ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
© Тагирова Л.М.*
Филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Ульяновск
В статье описаны ключевые направления деятельности, нормативное регулирование PR-деятельности в РФ, выделены особенности функционирования PR-служб органов власти.
Ключевые слова: СМИ, деятельность PR-служб, исполнительные органы государственной власти РФ.
Современное понятие связей с общественностью применительно к органам государственной власти учитывает не только опыт предшествующей общественно-экономической формации, но и, прежде всего, существующие реалии нашей жизнедеятельности: демократическое государственное управление, рыночную экономику, процессы глобализации мирового сообщества, формирование информационного общества, предусматривающего использование динамичных и эффективных информационно-коммуникационных технологий, способных активно воздействовать на индивидуальное и массовое сознание и мнение.
Роль средств массовой информации - это исполнение коммуникативной функции как инструмента донесения информации. Вместе с тем, связи с общественностью включают в себя и вопросы внутрикорпоративной и общекорпоративной политики организации, специфику межличностных и межотраслевых отношений, деятельность по созданию здорового микроклимата среди персонала, укреплению корпоративных отношений, изучение общекорпоративных специальных мероприятий.
Анализ регулятивных механизмов, существующих в public relations органов государственной власти, определил два основных направления: правовое регулирование и саморегулирование.
При подготовке информационно-аналитических документов необходимо руководствоваться нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня, среди которых следует выделить[6] :
- статьи 24 и 29 Конституции Российской Федерации;
- Федеральный закон № 2124-1-ФЗ от 27.12.1991 (ред. от 13.07.2015) «О средствах массовой информации;
- Федеральный закон от 13.01.1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;
* Студент кафедры Государственного управления и муниципального права. Научный руководитель: Морозова Т.В., старший преподаватель.
- Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе», который регулирует часть объектов рекламы, затрагивает ряд этических моментов и запрещает использование всех ее видов (недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы);
- Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- Федеральный закон от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
- нормативы расходов на рекламу обозначены в выдержках из Налогового Кодекса Российской Федерации (вторая часть) № 117-ФЗ от 05.08.2000 г.;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Изученные нормы перечисленных документов позволили выделить следующие проблемы правового обеспечения деятельности по связям с общественностью [5]:
- слабое развитие нормативной правовой базы, стимулирующей вовлечение государственных информационных ресурсов в эффективный хозяйственный оборот;
- отсутствие правового регулирования распространения информации, предназначенной для неограниченного круга потребителей, в открытых информационно-телекоммуникационных сетях;
- отсутствие установленных норм ответственности за ограничение или нарушение права на доступ к открытой информации;
- диспропорции в развитии федеральной и региональной составляющей законодательства, наличие противоречий между ними, а также отсутствие законодательной базы для согласования законотворческой деятельности Российской Федерации и её субъектов.
Общественное регулирование - это регулирование посредством общественного мнения, которое формируется с опорой на социальную информацию. Саморегулирование осуществляется независимыми, профессиональными, отраслевыми организациями, которые в состоянии оказать влияние на качество конкурентной среды, устанавливая стандарты бизнес-этики, делового оборота, не входящие в законодательное поле.
Деятельность PR-служб органов власти имеет как общие характеристики: установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями, информирование о принимаемых решениях, изучение общественного мнения по различным вопросам деятельности, формирование благоприятного имиджа организации, так и отличительные особенности.
В деятельности государственных структур по связям с обществен -ностью можно выделить несколько четких функций [4]:
- информационно-политическая функция направлена на разработку информационной политики по конкретным направлениям государственной деятельности, ее стратегии и тактики, фиксирующих движение событий по данным в динамике;
- информационно-коммуникативная функция предусматривает продуцирование, тиражирование информации при выполнении информационной работы с населением, а также поддержание социально-психологического климата внутри государственного учреждения, соблюдения служебной этики, фирменного стиля;
- консультативно-методическая функция состоит в консультировании по организации и налаживанию отношений с общественностью, в том числе в виде разработки концептуальных моделей сотрудничества и социального партнерства, программ, акций и кампаний PR;
- организационно-правовая функция предполагает совокупные меры и действия по подготовке, проведению и организации активных акций, PR-кампаний, различного уровня деловых встреч, выставок, конференций с использованием средств массовой информации, а также правовое обеспечение деятельности службы по связям с общественностью.
Отличие PR-структур государственного управления от подобных структур коммерческого менеджмента можно провести по пяти основаниям: по целям, ресурсам, ответственности, мотивам, окружению:
- цели PR-структуры государственного управления многообразны, чаще всего носят неэкономический и обобщенный характер;
- государственные органы обладают большими информационными ресурсами, при этом в отношении финансовых, человеческих, технических возможностей используются дополнительные рычаги через взаимодействие с общественностью;
- ответственность носит внешний характер, что, с одной стороны, говорит о более размытых требованиях к деятельности PR-служб, а с другой стороны компенсируется необходимостью следовать закону;
- побудительным мотивом является желание улучшить отношения с гражданским обществом и бизнесом;
- характерен особый стиль отношений, на который оказывает взаимодействие с общественными организациями и осуществление лоббистской деятельности.
Глобальные цели государственных PR-программ независимо от уровня имеют, как минимум, три общих элемента: информирование общества о деятельности государственного органа (учреждения); привлечение общества к участию в государственных программах; обеспечение общественной поддержки избранным стратегиям и принятым программам. Для этого необходимо учитывать, что службы по связям с общественностью призваны отражать интересы страны в целом, всех граждан или значительной их части.
Эффективность государственного управления напрямую зависит от уровня общественной поддержки его инициатив, как на национальном, так и на международном уровнях, поэтому обязательным условием является активное взаимодействие с гражданами. Таким образом, государственные структуры сфокусированы в плане своей работы с общественностью именно на реализации информационной политики, ставя на второе место политику имиджевую.
Важным ресурсом для органов власти выступает социально-значимая информация. Связи с общественностью в этом плане должны стать индикатором такой информации применительно к деятельности органов власти. И эта миссия в условиях развития информационного общества возрастает [2].
Среди проблем PR в государственных структурах можно отметить:
- нечеткую методологическую базу, непонимание места и роли PR-отдела в деятельности органов государственного управления;
- слабую регламентацию деятельности между PR-отделом и другими подструктурами государственной организации;
- отсутствие согласования интересов руководства государственного органа и внешнего окружения, вследствие чего происходит отчуждение власти и общества по некоторым вопросам;
- некоторые руководители не всегда способны более четко определить цели, задачи и функции связей с общественностью, особенно часто это встречается на региональном и муниципальном уровнях;
- существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб по связям с общественностью, что приводит к функциональным диспропорциям в работе PR-отдела.
Можно предложить следующие варианты решения выявленных проблем:
- реализация принципа взаимного дополнения, когда необходимо не дублировать уже существующие функции, а качественно дополнять их;
- усиление роли личностного фактора сотрудников через повышение квалификации и профессионализма;
- модификацию имеющихся приемов и технологий работы;
- системность и непрерывность деятельности по связям с общественностью.
Активное использование всего комплекса мер по взаимодействию со СМИ, ознакомлению общественности с результатами работы и планами органа власти, мониторингу общественного мнения должно сопровождаться наличием у PR-специалистов любого властного органа стратегического плана изучения общественного мнения, корректирования его в нужном для власти направлении. Все действия по формированию общественного мнения должны предваряться анализом целей, средств, методов.
Следует помнить, что в основе взаимодействия государства и общественности лежит принцип сотрудничества, требующий делового партнерства
и коллективной ответственности власти и общественности за совместно выработанные и принятые решения. Такое сотрудничество способствует развитию гражданского сознания, создает благоприятный общественно-политический климат, стимулирует основные слои населения к деятельному и продуктивному участию в решении общенациональных вопросов и проблем местного значения.
Список литературы:
1. Федеральный закон № 7-ФЗ от 13.01.1995 «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».
2. Гринберг Т.Э. Коммуникационная концепция связей с общественностью. Модели, технологии, синергетический эффект. - М.: Изд-во МГУ, 2012. - 328 с.
3. Морозова Т.В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов региональной власти: теоретический аспект// Проблемы экономики и управления: сб. науч. тр. молодых ученых. - Ульяновск: филиал ФГБОУ ВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2014. - С. 65-71.
4. Лизогуб М.А. Имидж муниципальной власти как конкурентное преимущество // Власть. - 2015. - № 2. - С. 91-93.
5. Соколов А.В. Электронные коммуникации в социальной активности граждан // Власть. - 2015. - № 3. - С. 67-71.
6. Чумиков А.Н. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов: учебник / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: Инфра-М, 2013. - 329 с.