Научная статья на тему 'О ПРИЧИНАХ МАЛОЧИСЛЕННОСТИ ПРОТЕСТОВ В КИТАЕ'

О ПРИЧИНАХ МАЛОЧИСЛЕННОСТИ ПРОТЕСТОВ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
протестное движение / историческое развитие / народ / массовое сознание / СМИ / интернет / законы и нормативные акты / Китай / protest movement / historical development / people / mass consciousness / media / internet / laws and regulations / China

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Су Инфан

статья посвящена анализу актуального понимании протестных движений в Китае, включая концептуальные объяснения в контексте национальных условий Китая, историческое развитие и изменения протестных движений в Китае с древних времен до настоящего времени, а также особенности периодов, в которые они возникали. Во-вторых, рассматриваются требования и нормы, связанные с протестами, в современных законах и нормативных актах Китая, а также статус, права и обязанности организаторов протестов, участников и государственных органов в протестной деятельности. Наконец, на основе вышеизложенных фактов и теорий, главный вопрос данной статьи почему количество протестных движений в Китае значительно меньше

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR THE SMALL NUMBER OF PROTESTS IN CHINA

This article analyzes the current understanding of protest movements in China, including conceptual explanations in the context of China's national conditions, the historical development and changes of protest movements in China from ancient times to the present, and the characteristics of the periods in which they emerged. Secondly, the requirements and norms related to protests in China's contemporary laws and regulations, as well as the status, rights and responsibilities of protest organizers, participants and government agencies in protest activities are examined. Finally, based on the above facts and theories, the main question of this paper is why the number of protest movements in China is much smaller.

Текст научной работы на тему «О ПРИЧИНАХ МАЛОЧИСЛЕННОСТИ ПРОТЕСТОВ В КИТАЕ»

МАССОВЫЕ ПРОТЕСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АКЦИИ

Су Инфан

магистр Социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

2680338960@qq.com

О ПРИЧИНАХ МАЛОЧИСЛЕННОСТИ ПРОТЕСТОВ В КИТАЕ

Аннотация: статья посвящена анализу актуального понимании протестных движений в Китае, включая концептуальные объяснения в контексте национальных условий Китая, историческое развитие и изменения протестных движений в Китае с древних времен до настоящего времени, а также особенности периодов, в которые они возникали. Во-вторых, рассматриваются требования и нормы, связанные с протестами, в современных законах и нормативных актах Китая, а также статус, права и обязанности организаторов протестов, участников и государственных органов в протестной деятельности. Наконец, на основе вышеизложенных фактов и теорий, главный вопрос данной статьи - почему количество протестных движений в Китае значительно меньше.

Ключевые слова: протестное движение, историческое развитие, народ, массовое сознание, СМИ, интернет, законы и нормативные акты, Китай

Слово «протест» появилось еще в Древнем Китае, и впервые оно упоминается в книге «Биография Лу Чжи» времен династии Поздняя Хань (410 г. н.э. - 420 г. н.э.). Оно имеет множество значений, таких как: быть твердым в своих взглядах, выражать несогласие с ошибочными мнениями; выдвигать сильные возражения против речи или действий другой стороны; отстаивать свои взгляды, давать советы; говорить высоко, приводить далеко идущие аргументы и так далее.

Позже, с привнесением западных идей, слово «протест» стало ассоциироваться с английским словом «protest».

Как известно, многие современные социологические концепции Китая формировались в прошлом веке на фоне распространения западных идей и доктрин, поэтому многие из них включают в себя взгляды западных доктрин. Что касается понятия «протест», то китайские ученые предложили определение этого понятия, сочетающее в себе западные идеи.

По мнению китайских ученых, понятие «социальный протест» в Китае в основном означает пространственное собрание определенного количества людей, которые открыто выражают государственной политической системе свои возражения против конкретной цели или требований, выходящих за рамки общественных правил, разрешенными или не разрешенными общественными правилами способами, а иногда даже с определенной степенью конфликта. Эта концепция еще уточняется и развивается, но уже сейчас видно, что она подчеркивает следующие характеристики социального протеста:

Во-первых, наличие четкой проблемы, которая может затрагивать национальные чувства, политику государства, этику, общественный порядок и мораль или групповые интересы. Разумеется, в ходе протеста могут возникать и новые проблемы;

Во-вторых, существуют конкретные цели протеста, которыми могут быть правительство и соответствующие ведомства, другие организации, группы или отдельные лица. Однако в основе своей такие протесты обращены к национальной политической системе, и независимо от того, против чего конкретно протестуют, сами протестующие надеются, что национальная политическая система обратит внимание на их взгляды и что-то предпримет;

В-третьих, способы протеста разнообразны и проявляются в таких коллективных действиях, как сидячие забастовки, коллективные петиции, митинги, шествия, забастовки,

онлайн-протесты и так далее, которые могут быть легитимными или нелегитимными, а могут быть незаконными неожиданно в разгар в ц елом легитимных коллективных действий. Более того, конфронтационный характер социальных протестов часто приводит к конфликтному поведению и даже коллективному насилию в рамках протестного процесса в целом или на локальном уровне;

В-четвертых, протесты выражают несогласие с требованиями, которые выходят за рамки преднамеренного общественного регулирования и часто являются внеинституциональным поведением.

Важно подчеркнуть, что социальный протест - это усвоенное и объединяющее понятие. Он отличается от понятий, определяемых с точки зрения государственного управления, таких как массовые инциденты и внезапные события, а также от понятий, определяемых с точки зрения участников коллективного поведения, таких как коллективные протесты и протесты за права. В то же время социальный протест пересекается с западными концепциями иррационального коллективного поведения и рациональных коллективных действий, и социальных движений, а также перекликается с концепцией конфронтационной политики, выдвинутой западными учеными в последние годы, обеспечивая основу для обмена мнениями и диалога.

Исторически в Китае существовал целый ряд общественных движений, подходящих под современное академическое определение «протест», которые можно разделить на две категории в зависимости от их тематики: насильственное или ненасильственное коллективное поведение, инициированное политической элитой. В их состав обычно входят чиновники древних феодальных династий, члены определенной фракции или семьи, обладающие политическими ресурсами, «ученый» класс, обладающий определенным уровнем знаний, и местные правящие силы. Объектом их протестов в большинстве случаев был правитель или правящий класс того времени, а темы охватывали широкий круг вопросов - от конкретной политики до распределения благ при выработке государственной политики. Способы таких протестов были многочисленны: коллективные предложения (императору), предложения доверенных министров императора императору (индивидуально), подстрекательство масс к расширению ситуации и т.д. Средства насилия при этом могли варьироваться, но в конечном итоге они делились на две категории: восстания (направленные на насильственное свержение режима) и военные реванши (направленные на изменение определенной политики или отношения, без намерения свергнуть существующий режим как таковой).

Поскольку в распоряжении этих политических элит есть политические, экономические или военные ресурсы, чаще всего их протесты воспринимаются правителями всерьез и приводят к изменению отношения (или, если не воспринимаются всерьез, перерастают в насильственные протесты, к которым правители вынуждены относиться серьезно).

Другая форма протеста - это протест низших слоев населения (в большинстве своем это крестьяне, как было показано в древних феодальных обществах). Поскольку низшие слои не имели права голоса во властных структурах, если они хотели изменить отношение правителей, то могли сделать это только насильственными методами, и такие коллективные действия имеют в Китае специальный термин: крестьянское восстание.

Первое крестьянское восстание в Китае произошло в конце правления династии Цинь (около 200 г. до н.э.). Осенью первого года Второй династии Цинь (209 г. до н. э.) циньский двор призвал бедных крестьян отправиться в Юйян для гарнизонирования границы. Более 900 крестьян, в том числе Чэнь Шэн и У Гуан, были призваны отправиться в Юйян для гарнизонирования границы, но по дороге им помешал сильный дождь в поселке Дачжэ уезда Херб (современный Сучжоу), и они не смогли прибыть к месту назначения в назначенное

время. Согласно закону того времени, всех крестьян убивали, если они не прибывали на место вовремя. В отчаянии Чэнь Шэн и У Гуан повели толпу на убийство офицеров, сопровождавших солдат, и подняли мятеж. Повстанцы избрали Чэнь Шэна и У Гуана генералами. Они последовательно захватили Дачжэсян и уезд Херб, а в уезде Чэнь (современный Хуайян, провинция Хэнань) установили режим Чжан Чу, на который откликнулись разные местности.

Во времена феодального самодержавия в Китае часто происходили крестьянские восстания, но большинство из них заканчивались неудачей, поскольку у крестьян не было ресурсов (экономических, военных и т.д.). Так продолжалось до конца правления династии Цин (после 1840 г.).

К тому времени история Китая официально вступила в период современной истории после Опиумной войны. Основными объектами протестных движений в этот период стали группы студентов, купцов и рабочих, которые получали идеологическое вдохновение и образование. Это связано с привнесением западной культуры и идей, китайским менталитетом, стремящимся к переменам после многочисленных неудач поздней династии Цин, и историческим фоном мировой войны. Протесты в этот период выражались в основном в форме организованных шествий, распространения листовок и проповедей. Из-за социальных волнений и военачальства протесты этого периода в большинстве случаев имели ограниченный эффект и подавлялись феодальным режимом, военачальниками и крупными капиталистами. Самым известным протестом этого периода является Движение четвертого мая.

Под движением Четвертого мая подразумеваются широкомасштабные демонстрации, вспыхнувшие в Пекине 4 мая 1919 г., темой которых стал протест против ущемления суверенитета Китая Парижской мирной конференцией и теневых способов манипулирования конференцией со стороны великих держав. В них приняли участие молодые студенты, горожане, промышленники и бизнесмены, которые объединились для проведения патриотических кампаний в форме петиций, забастовок, стачек на рынке, насильственного противостояния правительству и т. д, Цзинань и другие части страны, студенты, рабочие и бизнесмены присоединились к поддержке протестов. Эти протесты стали прелюдией к основательной антиимпериалистической и антифеодальной борьбе китайской нации.

Масштабные коллективные протесты после основания Нового Китая были сосредоточены в первые годы существования страны и, как правило, демонстрировали поддержку национальных взглядов и отношения к определенным странам в международных делах. Среди таких протестов - ряд народных шествий против агрессии США в Китае перед Войной сопротивления против США, а также ряд вспышек оппозиции США в конце XX в. после бомбардировки США посольства Китая в Югославии зверств. В целом эти протесты были направлены в основном против других стран, основной массой был китайский народ, позиция была в пользу собственного правительства, а основным средством были демонстрации.

Впоследствии, начиная с 1990-х гг., несмотря на сохранение политической стабильности и быстрый экономический рост, в Китае постепенно возникло множество проблем и противоречий, которые выражались в частом возникновении коллективных событий конфликтного характера за пределами системы. В последние годы, по мере углубления реформ и развития, а также быстрого развития новых средств массовой информации, наблюдается тенденция к тому, что такие коллективные инциденты становятся все более разнообразными и сложными. С пространственной точки зрения, это мелкие протесты (коллективные мероприятия), вызванные передачей земли и крупными строительными проектами в сельской местности, забастовки такси и протесты владельцев недвижимости в городах, а также большое количество коллективных требований,

выраженных в Интернете; с тематической точки зрения, помимо коллективных протестов, ориентированных на интересы, все чаще возникают коллективные протесты, основанные на ценностях, выражающие патриотические чувства, бойкот иностранных товаров, охрану общественного порядка и морали. С точки зрения тематики, помимо коллективных протестов, ориентированных на интересы, все чаще встречаются коллективные протесты, основанные на ценностях, выражающие патриотические чувства, бойкот иностранных товаров, охрану общественного порядка и морали; с точки зрения механизма возникновения - совместные акции, организуемые через реальные межличностные сети, Интернет, обмен сообщениями по мобильному телефону, а также коллективные протесты, в которых мгновенно мобилизуются люди, находящиеся вблизи события; с точки зрения процесса развития - одни коллективные действия прекращаются сразу после их подавления, другие вызывают более масштабные бунтарские действия.

Ознакомившись с историей и развитием протестов в Китае, можно сказать, что коллективные протесты в Китае также имеют правовую основу. Согласно Закону КНР о собраниях, шествиях и демонстрациях (закон, принятый на 10-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей седьмого созыва 31 октября 1989 г., обнародованный и введенный в действие Указом Председателя КНР № 20 от 31 октября 1989 г.), он предусматривает порядок проведения демонстраций, шествий, митингов и других акций протеста, обеспечение безопасности, планирование маршрутов и т.д., а также соответствующие компетентные органы, и является Это относительно всеобъемлющий закон.

В этом законе все четко прописано:

Статья 1 Настоящий закон принят в соответствии с Конституцией в целях обеспечения осуществления гражданами своих прав на собрания, шествия и демонстрации в соответствии с законом, а также для поддержания социальной стабильности и общественного порядка.

Статья 2 Настоящий Закон применяется ко всем собраниям, шествиям и демонстрациям, проводимым на территории Китайской Народной Республики.

Собрание, как указано в настоящем Законе, - это мероприятие, в ходе которого люди собираются в открытом общественном месте для выражения своих мнений и пожеланий.

Шествие, как указано в настоящем Законе, - это шествие по дорогам общего пользования и в открытых общественных местах для выражения общей воли.

Демонстрация, как указано в настоящем законе, - это деятельность по сбору, шествию, сидению и т. д. в открытых общественных местах или на общественных дорогах для выражения требований, протеста или общих желаний, таких как поддержка и солидарность.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время народ Китая имеет законные основания и право на проведение акций протеста.

Давайте вернемся к этому вопросу - почему мы в основном не видим протестов в Китае в настоящее время, учитывая, что они имеют как исторические, так и юридические корни в Китае.

С точки зрения национальных привычек, участие китайцев в политической жизни само по себе не очень активно, хотя с развитием Интернета и других новых медиа люди все чаще выражают свое мнение в виртуальном пространстве Интернета, но это основано на анонимности Интернета. Такие интуитивные выражения, как демонстрации протеста и марши, не стремятся к срединности китайского характера.

Во-вторых, вопрос о степени привлекательности режима в протестах также важен по этой причине. В Китае протесты могут быть приняты государством, даже если они демонстрируют некоторые характеристики политического поведения в западном понимании,

такие как требования интересов, недовольство политикой или даже прямая критика действий правительства; но если они имеют претензии к режиму, то, несомненно, имеют совершенно иной механизм возникновения и развития, и изучать их необходимо с иных позиций и методами. Очевидно, что протесты, демонстрации и марши в сознании большинства китайцев ассоциируются с претензиями к режиму.

Кроме того, существует разная социальная структура и организационный потенциал. В силу своей уникальной истории, культуры и политической системы гражданское общество в западном понимании и его общественные организации все еще недостаточно развиты в Китае, с ограниченным потенциалом для регулярной интеграции ресурсов, профессиональной мобилизации и организации. В то же время, несмотря на то, что Китай предоставил своим гражданам фундаментальное право выражать свою волю посредством шествий, митингов и демонстраций, на практике институционализированный коллективный протест практически отсутствует, за исключением праздников и памятных мероприятий, организуемых государством.

Наконец, важно отметить, что политическая культура и институты Китая также создали большое количество нисходящих движений, организованных и инициированных государством, что не характерно для западных обществ, и это тоже особый момент.

Литература:

1. Архипова А.С., Радченко Д.А., Титков А.С., Козлова И.В., Югай Е.Ф., Белянин С.В., Гаврилова М.В. «Пересборка митинга»: интернет в протесте и протест в интернете// Мониторинг, 2018. № 1(143). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peresborka-mitinga-internet-v-proteste-i-protest-v-internete (дата обращения: 19.12.2023).

2. Закон Китайской Народной Республики о собраниях, шествиях и демонстрациях, GJXFJ-0000-2014-00084. URL: https://www.gjxfj.gov.cn/gixfj/fgwj/flfg/webinfo/2014/05/1601761496620028.htm (дата обращения: 1.10.2023).

3. Иванова Н.В. Организованный протест и самооборона// Вопросы национализма, 2015. № 4(24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizovannyy-protest-i-samooborona (дата обращения: 19.12.2023).

4. Ильин И.С. Этимология «протеста» и содержание «права на протест»// Вестник Волгоградской академии МВД России. 2021. №4 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etimologiya-protesta-i-soderzhanie-prava-na-protest (дата обращения: 19.12.2023).

5. Junyang W., Huiling W. Классификация тем и пути исследования современного социального протеста в Китае - анализ на основе литературы по исследованию Китая в англоязычных академических кругах// Journal of Gansu Administrative College, 2019. № 5. С. 112-124.

6. Peijun S. Структура управления социальным протестом в Китае, ориентированная на политическую партию[0]. Фуданьский университет, 2011.

7. Tang J. Исследование влияния развития Интернета на социальный протест// Social Science Journal, 2007. № 6. С. 63-66.

8. Tang J. Социальный протест - размышления о концептуальной системе исследования коллективного поведения в Китае// Academia, 2009. № 5. С. 168-174.

References:

1. Arhipova A.S., Radchenko D.A., Titkov A.S., Kozlova I.V., YUgaj E.F., Belyanin S.V., Gavrilova M.V. «Peresborka mitinga»: internet v proteste i protest v internete// Monitoring, 2018. № 1(143). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peresborka-mitinga-internet-v-proteste-i-protest-v-internete (data obrashcheniya: 19.12.2023).

2. Zakon Kitajskoj Narodnoj Respubliki o sobraniyah, shestviyah i demonstraciyah, GJXFJ-

0000-2014-00084. URL: https://www.gjxfj.gov.cn/gjxfj/fgwj/flfg/webinfo/2014/05/1601761496620028.htm (data obrashcheniya: 1.10.2023).

3. Ivanova N.V. Organizovannyj protest i samooborona// Voprosy nacionalizma, 2015. № 4(24). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/organizovannyy-protest-i-samooborona (data obrashcheniya: 19.12.2023).

4. Win I.S. Etimologiya «protesta» i soderzhanie «prava na protest»// Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2021. №4 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etimologiya-protesta-

1-soderzhanie-prava-na-protest (data obrashcheniya: 19.12.2023).

5. Junyang W., Huiling W. Klassifikaciya tem i puti issledovaniya sovremennogo social'nogo protesta v Kitae - analiz na osnove literatury po issledovaniyu Kitaya v angloyazychnyh akademicheskih krugah// Journal of Gansu Administrative College, 2019. № 5. S. 112-124.

6. Peijun S. Struktura upravleniya social'nym protestom v Kitae, orientirovannaya na politicheskuyu partiyu[D]. Fudan'skij universitet, 2011.

7. Tang J. Issledovanie vliyaniya razvitiya Interneta na social'nyj protest// Social Science Journal, 2007. № 6. S. 63-66.

8. Tang J. Social'nyj protest - razmyshleniya o konceptual'noj sisteme issledovaniya kollektivnogo povedeniya v Kitae// Academia, 2009. № 5. S. 168-174.

REASONS FOR THE SMALL NUMBER OF PROTESTS IN CHINA

Su Yingfang

Master of the Faculty of Sociological Faculty of Moscow State University named after M.V.

Lomonosov

2680338960@qq.com

Abstract: This article analyzes the current understanding of protest movements in China, including conceptual explanations in the context of China's national conditions, the historical development and changes ofprotest movements in China from ancient times to the present, and the characteristics of the periods in which they emerged. Secondly, the requirements and norms related to protests in China's contemporary laws and regulations, as well as the status, rights and responsibilities of protest organizers, participants and government agencies in protest activities are examined. Finally, based on the above facts and theories, the main question of this paper is why the number of protest movements in China is much smaller.

Key words: protest movement, historical development, people, mass consciousness, media, internet, laws and regulations, China

Для цитирования: Су Инфан. О причинах малочисленности протестов в Китае// Архонт, 2023. № 5(38). С. 93-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.