Научная статья на тему 'Правовое положение дипломатического курьера'

Правовое положение дипломатического курьера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2298
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КУРЬЕР / ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ПОЧТА / ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ АГЕНТ / ГОСУДАРСТВО ПРЕБЫВАНИЯ / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / DIPLOMATIC COURIER / POUCHES / DIPLOMATIC REPRESENTATION / DIPLOMATIC AGENT / STATE OF RESIDENCE / INTEGRITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бассам Исса

В статье рассматривается правовое положение дипломатического курьера, осуществляющего отправку, доставку и получение дипломатической почты, обеспечивая ее неприкосновенность во взаимоотношениях между дипломатическим представительством и аккредитующим государством. Автор анализирует правовую основу, регулирующую статус дипломатического курьера. На основе анализа действующих международно-правовых норм делается акцент на те, обстоятельства, которые в правовом отношении не урегулированы, касательно статуса дипломатического курьера, но неурегулированность которых является основой для возникновения конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status of the diplomatic courier

This article examines the legal status of the diplomatic courier carrying out dispatch, delivery and receipt of the pouch, ensuring its integrity in the relationship between the diplomatic mission and the sending State. The author analyzes the legal framework governing the status of the diplomatic courier. Based on the analysis of existing international legal norms, emphasis is placed on those circumstances that is legally settled, regarding the status of the diplomatic courier, but the unsettled which is the basis for the conflict.

Текст научной работы на тему «Правовое положение дипломатического курьера»

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО КУРЬЕРА

Бассам Исса

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается правовое положение дипломатического курьера, осуществляющего отправку, доставку и получение дипломатической почты, обеспечивая ее неприкосновенность во взаимоотношениях между дипломатическим представительством и аккредитующим государством. Автор анализирует правовую основу, регулирующую статус дипломатического курьера. На основе анализа действующих международно-правовых норм делается акцент на те, обстоятельства, которые в правовом отношении не урегулированы, касательно статуса дипломатического курьера, но неурегулированность которых является основой для возникновения конфликта.

Ключевые слова: дипломатический курьер; дипломатическая почта; дипломатическое представительство; дипломатический агент; государство пребывания; неприкосновенность.

В практике многих стран в большинстве случаев дипломатическая почта пересылалась с дипломатическим курьером, в связи с чем такая профессия, как курьер, а точнее, гонец, была известна издревле. Как утверждает У. Бланке, такая профессия была известна еще Древнему Египту, и в подтверждение приводит соответствующий пример, когда Аменхотеп III, решив отправить важное, но не спешное послание, и при этом чтобы оно не попало в руки шпионов, обрил голову своему курьеру, написал на коже письмо, подождал пока на голове отрастут волосы, и только потом отправил его в путь [3. С. 116].

В период ХУ-ХУП вв. правители многих государств достигли взаимных договоренностей, что их корреспонденция и сопровождающие корреспонденцию лица, то есть курьеры, не должны быть досмотрены на основе взаимности.

Однако, как верно подметил А. Адаир, «на практике такой заманчивой была возможность обнаружить действительную точку зрения посла или его правительства, что корреспонденция перехватывалась и прочитывалась, когда это можно было сделать, не подвергая опасности. И курьеры всегда арестовывались для того, чтобы их корреспонденция могла быть тайно открыта или в результате их задержания в пути могло быть получено дополнительное преимущество» [12. Р. 107].

Профессия гонца, которую впоследствии стали называть «профессия курьера», всегда считалась весьма опасной, и, конечно же, ответственной, так как для того, чтобы остановить курьера, следующего с посланием, могли быть использованы абсолютно любые методы.

Но несмотря на стремительно развивающийся технический прогресс, дипломатические курьеры продолжают оставаться той необходимой и основной частью мер, которые используются государством и их дипломатическими представительствами для обеспечения конфиденциальности своей корреспонденции, несмотря на то, что с каждым годом все дороже становится содержать дипломатическую курьерскую связь.

Многие государства назначают профессиональными дипломатическими курьерами своих дипломатических агентов, которые являются ответственными по отправке и доставке дипломатической почты. При этом в большинстве стран — это сотрудники ведомства иностранных дел, но в последнее время профессиональными дипломатическими курьерами являются не только дипломатические агенты, имеющие дипломатические ранги, но и технические сотрудники дипломатических представительств, как, например, многие посольства арабских государств, находящиеся на территории Российской Федерации.

Дипломатический курьер выполняет свои должностные функции от имени дипломатического представительства, уполномоченного аккредитующим государством. Он лично несет ответственность за отправку, доставку дипломатической почты перед уполномочивающим его дипломатическим представительством и государством.

Таким образом, дипломатический курьер является особым представителем направляющего государства, что предполагает особое отношение к нему, к его статусу принимающим государством, что и нашло отражение в Венской конвенции о дипломатических сношениях, которая предусматривает, что при исполнении своих обязанностей дипломатический курьер пользуется защитой государства пребывания, личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме [5].

Для признания и закрепления за определенным лицом статуса дипломатического курьера необходимо наличие у данного лица официально оформленного документа, который надлежащим образом завизирован посылающим его учреждением, например: дипломатическим представительством, и в необходимых случаях подписан правомочными властями стран, через которые он следует.

Как пишет в своей статье П.Г. Барулин, в «большинстве случаев дипломатические курьеры снабжаются при исполнении своих обязанностей дипломатическим или аналогичных паспортом, и дипломатическими визами, а дипломатическим курьерам таких стран, как Австралия, Великобритания, Италия выдаются «паспорта дипломатическим курьеров» [2. С. 159-170].

Наделение дипломатического курьера иммунитетами и привилегиями как на территории государства пребывания, так и третьими государствами, при осуществлении им транзита через территории третьих государств, говорит о признании его международно-правового статуса как дипломатического курьера. Признание данного статуса прежде всего направлено на обеспечение конфиденциальности пересылаемых корреспонденций, материалов и предметов, а также и устной информации, передаваемой через дипломатических курьеров,

может быть в любое время утрачена, если дипломатическая почта или дипломатический курьер будут задержаны в пути следования.

Несоблюдение закрепленных в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. положений может отразиться как в целом на работе всего представительства и его дипломатических агентах, пользующихся дипломатической почтой и дипломатическими курьерами, так и впоследствии на усугублении межгосударственных связей, что может привести даже к их разрыву.

На практике закрепленные в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. положения могут быть конкретизированы в различных вариантах. Так, некоторые государства предоставляют привилегии дипломатическим курьерам для внеочередного приобретения проездных билетов для следования к месту назначения, упрощение процедуры прохождения таможенного и пограничного контроля или предоставляют возможность на своих транспортных средствах как встретить, так и проводить к воздушному или морскому судну дипломатических курьеров.

Несмотря на то, что такие положения, как неприкосновенность дипломатического курьера, иммунитет от задержания дипломатического курьера, дипломатическая почта и недопустимость ее вскрытия являются одними из общепризнанных норм международного права, вопрос об их включении в Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г. вызвал весьма бурную реакцию. Причем оживленная дискуссия в большей степени затронула вопрос о неприкосновенности дипломатического курьера, чем о неприкосновенности дипломатической почты [4. С. 207]. В связи с чем было бы желательно более четко определить иммунитеты и привилегии, предусмотренные статусу дипломатического курьера, или предоставить ему дипломатический статус [1. С. 165].

На практике считается, что доставка дипломатической вализы более надежна при сопровождении ее профессиональным дипломатическим курьером, несмотря на то, что дипломатическая почта может пересылаться посредствам командиров экипажа гражданского воздушного или морского судна. Так, представить Финляндии отметил, выступая в Комиссии международного права ООН при подготовке проекта статей о статусе дипломатического курьера и дипломатической почты, не сопровождаемой дипломатическим курьером, что, когда осуществляется морская или сухопутная транспортировка тяжелых грузов, в качестве курьеров могут выступать капитаны финских судов и водители финских грузовиков [14. Р. 236].

В соответствии с международным правом дипломатический курьер при исполнении своих должностных обязанностей пользуется защитой государства пребывания, а также личной неприкосновенностью, дипломатический курьер не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме [5].

В настоящее время существует тенденция предоставлять дипломатическим курьерам все те же иммунитеты и привилегии, которые предоставляются дипломатическим агентам [13. Р. 50].

Но на практике из-за того, что существуют политические мотивы и законодательно не урегулированы вопросы в отношении статуса дипломатического курьера, возникает большое количество конфликтных ситуаций, например: в связи с отсутствием запрета на личный досмотр при прохождении таможенного контроля дипломатического курьера и его багажа, а также с использованием технических средств контроля в аэропортах.

Также встречаются случаи ограничения государствами пребывания свободы передвижения на их территории дипломатических курьеров.

Большинство вопросов, которые явились причиной возникновения конфликтных ситуаций, были рассмотрены при подготовке Проекта статей о статусе дипломатического курьера и дипломатической почты, не сопровождаемой дипломатическим курьером. Именно, в данном проекте нашли свое отражение такие вопросы, как: гражданство, функции и порядок их прекращения, возможность объявления дипломатического курьера персоной нон грата, предоставление личной неприкосновенности дипломатическому курьеру, неприкосновенности временному жилому помещению, предоставление служебного иммунитета от уголовной, гражданской и административной юрисдикции, таможенного и налогового иммунитетов.

Результат проделанной работы Комиссии международного права над проектами статей о статусе дипломатического курьера и дипломатической почты, не сопровождаемой дипломатическим курьером, не оправдал надежд, так как большое внимание было уделено вопросам дипломатической вализы. Как указывает Ю.Г. Демин: «Отсутствовала острая потребность в совершенствовании статуса дипломатического курьера, так как серьезных инцидентов, судебных процессов и тому подобное, с ними в последнее десятилетия, насколько известно, не происходило» [7. С. 96].

По мнению А. Денза, «проект статей одобренных Комиссией международного права, добавил бы многочисленные нормативные положения, которые не являются необходимыми (назначение курьеров, объявление курьеров персона нон грата, свобода передвижения, налоговые изъятия) либо принципиально неприемлемы для многих западных стран (иммунитет от юрисдикции, неприкосновенность занимаемых помещений)» [11. Р. 253].

С учетом того, что государства-участники не смогли договориться в Шестом комитете Генеральной Ассамблеи ООН о принятии дополнительного протокола на основе подготовленного проекта статей о статусе дипломатической вализы и дипломатического курьера, а существующая практика серьезных оза-боченностей не вызывает, каких-либо новаций в правовом положении дипломатического курьера в обозримом будущем не предвидится [7. С. 96].

На практике существуют своего рода определенные гарантии, которые не позволяют третьим лицам использовать статус дипломатического курьера или переслать «свою» дипломатическую почту, так как в большинстве стран существует уведомительный порядок предварительного получения виз, как для дипломатического курьера, так и для направления дипломатической вализы, вы-

ражающейся в визировании курьерских листов. Следующим этапом является практика встреч и проводов дипломатических курьеров в аэропортах, портах, на станциях сотрудниками их дипломатических, консульских представительств и ведомств. При этом данные сотрудники имеют помимо дипломатических, служебных карточек, еще и специальные пропуска для посещения транзитных, иммиграционных и других режимных помещений аэропортов, портов, воздушных или морских, речных судов.

Указанные пропуска выдаются иностранным представительствам в определенном количестве, на определенный срок либо на определенный день или случай. Иногда допускаются практикой случаи, когда дипломатический агент, исполняющий обязанности дипломатического курьера, может принять дипломатическую вализу непосредственно и беспрепятственно у самого командира экипажа гражданского воздушного, морского судна, через которого осуществляется пересылка дипломатической почты. Также на практике транспортные компании ставятся заранее в известность о статусе пассажира и сопровождаемого им груза [2. С. 166].

Таким образом, власти государства пребывания, власти государства транзита заранее обладают информацией о лице, обладающем иммунитетами и привилегиями в связи с его статусом дипломатического курьера, так и о наличии дипломатической почты, что является бесспорным основанием для предоставления ему гарантий защиты на территории государства пребывания, так и не задержания к досмотру дипломатической почты.

В практике международного общения встречались случаи ограничения свободы сношения дипломатических представительств со своим государством и другими представительствами. По мнению Б.В. Ганюшкина, «в условиях вооруженного конфликта, вероятно, следовало бы считать правомерными некоторые ограничения свободы передвижения и сношений с внешним миром сотрудников постоянного представительства, аналогичные тем, которые иногда во время войны применяются к иностранным дипломатам, представляющим не участвующие в войне государства в одной из воюющих стран» [6. С. 46].

Известен пример, когда английское правительство во время Второй мировой войны уведомило руководителей дипломатических представительств в Великобритании, что начиная с 17 апреля 1944 г. и до особого разрешения Министерство иностранных дел не будет в состоянии разрешать отправку и получение дипломатическими представительствами в Англии каких-либо телеграмм, не изложенных открытым текстом; отправку какой-либо дипломатической почты, не представленной на просмотр цензурой; отъезд из Англии официальных курьеров, дипломатических и консульских представителей и каких-либо членов официального и обслуживающего персонала [2. С. 168].

Согласно позиции Ф.И. Кожевникова, «в условиях военного времени дипломатические привилегии могут быть временно ограничены» [8. С. 157].

С позиции Д.Б. Левина, упомянутые действия, предпринятые правительством Великобритании, могут «рассматриваться как ограничение дипломатического им-

мунитета в порядке неписанного соглашения, так как не вызвало никаких протестов со стороны тех государств, которых оно касалось» [9. С. 339-390].

Однако ряд государств считали, что действия Великобритании противоречат нормам международного права. Так, правительство Бразилии заявило, что оно «было удивлено, что меры правительства Великобритании были предприняты без предварительных консультаций, так как Бразилия как союзник сражается за то же дело, без раздумий сотрудничала бы с английским правительством, давая инструкции своим дипломатам действовать в соответствии с просьбами и желаниями английского правительства» [12. Р. 108].

Однако исключительность ситуации не дает возможности сделать однозначный вывод о правовом значении рассматриваемых действий Великобритании. Но вряд ли можно считать действия некоторых государств, направленных на ограничение свободы сношений дипломатических представительств со своими правительствами в послевоенное время столь же значительными. Примером в данном случае может быть ограничение, которое было введено в связи с проведением денежной реформы правительством генерала де Голля с 4 по 16 июля 1945 г. [2. С. 157-170].

Как весьма справедливо отметил К.К. Сандровский еще в 1981 г., «учитывая, что нарушение статуса дипломатических курьеров имели место не только в прошлом, но зачастую происходят и сейчас, следовало бы уточнить некоторые относящиеся к дипкурьерам положения Венской конвенции 1961 г. и выработать нормы, предусматривающие для них полные дипломатические привилегии и иммунитеты на самостоятельной основе» [10. С. 147-148]. При этом утверждение весьма актуально и в настоящее время, можно сделать аналогичное заключение о необходимости кодификации норм, регулирующих положение не только в отношении дипломатических курьеров, но и в отношении дипломатической почты.

В связи с чем была предпринята попытка урегулировать возникшие сложности, связанные с дипломатическими курьерами и дипломатической вализой, путем заключения единого специального соглашения, что и выразилось в 1976 г. в принятии Генеральной Ассамблеей ООН решения о разработке Дополнительного протокола к Конвенции, который бы регулировал бы статус и функции дипломатического курьера, но также статус дипломатической вализы.

Большинство стран поддержали решение о разработке единого соглашения ввиду необходимости усилить защиту дипломатического курьера и дипломатической почты.

Учитывая, что вопрос о статусе дипломатического курьера и дипломатической почты нашел свое отражение в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., Конвенции о специальных миссиях 1969 г., Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., то было бы весьма целесообразным разработать единые правила, которые бы применялись бы к положениям о дипломатической вализе и дипломатическом курьере вышеуказанных конвенций.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Абашидзе А.Х., Федоров М.В., Чистоходова И.А. Право внешних сношений: Учеб. пособие. — М.: РУДН, 2007.

[2] Барулин П.Г. Статус дипломатической почты и дипломатического курьера // Советский ежегодник международного права, 1983. — М.: Наука, 1984.

[3] Бланке У. Заграничная служба США. — М.: Прогресс, 1974.

[4] Блищенко И.П., Дурденевский В.Н. Дипломатическое и консульское право. — М.: ИМО, 1962.

[5] Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вместе с Факультативным протоколом о приобретении гражданства, Факультативным протоколом об обязательном разрешении споров) (Заключена в г. Вене 18.04.1961) // СПС «КонсультатПлюс».

[6] Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций. — М.: Международные отношения, 1972.

[7] Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала: Учеб. пособие.

— 2-е изд., доп. — М.: Междунар. отношения, 2012.

[8] Кожевников Ф.И. Учебное пособие по международному публичному праву. — М., 1947.

[9] Левин Д.Б. Дипломатический иммунитет. — М.: Изд-во АН СССР, 1949.

[10] Сандровский К.К. Дипломатическое право. — Киев, 1981.

[11] Denza E. Diplomatic Law. Commentary on the Vienna Convention on Diplomatic Relations.

— N.Y. Oxford University Press Inc. 3 ed., 2008.

[12] Do Nascimento e Silva G.E. Diplomacy in international law. — Leiden, 1972.

[13] Kaul H.-P. «Couriers» // Encyclopedia of Public International Law. — Amsterdam — N.Y.

— Tokyo, 1986.

[14] Yearbook of International Law Commission. — 1982. — Vol. 2.

LEGAL STATUS OF THE DIPLOMATIC COURIER

Bassam Issa

The Department of International Law Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

This article examines the legal status of the diplomatic courier carrying out dispatch, delivery and receipt of the pouch, ensuring its integrity in the relationship between the diplomatic mission and the sending State. The author analyzes the legal framework governing the status of the diplomatic courier. Based on the analysis of existing international legal norms, emphasis is placed on those circumstances that is legally settled, regarding the status of the diplomatic courier, but the unsettled which is the basis for the conflict.

Key words: diplomatic courier; pouches; diplomatic representation; diplomatic agent; State of residence; integrity.

REFERENCES

[1] Abashidze A.Kh., Fedorov M.V., Chistokhodova I.A. Pravo vneshnikh snosheniy: Ucheb. po-sobie. — M.: RUDN, 2007.

[2] Barulin P.G. Status diplomaticheskoy pochty i diplomaticheskogo kur'era // Sovetskiy ezhe-godnik mezhdunarodnogo prava, 1983. — M.: Nauka, 1984.

[3] Blanke U. Zagranichnaya sluzhba SShA. — M.: Progress, 1974.

[4] Blischenko I.P., Durdenevskiy V.N. Diplomaticheskoe i konsul'skoe pravo. — M.: IMO, 1962.

[5] Venskaya konventsiya o diplomaticheskikh snosheniyakh (Vmeste s Fakul'tativnym proto-kolom o priobretenii grazhdanstva, Fakul'tativnym protokolom ob obyazatel'nom razreshenii sporov) (Zakluchena v g. Vene 18.04.1961) // SPS «Konsul'tatPlus».

[6] Ganushkin B.V. Diplomaticheskoe pravo mezhdunarodnykh organizatsiy. — M.: Mezhdu-narodnye otnosheniya, 1972.

[7] Demin U.G. Status diplomaticheskikh predstavitel'stv i ikh personala: Uchebnoe posobie. — 2-e izdanie, dopolnennoe. — M.: Mezhdunar. otnosheniya, 2012.

[8] Kozhevnikov F.I. Uchebnoe posobie po mezhdunarodnomu publichnomu pravu. — M., 1947.

[9] Levin D.B. Diplomaticheskiy immunitet. — M.: Izd-vo AN SSSR, 1949.

[10] Sandrovskiy K.K. Diplomaticheskoe pravo. — Kiev, 1981.

[11] Denza E. Diplomatic Law. Commentary on the Vienna Convention on Diplomatic Relations.

— N.Y. Oxford University Press Inc. 3 ed., 2008.

[12] Do Nascimento e Silva G.E. Diplomacy in international law. — Leiden, 1972.

[13] Kaul H.-P. «Couriers» // Encyclopedia of Public International Law. — Amsterdam — N.Y.

— Tokyo, 1986.

[14] Yearbook of International Law Commissions — 1982. — Vol. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.