УДК 343.213 О
О
О ПРЕКРАЩЕНИИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ Д
В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, ОБЛАДАЮЩИХ ПРАВОМ А
ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ р
О н
Белоусова Е.А. щ
О
В статье проанализированы нормы международного права, отражающие поня- ^ тия дипломатических привилегий и иммунитетов, а также рассмотрены вопросы, " касающиеся порядка прекращения уголовного преследования в отношении лиц, обла- Д дающих дипломатической неприкосновенностью
The article analyzes the norms of international law, reflecting the concept of diplomatic В privileges and immunities, as well as questions regarding the termination of criminal pro- Q secution against persons with diplomatic immunity
Ключевые слова: уголовное преследование; иммунитет; дипломатическая неприкосновенность
Keywords: criminal prosecution; immunity; diplomatic immunity
Наличие в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК РФ) положений об особенностях производства процессуальных действий в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, является примером развития конституционного принципа (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы применительно к уголовному судопроизводству (аналогичная норма закреплена в ч. 3 ст. 1 УПК РФ).
Суть имеющихся в многочисленных российских (советских) и зарубежных работах определений дипломатических привилегий и иммунитетов сводится к тому, что под ними понимается совокупность особых льгот, прав и преимуществ, предоставляемых иностранным дипломатическим представительствам, их персоналу и другим лицам, пользующимся по международному праву защитой на территории государства пребывания1.
Исторически сложилось, что дипломатический иммунитет в целом всегда рассматривался как правовое установление, закрепленное сначала в обычных, а затем и в договорных нормах международного права. Отсюда безусловная юридическая обязательность предоставления дипломатическим
1 Дипломатический словарь: в 3 т. // ред. А.А. Громыко, А.Г. Ковалев, П.П. Севостьянов. М.: Наука, 1984. Т. 1. С. 325-326; Блищенко И.П., Дурденевский В.Н. Дипломатическое и консульское право. М.: Изд-во ИМО, 1962. С. 327-411; Левин Д.Б. Дипломатический иммунитет // отв. ред. В.Н. Дурденевский. М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1949. С. 39; Андреев С. Дипломатические привилегии и иммунитеты // Международная жизнь. 1986. № 6. С. 159-160.
агентам иностранных государств иммунитета, то есть особого права на освобождение от местной юрисдикции, неприменимость к ним мер принуждения, предусмотренных внутренним правом страны пребывания за нарушение ее законов и правил.
Тем не менее, некоторые авторы усматривают различие между иммунитетами и привилегиями в том, что первые представляют собой область правовых гарантий для деятельности дипломатических представительств и их персонала, тогда как появление вторых связано с вопросами поддержания престижа аккредитирующего государства в делах церемониального, протокольного характера, которые регулируются в большинстве случаев не с помощью правовых, юридически обязательных норм, а лишь на основе норм международной вежливости или существующих на этот счет в международном общении обычных правил (обыкновений)2.
Следует подчеркнуть императивный характер принципов и норм, предусматривающих предоставление основных видов дипломатических привилегий и иммунитетов, то есть неприкосновенность личности дипломатического агента, иммунитет от юрисдикции страны пребывания, неприкосновенность помещений дипломатических представительств.
Необходимо также отметить, что основные дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются соответствующим видам официальных представительств государств и их персоналу автоматически, с момента учреждения таких представительств или с момента пребывания самих дипломатических агентов, независимо от наличия или отсутствия специальных соглашений по этому вопросу между государствами-контрагентами.
Поэтому не случайно в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года (далее - Венская конвенция 1961 года)3, одного из основных международных правовых документов в данной сфере, говорится, что дипломатические привилегии и иммунитеты «предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного существования функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства».
При этом, дипломат не изымается из сферы действия права и национального правопорядка страны пребывания, но вместе с тем освобождается от мер принудительного характера, санкций, предусмотренных за нарушение законов и правил страны пребывания. Поэтому дипломатический иммунитет носит не материально-правовой, а процессуальный характер, и поэтому правоприменители должны руководствоваться международными правовыми актами, поскольку УПК РФ не содержит перечня лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности.
2 Cahier P. Le droit diplomatie contemporain. Geneve, 1962. P. 383.
3 Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. URL: http://www.un.org/ru/
documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml.
94 Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (54) 2015
Итак, в состав постоянных дипломатических представительств включаются три категории сотрудников: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.
Помимо основного качества - представительного характера - дипломатический персонал (глава представительства и член его дипломатического персонала - «дипломатические агенты», как определяет их ст. 1 Венской конвенции 1961 года) имеет еще некоторые отличительные признаки. Согласно ст. 1 Венской конвенции 1961 года, члены дипломатического персонала - это лица, имеющие дипломатический ранг4 - личный ранг дипломата, присваиваемый ему в соответствии с существующими в данном государстве законами и правилами относительно прохождения дипломатической службы.
Члены дипломатического персонала представительства не могут назначаться из числа лиц, являющихся гражданами государства пребывания, иначе как с согласия этого государства, причем такое согласие может быть в любое время аннулировано. В равной мере это касается и граждан третьего государства, которые не являются одновременно гражданами аккредитирую-щего государства (ст. 8 Венской конвенции 1961 года).
Венская конвенция 1961 года подтверждает обычную норму, согласно которой от уголовной юрисдикции государства пребывания дипломатический агент освобождается полностью - это выражено в следующей формуле: «Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимает все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство» (ст. 29); п. 1 ст. 31 данной Конвенции не содержит на этот счет каких-либо оговорок. При этом не имеет никакого значения, находился ли дипломат при исполнении своих служебных обязанностей или действовал как частное лицо. Личная неприкосновенность дипломатов и их иммунитет от уголовной юрисдикции определяются нормами международного права, обладающими императивным характером5.
Вторая категория сотрудников дипломатического представительства -члены административно-технического персонала. По своему служебному и, соответственно, правовому положению они отличаются от первой категории, однако в отношении привилегий и иммунитетов современное дипломатическое право и национальное законодательство ряда государств делают значительные шаги в сторону приближения статуса этих лиц к статусу дипломатических агентов.
К категории административно-технического персонала относят референтов, переводчиков, технических секретарей, стенографисток
4 Павлов О. Дипломатические должности и ранги // Международная жизнь. 1986. № 5. С. 147.
5 Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml.
и другой канцелярский персонал, шифровальщиков, лиц, обслуживающих узлы связи, счетно-бухгалтерских работников. Эти сотрудники не имеют дипломатических паспортов и рангов, однако командируются на работу ведомством иностранных дел и имеют право на служебный паспорт (нечто среднее между дипломатическим и общегражданским паспортами).
Третья категория - члены обслуживающего персонала представительства, как правило, граждане государства пребывания. Это - шоферы, уборщицы, лифтеры, повара, вахтеры, садовники и пр. К ним относится также обособленная группа лиц, которая не входит в персонал представительства, но работает по найму у самих сотрудников посольства, например, домработницы, няни.
Члены обслуживающего персонала посольств и миссий получают на основе п. 3 ст. 37 Венской конвенции 1961 года: а) иммунитет в отношении актов, совершенных ими при исполнении своих обязанностей; б) освобождение от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по службе; в) освобождение от обязательного участия в системе социального обеспечения.
Необходимо сказать о лицах, которые не являются дипломатическими агентами, но пользуются защитой, привилегиями и иммунитетом по международному праву. Круг их определен ст. 1 Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года6 и ст. 37-40 Венской конвенции 1961 года, и достаточно широк - от главы государства до любого находящегося в иностранном государстве должностного лица, которое «во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление, и в месте совершения такого преступления имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство». Это же относится и к проживающим с ним членам его семьи (ст. 1 Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года). Кроме того, Венская конвенция 1961 года в числе лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами, называет, помимо дипломатических агентов, членов их семей, административно-технический персонал посольств и миссий и членов их семей, членов обслуживающего персонала, а также дипломатических агентов и членов их семей, проезжающих через территорию третьего государства7.
6 Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 года / Принята резолюцией 3166 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1973 года. URL: http://daccess-dds-nyun.org/doc/RESOLUTION/ GEN/NR0/285/40/IMG/NR028540.pdf?OpenElement.
7 Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml.
Члены семей дипломатических агентов получают полные привилегии и иммунитеты при двух непременных условиях: дипломат и его семья должны проживать совместно; как и сам дипломатический агент, члены его семьи не должны быть гражданами государства пребывания. И, наконец, последнее условие вытекает из общего принципа, согласно которому собственные граждане, как правило, не изымаются из сферы действия национальной юрисдикции и, следовательно, не пользуются в своей стране привилегиями и иммунитетами дипломатического характера. Международное право оперирует понятием «члены семьи» без детализации, ибо это относится к компетенции национального законодательства, но в любом случае, как минимум, это супруга (супруг) дипломатического агента, незамужние и несовершеннолетние их дети.
Как часть посольства торговое представительство (торгпредство) по смыслу Венской конвенции 1961 года пользуется всеми полагающимися дипломатическим представительствам привилегиями и иммунитетами в полном объеме8.
От постоянных дипломатических представительств следует отличать специальные миссии, под которыми в международном праве следует понимать разновидность временных зарубежных органов внешних сношений, которые состоят из представителей, направленных одним государством в другое для выполнения конкретных задач, определяемых по соглашению между данными государствами.
Сложившийся комплекс обычных норм кодифицирован Конвенцией о специальных миссиях 1969 года9.
Конвенция о специальных миссиях 1969 года предусматривает для членов специальной миссии привилегии и иммунитеты, по существу аналогичные дипломатическим, закрепленные Венской конвенцией 1961 года.
В международном праве кодифицированы и нормы о представительствах государств при международных организациях; результаты кодификации представлены Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года10.
Привилегии и иммунитеты, которыми пользуется постоянное представительство, в принципе аналогичны дипломатическим. Более того, закрепленный в статьях 28 и 58 указанной Конвенции принцип личной неприкосновенности главы и членов дипломатического персонала постоянного представительства и делегации в органе и на конференции почти текстуально воспроизводит формулировки ст. 29 Венской конвенции 1961 года.
8 Сандровский К.К. Право внешних сношений: учеб. Киев: Вища школа, 1986. С. 215-223.
9 Конвенция о специальных миссиях от 8 декабря 1969 года / Принята резолюцией 2530 (XXIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 1969 года. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTЮN/GEN/ NR0/257/92/IMG/NR025792.pdf?OpenElement.
10 Советский ежегодник международного права / Е.Т. Усенко. М.: Наука, 1981. С. 388-408.
Особо стоит вопрос об отказе от иммунитета с целью осуществления по данному конкретному делу юрисдикции государства пребывания. Такой отказ возможен, но сам по себе он не нарушает общего правила, в силу которого равносуверенные государства не могут решать свои споры в судах одного из них. Как справедливо отмечает Я. Броунли, исследовавший этот вопрос, «изъявление согласия сохраняет статус равенства»11. Важно лишь, чтобы при этом сохранялись предусмотренные международным правом условия и требования, которые изложены в ст. 32 Венской конвенции 1961 года.
Во-первых, от иммунитета могут отказываться не сами дипломатические агенты (ст. 37), а только аккредитирующее их государство (п. 1 ст. 32). Это значит, что иммунитет предоставляется аккредитирующему государству в целом, а не сотрудникам посольств и миссий в качестве их личного права.
Во-вторых, отказ от иммунитета должен быть определенно выраженным (п. 2 ст. 32).
Однако следует отметить, что с первой половины XVIII века в судебной практике многих европейских и американских государств не признавалась личная неприкосновенность иностранных консулов.
В противовес этой практике делались попытки обеспечивать консулам личную неприкосновенность договорным путем, с помощью «клаузулы о личном иммунитете», и эта личная неприкосновенность в принципе сейчас признается всеми государствами, однако она не простирается так далеко, как у дипломатов, не носит абсолютного характера12.
В ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года следующим образом формулируется эта общая норма современного консульского права: «1. Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений. 2. За исключением случаев, указанных в п. 1 настоящей статьи, консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу»13.
В соответствии с международными актами, тяжким считается преступление, наказуемое лишением свободы на срок не менее пяти лет14.
11 Броунли Я. Международное право: в 2 кн. Кн. 1. М.: Прогресс, 1977. С. 460.
12 Бастрыкин А.И. О совершенствовании норм об иностранцах в советском уголовном процессе // Государственное управление и право: история и современность. Межвузовский сборник / отв. ред. А.И. Королев, С.М. Казанцев. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. С. 49.
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. С. 528-529.
13 Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml.
14 Бастрыкин А.И. О совершенствовании норм об иностранцах в советском уголовном процессе // Государственное управление и право: история и современность. Межвузовский сборник / отв. ред. А.И. Королев, С.М. Казанцев. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. С. 49.
По результатам анализа приведенных выше международных правовых актов, нельзя не согласиться с К.Б. Калиновским, который отмечает, что «перечень указанных в ст. 212 УПК РФ общих оснований дополняется специальными, в том числе таким, как прекращение уголовного преследования в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью (ст. 3 УПК)»15.
П.Е. Кондратов также полагает, что «налицо еще одно основание отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела в случае совершения преступления лицом, обладающим в силу ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и ст. 45 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года дипломатической неприкосновенностью. При этом процессуальное решение принимается со ссылкой на ст. 3 УПК РФ»16.
Мы считаем, что указанное П.Е. Кондратовым основание может выступать и в качестве основания прекращения уголовного преследования, если лицо, обладающее дипломатической неприкосновенностью, совершило преступление совместно с лицами, такой неприкосновенностью не обладающими.
Однако следует отметить, что в ст. 3 УПК РФ ничего не говорится о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования, соответственно, в ней и не закреплено ни оснований, ни порядка принятия рассматриваемого решения. Также в ней отсутствуют положения, отсылающие к какому-либо иному, в том числе к международно-правовому, нормативному акту, в котором бы содержались основания принятия процессуального решения. Само же основание отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела либо прекращения уголовного преследования содержится в ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и ст. 45 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года.
Именно поэтому, чтобы в постановлении о прекращении уголовного преследования не использовать такую сложную конструкцию, как одновременную ссылку на ч. 3 ст. 1 УПК РФ, где закреплено правило высшей юридической силы международных договоров Российской Федерации по отношению к нормам УПК РФ, ст. 3 УПК РФ, ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года или ст. 45 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, ст. 27 УПК РФ следует дополнить таким основанием, как прекращение уголовного преследования в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности17.
15 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. С. 528-529.
16 Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев. М.: Спарк, 2002. С. 55.
17 Белоусова Е.А. Прекращение уголовного преследования в стадии предварительного расследования: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 110-117.
Библиографический список
1. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml.
2. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 года / Принята резолюцией 3166 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1973 года. URL: http:// daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/285/40/IMG/NR028540.pdf?OpenElement.
3. Конвенция о специальных миссиях от 8 декабря 1969 года / Принята резолюцией 2530 (XXIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 1969 года. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/ RESOLUTION/GEN/NR0/257/92/IMG/NR025792.pdf?OpenElement.
4. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. 1008 с.
5. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев. М.: Спарк, 2002. 1007 с.
6. Андреев С. Дипломатические привилегии и иммунитеты // Международная жизнь. 1986. № 6. С. 159-160.
7. Бастрыкин А.И. О совершенствовании норм об иностранцах в советском уголовном процессе // Государственное управление и право: история и современность. Межвузовский сборник / отв. ред. А.И. Королев, С.М. Казанцев. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. С. 45-57.
8. Белоусова Е.А. Прекращение уголовного преследования в стадии предварительного расследования: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. 177 с.
9. Блищенко И.П., Дурденевский В.Н. Дипломатическое и консульское право. М.: Изд-во ИМО, 1962. 480 с.
10. Броунли Я. Международное право: в 2 кн. Кн. 1. М.: Прогресс, 1977. 535 с.
11. Дипломатический словарь: В 3 т. // ред. Громыко А.А., Ковалев А.Г., Севостьянов П.П. М.: Наука, 1984. Т. 1. 1680 с.
12. Левин Д.Б. Дипломатический иммунитет // Отв. ред. В.Н. Дурденевский. М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1949. 416 с.
13. Павлов О. Дипломатические должности и ранги // Международная жизнь. 1986. № 5. С. 147.
14. Сандровский К.К. Право внешних сношений: учеб. Киев: Вища школа, 1986. 328 с.
15. Советский ежегодник международного права / Е.Т. Усенко. М.: Наука, 1981. 408 с.
16. Cahier P. Le droit diplomatic contemporain. Geneve, 1962. 383 p.