Научная статья на тему 'О применении автоматизированной информационной системы в управлении земельными ресурсами муниципальных образований'

О применении автоматизированной информационной системы в управлении земельными ресурсами муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1225
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ОБЪЕКТ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / LAND AND PROPERTY COMPLEX / LAND PLOT / LAND RESOURCES / AUTOMATED SYSTEM / MANAGEMENT / OBJECT / PRIVATIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гармаев Андрей Юрьевич

В статье показаны основные цели, принципы построения, структура программного обеспечения, методы и средства разработки и пути использования ГИС-технологий в создании автоматизированной информационной системы управления земельными ресурсами на уровне муниципальных образований Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гармаев Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On application of automated information system in the management of municipalities land resources

The article reveals the main objectives, principles, structure of the software, methods, tools and ways of use the GIS technology to create an automated information system for the management of land resources at the level of municipalities of the Republic of Buryatiya

Текст научной работы на тему «О применении автоматизированной информационной системы в управлении земельными ресурсами муниципальных образований»

Рис. 4. Tранспортная доступность Бурятии по автомобильным дорогам (составлено по Атласу автодорог Республики Бурятия)

Исследование транспортной доступности позволило выявить транспортную неоднородность и основные места концентрации населения. Более 85% населения Бурятии проживает в пределах 5-часовой автомобильной доступности, оно вынуждено затрачивать больше материальных средств, времени, физических усилий на преодоление расстояния с целью получения различных услуг, снижая свой уровень жизни.

Литература

1. Ковалев С.А. Сельское расселение (географическое исследование). — М.: Изд-воМоск. ун-та, 1963. — 300 с.

2. Мангатаева Д.Д. Городские поселения Бурятской АССР. — Улан-Удэ, 1978. — 111с.

3. Мангатаева Д.Д. Население Бурятии: тенденции формирования и развития. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. — 132 с.

4. Республика Бурятия 80 лет: статистический сборник, юбилейный выпуск // Госкомстат Республики Бурятия. — Улан-Удэ, 2003. — 305 с.

5. Атлас автодорог Республики Бурятия / ФГУП Забайкальское аэрогеодезическое предприятие. — Чита, 2004.

— 56 с.

Бадмаев Алдар Геннадьевич, ведущий инженер Байкальского института природопользования СО РАН, geo.83@mail.ru Badmaev Aldar Gennadievich, leading engineer, Baikal Institute of Nature Management SB RAS.

УДК 911(571.54) А.Ю. Гармаев

О ПРИМЕНЕНИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

В статье показаны основные цели, принципы построения, структура программного обеспечения, методы и средства разработки и пути использования ГИС-технологий в создании автоматизированной информационной системы управления земельными ресурсами на уровне муниципальных образований Республики Бурятия.

Ключевые слова: земельно-имущественный комплекс, земельный участок, автоматизированная система, земельные ресурсы, управление, объект, приватизация.

A.Yu. Garmaev

ON APPLICATION OF AUTOMATED INFORMATION SYSTEM IN THE MANAGEMENT OF MUNICIPALITIES LAND RESOURCES

The article reveals the main objectives, principles, structure of the software, methods, tools and ways of use the GIS — technology to create an automated information system for the management of land resources at the level of municipalities of the Republic of Buryatiya

Keywords: land and property complex, land plot, land resources, automated system, management, object, privatization.

Земельный фонд Российской Федерации является национальным богатством страны, рациональное использование которого невозможно без отлаженной системы управления, особенно в периоды радикальных земельных преобразований - перестройки земельных отношений, когда происходят массовое перераспределение и приватизация земель, реорганизация существующих объектов земельных отношений.

Важнейшим из условий стабильного развития нашей страны - это совершенствование системы управления земельными ресурсами, в состав которых входят земли всех семи категорий, в том числе и земли сельскохозяйственного назначения, лесного, водного фондов, населенных пунктов и др.

Ведущие специалисты в области проведения земельной реформы в России Д.Б. Аратский [1], А.А. Варламов [2], Н.В. Комов [4] указывают, что такие вопросы управления земельными ресурсами муниципального образования, как экономическое обоснование организационнохозяйственных мероприятий (земельного кадастра, мониторинга земель и землеустройства), индивидуальная оценка земельно-имущественных объектов, повышение бюджетных доходов, привлечение инвестиций на рынок недвижимости, выявление нарушений земельного законодательства и т.д., возможно решить только через создание системы информационного обеспечения управления земельными ресурсами.

По мнению специалистов, под земельными ресурсами понимаются земли в границах Российской Федерации, за исключением территориального моря [3].

Земельные ресурсы характеризуются тремя фундаментальными свойствами (факторами), определяющими их ценность: факторами жизнеобеспечения (часть природной среды, экологической системы), фактором производства (сельское хозяйство, строительство), фактором гражданского оборота (земельно-имущественные отношения).

Степень учета того или иного из трех факторов при оценке состояния объекта управления и

выработке управленческих решений (доминирующей вес фактора в целевой функции при синтезе управляющих воздействий) определяет ведомственную принадлежность системы управления и, соответственно, ее информационной системы. Так, определяя главным фактором земельных ресурсов в системе управления то, что они являются объектом гражданского оборота, мы тем самым имеем дело с системой управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации. Учет всех трех факторов ценности земельных ресурсов приводит, соответственно, к общей системе управления социально-экономическим состоянием территории.

Земельные отношения - взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжении землями, земельными участками, включая государственное управление земельными ресурсами.

Участниками земельных отношений являются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, юридические лица и граждане Российской Федерации, а объектами земельных отношений - земельные участки, права на них и прочносвязанные с земельным участком объекты недвижимости (здания, строения, сооружения).

Соответственно, можно ввести понятие земельно-имущественного комплекса субъекта РФ (муниципального образования) как совокупности земельных участков (ЗУ), а также земельных участков и расположенных на них зданий, строений, сооружений, находящихся в государственной (федеральной, субъектов РФ) или муниципальной собственности, являющихся объектами гражданского оборота (имущественных отношений).

В порядке реализации таких функций, в соответствии с республиканской целевой программой «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов не-

движимости в Республике Бурятия (2003-2012 г.)», по заказу Министерства имущественных и земельных отношений ООО «Аланс» создана автоматизированная информационная система «Имущественно-земельный комплекс в Республике Бурятия» (АИС ИЗК РБ).

Областью применения разрабатываемой программы является сфера управления земельными ресурсами органами Министерства имущественных и земельных отношений РФ на уровне ее субъектов и муниципальных образований.

Система призвана обеспечивать сбор, хранение и обработку максимально возможного количества характеристик, достоверно описывающих состояние имущественного комплекса хозяйственного субъекта, для последующего использования при администрировании налоговых и неналоговых поступлений.

Назначением АИС ИЗК является комплексная автоматизация работ по созданию и ведению реестров объектов недвижимости, земельных участков, реестров собственников и картографического материала муниципальных образований Республики Бурятия с созданием единого информационного пространства.

Целью автоматизации объекта является снижение трудоемкости расчетов, повышение эффективности работы и увеличение доходности бюджетов за счет:

- замены бумажного документооборота электронными носителями информации;

- создания единого технологического пространства обработки информации, используемой при ведении хозяйственной деятельности в муниципальных районах Республики Бурятия в части учета земельных участков, объектов недвижимости, их собственников, арендаторов;

- снижения трудоемкости операций в деятельности сотрудников администраций муниципальных образований Республики Бурятия на 50%;

- повышения эффективности управления финансовыми ресурсами субъектов Республики Бурятия на 10%;

- повышения уровня налоговых поступлений на 15%;

- повышения совокупного налогового потенциала на 20%;

- сокращения времени на поиск, обработку и обмен информацией по имущественно-земельному комплексу на 60%;

- сокращения затрат на обработку информации на 15%;

- улучшения качества контроля и учета обрабатываемой информации;

- обеспечения доступности информации;

- исключения возможности утери информации.

Пользователями АИЗ ИЗК являются администрации муниципальных образований Республики Бурятия в соответствии с перечнем, утвержденным законом Республики Бурятия от 31.12.2004 г. №985 «Об установлении границ образований и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия».

Программное обеспечение работает в операционных семействах Windows. Всю структуру программного обеспечения можно разделить на несколько уровней. Нижний уровень - операционная система, позволяющая управлять приложениями. Первый уровень -сервер баз данных MS SQL, обеспечивающий удаленное подключение. Второй уровень -клиентская программа АИС ИЗК, с которой работает пользователь. Третий уровень -прикладное обеспечение (офисный пакет MS Office), используемый АИС ИЗК для генерации и печати отчетов, документов.

Клиентское программное обеспечение разрабатывалось в среде программирования Borland Developer Studio 2006 - это один из самых мощных программных пакетов для разработки программного обеспечения, который поддерживает практически все современные языки программирования.

База развернута на сервере баз данных Microsoft SQL Server - это система управления реляционными базами данных (СУБД), разработанная корпорацией Microsoft. Основной используемый язык запросов - Transact-SQL -создан совместно Microsoft и Sybase. Transact-SQL является реализацией стандарта ANSI/ISO по структурированному языку запросов (SQL) с расширениями. Для обмена данными в системе и между смежными системами используется обменный формат XML (англ. extensible Markup Language - расширяемый язык разметки) - это язык разметки, фактически представляющий собой свод общих синтаксических правил. XML

- текстовый формат, предназначенный для хранения структурированных данных (взамен существующих файлов баз данных), для обмена информацией между программами.

По своей структуре АИС ИЗК включает ряд функциональных подсистем учета земельных участков, объектов недвижимости, субъектов права (правообладателей), документов, импорта/ экспорта данных, договоров аренды, платежей и исполнения доходной части бюджета

муниципальных образований, а также геоинфор-мационную и административную подсистемы.

При реализации данной системы в качестве смежных информационных систем выступают информационные системы Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РБ, Министерства имущественных и земельных отношений по РБ, Управления федеральной регистрационной службы по РБ, сельского административного образования (АИС САО), земельных участков муниципального образования (ЗУМО), иные действующие на момент создания (АИС ИЗК) информационные системы муниципальных образований в Республике Бурятия в области имущественных и земельных отношений.

Для обмена информацией используется единая система кодирования, классификаторы, совместимое с ними информационное обеспечение. Обмен информацией между АИС ИЗК и смежными системами реализовывается путем передачи данных с помощью выгрузки/загрузки XML-файлов, а также по ЛВС - локальной вычислительной сети, по телефонной линии (факс) или электронной почте.

Ввиду отсутствия ЛВС между районами и поселениями, а также локальной сети внутри отделов районов и внутри отделов поселений комплекс АИС ИЗК базируется на существующих у объекта автоматизации технических средствах, а обмен данными осуществляется средствами АИС ИЗК - периодической выгрузкой данных в обменном формате XML.

GIS-технологии обеспечивают наглядное

представление информации об элементах

имущественного комплекса на электронных картах различного формата, а также разграничивают права доступа к определенным типам электронных карт, отображают земельные

участки, в зависимости от запроса в разной цветовой гамме, дают возможности перехода от

графического представления объекта на карте к объекту в базе данных.

Аналитическая подсистема реализовывает статистические и аналитические запросы к базе данных, а также реализовывает работу пополняемой библиотеки запросов с возмож-ностью вывода данных на печать, либо отображает их в документах типа Word, Excel компании Microsoft.

Таким образом, применение автоматизированной системы «Имущественно-земельный комплекс» в муниципальных образованиях Респуб-лики Бурятия позволит не только решать прямые задачи управления земельными ресурсами, но и моделировать такие процессы, как:

- индексация земельных налогов по результатам кадастровой оценки земель (межселенные территории);

- планирование доходной части бюджета от земельных платежей, составление списков плательщиков земельного налога и расчет кадастровой стоимости земельных участков;

- актуализация данных геоинформационной системы на примере сопоставления разновременных космических снимков.

Использование АИС ИЗК на уровне муниципальных образований позволяет осуществлять планирование и гармоничное развитие

территорий.

Литература

1. Аратский Д.Б. Экономические модели управления земельными ресурсами на региональном уровне. — Нижний Новгород: ВВАГС, 1998. — 195 с.

2. Государственное регулирование земельныгх

отношений / под ред. А.А. Варламова. — М.: Колос, 2000. — 264 с.

3. Информационное обеспечение управления

земельныгми ресурсами: учеб. пособие / под ред. Л.И.

Кошкина. — М.: ВШПП, 2002. — 128 с.

4. Комов Н.В., Аратский Д.Б. Методология управления земельными ресурсами на региональном уровне.

— Нижний Новгород: ВАГС, 2000. — 246 с.

Гармаев Андрей Юрьевич, аспирант кафедры физической географии Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а; тел. 8-950-398-47-54; 8-924-657-80-50.

Garmaev Andrey Yurievich, postgraduate student, department of physical geography, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolin str., 24a, 670000, tel. 8-950-398-47-54, 8-924-657-80-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.