Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асриянц Каринэ Геннадьевна, Магомедова Зайнаб Шамильевна, Рябых Ксения Васильевна

В статье представлены результаты анализа занятости и трудоустройства молодежи на рынке труда. Выявлены текущие проблемы молодежного сегмента рынка труда, проведен анализ негативных изменений на рынке труда, вызванных пандемией COVID-19, рассмотрена государственная программа содействия занятости молодежи, а также выявлены направления адаптации и уточнения данной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF EMPLOYMENT AND EMPLOYMENT OF YOUTH IN THE LABOR MARKET

The article presents the results of the analysis of employment and employment of youth in the labor market. The current problems of the youth segment of the labor market were identified, the analysis of negative changes in the labor market caused by the COVID-19 pandemic was carried out, the state program for promoting youth employment was considered, and the directions of adaptation and refinement of this program were identified.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_4_343 УДК 331.5

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА

Асриянц Каринэ Геннадьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: divikas@mail.ru

Магомедова Зайнаб Шамильевна,

магистр 3 года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: zainab1997zauka@gmail.com

Рябых Ксения Васильевна,

магистр 3 года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: xxxen96@mail.ru

В статье представлены результаты анализа занятости и трудоустройства молодежи на рынке труда. Выявлены текущие проблемы молодежного сегмента рынка труда, проведен анализ негативных изменений на рынке труда, вызванных пандемией COVID-19, рассмотрена государственная программа содействия занятости молодежи, а также выявлены направления адаптации и уточнения данной программы.

Ключевые слова: рынок труда; занятость; трудоустройство; молодежь; государственное регулирование; законодательство; государственная программа.

UDC 331.5

STATE REGULATION OF EMPLOYMENT AND EMPLOYMENT OF YOUTH IN THE LABOR MARKET

Asriyants Karine Gennadievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: divikas@mail.ru

Magomedova Zainab Shamilevna,

Master of 3 years of study in the direction "State and Municipal Administration", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: zainab1997zauka@ gmail.com

Ryabykh Ksenia Vasilievna,

Master of 3 years of study in the direction "State and Municipal Administration", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: xxxen96@mail.ru

The article presents the results of the analysis of employment and employment of youth in the labor market. The current problems of the youth segment of the labor market were identified, the analysis of negative changes in the labor market caused by the COVID-19 pandemic was carried out, the state program for promoting youth employment was considered, and the directions of adaptation and refinement of this program were identified.

Keywords: labor market; employment; employment; young people; government regulation; legislation; Government program.

В настоящее время для развития молодежного рынка труда необходима государственная поддержка, так как эффективное взаимодействие молодежи и государства будет способствовать минимизации напряженности в молодежном обществе.

Занятость молодого поколения - сложная многосторонняя проблема, носящая межведомственный характер. Под занятостью понимается обеспеченность молодежи общественно необходимой работой, приносящей какой-либо доход.

Государственное регулирование трудоустройства молодежи - это система мер

государства, позволяющая молодому поколению профессионально самореализовываться.

Согласно исследованию международной аудиторско-консультационной сети FinExpertiza, к концу 2020 г. число занятых в России сократилось на 1,65 млн чел., из которых 1 млн - это работники в возрасте до 30 лет [1].

Так, из 1,65 млн чел., потерянных на российском рынке труда в 2020 году, 1,01 млн составляют работники в возрасте 15-29 лет включительно, 12,17 млн - в декабре 2020 г. по сравнению с 13,18 млн в 2019 г. (см. рис. 1).

12

10 8 6 4

0

2010 год

16,9

16,9

16,6 16,7 16,3 15,

12,7

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Рисунок 1 - Численность занятой молодежи в 2010-2020 гг., млн чел. [6]

За один год российская экономика потеряла 7,7 %, или каждого тринадцатого молодого работника. Снижение числа трудоустроенной молодежи в конце 2020 г. является максимальным.

Как показал анализ негативных изменений на рынке труда, вызванных пандемией COVID-19, молодые люди пострадали больше, чем лица старших возрастов. Это связано с тем, что значительная часть молодых людей занята на временной работе или на неполной занятости, и поэтому подвержена большему риску потерять работу.

Отдельные регионы за 2020 г. лишились пятой части молодых работников (рис. 2).

На основании исследования регионов с максимальным сокращением работников в возрасте до 30 лет можно сделать вывод, что

самое значительное уменьшение численности занятых выявлено в Амурской и Мурманской областях, а также в Северной Осетии.

В целом в последние годы наблюдается четкая тенденция к снижению уровня занятости молодежи: если в 2017 г. средний показатель составлял 54 %, то в 2020 г. - 49,8 %. В то же время, согласно прогнозам развития рынка труда Минтруда России, разработанным при создании стратегических инициатив Правительства РФ по социально-экономическому развитию России до 2030 г. [2], именно молодежь должна стать ключевой возрастной группой для обеспечения ускоренного развития страны.

Этот факт, а также задача, поставленная главой государства [3], побудили разработать долгосрочную программу содействия

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ

2

-13,5% [ -13,9% □ -14,3% I -14,5% | -14,6% | -15,6% | -15,8% |

Курская область

Архангельская область

Республика Алтай

Мордовия

Хакасия

Севастополь

Бурятия

-17,3%

Мурманская область

-19,9% [

Северная Осетия

-22,2%

Амурская область

Рисунок 2 - Регионы с максимальным сокращением работников в возрасте до 30 лет [1]

занятости молодежи. Преимущества и недостатки проекта программы обсуждались экспертами Государственной Думы.

Долгосрочная программа поддержки занятости молодежи будет реализована в два этапа. В частности, первый этап продлится с 2022 по 2024 г. [5] и будет включать:

- развитие некоторых подсистем портала «Работа в России» для формирования публичной информации о состоянии рынка труда и прогнозов его развития;

- разработку законодательных изменений, необходимых для расширения возможностей трудоустройства молодежи;

- реализацию индивидуальных проектов по развитию молодежного предпринимательства.

Эффективность этих мер определит второй этап программы (2025-2030 гг.).

По результатам обсуждения в Государственной Думе, концептуальный проект долгосрочной программы занятости молодежи, разработанный Минтрудом России, поддержан профильными министерствами и ведомствами, а также экспертным сообществом.

Однако некоторые положения программы нуждаются в адаптации или уточнении:

1. Программа делает акцент на молодых людях в возрасте до 30 лет, тогда как согласно Федеральному закону «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489-ФЗ, молодежью считаются лица в возрасте от 14 до 35 лет включительно. Представляется, что включение в программу

содействия занятости молодежи только лиц моложе 30 лет в корне неправомерно.

2. Эксперты обеспокоены предложением закрепить в законе возможность прохождения практики путем найма студентов на основе срочных трудовых договоров. Как отмечают представители Федерации независимых профсоюзов России, молодые люди, проходящие практическое профессиональное обучение в таком формате, фактически будут лишены права заключить свой первый трудовой договор на неопределенный срок после окончания обучения без условия об испытательном сроке. В соответствии со ст. 70 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ он не устанавливается для лиц со средним профессиональным или высшим образованием, впервые поступающих на работу по специальности в течение одного года со дня окончания обучения.

3. В случае «профессиональных» стажировок молодые люди не могут получить статус молодого специалиста, который в настоящее время гарантирует дополнительные льготы для этой категории работников на основании актов, принятых на региональном уровне или на уровне работодателей, поскольку молодые специалисты - это лица определенной возрастной категории, впервые претендующие на работу, соответствующую их квалификации. Аналогичное определение этого понятия содержится в п. 6 ст. 2 закона «О молодежной политике в Российской Федерации».

В связи с этим ФНПР считает, что стажировки могут и должны оплачиваться, но считает недопустимым квалифицировать их как первую работу.

Конечно, проект долгосрочной программы поддержки занятости молодежи еще будет дорабатываться: до 1 ноября Минтруд России собирал мнения и предложения из регионов, а в ближайшее время планируется рассмотреть программу на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений [5].

В заключение отметим, что пандемия, на-

Список литературы_

чавшаяся в 2020 г., оказала негативное влияние как на рынок труда, так и на общее и профессиональное образование, с особенно серьезными последствиями для молодежи. Проведенный анализ сфокусирован на общероссийской картине. В некоторых российских регионах ситуация может оказаться значительно хуже. И решать такие проблемы необходимо в рамках отдельных регионов с учетом их специфики. Однако меры по развитию занятости молодежи не должны ограничиваться только принятием программы.

1. Исследование международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza «Удар по молодежи: российский рынок труда лишился более миллиона молодых работников», 2021. - URL: https://finexpertiza.ru/press -service/researches/2021/udar - po - molodezhi/ (дата обращения: 18.10.2021).

2. Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 г.: Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2021 г. № 2816-р.

3. Перечень поручений по итогам Петербургского международного экономического форума: Поручение Президента РФ от 26 июня 2021 г. № Пр-1096.

4. Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения: 17.10.2021).

5. Шувалова М. Молодежная занятость: как вовлекать молодых людей в экономику уже на этапе получения образования, не мешая их обучению / М. Шувалова. - URL: https://www.garant.ru/article/1492913/ (дата обращения: 22.10.2021).

References_

1. Research of the international audit and consulting network FinExpertiza «Blow on youth: the Russian labor market lost more than a million young workers», 2021. URL: https://finexpertiza.ru/press - service/researches/2021/udar-po-molodezhi/ (date of access: 18.10.2021).

2. Labor Code of the Russian Federation of 12/30/2001 Nо 197-FZ (as revised on 06/28/2021, as amended on 10/06/2021) (as amended and supplemented, entered into force on 09/01/2021).

3. List of instructions following the results of the St. Petersburg International Economic Forum: Instruction of the President of the Russian Federation of June 26, 2021, Nо Pr-1096.

4. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (date of access: 17.10.2021).

5. Shuvalova M. Youth employment: how to involve young people in the economy already at the stage of education, without interfering with their education. Guarantor of November 3, 2021. URL: https://www.garant.ru/article/1492913/ (date of access: 10/22/2021).

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.