поля и площадью текстовой зоны. Сравнительная оценка различных марок перфокарт позволила сделать вывод о том, что наиболее эффективными являются перфокарты с краевой перфорацией марки К-5.
Работа по созданию информационно-поисковой системы была начата со сбора первичной информации, ее анализа, кодирования и переноса полученных данных на перфокарты по специальной программе. Подготовка информации для ввода ее в такую систему заключалась в следующем. На первом этапе были изучены технологические регламенты и оперативно-технологическая документация, а также фондовые и архивные материалы основных промышленных предприятий узла с целью получения их санитарных характеристик как источников загрязнения атмосферного воздуха. При этом были получены данные по набору загрязняющих ингредиентов, по взаимному расположению основных источников загрязнения атмосферного воздуха в пределах промышленного узла по отношению к селитебным зонам и т. д.
На втором этапе был проведен анализ многолетних данных метеорологических наблюдений в пределах изучаемого района с целью определения их экспериментальных и наиболее часто встречающихся параметров.
Анализ полученных материалов позволил разделить их на 2 группы — кодируемые и выносимые на текстовую зону перфокарт. Кодировались метеорологические условия, время и место отбора проб, источник загрязнения, расстояние от источника загрязнения до точки отбора проб, загрязняющее вещество, превышение предельно допустимой максимально разовой и среднесуточной концентраций. Температура воздуха кодировалась на отверстии 1, числовое выражение температуры—отверстия 2—10 (ключ однорядный, треугольный). Направление и скорость ветра, относительная влажность, барометрическое давление и состояние погоды (отверстия 75—106)—прямой однорядный ключ. Время отбора проб: час и месяц (соответственно отверстия 11—16 и 17—20)— двухрядный, ромбический ключи над 6-ю и 4-мя парами точек; год отбора проб (отверстия 47—54) — двухрядные ключи 1—2—4—7. Место отбора проб: населенный пункт (отверстия 21—24) и расстояние от источника загрязнения до точки отбора проб (отверстия 55—62) — прямой ключ. Источник загрязнения (отверстия 63— 74) — прямой ключ. Загрязняющее вещество, превышение предельно допустимых максимально разовой и среднесуточной концентраций — отверстия 25— 45.
На лицевой стороне перфокарты в текстовой зоне указывались дата отбора пробы, схема изучаемого района и пункт отбора пробы, а также абсолютные значения скорости ветра, относительной влажности, барометрического давления и особые состояния погоды, не учтенные кодом. На обратной стороне в текстовой зоне указывались установленные концентрации и кратность превышения ПДК- Перенос информации на перфокарты осуществлялся в соответствии с разработанным кодом. В результате был получен массив перфокарт, каждая из которых содержала конкретную информацию по результатам исследований загрязнения атмосферного воздуха в период отбора проб. Вариант размещения информации на перфокарты соответствовал принципам, принятым в практике исследований по санитарной охране атмосферного воздуха, и обеспечивал оптимальное решение поставленной задачи. Другие варианты были нами исключены, так как они приводили к усложнению алгоритмов, увеличению размеров текстовой зоны и емкости кодового поля, а также появлению поискового шума.
С целью улучшения условий работы с массивом, содержащим несколько тысяч перфокарт по характеристике загрязнения атмосферного воздуха в условиях крупного промышленного узла, может быть использована фактографическая информационно-поисковая система, обеспечивающая рациональную подготовку, хранение и механизированный поиск перфокарт. В состав системы входит устройство для нанесения кода (вырезок) на перфокарты по специальному макету в ручном и полуавтоматическом режимах, электромагнитный вибратор для механизированного поиска перфокарт, хранилище для них и устройство для их механизированного счета.
Применение информационно-поисковой системы на перфокартах с краевой перфорацией при изучении санитарного состояния атмосферного воздуха в условиях крупного промышленного узла позволило в значительной степени облегчить хранение, обработку и поиск первичной информации, а также ее оперативное использование.
Поступила 5/111 1074 г.
УДК 628.16(477.81)
В. Е. Зезюлин, А. Г. Гудаков, П. И. Батрак, М. Л. Клименко
О ПРИМЕНЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ СТАБИЛИЗАЦИИ ВОДЫ НА НОВО-МЫЛЬСКОМ ВОДОЗАБОРЕ РОВНО
Ровенская областная санэпидстанция, городское управление водопроводно-канализацион-ного хозяйства, Ровно
Хозяйственно-питьевое водоснабжение населения Ровно осуществляется за счет подземных вод верхне-мелового (туронского) и верхне-протеорозойского водоносных горизонтов. Выдержанного водоупора между туронским и верхне-протеорозойским отложениями
нет. Приуроченные к ним воды гидравлически взаимосвязаны. Воды обоих горизонтов пресные, гидрокарбонатные или гидрокарбонатносульфатные с величиной сухого остатка 0,4— 0,6 г/л, общей жесткостью 7,5—9,2 мг/экв. л, с преимущественно низкой минерализацией (не более 0,3 г/л) и повышенным содержанием железа (до 1,3—1,5 мг/л). Содержание свободной углекислоты колеблется в пределах 80—140 мг/л, агрессивной углекислоты — в пределах 40—50 мг/л.
Для лучшего обеспечения населения водой хозяйственно-питьевого назначения в 1971 г. пущена в эксплуатацию 1-я очередь вновь строящегося Ново-Мыльского водопровода, водозаборная площадка которого расположена в 16,8 км от Ровно.
В связи с тем что трасса в основном проходит по заболоченной местности, пришлось применить стальные водоводы. Наружные стенкн водопровода защищены от почвенной коррозии усиленной гидроизоляцией. Внутренняя поверхность труб не защищена от коррозии. Согласно лабораторным исследованиям, содержание железа в исходной воде пробуренных скважин составляло 1,5—2 мг/л. В процессе эксплуатации обнаружено постепенное увеличение содержания железа в транспортируемой воде. На 20—25-й день эксплуатации в контрольной точке на 9-м километре в водоводе концентрация железа составила 8—10 мг/л, а в контрольной точке на входе в Ровно (16 км) — 17—18 мг/л. Такое же количество железа определялось и в других 7 точках, расположенных в распределительной водопроводной сети Ровно. В исходной же воде скважины оно оставалось во все время эксплуатации в пределах 1,3—2 мг/л. Нарастание концентрации железа в воде при ее транспортировке позволило сделать вывод о коррозии внутренней поверхности стен стального водовода агрессивной углекислотой.
На основании многократных исследований физико-химических показателей воды, проведенных лабораториями областной и городской санэпидстанций и Украинского института инженеров водного хозяйства (Ровно), лабораторией городского управления водопро-водно-канализационного хозяйства, кафедрой водоснабжения и бурового дела Института инженеров водного хозяйства были сделаны предложения об организации стабилизации воды для предотвращения коррозии внутренних стен водовода. В соответствии с полученными рекомендациями исполком городского Совета депутатов трудящихся принял решение о необходимости срочного строительства станции стабилизации воды на площадке водозаборных сооружений.
Как известно, карбонатные отложения предотвращающие коррозию металла, образуются в трубах, если содержание свободной углекислоты меньше ее «равновесной» концентрации, чему отвечает положительный индекс насыщения воды карбонатом кальция. Согласно лабораторным исследованиям, содержание свободной углекислоты в пробуренных скважинах колеблется в пределах 80—140 мг/л, что превышает «равновесную» концентрацию, а следовательно, имеет отрицательный индекс насыщения и вызывает агрессивность воды к стали. В связи с этим требуется подщелачивание воды с целью обеспечить перенасыщение карбонатом кальция, который постепенно выделяется из раствора, образуя слой кристаллических отложений по периметру водовода при транспортировании воды. Литературными данными рекомендуется довести индекс насыщения до +0,5—+10,7, а рН до 8,4 с тем, чтобы в первый период происходило быстрое нарастание пленки; в последующем индекс насыщения снижается до +0— +10,1.
С учетом местных условий в качестве реагента была принята строительная известь.
Ввиду срочности строительства из-за невозможности использования воды для хозяйственных нужд с содержанием железа 20 мг/л и отсутствия типового проекта станции стабилизации воды была принята технологическая схема стабилизации, предусматривающая завоз извести в здание самосвалами, складирование в бурты, гашение на известегасилке, подачу гашеной извести для мокрого хранения самотеком в железобетонную камеру внутри станции, подачу известкового теста в баки известкового молока насосом из специального бункера, оборудованного мешалкой, подачу известкового молока в растворно-отстойные баки самотеком, а из растворных в расходные — насосом, оборудование баков известкового молока и растворно-отстойных пневмомеханическими мешалками, подачу насыщенного раствора (1,6 г/л) в сборный водовод с помощью насоса под давлением 4—5 атм.
Согласно лабораторным исследованиям, по ходу водовода уже на 2—3-й день началось снижение концентрации железа до 2—3 мг/л; в настоящее время содержание его устойчиво держится в этих пределах при рН воды 8. С прекращением же стабилизации воды оно на 3-й день в конце водовода вновь повышается до 18—22 мг/л.
Таким образом, применение стабилизации воды на Ново-Мыльском водозаборе Ровно позволило остановить коррозию внутренних стен водовода и улучшить физико-химические и органолептические свойства подаваемой населению воды за счет связывания агрессивной углекислоты известью и соответственного снижения содержания железа в 8—10 раз. Опыт показал, что стабилизацию воды следует производить постоянно, так как не происходит образования карбонатной пленки на стенках водовода вследствие наличия 2-миллиметровой пленки железных соединений, образовавшихся в период эксплуатации водовода до начала стабилизации.
Поступила 18/VI 1973 г.