Научная статья на тему 'О праве граждан на здоровую окружающую среду и об обязанности государства защищать окружающую среду, предусмотренных зарубежными конституциями'

О праве граждан на здоровую окружающую среду и об обязанности государства защищать окружающую среду, предусмотренных зарубежными конституциями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
414
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стариков Вячеслав Иванович

Анализируются основные законы ряда государств, регламентирующие вопросы охраны природной окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О праве граждан на здоровую окружающую среду и об обязанности государства защищать окружающую среду, предусмотренных зарубежными конституциями»

О ПРАВЕ ГРАЖДАН НА ЗДОРОВУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ОБ ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА ЗАЩИЩАТЬ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ,

ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫМИ КОНСТИТУЦИЯМИ

Анализируются основные законы ряда государств, регламентирующие

вопросы охраны природной окружающей среды.

В существующих правовых системах, в основных законах демократических государств права и свободы человека занимают центральное место. Международные стандарты прав и свобод человека находят свое выражение в виде общих принципов и норм международного права.

Современное международное право, как отмечает К. Денчев1, — признает за каждым человеком, независимо от гражданства и места проживания, основные права и свободы, которые являются естественными и неотчуждаемыми. Это положение исключительно важно, поскольку многие десятилетия в восточноевропейской теории и практике господствовал постулат о том, что правами и свободами гражданина наделяет государство, по усмотрению которого зависит их перечень, полнота и гарантия осуществления.

Международные нормы в области прав и свобод человека оказывают влияние на внутреннее законодательство. Так, государство, предоставляя права и свободы своим гражданам, при принятии законодательства об охране окружающей природной среды обязано соблюдать и обязательства по международному праву.

В зарубежной юридической науке классификацию экологических прав условно разделяют на три группы. Во-первых, это права из области публичного права: право на судебную защиту от действий экологических нарушителей, право оспаривать в суде действия правительства, а также процедурные права, например, право на участие в принятии решений в области охраны окружающей среды. Во-вторых, это права из области частного права: право на судебную защиту при непосредственном причинении вреда истцу. Третью группу составляют права, включаемые в перечень основных прав или в так называемый «стандарт» прав человека, такие как: право на благоприятную окружающую среду или право на информацию об окружающей среде.

В зарубежных конституциях перечисляются в основном идентичные права личности (личные, политические, социальные и экономические). В последующих конституциях (третьего и четвертого поколений) появилось право на благоприятную окружающую среду. В конституциях разрабатываются вопросы конституционной охраны окружающей природной среды и конституционной защиты экологических прав граждан. Так, в Основной Закон ФРГ (1949 года) 27 октября 1994 года была введена ст. 20, в которой, в частности, говорится, что «Государство, сознавая ответственность за будущие поколения, осуществляет охрану природных основ жизни в рамках конституционного строя и в соответствии с законом и правом посредством исполнительной власти и правосудия»2.

Из данной статьи мы видим, что немецкое общество стремится к созданию модели конституционного экологического государства. Обязанность государства защищать окружающую среду закреплена в Конституции Испании (1978 года).

В ч. 2 ст. 45 говорится: «Органы власти следят за рациональным использованием всех природных ресурсов в целях сохранения и улучшения качества жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды, опираясь при этом на необходимую коллективную безопасность»3.

В Конституции Греции (1975 года) в ч. 1 ст. 24 сказано: «Охрана природной и культурной окружающей среды является обязанностью государства. Государство обязуется принимать специальные превентивные или репрессивные меры для ее охраны. Закон определяет вопросы, касающиеся охраны лесов и в целом лесных территорий. Запрещается применение целевой функции государственных лесных территорий, если для интересов национальной экономики не является более важным их сельскохозяйственная эксплуатация или иное использование, диктуемое государственными интересами»4. Так, в Конституции Португалии (1976 года) ст. 66 имеет название «Окружающая среда и качество жизни». В п. «а» ч. 2 ст. 66 указывается, что государство обязано предупреждать и контролировать загрязнение окружающей среды и его последствия, а также виды эрозии.

В Конституции Польши (1997 года) в ч. 4 ст. 68 говорится, что публичные власти обязаны предупреждать негативные для здоровья человека последствия деградации окружающей среды. Здесь мы видим, что обязанность государства выражена во властной форме, а не в форме оказания содействия личности в реализации ее прав.

Представляется обоснованным рассмотреть место права на окружающую среду в федеративных государствах, поскольку федерация есть «общее государство» субъектов, где предусматриваются те или иные способы участия субъектов в решении общефедеральных вопросов. Так, в Конституции Бельгии (1994 года) ст. 23 закрепляет экономические, социальные и культурные права. Эти права включают, в частности, право на информацию и право на здоровую окружающую среду.

Достаточно подробно говорится о праве граждан на здоровую окружающую среду и об обязанности государства защищать окружающую среду в Конституции Швейцарии (1999 года). Раздел 4, насчитывающий восемь экологических статей, называется «Окружающая среда и пространственное планирование». Основной смысл этих статей заключается в том, что каждый человек должен охранять и целесообразно использовать природную среду. Государство должно заботиться о здоровой окружающей среде и с этой целью определять условия и порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности. В указанных статьях представлены три важнейшие нормы конституционных прав и обязанностей человека на окружающую среду.

В бывшей социалистической Чехословацкой Федеративной Республике, с

1 января 1993 года прекратившей свое существование, по разному трактуются экологические права и обязанности. Так, в Конституции Чехии (1992 года) отсутствует глава, посвященная правовому статусу личности. Более подробно основные права регулируются Хартией основных прав и свобод, которые согласно Конституции являются ее составной частью. Экологические права человека

косвенно вытекают из главы 1 «Основные права», где закреплены важнейшие принципы. В ст. 7 говорится, что государство заботится о бережном использовании природных ресурсов и охране природных богатств.

В Конституции Словакии (1992 года), в отличие от чешской Конституции, достаточно подробно регулируются вопросы правового статуса личности. В разделе шестом главы 2 говорится: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду». Представляется обоснованным рассмотреть место права на благоприятную окружающую среду в конституциях стран СНГ. Так, в Конституции Украины (1996 года)5 в разделе втором «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» имеются две экологические статьи. Ст. 50 Конституции Украины устанавливает: «Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного этим нарушением вреда. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена». Ст. 66 определяет конституционную обязанность: «Каждый обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки».

В Конституции Казахстана (1995 года)6 в разделе втором «Человек и гражданин» также имеются две экологические статьи: ч. 1 ст. 31 провозглашает: «государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека»; ч. 2 ст. 31 определяет, что «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом»; ст. 38 определяет конституционную обязанность следующим образом: «Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам».

Рассматривая нормы права на благоприятную окружающую среду в Конституциях Украины (ст. 50) и Казахстана (ст. 31), можно заметить, что данные права имеют различные объемы притязаний. В Конституции Украины данное право более ограничено, акцент делается на безопасность для жизни человека и гражданина. В Конституции Казахстана внимание уделено только цели государства, заключающейся в охране окружающей среды для жизни и здоровья человека.

Таким образом, мы видим, что в зарубежных конституциях (особенно последнего поколения) достаточно полно разрабатываются вопросы конституционной защиты экологических прав граждан. Данный подход реализован такими европейскими странами, как Германия, Бельгия, Греция и другими демократическими государствами. Следует полагать, что экологические права могут быть обеспечены только во взаимодействии с иными конституционными правами человека.

Примечания

1 Права человека в современном мире//Тез. между народ, теоретич. семинара. М., 1999. С. 28.

2 Конституции государств Европы / Под ред. Л.А. Окунькова, М., 2001. С. 589.

3 Там же. С. 59,

4 Там же. С. 655.

5 Конституция Украины, Киев, 2004. С. 40.

6 Конституция Республики Казахстан. Алма-Ата, 1995. С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.