Научная статья на тему 'О ПРАВОВЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОПРОВОДОВ'

О ПРАВОВЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОПРОВОДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ГАЗОПРОВОДЫ / ЭКОЛОГИЯ / НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фаизова Кадрия Валерьевна

В статье рассматриваются некоторые правовые проблемы эксплуатации газопроводов; определяются угрозы негативного воздействия эксплуатации газопроводов на окружающую среду; предлагаются способы предотвращения такого воздействия через создание целостной системы нормативно-правового регулирования в области трубопроводного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE LEGAL AND ENVIRONMENTAL PROBLEMS OF THE OPERATION OF GAS PIPELINES

The article discusses some legal problems of gas pipeline operation; identifies threats of negative impact of gas pipeline operation on the environment; suggests ways to prevent such impact through the creation of an integrated system of regulatory regulation in the field of pipeline transport.

Текст научной работы на тему «О ПРАВОВЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОПРОВОДОВ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_12_53

О ПРАВОВЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОПРОВОДОВ ABOUT LEGAL AND ENVIRONMENTAL PROBLEMS OF GAS PIPELINE OPERATION

ФАИЗОВА Кадрия Валерьевна,

консультант отдела адресной социальной поддержки комитета социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты Саратовской области. 410089, Россия, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Большая Горная, 314/320. E-mail: [email protected];

FAIZOVA Kadriya Valeryevna,

consultant of the department of targeted social support of the Committee for Social Protection of the Population

Ministry of Labor and Social Protection of the Saratov region.

410089, Russia, Saratov region, Saratov, Bolshaya Gornaya str., 314/320.

E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье рассматриваются некоторые правовые проблемы эксплуатации газопроводов; определяются угрозы негативного воздействия эксплуатации газопроводов на окружающую среду; предлагаются способы предотвращения такого воздействия через создание целостной системы нормативно-правового регулирования в области трубопроводного транспорта.

Abstract: The article discusses some legal problems of gas pipeline operation; identifies threats of negative impact of gas pipeline operation on the environment; suggests ways to prevent such impact through the creation of an integrated system of regulatory regulation in the field of pipeline transport.

Ключевые слова: трубопроводный транспорт, газопроводы, экология, негативное воздействие, нормативно-правовое регулирование. Keywords: pipeline transport, gas pipelines, ecology, negative impact, regulatory regulation.

Для цитирования: Фаизова К.В. О правовых и экологических проблемах эксплуатации газопроводов // Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 53-55. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_53.

For citation: Faizova K. V. About legal and environmental problems of gas pipeline operation // Agrarian and Land Law. 2022. No. 12(216). pp. 53-55. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_53.

Статья поступила в редакцию: 30.11.2022

В современной России роль различных видов транспорта имеет существенное значение, что обусловлено интеграцией российской транспортной системы в общемировую. В связи с тем, что экономика страны ориентирована на экспорт нефти и газа, значительную долю в транспортной системе России занимает трубопроводный транспорт [1]. По своему назначению трубопроводы делятся на внутренние, местные и магистральные. Внутренние трубопроводы предназначены для того, чтобы соединять отдельные установки в рамках одного предприятия; местные соединяют промыслы с головной станцией магистрального трубопровода, а также крупные предприятия с различными передаточными пунктами; магистральные характеризуются большой протяженностью и обслуживаются несколькими перекачивающими станциями [2]. Широкая сеть трубопроводного транспорта проходит по территории практически всех субъектов Российской Федерации: с помощью магистрального трубопроводного транспорта перемещается 100% добываемого газа, около 99% добываемой нефти, более 50% производимой продукции нефтепереработки.

Системы магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа являются важнейшими составляющими федеральных энергетических систем, ключевым звеном топливно-энергетического комплекса и крупным фактором стабильности и экономического роста в России. Указанные системы обеспечивают жизненно важные для страны валютные поступления, позволяют осуществлять государственное регулирование внутреннего нефтегазового рынка и экспорта углеводородного сырья. Каждая система магистрального трубопроводного транспорта представляет собой уникальный хозяйственный и технологический комплекс, решающий крупную производственную задачу и обладающий потенциалом эффективного регулирования и контроля за поставкой и потреблением продукции, в первую очередь нефти, газа. Системы магистрального трубопроводного транспорта имеют важнейшее значение для экономического состояния страны, для ее дальнейшего развития. По этой причине в организационную структуру систем магистрального трубопроводного транспорта заложены принципы единства и централизованного управления.

В то же время, вопросы, связанные с правовым регулированием магистрального трубопроводного транспорта остаются открытыми до настоящего времени, поэтому требуют особого внимания.

Согласно Национальному атласу России современный отечественный газовый комплекс представляет собой совокупность более 200 газовых и газоконденсатных месторождений, 140 тысяч километров магистральных газопроводов, 50 подземных хранилищ газа, 900 компрессорных станций и 16 газоперерабатывающих заводов [3].

Большую часть топливно-энергетического комплекса страны составляет природный газ. В общем объеме перемещаемой по магистральным транспортным трубопроводам продукции доля газа составляет 55,4%, нефти - 40,3%, нефтепродуктов - 4,3% [4]. Функционирование объектов газовой промышленности в России влечет за собой, как и в других имеющих месторождения природного газа странах, возникновение целого ряда проблем, затрагивающих качество окружающей среды.

Эксплуатация газопроводов, в принципе, является весьма опасной сферой производственной деятельности, что обусловлено высокой степенью концентрации перекачивающих мощностей, горюче - и взрывоопасностью транспортируемой продукции, ее отравляющими и иными опасными свойствами, концентрацией на отдельных направлениях до 10 ниток магистральных трубопроводов; сосредоточением в узких технических коридорах многониточных магистралей газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов, которые многократно пересекаются друг с другом. Применявшиеся технологии прокладки и защиты магистральных газопроводов обусловили непродолжительный срок их эксплуатации и необходимость проведения ремонтных и защитных работ после 8 -10 лет их использования, проведения дополнительных испытаний, внутритрубной диагностики.

Старение российского газопровода, его технологическая отсталость, использование устаревших видов энергоносителей, хищение бюджетных средств, выделенных на модернизацию этого вида транспорта вызывают угрозу экологических катастроф. Например, экологические

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 12(216)

катастрофы на газопроводном транспорте последних лет связаны с изношенностью трубопроводной системы. Эти угрозы и проблемы российского трубопроводного транспорта используются международными конкурентами России, пытающимися выдавить нашу страну из рынка международных перевозок, устанавливая все новые и новые повышенные требования к транспортным средствам и топливу в международных конвенциях. В частности, пытаются препятствовать использованию Россией своих транспортных преимуществ в Арктике.

Критериями оценки рисков воздействия газопроводов на окружающую среду служат следующие технические характеристики: диаметр труб, число ниток и уровень давления в трубах. Так высокий уровень воздействия вероятен при наличии 3 и более ниток большого диаметра (1420, 1220 и 1020 мм); средний уровень воздействия - при 1-2 нитке большого диаметра или более трех ниток среднего и малого диаметра (820 мм и менее); низкий уровень воздействия - при 1-2 нитке с диаметром 820 мм. Такие вредные вещества как нитриты, сульфаты, азот аммонийный и т.п. поступают в окружающую среду как результат работы компрессорных станций, от которых на расстояние до 400 м фиксируются максимально вредные концентрации. Кроме того, газоперерабатывающие заводы выделяют в окружающую среду метан, оксиды углерода, азота и сернистого ангидрида.

В этой связи видится необходимым проводить работу по совершенствованию методов мониторинга и оценки энергетической эффективности поставки газа компрессорными станциями на магистральных газопроводах с компрессорными цехами, так как в ближайшей и долгосрочной перспективах ожидается исключительно рост стоимости энергоресурсов, увеличение себестоимости транспорта газа при уменьшении самих запасов газа. На законодательном уровне должен быть установлен с последующей охраной различными правовыми средствами специальный режим для земель транспорта, а именно - трубопроводного транспорта. Цель такого узаконения: эффективное и экологически безопасное функционирование объектов магистрального транспорта. Для этого предполагается достижение эффективных показателей в управлении энергетическими системами при переходе на новый технологический уровень, внедрение интеллектуальных электрических сетей, информационно-технологических платформ управления энергетической инфраструктурой, в том числе магистральным транспортом, технологии автоматизированного мониторинга энергоэффективностью газотранспортной системы.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что основные российские газовые месторождения находятся в малонаселенных и труднодоступных районах Крайнего Севера, поэтому тепловое загрязнение как результат добычи и транспортировки газа приводит к ускоренному таянию вечной мерзлоты, к порче земли и почвенного слоя, гибели животного и растительного мира. Помимо перечисленного транспортировка газа оказывает отрицательное шумовое воздействие на окружающую среду. При горении природного газа образуются парниковые соединения (за последние 35 лет в 2 раза увеличился объем выбросов углерода, выделяемого при такой форме использования природного газа). Почвы подвержены ежелезнению вдоль мест нахождения газопроводов, происходит деформация русел рек, растительный мир лишается ареала произрастания. Между тем, как уже говорилось ранее, при их эксплуатации также высока вероятность аварий и воспламенения газа, что в совокупности является прямой угрозой жизни и здоровью граждан, а также состоянию окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, в том числе объектам животного мира. К примеру, по состоянию на 2017 год утеряно 6 млн. га. пастбищ для 60 тысяч оленей в Ямало-Ненецком автономном округе [5].

Как уже отмечалось, газовая отрасль является базовой для экономики страны; она в значительной мере определяет экономический суверенитет России, ее энергетическую безопасность, решение социальных проблем населения. Однако эффективное функционирование и развитие этой отрасли народного хозяйства в решающей степени зависит от состояния магистрального трубопроводного транспорта, обусловливающего возможность своевременного сбыта добытого газа, продукции его переработки. Для предотвращения угрозы возникновения экологических катастроф, снижения уровня негативного воздействия на окружающую среду, при эксплуатации газопроводов необходима эффективная система эколого-правовых требований к использованию не только газопроводов, а в целом магистрального трубопроводного транспорта, а также систематизированное, всесторонне регулирующее вопросы функционирования законодательства об этом виде транспорта, которые на сегодняшний день в нашей стране отсутствуют.

Несмотря на то, что правовой наукой выделена отдельная подотрасль транспортного права - трубопроводное право, нормы этого права находятся в различных нормативных правовых актах.

До настоящего времени основным источником экологического права является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который устанавливает требования при проведении различного вида работ, связанных с транспортировкой, хранением, реализацией углеводородного сырья. Среди таковых в качестве обязательных называются следующие меры: сбор, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов производства, сбор нефтяного попутного газа, рекультивация земель, иные мероприятия по предупреждению и минимизации негативного воздействия на окружающую среду (ст. 46) [6].

Другие нормативные правовые акты в сфере эксплуатации объектов трубопроводного транспорта представлены достаточно разрозненным перечнем законов и подзаконных нормативных актов, которые по своему теоретическому содержанию значительно отстают от фактического развития данного сегмента рынка.

Отдельные требования установлены в Земельном кодексе РФ относительно установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков (ст.ст. 104-107) [7]; в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относительно требований к обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов, к которым относятся линейные объекты нефтегазового комплекса (ст.ст. 3-11) [8], а также в ряде иных нормативных правовых актов.

Стоит отметить, что на семнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ был принят Модельный закон «О трубопроводном транспорте», в котором дается определение понятий «трубопроводный транспорт» и «магистральные трубопроводы». Так трубопроводный транспорт - вид транспорта, предназначенный для транспортировки газообразной, жидкой и иной продукции

по трубам; магистральные трубопроводы - единый производственно-технологический комплекс трубопроводов с подземными, подводными, наземными и надземными сооружениями, предназначенный для транспортировки продукции от пунктов приемки от грузоотправителей до пунктов сдачи ее грузополучателям, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта [9].

В России был разработан Проект федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте», который прошел два чтения, но не был принят. В Проекте были закреплены определения понятий «магистральный трубопроводный транспорт» и «магистральный трубопровод».

Магистральный трубопроводный транспорт по проекту представлял собой вид транспорта, предназначенный для транспортировки подготовленной в соответствии с требованиями государственных стандартов и технических условий продукции по специальным трубопроводам. Магистральный трубопроводный транспорт состоит из технологически, организационно и экономически независимых систем магистрального трубопроводного транспорта, магистральных трубопроводов. В тоже время магистральный трубопровод согласно проекту - единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приемки до пунктов сдачи, технологического хранения или перевалки (передачи) на другой вид транспорта. Помимо определения понятия трубопроводного транспорта в закон должны были войти в том числе нормы, касающиеся правового регулирования вопросов, относящихся к ведению земельного права (земли магистрального трубопроводного транспорта), что позволяло говорить о комплексном характере разработанного нормативного акта.

В действующих сегодня нормативных актах закреплено лишь определение магистрального трубопровода, под которым понимается совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти или нефтепродуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, от мест приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта. Таким образом, законодательство Российской Федерации юридически закрепляет понятие «магистральный трубопровод» только для целей транспортировки нефти и нефтепродуктов [10]. В связи с этим следует говорить о том, что законодательство, регулирующее трубопроводный транспорт, должно быть комплексной сложной системой, состав которой определяется исходя из того, какой именно вид трубопроводного транспорта (какая подсистема) подлежит правовому регулированию.

Таким образом, на данном этапе целесообразно исследовать проблему экологического обеспечения транспортировки природного газа, в частности, и транспортной деятельности в целом на доктринальном научном уровне, а также отрегулировать структуру механизма функционирования различных видов транспорта, установить правовые гарантии реализации прав субъектов транспортной деятельности на законодательном уровне, детализировать процесс привлечения к ответственности за нарушение экологических требований в процессе транспортной деятельности и повысить уровень технической оснащенности субъектов транспортных отношений. Следовательно, для формирования законодательного базиса, устанавливающего и закрепляющего основы экологической политики в области эксплуатации топливно-энергетического комплекса, в том числе включающей транспортировку природного газа, прежде всего требуется создать комплексный нормативно-правовой акт, способный создать реальные гарантии по защите окружающей от негативного воздействия, возникающего в связи с соответствующей деятельностью. В данном случае межотраслевой характер документа будет способствовать преодолению разрозненности значительного законодательного пласта, поскольку энергетическая область сама по себе является сложным и многогранным механизмом, однако нацеленным на единый результат при учете всех возможных рисков и последствий. Библиогра фия:

1. Калмыков А.С. Современные тенденции развития мировой энергетики и роль магистрального трубопроводного транспорта России // Вестник БГУ. 2013. № 14.

2. Кулумбаев Б.Н., Сембаев Н.С. Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов // Наука и техника Казахстана. 2015. № 3-4.

3. Национальный атлас России. 2004-2021. Том 2. [Электронный ресурс]. URL: https://nationalatlas.ru/tom2/429.html (дата обращения: 30.10.2022).

4. Проворная И.В. Трубопроводный транспорт России в системе поставок углеводородов // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2012. № 2.

5. Соломенников Д.П. Разработка интеллектуальной системы мониторинга и управления энергоэффективностью газотранспортной системы Общества с функциями нормирования и прогнозирования // Сборник тезисов по результатам VII Международной научно-технической конференции «Экологическая безопасность в газовой промышленности» (г. Москва ООО «Газпром ВНИИГАЗ», 07-08 декабря 2021 г.). М., 2021. С. 71. [Электронный ресурс]. URL: https://vniigaz.gazprom.ru/d/textpage/cd/717/materialy-esgi-2021-rus-v05-web.pdf (дата обращения: 30.10.2022).

6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Доступ СПС «КонсультанПлюс», 2022.

7. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Доступ СПС «КонсультанПлюс», 2022.

8. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Доступ СПС «КонсультанПлюс», 2022. Перчик А.И. Трубопроводное право. М.: Нефть и газ, 2002. 368 с.

9. Модельный закон о труюопроводном транспорте. Принят на семандацатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление от 19 апреля 2001 года № 17-5) // Доступ СПС «КонсультанПлюс», 2022.

10. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2009 г. № 1039 «О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации» (вместе с «Правилами подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации») // Доступ СПС «КонсультанПлюс», 2022.

References:

1. Kalmykov A.S. Modern trends in the development of world energy and the role of the main pipeline transport of Russia // Bulletin of BSU. 2013. No. 14.

2. Kulumbaev B.N., Sembaev N.S. Pipeline transport of oil and petroleum products // Science and Technology of Kazakhstan. 2015. No. 3-4.

3. National Atlas of Russia. 2004-2021. Volume 2. [Electronic resource]. URL: https://nationalatlas.ru/tom2/429.html (accessed: 10/30/2022).

4. Prompt I.V. Pipeline transport of Russia in the hydrocarbon supply system // Interexpo Geo-Siberia. 2012. № 2.

5. Solomennikov D.P. Development of an intelligent system for monitoring and managing the energy efficiency of a gas transmission system of a society with the functions of rationing and forecasting // Collection of abstracts on the results of the VII International Scientific and Technical Conference "Environmental safety in the gas industry" (Moscow, Gazprom VNIIGAZ LLC, December 07-08, 2021). Moscow, 2021. P. 71. [Electronic resource]. URL: https://vniigaz.gazprom.ru/d/textpage/cd/717/materialy-esgi-2021-rus-v05-web.pdf (accessed: 10/30/2022).

6. Federal Law No. 7-FZ of January 10, 2002 "On Environmental Protection" // Access SPS "Consultanplus", 2022.

7. Land Code of the Russian Federation of October 25, 2001 No. 136-FZ // SPS "Consultanplus" Access, 2022.

8. Federal Law No. 116-FZ of July 21, 1997 "On Industrial Safety of Hazardous Production Facilities" // Access of the SPS "Con-Sultanplus", 2022. Perchik A.I. Pipeline law. Moscow: Oil and Gas, 2002. 368 p.

9. Model law on pipeline transport. Adopted at the seventh plenary session of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States (Resolution No. 17-5 of April 19, 2001) // SPS "Consultanplus" access, 2022.

10. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1039 of December 21, 2009 "On the Procedure for Connecting Oil Refineries to Main Oil Pipelines and (or) Oil Product Pipelines and Accounting of Oil Refineries in the Russian Federation" (together with the "Rules for Connecting Oil Refineries to main Oil pipelines and (or) Oil Product Pipelines and accounting of oil Refineries in the Russian Federation") // Access of the SPS "Consultanplus", 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.