Научная статья на тему 'О повышении эффективности управленческой деятельности с учетом практики трудоустройства российской молодежи в современных условиях'

О повышении эффективности управленческой деятельности с учетом практики трудоустройства российской молодежи в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
молодежь / трудоустройство / занятость / общественные организации / профориентация / научные исследования / методические рекомендации / youth / employment / employment / public organizations / career guidance / scientific research / methodological recommendations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савенкова Анастасия Сергеевна, Сломянский Павел Витальевич

В статье рассматриваются основные проблемы трудоустройства молодежи в Российской Федерации и причины, которые не позволяют молодым специалистам трудоустроиться. В статье представлен анализ данных Росстата о трудоустройстве молодежи после окончания высших учебных заведений. Освещена роль государства и общественных организаций в повышении занятости молодежи. Сформулированы основные направления решения данной проблемы с учетом проведения научных исследований. По результатам анализа сделан вывод о том, что требуется проработка вопроса трансформации практик трудоустройства российской молодежи с учетом изменившейся ситуации на рынке труда, необходимости содействия занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) будут находиться в зоне рисков, связанных с незанятостью. Авторы отмечают, что сформулированная теоретико-методологическая база и полученные практические результаты послужат методической основой совершенствования государственного управления на рынке труда в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савенкова Анастасия Сергеевна, Сломянский Павел Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPROVING THE EFFICIENCY OF MANAGEMENT ACTIVITIES TAKING INTO ACCOUNT THE EMPLOYMENT PRACTICES OF RUSSIAN YOUTH IN MODERN CONDITIONS

The article discusses the main problems of youth employment in the Russian Federation and the reasons that do not allow young professionals to find a job. The article presents an analysis of Rosstat data on youth employment after graduation from higher educational institutions. The role of the state and public organizations in increasing youth employment is highlighted. The main directions of solving this problem are formulated taking into account the conduct of scientific research. According to the results of the analysis, it is concluded that it is necessary to study the issue of transformation of employment practices of Russian youth, taking into account the changed situation on the labor market, the need to promote the employment of students and graduates whose training areas (specialties) will be in the risk zone associated with unemployment. The authors note that the formulated theoretical and methodological base and the practical results obtained will serve as a methodological basis for improving public administration in the labor market in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О повышении эффективности управленческой деятельности с учетом практики трудоустройства российской молодежи в современных условиях»

О повышении эффективности управленческой деятельности с учетом практики трудоустройства российской молодежи в современных условиях

Савенкова Анастасия Сергеевна,

к. соц.н., ассистент кафедры социологии факультета гуманитарных и социальных наук, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы» E-mail: savenkova-ansr@rudn.ru

Сломянский Павел Витальевич,

аспирант кафедры социологии факультета гуманитарных и социальных наук, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы» E-mail: pslomyanskiy@mail.ru

В статье рассматриваются основные проблемы трудоустройства молодежи в Российской Федерации и причины, которые не позволяют молодым специалистам трудоустроиться. В статье представлен анализ данных Росстата о трудоустройстве молодежи после окончания высших учебных заведений. Освещена роль государства и общественных организаций в повышении занятости молодежи. Сформулированы основные направления решения данной проблемы с учетом проведения научных исследований. По результатам анализа сделан вывод о том, что требуется проработка вопроса трансформации практик трудоустройства российской молодежи с учетом изменившейся ситуации на рынке труда, необходимости содействия занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) будут находиться в зоне рисков, связанных с незанятостью. Авторы отмечают, что сформулированная теоретико-методологическая база и полученные практические результаты послужат методической основой совершенствования государственного управления на рынке труда в РФ.

Ключевые слова: молодежь, трудоустройство, занятость, общественные организации, профориентация, научные исследования, методические рекомендации.

В настоящее время весьма актуально стоит вопрос трудоустройства российской молодежи.

По данным Росстата в 2022 году число занятых молодых людей в различных сферах экономике увеличилось в 11 регионах России. Так, например, в Чукотском автономном округе прирост составил 12,4%, в Архангельской области -8,1%, в Карачаево-Черкесии - 7,2%, в Чечне - 6,9%, в Туве - 6,3%.

Это показывает, что численность трудоустроенных моложе 35 лет уменьшилось более чем на 1 миллион человек. Вызывает обеспокоенность отток молодых людей с рынка труда до 30 лет.

В 2022 году количество занятой в экономике молодежи в возрасте от 25 до 29 лет уменьшилось на 700 тысяч. Этот показатель чрезвычайно важен для российской экономики, поскольку специалисты в этом возрасте уже имеют соответствующее образование и опыт работы.

Среди выпускников вузов около 70% связали свою работу с полученной профессией, а 30% выпускников «нашли себя» в других отраслях экономики. С выпускниками средних специальных учебных заведений (колледжи, техникумы, училища и др.) все в разы сложнее: только около 58% нашли работу по специальности.

На данную ситуацию повлияли изменения, которые происходят в модели социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе наличие противоречий между профессиональными навыками молодежи и потребностями работодателей, недостаточно выработанный механизм социальных отношений в процессе содействия трудоустройству молодежи, мероприятиями направленными на импорт замещение товаров и услуг, повышение пенсионного возраста, пандемия Covid-19, отток

189

части молодежи за пределы Российской Федерации и др.

Кроме того, у молодых людей отсутствуют требуемые работодателями соответствующие практические знания, навыки трудоустройства (например, подготовка резюме, прохождение собеседования и др.) или, напротив, повышенные требования к оплате своего труда.

В то же время по данным Минтруда, в предстоящее десятилетие число возрастной группы от 15 до 29 лет будет расти. Если в 2020 году количество молодых людей от общей структуры населения составляло 14,3% (это 22,6 млн человек), то к 2030 году (по прогнозу Минтруда) возрастет до 17,1%, что соответствует 25,4 млн человек.

В этих условиях повышается роль государства в обеспечении занятости молодежи.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем докладе на заседании Государственного Совета в декабре 2022 года, посвященного молодёжной политике, подчеркнул, что тема работы с молодежью является стратегически важной: «Молодых людей в нашей стране порядка 40 миллионов человек. Они по природе своей призваны идти вперёд, совершать прорывы, которые прежде казались невозможными молодым свойственно не повторять что-то или даже не улучшать что-то, а искать новое и идти по этому новому пути. Нам нужно всемерно помогать им на этом пути, формировать условия для максимального раскрытия их потенциала, чтобы они могли проявить себя, найти дело, которое позволит реализоваться, быть востребованным» [8].

В целях содействия занятости молодежи на период до 2030 года была разработана и утверждена распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2021 г. № 3581-р долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года (далее Программа). Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органи-

зациями, являющимися исполнителями и соисполнителями Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в бюджете соответствующего уровня на соответствующий финансовый год.

Распоряжением Правительства РФ рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные долгосрочные программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года.

Результаты анализа разработанных в субъектах РФ региональных программ поддержки молодых специалистов и работающей молодежи показывает, что основными задачами являются, в том числе:

• содействие развитию молодежи посредством студенческих отрядов;

• содействие профессиональному развитию студентов и выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

• обеспечение развития инновационной активности молодежи;

• формирование карьерных стратегий молодежи.

К реализации мероприятий Программы привлечены ряд российских общественных организаций.

В частности, Федерация независимых профсоюзов России (далее ФНПР) является соисполнителем пункта 20 Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года «Взаимодействие органов службы занятости субъектов Российской Федерации и центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) организаций высшего образования профессиональных образовательных организаций с социальными партнерами в целях информирования обучающихся об основах социально-трудового законодательства».

В приложении № 2 к постановлению Исполкома ФНПР от 15.02.2023 № 2-4 ФНПР обращает внимание на то, что:

• в отдельных субъектах РФ в производственной сфере низкая зарплата,

190

поэтому в условиях старения и сокращения кадрового состава высококвалифицированных рабочих снижается мотивация молодежи к обучению рабочим профессиям;

• отсутствие актуальной и достоверной информации о правах и потребностях молодежи в трудоустройстве приводит к невозможности принятия обоснованных управленческих решений, необходимых и востребованных молодежью;

• низкий спрос на региональном рынке труда на многие профессии приводит к тому, что большая часть молодых людей не может трудоустроиться по специальности, тем самым увеличивая группу молодежи, которая нигде не работает и не учится;

• система образования недостаточно адаптирована к требованиям рынка труда, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе и др.

К лучшим практикам трудоустройства молодежи по мнению ФНПР можно отнести следующие субъекты РФ: Алтайский край, Архангельская и Вологодская области, Красноярский край, г. Санкт-Петербург и ряд других субъектов Российской Федерации.

Так, в Санкт-Петербурге психологами Службы занятости проводятся профори-ентационные мероприятия, направленные на создание позитивного отношения к профессиональному выбору, обучению и трудовой занятости.

Кроме того, заключаются соглашения о взаимодействии в области про-фориентационной работы, в том числе, с образовательными организациями, подростковыми клубами, домами молодежи, центрами для несовершеннолетних и др.

При работе с молодежью и выпускниками образовательных учреждений используются ресурсы сети Интернет, например, петербургский портал по профессиональной ориентации граждан (ркр.г21 .spb.ru), различные сайты ^таг^а.те, ргоеМопа.опПпе), «Атлас новых профессий 3.0» и др.

Для молодежи реализуются следующие проекты: «Рынок труда Санкт-Петербурга. Тренды и новые вызовы», «MY skills», «Ты и твоя профессия», «Диплом - это только начало» и другие.

Можно констатировать, что в рамках реализации распоряжения Правительства от 14 декабря 2021 г. № 3581 -р во всех субъектах РФ разработаны и утверждены соответствующие региональные Программы. Сформулированы соответствующие цели и задачи с привязкой к конкретным регионам. Определены объемы и источники финансирования.

Современное общество проявляет повышенный интерес не только к содержанию образования, но и к способам его получения. В тоже время работодатель заинтересован в узко про-фильности и профессионализме специалистов. Молодые люди хотят получать разностороннее образование, которое не ограничивается рамками конкретно выбранной специальности. Именно поэтому студенты ищут возможности для получения второго образования по своей специальности. Наличие еще одного образования дает молодежи перспективы трудоустройства, высокой заработной платы и дальнейшего карьерного роста.

По мнению исследователей, именно дуальное образование дает такие возможности в подготовке специалистов. Например, Chemnitz University of Technology (Германия) готовит специалистов, которые получают диплом и степень магистра. Выпускники получают магистерскую степень после изучения гуманитарных наук, а диплом вручают обладателям инженерного образования [11].

Еще одним ярким примером интеграции образования являются университеты Сингапура и Франции, которые разработали совместную дуальную программу. В соответствии с программой студенты первый год учатся в Сингапуре, второй год во Франции, а дальше -или в Сингапуре, или во Франции. При этом чем успешнее студенты овладевают программой обучения, тем выше возможность получить сразу две магистерские степени [12]. Таким образом, каждый выпускник этих учебных заведе-

191

ний может получить сразу два диплома о высшем образовании с присвоением степени по специальности.

В России студенты также обучаются по дуальным программам, которые основываются на базовых, обязательных и курсах по выбору. Базовые курсы обеспечивают студентов общей теоретической подготовкой. На обязательных курсах будущие специалисты изучают инвариантную часть программы, а на курсах по выбору знакомятся со специализацией, получают возможность углублять и оттачивать свои знания. В результате такого обучения студент получает два диплома с присвоенными степенями.

По мнению исследователей, дуальные образовательные программы оказывают содействие в привлечении потенциальных работодателей к подготовке будущих специалистов бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры. Это расширяет перечень преподаваемых дисциплин,способствует освоению смежных или несмежных специальностей, предоставляет молодым людям возможность получить второе образование одновременно с первым. Молодежь «готова тратить время и деньги на получение еще одной специальности, а это значит, что подходы к организации второго образования могут быть рассмотрены как основа для организации работы по дуальным программам» [2].

В рамках продолжения законопроектной деятельности в области трудоустройства молодежи в Госдуму внесен законопроект, позволяющий обеспечить выпускников работой на период не менее трех лет по окончании обучения, что в свою очередь будет способствовать значительному притоку кадрового потенциала в критические отрасли российской экономики, в том числе, на предприятия оборонно-промышленного комплекса.

В проекте закона сказано, что при поступлении абитуриента на бюджетное отделение, он будет подписывать договор, обязывающий его отрабатывать три года на назначенном предприятии или компании.

В документе также указывается, что работу по месту жительства смогут по-

лучить лишь инвалиды, родственники инвалидов, выпускники с детьми и беременные женщины. Всех остальных, в случае принятия закона, будут отправлять на работу только в другие регионы.

Таким образом, в законопроекте предлагается лишить выпускников (кроме вышеперечисленных категорий) права на самостоятельное трудоустройство. Его получат лишь те, кому вуз не сможет найти подходящую вакансию в течение двух месяцев.

В случае, если молодой специалист откажется от принудительного трудоустройства, или же уволится, не проработав трех лет, закон обяжет его компенсировать стоимость своего обучения.

По мнению специалистов, такая инициатива дает и положительные, и отрицательные результаты. Во-первых, государственное регулирование рынка труда позволяет каждому студенту решить вопрос с трудоустройством. Это, в свою очередь, способствует сокращению безработицы и помогает работодателям в поиске квалифицированных специалистов.

Во-вторых, появляется проблема, когда студент после нескольких лет обучения понимает, что выбрал не ту специальность. Но оставить обучение он не сможет, потому что нет средств, которые нужно вернуть государству. А это приведет к тому, что молодые специалисты, получив ненужную профессию, будут иметь низкую социальную активность.

Законопроект, который позволит обеспечить выпускников работой на период не менее трех лет по окончании обучения, вызывает беспокойство у многих студентов, поскольку будет влиять на мировоззрение молодых людей, ограничивая свободу выбора профессии.

При реализации государственной политики в области трудоустройства российской молодежи необходимо учитывать результаты научных исследований, которые позволяют на основе многофакторного статистического анализа рынка трудоустройства российской молодежи, разработать научно обоснованные предложения и рекомендации по повышению

192

эффективности данной работы в современных условиях.

Актуальность таких исследований состоит в том, что сформулированная теоретико-методологическая база и полученные практические результаты послужат методической основой совершенствования государственного управления на рынке труда в РФ.

Данные исследования позволят адаптировать Программу с учетом трансформации практик трудоустройства российской молодежи в современных условиях и имеют возможность быть использованными в деятельности органов государственной власти, госкорпораций, руководителей предпринимательского сообщества.

Результаты анализа выполненных по данной проблематике исследований показывают, что часть работ посвящена проблеме социально-трудового потенциала молодежи, а также рассматриваются весьма актуальные проблемы недостаточного регулирования рынка труда.

Проблемы социальной мобильности в период трансформации российского общества освещены в исследованиях, проводимых в ФНИСЦ РАН.

Задачами данных исследований являлись: систематизация теоретико-методологических подходов и анализ проблем государственного регулирования рынка труда в условиях глобализации экономических процессов, создание цифровой экономики; выявление несоответствий спроса и предложения рабочей силы на современном российском рынке труда и др.

Результаты анализа выполненных работ показывают, что требуется проработка вопроса трансформации практик трудоустройства российской молодежи с учетом изменившейся ситуации на рынке труда, необходимости содействия занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) будут находиться в зоне рисков, связанных с незанятостью.

Необходимо рассмотреть вопросы управления молодежной занятостью; определить критические проблемы на рынке труда и перспективы в совер-

шенствовании управленческой деятельности в данной области; обосновать ключевые направления и организационные механизмы государственного управления, основы взаимодействия между образовательными учреждениями и трудоустройством молодежи в условиях требования рынка труда к квалифицированным специалистам и др.

В этой связи для обоснования необходимого количества выпускников образовательных учреждений по тем или иным специальностям в зависимости от потребностей Российской экономики может применяться теория массового обслуживания (ТМО).

Задачей использования теории массового обслуживания при трудоустройстве молодежи заключается в разработке рекомендаций по эффективному использованию системы профильные классы общеобразовательной школы-высшее учебное заведение-предприятие-заказчик кадрового потенциала и организации их работы,направ-ленной на обеспечение эффективности обслуживания при оптимальных затратах финансовых средств.

Такие подходы уже используются экономическими флагманами нашей экономики. Так, крупнейшая интегрированная нефтегазохимическая компания России ООО «СИБУР-Тобольск» проводит комплекс мероприятий, направленных на профориентацию молодежи. Процесс подготовки молодых кадров начинается в старших классах общеобразовательных учреждений.

Преподаватели проводят семинарские занятия и элективные курсы, поэтому у учащихся на начальном этапе формируются общие сведения о будущей профессии. В период обучения в вузе студенты проходят корпоративную практику в ООО «СИБУР-Тобольск», участвую в конференциях и практических тренингах для работников предприятия, а наиболее успешные выпускники могут заключить договор для последующего трудоустройства.

Данный подход позволяет значительно повысить эффективность распределения молодежи при трудоустройстве,

193

в том числе за счет перераспределением бюджетных мест в ВУЗах и оптимизации расходования бюджетных средств.

Методический подход к решению данной задачи заключается в том, что заявкой (или требованием) в данном случае выступает спрос на удовлетворение потребности в тех или иных квалифицированных специалистах.

Каналами обслуживания являются общеобразовательные и образовательные учреждения.

Главная особенность данной задачи в спектре применения в данной области, зависимость качества исходных данных (т.е. результатов анализа рынка труда) и получаемых рекомендаций от внешних факторов: частоты поступления заявок по категориям профессий и сложности подготовки тех или иных специалистов (а значит и времени их исполнения).

Таким образом, результаты анализа сложившейся ситуации на молодежном рынке труда в Российской Федерации, а также результатов проведенных научных исследований позволяют сформулировать следующие основные направления деятельности по повышению эффективности работы в данной области: в рамках профориентации ввести информирование учащихся о профессиях, которые востребованы на рынке труда, об образовательных учебных заведениях, где можно получить соответствующее образование;

стимулировать молодежь поступать в учебные заведения на специальности, которые пользуются спросом на рынке труда, например, путем увеличения бюджетных и льготных мест, а также созданием профильных предпрофессиональ-ных классов;

ввести системное сотрудничество высших и средних профессиональных учебных заведений с предприятиями и организациями, которые предоставляют рабочие места;

рассмотреть вопрос о возрождении системы трудоустройства выпускников;

продолжить проведение научных исследований в данной области с учетом оценки потребностей работодателей и изменяющихся внешних условий.

Литература

1. Андреева Н.С. Проблема трудоустройства молодежи // Вестник молодежной науки. 2017. № 3 (10). С. 1-7 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problema-trudoustroystva-molodezhi-1 (дата обращения: 18.11.2019).

2. Гитман М., Столбов В., Гитман Е. Дуальная образовательная программа: зарубежный опыт и российские перспективы // Высшее образование в России. 2006. № 10. С. 16-22.

3. Журавлева И.И., Тимошко-ва Н.Д. Исследование проблем трудоустройства молодежи // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. № 1 (6). С. 44-48. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problemtrudoustroystva-molodezhi (дата обращения: 18.11.2019).

4. Ивченко Г. И., Каштанов В.А., Коваленко И.Н. Теория массового обслуживания. - Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1982. -256 с.

5. Приложение № 2 к постановлению Исполкома ФНПР от 15.02.2023 № 2-4 Аналитический доклад «Практика работы региональных государственных органов по реализации программ занятости молодёжи».

6. Саралинова Д.С. Приоритеты развития молодежной политики Чеченской Республики // Молодой ученый. -2016. - № 11. - С. 953-954. - URL https://moluch.ru/archive/115/30857/ (дата обращения: 18.11.2019).

7. Скударева Н.З. Проблема трудоустройства молодежи на рынке труда // Вестник МФЮА. 2017. № 1. С. 294-301 URL: https://cyberleninka. ru/article/n/problema-trudoustroystva-molodezhi-na-rynke-truda (дата обращения: 18.11.2019).

8. Стенограмма заседания Государственного Совета, посвящённого вопросам реализации молодёжной политики в современных условиях, от 22.12.2022.

9. Устинова К.А., Попов А.В. Объективные и субъективные барьеры трудоустройства молодежи в совре-

194

менной России // Вестник НГУЭУ. 2018. № 3. С. 51-64. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/obektivnye-i-subektivnyebariery-trudoustroystva-molodezhi-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 18.11.2019).

10. Чижикова Е.С. Модель взаимодействия «школа-вуз-предприятие» и ее роль в адаптации молодых специалистов // Наука и образование: новое время. 2017. № 6.

11. Шаповалова И.С., Маликова Е.В. Реализация государственной молодежной политики в России: региональный аспект // Теория и практика общественного развития. 2018. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/realizatsiya-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politikiv-rossii-regionalnyy-aspekt (дата обращения: 18.11.2019).

12. Chemnitz University of Technology. -http:// www.tu4chemnitz.de/en/studium/ degrees.php

13. Nanyang Technological University. The Dual Degree Program for Master of Science in Micro Electro Mechanical Systems (MEMS) Engineering offered by NTU and ESIEE. - http://www.ntu. edu.sg/mae/academic/ graduate/MSC/ MSc(MEMS)/

ON IMPROVING THE EFFICIENCY OF MANAGEMENT ACTIVITIES TAKING INTO ACCOUNT THE EMPLOYMENT PRACTICES OF RUSSIAN YOUTH IN MODERN CONDITIONS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Savenkova A.S., Slomyansky P.V.

Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia,

The article discusses the main problems of youth employment in the Russian Federation and the reasons that do not allow young professionals to find a job. The article presents an analysis of Rosstat data on youth employment after graduation from higher educational institutions. The role of the state and public organizations in increasing youth employment is highlighted. The main directions of solving this problem are formulated taking into account the conduct of scientific research. According to the results of the analysis, it is concluded that it is necessary to study the issue of transformation

of employment practices of Russian youth, taking into account the changed situation on the labor market, the need to promote the employment of students and graduates whose training areas (specialties) will be in the risk zone associated with unemployment. The authors note that the formulated theoretical and methodological base and the practical results obtained will serve as a methodological basis for improving public administration in the labor market in the Russian Federation.

Keywords: youth, employment, employment, public organizations, career guidance, scientific research, methodological recommendations.

References

1. Andreeva N.S. The problem of youth employment // Bulletin of Youth Science. 2017. No.3 (10). pp. 1-7 URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/problema-trudoustroystva-molodezhi-1 (accessed: 18.11.2019).

2. Gitman M., Stolbov V., Gitman E. Dual educational program: foreign experience and Russian prospects // Higher education in Russia. 2006. No. 10. pp. 16-22.

3. Zhuravleva I.I., Timoshkova N.D. Research of youth employment problems // Business education in the knowledge economy. 2017. No.1 (6). pp. 44-48. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problemtrudoustroystva-molodezhi (date of reference: 18.11.2019).

4. Ivchenko G. I., Kashtanov V.A., Kovalen-ko I.N. Theory of queuing. - Textbook for universities. - Moscow: Higher School, 1982. - 256 p

5. Appendix No. 2 to the resolution of the Executive Committee of the FNPR dated 02/15/2023 No. 2-4 Analytical report "The practice of the work of regional state bodies for the implementation of youth employment programs".

6. Saralinova D.S. Priorities of development of youth policy of the Chechen Republic // Young scientist. - 2016. - No.11. -PP. 953-954. - URL https://moluch.ru/ar-chive/115/30857 / (accessed: 18.11.2019).

7. Skudareva N.Z. The problem of youth employment in the labor market // Bulletin of MFUA. 2017. No. 1. pp. 294-301 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-trudoustroystva-molodezhi-na-rynke-truda (date of address: 18.11.2019).

8. Transcript of the meeting of the State Council on the implementation of youth policy in modern conditions, dated 22.12.2022.

195

9. Ustinova K.A., Popov A.V. Objective and subjective barriers to youth employment in modern Russia // Vestnik NGUEU. 2018. No.3. pp. 51-64. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/obektivnye-i-subektivnyebariery-trudoustroystva-molodezhi-v-sovremennoy-rossii (accessed: 11/18/2019).

10. Chizhikova E.S. The model of interaction "school-university-enterprise" and its role in the adaptation of young professionals // Science and Education: novoe vremya. 2017. № 6.

11. Shapovalova I.S., Malikova E.V. Implementation of the state youth policy in Russia: regional aspect // Theory and practice

of social development. 2018. No.6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politikiv-rossii-regionalnyy-aspekt (accessed:

18.11.2019).

12. Chemnitz University of Technology. - http:// www.tu4chemnitz.de/en/studium/degrees. php

13. Nanyang Technological University. The Dual Degree Program for Master of Science in Micro Electro Mechanical Systems (MEMS) Engineering offered by NTU and ESIEE. -http://www.ntu.edu.sg/mae/academic/ grad-uate/MSC/MSc(MEMS)/

196

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.