Научная статья на тему 'О ПОВЫШЕНИИ СТАТУСА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О ПОВЫШЕНИИ СТАТУСА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ / СЕНАТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ПАРЛАМЕНТ РОССИИ / ДВУХПАЛАТНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егоров Константин Юрьевич

Цель исследования. В статье характеризуются взаимоотношения между палатами Федерального Собрания Российской Федерации, законодательство в принятии федеральных законов. Раскрывается проблема взаимоотношений двух палат российского парламента, выраженная в занижении статуса Совета Федерации как палаты российского парламента, консолидирующей и представляющей интересы субъектов России на федеральном уровне. Анализируется право вето Совета Федерации в рассмотрении законов, которые приняты Государственной Думой. Цель исследования заключается в повышении статуса Совета Федерации, путем установления и выявления возможного варианта реформирования действующего законодательства, при котором Совет Федерации получит полноценное право вето. Выводы. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что позиция представителей регионов при рассмотрении федеральных законов не менее важна, чем позиция представителей политических партий, а отсутствие права вето у Совета Федерации в рассмотрении федеральных законов, которые приняты Государственной Думой, занижает статус верхней палаты российского парламента. Автор делает вывод о том, что существует тенденция на повышение статуса верхней палаты российского парламента, считает необходимым внесение изменений в действующее законодательство и предлагает конкретный вариант такого изменения, которое повысит статус Совета Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ELEVATING THE STATUS OF THE FEDERATION COUNCIL FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The purpose of the research. The article describes the relationship between the chambers of the Federal Assembly of the Russian Federation, as well as the current legislation regarding adopting federal laws. The article reveals the problem of relations between the two chambers of the Russian parliament, expressed in the lowering of the status of the Federation Council, as the chamber of the Russian parliament, consolidating and representing the interests of the subjects of Russia at the federal level. The decorative veto right of the Federation Council when considering federal laws adopted by the State Duma is analyzed. The aim of the study is toelevatethe status of the Federation Council by establishing and identifying a possible option for reforming the current legislation, under which the Federation Council will receive a full-fledged veto right. Conclusions. As a result of the study, the author comes to the conclusion that the position of representatives of the regions when considering federal laws is no less important than the position of representatives of political parties, while the lack of a full veto right from the Federation Council when considering federal laws adopted by the State Duma diminishes the status of the upper house of the Russian parliament. The author concludes that there is a tendency to elevate the status of the upper chamber of the Russian parliament considers it necessary to amend the current legislation and proposes a specific version of such a change that will increase the status of the Federation Council.

Текст научной работы на тему «О ПОВЫШЕНИИ СТАТУСА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

О ПОВЫШЕНИИ СТАТУСА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Егоров К.Ю.

23.00.02 Политические институты, процессы и технологии

Political institutions, processes and technologies

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-2-29-33

О повышении статуса Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

К.Ю. Егоров

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. Цель исследования. В статье характеризуются взаимоотношения между палатами Федерального Собрания Российской Федерации, законодательство в принятии федеральных законов. Раскрывается проблема взаимоотношений двух палат российского парламента, выраженная в занижении статуса Совета Федерации как палаты российского парламента, консолидирующей и представляющей интересы субъектов России на федеральном уровне. Анализируется право вето Совета Федерации в рассмотрении законов, которые приняты Государственной Думой. Цель исследования заключается в повышении статуса Совета Федерации, путем установления и выявления возможного варианта реформирования действующего законодательства, при котором Совет Федерации получит полноценное право вето. Выводы. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что позиция представителей регионов при рассмотрении федеральных законов не менее важна, чем позиция представителей политических партий, а отсутствие права вето у Совета Федерации в рассмотрении федеральных законов, которые приняты Государственной Думой, занижает статус верхней палаты российского парламента. Автор делает вывод о том, что существует тенденция на повышение статуса верхней палаты российского парламента, считает необходимым внесение изменений в действующее законодательство и предлагает конкретный вариант такого изменения, которое повысит статус Совета Федерации.

Ключевые слова: Федеральное Собрание Российской Федерации, Совет Федерации, сенат, Государственная Дума, парламент России, двухпалатный парламент

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-2-29-33

On elevating the status of the Federation Council Federal Assembly of the Russian Federation

K.Yu. Egorov

Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. The purpose of the research. The article describes the relationship between the chambers of the Federal Assembly of the Russian Federation, as well as the current legislation regarding adopting federal laws. The article reveals the problem of relations between the two chambers of the Russian parliament, expressed in the lowering of the status of the Federation Council, as the chamber of the Russian parliament, consolidating and representing the interests of the subjects of Russia at the federal level. The decorative veto right of the Federation Council when considering federal laws adopted by the State Duma is analyzed. The aim of the study is toelevatethe

status of the Federation Council by establishing and identifying a possible option for reforming the current legislation, under which the Federation Council will receive a full-fledged veto right. Conclusions. As a result of the study, the author comes to the conclusion that the position of representatives of the regions when considering federal laws is no less important than the position of representatives of political parties, while the lack of a full veto right from the Federation Council when considering federal laws adopted by the State Duma diminishes the status of the upper house of the Russian parliament. The author concludes that there is a tendency to elevate the status of the upper chamber of the Russian parliament considers it necessary to amend the current legislation and proposes a specific version of such a change that will increase the status of the Federation Council.

Key words: Federal Assembly of the Russian Federation, Federation Council, Senate, State Duma, Russian parliament, bicameral parliament

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена наличием проблем несовершенства действующего законодательства, а также повышенным вниманием к деятельности Федерального Собрания РФ, которое выражается в высокой значимости данной палаты высшего законодательного органа нашего федеративного государства и в регулярных изменениях в законодательство, регулирующее ее деятельность. А подтверждением высокого интереса со стороны научного сообщества является количество публикуемых в последние годы научных работ, затрагивающих различные аспекты деятельности Федерального Собрания в целом и Совета Федерации в частности, а также влияния на деятельность высшего законодательного органа России политических партий.

Так, А.А. Керимов рассматривает особенности и основные проблемы институционализации Совета Федерации, акцентирует внимание на проблемах его легитимности, отмечает, что Совет Федерации выступает в роли контролера за качеством законов, принимаемых нижней палатой, и выдвигает гипотезу, что после устранения существующих проблем верхняя палата парламента может стать дееспособным органом власти [10]. С.В. Бошно поднимает проблему несинхронизи-рованности процедуры по формированию Совета Федерации и законодательства российских субъектов [3]. В.Е. Чиркин критикует формулировку ч. 1 ст. 105 Конституции и объективно аргументирует, что Государственная Дума принимает законопроекты, а не законы, т.к. чтобы законопроекту стать законом ему необходимо пройти еще два этапа: Совет Федерации и Президента России, которые могут использовать право вето [15]. Ф.И. Долгих, анализируя состояние партийной системы современной России, отмечает, что политические партии имеют низкий уровень доверия по сравнению с иными социальными институтами [7].

ХАРАКТЕРИСТИКА БИКАМЕРАЛИЗМА РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

На основании ст. 94 Конституции РФ, Федеральное Собрание считается парламентом. В ч. 1 данной статьи говорится, что в Федеральное Собрание входит Госу-

дарственная Дума и Совет Федерации. Палаты заседают раздельно (ч. 1 ст. 100 Конституции)1.

Далее по тексту Основного закона страны нигде не определяется приоритет одной палаты над другой, что позволяет сделать вывод о паритетном статусе обеих палат Федерального Собрания, выраженном также в гармоничном распределении конституционных полномочий.

Кроме того, в ч. 2 ст. 2 ФЗ от 08.05.1994 № З-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», указано что сенаторы и депутаты приравнены к федеральному министру, председатели Совета Федерации и Государственной Думы - к председателям Правительства РФ2, что также является подтверждением равного статуса как депутатов и сенаторов, так и обеих палат российского парламента.

Принцип раздельного заседания обусловлен федеративным устройством нашего государства, различием компетенций обеих палат, а также позициями, с которых оцениваются законодательные инициативы. Так, Государственная Дума, которая состоит из 450 депутатов, образуется с помощью избирательной смешанной системы: 225 депутатов по мажоритарной системе и 225 депутатов по пропорциональной системе (из федеральных списков политических партий). Соответственно, абсолютное большинство депутатов Государственной Думы являются членами политических партий, представляют интересы, выраженные в программе, идеологии или перечне целей политических партий. В ст. 7 и 7.1 ФЗ от 08.05.1994 № З-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» отмечено, что в Государственной

1 Ч. 1 ст. 94, ч. 1 ст. 95, ч. 1 ст. 100 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.07.2020).

2 Ч. 2. ст. 2. Федерального закона от 08.05.1994 № З-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 22.12.2020).

30

Sociopolitical Sciences

Vol. 11. No. 2. 2021

Егоров К.Ю.

Думе образуются фракции партий, в работе которых принимают участие депутаты3. По информации, размещенной на официальном сайте Государственной Думы, лишь двое депутатов из всего состава палаты не входят в какую-либо фракцию политической партии. Однако в партию «Единая Россия» входят 336 депутатов, в КПРФ - 43 депутата, во фракцию партии ЛДПР входят 39 депутатов, в партию «Справедливая Россия» - 23 депутата, кроме того, на момент написания статьи имелось 7 вакантных мандатов4.

В ч. 1 ст.105 Конституции РФ указано, что все Федеральные законы принимает Государственная Дума5.

Таким образом, политические партии, участвующие в формировании 99% состава Государственной Думы, оказывают существенное влияние на принятие политических решений. Однако, данные социологического опроса, который был проведен 23.08.2020 Всероссийским центром изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ) гласят, что 30% жителей России считают, что политические партии оказывают «незначительное влияние на принятие политических решений», а 32% считают, что партии «никак не влияют на принятие политических решений»6.

В ходе другого социологического исследования, проведенного ВЦИОМ в эту же дату, на вопрос: «Скажите пожалуйста, есть ли в нашей стране партии, которые вызывают у Вас интерес, или таких партий нет?» 63% респондентов ответили: «Нет таких партий», 8% - «Затрудняюсь ответить» и лишь 29% - «Есть партии, деятельность которых интересна»'.

Подобное отношение к политическим партиям обусловлено отсутствием прочных связей между избирателями и депутатами, а также высоким уровнем недоверия со стороны народа к депутатам, как представителям своих интересов, в том числе, и в нижней палате российского парламента. Подтверждением этому может служить результат социологического исследования, проведенного ВЦИОМ 1 марта 2020 г., тогда на вопрос: «В целом вы одобряете или не одобряете деятельность Государственной Думы Российской Федерации?» 37% респондентов ответили «Скорее не одобряю», а 43% - «Ничего не знаю о ее работе»8, что свидетельствует о слабой освещаемости деятельности Государ-

3 Ст. 7 и 7.1 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 22.12.2020).

4 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Фракции. URL: http://duma.gov.ru/duma/factions/

5 Ч. 1 ст. 105 Конституции Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 04.07.2020).

6 ВЦИОМ-СПУТНИК - ежедневный всероссийский телефонный опрос ВЦИОМ. URL: https://bd.wriom.ru/trzh/prmt_q.php?sjd= 286&q_id=26858&date=23.08.2020

7 ВЦИОМ-СПУТНИК - ежедневный всероссийский телефонный опрос ВЦИОМ. URL: https://bd.wriom.ru/trzh/prmt_q.php?sjd= 285&q_id=26782&date=23.08.2020

8 ВЦИОМ-СПУТНИК - ежедневный всероссийский телефонный

опрос ВЦИОМ. URL: https://bd.wriom.ru/trzh/prmt_q.php?sjd=

253&q_id=20891&date=15.03.2020

ственной Думы и низком уровне информированности населения о ней. При этом на вопрос: «Как вы считаете, политические партии в целом нужны или не нужны в современной России?», поставленный в ходе социологического опроса 23 августа 2020 г., 71% респондентов из всех федеральных округов России ответили «Скорее нужны»9, что подчеркивает наличие спроса на политические партии, способные выражать интересы и отражать позиции разных групп российского народа. По мнению автора, реакция власти на данные исследования может быть комплексной. Во-первых, необходимо стимулировать развитие доверия населения к политическим партиям, а во-вторых, повышать статус и значение палаты российского парламента, представляющей интересы регионов.

АНАЛИЗ ДЕКОРАТИВНОСТИ ПРАВА ВЕТО СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

В Совет Федерации могут быть включены всего два представителя от субъектов РФ10: сенаторы представляют интересы субъектов на федеральном уровне и, рассматривая законодательные инициативы, решают, насколько полезны или вредны будут эти инициативы для регионов страны. Принципиальная политическая особенность верхней палаты российского парламента заключается в том, что согласно ч. 6 ст. 1 ФЗ от 22.12.2020 № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», палата парламента формируется не на основе партийного принципа, т.е. сенаторы не создают партийные объединения и фракции11.

В ч. 4. ст. 105 Конституции РФ отмечено, что Совет Федерации может отклонить и одобрить закон, который был принят Государственной Думой. При отклонении закона, палатой формируется согласительная комиссия по преодолению разногласий. После данной процедуры, закон может рассматриваться повторно12. Формирование согласительных комиссий фактически является правом Государственной Думы, но не ее обязанностью, т.к. ч. 5. Статьи 105 Конституции России дает право Государственной Думе принимать федеральные законы, которые были отклонены Советом Федерации. Данные действия происходят в обход верхней палаты. Государственная Дума повторно рассматривает и принимает на своем пленарном заседании закон в редакции, которая раннее была отклонена Советом Федерации,

9 ВЦИОМ-СПУТНИК - ежедневный всероссийский телефонный опрос ВЦИОМ. URL: https://bd.wriom.ru/trzh/prmt_q.php?sjd= 286&q_id=26861&date=23.08.2020

10 Ч. 2 ст. 95 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 04.07.2020).

11 Ч. 6. ст. 1. Федерального закона от 22.12.2020 № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 22.12.2020).

12 Ч. 4 ст. 105 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 04.07.2020).

проголосовав за него не менее 2/3 от количества депутатов. Так, 300 депутатов Государственной Думы, состоящие в одной фракции политической партии, могут не обращать никакого внимания на позицию палаты регионов, принимать любые федеральные законы и направлять их напрямую на подпись Президенту России.

СОВРЕМЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

НА ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

Последняя практика реформирования Совета Федерации показывает, что руководство Российской Федерации заинтересовано в повышении его статуса как законодательного и представительного федерального органа власти. Так, в 2020 г. принят ФЗ от 22.12.2020 № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»13 и внесены правки в ФЗ от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»14, тем самым были расширены основы формирования верхней палаты парламента путем наделения Президента России правом назначать не более 30 сенаторов представителей Российской Федерации, из которых до 7 могут быть назначены пожизненно. Президент России по истечению срока пребывания в должности или в случае отставки, также получает право стать пожизненным сенатором. Кроме того, впервые за парламентариями законодательно закрепляется наименование «сенаторы Российской Федерации» вместо непонятных для мировой общественности «членов Совета Федерации».

Руководство Совета Федерации методично и планомерно работает над укреплением статуса верхней палаты и повышением уровня информированности населения о деятельности сенаторов. Так, с 2012 г. ведется активная работа по созданию первого в России парламентского телеканала «Вместе-РФ», который круглосуточно рассказывает о новостях из регионов, знакомит население страны с сенаторами и их деятельностью, обеспечивает трансляцию заседаний Совета Федерации и парламентских слушаний, транслирует документальное кино и показывает научно-популярные программы. В здании Совета Федерации на ул. Большая Дмитровка был сделан великолепный ремонт, прора-

13 Федеральный закон от 22.12.2020 № 439-Ф3 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 22.12.2020).

14 Федеральный закон от 08.05.1994 № З-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 22.12.2020).

ЛИТЕРАТУРА

1. Артанова Е.Н. Правовое регулирование создания согласительных комиссий в Федеральном Собрании Российской Федерации // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 4. С. 57-60.

2. Боев П.А. Совет Федерации как институт развития политических процессов // Социально-политические науки. 2016. № 2. С. 87-89.

ботан современный фирменный стиль, значительно усилена дисциплина сенаторов, помощников сенаторов и сотрудников аппарата.

ВЫВОДЫ

На основании вышеизложенного материала, можно сделать следующие выводы:

• позиция представителей субъектов РФ при рассмотрении федеральных законов не менее важна, чем позиция представителей политических партий, притом, что у основной части населения России наблюдается высокий уровень недоверия к политическим партиям;

• отсутствие полноценного права вето у Совета Федерации в вопросе рассмотрения принятых Государственной Думой законов, занижает статус верхней палаты российского парламента;

• анализ законодательной практики и реформирования верхней палаты российского парламента доказывает наличие тенденции на повышение статуса Совета Федерации;

• существует необходимость внесения изменений в действующее законодательство, которые наделят Совет Федерации полноценным правом вето и повысят статус палаты парламента, представляющей регионы в нашем федеративном государстве;

• необходимо исключить из Конституции ч. 5. ст. 105, а ч. 4. ст. 105 изложить в редакции, следующим образом: ФЗ одобрен членами Совета Федерации, если за него проголосовало более 50% членов палаты, или в случае, если его не рассмотрели в течение 14 дней. При отклонении Советом Федерации ФЗ, палаты создают согласительную комиссию на паритетных началах, после чего закон рассматривается Государственной Думой повторно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для государств, которые имеют федеративное устройство, свойственны государственные территориальные образования - субъекты федерации без государственного суверенитета, но имеющие полномочия во внутренней политике. Отсутствие реального права вето у верхней палаты высшего законодательного органа государства, консолидирующего все субъекты России, при рассмотрении законов, принятых Государственной Думой, подрывает значение мнения регионов и существенно занижает статус Совета Федерации.

Указанные автором изменения законодательства приблизят обе палаты парламента к паритету, справедливым взаимоотношениям при принятии федеральных законов, укрепят принцип федерализма, а также повысят статус Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

REFERENCES

1. Artanova E.N. Legal regulation of the creation of conciliation commissions in the Federal Assembly of the Russian Federation. Economic and Legal Journal. 2013. No. 4. Pp. 57-60. (In Russ.)

2. Boev P.A. The Federation Council as an institute for the development of political processes. Socio-Political Sciences. 2016. No. 2. Pp. 87-89. (In Russ.)

32

Sociopolitical Sciences

Vol. 11. No. 2. 2021

Егоров К.Ю.

3. Бошно С.В. Порядок формирования Совета Федерации: предлагаемые подходы к наделению полномочиями // Право и современные государства. 2016. № 6. С. 20-25. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/poryadok-formirovaniya-soveta-federatsii-predlagaemye-podhody-k-nadeleniyu-polnomochiyami (дата обращения: 18.04.2021).

4. Булаков О.Н. Институт народного представительства в России: на примере Совета Федерации РФ // Социально-политические науки. 2019. № 2. С. 87-90.

5. Виноградов О.В., Кокорин И.С. Теоретические и правовые проблемы формирования Совета Федерации Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2019. № 2 (56). С. 57-64.

6. Долгих Ф.И. Влияние требований к минимальной численности членов политических партий на количество политических партий в России и характер партийной системы // Юридический мир. 2019. № 2. С. 11-15.

7. Долгих Ф.И. Партийная система России - состояние и перспективы // Юридический мир. 2020. № 2. С. 19-22.

8. Долгих Ф.И. Политические партии и отечественный опыт конституционного строительства // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 3. С. 53-57.

9. Дресвянин Д.А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: место в системе разделения властей и перспективы совершенствования порядка формирования // Вопросы российской юстиции. 2021. № 11. С. 147-169.

10. Керимов А.А. Совет Федерации федерального собрания РФ: проблемы институционализации // Дискурс-Пи. 2020. № 1 (38). С. 78-86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovet-federatsii-federalnogo-sobraniya-rf-problemy-institutsionalizatsii (дата обращения: 18.04.2021).

11. Лесников А.А. К вопросу о политической репутации, имидже, авторитете, ценностях и целях деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Социально-политические науки. 2018. № 1. С. 89-92.

12. Нисневич Ю.А. Кадровая приватизация Совета Федерации // Россия: тенденции и перспективы развития. 2015. № 10-3. С. 59-60.

13. Новикова В.И. Деятельность Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: особенности и ключевые проблемы // Огарев-Online. 2016. № 8 (73).

14. Сайфутдинова В.М. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: специфика и перспективы // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 8 (81). С. 34-42.

15. Чиркин В.Е. О порядке принятия федерального закона в России (верна ли формулировка ч. 1 ст. 105 Конституции РФ?) // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 2 (75). С. 116-124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ o-poryadke-prinyatiya-federalnogo-zakona-v-rossii-verna-li-formulirovka-ch-1-st-105-konstitutsii-rf (дата обращения: 18.04.2021).

3. Boshno S.V. The order of formation of the Federation Council: proposed approaches to the empowerment. Law and Modern States. 2016. No. 6. Pp. 20-25. (In Russ.) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poryadok-formirovaniya-soveta-federatsii-predlagaemye-podhody-k-nadeleniyu-polnomochiyami (data of accesses: 18.04.2021).

4. Bulakov O.N. Institute of People's Representation in Russia: on the example of the Federation Council of the Russian Federation. Sociopolitical Sciences. 2019. No. 2. Pp. 87-90. (In Russ.)

5. Vinogradov O.V., Kokorin I.S. Theoretical and legal problems of the formation of the Federation Council of the Russian Federation. Leningrad Law Journal. 2019. No. 2 (56). Pp. 57-64. (In Russ.)

6. Dolgikh F.I. Influence of the requirements for the minimum number of members of political parties on the number of political parties in Russia and the nature of the party system. Legal World. 2019. No. 2. Pp. 11-15. (In Russ.)

7. Dolgikh F.I. The Party system of Russia-state and prospects. Legal World. 2020. No. 2. Pp. 19-22. (In Russ.)

8. Dolgikh F.I. Political parties and the domestic experience of constitutional construction. State Power and Local Self-government. 2020. No. 3. Pp. 53-57. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Dresvyanin D.A. Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation: place in the system of separation of powers and prospects for improving the formation procedure. Questions of Russian Justice. 2021. No. 11. Pp. 147-169. "(In Russ.)

10. Kerimov A.A. Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation: problems of institutionalization. Diskurs-Pi. 2020. No. 1 (38). Pp. 78-86. (In Russ.) URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovet-federatsii-federalnogo-sobraniya-rf-problemy-institutsionalizatsii (data of accesses: 18.04.2021).

11. Lesnikov A.A. On the question of political reputation, image, authority, values and goals of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. Sociopolitical Sciences. 2018. No. 1. Pp. 89-92. (In Russ.)

12. Nisnevich Yu.A. Personnel privatization of the Federation Council. Russia: Trends and Prospects of Development. 2015. No. 10-3. Pp. 59-60. (In Russ.)

13. Novikova V.I. Activity of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation: features and key problems. Ogarev-Online. 2016. No. 8 (73). (In Russ.)

14. Sayfutdinova V.M. The Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation: specifics and prospects. Actual Problems of Russian Law. 2017. No. 8 (81). Pp. 34-42. (In Russ.)

15. Chirkin V.E.On the procedure for adopting a federal law in Russia (is the wording of Part 1 of Article 105 of the Constitution of the Russian Federation correct?). Actual Problems of Russian Law. 2017. No. 2 (75). Pp. 116-124. (In Russ.) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-poryadke-prinyatiya-federalnogo-zakona-v-rossii-verna-li-formulirovka-ch-1-st-105-konstitutsii-rf (data of accesses: 18.04.2021).

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 81,22%

Рецензент: Долгих Ф.И., кандидат исторических наук, доцент; заведующий кафедрой фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин Московского финансово-промышленного университета «Синергия»

Статья поступила в редакцию 20.02.2021, принята к публикации 27.03.2021 The article was received on 20.02.2021, accepted for publication 27.03.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Егоров Константин Юрьевич, кандидат политических наук; доцент кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин Московского финансово-промышленного университета «Синергия». Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Konstantin Yu. Egorov, Cand. Sci. (Polit.); associate professor at the Department of Fundamental Legal and Social and Humanitarian Disciplines of the Moscow Financial and Industrial University "Synergy". Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.