметить, что при получении ежедневно в течение 3 недель по 100 мг рутина число лиц с нормальной резистентностью капилляров до 15 пе-техий повысилось в среднем с 30% в начале наблюдений до 59% в конце наблюдений, а при получении 150 мг аскорбиновой кислоты — с 26 до 43% соответственно. Отмечено также незначительное уменьшение среднего количества петехий по сравнению с исходными данными (с 22 до 17 и с 27 до 25).

У представителей контрольной группы, довольствовавшейся содержанием витаминов, входящих в состав пищевых рационов, процент лнц, имевших нормальную резистентность капилляров, за тот же период понизился с 32 до 27, а среднее количество петехий возросло соответственно с 21 до 27,5. Укажем при этом, что содержание витамина С в пище студентов составляло в среднем 77 мг в сутки.

Таким образом, показано, что назначение студентам витамина Р влечет за собой укрепление капилляров в большей степени, чем дополнительный прием одной аскорбиновой кислоты. Более заметное укрепляющее действие на резистентность капилляров кожи обнаруживалось при одновременном назначении студентам витаминов С и Р (150 и 75 мг соответственно). Достоверность различия в среднем количестве петехий до приема (23,8) и после приема обоих витаминов (12) в этой группе студентов была более высокой и существенной (Я<0,001), чем в группах, получавших отдельно витамин Р или витамин С. При этом зарегистрировано повышение резистентности капилляров до нормы почти у вдвое большего числа обследованных (65 вместо 37,5%) по сравнению с исходными данными до витаминизации.

В III серии исследований была сделана попытка показать возможность применения витаминов для профилактики повышенной ломкости капилляров у студентов-спортсменов при физических нагрузках. Результаты наших предыдущих исследований, а также литературные данные (Д. Н. Виленский) свидетельствуют о том, что тяжелые физические нагрузки у спортсменов вызывают серьезные нарушения в капиллярной системе с появлением на коже множественных трудноучитываемых сливных петехий и кровоизлияний. Одной из причин этих изменений следует считать, по-видимому, рабочую гипоксию тканей, причем факторами, действующими на капилляры в этих условиях, как предполагает Pappenheimer, являются продукты анаэробного обмена.

Влияние витаминов С и Р на функциональное состояние капилляров рассматривалось на фоне тренировочных (лыжные гонки на 15—20 км) и соревновательных (бег на 10 км) физических нагрузок. Использовали витамины С (100 мг) и Р (60 мг), которые выдавали студентам в течение 3 недель лыжного сбора. Это количество витаминов заметно отличалось от того, которое выдавали в предыдущей серии исследований, что объяснялось тогда отсутствием у значительной части студентов серьезных капиллярных расстройств. Содержание витамина С в пищевом рационе равнялось в среднем 75 мг в сутки. Стойкость капилляров определяли в дни до витаминизации, а также на 7-й и 21-й дни опытного периода.

Назначение студентам витаминов С и Р не способствовало установлению статистически достоверных изменений резистентности капилляров в зависимости от раздельной или одновременной витаминизации до и после физических нагрузок. Однако сопоставление результатов исследований, проведенных в этот период, показало благоприятное их влияние на стойкость капилляров. Так, при получении витаминов С и Р число лиц с нормальной резистентностью капилляров повысилось в среднем с 80% в начале наблюдений до 100% в конце срока витаминизации, а при получении витамина Р — с 64 до 93% соответственно, тогда как у испытуемых, получавших один витамин С, а также у представителей контрольной группы изменений в состоянии резистентности капилляров не произошло (80%).

Таким образом, подтвердилось выявленное ранее (во II серии исследований) благоприятное влияние витамина Р, а в равной мере комбинации витаминов С и Р на состояние сосудистой стенки. Можно также полагать, что именно в результате дополнительного приема обоих витаминов не произошло снижения резистентности капилляров, особенно заметного на фоне физических нагрузок у студентов контрольной группы, причем эти изменения были статистически достоверными. Определяющим в механизме действия витаминов С и Р следует считать их способность активировать процессы окисления в тканях, усиливать тканевое дыхание (Е. Ф. Шамрай; Н. Н. Березовская).

Обобщая данные, полученные в 3 сериях исследований, можно видеть, что они совпадают друг с другом и говорят о повышении резистентности капилляров кожи под влиянием сеансов отрицательной ионизации и дополнительного назначения испытуемым витаминов Си Р. Судя по тому, что в группах студентов, получавших витамины С и Р одновременно, а также один витамин Р, было меньше лиц с нарушениями резистентности капилляров, чем в группах, получавших значительное количество витамина С, назначение витамина Р благоприятно влияло на прочность капилляров кожи, но полного нормализующего воздействия все-таки иногда не наблюдалось. Полученные данные свидетельствовали о нали-

чии Р — витаминной недостаточности у обследованных и указывали на необходимость дополнительного приема ими более высоких доз витамина Р.

Полученные материалы могут, по-видимому, оказаться полезными для организации рационального питания лиц этой категории труда в зимний период года.

ЛИТЕРАТУРА. Березовская H.H. Вопр. питания, 1964, № 2. с. 3. — Борисов И. М., Мельников В. М. В кн.: Научные основы физического воспитания студентов педагогических институтов. Л., 1970, с. 11. — Внлен-с к и й Д. Н. Теор. и практ. физкультуры, 1967, № 6, с. 56. — П'а л е'й Л. Ф., Борисов И. М. Там же, 1970, № 8, с. 74. — С л у к а П. П., Борисов И. М. Тезисы докл. 25-й научной конференции Латвийск. ин-та физической культуры. Рига, 1972, с. 87. — Ш а м р а й Е. Ф. В кн.: Материалы 4-й научной сессии Ин-та витаминологии. М., 1961, с. 70. — Pappenheimer J. R. В кн.: Man's Dependence on the Earthly Atmosphere. New York, 1962, p. 189.

Поступила 30/VIII 1973 f.

УДК в14.715:[54в.73 + 54в.711 + 54в.5в]-074:543.42

С. В. Харковер, М. 3. Харковер

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ЭКСТРАКЦИОННО-ФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОБАЛЬТА, МАРГАНЦА И МЕДИ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

Свердловский научно-исследовательский институт гиг иены труда и профзаболеваний, Уральский государственный университет им. А. М. Горького, Свердловск

Нашей целью было определение в одной навеске пробы меди, кобальта и марганца. Для этого был использован реагент 8-меркаптохинолин (тиооксин), позволяющий проводить анализ в последовательно экстракционном варианте с фотометрическим окончанием. Этот реагент образует с большой группой металлов внутрикомплексные соединения,'нерастворимые в воде, но хорошо растворяющиеся в органических растворителях. Растворы этих комплексов окрашены. В длинноволновой области абсорбционные спектры хлороформных растворов тиооксинатов кобальта, марганца и меди близки между собой по1по-ложению максимумов поглощения, что не позволяет проводить фотометрический анализ трехкомпонентной смеси.

В связи с этим для их разделения можно воспользоваться различной экстрагируе-мостью и реэкстрагируемостью комплексов в зависимости от кислотности водной фазы или реэкстрагента (М. 3. Харковер и В. Ф. Барковский). Задача облегчается тем, что медь из раствора можно селективно выделить и определить с помощью окисленной формы тио-оксина — 8,8-дихинолил-дисульфида (дисульфида) (Ю. А. Банковский и соавт.).

Общая схема анализа трехкомпонентной системы сводится к следующему. После переведения смеси металлов с фильтра в раствор селективно экстрагируют медь с помощью дисульфида и определяют ее фотометрически. Затем с помощью хлороформа при рН 4,0, экстрагируют сумму тиооксинатов кобальта и других элементов, могущих присутствовать в растворе. При этом марганец остается в водной фазе, откуда его экстрагируют при рН 9,0 и фотометрически определяют. Хлороформный раствор смеси тиооксинатов промывают соляной кислотой (1 : 1). При этом все элементы (кроме кобальта) переходят в водную фазу. Фотометрированием органической фазы определяют кобальт.

Реактивы, растворы и аппаратура следующие: тиооксин, натриевая соль, 0,1% раствор в 0,1 н. растворе НС1. Раствор готовят ежедневно. Дисульфид, 0,2% раствор в хлороформе. Дисульфид легко готовят из тиооксина окислением водных насыщенных растворов перекисью водорода (П. П. Коростелев). Азотная кислота концентрированная. Серная кислота концентрированная. Аскорбиновая кислота, 20% водный раствор. Раствор аммиака (1 : 1). Хлороформ медицинский. Соляная кислота (1 : 1). Стандартные растворы солей марганца, кобальта и меди (П. П. Коростелев). Смесь концентрированных азотной и серной кислот (1 : 1).

Оптические плотности экстрактов мы измеряли на фотоэлектроколориметре ФЭК-М, спектры поглощения снимали на спектрофотометре СФ-4, а кислотность среды измеряли на рН-метре ЛПУ-01 со стеклянным электродом.

В процессе анализа вначале определяли медь, затем кобальт и марганец. Фильтр АФА-ХА-18 озоляли 5 мл смеси кислот и нагревали на песчаной бане до обесцвечивания раствора (при надобности добавляли по 2 мл НЫОэ). Затем упаривали раствор до паров серной кислоты и отрицательной реакции на Ы02 с дифениламином. После охлаждения добавляли 15 мл воды, аммиаком устанавливали по индикаторной бумажке рН 4,0—5,0, добавляли 2 мл аскорбиновой кислоты и снова проверяли кислотность (рН 4,0—5,0). Раствор переводили в делительную воронку, добавляли 10 мл хлороформного раствора дисульфида и экстрагировали 2 мин. медь в виде тиооксинатного комплекса. После разделения фаз экстракт фильтровали через комочек ваты в кювету с 1 2 см и фотометрировали на ФЭК-М с синим светофильтром. Количество меди находили по калибровочному графику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.