Научная статья на тему 'О праве наций на самоопределение в условиях глобализации'

О праве наций на самоопределение в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
496
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ / IMPLEMENTATION / НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / INTERNATIONAL LEGAL NORM / НАЦИЯ / NATION / ПРАВО НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / RIGHT FOR SELF-DETERMINATION / РЕФЕРЕНДУМ / REFERENDUM / ПРАВОВОЕ ПОЛЕ / LEGAL FRAMEWORK / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бозиев Альберд Тахирович

В статье рассматриваются проблемы имплементации норм международного права при реализации права нации на самоопределение в условиях глобализации на примере Крыма. Отмечается коллизионный характер международной нормативно-правовой базы. Проводится анализ различных точек зрения на данную проблему. Делается вывод о необходимости строгого соблюдения и следования международным договоренностям. Референдум и в последующем присоединение Крыма к России признаются легитимными и проведенными в рамках международного правового поля событиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING THE RIGHT OF NATIONS TO SELF-DETERMINATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The article considers the problems of international laws implementation in exercising of the right of a nation to self-determination in the context of globalization by case study of Crimea. Collision character of the international normative legal framework is emphasized. Various opinions considering the problem have been analyzed, and it is concluded that strict compliance with the international agreements is essential. The author believes, the referendum and following integration of Crimea into Russia are legitimate, since they had been implemented in accordance with the international legal framework.

Текст научной работы на тему «О праве наций на самоопределение в условиях глобализации»

УДК 341.231 Бозиев Альберд Тахирович

кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Boziev Alberd Takhirovich

PhD in Philology, Professor, General Legal Disciplines Department, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

CONCERNING THE RIGHT OF NATIONS TO SELF-DETERMINATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы имплемен-тации норм международного права при реализации права нации на самоопределение в условиях глобализации на примере Крыма. Отмечается коллизионный характер международной нормативно-право-вой базы. Проводится анализ различных точек зрения на данную проблему. Делается вывод о необходимости строгого соблюдения и следования международным договоренностям. Референдум и в последующем присоединение Крыма к России признаются легитимными и проведенными в рамках международного правового поля событиями.

Ключевые слова:

имплементация, норма международного права, нация, право на самоопределение, референдум, правовое поле, глобализация.

Summary:

The article considers the problems of international laws implementation in exercising of the right of a nation to self-determination in the context of globalization by case study of Crimea. Collision character of the international normative legal framework is emphasized. Various opinions considering the problem have been analyzed, and it is concluded that strict compliance with the international agreements is essential. The author believes, the referendum and following integration of Crimea into Russia are legitimate, since they had been implemented in accordance with the international legal framework.

Keywords:

implementation, international legal norm, nation, right for self-determination, referendum, legal framework, globalization.

В современном мире за последние несколько десятилетий произошли значительные изменения, кардинально повлиявшие на расстановку сил на международной арене и определившие векторы развития. Общая тенденция такова, что мир демократизируется и сближается - толчком послужил крах колониальной и социалистической систем. Глобальный мир сегодня характеризуется большими интеграционными процессами, пронизывающими все сферы деятельности - политические, экономические, научные, образовательные, культурные, военные, экологические и т. д. Уходят в прошлое границы, замкнутость и закрытость, а вместо этого вырабатывается единое пространство для наиболее гармоничного развития гражданина и общества. Однако следует отметить, что исследователями очень противоречиво оценивается явление глобализации.

Наряду с центростремительными тенденциями примечательной чертой современного глобализирующегося мира являются и центробежные устремления некоторых народов, пытающихся утвердиться в своей неповторимости и осознании своей идентичности в поменявшемся миропорядке, который уже долгие годы наводят США, игнорируя все международные договоренности и институты и делая мир однополярным.

Президент Российской Федерации В.В. Путин говорит о том, что со сменой биполярного мира на однополярный на Земле не прибавилось стабильности. Запад и США в своей практической политике не руководствуются международными нормами и стандартами, а решают все проблемы силовыми приемами. При необходимости из международных организаций «выбиваются» нужные резолюции или просто игнорируются решения Совета Безопасности и ООН в целом. Достаточно вспомнить события в Югославии в 1999 г., Афганистан и Ирак, Ливию и череду управляемых «цветных» революций. «"Арабская весна" сменилась "арабской зимой"» [1].

Целью данной статьи является анализ международных стандартов, регламентирующих право нации на самоопределение, и оценка легитимности практической имплементации данного права в условиях глобализации на примере Крыма.

По мнению Д. Киселева, воссоединение Крыма с Россией было примером безукоризненной имплементации норм международного и украинского права [2].

Историк Ф. Междуреченский отмечает, что никаких общепринятых международных норм в части реализации права наций на самоопределение просто не существует, и все решается в зависимости от исхода политической и вооруженной борьбы [3]. А вместе с тем разные народы -

сербы в Боснии, русины в Закарпатье, албанцы в Косове, армяне в Нагорном Карабахе, сардины в Италии, каталонцы в Испании, русские в Приднестровье, осетины и абхазы в Грузии и другие -регулярно сталкиваются с коллизиями в международном праве.

Председатель Ассоциации юристов России С. Степашин говорит о том, что народ Крыма имеет право на самоопределение. С точки зрения международного права эта позиция абсолютно корректна. По мнению С. Степашина, в общем праве такое право зафиксировано в п. 2 ст. 1 Устава ООН, в Пактах о правах человека 1966 г. [4]. Все участвующие в настоящем пакте государства должны в соответствии с положениями Устава ООН создавать условия для осуществления права на самоопределение и уважать это право. Любое государство, являющееся участником этих международных договоров, обязано поддержать право народа Крыма на самоопределение. Результаты проведенного референдума в Крыму отражают волеизъявление подавляющего большинства населения [5].

Крымский референдум 1б марта 2014 г. прошел в полном соответствии с демократическими процедурами и международно-правовыми нормами. Более 82 % избирателей приняли участие в голосовании, из которых более 96 % высказались за воссоединение с Россией. При объявлении о своей независимости и назначении референдума Верховный совет Крыма руководствовался Уставом Организации Объединенных Наций, в котором говорится о праве нации на самоопределение. Как отмечает Президент РФ В.В. Путин, и сама Украина, объявив о выходе из СССР, сделала то же самое, почему в таком праве должно быть отказано жителям Крыма [6]?

По мнению К. Латухиной, «если бы не реальная поддержка России людям, которые проживают в Крыму, то невозможно было бы осуществить цивилизованный процесс волеизъявления граждан. Было бы то же самое, что сейчас происходит на востоке и на юге Украины» [7].

Джон Редвуд полагает, что референдума о независимости Каталонии не будет, по мнению многих, потому что ни испанский парламент, ни ЕС не поддерживают эту идею. Крым провел референдум, который нелегитимен в силу того, что ни украинское государство, ни ЕС не одобрили его проведение и не признают его результаты, так как он осуществлялся при активном участии российской армии. Шотландии в отличие от Крыма и Каталонии были предоставлены все легитимные права для волеизъявления. Джон Редвуд считает, что ЕС не очень одобряет процесс самоопределения наций и ему необходимо существенно пересмотреть свои взгляды на данный процесс. Вместе с тем референдум - очень демократичный способ волеизъявления народа, а ЕС пытается элиминировать эту инициативу [8].

Специалист по международному праву из университета Ланкастер Стивен Уитли отмечает, что согласно основным международным нормам окончательное признание результатов референдума остается за центральной властью, которая вправе истолковать результаты по своему усмотрению. Но это положение игнорирует этическую сторону международного права, а именно: решающее слово должно оставаться за теми, кто голосовал. Как замечает данный исследователь, критики процесса самоопределения считают, что это приведет к подрыву мира и безопасности и к непредсказуемым последствиям. Вместе с тем, отнимая такое право, мы заставляем народы служить режимам [9].

Решение о проведении референдума невозможно оценивать вне историко-правового, фактического, конституционного и международно-правового контекста, раскрывающего истоки и движущие силы происходящих в Крыму событий. Крым в течение многих столетий входил в состав России, акт о передаче Крыма Украине нарушал действовавшие в то время конституционные требования, переворот в Украине создал ситуацию конституционно-правовой неопределенности, в таких условиях преобладающее конституционно-правовое значение для Крыма приобретают нормы и волеизъявление народа Крыма; необходимо учитывать международно-правовые гарантии на самоопределение Крыма как нацменьшинства в Украине [10].

В своих действиях крымчане опирались на известный прецедент отделения Косово от Сербии. Мировые державы во главе с США признали это отделение легитимным, заявив о том, что никакого разрешения центральных властей для одностороннего объявления независимости не требуется. Международный суд ООН на основе п. 2 ст. 1 Устава Организации Объединенных Наций согласился с этим и в своем решении от 22 июля 2010 г. отметил следующее: никакого общего запрета на одностороннее провозглашение независимости из практики Совета Безопасности не вытекает. Общее международное право не содержит какого-либо применимого запрета на провозглашение независимости. Вместе с тем утверждается, что Косово - исключительный случай, так как в ходе конфликта в Косово было много человеческих жертв. «Это что - юридически правовой аргумент? ...это какой-то удивительный примитивный и прямолинейный цинизм» [11].

Россию часто обвиняют в том, что она якобы нарушила нормы международного права. В.В. Путин справедливо иронизирует по этому поводу, что «хорошо, что они хоть вспомнили о том, что существует международное право» [12].

Представитель МИД России Александр Лукашевич считает, что «у США нет и не может быть морального права на нравоучения по поводу соблюдения международных норм и уважения суверенитета других стран» [13].

В полиэтнической Украине проживают миллионы русских людей, и Россия всегда будет защищать их интересы политическими, дипломатическими, правовыми средствами. Россию пытаются обвинить в том, что она якобы превысила предельно допустимую штатную численность своих Вооруженных сил в Крыму. Президент России В.В. Путин обращает внимание на то, что Россия никогда не вынашивала планов аннексии Крыма, а отношения с Украиной выстраивала с учетом геополитических реалий. Введя войска в Крым, Россия преследовала только одну цель -создать благоприятные условия для безопасного волеизъявления жителей Крыма. Признавая ввод войск в Крым, Президент России В.В. Путин заявляет о том, что «мы не превысили предельной штатной численности наших Вооруженных сил в Крыму» [14; 15].

И. Иванов отмечает, что кризис на Украине был спровоцирован не российскими властями, а радикальными националистическими силами, которые разрушили хрупкий политический баланс, составлявший основу украинской государственности и украинского единства. Россия была вынуждена откликнуться на пожелание подавляющего большинства жителей Крыма вернуться в состав России ... сведение всех проблем Украины к "аннексии" Крыма - глубокое и трагическое заблуждение. Проблема Украины - в фактическом разложении украинской государственности» [16].

Как считает директор французского центра исследований в области разведки Э. Денесе [17], В. Путин был прав, когда заявил, что смена власти в Киеве была следствием нелегального государственного переворота. Решение использовать Вооруженные силы в целях защиты этнических русских и российской базы на Украине, а также поддержка референдума в Крыму носят законный характер. Таким образом:

1. Народ Крыма имел право на самоопределение (данное утверждение справедливо относительно любого народа) согласно ряду международных документов [18; 19; 20; 21; 22; 23].

2. Конституция Украины, действовавшая на момент референдума в Крыму, гласит, что «.к ведению Автономной Республики Крым относится организация и проведение референдумов» (статья 138) [24].

3. Никакого вероломного ввода российских войск на Украину не было. Россия не превышала согласованный с Украиной лимит штатной численности своих Вооруженных сил в Крыму в 20 тыс. человек. Функцией российских военных было создание условий мирного и свободного волеизъявления жителей Крыма.

4. Решение о проведении референдума невозможно оценивать вне историко-правового, фактического, конституционного и международно-правового контекста.

5. Ни одно отдельно взятое государство не вправе единолично решать судьбы других народов - время однополярного мира прошло. Самым надежным инструментом регулирования международных отношений должны быть общепринятые нормы права, а не различные формы давления политического, силового или вооруженного характера.

Ссылки:

1. Обращение Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/news/20603 (дата обращения: 23.09.2015).

2. Киселев Д. «Вести недели» от 22 марта 2015 г. Телеэфир на канале «Россия 1» от 22 марта 2015 г.

3. Междуреченский Ф. Есть ли у Крыма право на самоопределение [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravda.ru/world/formerussr/ukraine/12-03-2014/1198725-crimea-0/ (дата обращения: 20.07.2015).

4. Барщевский М. Смута вечной не бывает. Интервью с Председателем Ассоциации юристов России С. Степашиным [Электронный ресурс] // Российская газета. 2014. 27 марта. URL: http://www.rg.ru/2014/03/27/stepashin.html (дата обращения: 23.09.2015).

5. Там же.

6. Обращение Президента Российской Федерации.

7. Латухина К. Зависит и от вас [Электронный ресурс] // Российская газета. 2014. 28 апр. URL: http://www.rg.ru/2014/04/24/osujdenie-site.html (дата обращения: 23.09.2015).

8. Redwood J. Catalonia, Crimea and Scotland [Электронный ресурс]. URL: http://johnredwoodsdiary.com/2014/04/12/cata-lonia-crimea-and-scotland/ (дата обращения: 20.07.2015).

9. Wheatley S. Independence Referendums in Catalonia and Crimea: Understanding the Democratic Right of Secession in International Law? [Электронный ресурс]. URL: https://lancslaw.wordpress.com/2014/11/05/independence-referendums/ (дата обращения: 20.07.2015).

10. Трудности перевода. Как европейская комиссия принимала решение по крымскому референдуму [Электронный ресурс] // Российская газета. 2014. 18-23 апр. URL: http://www.rg.ru/2014/04/18/habrieva.html (дата обращения: 20.07.2015).

11. Обращение Президента Российской Федерации.

12. Владимир Путин: Не надо ничего бояться [Электронный ресурс] // Российская газета. 2014. 18 апр. URL: http://www.rg.ru/2014/04/17/putin-liniya-site.html (дата обращения: 20.07.2015).

13. Цит. по: Междуреченский Ф. Указ. соч.

14. Обращение Президента Российской Федерации.

15. Владимир Путин: Не надо ничего бояться.

16. Иванов И. А об Украине подумали?! [Электронный ресурс] // Российская газета. 2014. 25 марта. URL: http://www.rg.ru/2014/03/25/polozhenie.html (дата обращения: 20.07.2015).

17. Гармаш О. Когда мечты «рассеются» [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://www.rg.ru/2014/03/25/ukraine.html (дата обращения: 20.07.2015).

18. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Принята резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1960 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv/declarations/colonial.shtml (дата обращения: 20.07.2015).

19. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения: 20.07.2015).

20. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 г. [Электронный ресурс]. URL: www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/in-digenous_rights.shtml (дата обращения: 20.07.2015).

21. Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 23.09.2015) ; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/pactecon.shtml (дата обращения: 23.09.2015).

22. Право народов и наций на самоопределение : резолюция ООН № 637 от 1952 г. [Электронный ресурс]. URL: http://bammatuli.ru/about/page-uno637.html (дата обращения: 23.09.2015).

23. Устав ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter/ (дата обращения: 23.09.2015).

24. Конституция Украины [Электронный ресурс]. URL: http: meget.kiev.ua/zakon/konstitutsia-ukraini (дата обращения: 23.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.