Научная статья на тему 'О пребывании Н. В. Устрялова в Перми'

О пребывании Н. В. Устрялова в Перми Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.В. УСТРЯЛОВ / NIKOLAY USTRYALOV / ПЕРМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / PERM STATE UNIVERSITY / РАЗДУМЬЯ О РОДИНЕ / ДИСКУССИИ О РУССКОМ КРИЗИСЕ / Д.В. БОЛДЫРЕВ / THOUGHTS ABOUT MOTHERLAND / DISCUSSIONS ABOUT CRISIS IN RUSSIA / DMITRIY BOLDYREV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романовский Вячеслав Константинович

Статья посвящена пребыванию Н.В. Устрялова в Перми осенью 1918 зимой 1919 года. Выявлены причины переезда политика, публициста и приват-доцента Московского университета из столицы в Пермь, рассмотрены аспекты его деятельности на новом месте: работа в университете, преодоление бытовых невзгод в условиях военного коммунизма, размышления о родине, дискуссии с коллегами о путях преодоления русского кризиса и сохранения Отечества. Уделяется внимание избранию Н.В. Устрялова на должность профессора по кафедре государственного права Пермского университета. По мнению автора, именно под влиянием «пермского» опыта Устрялов уехал в Омск и принял участие в антибольшевистском движении на востоке России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Nikolay Ustryalov’s stay in Perm

This article focuses on Nikolay Ustryalov’s life in Perm in the period from autumn 1918 to winter 1919. Also, the reasons for the move of the politician, publicist and private Associate Professor of Moscow State University to Perm are revealed. Some aspects of his activity on the new place are reviewed: his working at the university, the search for source of living and overcoming domestic hardships in conditions of War Communism, his thoughts about Motherland, his discussions with Dmitriy Boldyrev and other colleagues about the ways of overcoming crisis in Russia and maintaining the homeland. The article also pays attention to the election of Nikolay Ustryalov to the position of Professor at the Department of State Law, in Perm State University. In the author’s view, Perm experience played an important role in Nikolay Ustryalov’s decision to take part in the anti-Bolshevik movement in the East of Russia.

Текст научной работы на тему «О пребывании Н. В. Устрялова в Перми»

УДК 94 (470.53)

Романовский Вячеслав Константинович

доктор исторических наук Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород

[email protected]

О ПРЕБЫВАНИИ Н.В. УСТРЯЛОВА В ПЕРМИ

Статья посвящена пребыванию Н.В. Устрялова в Перми осенью 1918 - зимой 1919 года. Выявлены причины переезда политика, публициста и приват-доцента Московского университета из столицы в Пермь, рассмотрены аспекты его деятельности на новом месте: работа в университете, преодоление бытовых невзгод в условиях военного коммунизма, размышления о родине, дискуссии с коллегами о путях преодоления русского кризиса и сохранения Отечества. Уделяется внимание избранию Н.В. Устрялова на должность профессора по кафедре государственного права Пермского университета. По мнению автора, именно под влиянием «пермского» опыта Устрялов уехал в Омск и принял участие в антибольшевистском движении на востоке России.

Ключевые слова: Н.В. Устрялов, Пермский университет, раздумья о родине, дискуссии о русском кризисе, Д.В. Болдырев.

В биографических статьях энциклопедических изданий, посвященных видному деятелю сменовеховства Н.В. Устрялову, отмечается, что он преподавал в Пермском университете [14, с. 448-449; 5, с. 643-644]. Этот эпизод из биографии Н.В. Устрялова нашел некоторое отражение в двух публикациях Г. Д. Селяниновой [7, с. 186-189; 8, с. 276-291]. В настоящей статье, подготовленной на основе опубликованных дневниковых материалов, публицистического наследия и архивных источников предпринята попытка дать развернутую характеристику пребывании Устрялова в Перми осенью 1918 - зимой 1919 года, проанализировать различные аспекты его деятельности и определить факторы, повлиявшие на решение политика и публициста (после прихода в город белых) переехать в колчаковскую столицу и принять участие в антибольшевистском движении.

Имя правоведа, публициста, политического мыслителя Николая Васильевича Устрялова тесно связано с переломными событиями российской истории первых десятилетий ХХ века. К началу 1917 года Николай Устрялов - ведущий представитель молодого поколения российской политической и интеллектуальной элиты. Спустя три года после окончания в 1913 году юридического факультета Московского университета он уже читает в нем лекции по истории русской политической мысли, является ведущим кадетским публицистом газеты русской буржуазии «Утро России», печатается в журналах «Русская мысль» и «Проблемы Великой России», поднимая актуальные проблемы национально-государственного развития России [6, с. 58-65, 72-92].

Восторженно приняв Февральскую революцию, Устрялов участвует в работе кадетских съездов и конференций, пропагандирует курс на строительство демократической России, возглавляет Калужский кадетский губернский комитет. Но разрушение государственных институтов, распад страны, развал армии, радикализация масс, произошедшие к лету 1917 года, вызывают у кадетского политика разочарование в «февральских» лозунгах. Он при-

ходит к мысли, что сохранить российскую государственность можно только с помощью диктатуры. После большевистского захвата власти Устрялов подвергает жесткой критике действия «новых якобинцев», называет большевиков «разрушителями российского государства», прогнозирует их полное банкротство [12; 13]. Летом 1918 года, с закрытием оппозиционных изданий, его публицистическая деятельность прерывается. В августе - начале сентября столица погружается в полосу красного террора. В газетах ежедневно публикуются длинные списки казненных, в которых Устрялов находит немало знакомых имен. Он понимает, что может быть в любой момент арестован (как его соратники по политической деятельности), а за этим могут последовать аресты его родных в Калуге1.

В этих условиях Н.В. Устрялов принимает решение покинуть столицу. Обсуждались варианты отъезда в Киев вместе с политическим соратником Ю.Н. Потехиным или на Юг, где при участии Всероссийского национального центра (нелегальной антисоветской организации) осуществлялась переправка через линию фронта сторонников борьбы с большевиками. Но встреча Устрялова в стенах «alma-maten> с сокурсником Н.Н. Фиолетовым, ставшим профессором юридического факультета Пермского университета, изменяет его планы. Устрялов принимает предложение коллеги поработать в новом учебном заведении и свое решение о переезде в Пермь во всех отношениях считает удачным: во-первых, устранялась опасность оказаться арестованным и навлечь беду на родных, во-вторых, на новом месте можно было заняться наукой, в-третьих, провинция радовала перспективой «откормиться». 11 сентября 1918 года он покидает Москву [9, с. 176-177].

Пермь встретила Н.В. Устрялова тревожной атмосферой. Военнослужащие, автомобили, раненые на городских улицах свидетельствовали о близости фронта. После мучительных поисков была найдена «неудобная, непривлекательная комната» для проживания. На юридическом факультете Пермского университета «московский лектор» получает долж-

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

© Романовский В.К., 2018

28

ность приват-доцента по кафедре государственного права и учебную нагрузку: лекционные курсы и практические занятия по государственному праву, философии права и истории русской политической мысли - всего десять часов в неделю. Вскоре, во второй половине октября, к нему переезжает жена Наталья Сергеевна, и им была передана квартира профессора Г.В. Вернадского, сменившего Пермь на Украину [2, л. 1, 6, 6 об., 7; 9, с. 184].

В Перми Устрялов, оторванный от столичных политических событий, погружается в мир научных мыслей и знаний, собирает материалы к лекциям и практическим занятиям, прочитывает множество книг по отечественной истории и истории русской и мировой политической мысли. Его увлекает творческое наследие декабристов, русских мыслителей 30-40-х годов XIX века, личность Владимира Печерина [9, с. 181].

Открытый двумя годами ранее Пермский университет в условиях растущего гражданского противостояния переживал трудные времена. Неуютные, холодные помещения и аудитории, малочисленные группы студентов «скучающего вида», сидящие в верхней одежде, отсутствие учебных пособий - все это было типичным для университета того времени. Советская власть относилась к университету, по словам Устрялова, либо враждебно, либо равнодушно. В среде профессорско-преподавательского состава наблюдались «трения, вражда групп» [9, с. 184-185, 186, 196, 200].

Неизгладимое впечатление на Устрялова производит пермская власть, утверждавшая вдали от столицы «революционную законность». «...Ужасы Москвы сразу померкли перед тем, что творилось здесь, на границе советской республики... в царстве страшного уральского совдепа, - писал он уже в эмиграции. - Пришлось воочию удостовериться, как отражается на местах "твердая политика центра'... Чуть ли не кварталами расстреливались домовладельцы, ловили судебных деятелей, и даже аполитичнейший ректор университета и деканы факультетов были арестованы за "тайное сочувствие" белогвардейцам... Жестокость террора была... невероятна» [10, с. 103].

Столь драматическое положение в городе усугублялось бытовыми трудностями. Дневниковая запись Устрялова красноречиво характеризует условия его проживания в Перми: он сидит в холоднейшей комнате «в 1) нижней фуфайке, 2) нижней рубашке, 3) верхней шерстяной рубашке, 4) верхней теплой фуфайке, 5) на левой руке теплая вязаная перчатка, правой обычно пишу или перелистываю книгу и 6) на ногах поверх одежды теплое ватное пальто - и все-таки не могу сказать, что было тепло, - так себе... а лицо, главное нос, мерзнет» [9, с. 183].

Политика военного коммунизма и полный запрет на торговлю привел к тотальному дефициту

товаров и продуктов. В городе с огромным трудом можно было найти чернила, тетради, лампочки, мыло и другие элементарные вещи. Поездки в деревни за продуктами стали типичным занятием горожан, в том числе Устряловых.

Поиск продовольствия, всегда стоивший для них огромных физических усилий, не всегда оказывался результативным. «Ездили с деревню за продовольствием, - описывает в дневнике свои впечатления о поездке Николай Васильевич, -С утра отправились на вокзал... Часа через три достали билеты, а еще через часа три тронулись... Приехали в Катаево. Наташа вошла в избу к знакомой бабе, в прошлый раз продававшей разные продукты и звавшей приезжать еще. Там сидели в гостях три мужика, был дома муж бабы, и шел обед. Наташа напомнила хозяйке о своем недавнем посещении и вообще повела себя как знакомая. Это погубило все наше предприятие, что выяснилось, как только ушли гости. «Вам сегодня ничего не будет». Взмолились. Напрасно... Сделки запрещены: "спекуляция"... Так и пришлось расстаться с этой избою... От 6 часов вечера просидели мы на полустанке до 9 часов утра, когда, с большим опозданием, пришел поезд... Последнее испытание: теплушка оказалась холодной, без печки. И пришлось ехать в ней 4 часа при 20-градусном морозе... Самое тяжелое в поездке - унижение перед мужиками...» [9, с. 192-196].

Мучительные поездки за продовольствием сменялись чтением лекций в университете. На своих лекционных занятиях Устрялов с целью актуализации материала нередко проводит аналогии между событиями прошлых эпох и переживаемым временем. Так, на лекции о декабризме, рассказывая о военных поселениях Аракчеева, он охарактеризовал их на основе дневниковых материалов Ф. Виге-ля - видного мемуариста той эпохи с его ключевой фразой: бедные поселенцы должны были от всего отказаться и жить только по указаниям властей. Приведя авторскую цитату, Николай Васильевич сопроводил ее следующим комментарием: «...Быть может, только в современном коммунистическом рае можно искать аналогии этим военным поселениям александровской эпохи!..» [9, с. 197-198]. Делая глубокие исторические обобщения и выявляя связи между эпохами, Устрялов формировал у молодежи критическое восприятие действительности. И она отзывалась взаимностью: по мнению университетских коллег Устрялова, студенты проявляли большой интерес «к его занятиям» [2, л. 11 об.].

Жить и работать в таких условиях было невыносимо трудно. Но Устрялов относится философски к этим трудностям. По его словам, «все это пустяки ... только бы не было подлинных жизненных несчастий.» [9, с. 183]. Духовное для него всегда было выше материального, жизненные проблемы воспринимались им как «преходящие».

Свое пребывание в Перми Устрялов рассматривает как возможность осмыслить со стороны происходящие события и свой собственный путь. «Моя добровольная и вместе с тем вынужденная ссылка, - пишет он в своем дневнике вскоре после приезда в Пермь, - может оказаться в конце концов плодотворной. Окончательно преграждена возможность какой-либо внешней деятельности, политического хлопотания, и получаешь свободу вновь ближе обратиться к себе, заглянуть в себя. С большей объективностью смотреть на окружающее. Восстановить перспективу». Но подобные настроения нередко сменялись желанием вернуться к активной политической деятельности: он надеется, что «пермская полоса» будет недолгой и жизнь снова «властно позовет к себе» [9, с. 183].

Николай Васильевич внимательно следит за масштабными общественными процессами в стране. В Отечестве, по его словам, «бушует буря, творится нечто поистине импозантное, катастрофическое». Борьба между старым миром и новым миром, считает он, «бушует» не только в границах Отечества, она имеет глобальный характер. Свидетельство тому - революционные события в Европе. При этом, по его мнению, не следует делать окончательные прогнозы и забираться в свой «маленький мирок», ибо «еще идет страшная борьба, и неизвестен ее исход.» [9, с. 179, 190].

Он с болью думает о родине. «...Боже, как грустно, так тяжело за Россию... - пишет он 5 октября 1918 г. - Страна надрыва и страданий, страна хаоса и вечных предвестий, обетований... В эти минуты еще более обостряется любовь к ней, к ее истории, к ее падениям.» Его переживания за свое Отечество отражаются в дневниковых записях: «Бедная Россия. Всегда словно перст Божий... Страна погибших светил, измученных душ, кладбище великих возможностей... Но в этом и очарование ее...» [9, с. 180-181].

Из университетских коллег, с которыми общался Устрялов, было немало оригинальных личностей, талантливых исследователей, авторов крупных научных трудов по различным научным сферам. Среди них - юристы В.Н. Дурденевский и А.Н. Круглевский, философы Д.В. Болдырев и Л. А. Зандер, специалист по церковному праву Н.Н. Фиолетов, лингвист и переводчик Ю.Н. Вер-ховский и др.

Из университетских преподавателей у Н.В. Устрялова дружеские отношения складываются с Д.В. Болдыревым - приват-доцентом кафедры философии, выпускником Петербургского университета, учеником и последователем философа Н.О. Лосского. Их встречи сопровождались долгими и откровенными разговорами на философские, исторические, общественно-политические темы. Николай Васильевич ценил в собеседнике интеллект, оригинальный склад мышления,

но по существу обсуждаемых проблем их позиции нередко расходились. «Долго беседовал с Болдыревым, - пишет Устрялов в дневнике пермской поры. - Очень интересный и, по-видимому, талантливый человек. Еще в Москве пришлось о нем слышать в связи с его статьями... С. А. Котлярев-ский отзывался о нем как о выдающемся и оригинальнейшем мыслителе. И действительно, у него чувствуется наличность цельного и весьма своеобразного миросозерцания. Какая-то мрачная религиозная система в ее философско-историческом аспекте... Другая школа, другой стиль. Подобно Соловьеву, он считает, что мировая история, по существу, кончена, кончается. Человечество изжило себя... В нашем большевизме Болдырев видит как бы симптом этого всеобщего разложения - стихии антихристовой. Христос - сила жизни, мощь жизни. Его отрицание - смерть, мертвечина. Тут любопытная черта этого мироощущения: взгляд на "прогресс" как на убывание жизни, умирание. Это, бесспорно, мрачно реакционное настроение» [9, с. 188-189]. Устрялову с его оптимизмом и верой в жизнеутверждающие начала не импонировали эсхатологические мысли Болдырева. Не мог он, в недавнем прошлом оппонент «путей-цев»2, принять болдыревское понимание русской истории как истории русской Церкви и его стержневую идею построения государства на церковно-религиозных основах [1, с. 225, 229, 235, 240].

Но было и то, что объединяло собеседников. Их сердца и души были пронизаны болью и переживанием за Россию, желанием помочь простым соотечественникам преодолеть духовную смуту, а в интеллигентских кругах - антигосударственный дух. Болдырев, как и Устрялов, надеялся, что интеллигенция вернется к национальным ценностям: «...Наша интеллигенция как будто начинает испытывать хорошо известную мореплавателям тоску по твердой земле. Пространствовав столько лет по пустыням идеализма среди миражей социализма, она начинает нащупывать твердую почву -нации, государства, Отечества...» [1, с. 212].

Участники пермских диалогов одинаково негативно относились и к большевизму, воспринимая его как зло. Только у Болдырева неприятие этого зла («антихристианской стихии») было пронизано религиозными мотивами, а Устрялов руководствовался национально-государственными интересами, считая, что большевизм разрушает государство. Николай Васильевич разделял и путь преодоления зла, предлагавшийся Болдыревым: использование силы, бескомпромиссная борьба с ним. Косвенным подтверждением этого является его дневниковая запись, сделанная 4 декабря 1918 года: «По вторникам бываем у Болдыревых, толкуем о том о сем, и о быте, и о бытии... В последний раз долго говорили о том, права ли инквизиция, сжигая еретиков, и вообще, нужно ли их сжигать. Д.В. Болдырев

утверждал, что права и нужно, а Фиолетов - что не права и не нужно... Болдырев увлекается неким французским исследованием о средневековом колдовстве и готов проводить ряд аналогий, имеющих злободневный интерес... Нужно выжечь заразу с корнем - иначе она погубит мир... Ерунда, что с духовным злом или психической одержимостью нельзя бороться внешней силой. Вот вам - история с альбигойцами: вырезали всех до одного -и зло победили. Надо учиться у Церкви...» Автор дневника разделяет такой подход: «Мне кажется, Болдырев во многом прав, но только формулирует свои мысли всегда так резко и парадоксально (хотя и блестяще), что с ним неизменно хочется спорить. Вместе с тем он слишком исключителен: жизнь путанее, сложнее» [9, с. 200].

Следует отметить, что Устрялов еще до революции заявлял на страницах газеты «Утро России», что со злом надо бороться с помощью реальной силы, а не терпением и кротостью: «Мэстр нам ближе, чем Толстой», злой силе, реально существующей в мире, необходимо противопоставить «активную силу добра» [11]. Пермские будни, сопровождавшиеся безрассудными насилием и абсурдными порядками советских властей, еще больше укрепляли в сознании Устрялова мысль о том, что с большевистской диктатурой нужно бороться диктаторскими методами. И не случайно Устря-лов и Болдырев оказались в колчаковской столице и приняли активное участие в Русском бюро печати - главной агитационно-пропагандистской структуре омского режима [6, с. 162-165].

Но омский опыт по-разному отразится на их взглядах и судьбах. В сознании Устрялова, видевшего мир более многоликим и способного идти на компромиссы, зарождалось неверие в «белое дело» и росли симпатии к новой власти, что и привело его к «смене вех» [6, с. 183-199]. А бескомпромиссный Д.В. Болдырев до последних дней (погиб в 1920 году) остался непреклонным врагом большевизма и выступал с идеей борьбы Церкви с коммунизмом. Он прославился в Сибири созданием добровольческих дружин Святого Креста из христиан - противников большевиков и дружин Зеленого знамени из антисоветски настроенных мусульман [4, с. 24-25].

Смену власти в Перми (город перешел в руки белых 24 декабря) Устрялов воспринимает с энтузиазмом: «Слава Богу! - записывает он в дневник, услышав о новости. - На душе стало радостно. Освобождение...», остались позади абсурдные порядки военного коммунизма, унижения перед «охамевшими мужиками и бабами», пришло освобождение и материальное, и духовное [9, с. 209-210].

Опыт пребывания в «красной» Перми с тотальным дефицитом, террором и господством люмпенов приводит Устрялова к мысли прервать «тягучую неопределенность» и включиться в борьбу с больше-

вистским злом, о чем свидетельствует запись в его дневнике: «Неохота сидеть в Перми, когда каждый нужен для борьбы... Опять жизнь становится... напряженно интересна» [9, с. 200]. Он начинает сотрудничать с редакцией газеты «Свободная Пермь», связывается с университетским товарищем Ю.В. Ключниковым, занимавшим должность управляющего Министерством иностранных дел в правительстве Колчака, обращается к редактору екатеринбургских «Отечественных Ведомостей» А.С. Белоруссову с просьбой рассмотреть вопрос о его переезде в Екатеринбург для работы в газете. 21 января 1919 года из Омска (очевидно, не без вмешательства Ключникова) на его имя приходит телеграмма от управделами колчаковского правительства профессора Г.Г. Тельберга с предложением занять должность юрисконсульта колчаковского правительства. Устрялов принимает предложение и спешно готовится к отъезду [3, л. 128].

Незадолго до отъезда в Омск происходит немаловажное событие в преподавательской карьере Устрялова: 22 января 1919 года на заседании Совета профессоров Пермского университета рассматривается вопрос об избрании его на должность профессора по кафедре государственного права. Профессора А.Н. Круглевский и В.Н. Дурденев-ский в письменном представлении дали высокую оценку ученым трудам приват-доцента Н.В. Устря -лова. Особо они выделили две его работы: «Национальная проблема у первых славянофилов», в которой, по их словам, «содержится блестящий анализ учения Киреевского и Хомякова о нации», и «Идея самодержавия у славянофилов» с «вдумчивым и интересным анализом политической доктрины славянофилов-классиков». Отмечалось также, что статьи Устрялова об империализме и национализме (1916) «примечательны ясной научной постановкой проблемы и, как оказалось впоследствии, правильным учетом международной и внутригосударственной обстановки». В авторских работах 1917 года («Что такое Учредительное собрание», «Революция и война» и др.), по мнению рецензентов, «опасения (в марте 1917 г. - Р. В.) за судьбы русской Конституанты (Учредительного собрания. - В. Р.) более чем оправдались». В заключение авторы представления единодушно высказались в поддержку кандидатуры Устрялова [2, л. 10, 10 об., 11, 11 об.]. В ходе голосования из 23 членов Совета 14 высказались «за», а 9 - «против», что было достаточным основанием для принятия решения: считать приват-доцента Н.В. Устрялова «избранным... и. д. экстраординарного профессора сверх штата по кафедре государственного права...» [2, л. 16].

3 февраля 1919 года Н.В. Устрялов вместе с супругой и коллегами А.М. Круглевским и Н.Н. Фиолетовым прибывает в Омск [3, л. 129], где начинается новая веха в его политической биографии.

Таким образом, пребывание Н.В. Устрялова в Перми было непродолжительным и в творческом плане не всегда плодотворным: работа в университете, преодоление повседневных материальных и бытовых трудностей, размышления о родине, споры с коллегами о путях сохранения отечества. Но «пермский» опыт - выживание в условиях тотального дефицита, унижения и террора - оказался весомым аргументом для Устрялова в подтверждение того, что большевизм - это реальное зло, с которым нужно бороться, что и привело его к решению присоединиться к белому движения на востоке России.

Примечания

1 В Калуге проживали мать Н.В. Устрялова Юлия Петровна, младший брат Михаил и жена Наталья Сергеевна (в девичестве Блистанова), с которой Николай Устрялов обвенчался 16 июня 1918 г. в Москве.

2 Путейцы - участники религиозно-философского объединения «Путь» (Е.Н. Трубецкой, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.Н. Лопатин, П.А. Флоренский и др.), заявлявшие в пореволюционный период (1910-е годы) о безусловном приоритете этико-религиозного фактора в историческом процессе. Современники называли их новыми славянофилами или «неославянофилами».

Библиографический список

1. Болдырев Н.В., Болдырев Д.В. Смысл истории и революция. - М.: Изд-во журнала «Москва», 2001. - 392 с.

2. Государственный архив Пермской области. -Ф. 180. - Оп. 2. - Д. 375.

3. Государственный архив Российской Федерации. - Ф. 176. - Оп. 2. - Д. 133.

4. Иванов В.Н. Исход. Повествование о времени и о себе // Дальний Восток. - 1994. - № 12.

5. Квакин А.В. Устрялов Николай Васильевич // Русское Зарубежье: Золотая книга эмиграции: Первая треть XX века: энциклопедический биографический словарь / под общ. ред. В.В. Шелохаева. -М.: РОССПЭН. - М., 1997. - 1088 с.

6. Романовский В.К. Николай Устрялов. От либерализма к консерватизму. - Н. Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2010. - 462 с.

7. Селянинова Г.Д. Устрялов Николай Васильевич // Профессора Пермского государственного университета: (1916-2001) / гл. ред. В.В. Мала-нин. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001. - С. 186189.

8. Селянинова Г.Д. Пермские диалоги Н.В. Устрялова и Д.В. Болдырева, 1918-1919 гг. // Диалог со временем. - 2014. - Вып. 48. - С. 276291.

9. Устрялов Н.В. Былое - Революция 1917 г.: Воспоминания и дневниковые записи. - М.: Ан-кил, 2000. - 246 с.

10. Устрялов Н.В. Под знаком революции. -Харбин: Полиграф, 1927. - 415 с.

11. Устрялов Н. Думы о войне // Утро России. -1916. - 7 февр.

12. Устрялов Н. Итоги // Утро России. - 1918. -18 февр.

13. Устрялов Н. Конец большевизма // Утро России. - 1918. - 28 февр.

14. Чертков Л.Н. Устрялов Николай Васильевич // Советская историческая энциклопедия / под ред. Е.М. Жукова. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - Т. 14. - С. 448-449.

References

1. Boldyrev N.V., Boldyrev D.V. Smysl istorii i revolyuciya. - M.: Izd-vo zhurnala «Moskva», 2001. -392 s.

2. Gosudarstvennyj arhiv Permskoj oblasti. -F. 180. - Op. 2. - D. 375.

3. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii. -F. 176. - Op. 2. - D. 133.

4. Ivanov VN. Iskhod. Povestvovanie o vremeni i o sebe // Dal'nij Vostok. - 1994. - № 12.

5. Kvakin A.V Ustryalov Nikolaj Vasil'evich // Russkoe Zarubezh'e: Zolotaya kniga ehmigracii: Pervaya tret' XX veka: ehnciklopedicheskij biograficheskij slovar' / pod obshch. red. VV SHelohaeva. - M.: ROSSPEHN. - M., 1997. - 1088 s.

6. Romanovskij V.K. Nikolaj Ustryalov. Ot liberalizma k konservatizmu. - N. Novgorod: GOU DPO «Nizhegorodskij institut razvitiya obrazovaniya», 2010. - 462 s.

7. Selyaninova G.D. Ustryalov Nikolaj Vasil'evich // Professora Permskogo gosudarstvennogo universiteta: (1916-2001) / gl. red. VV Malanin. - Perm': Izd-vo Perm. un-ta, 2001. - S. 186-189.

8. Selyaninova G.D. Permskie dialogi N.V. Ustryalova i D.V. Boldyreva, 1918-1919 gg. // Dialog so vremenem. - 2014. - Vyp. 48. - S. 276-291.

9. Ustryalov N.V. Byloe - Revolyuciya 1917 g.: Vospominaniya i dnevnikovye zapisi. - M.: Ankil, 2000. - 246 s.

10. Ustryalov N.V. Pod znakom revolyucii. -Harbin: Poligraf, 1927. - 415 s.

11. Ustryalov N. Dumy o vojne // Utro Rossii. -1916. - 7 fevr.

12. Ustryalov N. Itogi // Utro Rossii. - 1918. -18 fevr.

13. Ustryalov N. Konec bol'shevizma // Utro Rossii. - 1918. - 28 fevr.

14. CHertkov L.N. Ustryalov Nikolaj Vasil'evich // Sovetskaya istoricheskaya ehnciklopediya / pod red. E.M. ZHukova. - M.: Sovetskaya ehnciklopediya, 1973. - T. 14. - S. 448-449.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.