Научная статья на тему 'О преподавании Патристики в С.-Петербургской духовной академии, в 40-50-х годах XIX столетия'

О преподавании Патристики в С.-Петербургской духовной академии, в 40-50-х годах XIX столетия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О преподавании Патристики в С.-Петербургской духовной академии, в 40-50-х годах XIX столетия»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.К. Никольский

О преподавании Патристики в С.-Петербургской духовной академии, в 40-50-х годах XIX столетия

Опубликовано:

Христианское чтение. 1906. № 11. С. 878-888.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

9W - ІИ WWW WWW "—WWW "9W9 WWW -ЩЩ* WWW WWW WWW WW9 W

О преподаваніи Патристики въ С.-Петербургской духовной академіи, въ 40—50-хъ годахъ XIX столѣтія.

»ЗДАВАЕМЫЯ здѣсь замѣтки о преподаваніи Патристики въ С.-Петербургской духовной академіи въ 40—50-хъ годахъ прошлаго вѣка, принадлежащія перу баккалавра $ о. П. Колоссовскаго, извлечены изъ бумагъ его, находя-I щихся въ библіотекѣ протоіерея К. Т. Никольскаго и состоящихъ главнымъ образомъ изъ лекцій академическаго патролога, а также изъ переводовъ святоотеческихъ и другихъ твореній. Часть этихъ замѣтокъ, присоединенныхъ къ одному изъ томовъ (1°) этихъ бумагъ (писанныхъ разными почерками) и относящихся, вѣроятно, ко времени удаленія автора изъ академической корпораціи, знакомитъ насъ съ исторіей учрежденія каѳедры патристики въ академіи и съ постановкою преподаванія этой науки въ промежутокъ времени съ 1841 по 1853 годъ при профессорахъ о. I. Колоколовѣ, И. И. Лобо-виковѣ и о. П. Колоссовскомъ. Другія замѣтки сообщаютъ біографическія свѣдѣнія объ этихъ академическихъ преподавателяхъ, и нѣсколько извѣстій объ ихъ учено-литературной дѣятельности. Наконецъ, отрывки изъ вступительныхъ рѣчей о. Колоссовскаго любопытны для характеристики риторическихъ пріемовъ преподаванія и взаимоотношенія лектора и аудиторіи.

Кромѣ издаваемыхъ замѣтокъ въ бумагахъ о. Колоссовскаго имѣются «конспекты предметовъ, преподанныхъ студентамъ четырехъ учебныхъ курсовъ (XV, XVI, XVII и отчасти XVIII), по классу патристики, со времени введенія этой науки

въ академіи до кончины второго ея преподавателя, баккалавра Ивана Лобовикова, а именно съ 4-го сентября 1841 до 19-го мая 1848 года». Но въ виду спеціальнаго характера этихъ конспектовъ, оставляемъ ихъ пока неизданными.

О первоначальномъ преподаваніи Патристики.

I.

Изъ „Отчета оберъ-прокурора Св. Сѵнода“ за 1839 годъ видно, что въ этомъ году, при новомъ образованіи учебной части въ Семинаріяхъ, въ составъ предметовъ семинарскаго ученія введена между прочимъ Патристика подъ именемъ „Историко-богословскаго ученія“ объ отдахъ церкви.

II.

В'і. 1841-мъ году Правленіе Московской духовной академіи, имѣя въ виду, что главная цѣль Академій состоитъ въ приготовленіи достойныхъ наставниковъ для Семинарій, входило съ представленіемъ къ г. сѵнодальному оберъ-про-курору о необходимости ознакомить воспитанниковъ академіи съ симъ вновь введеннымъ вгь Семинаріяхъ предметомъ.

И Св. Сѵнодъ, по предложенію г. оберъ-прокурора, опредѣленіемъ отъ 16 (23) іюля (1841 года) постановилъ: изъясненное заключеніе Московскаго Академическаго Правленія, касательно необходимости ознакомить воспитанниковъ академіи съ введеннымъ вновь въ Семинаріяхъ предметомъ— Патристикою, какъ основательное и согласное съ главною цѣлію академическаго образованія, утвердить и съ тѣмъ вмѣстѣ распорядиться введеніемъ Патристики въ преподаваніе и по прочимъ двумъ духовнымъ академіямъ (С.-Петербургской и Кіевской).

III.

Послѣ того вслѣдствіе предложенія г. оберъ-прокурора (отъ 31-го іюля 1841-го года), касательно означеннаго опредѣленія Св. Сѵнода, Внутреннее Правленіе С.-Петербургской Духовной Академіи (журналъ 16 августа 1841-го года) опредѣлило: „преподаваніе Патристики возложить на двухъ Наставниковъ Академіи по классу Греческаго языка; именно на баккалавра священника Іоанна Колоколова, преподающаго Греческій языкъ въ высшемъ отдѣленіи, и на имѣющаго занять остающуюся праздною вакансію баккалавра по классу Греческаго языка въ низшемъ отдѣленіи“.

О таковомъ опредѣленіи и дано знать баккалавру Коло-колову выпискою (къ исполненію) изъ журнала 20-го авгу-

ста 1841-го года. Такая же выписка къ должному исполненію дана потомъ 4 сентября Ивану Лобовикову, поступившему на остававшуюся праздною вакансію баккалавра Греческаго языка въ низшемъ отдѣленіи и введенному въ должность 2-го сентября 1841 года. Того же года, отъ 12 сентября, г. сѵнодальному оберъ-прокурору донесено, что „Преподаваніе Патристики въ С.-Петербургской Духовной Академіи возложено на баккалавра священника Іоанна Колоко-лова, преподающаго Греческій языкъ въ высшемъ отдѣленіи, и на вновь назначеннаго, по опредѣленію Св. Сѵнода, отъ 27 августа сего года, изъясненному въ предложеніи Его Сіятельства, отъ 31 того же августа, за № 10117, на вакансію баккалавра по классу Греческаго языка въ низшемъ отдѣленіи воспитанника здѣшней Академіи окончившаго курсъ ученія Ивана Лобовикова“.

IV.

Дѣйствительное преподаваніе Патристики начато съ сентября 1841 года—въ высшемъ отдѣленіи Колоколовымъ для XV, а въ низшемъ Лобовиковымъ для XVI академическаго курса. Въ каждомъ отдѣленіи еженедѣльно было по два класса вмѣстѣ съ преподаваніемъ Греческаго языка.

V.

Въ теченіе двухъ (1841—1842 и 1842—1843) учебныхъ годовъ баккалавръ священникъ Колоколовъ (имѣвшій два класса еженедѣльно) звенѣлъ преподать и издать слѣдующее:

I) Нѣчто о Патристикѣ. II) Изъ перваго вѣка — а) о св. Варнавѣ, б) св. Климентѣ, в) св. Игнатіѣ Богоносцѣ, г) св. Поликарпѣ Смирнскомъ. Ш) Изъ второго вѣка: ■— а) о св. Іустинѣ и б) о св. Иринеѣ. IV) Изъ третьяго вѣка: а) святомъ Ипполитѣ. Всего о семи святыхъ Отцахъ.

VI.

Въ теченіе тѣхъ же двухъ лѣтъ (1841—42, 1842 43) учебныхъ годовъ Г. Лобовиковъ (имѣвшій еженедѣльно два класса) успѣлъ преподать и издать для отлитографированія: „Записки по чтенію святыхъ Отецъй. „Вѣкъ IV“.

Именно онъ началъ преподаваніе свое ученіемъ объ Отцѣ православія, Аоанасіѣ Великомъ, жизнь и сочиненія котораго разсматривалъ въ классѣ болѣе полугода. Затѣмъ читалъ о жизни и замѣчательнѣйшихъ сочиненіяхъ:

Св. Василія Великаго (три сочиненія), св. Григорія Нисскаго (7 сочиненій), св. Григорія Богослова (2 сочиненія) и отчасти св. Іоанна Златоустаго (два сочиненія). Всего о пяти Отцахъ Церкви.

УII.

Такъ въ первые два года (1841—42, 1842—43) два наставника, преподававшіе Патристику (вмѣстѣ съ Греческимъ языкомъ) и имѣвшіе ежедневно но два класса каждый (въ высшемъ и низшемъ отдѣленіи) успѣли прочитать о двѣнадцати святыхъ Отцахъ. Классовъ у обоихъ преподавателей было отъ 240 до 250 (считая не менѣе 120 въ годъ) и слѣдовательно учебныхъ часовъ (по 1 ‘/г часа въ классѣ) не менѣе 380-ти, а можетъ быть болѣе 400, и во всякомъ случаѣ для одной Патристики никакъ не менѣе 200 часовъ. Значитъ опять гораздо болѣе, чѣмъ назначено въ послѣдствіи для одного преподавателя той же науки.

ѴШ.

Съ сентября 1843 года до самаго окончанія XYI учебнаго курса, въ іюнѣ 1845 года, для преподаванія Патристики назначено въ высшемъ отдѣленіи но два класса, а въ низшемъ по одному еженедѣльно (Греческій языкъ въ первомъ отдѣленіи однажды, а во второмъ по дважды въ недѣлю). Всѣ эти три класса занимали, преимущественно Г. Лобови-ковъ. Впрочемъ, такое преподаваніе для студентовъ низшаго отдѣленія продолжалось не болѣе одного года, кажется даже до апрѣля мѣсяца.

А) Такъ студенты XYII курса въ теченіе (1843—44) перваго учебнаго года слушали чтенія: о св. Аоанасіѣ, о св. Ва-силіѣ великомъ и, отчасти, о св. Григоріѣ Нисскомъ. Всего о трехъ св. Отцахъ, да и то невполнѣ.

Б) Студенты же XYI курса слушали чтенія того же Ло-бовикова въ высшемъ 'отдѣленіи въ теченіе двухъ лѣтъ (1843—44, 1844—45).

Именно—Введеніе въ Патристику.

Общій взглядъ на отеческую письменность первыхъ трехъ вѣковъ.

О жизни, сочиненіяхъ и ученіи святыхъ: Варнавы, Климента и Эрмы.

Затѣмъ:

О жизни и сочиненіяхъ — Діонисія Ареопагита, Игнатія Богоносца, Поликарпа Смирнскаго, Іустина Мученика, Кипріана и нѣкоторыхъ его современникахъ.

Общій взглядъ на отеческую письменность четвертаго вѣка.

О жизни и замѣчательнѣйшихъ сочиненіяхъ (немногихъ) Іоанна Златоустаго (два сочиненія).

Общій взглядъ на отеческую письменность пятаго и послѣдующихъ вѣковъ.

О жизни и сочиненіяхъ (какія преподаватель счелъ важнѣйшими): Августина Иппонійскаго (6 сочиненій), Кассіана

Римлянина, Кирилла Александрійскаго (5 сочиненій), Исидора Пелусіота, Прокла Константинопольскаго, Нила Подвижника, Ѳеодорита Кирскаго (два сочиненія), Льва Великаго, Григорія Двоеслова (два сочиненія), Іоанна Дамаскина и Фотія Константинопольскаго.

Всего о 27-ми Отцахъ, или, считая со всѣми, о которыхъ читано тѣмъ же студентомъ XYI курса въ низшемъ отдѣленіи, слѣдовательно въ четыре года о 32 отцахъ.

IX.

Студенты XYII курса слушали патрологйческія чтенія не четыре года (какъ ихъ предшественники), а нѣсколько менѣе трехъ лѣтъ (частію 1843—44—по субботамъ,—и 1845— 46, 1846—47). Поэтому имъ преподано гораздо менѣе, именно доведены прежнія чтенія только до Григорія Двоеслова, съ опущеніемъ многихъ изъ трехъ вѣковъ.

X.

Студенты XYHI курса, по закрытіи класса Патристики въ половинѣ мая 1848 года и открытіи его уже съ 10 сентября того же 1848 года, при опредѣленіи меня на мѣсто умершаго баккалавра Лобовикова (19 мая зарѣзавшагося), слушали Патристику гораздо меньше двухъ лѣтъ. Но и въ это время имъ преподано въ моихъ чтеніяхъ по Патристикѣ гораздо большее число предметовъ, нежели сколько слышали ихъ предшественники (студенты XYII курса) отъ Лобовикова. Это легко открывается изъ сличенія классныхъ журналовъ тѣхъ лѣтъ съ прежними. Лобовиковъ до 19-го мая 1848-го года успѣлъ преподать имъ ученіе только о 10 отцахъ, остановившись на св. Аѳанасіѣ Великомъ, а намѣстникъ его (я), преподававшій менѣе года (именно—съ 10 сентября до исхода мая) прочиталъ еще объ 18-ти отцахч^, раз-ширивъ предѣлы преподаванія о каждомъ изъ нихъ, именно:

О св. Василіѣ Великомъ, Кириллѣ Іерусалимскомъ, Гри горіѣ Богословѣ, Амфилохіѣ Иконійскомъ, Макаріѣ Великомъ, Григдріѣ Нисскомъ, Амвросіѣ Медіоланскомъ, Епи-фаніѣ Кипрскомъ, Іоаннѣ Златоустомъ, Іеронимѣ Стридон-скомъ, Августинѣ Иппонійскомъ, Кириллѣ Александрійскомъ, Исидорѣ Пелусіотѣ, Проклѣ Константинопольскомъ, Ѳеодоритѣ Кирскомъ, Львѣ Великомъ, Гри горіѣ Двоесловѣ, Іоаннѣ Дамаскинѣ.

О нѣкоторыхъ изъ этихъ Отцовъ чтеніе преподано было вновь: это—о Кириллѣ Іерусалимскомъ, Амфилохіѣ Иконій-

скомъ, Макаріѣ Великомъ, Амвросіѣ Медіоланскомъ, Епи-фаніѣ Кипрскомъ и другихъ.

XI.

Слѣдующему курсу (XIX), слушавшему мои патрологи-ческія чтенія, преподаваемы были безостановочно два учебныхъ года (1849—50, 1850—51). Въ этотъ курсъ нѣсколько измѣнено направленіе самаго преподаванія для наибольшаго примѣненія его къ потребностямъ богословской системы. Въ чтеніяхъ преподано ученіе о 32 хъ Отцахъ Церкви. Нѣкоторые, какъ напримѣръ, Ипполитъ, Григорій Неокесарійскій, Ннлъ Подвижникъ, Андрей Критскій явились вновь. Усердіе студентовъ къ слушанію чтеній патрологическихъ и любовь икъ къ Патристикѣ ознаменовались тѣмъ, что ни по какому предмету не было избрано столько предложеній для курсовыхъ сочиненій, какъ по Патристикѣ. Выписки для повторенія, впрочемъ, съ благословенія о. Ректора академіи, какъ это ведено было и по другимъ классамъ, выдавались прежнія—съ моими поправками.

XII.

Проходя должность преподавателя Патристики, съ 10-го сентября 1848 года, я старался исполнять свои обязанности со всею добросовѣстностью и ничѣмъ не оскорблялъ своихъ слушателей, а тѣмъ болѣе начальствующихъ, отъ которыхъ до конца сентября 1851-го года не слышалъ ни одного замѣчанія или выговора, ни на экзаменахъ, ни при другомъ какомъ-либо случаѣ. Но вотъ—въ одинъ изъ самыхъ послѣднихъ дней сентября, преосвященный Ректоръ академіи Макарій (Булгаковъ), призвавъ меня чрезъ нарочнаго по окончаніи моего класса, изволилъ мнѣ объявить, что яко бы я часто являюсь въ классы позже другихъ наставниковъ, и притомъ наговорилъ мнѣ много непріятностей, какъ отчасти можетъ показать отрывокъ изъ его тогдашней бесѣды, которая, — Богъ одинъ знаетъ! — для чего была имъ заведена. Извинившись предъ особою Его Преосвященства и поблагодаривъ за вразумленіе меня, я при отходѣ отъ него радовался его милостивому обхожденію и никакъ не могъ себѣ вообразить какого-либо оффиціальнаго замѣчанія, которое меня ожидало и, какъ послѣ открылось, извѣстно уже было преосвященному Ректору *).

Особенная замѣтка: Баккалавръ Иванъ Ивановичъ Лобо-виковъ былъ преподавателемъ Патристики съ самаго начала введенія ея въ курсъ Академическій, т. е. съ сентября 1841-го года до дня своей смерти, послѣдовавшей 19 мая 1848-го года.

Въ теченіе первыхъ двухъ лѣтъ Иванъ Ивановичъ Лобо-

3 Весь документъ писанъ Колѳссовскимъ собственноручно.

Прим. Н. Н.

виковъ, начавъ съ Аѳанасія Великаго, успѣлъ преподать ученіе только о пяти святыхъ отцахъ, именно: о св. Аѳана-сіѣ Великомъ, о Васидіѣ Великомъ, Григоріѣ Богословѣ, Григоріѣ Нисскомъ, и Іоаннѣ Златоустѣ, и по всему этому выдалъ записки, къ которымъ въ послѣдствіи уже ничего не прибавлялъ.

Въ слѣдующее двухлѣтіе, именно съ 1-го сентября 1843-го года до іюня 1845-го года студентамъ XVI-го курса въ низшемъ отдѣленіи, уже слышавшимъ чтенія Ивана Ивановича Лобовикова объ означенныхъ пати отцахъ церкви, онъ началъ преподавать введеніе въ Патристику, а затѣмъ объ апостолѣ Варнавѣ, Климентѣ Римскомъ, нѣчто объ Иринеѣ Ліонскомъ и нѣкоторыхъ другихъ учителяхъ трехъ первыхъ вѣковъ христіанства. Затѣмъ, минуя пять вышеозначенныхъ отцевъ церкви, онъ продолжалъ свое преподаваніе о бл. Августинѣ, Кириллѣ Александрійскомъ, Ѳеодоритѣ Кирскомъ и Григоріѣ Двоесловѣ. Большею частію прочитаннаго имъ въ классѣ объ этихъ отцахъ онъ изложилъ въ своихъ запискахъ, которыя у него, безъ всякой перемѣны, остались и для слѣдующихъ курсовъ.

Въ апрѣлѣ и маѣ 1848-го года Лобовиковъ читалъ послѣднія лекціи съ академической каѳедры: онъ кончилъ все свое преподаваніе около 15-го мая прочтеніемъ въ классѣ курсоваго сочиненія о заслугахъ св. Аѳанасія Великаго въ борьбѣ съ аріанствомъ, написаннаго бывшимъ студентомъ ХѴіІ-го курса Евграфомъ Ловягинымъ, нынѣ баккалавромъ Академіи. Извѣстно также, что Лобовиковъ преподаваніе свое объ отцахъ церкви студентамъ XVII курса (закончилъ) прочтеніемъ курсоваго сочиненія о жизни св. Григорія Двоеслова, которое только что написано было тогда студентомъ Василіемъ Смарагдовымъ, который нынѣ священствуетъ при столичной церкви Сѵмеона Богопріимца *).

Надобно замѣтить, что Лобовиковъ изъ всего написаннаго имъ о святыхъ отцахъ рѣшился было составить особое руководство къ преподаванію Патристики. Съ этою цѣлію онъ нъ 1846-мъ году въ „Христіанскомъ Чтеніи“ за іюнь мѣсяцъ предалъ тисненію взглядъ на Патристику, какъ науку, который напечатанъ весь изъ введенія въ эту науку, преподанную Лобовиковымъ. Съ этою же цѣлію онъ успѣлъ особенно обработать и исправить свои записки о шести святыхъ мужахъ апостольскихъ, отлитографированныя для студентовъ. XVIII курса. Съ этою же цѣлію бывшему редактору журнала „Христіанское Чтеніе“ преосвященному Евсевію Лобовиковъ представилъ въ маѣ 1848 года статью о св. Діонисіѣ Археопагитѣ и его сочиненіяхъ, которая и отпечатана была въ томъ же журналѣ по смерти автора.

') Sic. Глаголъ въ послѣдней фразѣ опущенъ.

ІІрим. Н. Н.

Нѣчто о службѣ бакалавра Патристики, свяіденнина П. Иолоссовскаго.

1853-го года, сентября 1-го дня, баккалавръ Колоссовскій, но предварительному извѣщенію отъ студентовъ, въ началѣ 11-го часа утра, явился изъ Царскаго Села въ С.-Петербургскую Духовную Академію съ записками для преподаванія Патристики. Удостовѣрившись, что по общему росписанію учебныхъ часовъ назначено было въ тотъ день по его предмету двѣ лекціи, отъ 15-іи минутъ 12-го до 45-ти мин. 1-го часа и отъ 3-хъ часовъ до 30 мин. 5-го часа по полудни,— онъ отъ своего товарища, о. архимандрита Кирилла Наумова, узналъ, что 31-го августа всѣ наставники академіи послѣ молебна представлялись къ митрополиту Никанору, для принятія благословенія, и что Его Высокопреосвященство изволилъ спросить: „Всѣ ли тутъ?“ на что Преосвященный ректоръ академіи отвѣчалъ: „не достаетъ здѣсь г-на Чистовича, который боленъ, и наставника Патристики, который находится въ Царскомъ Селѣ“. Очень жаль, что меня, вопреки обыкновенію, начальство не благоволило извѣстить заранѣе ни о времени молебна, ни о днѣ явленія къ Его Высокопреосвященству“, сказалъ священникъ Колоссовскій.— „Впрочемъ, по замѣчанію моему, прибавилъ о. Кириллъ, владглка—митрополитъ не обнаружилъ никакого недоумѣнія и неудовольствія при словахъ Преосвященнаго“. Послѣ такого извѣстія баккалавръ Колоссовскій, у котораго до начатія первой лекціи оставалось еще довольно времени, рѣшился одинъ явиться немедленно къ Владыкѣ, который обыкновенно принимаетъ священно - и церковнослужителей въ 11-ть часовъ утра. Пришедши въ домъ Его Высокопреосвященства, онъ просилъ письмоводителя Завулонскаго доложить о немъ Владыкѣ, съ краткимъ указаніемъ случая самаго представленія. Какъ скоро пробило 11-ть часовъ, владыка митрополитъ изволилъ выдти, въ сопровожденіи своего секретаря Стефана Григорьевича Навроцкаго, изъ залы въ комнату смежную съ передней, и тотчасъ же остановился близъ дверей; такъ что съ одной стороны при немъ стоялгь секретарь, съ другой письмоводитель, а съ третьей духовныя лица, явившіяся по разнымъ дѣламъ. Тогда приглашенъ былъ, для принятія благословенія отъ архипастыря, священникъ П. Колоссовскій, — и между ними начался разговоръ слѣдующаго содержанія:

Священникъ, подошедши къ Его Высокопреосвященству, сказалъ: „Имѣю честь просить Архипастырскаго благословенія на начатіе Академическаго курса по предмету Патристики... Вчера я не могъ представиться къ Вашему Высокопреосвященству вмѣстѣ съ другими Наставниками Академіи

потому, что при Царско-сельскомъ училищѣ долженъ былъ наняться съ дѣтьми въ двухъ классахъ“.

Митрополитъ: „Не затрудняетесь ли Вы своими поѣздами изъ Царскаго Села въ Петербургъ;“

Священникъ: „ Четвертый годъ я ѣзжу изъ Царскаго Села въ Академію и съ своей стороны не встрѣчалъ и не предвижу никакихъ затрудненій, которыя препятствовали бы исполненію моего долга“.

Митрополитъ: „Я читалъ ваши записки и имѣю полныя свѣдѣнія, что но преподаванію вашей науки усовершенія нѣтъ“.

Священникъ: ,,Усовершеніе по преподаванію Патристики легко открывается, когда по письменнымъ документамъ Академіи извѣстно, что до поступленія меня на должность преподавателя никогда и никѣмъ не читано даже о тридцати отцахъ, со времени же моей службы въ первые годы читано болѣе нежели о тридцати св. Отцахъ, а въ прошедшемъ курсѣ разсмотрѣны мною сочиненія болѣе восьмидесяти св. отцовъ и учителей и о каждомъ читано столько, сколько требовалось по его богословскому значенію“.

Митрополитъ: Ну что же это?.. Изъ Царскаго Села ѣздить вч> Петербургъ неловко... Въ прошедшемъ курсѣ вы оставлены на должности потому, что были поражены скорбію...

Священникъ: Осмѣливаюсь надѣяться, что и нынѣ Начальство не лишить меня утѣшенія, соотвѣтственно усердію и продолженію моей службы... Благословите же, Ваше Высокопреосвященство, на начатіе и продолженіе новаго курса.

Митрополитъ: (Благословляя сказалъ): Ну вотъ... (по благословеніи, на отходѣ священника) скорѣе пойдете въ монахи!..

Рѣчь предъ начатіемъ первой лекціи по классу Патристики, произнесенная предъ студентами XVIII академическаго курса, при вступленіи въ должность баккалавра, 10-го сентября 1848-го года.

Новыхъ наставниковъ обыкновенно рекомендуютъ Вамъ начальники, а мнѣ довелось самому рекомендоваться предъ Вами. Такъ свыше опредѣлено начаться первымъ минутамъ моего собесѣдованія съ Вами въ качествѣ наставника... Я рѣшился прежде всего воспользоваться этими минутами для того, чтобы предъ лицемъ бывшихъ своихъ товарищей и соучениковъ откровенно высказать, чю чувствую при вступленіи въ новую мою должность.

Не хочу скрывать, что какой-то мракъ недоумѣній невольно облегаетъ душу, когда я представляю всѣ трудности на новомъ для меня поприщѣ. Дѣло извѣстное, что въ зерцалѣ собственнаго сознанія каждый изъ насъ бываетгь и ученымъ и многознательнымъ и способнымъ къ прохожденію многихъ должностей—только до тѣхъ поръ, пока доучивается

и слушаетъ наставленія другихъ, а какъ дѣло дойдетъ до того, чтобы самому учить и являться на наставнической каѳедрѣ, то невольно встрѣчается много затрудненій. Для меня подобныя затрудненія представляются теперь въ самыхъ обширныхъ размѣрахъ. И то уже нелегко, что при одной изъ многосложнѣйшихъ и безпокойнѣйшихъ должностей, заранѣе на меня возложенной, новая обязанность заставляетъ меня быть наставникомъ лидъ, почти равныхъ мнѣ по времени образованія. Еще больше труда въ томъ, чтобы съ успѣхомъ продолжить и окончить ученіе, которое самый даровитый, самый усердный и неутомимо-дѣятельный мой предмѣстникъ, общій нашъ наставникъ, не довелъ еще и до половины. Ему по крайней мѣрѣ оставалось время для дальнѣйшихъ занятій, а у насъ и того немного. Притомъ сами знаете, что требуется во всякое время отъ преподающаго ученіе объ отцахъ церкви. Предъ нимъ предстанетъ цѣлый сонмъ свидѣтелей священнаго Преданія, съ ихъ святою жизнью, многочисленными сочиненіями и богомудрымъ ученіемъ. Сколько же нужно духовнаго просвѣщенія,- чтобы достойно обозрѣть эти великія свѣтила, многократно являвшіяся на тверди церкви вселенной. Сколько нужно глубокомыслія для того, чтобы въ писаніяхъ святыхъ мужей разработать, такъ сказать, рудники священнаго Преданія, открыть въ нихъ золотыя жилы и какъ драгоцѣнный металлъ извести на свѣт'ь чистое, православное ученіе, представивъ его въ полномъ блескѣ и величіи. Подлинно, здѣсь такъ много требованій, что для надлежащаго ихъ выполненія едвали достанетъ силъ одного труженика...

Но—благодареніе Богу!—при самомъ мракѣ недоумѣній на новомъ пути есть для меня три руководственныя звѣзды, самыя отрадныя и утѣшительныя. Это—надежда на помощь Божію, неоставляющую никого среди самыхъ трзщныхъ подвиговъ; это—собственное усердіе, отчасти подкрѣпляемое трудами предшественниковъ; это, наконецъ,—ваши благонамѣренная снисходительность и расположенность ко мнѣ, многократно дознанная тогда, когда я былъ вашимъ товарищемъ. Имѣя въ виду все это, я заранѣе осмѣливаюсь сказать, что ежели на новомъ для меня поприщѣ блистать не сумѣю, то полезнымъ быть надѣюсь *).

') Ректоръ академіи Евсевій, епископъ Винницкій, благословивъ новаго наставника, баккалавра Колоссовскаго, повелѣлъ ему одному явиться въ классъ, а самъ остался съ инспекторомъ, архимандритомъ Макаріемъ Булгаковымъ для братской бесѣды въ академическомъ саду.— Простившись съ начальниками своими въ саду же, новый наставникъ явился въ классъ въ 20-ті. минутъ 12-го часа утра.—Предшественникомъ его былъ баккалавръ Иванъ Лобовиковъ, умершій 19-го мая 184:8-го года и успѣвшій до того времени окончить лекціи объ Аѳанасіѣ Великомъ, съ котораго нѣкогда и началъ первую свою лекцію при вступленіи въ

Отрывокъ изъ рѣчи, сказанной студентамъ предъ начатіемъ чтеній по Патристикѣ въ сентябрѣ 1851-го года.

„...Можете вообразить, что ожидаетъ Патролога на обширномъ поприщѣ отеческаго богословія. Предъ нимъ предстанутъ непобѣдимые Аѳанасіи, обезсмертившіе свое имя въ борьбѣ съ сильными врагами православія. Предстанутъ богомудрые Василіи, почтенные именемъ великихъ—по высотѣ созерцанія, глубинѣ мысли и чувства, и пріобширной учености, сдѣлавшіеся чудомъ своего вѣка. Предстанутъ съ яркимъ блескомъ драгоцѣннаго слова златоустые и златото-чивые Іоанны, которые, подобно соименному ихъ Апостолу, кажется почивали на лонѣ самаго Искупителя и оттуда почерпали тайны божественной истины и святой любви. Предстанутъ медоточивые Амвросіи со всею сладостію ихъ утѣшительно-пріятнаго ученія. Предстанутъ богопросвѣщенные Григоріи и другіе святые мужи, удостоившіеся раздѣлить высокое имя Богослова съ однимъ изъ первыхъ Апостоловъ—за свои равноапостольные труды въ утвержденіи славы Пресвятой Троицы столько же между колеблющимися ея чтителями, сколько и между открытыми ея врагами.

Не сомнѣваюсь, что для того, чтобы достодолжнымъ образомъ оцѣнить такихъ великихъ учителей, потребны силы болѣе чѣмъ обыкновенно-человѣческія силы. Кто пойметъ эту высоту богословствованія, не возвысившись самъ до нея? Кто уразумѣетъ это духовное помазаніе, не причастившись самъ его благодати? Кто разгадаетъ тайны Духа, глаголавшаго въ нихъ, не возвысившись до благоговѣйнаго созерцанія его благодатной силы и до святаго общенія съ нею?... И покушаться на это не значитъ ли добровольно вызывать на себя уже готовый судъ Божій на пытливыхъ и дерзкихъ изслѣдователей тайнъ божественныхъ?“...

Сообщилъ Н. Никольскій.

должность.—Колоссовскому слѣдовало начать первую лекцію о Василіѣ Великомъ, котораго онъ и сталъ обозрѣвать послѣ произнесенія этой рѣчи и общаго взгляда на святыхъ отцевъ ІѴ-го вѣка.—Многосложнѣйшею должностію названа въ рѣчи должность эконома Академіи съ исполненіемъ обязанностей и помощника экономіи.—Студенты XVIII курса были по академическому ученію моложе новаго наставника только двумя годами и вмѣстѣ съ нимъ два года слушали лекціи по истолкованію Священнаго Писанія, въ бытность его самого студентомъ академіи XVII курса. Какъ тогда, такъ и при возложеніи на Колоссовскаго должности экономской студенты XVIII курса выражали ему свою особенную благорасположенность, сохранившуюся и нри должности баккалавра. Этимъ студентамъ, по выслушаніи годичнаго курса лекцій Лобовикова, оставалось слушать чтенія его преемника только нѣсколько мѣсяцевъ; именно—съ сентября 1848-го до іюня 1849-го года.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.