Научная статья на тему 'О правовом регулировании PR-деятельности и правовой грамотности PR-специалистов'

О правовом регулировании PR-деятельности и правовой грамотности PR-специалистов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О правовом регулировании PR-деятельности и правовой грамотности PR-специалистов»

А.Б. Сливицкий

ГосНИИ авиационных систем, г. Москва

О правовом регулировании PR-деятельности и правовой грамотности PR-специалистов

Правовое регулирование PR-деятельности

В современном обществе любая деятельность подлежит определенному регулированию, то есть разумному ограничению, введению в некоторые рамки, определенные государством и санкционированные обществом. Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relations - комплексной, информационной, коммуникационной деятельности, то можно выделить два основных направления: правовое регулирование и саморегулирование.

Правовое регулирование - это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система правовых юридических норм.

Саморегулирование же не носит обязательный и всеобщий характер, его основным признаком является добровольность следования декларированным нормам. Это более подвижная система. Она вступает в действие, когда невозможно применение правового регулирования, когда нет общественно опасного деяния. К саморегулированию также можно отнести общественные устои, мораль, этикет.

Как и любое другое активно развивающееся явление общественной жизни, связи с общественностью требуют создания самостоятельной законодательной базы, регулирующей те или иные коммуникационные процессы. Воздействие связей с общественностью, СМИ, рекламы на общество происходит, прежде всего, с помощью информации, которая в результате интенсивного развития рынка рекламы и PR стала активно использоваться для создания паблицитного капитала. Таким образом, экономика начала осваивать информационный ресурс как товар, как объект производства, как равноценного участника коммерческих отношений.

Нормативно-правовые акты, составляющие юридическую основу функционирования PR, отражены в достаточно новой отрасли права -информационной. Информационное право только начинает складываться, и поэтому говорить о четкой систематизации и классификации законодательства, регулирующего отношения в этой отрасли, преждевременно. Отдельные положения, регламентирующие информационные процессы, разбросаны по различным законодательным

актам. Это федеральные законы: «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «Об участии в международном информационном обмене» и др., а также Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие подзаконные акты, призванные регламентировать эту сферу общественных отношений.

По мнению А. Н. Чумикова, «PR в законодательстве не может быть ни «разграничен», ни определен. PR - это просто информация. О том, как работать с «просто информацией», сказано в законе о средствах массовой информации». Высказывая такое мнение, автор явно сужает проблему. Он акцентирует наше внимание только на информации, оставляя РЯ, как деятельность, за горизонтом. В указанном нами примере есть несколько аспектов рассматриваемой нами проблемы - правовое регулирование информации как таковой, ее создания, переработки, трансляции и деятельности по ее созданию, переработке и трансляции с определенными целями.

Во-первых, создание информации, ее переработка и трансляция подразумевают еще и некоторую манипуляцию. Информация может быть преувеличена, приуменьшена, недосказана, то есть как-то искажена. В этом случае имеет место манипуляция информацией с целью манипуляции сознанием объекта воздействия - обществом, общественностью, обывателем. Подобное воздействие называется информационным управлением.

Под информационным управлением понимается процесс выработки и реализации управленческих решений в ситуации, когда управляющее воздействие носит неявный, косвенный характер, а объекту управления представляется определяемая субъектом управления информация о ситуации (информационная картина), ориентируясь на которую этот объект как бы самостоятельно выбирает линию своего поведения. Этот тип управления человеком, группой, массой связан со стремлением так сформировать сообщение о реальной ситуации, чтобы, несмотря на его неадекватность, человек принимал его как само собой разумеющееся и поступал (голосовал, покупал) соответствующим образом. То есть конечной целью информационного воздействия является желаемое поведение объекта управления, которое постулируется субъектом. Основной особенностью принятия и реализации информационных управленческих решений является то, что это не единовременный акт, а совокупность взаимосвязанных действий и методов их реализации, распределенных на некотором временном интервале, по территории и по сегментам целевой аудитории.

Вы можете распознать единичное воздействие, но хорошо спланированную РЯ-кампанию, когда единичные манипуляционные акты сложены в единую цепочку коммуникационных событий, нет. Это значит,

что основные принципы общения СМИ и общества должны быть определены на законодательном уровне.

Во-вторых, в зависимости от сферы деятельности, в которой функционируют специалисты (отделы, управления, департаменты) по связям с общественностью, в процесс правового регулирования PR-деятельности включаются отраслевые законодательные акты - как различных отраслей промышленности (атомной, авиационной, нефтяной, программного обеспечения и т.д.), так и различных отраслей права (гражданского, трудового, административного).

Так, для брендинга, фирменного стиля, корпоративной культуры очень важно законодательство о правах на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (глава 76 ГК РФ). Для политического PR - выборное законодательство, регулирующее деятельность политических партий в период предвыборных кампаний и между ними. Для банковской деятельности - соответственно о банках и банковской деятельности, о ЦБ РФ и т.п.

В процесс правового регулирования PR включаются также законы, охраняющие государственную, служебную и коммерческую тайну. Коммерческая информация, при определенных обстоятельствах и с определенными PR-целями, может быть раскрыта, но решение о ее раскрытии принимает не PR-менеджер, а, возможно по его рекомендации, руководство компании и служба безопасности.

В-третьих, в российское законодательство постепенно вводятся этические нормы поведения адвокатов, судей, госслужащих. Нельзя исключать, что в дальнейшем и этические нормы PR-служащих также будут регламентированы на законодательном уровне.

В-четвертых, важную роль как для журналистской, так и для PR-деятельности играет законодательство об авторском праве и смежных правах. Авторское право (глава 70 ГК РФ) регулирует такие общие категории авторского права (в объективном смысле этого понятия), как объекты, субъекты, их правомочия, сроки действия прав автора и т.д. Подробно определяет и регулирует личные неимущественные и имущественные права авторов и иных правообладателей, а также способы распоряжения этими правами.

Смежные права (глава 71 ГК РФ) - содержат положения, имеющие целью охрану прав артистов-исполнителей, режиссеров-постановщиков спектаклей и дирижеров на результат исполнения; прав изготовителей фонограмм и видеозаписей, а также прав организаций эфирного и кабельного вещания на их передачи.

Таким образом, правовое регулирование РЯ-деятельности, процессов информационного обмена, межсубъектных коммуникаций имеет огромную и определяющую роль для всех сторон коммуникационного взаимодействия и, в первую очередь, для информационной безопасности общества в целом и каждого отдельного его представителя в частности.

Правовая грамотность РЯ-специалистов

Рассмотренный нами вопрос о возможности и необходимости правовой регламентации РЯ-деятельности имеет большое значение для профессиональной компетентности РЯ-специалистов. Неграмотный в правовом отношении РЯ-менеджер может серьезно навредить своей компании, ее имиджу, ее репутации, причем в восприятии совершенно неожиданных целевых аудиторий.

Рассмотрим следующий пример. В апреле 2007 года компания Х участвует в международной выставке. На стенде компании симпатичные девушки раздают информационные подборки материалов о компании. В зависимости от статуса и заинтересованности посетителя стенда содержание информационной подборки меняется. Мы видим объявление о вакансии: «В компании Х открыта вакансия «Сотрудник отдела по работе с клиентами». Далее в разделе «Мы предлагаем» читаем следующую запись: «... Соблюдение КЗоТ, соцпакет и т.д.».

Если мы действительно ищем работу, то мы, безусловно, знаем, что трудовые отношения регламентированы сейчас, в 2007 году, Трудовым кодексом Российской Федерации. КЗот - не действует уже с 1 февраля 2002 года. Подобная запись является грубейшей для юриста. Это досадный промах для компании. Эта ошибка может принадлежать и перу специалиста по персоналу, но за подготовку к выставке, за ее проведение, за все информационные, рекламные и другие материалы, распространяемые от имени компании, несет ответственность РЯ-менеджер. Она характеризует уровень его профессиональной подготовки.

Следует также заметить, что совершена не одна ошибка, а как минимум две. Вторая - это пренебрежение процедурой согласования текста объявления со всеми профильными службами и сотрудниками. Если бы оригинал-макет информационной подборки просмотрел юрист компании, то он естественно, поправил бы эту неточность. Совершенная ошибка сильно бьет по имиджу компании, искажая и ухудшая его у целевых аудиторий, а именно - у соискателей, у конкурентов, заказчиков и инвесторов.

Таким образом, РЯ-деятельность должна не только саморегулироваться с помощью «этического кодекса» РЯ-специалиста, но и регламентироваться на законодательном уровне. Сами же РЯ-специалисты должны, во-первых, не пренебрегать своими профессиональными обязанностями по согласованию, а во-вторых, должны хорошо разбираться в действующем законодательстве.

Из последнего утверждения вытекает срочная необходимость анализа и корректировки учебных планов по специальности «связи с общественностью». Поскольку пока поднятые нами проблемы обсуждаются, ВУЗы готовят новое поколение «профессиональных» пиарщиков.

Литература

1. А. Чумиков. Онлайн-конференция 27.03. 2007 // http: //www.raso.ru

PR в изменяющемся мире: региональный аспект: сборник статей/ под ред. М.В.Гундарина, Ю.В. Явинской - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.