Научная статья на тему 'Нарушение дипломатической неприкосновенности: возможные пути решения конфликта'

Нарушение дипломатической неприкосновенности: возможные пути решения конфликта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4160
544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / DIPLOMATIC IMMUNITY / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАРУШЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / VIOLATION OF NORMS OF INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL LEGAL RESPONSIBILITY / САТИСФАКЦИЯ / SATISFACTION / КОНТРМЕРЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОВОКАЦИЯ / POLITICAL PROVOCATION / COUNTERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молчанова Екатерина Радьевна

В данной работе приведены случаи нарушения дипломатической неприкосновенности и рассмотрено международно-правовое регулирование данной сферы отношений. В ходе исследования рассматриваются возможности применения норм международно-правовой ответственности, опасность политической провокации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIPLOMATIC IMMUNITY VIOLATION: POSSIBLE SOLUTIONS OF CONFLICT

The occasions of diplomatic immunity violation and international legal regulation of relations in this sphere are considered in this paper. The possibilities of application of norms of international legal responsibility, the danger of political provocation are discussed

Текст научной работы на тему «Нарушение дипломатической неприкосновенности: возможные пути решения конфликта»

НАРУШЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ: ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

Молчанова Е.Р.

В данной работе приведены случаи нарушения дипломатической неприкосновенности и рассмотрено международно-правовое регулирование данной сферы отношений. В ходе исследования рассматриваются возможности применения норм международно-правовой ответственности, опасность политической провокации

The occasions of diplomatic immunity violation and international legal regulation of relations in this sphere are considered in this paper. The possibilities of application of norms of international legal responsibility, the danger of political provocation are discussed

Ключевые слова: дипломатическая неприкосновенность; нарушение норм международного права; международно-правовая ответственность; сатисфакция; контрмеры; политическая провокация

Keywords: diplomatic immunity; violation of norms of international law;

international legal responsibility; satisfaction; counters; political provocation

Современные международные отношения меняются, и эти преобразования непосредственно влияют на внутреннюю и внешнюю политику различных государств. Необходимо осмысливать целый комплекс качественно новых научных концепций, политических доктрин и философских категорий, которые оказывают все более ощутимое влияние на международные отношения. Без знания основных норм международного права иногда трудно понять и оценить происходящие события.

В последнее время участились случаи нападения на российских дипломатов и дипломатические представительства за рубежом.

Так, в ночь на 6 октября 2013 года в Королевстве Нидерланды сотрудники полиции ворвались в дом к одному из российских дипломатов. «Произошедший случай является не только грубейшим нарушением норм и правил международного общения, но и положений Венской конвенции о дипломатических сношениях1», - говорится в ноте протеста, направленной МИД России нидерландской стороне.

11 ноября 2013 года беспорядки на улицах Варшавы у здания посольства России в День независимости Польши вызвали самые серьезные политические последствия. Российское дипломатическое ведомство заявило «решительный протест в связи с имевшими место 11 ноября бесчинствами вокруг российского Посольства в Варшаве, устроенными многотысячной толпой агрессивно настроенных участников так называемого «Марша

1 В Нидерландах полицейские избили российского дипломата // Информационное агентство REGNUM. - 2013. - 7 октября. - URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1716757.html.

независимости»2. «В результате имуществу дипмиссии нанесен материальный ущерб, а ее нормальное функционирование в течение нескольких часов было по сути блокировано, что является грубейшим нарушением польскими властями Венской конвенции о дипломатических сношениях», - заявляют в МИД России3.

28 ноября 2013 года антиправительственные вооруженные формирования в Сирии обстреляли из минометов район Дамаска, где расположено дипломатическое представительство России. Одна мина разорвалась на территории посольства, другая - в непосредственной близости от здания дипмис-сии. В результате один сириец погиб, девять человек, в том числе из состава сирийской охраны посольства, получили ранения. Совет Безопасности ООН решительно осудил минометный обстрел посольства Российской Федерации в Дамаске, приравняв его к теракту. «Члены Совета выразили соболезнования семьям жертв и сочувствие всем, кто пострадал в результате этого ужасного террористического акта», - цитирует заявление Совета Безопасности ООН ИТАР-ТАСС4.

В соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических отношениях, принятой в 1961 году ООН (пункты с 29 по 36), дипломатические представители «не подлежат аресту или задержанию в любой форме на территории другого государства»5. При этом особо отмечается, что принимающая страна обязана проявлять к ним необходимое уважение и предупреждать любые посягательства на их жизнь, свободу и достоинство. На практике положения Венской конвенции6 соблюдаются повсеместно и безоговорочно, более того, в большинстве стран стало традиционным подчеркнуто уважительное отношение представителей власти и органов охраны

2 РФ потребует от Польши извинений за нападение на посольство // Рос. газ. - № 6231. -2013. - 13 ноября.

3 Там же.

4 СБ ООН приравнял обстрел посольства России в Дамаске к теракту // Информационное агентство REGNUM. - URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1716757.html (дата обращения: 29.11.2013).

5 Венская конвенция о дипломатических сношениях, принята 18 апреля 1961 г. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml.

6 Конференция Организации Объединенных Наций по дипломатическим сношениям и иммунитетам 14 апреля 1961 года приняла конвенцию, озаглавленную «Венская конвенция о дипломатических сношениях», состоящую из пятидесяти трех статей и охватывающую наиболее общие аспекты постоянных дипломатических сношений между государствами. Конвенция остается открытой для присоединения в любое время для всех членов Организации Объединенных Наций или любых специализированных учреждений, участников Статута Международного Суда, а также любого другого государства, приглашенного Генеральной Ассамблеей стать их участником. Конвенция и два Факультативных протокола вступили в силу 24 апреля 1964 года // Работа комиссии международного права. Том 1. Организация объединенных наций. - Нью-Йорк, 2009. Организация Объединенных Наций. - С. 159-163. - URL: http://www.un.org/ru/publications/pdfs/ work_of_the_ilc_vol1.pdf.

общественного порядка к сотрудникам иностранных дипломатических представительств, к их интересам и нуждам.

Работники дипломатического представительства пользуются определенными иммунитетами (изъятиями из-под юрисдикции государства пребывания) и привилегиями, то есть льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитеты и привилегии являются дипломатическими в точном значении этого слова.

Иммунитеты и привилегии предоставляются не для личных выгод, а с целью создать максимально благоприятные условия для осуществления функций дипломатического представительства. Кроме того, их юридическая природа обосновывается тем, что одно суверенное государство не может подчиняться власти другого, а дипломатическое представительство и его дипломатический персонал олицетворяют именно государство.

В Венской конвенции 1961 года дипломатические иммунитеты и привилегии подразделены на иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные иммунитеты и привилегии членов дипломатического персонала и их семей.

К первой категории относятся: неприкосновенность помещений дипломатического представительства, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов; фискальный иммунитет; право на беспрепятственные сношения представительства со своим центром и другими представительствами своего государства; таможенные привилегии; протокольные привилегии.

Ко второй категории относятся: неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный иммунитет; таможенные привилегии; освобождение от личных повинностей.

Для обеспечения эффективной работы дипломатических служащих необходимо обеспечить их личную безопасность, повысить защиту от посягательств частных лиц, особенно в связи с резким усилением в последние годы терроризма. Впервые этот вопрос рассматривался на XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в соответствии с решением которой в 1973 году была открыта для подписания Конвенция «О предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой»7. Конвенция вступила в силу 20 февраля 1977 года.

7 Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Принята резолюцией 3166 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1973 года. - URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/.../int_protected_persons.shtml.

Особая ответственность за обеспечение реальной защиты дипломатов от посягательств частных лиц ложится, естественно, на государство пребывания. Тем более эта ответственность возрастает, когда власти заранее получают информацию о готовящемся посягательстве или когда угроза такого посягательства становится реальной. В подобных случаях государство пребывания может применять самые жесткие меры обеспечения безопасности, которые в обычных условиях не могут рассматриваться приемлемыми (вооруженная охрана при передвижении по территории государства пребывания, разрешение дипломатам носить оружие, установление постов вооруженной охраны у диппредставительств и др.). Хотя ясно, что для государства пребывания предупреждение посягательств на иностранных дипломатов является одной из первоочередных задач. В случае же свершения преступления, наказание виновных осуществляется в соответствии с нормами национального уголовного законодательства.

В Конвенции 1973 года содержится перечень преступлений, за которые должны предусматриваться санкции. Это убийства, похищения и другие противоправные действия против личности или свободы дипломата; насильственные нападения на жилые помещения и транспортные средства дипломата; угрозы и попытки такого нападения, а также соучастие в нем.

«Сатисфакция - форма международно-правовой ответственности, выражающаяся в том, что государство-нарушитель предоставляет удовлетворение пострадавшему государству. Сатисфакция бывает различных видов: сожаление, заверение пострадавшей стороны в недопустимости подобного впредь, извинения, наказание виновных, особые почести пострадавшему государству, иные формы морального удовлетворения потерпевшей стороны. Зависят от причиненного ущерба и конкретной политической ситуации»8. Правовое положение сатисфакции закреплено юридически9. Понятие сатисфакции заключается в том, что инцидент может быть улажен и удовлетворение может быть получено с извинениями виновной стороны.

Власти Голландии после принесли официальные извинения России. Глава голландского МИД Франс Тиммерманс признал нарушение Венской конвенции о дипломатической неприкосновенности.

8 Додонов В.Н. Ермаков В.Д., Крылова М.А. Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М, 2001. - 790 с.

9 Статья 37. Сатисфакция. 1. Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано предоставить сатисфакцию за вред, причиненный данным деянием, насколько он не может быть возмещен реституцией или компенсацией. 2. Сатисфакция может заключаться в признании нарушения, выражении сожаления, официальном извинении или выражаться в иной подобающей форме. 3. Сатисфакция не должна быть непропорциональна вреду и не может принимать формы, унизительной для ответственного государства // Работа комиссии международного права. Том 1. Организация объединенных наций. - Нью-Йорк, 2009. Организация Объединенных Наций. - С. 427. - URL: http://www.un.org/ru/publications/pdfs/work_of_the_ilc_vol1.pdf.

«На основе информации, полученной от полиции, министр Нидерландов Тиммерманс пришел к заключению, что задержание и заключение под стражу русского дипломата, обладавшего полной неприкосновенностью и дипломатическим иммунитетом нарушает положения Венской конвенции. Поэтому государство Нидерланды приносит свои извинения Российской Федерации»10, - гласит официальное заявление МИД Нидерландов.

Президент Польши Бронислав Коморовский извинился за погромы, устроенные польскими националистами возле здания посольства Российской Федерации в Варшаве во время «Марша независимости» 11 ноября. С таким заявлением президент выступил в эфире радиостанции 2ЕТ. По словам Ко-моровского, произошедшее возле дипмиссии было «абсолютным скандалом, который никак нельзя оправдать»11.

Премьер-министр Ливии принес России извинения по поводу нападения на российское посольство в Триполи. Временный поверенный в делах Ливии в Российской Федерации Сулейман Саити, сославшись на поручение премьер-министра Ливии Али Зейдана, передал российскому руководству официальные извинения и заявил, что ливийская сторона решительно осуждает эту преступную акцию и готова полностью компенсировать нанесенный российской дипмиссии ущерб. Было подчеркнуто, что руководство Ливии придает исключительное значение развитию всесторонних связей с Россией и надеется, что российские дипломаты в скором времени смогут вернуться в Триполи12.

Однако согласно понятию санкции, только сторона пострадавшая решает, достаточно ли ей для получения удовлетворения извинений или необходимы другие конкретные меры.

«В Москве ожидают от правительства Ливии конкретных шагов в рамках его международных обязательств по расследованию данного преступления, наказанию виновных и обеспечению надлежащей безопасности российского дипломатического представительства, что создаст условия для возобновления его работы»13, - информировали в МИД РФ.

Совет Безопасности ООН решительно осудил минометный обстрел посольства Российской Федерации в Дамаске, приравняв его к теракту. Совет Безопасности ООН потребовал привлечь виновных в обстреле российской

10 Избиение дипломата в Гааге: Москва требует наказания виновных // Вести (интернет-газета). - 2013. - 9 октября. - URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1139988&tid=104854.

11 Президент Польши Бронислав Комаровский извинился перед Россией за беспорядки у российского посольства в Варшаве // Эхо Москвы. - 2013. - 13 ноября. - URL: http://echo.msk.ru/ news/1197380-echo.html.

12 МИД РФ: Премьер Ливии принес извинения по поводу нападения на российское посольство в Триполи // ИТАР-ТАСС. - 2013. - 4 октября. - URL: http://www.itar-tass.com/glavnie-novosti/686311.

13 Москва ожидает от правительства Ливии конкретных шагов в расследовании инцидента с нападением на посольство РФ в Триполи - МИД РФ // ИТАР-ТАСС. - 2013. - 4 октября. - URL: http://www.itar-tass.com/politika/686302.

дипмиссии к ответственности. «Члены СБ ООН подтвердили, что терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьезных угроз международному миру и безопасности, а теракты - преступления, и им не может быть оправдания вне зависимости от мотивов, а также где бы, когда бы и кем бы они не совершались»14, - говорится в заявлении СБ ООН.

Право потерпевшей стороны включает также получение со стороны ответственного государства заверений и гарантий неповторения противоправного поведения в будущем. Их значение состоит в восстановлении доверия к продолжению нарушенных межгосударственных взаимоотношений. Если заверения выражаются в словесной форме, то гарантии неповторения требуют принятия действенных превентивных мер с целью недопущения противоправного деяния в будущем (например, отмена законодательства, позволившего совершение правонарушения).

Сатисфакция может включать в себя расследование инцидента, наказание лиц, действия которых привели к причинению морального ущерба, заверения потерпевшего государства в том, что подобное не повторится, выплате ущерба и т.п.

Голландская газета «А^етееп Dagblad» сообщает, что сотрудники нидерландской полиции не будут наказаны за незаконное задержание российского дипломата. А глава МИД Нидерландов Франс Тиммерманс отметил, что вопрос о наказании полицейских в настоящий момент не обсуждается. Глава министерства иностранных дел Нидерландов Франс Тиммерманс заявил, что голландские полицейские, избившие российского дипломата, не будут наказаны. Нидерланды передали в МИД отчет об инциденте с российским дипломатом15.

Власти Польши отказались возмещать ущерб, нанесенный посольству России в Варшаве во время «Марша независимости» 11 ноября, когда польские националисты закидали здание диппредставительства камнями и файе-рами, подожгли полицейскую будку и повредили несколько автомобилей. Свое решение варшавская мэрия объяснила тем, что сама является пострадавшей стороной, а к организации акции не имеет никакого отношения16.

Современное международное право имеет в своем арсенале достаточно средств для защиты дипломатов и дипломатических представительств. Однако, как мы видим, на практике происходит их регулярное нарушение. Что же возможно сделать, когда принесения извинений пострадавшей стороне недостаточно?

14 Генсек ООН осудил обстрел российского посольства в Сирии // РИА Новости. - 2013. -30 ноября. - URL: http://ria.ru/arab_riot/20131130/980761815.html.

15 Нидерланды передали в МИД отчет об инциденте с российским дипломатом // Рос. газ. -2013. - 11 октября. - URL: http://www.rg.ru/2013/10/11/otchet-site-anons.html.

16 Власти Варшавы отказались возмещать ущерб посольству России // R^RU.- 2013. - 27 ноября. - URL: http://www.km.ru/world/2013/11/27.

Современное международное право отмечает, что совершение международно-противоправного деяния оправдывает принятие мер принудительного характера со стороны потерпевшего государства. Однако надо учитывать, что принуждение с давних пор ассоциируется с правом сильного и не всегда способствует достижению справедливости в международных отношениях. Поэтому возможность отдельных государств прибегать к принуждению часто подвергается существенным ограничениям.

Необходимо отметить, что с юридической точки зрения односторонние меры государств принудительного характера выражаются в ответном несоблюдении потерпевшим государством обязательств, принятых по отношению к правонарушителю. Для их обозначения в международной практике используются различные термины: «реторсии», «репрессалии», «санкции». Каждый из них подчеркивает специфические особенности отдельных принудительных мер. Например, с санкциями обычно связывают меры, предпринимаемые в соответствии с решением международных организаций. Репрессалии часто отождествляют с действиями, имеющими место в период вооруженных конфликтов, а реторсии трудно отнести к принуждению, поскольку по существу они представляют недружественные акты, не связанные с отступлением от принятых обязательств, которые могут применяться без каких-либо ограничений и соответственно в правовой регламентации не нуждаются. Учитывая это, комиссия международного права ООН отдала предпочтение термину «контрмеры (countermeasures)», которым охватывается весь комплекс мер принуждения, предпринимаемых отдельными государствами, и подчеркивается, что их применению должны предшествовать исключительные обстоятельства.

В современном международном праве тема международной ответственности государств получила свое развитие после принятия в 1953 году Генеральной Ассамблеей ООН резолюции, предлагавшей Комиссии международного права ООН приступить к кодификации принципов международного права, регулирующих ответственность государств.

Комиссия завершила работу над проектом только в 2001 году, и статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния были включены в качестве приложения к Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 2001 года17. В работу Комиссии большой вклад внесли не только правительства отдельных государств, но также Ассоциация

17 Текст, принятый Комиссией на ее пятьдесят третьей сессии в 2001 году и представленный Генеральной Ассамблее как часть доклада Комиссии о работе указанной сессии. Доклад, который содержит также комментарии к проекту статей, опубликован в Официальных отчетах Генеральной Ассамблеи, пятьдесят шестая сессия, Дополнение № 10 (A/56/10). Текст воспроизводится в виде, в каком он приведен в приложении к резолюции 56/83 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 2001 года // Работа комиссии международного права. Том 1. Организация объединенных наций. - Нью-Йорк, 2009. Организация Объединенных Наций. - С. 481. - URL: http://www.un.org/ru/ publications/ pdfs/ work _of_the_ilc_vol1.pdf.

международного права, которая 8 июня 2000 года представила Комиссии свой доклад. Исследовательская группа была создана на довольно поздней стадии, лишь в 1999 году, однако и ее замечания были учтены Комиссией международного права ООН.

Принятый Генеральной Ассамблеей ООН документ не является частью международного права, однако его большим преимуществом является то, что в нем получили закрепление многие термины и понятия, которые долгое время вызывали множество споров в доктрине международного права, были расставлены приоритеты и закреплен механизм имплементации норм международно-правовой ответственности государств.

«Контрмеры - меры, которые потерпевшее государство вправе применить к государству, ответственному за международно-противоправное деяние, в целях побудить его выполнить возлагаемые на него правоотношением ответственности обязательства и которые в ином случае были бы противоправными»18. Контрмеры представляют собой элемент механизма принуждения государства-правонарушителя.

«Современная международная практика, включая судебную, признает институт контрмер как средство имплементации правоотношений ответственности государствами. В решении международного арбитража (1978) по спору между Францией и США, касавшемуся нарушения соглашения о воздушном сообщении, говорилось: «Если возникает ситуация, которая, по мнению одного государства, представляет нарушение международного обязательства другим государством, то первое государство вправе в пределах, установленных общими нормами международного права относительно применения вооруженной силы, отстаивать свои права при помощи контрмер»19. При этом арбитраж подчеркнул, что применение контрмер должно отвечать определенным условиям. Этот институт открывает значительные возможности для злоупотреблений, особенно учитывая неравные возможности его применения различными по могуществу государствами. Поэтому международное право главное внимание уделяет определению условий и ограничений, которые бы свели к минимуму возможности злоупотребления»20.

Надо отчетливо понимать, что решение о принятии контрмер принимается государством самостоятельно, на собственный страх и риск, и потому возможна ситуация, когда это решение покажется остальным участникам правоотношений недостаточно обоснованным. Тогда наступит ответственность государства за неправомерное применение контрмер.

18 Додонов В.Н. Ермаков В.Д., Крылова М.А. Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М, 2001. - 790 с.

19 UN Reports of International Arbitral Awards. - Vol. XVIII. - P. 443.

20 Лукашук И.И. Международное право: особенная часть. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Вол-терс Клувер, 2005. - 544 с.

Контрмеры должны быть направлены только против несущего ответственность государства и только тогда, когда последнее не выполняет своих обязанностей из правоотношения ответственности. Однако контрмеры косвенным образом могут затронуть и третьи государства.

«Контрмеры ограничиваются временным неисполнением потерпевшим государством обязательств в отношении несущего ответственность государства и правомерны лишь до тех пор, пока их цель не будет достигнута. Они по возможности применяются таким образом, чтобы позволить возобновление исполнения нарушенного обязательства. Это положение связано с содержащейся в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года нормой, согласно которой, приостанавливая в результате нарушения другой стороной действие договора, государство воздерживается от любых действий, способных помешать восстановлению его силы (ст. 72). Аналогично государства должны по возможности избирать обратимые контрмеры. Значение этого момента подчеркивалось Международным судом. Тем не менее требование обратимости контрмер не является абсолютным. Немало случаев, когда последствия контрмер не могут быть ликвидированы. Требование пропорциональности контрмер легче удовлетворяется, если они применяются в отношении того же самого или связанного с ним обязательства. Однако это условие не является обязательным»21.

«Принимающее контрмеры государство не освобождается от выполнения обязательств относительно мирного урегулирования спора, а также дипломатического иммунитета. В решении по делу о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране Международный суд определил: "В любом случае любое предполагаемое нарушение договора той или другой стороной не может воспрепятствовать этой стороне ссылаться на положения Договора, касающиеся мирного урегулирования споров"»22.

Контрмеры должны быть пропорциональными, то есть соразмерными причиненному ущербу с учетом тяжести противоправного деяния и значения затронутых прав. Пропорциональность имеет первостепенное значение для определения правомерности контрмер. Непропорциональные контрмеры влекут за собой ответственность применившего их государства.

До принятия контрмер потерпевшее государство обязано потребовать от государства-правонарушителя выполнения обязательств, вытекающих для него из правоотношения ответственности, а также уведомить его о решении применить контрмеры и предложить провести переговоры. Тем не менее потерпевшее государство вправе принять неотложные меры, необходимые для обеспечения его прав, например, задержать судно, связанное с правонарушением.

21 Там же.

22 ТОТ. Reports. - 1980. - Р. 28.

«Контрмеры не могут применяться, если противоправное деяние прекращено или спор передан на рассмотрение суда или арбитража. Они должны быть прекращены, как только несущее ответственность государство выполнит свои обязательства, вытекающие из правоотношения ответственности»23.

Проблема состоит в том, что нет достаточно точного определения понятия «правомерные меры». Комиссия международного права в докладе Генеральной Ассамблее констатировала: «В настоящее время не существует явно признанного права <...> государств принимать контрмеры в коллективных интересах...»24.

Таким правом наделен Совет Безопасности ООН. В соответствии с п. 1 ст. 24 Устава ООН «Для обеспечения быстрых и эффективных действий Организации Объединенных Наций ее Члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени»25.

В процессе развития международного конфликта одна из сторон может сознательно совершить действия, которые приведут к резкой интенсификации конфликта и загонят враждебную сторону в политическую ловушку, заставляя её действовать строго определённым образом и лишая возможности отступить без критических потерь в авторитете и ресурсах. Такие действия и называются политической провокацией26.

Политическая провокация всегда есть сознательное действие. Политическая провокация направлена на то, чтобы заставить противника предпринять в ответ на неё действия, которые он иначе бы в данной ситуации не совершил. Зачастую, противники обвиняют друг друга в организации провокаций, хотя события, которые легли в основу таких обвинений, либо случайны, либо умышленны, но не имеют цели спровоцировать соперника на какие-то действия. Вопрос о сознательности совершения определённых действий достаточно сложен с психологической точки зрения.

Кроме того, во многих случаях политическая провокация, направленная на совершение противником определённых действий, встречает неожиданный и непредусмотренный её организаторами ответ. Иногда же какое-либо государство может сознательно ожидать от противника провокации, чтобы,

23 Лукашук И.И Международное право. Особенная часть. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Вол-терс Клувер, 2005. - 544 с.

24 Работа комиссии международного права. Том 1. Организация объединенных наций. - Нью-Йорк, 2009. Организация Объединенных Наций. - URL: http://www.un.org/ru/ publications/ pdfs/ work _of_the_ilc_vol1.pdf. - С. 481.

25 Устав Организации Объединенных Наций. Глава V. П. 1 Ст. 24. - URL: http://www.un.org/ru/ documents/charter/.

26 Провокация (от лат. provocatio - вызов) - подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций к действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия. Большой энциклопедический словарь. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/244526.

используя её как повод и свалив всю вину на оппонента, усилить интенсивность конфликта. В этой связи возможно даже «провоцирование провокации».

Политическая провокация в международных отношениях в последнее время используется достаточно часто. Поэтому ее изучение крайне важно для понимания современных международных проблем. Понимание политической провокации поможет отделить её от разного рода случайностей, которые имеют место в современном мире, и предотвратить возникновение осложнения международных отношений.

Знание механизмов возникновения и действия политической провокации поможет в выработке такого варианта ответной реакции на неё, который поспособствует максимальному удовлетворению национальных интересов государства или же, при самом неблагоприятном стечении обстоятельств, минимизировать негативные последствия.

Иногда возникает мнение, что некие силы специально, умышленно провоцируют Россию. В данном случае резкое обострение отношений с Голландией, Польшей и, как следствие, с Евросоюзом. Возникает ощущение, что России демонстративно бросают вызов, явно ожидая промаха, любой неадекватности в её действиях. Вероятно, неким силам не слишком нравится заметное укрепление наших позиций на международной арене, что нашло своё отражение в росте симпатий и доверия к Российской Федерации со стороны европейских граждан, в общемировом признании решающего вклада российской дипломатии при урегулировании сирийской проблемы.

Нарушение норм международного права не может оставаться безнаказанным. Отсутствие реакции продемонстрирует слабость страны по данной проблеме, вызовет волну аналогичных негативных явлений. Однако иногда законная, жесткая позиция, ответная реакция государства по возникшей проблеме трактуется однобоко в международных средствах массовой информации, наносит ущерб репутации государства. Нужно четко осознавать провокационный характер возникших ситуаций, действовать строго в рамках международных правовых норм, грамотно и взвешенно совершать ответные действия.

Библиографический список

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях, принята 18 апреля 1961 года. - URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml.

2. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принята резолюцией 3166 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1973 года. - URL: http://www.un.org/ ru/documents.

3. Большой энциклопедический словарь. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/244526.

4. Власти Варшавы отказались возмещать ущерб посольству России // KM.RU.- 2013. - 27 ноября. - URL: http://www.km.ru/world/2013/11/27.

5. В Нидерландах полицейские избили российского дипломата // Информационное агентство REGNUM. - 2013. - 7 октября. - URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1716757.html.

6. Генсек ООН осудил обстрел российского посольства в Сирии // РИА Новости. - 2013. -30 ноября. - URL: http://ria.ru/arab_riot/20131130/980761815.html.

7. Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А. Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М, 2001. - 790 с.

8. Избиение дипломата в Гааге: Москва требует наказания виновных // Вести (интернет-газета). - 2013. - 9 октября. - URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1139988&tid=104854.

9. Лукашук И.И. Международное право: особенная часть. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Вол-терс Клувер, 2005. - 544 с.

10. МИД РФ: Премьер Ливии принес извинения по поводу нападения на российское посольство в Триполи // ИТАР-ТАСС. - 2013. - 4 октября. - URL: http://www.itar-tass.com/ glavnie-novosti/686311.

11. Москва ожидает от правительства Ливии конкретных шагов в расследовании инцидента с нападением на посольство РФ в Триполи - МИД РФ // ИТАР-ТАСС. - 2013. - 4 октября. -URL: http://www.itar-tass.com/politika/686302.

12. Нидерланды передали в МИД отчет об инциденте с российским дипломатом // Рос. газ. -2013. - 11 октября. - URL: http://www.rg.ru/2013/10/11/otchet-site-anons.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Президент Польши Бронислав Комаровский извинился перед Россией за беспорядки у российского посольства в Варшаве // Эхо Москвы. - 2013. - 13 ноября. - URL: http://echo.msk. ru/news/1197380-echo.html.

14. Работа комиссии международного права. Том 1. Организация объединенных наций. - Нью-Йорк, 2009. Организация Объединенных Наций. - С. 159-163. - URL: http://www.un.org/ru/ publications/pdfs/work_of_the_ilc_vol1.pdf.

15. РФ потребует от Польши извинений за нападение на посольство // Рос. газ. - № 6231. -2013. - 13 ноября.

16. СБ ООН приравнял обстрел посольства России в Дамаске к теракту // Информационное агентство REGNUM. - 2013. - 29 ноября. - URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1716757.html.

17. UN Reports of International Arbitral Awards. - Vol. XVIII. - P. 443.

18. ICJ. Reports. - 1980. - P. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.