Научная статья на тему 'О предпочтениях населения в оценке качеств кандидатов в современные региональные политические элиты'

О предпочтениях населения в оценке качеств кандидатов в современные региональные политические элиты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
209
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / POWER / ВЫБОРЫ / ELECTIONS / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / OPINION POLL / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / ЭЛИТА / ELITE / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА / REGIONAL ELITE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Понеделков Александр Васильевич

В статье отражены оценки населением современных региональных политических элит и кандидатов в региональные политические элиты в качестве индикатора, отражающего состояние внутренней безопасности регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Понеделков Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PREFERENCES OF THE POPULATION IN THE EVALUATION AS A CANDIDATE FOR THE MODERN REGIONAL POLITICAL ELITE

The article reflects the assessment of the population of modern regional political elites and candidates in the regional political elites as an indicator that reflects the state of internal security regions.

Текст научной работы на тему «О предпочтениях населения в оценке качеств кандидатов в современные региональные политические элиты»

3. Makarcev A.A. Vybory mezhdu reformami rossiyskogo izbiratel'nogo zakonodatel'stva: izbi-

ratel'naya kampaniya po vyboram mera g. Novosibirska (yanvar' - aprel' 2014 g.) // SPS «Konsul'tantPlus».

4. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 30 noyabrya 2000 g. № 15-P // SZ RF. 2000. №

50. St. 4943.

5. Bondar'N.S., Kruss V.I. St. 32 Konstitucii RF // Kommentariy k Konstitucii Rossiyskoy Fed-

eracii / Pod red. V.D. Zor'kina. 3-e izd., peresmotr. M., 2013.

6. Otdel'no otmetim ispol'zovanie Konstitucionnym Sudom RF takoy kategorii, kak «sistema pravovogo regulirovaniya izbiratel'nyh prav».

7. Sm., v chastnosti: Kruss V.I. Ponyatie, aktual'nost' i formy konstitucionalizacii prava // Vest-

nik TvGU: seriya «Pravo». 2012. № 19.

8. Postanovlenie CIK Rossii ot 25 dekabrya 2002 g. № 167/1419-3 «O Metodicheskih rek-

omendaciyah po vyboru vida proporcional'noy izbiratel'noy sistemy pri podgotovke proekta zakona subjekta Rossiyskoy Federacii o vyborah deputatov zakonodatel'nogo (pred-stavitel'nogo) organa gosudarstvennoy vlasti subjekta Rossiyskoy Federacii» // Vestnik Cen-trizbirkoma RF. 2002. № 11.

9. Principy izbiratel'nogo prava poluchayut realizaciyu prezhde vsego cherez izbiratel'nye prava

grazhdan, funkcional'no «slivayutsya» s nimi. Tak, Konstitucionniy Sud RF neodnokratno konkretiziroval pravovye, organizacionnye, informacionnye sposoby i sredstva garantiro-vaniya izbiratel'nogo ravenstva. Sm.: Bondar' N.S., Kruss V.I. St. 32 Konstitucii RF.

10. Federal'niy zakon ot 2 noyabrya 2013 g. № 303-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye za-konodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii» // SZ RF. 2013. № 44. St. 5642.

11. Shugrina E.S. Mestnoe samoupravlenie i proporcional'naya izbiratel'naya sistema: do-brososedstvo ili protivostoyanie? (Obzor zaklucheniy, napravlennyh v Konstitucionniy Sud Rossiyskoy Federacii po delu ob ispol'zovanii proporcional'noy izbiratel'noy sistemy na mu-nicipal'nom urovne) // Mestnoe pravo. 2011. № 3.

12. SZ RF. 1998. № 25. St. 3002.

13. SZ RF. 2014. № 23. St. 2931.

14.Prudentov ^.V.Metody regulirovaniya protestnyh otnosheniy: tendencii razvitiya v poslednie gody // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2014. № 10.

15. URL: http://www.cikrf.ru/ (data obrascheniya - 22 maya 2015 g.).

16. SZ RF. 2005. № 47. St. 4968.

17. SZ RF. 2014. № 8. St. 740.

18. SZ RF. 2014. № 48. St. 6636.

УДК 32. 019

О ПРЕДПОЧТЕНИЯХ НАСЕЛЕНИЯ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВ КАНДИДАТОВ В СОВРЕМЕННЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ

Понеделков заслуженный деятель науки РФ,

Александр Васильевич доктор политических наук, профессор,

заведующий кафедрой политологии и этнополитики, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54) E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье отражены оценки населением современных региональных политических элит и кандидатов в региональные политические элиты в качестве индикатора, отражающего состояние внутренней безопасности регионов.

Ключевые слова: власть, выборы, социологический опрос, население, элита, региональная элита.

Согласно Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В процессе выборов население формирует политические элиты, которые должны отражать интересы тех, кто голосовал за кандидатов, победивших в выборной кампании. Поэтому важно не наличие элит само по себе, а их профессионализм, порядочность, умение слышать запросы своих избирателей — воспринимать и решать проблемы, поднимаемые ими. Отечественная практика последних десятилетий убедительно свидетельствует: если руководители, победившие на выборах, забывают о своих обещаниях, отрываются от избирателей, уровень внутренних угроз резко возрастает и может привести к падению власти. Поэтому регулярное исследование предпочтений населения в оценке качеств кандидатов в современные региональные политические элиты представляет не только научный, но и практический интерес.

Следует отметить, что оценки качеств российских элитных групп, как и общества в целом, мозаичны и весьма различаются в зависимости от региона. Их невозможно описать в рамках какой-либо одной унифицированной модели. Так, например, можно говорить об этнократических элитах республик, административных элитах центральных областей, командах губернаторов. В ряде регионов у власти находятся либо элита бизнеса, либо сами губернаторы, ставшие бизнесменами. Иными словами, мы имеем дело с бизнес-элитой, приватизировавшей власть. Наконец, многие региональные элиты представлены выходцами из силовых структур.

Сотрудниками научно-

исследовательской лаборатории проблем повышения эффективности государственного и муниципального управления последние годы был инициирован ряд социологических исследований и научных симпозиумов, посвященных изучению и оценке качеств российских элитных групп. К данной работе были привлечены научные работники из респуб-

лик Адыгея, Дагестан, Башкортостан, Коми, Чеченская Республика, из Алтайского, Краснодарского, Ставропольского краев, Калининградской, Курганской, Рязанской, Челябинской, Читинской областей и других регионов. Полученные данные были отражены в опубликованных информационно-аналитических материалах [1].

Полученные результаты дают основание утверждать, что интерес к роли тех, кто побеждает в федеральных, региональных и местных выборных кампаниях, тех, кто получает мандат на принятие важнейших решений в политической, экономической, идеологической и иных жизненно важных областях социальной жизни, кто оказывают огромное, влияние на жизнь миллионов людей, закономерен и естественен. Но особенно этот интерес возрастает в период обострения политических конфликтов, таких как, например, в Украине, когда резко усиливаются внешние угрозы и обостряются внутренние проблемы. Это связано с рядом объективных и субъективных причин, в частности с возрастанием роли элитных слоев в политическом процессе, их возможностей манипулировать сознанием масс, опираясь на новейшие средства и методы массовой информации.

Полученные нами результаты социологических исследований позволяют выделить ряд общих тенденций в отношении населения к элитам и вместе с тем увидеть различие оценок по одним и тем же основаниям, что связано, очевидно, с ситуацией в конкретном регионе. Эти результаты могут быть сгруппированы в три основных проблемно-тематических блока:

1) представления и знания населения о современных элитах;

2) оценка эффективности деятельности современных российских элит;

3) меры по совершенствованию состава и эффективности деятельности современных элит и качества, которые население желало бы видеть у кандидатов, побеждающих на выборах.

Представления и знания населения о современных элитах

При анализе ответов из первого проблемно-тематического блока мы использовали таблицы простых распределений, характеризующие ответы респондентов в предыдущих аналогичных опросах в прошлые годы. При этом, помимо сравнения результатов опросов населения, мы также использовали данные ответов на аналогичные вопросы представителей экспертного сообщества [2, с. 25 - 26; 3, с. 597 - 612].

Прежде всего следует отметить такую позицию исследования, как степень осведомленности об элитах. Как нетрудно предположить, учитывая основные источники информирования, населению в большей степени знакома деятельность представителей федеральной административно-политической элиты и местной элиты. О первой население постоянно информируют федеральные и региональные средства массовой информации (далее - СМИ). О второй население формирует представление исходя из своего непосредственного опыта взаимодействия с местной властью и местных СМИ, которые, как показывают многочисленные социологические замеры, пользуются повышенным вниманием населения.

В наименьшей степени население осведомлено о деятельности хозяйственно-государственной элиты федерального и регионального уровня.

Вывод: несмотря на существенные изменения и в структуре социально-экономических процессов в стране, и в деятельности СМИ, соотношение рейтингов политических и экономических факторов в стране за последние десятилетия мало изменилось. По-прежнему, как в начале XX в., его середине и в начале XXI в. в России особым вниманием населения пользуются политические факторы [4, с. 14].

Результаты социологических опросов убедительно свидетельствуют о приоритете политики над экономикой в сознании населения. Можно говорить о сложившемся устойчивом мнении населения, которое выражается формулой: власть принадлежит «команде регионального главы и прикормленному бизнес-элитой чиновничеству». Сама бизнес-элита региона занимает третью

ранговую позицию и, представляется, объективно осознает как степень своего реального влияния на власть, так и то, что выше ей не подняться. Что касается органов власти, избираемых народом (региональные законодательные собрания, региональные отделения партий и т.д.), то и население, и эксперты отводят им еще более скромные позиции.

Оценивая ближайшие перспективы взаимодействия элит между собой и с гражданами, население надеется, что к его запросам и пожеланиям лица, которые одержат победу на очередных выборах, будут более внимательно прислушиваться (на это надеется около 42 % опрошенных - и это первая ранговая позиция).

Оценка эффективности деятельности современных российских элит

В ответах избирателей на вопрос: «Каким основным требованиям должна удовлетворять элита?», проранжированные населением оценки первого ряда включают в себя «профессионализм - образованность - высокая нравственность - патриотизм». Профессионализм население считает приоритетом (около двух третей опрошенных). Граждане, как и в ответах на предыдущий вопрос, хотели бы видеть ориентированность элиты на социальную справедливость и учет интересов разных социальных групп (третья по ранговой значимости позиция). В то же время «практичность, прагматизм» и «справедливость» получили невысокий уровень предпочтений [5, с. 290 - 294].

В общественном мнении вполне адекватно отражаются и реальные властные позиции в элитном сообществе, и первоочередной запрос на улучшение качественного состава и эффективную деятельность элит. Этому выводу есть ряд подтверждений. В частности, около половины опрошенных граждан разделяют позицию, согласно которой федеральная и региональные элиты не вполне соответствуют качественным критериям и требованиям, предъявляемым к элитному слою.

Представляют интерес ответы на вопрос о стабильности положения современной российской элиты. Наибольшее число оценок фиксирует некоторую неустойчивость элит. Что касается более определенных оценок -«стабильно», либо - «нестабильно», то они

сопоставимы: так полагает около пятой части опрошенных.

В оценках позитивных характеристик элит, которые выставляет население, обращает на себя внимание парадокс: население значительно выше ценит умение элиты разрешать конфликты, нежели осуществлять профилактику конфликтных ситуаций, недо-пускать их возникновение. Так, почти половина опрошенных выделили «умение разрешать конфликты, стабилизировать обстановку». А вот таким качествам элит, как «чуткость к проблемам населения», умение «патронировать развитию местного бизнеса» отведены низшие места в рейтинге.

По-видимому, подобная градация достоинств элит определяется все еще незавершенным переходным периодом с его конфронтационно-конкурентным фоном, большей востребованностью «разрешать конфликты», а не повседневной конструктивной деятельностью элит [6, с. 174 - 180].

Ранжирование ответов на «зеркальный» вопрос о недостатках элит, в целом, подтверждает сказанное. Кстати, в этих ответах гораздо меньше парадоксов ведущих три недостатка, отмечаемые населением, остаются неизменными в течение ряда последних лет: «коррумпированность - недостаточный профессионализм - подбор руководства по родственным и приятельским признакам» [7, с. 109 - 114]. На первом же месте оказался ответ «игнорирование запросов и интересов населения». Данное устойчивое ранжирование ответов отражает особенность формирования постсоветских элит, сложившихся не на принципах меритократии, а в жестокой борьбе за передел государственной собственности и власти. Подобный процесс формирования элит не требовал поддержки со стороны общества. Более того, постсоветские элиты предприняли меры, чтобы максимально изолировать общество от возможности передела власти. Анализ ответов населения дает основание полагать, что в близкой перспективе возникнут условия для востребованности других качеств элит.

Меры по совершенствованию состава и эффективности деятельности современных элит

В предлагаемых мерах по совершенствованию состава и эффективности деятельности современных российских региональных элит наибольший интерес представляет ответ на вопрос: «Как, по вашему мнению, сформировался высший слой административного руководства вашего региона?» Первая ранговая позиция носит вполне определенный характер - «В этом слое представлена бывшая номенклатура, быстро сменившая прежнюю идеологическую принадлежность». На второй ранговой позиции ответ: «К власти пришли путем интриг хитрые, беспринципные, алчные люди, ставящие своими целями личные интересы». На третьей -«У власти находятся сейчас люди, у которых много замыслов, желание изменить ход событий, но их усилия блокируются высшей государственной властью и коррумпированными структурами» [8, с. 91 - 99].

Что касается оценки влиятельности ме-ритократических и демократических механизмов, использование которых обеспечивает отбор профессиональных и некоррумпированных политиков и чиновников, то лишь десятая часть опрошенных отмечает их влияние на формирование современной российской политико-административной элиты.

Преобладание в общественном мнении оценок, указывающих на выдвижение в состав российских элит различного рода «оборотней», подтверждается в ответах, подчеркивающих опасность проникновения в элиту представителей криминальных кругов.

Для улучшения качественного состава кандидатов в современные региональные политические элиты респонденты предлагают активнее использовать механизмы кадровой политики и культурно-образовательные факторы, такие как конкурсный отбор на основе профессионализма и компетентности; повышение образовательного уровня; продуманная кадровая политика под контролем центра. При этом граждане понимают, что желаемые изменения произойдут не сразу. Поэтому, отвечая на вопрос: «Какие факторы в ближайшем будущем будут определять прочность пребывания в региональных структурах власти?», они демонстрируют вполне реалистический подход: а) умение выражать и защищать интересы населения;

б) лояльность политическому режиму; в) профессионализм; г) умение поддерживать неформальные отношения с влиятельными людьми из федеральных элит.

В качестве мер, которые респонденты рекомендуют для повышения эффективности деятельности элит фигурируют: повышение личной ответственности за невыполнение обязанностей и поручений, улучшение качественного состава элит с опорой на профессионализм и деловитость, совершенствование контроля вышестоящих элит, а также меры, направленные на блокирование механизмов криминального воздействия на элиты. Действие указанных выше механизмов и контроль за эффективностью их деятельности должны, по мнению граждан, инициировать и осуществлять государственные органы власти, СМИ, силовые ведомства. Что касается политических партий и институтов гражданского общества, то им отводится более низкое место.

Литература

1. Рудой В.В., Шутов А.Ю., Понеделков А.В., Старостин А.М., Воронцов С.А., Черкасова Т.П., Змияк С.С., Кузина С.И., Ляхов В.П. Современные региональные элиты (социологический анализ): информационно-аналитические материалы Первого Всероссийского элитологического конгресса с международным участием» «Элитология России: современное состояние и перспективы развития», 7 - 8 окт. 2013 г. Ростов-на-Дону, ЮРИФ РАНХиГС. Ростов-на-Дону, 2013. - 184 с.

2. Российские элиты в зеркале социологии. Информационно-аналитические материалы. Ростов-на-Дону, 2007.

3. Государственное и муниципальное управление социальными и политическими процессами в регионе: общественное мнение и экспертные оценки. Ростов-на-Дону, 2011.

4. Рудой В.В., Понеделков А.В., Старостин А.М., Лысенко В.Д. Региональные административно-политические элиты России: двадцать лет постсоветской эволюции (социологический анализ). Материалы секции «Социология элит» IV Всероссийского конгресса социологов (2 - 4 февраля 2012 года). Ростов-на-Дону, 2012.

5. Понеделков А.В., Воронцов С.А., Гни-денко И.В. Российские элиты в федеральном и региональном аспектах // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 4 - 1.

6. Ветренко И.А., Воронцов С.А., Поне-делков А.В. О современном состоянии российской политической элиты и направлениях ее переформатирования // Вестник Омского университета. 2015. № 1.

7. Воронцов С.А., Михайлов А.Г. О роли

средств массовой информации в противодействии коррупции // Философия права. 2012. № 2.

8. Понеделков А.В., Воронцов С.А. О вос-

приятии политического лидерства на региональном уровне // Власть. 2015. № 3.

Ponedelkov Alexandr Vasilievich, Honored Worker of Science, Doctor watered Sciences, prof., Head. KAF. Political and ethnic policy of South-Russian Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

ABOUT THE PREFERENCES OF THE POPULATION IN THE EVALUATION AS A CANDIDATE FOR THE MODERN REGIONAL POLITICAL ELITE

Abstract

The article reflects the assessment of the population of modern regional political elites and candidates in the regional political elites as an indicator that reflects the state of internal security regions.

Key words: power, elections, opinion poll, the population, the elite, the regional elite.

References

1. Rudoy V.V., Shutov A.Yu., Ponedelkov A.V., Starostin A.M., Vorontsov S.A., Cherkasova T.P.,

Zmiyak S.S., Kuzina S.I., Lyahov V.P. Sovremennye regional'nye elity (sociologicheskiy analiz): informacionno-analiticheskie materialy Pervogo Vserossiyskogo elitologicheskogo kongressa s mezhdunarodnym uchastiem» «Elitologiya Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya», 7 - 8 okt. 2013 g. Rostov-na-Donu, YuRIF RANHiGS. Rostov-na-Donu, 2013. - 184 s.

2. Rossiyskie elity v zerkale sociologii. Informacionno-analiticheskie materialy. Rostov-na-Donu, 2007.

3. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie social'nymi i politicheskimi processami v re-gione: obschestvennoe mnenie i ekspertnye ocenki. Rostov-na-Donu, 2011.

4. Rudoy V.V., Ponedelkov A.V., Starostin A.M., Lysenko V.D. Regional'nye administrativno-

politicheskie elity Rossii: dvadtsat' let postsovetskoy evolucii (sociologicheskiy analiz). Materialy sekcii «Sociologiya elit» IV Vserossiyskogo kongressa sociologov (2 - 4 fevralya 2012 goda). Rostov-na-Donu, 2012.

5. Ponedelkov A.V., Vorontsov S.A., Gnidenko I. V. Rossiyskie elity v federal'nom i regional'nom

aspektah // Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 4 -1.

6. Vetrenko I.A., Vorontsov S.A., Ponedelkov A.V. O sovremennom sostoyanii rossiyskoy politicheskoy elity i napravleniyah ee pereformatirovaniya // Vestnik Omskogo universiteta. 2015. № 1.

7. Vorontsov S.A., Mihailov A.G. O roli sredstv massovoy informacii v protivodeistvii korrupcii

// Filosofiya prava. 2012. № 2.

8. Ponedelkov A.V., Vorontsov S.A. O vospriyatii politicheskogo liderstva na regional'nom urovne // Vlast'. 2015. № 3.

УДК 342

ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ КОНТЕКСТУАЛЬНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Юсов заслуженный юрист РФ, председатель Избирательной

Сергей Владимирович комиссии Ростовской области, кандидат юридических наук,

профессор кафедры конституционного и муниципального права, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 70/54)

Аннотация

В статье проанализированы основные тенденции развития избирательного законодательства и совершенствования избирательной системы РФ в 2000-е годы. Определено влияние политической ситуации, социальных и экономических условий на динамику избирательного процесса. Предложен ряд решений, касающихся работы избирательных комиссий.

Ключевые слова: избирательная система, избирательное законодательство, избирательная комиссия, партийная система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.