Научная статья на тему 'О правах и обязанностях потребителей гостиничных услуг в Российской Федерации'

О правах и обязанностях потребителей гостиничных услуг в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / нормативный правовой акт / система нормативных правовых актов / Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» / Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» / Закон «О защите прав потребителей» / постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» / потребитель / гостиничная услуга / Russian Federation / legislation / regulatory legal act / system of regulatory legal acts / Federal Law “On the basics of Tourist activity in the Russian Federation" / Federal Law "On Migration Registration of Foreign Citizens and Stateless Persons in the Russian Federation" / Law "On Consumer Protection" / decree of the Government of the Russian Federation "On approval Rules for the provision of hotel services in the Russian Federation" / consumer / hotel service

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Константин Амбарцумович Маноян

На основе анализа юридической литературы и законодательства о правах и обязанностях потребителей гостиничных услуг в Российской Федерации обосновано несколько суждений: правовая основа предпринимательства, в том числе посредством оказания гостиничных услуг, закреплена в ст. 34 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями); права и обязанности потребителей всяких услуг, в том числе гостиничных, закреплены в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей»; нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования порядка оказания гостиничных услуг, является постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»; во избежание противоречий, разрешаемых по правилам конкуренции, необходимо повысить статус Закона РФ «О защите прав потребителей» до статуса федерального закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the rights and obligations of consumers of hotel services in the Russian Federation

Based on the analysis of legal literature and legislation on the rights and obligations of consumers of hotel services in the Russian Federation, several judgments are substantiated: the legal basis of entrepreneurship, including through the provision of hotel services, is enshrined in Article 34 of the Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 (with subsequent amendments and additions); the rights and obligations of consumers of all services, in particular including hotel rooms, fixed in the Law of the Russian Federation of February 7, 1992 “On Consumer Protection”; a regulatory legal act specifically designed to regulate the procedure for the provision of hotel services is the Decree of the Government of the Russian Federation dated November 18, 2020 No. 1853 “On Approval of the Rules for the provision of Hotel Services in the Russian Federation”; in order to avoid contradictions resolved under the rules of competition, it is necessary to raise the status of the Law of the Russian Federation “On Consumer Protection” to the status of a federal law.

Текст научной работы на тему «О правах и обязанностях потребителей гостиничных услуг в Российской Федерации»

Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 214—218. Audit journal. 2024;(2):21 4—21 8.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Научная статья УДК 331.108

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-2-214-21 8 NIION: 2017-0074-2/24-064

EDN: https://elibrary.ru/WXYHPF MOSURED: 77/27-021-2024-02-264

О правах и обязанностях потребителей гостиничных услуг

в Российской Федерации

Константин Амбарцумович Маноян

Российский экономический университет

имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, konstantinmanoan@gmail.com

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства о правах и обязанностях потребителей гостиничных услуг в Российской Федерации обосновано несколько суждений: правовая основа предпринимательства, в том числе посредством оказания гостиничных услуг, закреплена в ст. 34 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями); права и обязанности потребителей всяких услуг, в том числе гостиничных, закреплены в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей»; нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования порядка оказания гостиничных услуг, является постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»; во избежание противоречий, разрешаемых по правилам конкуренции, необходимо повысить статус Закона РФ «О защите прав потребителей» до статуса федерального закона.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, система нормативных правовых актов, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Закон «О защите прав потребителей», постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», потребитель, гостиничная услуга

Для цитирования: Маноян К.А. О правах и обязанностях потребителей гостиничных услуг в Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 214—218. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-214-218. EDN: https://elibrary.ru/WXYHPF.

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Original article

On the rights and obligations of consumers of hotel services in the Russian Federation

Konstantin A. Manoyan

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, konstantinmanoan@gmail.com

Abstract. Based on the analysis of legal literature and legislation on the rights and obligations of consumers of hotel services in the Russian Federation, several judgments are substantiated: the legal basis of entrepreneurship, including through the provision of hotel services, is enshrined in Article 34 of the Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 (with subsequent amendments and additions); the rights and obligations of consumers of all services, in particular including hotel rooms, fixed in the Law of the Russian Federation of February 7, 1992 "On Consumer Protection"; a regulatory legal act specifically designed to regulate the procedure for the provision of hotel services is the Decree of the Government of the Russian Federation dated November 18, 2020 No. 1853 "On Approval of the Rules for the provision of Hotel Services in the Russian Federation"; in order to avoid contradictions resolved under the rules of competition, it is necessary to raise the status of the Law of the Russian Federation "On Consumer Protection" to the status of a federal law.

© Маноян К.А., 2024

Keywords: Russian Federation, legislation, regulatory legal act, system of regulatory legal acts, Federal Law "On the basics of Tourist activity in the Russian Federation", Federal Law "On Migration Registration of Foreign Citizens and Stateless Persons in the Russian Federation", Law "On Consumer Protection", decree of the Government of the Russian Federation "On approval Rules for the provision of hotel services in the Russian Federation", consumer, hotel service

For citation: Manoyan K.A. On the rights and obligations of consumers of hotel services in the Russian Federation // Auditor-skiye vedomosti = Audit journal. 2024;(2):214—218. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-214-218. EDN: https://elibrary.ru/WXYHPF.

На сегодняшний день гостиничный сектор играет важную роль в экономике многих стран, включая Российскую Федерацию, где он непосредственно связан с развитием туризма, гостеприимства и предпринимательства. Учитывая значимость данной сферы, возникает необходимость глубокого понимания правовых основ, регулирующих взаимоотношения между потребителями и предоставляющими услуги организациями. Настоящая статья акцентирует внимание на сложившейся системе прав и обязанностей потребителей гостиничных услуг в РФ, основанной на Конституции РФ, Законе РФ «О защите прав потребителей», а также специализированных нормативных актах.

Актуальность темы также подкрепляется изменениями в законодательстве и общественной практике, требующими непрерывного анализа и адаптации. К примеру, рассмотрение действующего законодательства и международных практик в области классификации и стандартизации гостиничных услуг указывает на потребность в совершенствовании нормативно-правовой базы с целью улучшения качества обслуживания и защиты прав потребителей.

Помимо этого, разнообразие мнений исследователей относительно предпринимательства через оказание гостиничных услуг и несовершенство существующего законодательства обуславливают необходимость продолжения научных исследований в данной сфере. Например, исследование вопросов развития туризма и гостиничного бизнеса, включая VIP-туризм, и их влияния на законодательство может способствовать созданию условий для привлечения иностранных туристов и повышению качества гостиничных услуг.

Предметом данной статьи являются права и обязанности потребителей гостиничных услуг в Российской Федерации.

Первоначально о состоянии теории.

Так, П.С. Долгополовым рассмотрены «основные положения деятельности по оказанию гостиничных услуг» [1], причем на основе анализа положений двух нормативных правовых аактов с разной юридической силой: Федерального закона от 4 октября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1853.

С. Котова полагает, что «предоставление качественной гостиничной услуги включает в себя как соблюдение международного гостиничного стандарта, так и персонализированный подход к каждому гостю, как элемент высококлассного сервиса». По ее мнению, «предоставление гостиничной услуги является комплексной процедурой. А гостиничная услуга, в свою очередь, обладает характеристиками как стандартизированного, так и персонифицированного продукта» [3].

М.Б. Цаликова утверждает: «Проблема удовлетворения разнообразных потребностей граждан, в том числе потребностей в услугах, является крупной социально-экономической проблемой, в разрешении которой заинтересованы Российское государство и общество», при этом «гостиничные услуги следует отличать от бытовых услуг» [5].

Свое исследование А.С. Михайлова посвятила «актуальным вопросам развития туризма, в том числе сферы гостиничных услуг». По глубокому убеждению автора, «исследователь отношений в гостиничной сфере стоит перед сложной системой услуг, взаимосвязанных и поэтому позволяющих говорить об их комплексе; соответственно, и о договорах страхования применительно к ним следует говорить с позиции системного подхода и взаимных влияний (которые весьма сложны). Только в этом случае возможно их оптимальное отражение в действующем законодательстве, а оно необходимо как одно из условий создания ба-

зы для реформирования сферы гостиничного бизнеса в целях возможного притока туристов, в том числе У1Р-класса — в частности, этот сегмент составляет порядка 10% турпото-ка из Китая (Россия сейчас «не входит в 15 приоритетных направлений» для него)» [4].

На основе детального анализа действующего законодательства и международных правовых актов Д.А. Жмулиной исследуется «отечественное правовое регулирование в области классификации и стандартизации гостиничных услуг, а также формулируются предложения по совершенствованию регулирования данной сферы». Автор считает «необходимым ввести обязательную сертификацию гостиниц и других средств размещения на территории РФ. Для этого предлагается в терминах Закона о техническом регулировании отнести деятельность по оказанию гостиничных услуг не к услугам, а к процессам и принять соответствующий технический регламент о гостиничной деятельности, в основу которого может лечь переработанная и дополненная Система классификации» [2].

Анализируя экономическую структуру гостиничного сектора, стоит подчеркнуть многоаспектность процесса ценообразования. Она представляет собой не только компенсацию прямых затрат на проживание, но и оценку комплекса дополнительных услуг, способствующих удобству и комфорту потребителей. Как отмечает С.А. Чернякова, цена номера «устанавливается исключительно исполнителем» и интегрирует в себя широкий спектр сопутствующих услуг, что в свою очередь характеризует договор об оказании гостиничных услуг как уникальный и многофункциональный [6].

Переходя к правовым аспектам оказания гостиничных услуг, следует выделить роль индивидуальной ответственности исполнителя, закрепленную в ст. 780 ГК РФ, предусматривающей персональное выполнение услуг, если иное не оговорено договором. Этот принцип отражает стремление к максимальному учету индивидуальных предпочтений потребителей и подчеркивает репутационную значимость для выбора туристами определенного исполнителя услуги.

Договорное регулирование включает также комплекс обязательств по информированию потребителя и сохранности его имущества. В соответствии с положениями ст. 925 ГК РФ гостиница берет на себя функции храни-

теля, гарантируя сохранность вещей клиента, что способствует укреплению доверия и предоставлению услуг на высоком уровне.

Разнообразие суждений о предпринима-телстве посредством оказания гостиничных услуг во многом объясняется несовершенством законодательства Российской Федерации.

В ст. 34 Конституции РФ закреплено принципиально важное положение: «1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Положения Конституции РФ детализированы в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой.

Так, в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей»1 урегулированы «отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агре-гаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав» (аннотация).

В Федеральном законе от 4 октября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»2 определены «принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также опре-

1 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766; ...; СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 140; ...; 2023. № 32 (часть I). Ст. 6206.

2 СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5491; ...; 2024. № 1 (часть I). Ст. 20.

деляет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации».

Непосредственно о предпринимательстве посредством оказания гостиничных услуг речь идет в подзаконном нормативном правовом акте: постановлении Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»3 («В соответствии со статьей 391 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и статьей 3.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации...»).

Таким образом, исследования относительно прав и обязанностей потребителей гостиничных услуг в Российской Федерации необходимо продолжать.

Во-первых, правовая основа предпринимательства, в том числе посредством оказания гостиничных услуг, закреплена в ст. 34 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Во-вторых, права и обязанности потребителей всяких услуг, в том числе гостиничных, закреплена в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей».

В-третьих, нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования порядка оказания гостиничных услуг, является постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».

В-четвертых, во избежание противоречий, разрешаемых по правилам конкуренции, необходимо повысить статус Закона РФ «О защите прав потребителей» до статуса федерального закона РФ.

Исследование сферы гостиничного сервиса в Российской Федерации открывает новые горизонты для осмысления и дальнейшего развития данного направления. Обращение к трудам Д.С. Долгополова, который затрагивает основные положения деятельности по оказанию гостиничных услуг, вносит фундаментальный вклад в понимание предмета законодательного регулирования отрасли [1]. В то же время работа М.Б. Цаликовой, акцентирующей внимание на важности соответствия оказываемых услуг ожиданиям и потребностям

3 СЗ РФ. 2020. № 47. Ст. 7552; 2021. № 15 (часть IV). Ст. 2581; 2024. № 13. Ст. 1810.

граждан, поднимает вопрос социально-экономической роли гостиничного бизнеса [5].

Исследования А.С. Михайловой [4], освещающей аспекты современного развития гостиничных услуг и их качества, в сочетании с предложениями Д.А. Жмулиной о классификации и стандартизации гостиничного сервиса направлены на улучшение стандартов обслуживания [2]. Данный факт, несомненно, способствует созданию основы для реформирования сферы и открытия ее потенциала для внутренних и международных туристов.

Таким образом, мы можем сформулировать следующее заключение: для развития гостиничного сектора в России и соответствия стандартам необходимо взять лучшее из международной практики и интегрировать его в российский контекст с учетом локальных особенностей и законодательной базы. Подобный синтез поможет не только улучшить качество предоставляемых услуг, но и укрепить позиции России как привлекательного направления для международного туризма.

Преодоление существующих законодательных препятствий и недостатков, а также усиление прав потребителей в сфере гостиничных услуг, по мнению авторов, являются ключом к созданию конкурентоспособной и высококачественной отрасли. При этом специфика российского законодательства и социокультурного контекста требует индивидуального подхода к реализации данных изменений.

В итоге развитие гостиничного бизнеса в России должно идти рука об руку с продвижением гибких, но четких нормативно-правовых рамок, которые смогут адаптироваться к динамично меняющемуся рынку и технологическому прогрессу, обеспечивая при этом высокий уровень защиты и удовлетворения интересов потребителей.

Список источников

1. Долгополое П.С. Гостиничные услуги: понятие и виды // СПС «КонсультантПлюс».

2. Жмулина Д.А. К проблеме классификации и стандартизации гостиничных услуг в Российской Федерации // Предпринимательское право. 2009. № 2.

3. Котова С. Гостиничная услуга: стандартизированный или персонифицированный продукт? // СПС «КонсультантПлю».

4. Михайлова А.С. К вопросу о некоторых аспектах современного развития гостиничных

услуг и обеспечения качества их оказания // Туризм: право и экономика. 2020. № 1. С. 26-29.

5. Цаликова М.Б. Гостиничная услуга как вид услуги — объекта гражданских прав // Туризм: право и экономика. 2007. № 3.

6. Чернякова С.А. Отдельные аспекты правового регулирования процесса оказания гостиничных услуг в России // Сервис в России и за рубежом. 2021. № 5 (97).

References

1. Dolgopolov P.S. Hotel services: concept and types // LRS "ConsultantPlus".

2. Zhmulina D.A. On the problem of classification and standardization of hotel services in the

Russian Federation // Entrepreneurial law. 2009. No. 2.

3. Kotova S. Hotel service: standardized or personalized product? // LRS "ConsultantPlus".

4. Mikhailova A.S. On the issue of some aspects of the modern development of hotel services and ensuring the quality of their provision // Tourism: law and economics. 2020. No. 1. P. 26-29.

5. Tsalikova M.B. Hotel service as a type of service — object of civil rights // Tourism: law and economics. 2007. No. 3.

6. Chernyakova S.A. Certain aspects of the legal regulation of the process of providing hotel services in Russia // Service in Russia and abroad. 2021. № 5 (97).

Информация об авторе

К.А. Маноян — аспирант Высшей школы финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Information about the author

K.A. Manoyan — Postgraduate Student of the Graduate School of Finance at the Plekhanov Russian University of Economics.

Статья поступила в редакцию 15.03.2024; одобрена после рецензирования 15.04.2024; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted 15.03.2024; approved after reviewing 15.04.2024; accepted for publication 15.05.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Исследование региональной системы молодежного предпринимательства и ее трансформация в инновационную модель, адекватную современным условиям: монография / [О.А. Борис и др.]; под ред. О.А. Борис. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 255 с. ISBN 978-5-238-03652-6

В монографии представлены результаты научного исследования, выполненного при поддержке гранта Президента Российской Федерации МД-2787.2021.2 «Трансформация региональной системы молодежного предпринимательства в инновационную модель, эффективно функционирующую в условиях цифровизации (на материалах Северо-Кавказского федерального округа)» в области развития бизнес-инициатив молодежи, разработки рекомендаций для органов власти и бизнес-сообщества, а также практической реализации в СКФО.

Для исследователей и специалистов в области молодежного предпринимательства, аспирантов и студентов, интересующихся данной научной проблематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.