УДК 342.951 ББК 67.401
DOI 10.24412/2073-3313-2021-5-198-200
О ПРАКТИКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
Расида Анвер-Пашаевна НАДЖАФОВА, Ольга Васильевна ДЕРБИНА,
магистрант факультета психологии и права кандидат юридических наук, доцент.
Вологодского института права и экономики доцент кафедры административно-правовых
Федеральной службы исполнения наказаний дисциплин факультета псих°л°гии и права
[email protected] Вологодского института права и экономики
Федеральной службы исполнения наказаний
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное право;
административный процесс
Аннотация. В статье проанализированы типичные ошибки, возникающие в правоприменительной деятельности органов прокуратуры при привлечении к административной ответственности за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан.
Ключевые слова: обращения граждан, административная ответственность, возбуждение производства по делам об административных правонарушениях прокурором.
Annotation. The article analyzes typical errors that occur in the law enforcement activities of the prosecutor's office when bringing to administrative responsibility for violations of the procedure for considering citizens ' appeals.
Keywords: citizens' appeals, administrative responsibility, initiation of proceedings on cases of administrative offenses by the prosecutor.
Я соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об администра-- »тивнпу правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан», возбуждаются только прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ)1.
Актуальность настоящего исследования обусловлена ежегодным увеличением выявленных правонарушений в сфере порядка рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти.
Так, в 2017 г. в указанной сфере прокуратурами субъектов Российской Федерации было выявлено 28 675 правонарушений, в 2018 г. — 35 384 (+23,4 %), в 2019 г. — 40 695 (+15,0 %) правонарушений2.
Несмотря на то что органами прокуратуры уделяется большое внимание организации деятельности по привлечению виновных лиц к ответственности за совершение указанных административных правонарушений, в данной области правоприменительной деятельности имеются трудности и ошибки.
Прежде всего, следует указать на наличие ошибок, связанных с правильным установлением лица, виновного в совершении правонарушения.
Например, в 2015 г. постановление Приморского мирового суда о привлечении к ответственности Л. по причине не направления поступившего в организацию обращения руководству для его разрешения по существу было отменено постановлением вышестоящего суда. Причиной
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021
отмены судебного решения является мнение вышестоящего суда о том, что Л. не является компетентным лицом в рассмотрении обращений граждан, в силу чего не может нести ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ3.
Кроме того, не всегда прокурорами учитываются положения ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г.№ 59-ФЗ4, содержащие нормы о том, что в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Так, в ходе проверки, проведенной Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что 3 июля 2013 г. в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области поступило обращение жителей домов по ул. Чкалова г. Астрахани, в котором указывалось на осуществление незаконной предпринимательской деятельности по реализации лесо- и пиломатериалов торговой базой, использованию земельного участка не по назначению, о возникновении в связи с этим существенной угрозы пожара, а также об эксплуатации источника повышенной опасности и шума.
Однако в обращении не были указаны фамилии граждан, направивших его, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, что исключало необходимость подготовки ответа на это обращение. При таких обстоятельствах действия должностного лица Управления Роспотребнадзора по Астраханской области О. в связи с указанным обращением не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, однако это не было учтено прокурором при возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ5.
Имеются случаи, когда прокуроры ошибочно возбуждают производство по делам об административных правонарушениях, получая информацию о неудовлетворенности ответом гражданина, направившего обращение.
Так, в Департамент здравоохранения Приморского края поступило обращение Т., в котором он указал, что должностными лицами КГБУЗ «Владивостокская больница № 3» отказано в выдаче рецептов на льготное обеспечение его несовершеннолетней дочери лекарствен -
ными препаратами, являющимися жизненно важными.
Постановлением мирового судьи директор Департамента К. привлечен к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ за то, что при рассмотрении обращения не установил факт и обстоятельства нарушения прав заявителя и виновных в этом лиц, не предпринял возможных мер по устранению нарушения. Вместе с тем анализ информации, содержащейся в ответе, свидетельствует о том, что при уведомлении Т. о результатах рассмотрения обращения был дан ответ по существу, а также сообщено о результатах проверки вопроса, поставленного в обращении6.
С целью решения выявленных проблем нами предлагаются следующие мероприятия.
Обязанность доказать вину лица по ст. 5.59 КоАП РФ возложена на прокурора, который должен обеспечить сбор и представление необходимых доказательств. Следует более тщательно изучать должностные инструкции (должностные регламенты) работников и служащих, что будет способствовать правильному установлению субъекта по делу об административном правонарушении.
В пункте 3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях» указано на обязательное участие прокуроров в рассмотрении судьей дел об административных правонарушениях, возбужденных по их иници-ативе7.
Непосредственное участие в рассмотрении дела может осуществляться с использованием систем видеоконференцсвязи, что позволит прокурорам своевременно, еще в суде первой инстанции, отстаивать позицию прокуратуры, активно представляя необходимые доказательства и гибко реагируя на выясняемые по ходу процес -са новые обстоятельства. Такое участие позволяет прокурорам упреждать принятие необоснованных судебных актов либо оперативно оспаривать их в установленном законом порядке.
В целях повышения качества правоприменительной деятельности сотрудников прокуратуры, на наш взгляд, необходимо:
■ внедрение в деятельность прокуратуры института наставничества, т.е. «закрепление» начинающего сотрудника за опытным коллегой в территориальной прокуратуре;
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021
■ надлежащее методическое сопровождение работы по надзору в сфере защиты прав граждан при обращении в государственные органы;
■ более широкое освещение правозащитной деятельности прокуратуры средствами массовой информации.
Считаем, что реализация предложенных мероприятий позволит решить существующие проблемы в сфере привлечения лиц к административной ответственности за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти.
1 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // СЗ РФ. 2020. № 42 (ч. II). Ст. 6506.
2 Офиц. сайт Генеральной прокуратуры РФ // URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-947585/ (Дата обращения: 09.02.2021)
3 Постановление Приморского краевого суда от 11.12.2015 по делу № 4А-1342/2015 // URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts= 3393773409644131392133812&cacheid=DA75EA59AE CACC344479A1D58A35DED2&mode=splus& base= S0DV&n=82049&rnd= 0.900788791002795#4q6dtjoev60 (Дата обращения: 09.02.2021)
4 Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 2018. № 53 (ч. I). Ст. 8454.
5 Постановление Верховного Суда РФ от 04.06.2014 № 25-АД14-3 // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&ts=3393773409644131392133812&cacheid =C7778D4361AC36FE4FAEC17BDE 493266&mode=splus &base=ARB&n=397208&rnd=0.900788791002795# 1om0z1xf3y9 (Дата обращения: 09.02.2021)
6 Постановление Приморского краевого суда от 30.12.2015 № 4а-1271/2015 // URL: http://www.consultant .ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=339377340964413139 2133812&cacheid=78993A3FAF7C6A2F59A30CE5FF79 B5AF&mode=splus&base = S0DV&n=82101&rnd= 0.900788791002795#1twe1ex2x1z (Дата обращения: 09.02.2021)
7 Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19.02.2015 № 78 «Об организации работы по реализации полномо-
чий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях» // Законность. 2015. № 5.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 2018. № 53 (ч. I). Ст. 8454.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // СЗ РФ. 2020. № 42 (ч. II). Ст. 6506.
3. Постановление Верховного Суда РФ от
04.06.2014 № 25-АД14-3 // URL: http://www. consultant.ru (Дата обращения: 09.02.2021)
4. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от
19.02.2015 № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях» // Законность. 2015. № 5.
5. Постановление Приморского краевого суда от 11.12.2015 по делу № 4А-1342/2015 // URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 09.02.2021)
6. Постановление Приморского краевого суда от 30.12.2015 № 4а-1271/2015 // URL: http:// www.consultant.ru (Дата обращения: 09.09.2020)
7. Офиц. сайт Генеральной прокуратуры РФ // URL: https: / / genproc .gov.ru/ smi/news / genproc/ news-947585/ (Дата обращения: 09.02.2021)
8. Исламова Э.Р. Актуальные вопросы привлечения к административной ответственности за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан // Вопросы рос. и междунар. права. 2017. № 10. С. 22-34.
9. Маматов М.В. Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан // NB: Административное право и практика администрирования. 2017. № 4. С. 12-19.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021