Научная статья на тему 'О ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОМ ПРИНЦИПЕ МУСУЛЬМАНСКОГО УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА'

О ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОМ ПРИНЦИПЕ МУСУЛЬМАНСКОГО УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сизов Александр Александрович, Шахбазов Рамиз Физулиевич

В данной статье уделяется внимание принципу презумпции невиновности как одному из основных принципов уголовного судопроизводства правового государства. Посредством анализа основного источника мусульманского права - Корана, а также уголовно-процессуального законодательства некоторых исламских стран, отстаивается позиция, в соответствии с которой презумпция невиновности рассматривается в качестве незаимствованного и неотъемлемого принципа мусульманского уголовного судопроизводства, сближающего его в некоторой степени с уголовным судопроизводством Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRESUMPTION OF INNOCENCE AS AN INTEGRAL PRINCIPLE OF MUSLIM CRIMINAL PROCEEDINGS

This article focuses on the principle of presumption of innocence as one of the basic principles of the rule of law in criminal proceedings. By analyzing the primary source of Islamic law - the Koran, as well as the criminal-procedural legislation of some Islamic countries, defended the position, according to which the presumption of innocence is seen as original and inalienable principle of Islamic criminal proceedings, brought him to a certain extent to the criminal proceedings of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОМ ПРИНЦИПЕ МУСУЛЬМАНСКОГО УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА»

Выявленные противоречия, препятствующие этому процессу, имеют преимущественно политический, а не правовой характер. Для исключения этих негативных факторов, возможно, следует сконцентрировать внимание на разработке договора, оформляющего правила общих усилий, сотрудничества лишь в юридической сфере противодействия терроризму.

Список литературы

1. Арбатова Н. Общее пространство безопасности между Россией и ЕС: императивы и препятствия// Индекс безопасности. - № 3 (86), - Том 14. - 2007. - С. 63 - 76;

2. Бусыгина И., Дерягина А. Стратегия Европейского Союза в отношении России и трансграничное сотрудничество на Северо-Западе.// Аналитические записки Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. - Выпуск 7(27). - Август 2007. - 32с;

3. «Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия. Утверждена 10 мая 2005 года в Москве.// режим доступа к изд.: http://www.russianmission.eu/ru/borba-s-transnatsionalnoi-prestupnostyu-i-terrorizmom;

4. Интервью А. Сафонова о сотрудничестве РФ с ЕС в борьбе с терроризмом 25.03.2005 // режим доступа к изд.: http://press.try.md/item.php?id=55366;

5. Исаев И.А. Евразийство - идеология государственности // Общественные науки и современность. -1994. - N 5. - С. 42 - 55;

6. Кортунов С.В., Новая архитектура европейской безопасности // Мировая политика в условиях кризиса. Учебное пособие. - М. - 2010. - С. 256 - 282;

7. Кротов М.И. Политико-экономические проблемы модернизации: опыт России и СНГ (очерки). - С.Пб., «Береста», - 2001. - 292 с;

8. Меморандум по итогам встречи Президента России Д. Медведева и Федерального канцлера Германии А. Меркель 4-5 июня 2010 года, г. Мезеберг // режим доступа к изд.:russianmission. eu>sites...2010-06-05...;

9. Перспективы сотрудничества России и Евросоюза в сфере безопасности// режим доступа к изд.:http:/ /www.bygeo.ru/ geoliteratura/605-perspektivy-

sotrudnichestva-rossii-i-evrosoyuza-v-sfere-bezopasnosti.html;

10. Проект Договора о европейской безопасности. 29 ноября 2009 г. // режим доступа к изд.:http: //www.kremlin.ru/news/6152;

11. Смайтер Э. де Россия и Европейский Союз: история и перспективы сотрудничества (заметки европейского эксперта) // режим доступа к изд.: http:// eulaw.edu.ru/documents/

articles/rus es perspect.HYPERLINK "http://eulaw.edu.ru/documents/articles/rus es per spect%20.htm"htm;

12. Совместное заявление Россия - ЕС по борьбе с терроризмом 28 января 2014 года // http://www. kremlin.ru/ref_notes/1602;

13. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (заключено на о. Корфу 24.06.1994)// Бюллетень международных договоров - 1998, - N 8, - С. 3 - 74

14. Стародубцев Г.С. Евразийский Союз: от идеи к реальности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. Вып. 1(27). C. 158-173;

15. Энтин М. Л. Россия - ЕС: к множественности конфигураций сотрудничества на континенте//режим доступа к изд.: http://www.alleuropa.ru;

16. Ярошенко Л.А. Многоликая Европа: Европейский Союз и «стратегические партнеры» России в контексте дискуссии о ДЕБ// Договор о Европейской безопасности: импульс к развитию отношений России и Европы. — М., «МГУП». — 2011. — С. 87-111;

17. Barysch K. Can and should the EU and Russia reset their relationship? Policy Brief. //Center for European Reform. February 2010. / режим доступа к изд.: http://www.cer.org.uk/pdf/pb_eu_russia_22feb10.p df;

18. Evian. 2008. 8 Oct. / режим доступа к изд.: http://www.ambafrance-uk.org/President-Sarkozy-s-World-Policy.html;

19. World Policy Conference — Speech by M. Nicolas Sarkozy, President of the Republic. Evian. 2008. 8 Oct. // режим доступа к изд.: http://www.ambafrance-uk.org/President-Sarkozy-s-World-Policy.html.

О ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОМ ПРИНЦИПЕ МУСУЛЬМАНСКОГО УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Сизов Александр Александрович

кандидат юр. наук, доцент, Курский институт социального образования (филиал) Российского

государственного социального университета, г. Курск

Шахбазов Рамиз Физулиевич

Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального

университета, г. Курск

THE PRESUMPTION OF INNOCENCE AS AN INTEGRAL PRINCIPLE OF MUSLIM CRIMINAL PROCEEDINGS

Sizov Alexander Alexandrovich, Candidate of jur. Science, docent, Kursk Institute of Social Education (branch) of Russian State Social University, Kursk

Shahbazov Ramiz Fizulievich, Kursk Institute of Social Education (branch) of Russian State Social University, Kursk

АННОТАЦИЯ

В данной статье уделяется внимание принципу презумпции невиновности как одному из основных принципов уголовного судопроизводства правового государства. Посредством анализа основного источника мусульманского права - Корана, а также уголовно-процессуального законодательства некоторых исламских стран, отстаивается позиция, в соответствии с которой презумпция невиновности рассматривается в качестве незаимствованного и неотъемлемого принципа мусульманского уголовного судопроизводства, сближающего его в некоторой степени с уголовным судопроизводством Российской Федерации.

ABSTRACT

This article focuses on the principle of presumption of innocence as one of the basic principles of the rule of law in criminal proceedings. By analyzing the primary source of Islamic law - the Koran, as well as the criminal-procedural legislation of some Islamic countries, defended the position, according to which the presumption of innocence is seen as original and inalienable principle of Islamic criminal proceedings, brought him to a certain extent to the criminal proceedings of the Russian Federation.

Ключевые слова: презумпция невиновности; уголовный процесс; мусульманское право.

Keywords: presumption of innocence; criminal process; Islamic law.

Считаем целесообразным привести в начале слова Д. И. Дудорова о том, что в нашем мире «живут и будут жить поколения людей, перед которыми только два пути. Один — тупиковый, путь конфронтаций, путь бессмысленной борьбы между различными цивилизациями — приверженцами разных религиозных взглядов, убеждений, культуры и традиций. Другой путь — путь понимания, компромисса, диалога различных цивилизаций...» [13, с. 8].

Соглашаясь с вышеизложенным мнением, также отметим, что современный мир мы полагали бы допустимым рассматривать в качестве территории взаимодействия, а в некоторых случаях, и столкновения различных цивилизаций, обладающих некоторыми этническими, религиозными либо географическими особенностями. В рамках текущего контекста уместно обратить внимание и на то, что, несмотря на встречавшиеся в истории факты стремления некоторых государств к независимому и, вместе с тем, изолированному от других стран существованию, процесс глобализации общественных отношений, возникающих между представителями различных сообществ, носит неизбежный характер [15, с. 43].

Данная закономерность касается и государств мусульманской правовой семьи.

Воспринимается правильной точка зрения, согласно которой мусульманское право для современного мирового сообщества представляет далеко не малозначительный интерес, что подтверждается многочисленными зарубежными центрами, ассоциациями, факультетами, связанными с изучением востоковедения, а также подготовкой специалистов к их дальнейшей трудовой деятельности в исламских странах. С начала 1970-х годов количество подобных учреждений составило более 1100 в Англии, Германии, Дании, Италии, Нидерландах, Польше, США, Финляндии, Франции и др. [13, с. 11].

Со стороны Российской Федерации также проявляется подлинный интерес к исламу, особенно с учетом того факта, что данная религия является неотъемлемой частью истории России, начиная со знакомства русичей с хазарами, половцами, а также булгарами. Значение ислама как неотъемлемой части исторического наследия народов России признано на законодательном уровне, а именно в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» [2]. Кроме того, согласно Приказу Минобразования РФ от 30.06.1999 № 56 в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в качестве обязательного минимума при преподавании истории

должна разъясняться роль христианства, ислама, буддизма и конфуцианства в формировании и развитии цивилизаций средневекового мира [3].

В настоящей работе нами было посвящено внимание не лишённому своей популярности одному из основных начал уголовного судопроизводства, которое прослеживается практически в каждом демократическом и правовом государстве и которое является неотъемлемым принципом мусульманского уголовного процесса - презумпции невиновности.

Как было верно отмечено М.О. Баевым, принцип презумпции невиновности выступает в качестве основополагающего принципа уголовного процесса каждого правового государства, и в соответствии с ним лицо, обвиняемое в совершении преступления, не может считаться виновным до момента доказанности его виновности в порядке, предусмотренном законом, а также ее установления вступившим в законную силу приговором суда. Данный принцип также исключает обязанность обвиняемого доказывать свою невиновность в уголовном процессе, поскольку бремя доказывания виновности обвиняемого полностью возлагается на субъекты уголовного преследования [10, с. 370].

Таким образом, можно констатировать, что данный принцип в определенной степени служит основой правовой защиты интересов обвиняемого, а значит, и позволяет в некотором роде определить основные проблемы внутригосударственного регулирования правового статуса личности, так как, согласно правильной на наш взгляд позиции П.Н. Бирюкова, «право на правовую защиту служит своеобразным индикатором юридического положения личности в обществе» [12, с. 74]. Другими словами, принцип презумпции невиновности на фоне богатого арсенала уголовно-процессуальных средств органов и должностных лиц уголовного преследования компенсирует положение стороны защиты в уголовном судопроизводстве, не делая его менее выгодным. Это, в свою очередь, также указывает на обеспечение баланса между законными интересами личности и государства, нуждающегося в постоянной защите от угроз, которую, например, представляет проект Федерального закона № 440058-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением института установления объективной истины по уголовному делу» (в ред. от 19.03.2015) [8].

Ну углубляясь в анализ данного законопроекта, лишь подчеркнем, что им предлагается толковать неустранимые сомнения в пользу обвиняемого лишь в том

случае, если отсутствует возможность достичь по делу объективную истину и только после принятия исчерпывающих мер к ее отысканию [9]. По данному поводу мы разделяем точку зрения О.Я. Баева, который считает, что при такой трансформации принципа презумпции невиновности последует «возложение на обвиняемого обязанности доказывать свою невиновность» [11, с. 399].

Переходя к мусульманскому уголовному судопроизводству, следует упомянуть известного российского исламоведа Н.Е. Торнау, которым было сказано, что мусульманское право всегда предполагает в деяниях мусульман добросовестность. Н.Е. Торнау также принадлежат слова о том, что в мусульманском праве судьей не предполагается ни подлога, ни умышленности, ни вины в каком-либо действии при отсутствии признания в этом самого обвиняемого либо без представления доказательств, подтверждаемых свидетельскими показаниями.

Как бы это странно не звучало, но в мусульманском праве принцип презумпции невиновности сложился намного раньше, чем в иных правовых системах, и был представлен в качестве одного из основных начал судопроизводства.

Согласно Корану, при рождении люди пребывают в состоянии первоначальной чистоты - «фитра», при котором человек придерживается абсолютного послушания воле Аллаха [16, с. 73]. В исламе придерживаются позиции, связанной с чуждостью данной религии идеи о первородном грехе, совершённом когда-то первыми людьми и передающемся каждому человеку при рождении. Свидетельством являются слова из Корана: «И ни одна душа не понесет ношу чужую» (Сура 17 «Аль-Исра» аят 15) [14]. Мусульмане верят, что Аллах предоставил людям одинаковую склонность как к добру, так и ко злу, что подтверждается Кораном: «Клянусь душой [человеческой] и Тем, кто ее сотворил и придал ей соразмерность, кто внушил ей и ее грехи, и ее благочестие. Преуспел тот, кто очистился душой. Понес урон тот, кто сокрыл [злое] в душе» (Сура «АШ-Шамс 91 аяты 7-10). На основе данных и других аятов Корана в исламском судопроизводстве сложился принцип доверительного отношения к личности.

В уголовном процессе существующих на сегодняшний день исламских государств, в которых уклад жизни населения, а также право в целом, подчинены канонам ислама, представляется возможным проследить рассматриваемый нами принцип.

Ярким примером является Республика Йемен, признанная в соответствие со статьей 1 ее Конституции 1994 г. исламским государством [4], где ислам играет роль государственной религии, а Шариат признан источником всего законодательства.

Специальным нормативно-правовым актом, регулирующим уголовно-процессуальные правоотношения в Республике Йемен, является Закон № 13 от 1994 года, утвердивший Республиканский Указ относительно уголовного судопроизводства. Согласно статье 4 данного Закона подозреваемый считается невиновным, пока выдвинутое против него обвинительное заключение не будет подтверждено, а все сомнения должны толковаться в пользу обвиняемого. Статьей 321 этого же Закона закреплено, что осуждение человека не может основываться не на фактах, а бремя любого доказывания лежит на истце, если законом не предусмотрено иное [5].

Другим примером исламского государства, чье уголовно-процессуальное законодательство основывается на принципе презумпции невиновности, является Афганистан. В названной стране ислам также выступает в качестве основной религии, о чем говорится в статье 2 ее Конституции [6].

В современном Афганистане действует Временный Уголовно-процессуальный кодекс для судов от 2004 года, в статье 4 которого оговорено, что лицо считается невиновным с момента подачи уголовного иска и до момента определения уголовной ответственности окончательным решением [7].

В качестве вывода нам бы хотелось отметить, что принцип презумпции невиновности в своем своеобразном виде закрепился в мусульманском праве задолго до его официального установления в Европе в 1789 году Декларацией прав человека [1], которая была принята в эпоху Великой французской революции.

Исходя из этого, доверительное отношение к обвиняемому и недопустимость признания его виновным до установления его виновности вступившим в законную силу судебным решением не стоит рассматривать в качестве содержания исключительно имплементированного в уголовный процесс исламских государств начала, а можно и правильно понимать, как незаимствованный и неотъемлемый принцип мусульманского уголовного судопроизводства, сближающий его в некоторой степени с уголовным судопроизводством Российской Федерации.

Литература

1. Декларация права человека и гражданина от 26.08.1789 г. URL: http://larevolution.ru/ declaration. html (дата обращения: (02.08.2015).

2. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.08.2015) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. — 1997. - № 39. — Ст. 4465.

3. Приказ Минобразования РФ от 30.06.1999 № 56 «Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» // Вестник образования. —1999. — № 9.

4. Constitution of The Republic of Yemen, 1994 (as amended on 29 September 1994). URL: http://www .al-bab. com/yemen/gov/con94.htm (дата обращения: 02.08.2015).

5. Republican Decree - By Law No. [13] For 1994 Concerning the Criminal Procedures. URL: file:/// C:/Users/%D1%80/Downloads/Yemen%20-%20Code%20of%20Criminal%20Procedure,%201994 %20[eng].pdf (дата обращения: 02.08.2015).

6. The Constitution of the Islamic Republic of Afghanistan (Ratified) January 26, 2004. URL: http://www. afghanembassy.com.pl/afg/images/pliki/TheConstitut ion.pdf (дата обращения: 02.08.2015).

7. Interim Code of Criminal Procedure for Courts - Official Gazette No. 820, published 2004/02/25 (1382/12/06 A.P.). URL: http://www.asianlii.org/af/legis /laws/ icocpfcogn820p2004022513821206a675/ (дата обращения: 02.08.2015).

8. Проект Федерального закона № 440058-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением инсти-

тута установления объективной истины по уголовному делу» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 19.03.2015) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. М., 2015.

9. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением института установления объективной истины по уголовному делу» от 19.03.2015 № 2 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. М., 2015.

10. Баев М.О. Методологические основы использования средств криминалистики в процессуальной деятельности адвоката-защитника // Вестник ВГУ. Серия: Право. - 2013. - № 2. - С 368-379.

11. Баев О.Я. Под флером объективной истины (о Законопроекте «Об объективной истине в уголовном судопроизводстве») // Вестник ВГУ. Серия: Право. -2012. - № 2. - С 394-410.

12. Бирюков П.Н. Роль международно-правовых норм в обеспечении «права на правовую защиту» // Правоведение. -1992. - № 2. - С. 74 - 79.

13. Дудоров Д. И. Основы мусульманского права. Религиозно-правовые учения мусульманского Востока: Краткий энциклопедический словарь справочник. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. — 462 с.

14. Коран на русском. Перевод смыслов Э. Кулиева. URL: http://священный-коран.рф/smvslovo¡-perevod- kulieva-sury-1-po-20.html (дата обращения: 01.08.2015).

15. Сизов А.А., Шахбазов Р.Ф. Теоретико-правовой анализ сотрудничества Российской Федерации и Исламской Республики Иран в сфере уголовного судопроизводства // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2014. - № 2 (3). - С. 43-47.

16. Сизов А.А., Шахбазов Р.Ф. Состязательность в российском уголовном процессе: сравнительный анализ с уголовным судопроизводством в мусульманском праве // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и Право. -2015. - № 1 (14). - C. 69-76.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПРАВОВОЕ СООТНОШЕНИЕ

Яхина Ольга Валерьевна

Преподаватель, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

MUNICIPAL SERVICES, MUNICIPAL FUNCTIONS AND ADMINISTRATIVE REGULATIONS OF LOCAL AUTHORITIES: THE LEGAL PROPORTION

Yakhina Olga, tutor, Mari State University, Yoshkar-Ola

АННОТАЦИЯ

Целью представленного в статье исследования является анализ с последующим нахождением соотношения между сравнительно новыми категориями муниципального права. В своей работе автором использован комплекс различных методов, среди которых особо выделяются анализ и сравнение. Автором проанализированы понятия муниципальной услуги, муниципальных функций и административных регламентов органов местного самоуправления. В исследовании отмечаются спорные вопросы в правовом регулировании рассматриваемых понятий, автором указывается на недостаточность законодательного определения ключевых категорий муниципального права, которые могут породить разночтения при детальном исследовании вопроса.

ABSTRACT

The purpose presented in the paper is the analysis with the subsequent finding of a relationship between the relatively new categories of municipal law. In their work the authors used a set of different methods, among which highlights the analysis and comparison. The author analyzes the concept of municipal services, municipal functions and administrative regulations of local governments. The study notes the contentious issues in the legal regulation of concepts, the author points to the lack of legislative definition of key categories of municipal law which may create discrepancies in a detailed study of the issue.

Ключевые слова: местное самоуправление; муниципальные услуги; функции органов местного самоуправления; административные регламенты органов местного самоуправления.

Keywords: local government; municipal services; the functions of local authorities; administrative regulations of local governments.

Правовой статус органов местного самоуправления определяется возложенными на них функциями, их положением в системе органов публичной власти, компетенцией и их полномочиями. После принятия Федерального закона от 02.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон) положение муниципальных органов также стало характеризоваться теми услугами, которые ими предоставляются. Появление муниципальных

услуг связно с либерализацией системы управления, преобразований по линии «сервисное государство», разработкой принципа гласности в российском местном самоуправлении. Однако введение нового института в деятельность органов местного самоуправления породило некоторую терминологическую неопределенность, сводящуюся к вопросам: как соотносятся понятия муниципальные услуги и муниципальные функции, муниципальные услуги и административные регламенты органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.