Научная статья на тему 'О ПРИЧИНАХ ПРОБЛЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ'

О ПРИЧИНАХ ПРОБЛЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИСПРАВЛЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фёдоров Александр Фёдорович, Суслов Юрий Евгеньевич

В статье анализируется процесс организации исправления осужденных, осуществляемый в исправительных учреждениях. Осознавая социальную значимость обсуждаемого вопроса исправления осужденных, его комплексный характер, подразумевающий интеграцию усилий множества социальных систем и структур внутри них, настоящая работа призвана проанализировать вопрос организации оказания единого исправительного воздействия на осужденных, в период нахождения их в местах лишения свободы. Основное внимание сконцентрировано на исследовании взаимодействии разных служб, и то каким образом достигается или не достигается единое исправительное воздействие на осужденных. Цель: выявить факторы, препятствующие организации в местах лишения свободы единого исправительного воздействия на осужденных. Методы: применялись общенаучные методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Результаты: произведенный анализ научных источников и нормативных правовых актов позволил выделить причины, которые не позволяют организовать единое исправительное воздействие на осужденного в местах лишения свободы. К таковым относят личностные причины, связанные с особенностями личности отдельных сотрудников исправительного учреждения, и причины организационного характера, связанные с процессом управления в уголовно-исполнительной системе (далее УИС) в целом. Выводы: достижение решения поставленной перед УИС задачи по исправлению осужденных возможно лишь при взаимодействии всех ее служб. Возможно существования лишь двух форм взаимодействия: положительное, заключающееся в сотрудничестве различных служб взаимно помогающих достигать необходимых результатов, и отрицательное, находящее свое отражение в создании препятствий другим службам, при решении задач своей службы. Нейтрального взаимодействия быть не может.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фёдоров Александр Фёдорович, Суслов Юрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CAUSES OF PROBLEMS IN THE ORGANIZATION OF A UNIFIED CORRECTIVE ACTION ON CONVICTS IN THE PENITENTIARY SYSTEM

The article analyzes the process of organizing the correction of convicts, carried out in correctional institutions. Realizing the social significance of the issue under discussion of the correction of convicts, its complex nature, which implies the integration of the efforts of many social systems and structures within them, this work is intended to analyze the issue of organizing the provision of a single corrective impact on convicts while they are in places of deprivation of liberty. The main attention is focused on the study of the interaction of different services, and how is achieved or not achieved a uniform corrective effect on convicts. Purpose: to identify the factors that impede the organization in places of deprivation of liberty of a unified corrective action on convicts. Methods: general scientific research methods were used (analysis, synthesis, comparison, generalization). Results: the analysis of scientific sources and normative legal acts made it possible to identify the reasons that do not allow organizing a single corrective effect on a convict in places of deprivation of liberty. These include personal reasons associated with the personality characteristics of individual employees of the correctional institution, and organizational reasons associated with the management process in the penal system as a whole. Conclusions: the achievement of a solution to the task of the correctional system set for the correction of convicts is possible only with the interaction of all its services. There may be only two forms of interaction: positive, which consists in the cooperation of various services mutually helping to achieve the necessary results, and negative, which is reflected in the creation of obstacles to other services in solving the tasks of their service. There can be no neutral interaction.

Текст научной работы на тему «О ПРИЧИНАХ ПРОБЛЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ»

6. Куликова, Т.Г. Особенности эмоционального развития и самооценки учащихся начальных классов со школьной дезадаптацией: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Куликова Татьяна Геннадьевна. - Москва, 2007. - 154 с.

7. Лукьянченко, Н.В. Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе / Н.В. Лукьянченко, Т.Л. Ядрышникова // Психология и школа. - 2009. - №1. - С. 39-44.

8. Хромов, А.Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Хромов Анатолий Борисович. - Казань, 2005. - 26 с.

9. Шлыкова, Д.В. Факторы динамики школьной адаптации: диссертация ... канд. соц. наук: 22.00.04 / Шлыкова Дарья Витальевна. - Нижний Новгород, 2018. - 190 с.

Психология

УДК 378

кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник

отдела разработки методологии социальной, психологической, воспитательной

и педагогической работы с осужденными центра исследования проблем

исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной

деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы Фёдоров Александр Фёдорович

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Москва),

доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Владимирский государственный университет имени Александра

Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (г. Владимир);

кандидат психологических наук, начальник отдела психологического

обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно исполнительной

системы центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний

и психологического обеспечения профессиональной деятельности

сотрудников уголовно-исполнительной системы Суслов Юрий Евгеньевич

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Москва),

доцент факультета психологии

Российский государственный социальный университет (г. Москва)

О ПРИЧИНАХ ПРОБЛЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ

Аннотация. В статье анализируется процесс организации исправления осужденных, осуществляемый в исправительных учреждениях. Осознавая социальную значимость обсуждаемого вопроса исправления осужденных, его комплексный характер, подразумевающий интеграцию усилий множества социальных систем и структур внутри них, настоящая работа призвана проанализировать вопрос организации оказания единого исправительного воздействия на осужденных, в период нахождения их в местах лишения свободы. Основное внимание сконцентрировано на исследовании взаимодействии разных служб, и то каким образом достигается или не достигается единое исправительное воздействие на осужденных. Цель: выявить факторы, препятствующие организации в местах лишения свободы единого исправительного воздействия на осужденных. Методы: применялись общенаучные методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Результаты: произведенный анализ научных источников и нормативных правовых актов позволил выделить причины, которые не позволяют организовать единое исправительное воздействие на осужденного в местах лишения свободы. К таковым относят личностные причины, связанные с особенностями личности отдельных сотрудников исправительного учреждения, и причины организационного характера, связанные с процессом управления в уголовно-исполнительной системе (далее УИС) в целом. Выводы: достижение решения поставленной перед УИС задачи по исправлению осужденных возможно лишь при взаимодействии всех ее служб. Возможно существования лишь двух форм взаимодействия: положительное, заключающееся в сотрудничестве различных служб взаимно помогающих достигать необходимых результатов, и отрицательное, находящее свое отражение в создании препятствий другим службам, при решении задач своей службы. Нейтрального взаимодействия быть не может.

Ключевые слова: воспитание, исправление, осужденные, психологическая служба, уголовно-исполнительная система Российской Федерации.

Annotation. The article analyzes the process of organizing the correction of convicts, carried out in correctional institutions. Realizing the social significance of the issue under discussion of the correction of convicts, its complex nature, which implies the integration of the efforts of many social systems and structures within them, this work is intended to analyze the issue of organizing the provision of a single corrective impact on convicts while they are in places of deprivation of liberty. The main attention is focused on the study of the interaction of different services, and how is achieved or not achieved a uniform corrective effect on convicts. Purpose: to identify the factors that impede the organization in places of deprivation of liberty of a unified corrective action on convicts. Methods: general scientific research methods were used (analysis, synthesis, comparison, generalization). Results: the analysis of scientific sources and normative legal acts made it possible to identify the reasons that do not allow organizing a single corrective effect on a convict in places of deprivation of liberty. These include personal reasons associated with the personality characteristics of individual employees of the correctional institution, and organizational reasons associated with the management process in the penal system as a whole. Conclusions: the achievement of a solution to the task of the correctional system set for the correction of convicts is possible only with the interaction of all its services. There may be only two forms of interaction: positive, which consists in the cooperation of various services mutually helping to achieve the necessary results, and negative, which is reflected in the creation of obstacles to other services in solving the tasks of their service. There can be no neutral interaction.

Key words: еducation, correction, convicts, psychological service, penal system of the Russian Federation.

Введение. Современный этап развития общества, ставящий человека в центр своего развития, актуализирует потребность к новому осмыслению и реорганизации устоявшегося функционирования многих общественных институтов. В многообразии социально важных задач, требующих своего решения, выделяется проблема исправления осужденных. Наличие осужденных симптоматично для того общества, в котором существуют неразрешенные проблемы различного генеза (экономического, политического, морально-нравственного, правового и т.д.), преодоление которых включает в себя

комплекс разнообразных мероприятий, направленных на предупреждение и раскрытие совершенных преступлений, а также исправление лиц, их совершивших. Каждый из обозначенных элементов противодействия преступности в обществе представляет собой отдельную многоаспектную научно-практическую задачу. Кроме этого, интенсивность прогрессивных изменений, происходящих в мире, обуславливают необходимость создания сложных по своей внутренней организации структур, позволяющих действовать комплексно и включающих в себя комбинацию методов, способов и средств разных научных знаний и подходов. Такое взаимодействие, безусловно, более сложное по своей внутренней структуре и характеру функционирования, но, вместе с тем, обладает гораздо более эффективными способами. Это тот случай, когда сумма дает новый эффект, не свойственный исходным слагаемым. Сложные структуры придают «гибкость» системе, позволяют более комплементарно и адекватно подходить к решению актуальных задач, меняться вслед за изменениями текущих условий [3]. Это утверждение справедливо и для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, курс деятельности которой неотделим от общей политики государства и на которую возложено решение одной из важных социальных задач -исправление осужденных. Следует отметить вместе с тем и то, что исправление осужденных является целью всего общества, а не только пенитенциарной системы [4]. В настоящее время эта проблема особенно актуальна, по причине того, что, как показывают исследования, цель исправления достигается менее чем в 30% случаев [1]. Осознавая социальную значимость обсуждаемого вопроса исправления осужденных, его комплексный характер, подразумевающий интеграцию усилий множества социальных систем и структур внутри них, настоящая работа призвана проанализировать вопрос организации оказания единого исправительного воздействия на осужденных, в период нахождения их в местах лишения свободы. Цель работы заключается в попытке дать определение явления исправления как единого комплексного воздействия на осужденных, осуществляемого разными службами, а также проанализировать, выявить и дать объяснение причинам наличия затруднений в организации этого процесса.

Изложение основного материала статьи. В работе применялись общенаучные методы анализа и синтеза научных материалов, посвященных проблеме исследования, отечественных и зарубежных авторов.

Проблема организации исправительное воздействие связано с решением ряда фундаментальных противоречий. Основное, что стоит отметить в этой связи - это наличие расхождений в сущностном понимании явления «исправление» в научном пространстве. Дополнительно, данное обстоятельство усложняется тем, что «исправление» находится на пересечении нескольких научных сфер: юридических, педагогических, психологических, социологических и т.д., что закономерно объяснимо высокой социальной значимостью этого вопроса. Понимание сущности явления необходимо для выработки эффективных методов его использования в созидательных целях. В качестве отправной точки анализа имеющихся научных дефиниций понятия «исправление» можно использовать таковое, зафиксированное в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Исправление осужденных трактуется как процесс формирования уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Рассматривая приведенное определение, нельзя не согласиться с мнением С.Ю. Бытко, отмечающим понимание в подобной трактовке феномена «исправление» только как процесса, но не как результата. В то время как для социума важно именно достижение результата - исправление осужденного. Сам же автор под исправлением понимал некое внутреннее изменение личности преступника, при котором он в будущем уже не будет совершать преступления [5].

В.И. Зубкова, рассматривает исправление как конечную цель наказания. Она обращает внимание на то, что достижение цели исправления возможно при соблюдении следующего условия: назначением справедливого, законного и обоснованного наказания. Соглашаясь с мнением В.И. Зубковой, можно сделать справедливый, по нашему мнению, вывод о том, что, как процесс, исправление преступников начинается до непосредственного момента поступления их в исправительные учреждения пенитенциарной системы, то есть основы и предпосылки успешного исправления преступников лежат в плоскости профессиональной деятельности судейского корпуса и следователей [11]. Теоретический анализ научных источников, показал, что зачастую исправление определяют через предполагаемые критерии, по которым можно судить о том, исправился осужденный или нет. Так, И.А. Ефремова отмечает как одни из элементов исправления утрату общественной опасности, а также компенсацию причиненного вреда (материального и нематериального) [9]. С.А. Золотников подчеркивает сложность определения факта исправления осужденного и указывает на возможность приспособления осужденного и имитации им достижения исправления в своих целях [10]. Например, когда решается вопрос о получении условно-досрочного освобождения, следует обоснованно делать вывод об исправлении или не исправлении осужденного, ориентируясь на научно обоснованные критерии исправления.

Таким образом, вопрос организации исправительного воздействия на осужденных в пенитенциарной системе отличается рядом специфических особенностей. Во-первых, исправление как явление имеет двойственную природу (как процесс и как результат), во-вторых, как процесс, исправление относительно границ действия системы исполнения наказания лежит в трех временных периодах: до непосредственного поступления осужденного в места лишения свободы; во время нахождения в местах лишения свободы; после освобождения.

Как было отмечено выше, на каждом из указанных этапов удельный вес роли тех или иных социальных и государственных структур на исправление осужденного может меняться. И если до осуждения важную лепту в исправление осужденного вносят судьи и следователи качеством своей профессиональной деятельности, то после освобождения поведение осужденного (правопослушное или преступное) во многом будет зависеть от того, как его «встретит» социальная среда.

Кроме того, перечисленные в статье 9 УИК РФ основные средства исправления находят свое функционально-структурное выражение в наличии имеющихся в исправительном учреждении отделов и служб, специфика профессиональной деятельности которых предполагает «доминирование» одного из средств исправления, что, безусловно, убедительно доказывают, что исправление осужденных есть результат усилий сотрудников всех служб УИС. Согласимся также со справедливым, по нашему мнению, замечанием о необходимости внесения в перечень основных средств исправления и психологической работы, проводимой с осужденными. Психологическая и социальная работа имеют самостоятельные задачи, являются в значительной степени дополнительными по отношению к основным средствам исправления, способствуют эффективному применению других средств исправления [6]. Однако, ряд исследователей отмечают недостаточное применение психологических знаний в процессе исправления осужденных [2].

Мы поддерживаем идею о том, что воспитательная работа является обязанностью всех сотрудников исправительного учреждения [12], но вместе с тем, в наибольшей степени она возложена на начальников отрядов осужденных. Реализация воспитательной работы, как важной составляющей исправительного воздействия, сопряжена со сложностью организации единого взаимодействия различных служб. Важность взаимодействия служб неоднократно подымалась в научных работах, посвященных тематике УИС. Наличие тесной продуктивной взаимосвязи между службами позволит не только противостоять негативным факторам имманентно присущим УИС, таким как действия представителей криминальной среды, вовлечение в коррупционные преступления [7], но и осуществить единое исправительное воздействие. Например,

взаимовыгодное внутриучрежденческое сотрудничество можно наблюдать в работе воспитательной и производственных служб исправительного учреждения. Последняя, помимо получения определенного дохода для исправительного учреждения, также осуществляет ряд важных воспитательно - режимных функций. Помогает: занять осужденных полезной деятельностью; развить у осужденных необходимые для последующей жизни после освобождения трудовые навыки; освоить осужденным необходимые для трудоустройства после освобождения профессий; привить привычку трудиться и зарабатывать законным образом себе средства, необходимые для удовлетворения их потребностей.

Отряд осужденных призван создать условия для повышения образовательного, профессионального, культурного уровня осужденных. В данном случае мы наблюдаем обоюдно выгодное взаимодействие служб. Образованные осужденные смогут повысить уровень производственных результатов. Воспитательная работа также связанна с преодолением имеющихся у осужденных психологических барьеров, когнитивных искажений, сопротивление изменениям и т.д. В вопросе разрешения обозначенных трудностей, безусловно, ведущая роль принадлежит психологической службе УИС. В контексте анализа организации взаимодействия различных служб УИС в вопросе оказания единого исправительного воздействия на осужденных мы выделили несколько наиболее явных причин осложнения такового сотрудничества.

Во-первых, проблемы организации взаимодействия могут лежать в плоскости индивидуально-личностных особенностей сотрудников УИС. Например, они могут обладать ярко выраженными эгоистическими чертами личности, выражающимися в неуважении и обесценивании результатов труда и значимости вклада других служб в достижении общего результата. Также подобный подход к взаимодействию между службами может быть связан с нахождением сотрудников на разных уровнях понимания результатов своего труда. Низкий уровень характеризуется ограниченностью понимания необходимости целостного функционирования исправительного учреждения для достижения им стоящих перед ним задач. Также, осуществление профессиональной деятельности в сложноорганизованных государственных структурах сопряжено с наличием внешнего контроля за ее выполнением. Это обстоятельство может побудить некоторых сотрудников прийти к идее о выполнении своих служебных «нормативов» в ущерб продуктивности и эффективности общего исправительного воздействия. Такие действия можно рассматривать как показатель «узкого», недальновидного мышления, даже в чем-то эгоистичного. Решение стратегически более крупных и важных по своему значению и масштабу задач (в нашем случае исправление осужденного) затмевается стремлением выполнить и отчитаться за конкретные мероприятия без учета достижения общей цели. Подобные действия отражают, в том числе, и уровень профессионализма сотрудника, т.к. наглядно демонстрируют масштаб осознания функционирования исправительной системы.

Во-вторых, между сотрудниками разных служб может быть личная неприязнь, не обусловленная принадлежностью к какой-либо службе. Однако, подобное отношение может быть связано со стереотипным восприятием какой-либо отдельной службы или служб, искаженным и неверным пониманием роли других служб в общей системе исправления.

В-третьих, слабые межгрупповые связи между службами могут быть обусловлены «традициями», сложившимся в конкретном исправительном учреждении.

В-четвертых, наличие упущений со стороны общего управления службами со стороны руководства. Так, например, отмечают, что в системе управления выделяют три основных элемента: структура управления (система взаимосвязей звеньев управления); механизм управления (система инструментов достижения цели управления (оценочные показатели, система стимулов и наказаний и т.д.)); культура управления или управленческая культура (традиции, привычки, установки, которых придерживаются управляющие предприятием). Каждый из этих элементов может изменяться, но сложности возникают, когда изменения происходят не синхронно. Также отмечают в качестве барьеров в организации успешного управления низкую инновационную активность, необоснованность управленческих решений, отсутствие мониторинга деятельности организации.

В-пятых, неустойчивый и неблагоприятный психологический климат. Психологический климат одновременно является и результатом сложившихся взаимоотношений членов коллектива, а также причиной развития взаимоотношений между ними, придавая им определенный характер. От состояния психологического климата зависят адаптация сотрудников, их результативность, трудоспособность и продуктивность [8].

Выводы. Подводя итоги проведенного исследования проблемы организации единого исправительного воздействия на осужденных в местах лишения свободы, можно сделать вывод о наличии двух форм взаимодействия между службами в организации: отрицательный и положительный. Отрицательное взаимодействие заключается в создании службами препятствий друг другу при выполнении своих профессиональных служебных обязанностей, а также в результате недостатков в управлении организацией. Положительное взаимодействие предполагает сотрудничество между представителями различных отделов и служб, оказание помощи друг другу, при которой каждая из сторон реализует как свои задачи, так и задачи, стоящие перед иными службами.

Литература:

1. Антипов, А.Н. О некоторых направлениях совершенствования уголовно-исполнительной системы России / А.Н. Антипов, Т.Д. Макаренко // Всероссийский криминологический журнал. - 2018. - № 12 (1). - С. 32-42.

2. Антонян, Ю.М. Психотерапевтические возможности исправления осужденных / Ю.М. Антонян, Ю.Ю. Красикова, Т.И. Савельева // Человек: преступление и наказание. - 2018. - № 26 (3). - С. 331-339.

3. Барачевский, Ю.Е. Служба медицины катастроф Архангельской области, организация управления и взаимодействия / Ю.Е. Барачевский, А.Г. Соловьев, Л.Н. Коряковский // Экология человека. - 2006. - №. 5. - С. 6-11.

4. Бутенко, Т.П. Исправление осужденных: проблемы правопонимания / Т.П. Бутенко, А.С. Руденко // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2019. - № 5 (204). - С. 20-23.

5. Бытко, С.Ю. К вопросу о возможности исправления осужденных / С.Ю. Бытко // Вестник Поволжского института управления. - 2016. - № 1 (52). - С. 68-73.

6. Голодов, П.В. Средства исправления осужденных: проблемы классификации и правовой регламентации / П.В. Голодов // Пенитенциарная наука. - 2016. - № 2 (34). - С. 30-34.

7. Горбань, Д.В. Эффективность антикоррупционной деятельности в УИС как средство перекрытия каналов доставки в исправительные учреждения запрещенных предметов / Д.В. Горбань, О.С. Ефремова // Юридический вестник Самарского университета. - 2019. - № 1. - С. 44-51.

8. Денисова, А.О. Психологический климат и социально-психологическая адаптация персонала в организации / А.О. Денисова // Перспективы науки и образования. - 2017. - № 1 (25). - С. 56-59.

9. Ефремова, И.А. Материальное основание условно-досрочного освобождения от наказания / И.А. Ефремова // Всероссийский криминологический журнал. - 2018. - № 1. - С. 82-91.

10. Злотников, С.А. Критерии и оптимизация эффективности исправления осужденных: теоретико-правовые аспекты / С.А. Злотников // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2019.- № 2 (35).- С. 71-76.

11. Зубкова, В.И. Исправление осужденных: реальность и перспективы / В.И. Зубкова // Человек: преступление и наказание. - 2013. - № 3. - С. 44-48.

12. Ивашко, Н.Н. Особенности воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях / Н.Н. Ивашко // Вестник Кузбасского института. - 2017. - №. 2 (31). - С. 169-174.

Психология

УДК 159.922

кандидат биологических наук, доцент Хурамшин Илнур Гумерович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Чапурин Михаил Николаевич Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье представлены основные аспекты психолого-педагогического консультирования с учетом особенностей проявления эмоциональной сферы в подростковом возрасте. Эмоциональные нарушения в подростковом возрасте являются естественным отражением возрастного развития психических процессов, свойств и состояний личности. Психоэмоциональные проблемы в подростковом возрасте под собой имеют разного рода причины, связанные, прежде всего, с условиями социально-культурной среды и детскими психотравмирующими ситуациями. Одним из последствий нарушения психической деятельности подростка является синдром дисморфомании, который проявляется в излишней озабоченности своими особенностями телосложения и внешности. При более выраженном эмоциональном уровне дезорганизации психической сферы подростка психосоматические симптомы охватывают все сферы психической деятельности, начиная от проявления когнитивных расстройств мышления и заканчивая навязчивыми идеями, связанными с суицидальными проявлениями. Стресс как психическое состояние личности имеет положительное и отрицательное содержание, выражающийся в адаптации и дезадаптации психической сферы подростка. Увеличение количества психических расстройств обусловлено неспособностью подростка адекватно реагировать на стрессовые ситуации, из-за неразвитости их самосознания как свойства психики и внутренней рефлексии. Поэтому эмоциональный ответ на стрессовую ситуацию может рассматриваться как форма адаптации к нестандартным ситуациям, возникающих внезапно от ожидания неопределенности в решении сопутствующих проблем. Одним из психологических методов коррекции психоэмоциональных состояний подростков является психолого-педагогическое консультирование. Оно обеспечивает стабилизацию, уравновешенность нервных процессов и когнитивно-смысловых функций подростка в решении имеющихся проблем взаимодействия, как с самим собой, так и с социальным окружением. Психолого-педагогическое консультирование как одна из форм взаимодействия психолога и подростка позволяет значительно снизить уровень психического напряжения и определить условия преодоления стресса.

Ключевые слова: подростковый возраст, эмоции, стресс, психолого-педагогическое консультирование, психическое сфера, социальное окружение, акцентуации характера.

Annotation. The article presents the main aspects of psychological and pedagogical counseling, taking into account the peculiarities of the manifestation of the emotional sphere in adolescence. Emotional disorders in adolescence are a natural reflection of the age-related development of mental processes, properties and states of the individual. Psycho-emotional problems in adolescence have various causes, primarily related to the conditions of the socio-cultural environment and childhood psycho-traumatic situations. One of the consequences of a violation of the mental activity of a teenager is the syndrome of dysmorphomania, which manifests itself in excessive concern for one's own physique and appearance. With a more pronounced emotional level of disorganization of the adolescent's mental sphere, psychosomatic symptoms cover all areas of mental activity, ranging from manifestations of cognitive thinking disorders to obsessive ideas associated with suicidal manifestations. Stress as a mental state of a person has positive and negative content, which is expressed in the adaptation and maladaptation of the mental sphere of a teenager. The increase in the number of mental disorders is due to the inability of a teenager to adequately respond to stressful situations, due to the underdevelopment of their self-consciousness as a property of the psyche and internal reflection. Therefore, an emotional response to a stressful situation can be considered as a form of adaptation to non-standard situations that arise suddenly from the expectation of uncertainty in solving related problems. One of the psychological methods for correcting the psycho-emotional states of adolescents is psychological and pedagogical counseling. It provides stabilization, balance of nervous processes and cognitive-semantic functions of a teenager in solving existing problems of interaction, both with himself and with the social environment. Psychological and pedagogical counseling as one of the forms of interaction between a psychologist and a teenager can significantly reduce the level of mental stress and determine the conditions for overcoming stress.

Key words: adolescence, emotions, stress, psychological and pedagogical counseling, mental sphere, social environment, character accentuations.

Введение. По мнению большинства отечественных психологов эмоциональные нарушения, связанные с расстройством психики у подростков не проходят без последствий для их будущего психического развития, что отражается на психических особенностях акцентуации характера в последующие возрастные периоды жизни [4, 8, 15, 26].

Длительные эмоциональные расстройства нервных состояний, в том числе сказываются и на возникновении соматических заболеваний, поэтому психоэмоциональные нарушения имеют психосоматическую природу. Значение эмоциональной сферы ребенка подросткового возраста невозможно недооценить или переоценить, так как это может привести к проявлениям отклоняющего поведения у обучающихся в социальной сфере его жизнедеятельности [2, 13, 14, 18].

Изложение основного материала статьи. Как полагает Е.И. Личко критическим периодом для возникновения различных психопатий является возраст от 14 до 18 лет, в котором происходит акцентуирование некоторых свойств характера не являющихся патологическими, но, тем не менее, повышающих возможность возникновения психических травм и дивиантного поведения. Таким образом, можно предположить, что существует общая закономерность в филогенезе и онтогенезе, при которой вместе с уровнем организации и саморегулирования организма повышается и эмоциональная чувствительность и возможности психологической защиты [1, 12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.